На прошлогоднем фестивале «Кинотавр» в Сочи показали дебютный полнометражный фильм режиссёра Петра Левченко «Куратор» с Юрием Цурило в главной роли. Кинокартина, основанная на реальной криминальной истории, номинировалась на главный приз. В сентябре 2020 года фильм вышел в посткарантинных кинотеатрах.
Алексей Киреенко посмотрел «Куратора» на большом экране и задал несколько вопросов автору.
Начальные титры сопровождает фраза:
«Фильм является художественным вымыслом, основанным на реальных событиях».
Как я узнал, это коллективная позиция авторов, которые на уровне сценария отсылают к делу «красногорского стрелка», но не воссоздают его документально. Стоит вспомнить эту историю, мелькавшую в прессе осенью 2015 года.
19 октября 2015 года в Красногорске были убиты четверо человек — первый замглавы района, руководитель «Красногорского предприятия электрических сетей», сотрудник службы безопасности газеты «Московский комсомолец» и местный водочный бизнесмен. Подозреваемый, объявленный в федеральный розыск и заочно обвинённый в убийстве — ответственный за строительство домов в Павшинской пойме Амиран Георгадзе, совладелец более 20 разнопрофильных компаний, член партии «Единая Россия». В Москве и области был введён план «Перехват». За помощь в задержании стрелка МВД обещало миллион рублей. 23 октября «красногорского стрелка» нашли мёртвым на собственной даче в районе деревни Тимошкино.
Неизвестна точная причина жестокой мести: то ли чиновники не сдержали обещаний по сделке, то ли Георгадзе «отодвинули» от госзаказов по строительству, то ли в администрации обещали, но не помогли с оформлением земли. Трагедия случилась, ушла, не оставив след в памяти страны. О деле в прессе говорили не очень громко, а если и писали, то обязательно с большим негативом. Не буду строить догадки о том, что дело о потерянном бизнесе подмосковного предпринимателя замяли специально — об этом фильм «Куратор».
Не хочется отмечать и сценарные недостатки фильма — это кратко и ёмко сделал «КиноПоиск». Добавлю, что сюжетные ходы местами действительно приходится додумывать самому, ведя арки персонажей до логичных поворотов и логических точек. Сложно напрямую и без раздумий установить связь вставного эпизода с детской постановкой в театре, но об этом ниже.
Слишком резкие звуковые переходы от тишины к громкому звуку можно подбить под желание авторов создать максимально некомфортную атмосферу. Персонажей фильма постоянно сопровождает гул строительных работ, даже в закрытой комнате герои слышат стройку издалека, приглушённо — все здесь повязаны друг с другом строительным бизнесом.
Изображение очень часто рябит тенями, замкнутое пространство резко сменяется природным окружением города Кузнецкого — киноаналога Красногорска. Цветовая палитра фильма на большую часть состоит из оттенков серого. Интересно, но в первые пять минут кинопоказа в зале нам забыли выключить свет. Все четыре зрителя в пустом зале оказались в странном положении — серое стало ослепительно белым, практически ничего не было видно.
Камера в руках дебютанта Евгения Родина постоянно балансирует между выверенными кадрами, симметричными постановками и полной дезориентацией. На экране появляются редкие человеческие лица, выражающие скорбные эмоции, часто в кадр попадают и задерживаются чисто символические детали — свежий бетон в корыте, тускло горящая лампа в комнате скрывающегося бизнесмена. Ручная камера, которая следит за происходящим из-за мощной спины Куратора (Юрий Цурило), фиксирует разворачивающуюся трагедию с беспристрастной точностью — для зрителя нет стороны, которой можно сопереживать.
Мне удалось задать несколько вопросов режиссёру фильма «Куратор» Петру Левченко.
— В «Бюллетене кинопрокатчика» написали, что атмосфера «Куратора» созвучна фильмам Германа. В чём ты видишь сходство «Куратора» с работами Германа?
