В 1980 году в Мурманской области обнаружили хорошо сохранившийся истребитель. Как выяснилось, это был «мессершмитт» немецкого пилота Хорста Карганико, на счету которого около 60 воздушных побед. 12 августа 1942 года лётчик вынужденно посадил машину и скрылся от советских солдат на лыжах. В 1983 году самолёт заставили послужить Советскому Союзу — сняли в фильме «Торпедоносцы».
«Мессершмитт» Карганико стал удачной находкой для режиссёра Семёна Арановича. Через несколько десятилетий после войны было сложно найти истребители начала 1940‑х годов. Киноделы, снимавшие фильмы о ВОВ, придумывали разные способы, чтоб реалистично показать воздушные судна тех лет. Часто консультантами картин выступали мастера воздушных боёв, такие как генерал-лейтенант Виталий Попков и генерал-майор Анатолий Анпилов.
Ответственный подход стал залогом успеха — даже будучи ограничены в средствах и времени, создатели кино добивались точности и реалистичности. Посмотрев такие ленты, ветераны войны подтверждали: «Всё так и было». А что скажут специалисты? Историк-«заклёпочник» Николай Побываев проверил на соответствие действительности три советских фильма о лётчиках в Великую Отечественную войну.
«Хроника пикирующего бомбардировщика» (1968, реж. Наум Бирман)
Кино и фронт
«Хроника пикирующего бомбардировщика» повествует о фронтовых буднях трёх 20-летних парней, волею судьбы ставших лётчиками. До войны Сергей Архипцев был школьным учителем, штурман Веня — музыкантом, а стрелок-радист Женя Соболевский — художником.
Экипаж вынужденно бездельничает из-за нелётной погоды. Герои готовят ликёр из малинового сиропа и спиртовой гидравлической смеси для выпуска шасси, дерутся с капитаном медслужбы из-за буфетчицы Кати и попадают на гауптвахту. Такой сюжет вполне соответствует духу кинематографа 1960‑х годов, который стремился показать жизнь без привязки к коммунистической идеологии.
«Хроника пикирующего бомбардировщика» основана на одноимённой повести Владимира Кунина (Фейнберга), опубликованной в 1966 году. Кунин знал, о чём пишет, поскольку сам учился в авиационном училище.
Раз фильм основан на литературном произведении, возникает вопрос: кто послужил прототипами главных героев и были ли они вообще? Ответ кроется в самом начале фильма, когда в кадре появляется бытовая аэродромная постройка, на которой виден плакат: «Бомбить так, как майор Анпилов!» Генерал-майор Анатолий Анпилов был консультантом фильма. В Великую Отечественную он, как и герои фильма, летал на бомбардировщиках Пе‑2, пройдя путь от командира звена до командира эскадрильи. С декабря 1941 по август 1942 года Анпилов служил заместителем командира 99-го бомбардировочного авиационного полка (позже — 96‑й гвардейский).
В этом же полку воевал лейтенант Борис Быстрых. В марте 1942 года экипаж Быстрых атаковали истребители противника, пытавшиеся принудить его к посадке на своём аэродроме. Быстрых пошёл на известную в военной авиации хитрость: сымитировал потерю управления и резко спикировал к земле. Так он оторвался от немцев, посчитавших, что самолёт разбился. В одном из эпизодов фильма отражён этот случай.
Быстрых дважды летал на разведку вражеских аэродромов — этим же занимался и «киноэкипаж». Однако имеются и расхождения между биографией лётчика и сюжетом фильма. Пе‑2 Быстрых подбили 3 июня 1942 года при бомбардировке карательных подразделений вермахта, проводивших операцию против партизан. Смертельно раненый, он посадил самолёт и умер, но штурман успел вынести в лес раненого радиста. В фильме же лётчик и штурман обнаруживают аэродром, но после гибели стрелка Соболевского от огня истребителей решают пожертвовать собой и направляют бомбардировщик на скопление вражеских Fw-190 на земле. Искать соответствие бессмысленно, поскольку примеров самопожертвования на войне было множество, и не только среди лётчиков.
Разбор матчасти
В «Хронике» есть чёткое указание на дату начала фильма — 14 июля 1944 года. В этот день войска 1‑го Белорусского фронта взяли Пинск, родной город младшего лейтенанта Червоненко — второстепенного персонажа картины. Взятие Пинска было частью Белорусской наступательной операции. В её проведении значительную роль сыграла авиация: целые полки штурмовиков и бомбардировщиков специально выделяли для борьбы с аэродромами противника. Большое значение имела авиаразведка, которая помогла накопить сведения о немецких позициях.
