Десять отечественных фильмов про курорты

Фено­мен курор­тов в миро­вом кине­ма­то­гра­фе появ­ля­ет­ся после Вто­рой миро­вой вой­ны, когда лет­ний отдых ста­но­вит­ся мас­со­вым. До это­го курор­ты были доступ­ны для ари­сто­кра­тов и состо­я­тель­ных семей, или тех немно­гих, кому тре­бо­вал­ся отдых по состо­я­нию здо­ро­вья. К курорт­ным филь­мам мож­но было бы отне­сти все филь­мы о лет­нем отды­хе, в кото­рых фигу­ри­ру­ют дачи, пан­си­о­на­ты, дет­ские лаге­ря или где дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на фоне южных деко­ра­ций. Одна­ко, это не совсем пра­виль­но, так как если кино о курор­те, то дей­ству­ю­щи­ми лица­ми долж­ны быть отды­ха­ю­щие, и место дей­ствия долж­но соот­вет­ство­вать — пре­иму­ще­ствен­но это юг.

Несмот­ря на то, что южная мест­ность фигу­ри­ру­ет в совет­ских филь­мах доволь­но часто, кар­тин о курор­тах в совет­ское вре­мя сня­то отно­си­тель­но мало. Свя­за­но это с тем, что в Рос­сии лето корот­кое, неза­мет­но начи­на­ет­ся и так­же закан­чи­ва­ет­ся, да и отдых на юге был не все­гда досту­пен — дачи были не у всех, выезд за гра­ни­цу огра­ни­чен, а про лич­ный транс­порт и гово­рить не сто­ит. Одна­ко счаст­лив­чи­кам всё-таки уда­ва­лось отдох­нуть по путёв­ке или же у живу­щих на юге род­ствен­ни­ков. Часто это были пред­ста­ви­те­ли интел­ли­ген­ции, кото­рые пре­иму­ще­ствен­но и изоб­ра­же­ны в совет­ских филь­мах о курор­тах. В СССР лен­ты о южном отды­хе поль­зо­ва­лись у зри­те­лей попу­ляр­но­стью, о чём сви­де­тель­ству­ют боль­шие кас­со­вые сборы.

Рас­смот­рим на при­ме­рах деся­ти кар­тин, как суще­ство­вал и раз­ви­вал­ся жанр курорт­но­го кино в совет­ском, а затем и рос­сий­ском кинематографе.


Дама с собачкой (1960, реж. Иосиф Хейфиц)

Фильм Иоси­фа Хей­фи­ца, сня­тый по рас­ска­зу Анто­на Чехо­ва, с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми мож­но счи­тать пер­вым совет­ским филь­мом о курор­те. В филь­ме изоб­ра­же­но дру­гое вре­мя, эпо­ха и люди, одна­ко место дей­ствия будет оста­вать­ся неиз­мен­ным и в после­ду­ю­щих лен­тах о юге. Лите­ра­тур­ная осно­ва дела­ет его по-сво­е­му при­ме­ча­тель­ным, отсы­лая к утра­чен­но­му про­шло­му. В этом плане кар­ти­на Хей­фи­ца инте­рес­на и как сво­е­го рода доку­мент, так как пока­зы­ва­ет, каким был рос­сий­ский курорт до рево­лю­ции. Лишён­ная соци­аль­ной про­бле­ма­ти­ки, лен­та выгля­дит отчуж­дён­ной на фоне осталь­но­го мас­си­ва совет­ских фильмов.