— Герман для меня особенный режиссёр. Я бы сказал, самый главный режиссёр в моей жизни. И недосягаемая величина. Поэтому у меня язык не поворачивается на полном серьёзе искать сходства в наших работах. Могу отметить лишь формальные вещи. Как и Герман в «Лапшине», мы взяли криминальную, жанровую основу и сделали её фоном для разговора совсем о другом. Ну и, конечно, Юрий Алексеевич Цурило, исполнитель роли Куратора — любимый актёр Германа, он принёс с собой на съёмочную площадку частичку германовского мира. Вообще, такое сравнение безумно ободряет, хотя и откровенная лесть.
— Ты задумывал основной сюжет фильма с оглядкой на «Лапшина»?
— Написание сценария к фильму — это такая долгая варка в котле множества ингредиентов: личных впечатлений, фильмов, книг. И частичка Лапшина, Хрусталёва тоже в этот котёл, наверное, попала. Это всё процессы несознательные.
— Понял тебя. Мне, как теоретику, казалось, что авторы сознательно берут ориентацию на какие-то вещи из прошлого, из истории. Вот, например, почему в фильм вошла детская постановка истории про золотое руно?
— Моя мама работает в школе, и это сценарий её школьной постановки с детишками. Первоначально я хотел, чтобы постановка была максимально далека от сюжета фильма. Чтобы эта сцена работала лишь на создание контраста двух миров, детского и взрослого. Понимаю вопрос, но это, условно говоря, не постановка из «Гамлета», которая становится двигателем сюжета. Но как оказалось, связи всё же возникли — Колхида, похищение руна. А ориентации, мне кажется, они только неосознанные могут быть. Будто «в первый раз» нужно написать. Не знаю, понятно ли говорю. Если же говорить себе «хочу как у Германа, хочу как у Пую», мертворождённый получится сценарий и следом фильм.
— Про Колхиду понятно — Грузия. Но какое руно похищают в «Кураторе»?
Чисто технически это наш Димур. Пелий хочет увезти его в Колхиду. Но это всё опять же, от головы. Эта глупая параллель возникла уже на монтаже и значения не имеет большого (улыбается).
— Как проходили съёмки сцены с детской постановкой? Приходилось как-то особенно настраивать детей? Они выглядят максимально непринуждённо.
Дети все из одной частной театральной школы. Можно сказать, уже сыгранный коллектив. И работа с ними была беспроблемной и заряжающей. Потому что только в их детском мире есть живая эмоция. На фоне наших старых, лысых решал.
— Из чего убивает Димур? Я не успел разглядеть, но, кажется, в руках у него винтовка или автомат. Зачем Александр в самом начале фильма выкрал пистолет с места преступления, который потом и сыграл роковую роль?
— Хороший вопрос от внимательного зрителя. Он убивает из этого пистолета. Именно поэтому он нужен Куратору для имитации самоубийства. Но автомат действительно виден в кадре — наш небольшой киноляп. Точнее — последствие двух удалённых сцен.
— А что должно было быть в невошедшем?
— Это уже тайна (улыбается).
— Скажи, если это не является секретом, как удалось получить поддержку Министерства культуры? Бил питчинг и…
— Ну, у меня был очень хороший продюсер, Катя Филиппова, я ей за всё очень благодарен. И что уж там, хороший сценарий и хороший питчинг. Тут никаких секретов нет, всё очень удачно сложилось тогда. И в том числе с Катей, которая была очень нацелена именно на историю красногорского стрелка. Её удивляло, что ещё никто ничего не снял и не написал по её мотивам. И вот ей абсолютно случайно попадает мой сценарий.
— В чём «наша непричастная причастность» твоего фильма, о которой говорила продюсер на пресс-конференции?
— Хочется верить, что фильм говорит сам за себя в этом вопросе. Всё же там жертвы, в общем-то, винтики. Абсолютно инертные. А инертность и есть та самая причастность непричастная.
— И о планах. Какие новые проекты?
Уже почти три года работаю над сценарием по мотивам «Записок из мёртвого дома» Достоевского… Очень надеюсь, всё сложится, и именно этот проект станет следующим.