В фильме лётчики и их командование сталкиваются с военной хитростью немцев, которые используют тактику ложных аэродромов, чтобы отвлечь внимание от замаскированных настоящих. Им это удаётся: лётчик Червоненко, вылетевший на поиск истинного аэродрома, фотографирует ложный, после чего его из засады атакуют истребители противника. Лейтенант Червоненко погибает, а сажать подбитый самолёт приходится его штурману.
Строительство ложных аэродромов практиковалось в Великую Отечественную по обе стороны фронта. О важности этой военной хитрости говорит то, что инструкции и методички по данной теме появились в РККА ещё до войны, причём писали их с учётом опыта гражданской войны в Испании. Такой способ запутывания противника был достаточно эффективен: осенью 1943 года Люфтваффе сбросило на семь ложных аэродромов Белоруссии 212 бомб весом более 18 тонн.
«Хронику» снимали в Литве на остатках аэродрома, который в войну служил базой лётчиков знаменитого полка «Нормандия — Неман». Роль летающих Пе‑2 исполнили похожие по компоновке чешские двухдвигательные самолёты Let L‑200 Morava, поскольку летающих экземпляров этого пикирующего бомбардировщика к 1960‑м не осталось (несколько таких самолётов будут восстановлены позже). Для сцен на земле построили шесть фанерных «Пешек» — так ласково называли самолёт фронтовые лётчики, — также были использованы экспонаты Музея авиации в Монино.
На борту «Пешки» лейтенанта Архипцева красуется нотный стан — так же, как и на штурмовике Ил‑2 советского лётчика Василия Емельяненко. Позже такое украшение самолёта позаимствует Леонид Быков при съёмке «В бой идут одни “старики”».
В роли «фокке-вульфов» использовали Яки-18, раскрашенные в немецкий камуфляж. Такой выбор не случаен. И Як-18, и «фокке-вульфы» обладали общей чертой: двигателем воздушного охлаждения. Спереди они выглядели похоже за счёт тупого носа.
Восприятие фильма
«Хроника пикирующего бомбардировщика» стала первой самостоятельной работой режиссёра Наума Бирмана. В премьерный год картину посмотрели более 24 миллионов зрителей. Несмотря на отсутствие на съёмках настоящих самолётов и в целом неторопливого действия, фильм запомнился игрой актёров, выражающей простую мысль — война забирает лучших представителей поколения: учителей, музыкантов и художников…
«В бой идут одни “старики”» (1974, реж. Леонид Быков)
Кино и фронт
Как и «Хроника», «В бой идут одни “старики”» — тоже кино о людях на войне, их переживаниях, потерях и приобретениях. Однако в ленте всё же более заметна идеологическая линия — достаточно вспомнить сцену принятия лётчиков в компартию. Однако это не помешало «Старикам» стать по-настоящему народным фильмом.
Хотя Леонид Быков не углубляется в тактику и стратегию, даже за предельно схематичной историей можно разглядеть ход реальных операций Великой Отечественной.
В начале картины стоит жаркое лето. Лётчик Скворцов упоминает о недавних воздушных боях «под Понырями» (село в Курской области). По этой фразе и общей обстановке можно понять, что дело происходит во время освобождения Украины летом 1943 года — либо во время битвы за Днепр, либо незадолго до Киевской наступательной операции в ноябре 1943 года (в таком случае погода в фильме не соответствует действительности). Бои за Днепр вёл 1‑й Украинский фронт, в составе которого воевала 2‑я воздушная армия. И вот тут реальность и кино расходятся.
Реальная «поющая эскадрилья» находилась в составе 5‑го гвардейского истребительного авиационного полка (гвИАП) 17‑й воздушной армии, которая летом 1943 года освобождала Донбасс. Два самолёта, воевавших в полку, были подарены оркестром Леонида Утёсова — у одного из них на корпусе было написано «Весёлые ребята», в честь одноимённого фильма. В этом соединении служил ас Виталий Попков, с которого во многом был списан комэск (командир эскадрильи) Титаренко. Попков выступил военным консультантом фильма. Нотный стан на боку самолёта Титаренко был также взят из реальной жизни: подобный рисунок красовался на штурмовике Ил‑2 Василия Емельяненко.