Исто­рия начи­на­ет­ся с того, что устав­ший от обы­ден­но­сти семей­ной жиз­ни Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Гуров на отды­хе в Ялте встре­ча­ет оди­но­ко про­гу­ли­ва­ю­щу­ю­ся по набе­реж­ной незна­ком­ку, имя кото­рой Анна Сер­ге­ев­на. Она пред­став­ля­ет собой тип утон­чён­ной нату­ры, с мелан­хо­ли­че­ским взгля­дом и несчаст­ной судь­бой. Анна Сер­ге­ев­на рано вышла замуж за чело­ве­ка, кото­ро­го нико­гда не люби­ла и не ува­жа­ла. Гуро­ву уда­ёт­ся её заин­те­ре­со­вать, и их чув­ства друг к дру­гу по ходу филь­ма пере­рас­та­ют в непод­дель­ную любовь. Но отпуск вско­ре закан­чи­ва­ет­ся и нуж­но воз­вра­щать­ся к не вызы­ва­ю­щей инте­ре­са жизни.

При­глу­шён­ные тона чёр­но-белой кар­тин­ки и пунк­тир чехов­ско­го сюже­та поз­во­ля­ют «Даме с собач­кой» оста­вать­ся уни­вер­саль­ной исто­ри­ей о курорт­ном романе, кото­рая даже при бес­ко­неч­ном вос­про­из­ве­де­нии не теря­ет сво­ей актуальности.

В 1960 году «Дама с собач­кой» была номи­ни­ро­ва­на на золо­тую паль­мо­вую ветвь Канн­ско­го фести­ва­ля, одна­ко, несмот­ря на поло­жи­тель­ные отзы­вы запад­ных кине­ма­то­гра­фи­стов, вклю­чая Инг­ма­ра Берг­ма­на, оста­лась без призов.

О твор­че­стве Иоси­фа Хей­фи­ца читай­те в нашем мате­ри­а­ле «Иосиф Хей­фиц. Ровес­ник совет­ско­го кино».


Три плюс два (1963, реж. Генрих Оганисян)

Сюжет это­го совет­ско­го ром­ко­ма пре­дель­но прост. Трое мос­ков­ских дру­зей при­ез­жа­ют в Крым, что­бы отдох­нуть «дика­ря­ми» вда­ли от циви­ли­за­ции. Все они — пред­ста­ви­те­ли совет­ской интел­ли­ген­ции: вете­ри­нар (Андрей Миро­нов), дипло­мат (Евге­ний Жари­ков) и док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук (Ген­на­дий Нилов). Но их пла­ну не суж­де­но сбыть­ся, так как их дикар­ский быт нару­ша­ют вне­зап­но появив­ши­е­ся две девуш­ки, утвер­жда­ю­щие, что место, где отды­ха­ют дру­зья, дав­но ими заня­то, и в каче­стве дока­за­тель­ства барыш­ни выка­пы­ва­ют бутыл­ку с остав­лен­ным пись­мом. В ито­ге им при­хо­дит­ся делить одно место на две ком­па­нии. Меж­ду ними начи­на­ет­ся шуточ­ная вой­на, кото­рая впо­след­ствии пере­рас­та­ет в любовь.

Инте­рес­но наблю­дать за раз­ви­ти­ем отно­ше­ний пер­со­на­жей, так как интим здесь не более, чем коми­че­ский при­ём. О том, как мог­ло раз­ви­вать­ся дей­ствие кар­ти­ны на самом деле, оста­ёт­ся догадываться.

Суще­ству­ет две вер­сии филь­ма: пер­вая — широ­ко­фор­мат­ная, и вто­рая — обыч­ная, 4:3. В свя­зи с этим каж­дую сце­ну при­хо­ди­лось сни­мать по два раза. В ито­ге вари­ант филь­ма для широ­ких экра­нов ока­зал­ся на 11 минут доль­ше обыч­ной вер­сии. Одна­ко посмот­реть широ­ко­фор­мат­ную вер­сию мог­ли немно­гие, так как не во всех совет­ских кино­те­ат­рах это было тех­ни­че­ски осу­ще­стви­мо. Дол­гое вре­мя этот вари­ант филь­ма счи­тал­ся уте­рян­ным, одна­ко в 2014 году на теле­ви­де­нии состо­я­лась пре­мье­ра най­ден­ной картины.

Сто­ит отме­тить, что после выхо­да филь­ма «дикар­ский» отдых на юге при­об­рёл мас­со­вый харак­тер. В 2006 году вышел сво­е­го рода ремейк «Три плюс два» под назва­ни­ем «Дика­ри», в кото­ром сыг­ра­ли мно­гие извест­ные актё­ры, сре­ди кото­рых Гоша Куцен­ко, Марат Баша­ров, Кон­стан­тин Юшке­вич, Вла­ди­слав Гал­кин и другие.


Опекун (1970, реж. Альберт Мкртчян)

Обли­чи­тель­ный фильм вос­пи­та­ния туне­яд­ца. Герой Алек­сандра Збру­е­ва, встре­тив утро в вытрез­ви­те­ле после оче­ред­ной пьян­ки, теря­ет рабо­ту. Дру­зья пред­ла­га­ют ему устро­ить­ся на метал­лур­ги­че­ский ком­би­нат, одна­ко тяжё­лая рабо­та не пре­льща­ет при­вык­ше­го к празд­но­му без­де­лью Мишу, и он едет на чер­но­мор­ский курорт к сво­ей ста­рой подру­ге Любе (Кла­ра Луч­ко). Та, не желая содер­жать без­дель­ни­ка, устра­и­ва­ет его опе­ку­ном пре­ста­ре­лой сосед­ки, дабы най­ти ему хоть какое-то заня­тие. В этот момент у Миши появ­ля­ет­ся идея полу­чить наслед­ство, и он с ответ­ствен­но­стью начи­на­ет испол­нять все прось­бы опе­ка­е­мой им женщины.

Друг Миши, без­на­дёж­ный алко­го­лик и туне­ядец со ста­жем Тебень­ков (Геор­гий Вицин), сове­ту­ет ему бро­сить это заня­тие и занять­ся чем-то полег­че, но Миша оста­ёт­ся упор­ным в сво­их дей­стви­ях. В ито­ге он влюб­ля­ет­ся в Любу, под вли­я­ни­ем кото­рой ста­но­вит­ся на путь исправ­ле­ния. К тому же он узна­ет, что ста­руш­ка, за кото­рой он уха­жи­ва­ет, вовсе не такая бес­по­мощ­ная, как кажет­ся. В фина­ле филь­ма Миша меня­ет­ся до неузна­ва­е­мо­сти: кон­ча­ет с пьян­ством и без­де­льем и начи­на­ет работать.

Фильм сни­мал­ся в Ялте моло­ды­ми режис­сё­ра­ми сту­дии «Мос­фильм» Эдга­ром Ход­жи­кя­ном и Аль­бер­том Мкрт­чя­ном, кото­рый впо­след­ствии сни­мет такие кар­ти­ны, как «Зем­ля Сан­ни­ко­ва» (1973) и «При­кос­но­ве­ние» (1992).

Со вре­ме­нем коме­дия зате­ря­лась в оби­лии лент тех лет и на фоне филь­мов Гай­дая и Ряза­но­ва выгля­дит доволь­но блек­лой. «Опе­кун» напол­нен харак­тер­ным для совет­ско­го кино мора­ли­за­тор­ством, из-за чего сего­дня выгля­дит черес­чур старомодным.


Из жизни отдыхающих (1980, реж. Николай Губенко)

Мёрт­вый сезон на крым­ском курор­те, позд­няя осень. По сте­че­нию жиз­нен­ных обсто­я­тельств дей­ству­ю­щие лица кар­ти­ны ока­за­лись в одном из домов отды­ха на южном побе­ре­жье. Одна­ко все при­выч­ные пре­ле­сти отды­ха им недо­ступ­ны, поэто­му оста­ёт­ся вести дол­гие раз­го­во­ры ни о чём и, в то же вре­мя, обо всём сра­зу. В этой мелан­хо­лич­ной обста­нов­ке зарож­да­ет­ся любовь двух оди­но­ких и немо­ло­дых людей, кото­рые буд­то жда­ли этой встре­чи всю жизнь.