Историки и киноведы до сих пор спорят о том, кто послужил прототипом яркого образа комэска Титаренко, в роль которого блестяще вжился Леонид Быков. Временные линии фильма и реальности сильно расходятся, а основой для фильма послужили беседы с ветеранами и их мемуары, поэтому можно предположить, что комэск — это яркий собирательный образ. Одним из прототипов стал воевавший на Кубани Александр Покрышкин, ас № 2 по количеству сбитых после Ивана Кожедуба. Кстати, один из ведомых Кожедуба как раз носил фамилию Титоренко.
Не исключено, что прообразом послужил также Сергей Луганский — дважды Герой Советского Союза и автор мемуаров «На глубоких виражах», некоторые эпизоды из которых перекочевали в фильм. Он, как и лётчики Иван Лавейкин, заместитель командира 5 гвИАП, и Николай Китаев, во время событий фильма воевали под Киевом. Быков внешне отдалённо похож на Николая Китаева, поэтому вполне возможно, что прообразом послужил и он в том числе.
Сергей Данилович Луганский (1918—1977) — советский лётчик-ас, дважды герой Советского Союза. Родился 1 октября 1918 года в городе Верном (ныне город Алматы). После окончания школы в 1936 году был призван в армию и по комсомольской путёвке попал в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн. Воевал на юге СССР, Степном и 2‑м Украинском фронтах, освобождал Украину и Румынию. После войны и окончания Академии ВВС осваивал реактивные самолёты. Автор двух книг: «На глубоких виражах» и «Небо остаётся чистым».
Иван Павлович Лавейкин (1921—1986) — советский лётчик-ас, герой Советского союза. Родился 2 августа 1921 года в Смоленске. В 1938 году окончил школу, в этом же году выпустился из аэроклуба. С 1939 года в рядах Красной армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. С первого дня войны был в действующей армии. Сражался в битве за Смоленск и Москву, Ржевской операции, в Сталинграде, освобождал Украину. Окончание войны встретил в Праге. В 1950 году окончил Академию ВВС, преподавал в Военной академии им. Фрунзе.
Николай Трофимович Китаев (1917—2000) — советский лётчик-ас, герой Советского союза. Родился 9 (22) ноября 1917 года в селе Пичуга. После окончания школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) работал слесарем на Сталинградском тракторном заводе. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в Советско-финской и Великой Отечественной войнах (участвовал в битве за Москву, битве за Кавказ, Курской битве, освобождал Украинскую ССР). С 1946 года — в запасе. Проживал в посёлке Белыничи Могилёвской области Белоруссии.
Запоминающимся персонажем вышел и старший лейтенант Александров — Кузнечик (актёр Сергей Иванов, позже замечательно сыгравший Лариосика в «Днях Турбиных»). Он единственный выживет из первой волны молодого пополнения. Консультант фильма Виталий Попков позже отмечал, что в этом герое видел себя. В то же время в книге «На глубоких виражах» Сергея Луганского есть эпизод, в котором описывается новичок на аэродроме Иван Мокрый: «Шея тоненькая, глаза ребячьи. Только что из лётной школы» (сравните с внешностью Иванова). В первый же день на фронте он умудряется, маневрируя на самолёте по земле, врезаться в другой. Луганский обрушился с руганью на Мокрого. Закончив разнос, он весьма удивился, когда «оглянувшись через несколько шагов, увидел, что Иван, став на четвереньки, ловит пилоткой кузнечиков. Это после нагоняя то!». Наиболее вероятно, что прозвище лейтенанта Александрова взято как раз отсюда.
В книге Иван Мокрый сразу после этого эпизода сбивает в бою над аэродромом два «мессера» — на зависть опытным лётчикам. В картине Быкова же во время внезапной атаки немцев «вечный дежурный» Александров неожиданно садится за штурвал и поражает истребитель противника.
Разбор матчасти
В фильме предельно обезличенно показан противник — асы Люфтваффе, фигурирующие под названием «бубновые». Многие эскадры Люфтваффе обозначались карточными мастями: туз бубей использовал полк тяжёлых истребителей Messerschmitt Bf-110, с которыми герои фильма не сталкивались. Туз червей наносился на самолёты 77‑й истребительной эскадры «Херц ас», туз пик — на истребители 53‑й истребительной эскадры «Пик ас». Эмблемой 54‑й истребительной эскадры «Грюнхерц» служило зелёное сердце, обозначавшее одновременно и масть, и отсылку к Тюрингии, «зелёному сердцу» Германии. Хотя возможно, что «старики» всё же столкнулись с противником, на машинах которого была эмблема, отдалённо напоминающая бубновую масть — это была 3‑я группа 52‑й истребительной эскадры, воевавшей на Курской дуге.