«Из жиз­ни отды­ха­ю­щих» мож­но назвать курорт­ным филь­мом наобо­рот, пото­му что от холод­ных крым­ских пей­за­жей и иро­ни­че­ских диа­ло­гов веет гру­стью. Южная осень оли­це­тво­ря­ет осо­бое состо­я­ние, в кото­ром пре­бы­ва­ют пер­со­на­жи. Она для них не толь­ко вре­мя года, свя­зан­ное с опре­де­лён­ны­ми капри­за­ми при­ро­ды, но и жиз­нен­ный этап, когда всё, что мог­ло слу­чить­ся, оста­лось поза­ди, а надеж­да на сча­стье не отпускает.

Эсте­ти­ка филь­ма Нико­лая Губен­ко в какой-то мере пред­вос­хи­ти­ла появ­ле­ние «Ассы», где крым­ский курорт так­же пока­зан в непри­выч­ных зим­них тонах.


Будьте моим мужем (1981, реж. Алла Сурикова)

Дет­ский врач (Андрей Миро­нов) отправ­ля­ет­ся в дол­го­ждан­ный отпуск на юг. По при­ез­ду ока­зы­ва­ет­ся, что в гости­ни­цах все номе­ра заня­ты, а для того, что­бы схо­дить в ресто­ран, нуж­но зани­мать оче­редь. Част­ный сек­тор тоже пере­пол­нен отды­ха­ю­щи­ми, и най­ти кры­шу над голо­вой в курорт­ном город­ке прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Герой Миро­но­ва зна­ко­мит­ся с оди­но­кой девуш­кой с ребён­ком, кото­рую игра­ет Еле­на Про­кло­ва. Их объ­еди­ня­ет общая про­бле­ма — поиск жилья. Про­кло­ва про­сит Миро­но­ва пред­ста­вить­ся сво­им мужем, так как хозяй­ка (Нина Руса­но­ва) отка­зы­ва­ет­ся сда­вать ком­на­ту оди­но­кой жен­щине с ребён­ком. Так начи­на­ет­ся исто­рия и, соб­ствен­но, закру­чи­ва­ет­ся курорт­ный роман.

Съём­ки филь­ма про­хо­ди­ли в Сочи и его при­го­ро­де Лоо. Сюжет ром­ко­ма — как чере­да совет­ских анек­до­тов. Хозяй­ка дома селит прак­ти­че­ски без каких-либо усло­вий огром­ное коли­че­ство отды­ха­ю­щих, кото­рые это­му рады — в тес­но­те да не в оби­де, а мел­кие кон­флик­ты меж­ду сосе­дя­ми — все­го лишь ирония.

В целом, кар­ти­на Аллы Сури­ко­вой — лёг­кое и неза­мыс­ло­ва­тое кино, в кото­ром запе­чат­ле­на лет­няя жизнь чер­но­мор­ско­го курор­та. Фильм стал одной из самых попу­ляр­ных оте­че­ствен­ных коме­дий о лете и вхо­дит едва ли не во все тема­ти­че­ские спис­ки. Секс-сим­вол совет­ско­го кино Андрей Миро­нов нахо­дил­ся в тот момент на пике сла­вы, а Еле­на Про­кло­ва счи­та­лась одной из самых при­вле­ка­тель­ных актрис того периода.


Спортлото-82 (1982, реж. Леонид Гайдай)

Если мы заго­во­ри­ли о совет­ском кино, то нель­зя обой­тись и без Гай­дая — коро­ля коме­дий эпо­хи застоя. К жан­ру курорт­но­го кино мож­но было бы отне­сти его ран­ний фильм «Кав­каз­ская плен­ни­ца» (1966), одна­ко, если подроб­но при­гля­деть­ся к сюже­ту, то мы уви­дим, что Шурик едет на юг не для того, что­бы отды­хать, он зани­ма­ет­ся иссле­до­ва­ни­ем мест­но­го фольк­ло­ра. Съём­ки «Спорт­ло­то-82» про­хо­ди­ли ров­но там же, где 16 лет назад Гай­дай как раз сни­мал «Кав­каз­скую пленницу».

Сюжет филь­ма сле­ду­ю­щий: выиг­рыш­ный билет лоте­реи теря­ет­ся по неле­пой слу­чай­но­сти в сле­ду­ю­щем на юг поез­де, на него пре­тен­ду­ют сра­зу несколь­ко чело­век, и про­цесс поис­ка пре­вра­ща­ет­ся в неза­бы­ва­е­мое при­клю­че­ние, раз­во­ра­чи­ва­ю­ще­е­ся на фоне крым­ских пей­за­жей. «Спорт­ло­то-82» — типич­ная гай­да­ев­ская лен­та, в кото­рой он исполь­зу­ет заез­жен­ные коме­дий­ные при­ё­мы. В 1982 году смех они уже не вызы­ва­ют, одна­ко пере­да­ют харак­тер­ную для юга атмо­сфе­ру непри­нуж­дён­но­сти, из-за кото­рой и сто­ит его смотреть.

Сто­ит отме­тить, что лен­та явля­ет­ся скры­той рекла­мой все­со­юз­ной лоте­реи «Спорт­ло­то». Перед выхо­дом в про­кат была про­ве­де­на мас­штаб­ная реклам­ная кам­па­ния, что и обес­пе­чи­ло кас­со­вый успех филь­му. В свою оче­редь, совет­ская кри­ти­ка встре­ти­ла кар­ти­ну доволь­но про­хлад­но, сетуя на то, что Гай­дай вышел в тираж.


Дама с попугаем (1988, реж. Андрей Праченко)

Сер­гей (Алек­сей Жари­ков) выгля­дит как насто­я­щий совет­ский ден­ди, носит загра­нич­ную одеж­ду, курит доро­гие сига­ре­ты. При­е­хав на юг, он не испы­ты­ва­ет труд­но­стей с жильём, как Андрей Миро­нов в «Будь­те моим мужем», и засе­ля­ет­ся в доро­гую гости­ни­цу. Весь отдых Сер­гей пред­став­ля­ет­ся то сек­рет­ным аген­том, то лёт­чи­ком, то сотруд­ни­ком Вне­ш­тор­га, хва­ста­ет­ся коман­ди­ров­ка­ми за рубеж и демон­стри­ру­ет зна­ние загра­нич­ной жиз­ни. Сер­гею лег­ко уда­ёт­ся изоб­ра­жать из себя иску­шён­но­го рос­кош­ной жиз­нью и загра­нич­ны­ми при­клю­че­ни­я­ми, бла­го­да­ря чему он поль­зу­ет­ся успе­хом у жен­щин, меняя их одну за другой.

Одна­ко инте­рес его при­вле­ка­ет оди­но­кая, сидя­щая на пля­же с попу­га­ем в клет­ке жен­щи­на (Свет­ла­на Смир­но­ва). Она, в отли­чие от дру­гих, не настро­е­на на курорт­ный флирт, объ­яс­няя это тем, что у неё есть интел­ли­гент­ный муж, рабо­та­ю­щий в инсти­ту­те, а сын-отлич­ник отды­ха­ет в пио­нер­ском лаге­ре непо­да­лё­ку. Попыт­ки Сер­гея поко­рить даму с попу­га­ем тщет­ны, отпуск закан­чи­ва­ет­ся и пора воз­вра­щать­ся домой.

Вто­рая часть филь­ма пере­но­сит геро­ев в Моск­ву. Ока­зы­ва­ет­ся, что Сер­гей дале­ко не тот, за кого он себя выда­вал. Он рабо­та­ет про­стым меха­ни­ком в аэро­пор­ту, а о загра­ни­це зна­ет лишь по лета­ю­щим на даль­ние направ­ле­ния само­лё­там. Жизнь дамы с попу­га­ем тоже неиде­аль­на. Сло­ва об интел­ли­гент­ном муже ока­зы­ва­ют­ся выдум­кой, а сын-отлич­ник — обык­но­вен­ный хули­ган, кото­рый по «неле­по­му сов­па­де­нию» на про­тя­же­нии все­го филь­ма дони­ма­ет глав­но­го героя, начи­ная ещё с курор­та, так как знал изна­чаль­но его насто­я­щее место рабо­ты. Кар­ти­на пред­став­ля­ет собой фильм-пере­вёр­тыш: начи­на­ясь как коме­дия, она пере­рас­та­ет в дра­му, в кото­рой пока­за­но оди­но­че­ство малень­ких людей.