В создании картины Леониду Быкову помогало ДОСААФ, в распоряжении которого было множество спортивно-пилотажных самолётов Як-18П. У съёмочной группы их оказалось четыре. Проблема заключалась только в том, что Як-18П были машинами с носовой стойкой шасси, в то время как у реальных истребителей Ла‑5 и их модификаций опорное шасси было хвостовым. Проблему решили оригинально — демонтировали носовую стойку и заменили на хвостовое колесо. Для лучшей балансировки в хвосте киношных Ла‑5 разместили балласт. Получившиеся машины отлично передвигались по земле в нужных сценах, а в воздухе бои шли уже на обычных Як-18. Оператор Виталь Кондратьев вспоминал, что специально для съёмок придумал устройство, позволявшее снимать крупным планом прямо во время полёта:
«Быков моё изобретение одобрил и тут же решил первым подняться в воздух, чтобы испытать его в деле. Пилот выписывал в небе “бочки” и “мёртвые петли”, а Леонид Фёдорович включал камеру, давил на гашетку и кричал в объектив: “Серёга, прикрой! Атакую!”»
«Поменянный не глядя» истребитель Messerschmitt Bf-109, который угнал комэск Титаренко, «сыграл» чехословацкий спортивный самолёт Zlin Z‑326, своими рублёными формами напоминавший немецкие истребители. Здесь есть историческая правда — истребитель Bf-109 создали на базе спортивного самолёта Bf-108.
Сцена, когда Титаренко вылезает из кабины самолёта весь в поту, тоже правдива — и дело не только в буквальном смысле жаркой схватке в воздухе, которую он только что пережил. Из-за особенностей строения двигателя истребителей Ла‑5, на котором воевала эскадрилья, в кабину поступало тепло от мотора. Недостаток удалось частично устранить только на следующей модели — Ла‑7, которые в ленте не появляются: их приняли на вооружение 15 марта 1944 года, после событий картины.
Восприятие фильма
В конце декабря 1973 года состоялся закрытый показ фильма в Госкино, на котором присутствовали ветераны авиации, в том числе Александр Покрышкин, в то время уже маршал авиации. На него лента произвела большое впечатление. Сразу после показа он с трудом сказал: «Всё так, как было…»
Несмотря на высокую оценку непосредственного участника событий, фильм положили на полку. Но затем лента прогремела на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку, где получила две премии: за лучший фильм и лучшее исполнение мужской роли, а также специальный приз от министерства обороны.
Всесоюзная премьера состоялась в августе 1974 года. До конца года фильм посмотрели более 44 миллионов зрителей, он занял четвёртое место в прокате. Для фильма о войне в глубоко мирное время это было однозначным успехом.
Торпедоносцы (1983, реж. Семён Аранович)
Кино и фронт
Фильм режиссёра Семёна Арановича основан на сценарии Светланы Кармалиты и её мужа Алексея Германа. Герман использовал неоконченную повесть «Здравствуйте, Мария Николаевна» своего отца, писателя Юрия Германа. По темпу повествования картина близка к неторопливому авторскому кино, что как нельзя лучше подходит для скрупулёзного описания быта и боевых заданий лётчиков Северного флота в Великую Отечественную войну.
Во время войны Юрий Герман служил фронтовым корреспондентом при политуправлении Северного флота. С ним на базе флота в посёлке Полярном жил и его сын. Основой для сценария послужили личные впечатления от военной действительности их обоих, что сказалось на реализме картины.
Аранович тоже знал о морской авиации не понаслышке: в 1955 году он окончил в училище морской авиации, после чего 10 лет служил штурманом в транспортной авиации Северного флота в Заполярье. Режиссёром он стал после аварии самолёта.
Особенность военных действий на Севере состояла в том, что мирная жизнь и потери находились по соседству, так как линия фронта располагалась близко к аэродромам и базам Северного флота. После задания лётчики возвращались в гарнизон, где их ждали жёны и дети. Весть о потере тоже быстро достигала родных, так как можно было наблюдать за количеством самолётов, заходивших на посадку. Это и показано в фильме.