«Дама с попу­га­ем», как вы мог­ли дога­дать­ся, сво­е­го рода ремейк той самой исто­рии о курорт­ном романе двух незна­ком­цев, за пре­де­ла­ми кото­ро­го над ними висит тос­ка обы­ден­ной жиз­ни. Сто­ит отме­тить, что дан­ная лен­та явля­ет­ся, пожа­луй, самой при­вле­ка­тель­ной из все­го совет­ско­го кино о курор­тах. Созда­те­ли филь­ма ухва­ти­ли нерв эпо­хи пере­строй­ки, когда быть ино­стран­цем куда желан­нее, чем оста­вать­ся совет­ским чело­ве­ком. Изоб­ра­же­ние допол­ня­ет аудио-часть: сре­ди зву­ча­щих в филь­ме песен мож­но выде­лить попу­ляр­ный в те годы дис­ко­теч­ный хит «The Final Countdown», а так­же живое испол­не­ние Гари­ком Сука­чё­вым пес­ни «Сан­тех­ник».


Дикий, дикий пляж. Жар нежных (2005, реж. Александр Расторгуев)

Доку­мен­таль­ная кар­ти­на Алек­сандра Рас­тор­гу­е­ва лома­ет все суще­ству­ю­щие сте­рео­ти­пы о лет­нем отды­хе. «Жар неж­ных» пере­кли­ка­ет­ся с лен­той Вита­лия Ман­ско­го, сня­той на три года рань­ше — «Бро­д­вей. Чёр­ное море». К сло­ву, Ман­ский высту­пил в кар­тине Рас­тор­гу­е­ва про­дю­се­ром и вто­рым сценаристом.

Пре­дель­ный нату­ра­лизм чер­но­мор­ско­го побе­ре­жья пока­зан режис­сё­ром во всей сво­ей обы­ден­но­сти. По мере про­смот­ра лен­ты при­вы­ка­ешь ко все­му, даже к самым отврат­ным сце­нам. Пред­став­лен­ные типы настоль­ко живые и узна­ва­е­мые, что порой лег­че отка­зать­ся верить про­ис­хо­дя­ще­му на экране и пред­став­лять это как сюр.

Ещё одним важ­ным свой­ством филь­ма явля­ет­ся его мно­го­жан­ро­вость. Здесь и чело­ве­че­ская коме­дия, и смерть, и любовь, одна­ко, в первую оче­редь, — южный курорт как место дей­ствия. В кар­тине есть место для всех: и для вер­блю­да, экс­плу­а­ти­ру­е­мо­го пляж­ным фото­гра­фом, и для несо­сто­яв­шей­ся актри­сы, и для «биз­не­сме­нов» с «брат­ка­ми», и для лили­пу­та, кото­ро­му устро­и­ли сва­дьбу с жен­щи­ной вдвое выше него. Заклю­чи­тель­ная новел­ла филь­ма пока­зы­ва­ет визит Вла­ди­ми­ра Пути­на в кубан­ский лагерь «Орлё­нок», нахо­дя­щий­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от дико­го пляжа.

Пол­ная вер­сия филь­ма длит­ся более пяти часов, одна­ко есть и сокра­щён­ная (2 часа 5 минут), но и она тре­бу­ет пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки. Людей со сла­бой пси­хи­кой сце­ны «Дико­го пля­жа» могут шоки­ро­вать, поэто­му перед про­смот­ром нуж­но обя­за­тель­но заду­мать­ся — сто­ит ли. Тем же, кто всё-таки решил­ся лице­зреть энцик­ло­пе­дию рус­ской жиз­ни от Алек­сандра Рас­тор­гу­е­ва, оста­ёт­ся поже­лать хоро­ше­го про­смот­ра, так как при­ла­га­тель­ное «при­ят­ный» здесь будет неуместным.


Шапито-шоу (2011, реж. Сергей Лобан)

Музы­каль­ный фильм-кар­на­вал режис­сё­ра Сер­гея Лоба­на и сце­на­рист­ки Мари­ны Пота­по­вой, зна­ко­мых ещё с вре­мён неко­гда куль­то­во­го в анде­гра­унд­ных кру­гах твор­че­ско­го объ­еди­не­ния «зАи­Би» («За ано­ним­ное и бес­плат­ное искус­ство»), мог бы стать новой «Ассой» — гим­ном поко­ле­ния нуле­вых, но не стал, канув в забы­тье. Но, по всей види­мо­сти, созда­те­ли и не пре­сле­до­ва­ли боль­шой цели, пред­на­ме­рен­но сде­лав фильм пост­мо­дер­нист­ской шут­кой. Сто­ит отме­тить, что после «Шапи­то-шоу» Лобан кино не зани­мал­ся, да и Пота­по­ва тоже, если не счи­тать пары сце­на­ри­ев для не сыс­кав­ших успе­ха про­ек­тов. Таким обра­зом, худо­же­ствен­ное выска­зы­ва­ние не нашло сво­е­го продолжения.

«Шапи­то-шоу» состо­ит из четы­рёх пере­се­ка­ю­щих­ся меж­ду собой кино­но­велл, в каж­дой из кото­рых своя про­бле­ма­ти­ка и свой сюжет. Пер­вая часть назы­ва­ет­ся «Любовь» — это «Бед­ные люди» наших дней, исто­рия двух оди­но­честв, нашед­ших любовь по пере­пис­ке, кото­рая пере­рос­ла в боль, так и не успев начать­ся. «Друж­ба» рас­ска­зы­ва­ет о четы­рёх глу­хо­не­мых дру­зьях, болель­щи­ков фут­боль­но­го клу­ба «Тор­пе­до», кото­рые поеха­ли отды­хать на море, где в ито­ге друж­ба пере­рас­тёт в пре­да­тель­ство. «Ува­же­ние» — это исто­рия вос­со­еди­не­ния отца и сына после мно­го­лет­ней раз­лу­ки. Что­бы навер­стать упу­щен­ное они отправ­ля­ют­ся в Крым, где в диких усло­ви­ях хотят заслу­жить вза­им­ное ува­же­ние. Отец — зна­ме­ни­тый рок-музы­кант, а его сын меч­та­ет о вели­ком буду­щем худож­ни­ка. В ито­ге, на фоне моря и гор, меж­ду ними разыг­ры­ва­ет­ся извеч­ное про­ти­во­сто­я­ния отцов и детей. В послед­ней новел­ле под назва­ни­ем «Сотруд­ни­че­ство» речь идёт о про­дю­се­ре Попо­ве, кото­рый носит в себе идею о том, что копия луч­ше ори­ги­на­ла. Поэто­му он устра­и­ва­ет в шапи­то-шоу двой­ни­ков, где высту­па­ют ико­ны ХХ века — Цой, Мер­кью­ри, Мон­ро, Лен­нон. В «Сотруд­ни­че­стве» схо­дят­ся сюжет­ные линии преды­ду­щих исто­рий — все герои идут смот­реть пред­став­ле­ние в шапито.