Главный герой «Торпедоносцев» — старший лейтенант Александр Белобров, вернувшийся в часть после серьёзного ранения и контузии. Прототипом образа стал капитан Андрей Баштырков, участник войны с июня 1941 года. Баштырков наносил бомбовые и торпедные удары по кораблям и базам противника в Норвегии и Финляндии. 14 января 1943 года около порта Вардё в Северной Норвегии он потопил хорошо охраняемый транспорт. Однако при выходе из атаки его торпедоносец был подбит зенитным огнём и упал в море. Обстоятельства гибели Баштыркова имеют много общего с финалом фильма. Эта потеря была первой в боевом счету 24-го полка. За потопленный корабль Баштрыкову и его штурману посмертно присвоили звания Героев Советского союза.
Разбор матчасти
У «Торпедоносцев» много общего с другой лентой, посвящённой торпедной авиации в годы войны, но вышедшей в 1967 году, — «Места тут тихие». Главный герой — штурман Братнов, разжалованный после плена в штрафное подразделение стройбата. Его случайно встречает бывший сослуживец майор Кабаров и под свою ответственность забирает с собой на штурманскую службу в авиацию. Они должны выполнить особо важное задание по защите конвоев союзников, а также препятствовать немецким подводным лодкам. В конце картины главный герой гибнет от огня зениток при атаке на корабли противника. Из всего экипажа спасается только стрелок-радист, выпрыгнувший с парашютом. Финалы лент сильно перекликаются.
Подразумевается, что действие фильма происходит на аэродроме Ваенга. Во время войны там базировался 24 минно-торпедный полк, сформированный 9 октября 1942 года. Боевую работу полк начал 15 декабря 1942 года. Надо заметить, что на Ил‑4 из состава реального полка воевала только одна эскадрилья, к остальным двум были приписаны лендлизовские английские самолёты Handley Page Hampden.
Хотя в фильме офицеры носят погоны, которые на флоте были введены только в конце февраля 1943 года, действие правильнее отнести к более раннему времени, к осени — зиме 1942 года. Что касается «огненного тарана» комполка Фоменко, то здесь кино расходится с реальностью, поскольку лётчики 24-го полка (позднее — 9‑го гвардейского) за всю войну ни одного смертельного тарана не совершили. Хотя тараны, особенно в начале войны, довольно активно использовала пропаганда — как символ самопожертвования.
Основным торпедоносцем ВВС РККА и полноправным героем фильма был бомбардировщик Ил‑4, специально переоборудованный под подвеску торпед. К 1980‑м годам ни один самолёт такого типа не уцелел, поэтому экземпляр для съёмок собирали из обломков четырёх машин, потерянных в авариях над Кольским полуостровом. Носовую часть машины с кабиной и приборами нашли под Мурманском. На макет самолёта поставили двигатели от транспортника Ли‑2 (во время войны фюзеляж Ил‑4 собирали по технологии, специально созданной под производство этого транспортного самолёта), после чего он обрёл способность рулить по земле.
В сцене, где лётчики осматривают сбитый «мессершмитт» на предмет трофейного оборудования, показан аварийно севший истребитель этого типа, случайно обнаруженный в 1980 году. На нём летал немецкий ас Хорст Карганико (на боевом счету которого около 60 воздушных побед), 12 августа 1942 года совершивший близ озера Урдозеро вынужденную посадку после боя с советскими истребителями. Немец в итоге выбрался к своим на лыжах. Видные в кадре пробоины — реальные попадания в ходе воздушного сражения. Стоит сказать, что и восстановление Ил‑4, и относительная целостность сбитого «мессершмитта» оказались возможны благодаря климату Крайнего Севера, при низких температурах которого хорошо сохраняется металл.
У фильма «Торпедоносцы» была непростая судьба: худсовет «Ленфильма» не хотел выпускать картину в прокат из-за трагичного финала. Тогда Аранович организовал закрытый показ для ветеранов Северного флота. После просмотра командир одного из звеньев 24-го минно-торпедного авиационного полка Вячеслав Павлович Балашов произнёс простую фразу, решившую судьбу ленты: «Всё так и было». Это спасло фильм.
О двух других картинах нашего обзора ветераны высказывались либо так же, либо похоже. Это наивысшая оценка труда режиссёров, которые без подлинной техники и громких спецэффектов создали произведения, в полной мере передающие всё, что было на войне. Возможно, поэтому фильмы и стали поистине народными.
Читайте также «Иди и смотри: почему советское военное кино было антивоенным».