Симе­из выбран местом дей­ствия не слу­чай­но, хотя фильм о симу­ля­крах мож­но было бы снять где угод­но. Пере­пол­нен­ные пля­жи, дешё­вые забе­га­лов­ки, гряз­ные ули­цы посёл­ка, кара­оке-бары — всё это пока­зы­ва­ет зыб­кость про­ис­хо­дя­щих на экране сюже­тов. «Шапи­то-шоу», где фарс неот­де­лим от тра­ге­дии, все­ми прав­да­ми и уже тем более неправ­да­ми пыта­ет­ся пока­зать абсурд­ность жиз­ни, заяв­ляя, что всё вокруг — не более чем наду­ва­тель­ство. Если отбро­сить всю пост­мо­дер­нист­скую игру, то глав­ный посыл филь­ма заклю­ча­ет­ся в том, что­бы при­нять себя, а не идти на пово­ду у пустых мечтаний.


Родина (2015, реж. Пётр Буслов)

Дра­ма Пет­ра Бусло­ва («Бумер», «Домаш­ний арест»), сня­тая по сце­на­рию Андрея Мига­чё­ва («Питер FM»), пока­зы­ва­ет, как курорт в пони­ма­нии рус­ско­го чело­ве­ка со вре­ме­нем меня­ет­ся в про­стран­стве, пере­но­сясь с чер­но­мор­ских пля­жей на Гоа.

В филь­ме дей­ству­ет несколь­ко сюжет­ных линий, в каж­дой из кото­рых рас­ска­за­на исто­рия одно­го или несколь­ких пер­со­на­жей. Здесь, как и в филь­ме Рас­тор­гу­е­ва, созда­те­ли попы­та­лись дать срез совре­мен­но­го рос­сий­ско­го обще­ства. Дочь «боль­шо­го чело­ве­ка» Ева, кото­рую отец сса­дил с само­лё­та из-за про­яв­ле­ния неува­же­ния, но тут же спо­хва­тил­ся и решил най­ти, а доче­ри и след про­стыл — так запус­ка­ет­ся в дей­ствие сюжет­ный меха­низм филь­ма. Осталь­ные пер­со­на­жи сле­ду­ю­щие: двое при­стра­стив­ших­ся к кока­и­ну рус­ских «кай­фо­жо­ров», бро­шен­ная жена биз­не­сме­на, гуру пси­хо­де­лии, диджей и бары­га Кос­мос и Макар, при­е­хав­ший из Ново­си­бир­ска в тур на две неде­ли, что­бы най­ти про­свет­ле­ние. Инте­рес пред­став­ля­ет мест­ный фило­соф­ству­ю­щий поли­цей­ский Дипак, кото­рый верит в кар­му, что не меша­ет ему за день­ги покры­вать бары­гу Кос­мо­са и выдво­рять из стра­ны его кон­ку­рен­тов. Каж­дая из исто­рий само­цен­на, как и её герои, и состав­ля­ют одно целое. Таким обра­зом, в «Родине» Буслов собрал типа­жи рус­ских 2010‑х годов, нахо­дя­щих­ся при этом вда­ли от дома, под индий­ским небом.

Фильм мож­но назвать как «шедев­ром», так и «оче­ред­ной неудач­ной лен­той в копил­ке рос­сий­ско­го кине­ма­то­гра­фа». Поми­мо того, что лен­та пере­да­ёт атмо­сфе­ру лета и без­за­бот­но­сти, она затра­ги­ва­ет и тему само­опре­де­ле­ния в век инфор­ма­ци­он­ной поли­фо­нии. Темой филь­ма явля­ет­ся поте­ря и обре­те­ние роди­ны. Речь идёт о той Рос­сии, кото­рая дале­ко, и о Рос­сии, кото­рая внут­ри. Пока­за­тель­ной в этом слу­чае слу­жит сце­на, где геро­и­ня Ека­те­ри­ны Вол­ко­вой в момент выдво­ре­ния её из стра­ны кри­чит: «Я не поеду! Мой дом здесь!» Так­же застав­ля­ет заду­мать­ся фра­за Мака­ра, кото­рый после мас­со­вой дра­ки, спро­во­ци­ро­ван­ной сооте­че­ствен­ни­ка­ми, выплёс­ки­ва­ет про­во­ка­ци­он­ную фра­зу: «Рус­ские — говно!»

Поделиться