28 фев­ра­ля 2022 года в ходе воен­ных дей­ствий в Укра­ине был уни­что­жен музей, в кото­ром хра­ни­лись кар­ти­ны укра­ин­ской народ­ной худож­ни­цы Марии Авк­сен­тьев­ны При­ма­чен­ко (1909–1997).

VATNIKSTAN собрал циф­ро­вые копии работ вели­кой при­ми­ти­вист­ки, объ­еди­нён­ные тема­ми вой­ны и мира: «Этот зверь взды­ха­ет и друж­бы ни с кем не зна­ет, солн­це ему не све­тит, люди спа­си­бо не ска­жут, ско­ро его повя­жут» (1984), «Гос­по­дин Рей­ган, на эту кар­ти­ну посмот­ри и заду­май­ся, какая эта Атом слож­ная, и тяжё­лая, и нера­зум­ная…» (1986), «Ста­рый дед пас коро­ву у чет­вёр­то­го [энерго]блока» (1987) и мно­гие другие.

Мария При­ма­чен­ко (Прий­ма­чен­ко) в молодости

В кон­це зимы СМИ сооб­щи­ли: сго­рел исто­ри­ко-кра­е­вед­че­ский музей в горо­де Иван­ко­ве непо­да­лё­ку от Кие­ва. Кро­ме про­че­го, там были пред­став­ле­ны кар­ти­ны Марии При­ма­чен­ко (Прий­ма­чен­ко), чья сла­ва гре­ме­ла в СССР начи­ная с 1930‑х годов.

Пока неиз­вест­но, насколь­ко велик ущерб. Отдель­ные источ­ни­ки уте­ша­ют: мест­ные жите­ли успе­ли спа­сти кол­лек­цию и взя­ли в свои дома до окон­ча­ния бое­вых действий.

Так или ина­че, вспо­ми­на­ют­ся строч­ки из сти­хо­тво­ре­ния Юрия Щер­ба­ка «Бес­смер­тие», в кото­рых поэт опи­сы­ва­ет, как жите­ли села Болот­ня — роди­на худож­ни­цы — во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны спа­са­ли из горя­щих изб самое доро­гое: кто телён­ка, кто швей­ную маши­ну. А При­ма­чен­ко — свои рисунки:

«…Мария
вынес­ла из огня
дву­гор­бую голу­бую корову
с белы­ми на боках цветами,
и зелё­но­го льва с крас­ной гри­вой спас­ла Мария
(лев лени­во лизал чёр­но-жёл­тые жёлуди),
и оран­же­во-жёл­тую пти­цу из огня выхва­ти­ла Мария
(птах без­за­бот­но взмах­нул розово-небесными
крыльями),
а Мария сто­я­ла сре­ди пожарища,
при­жи­мая к гру­ди род­ных сво­их деток —
клоч­ки раз­ма­лё­ван­ной бума­ги». [1]

Кар­ти­на «Зве­ри в гостях у льва» (1962) на облож­ке набо­ра откры­ток «Мария При­ма­чен­ко» ленин­град­ско­го изда­тель­ства «Авро­ра» 1979 года

Едва ли не един­ствен­ная кни­га об одной из ярчай­ших пред­ста­ви­тель­ниц совет­ско­го и укра­ин­ско­го «наив­но­го искус­ства» на рус­ском язы­ке — «Доб­рый лев Марии При­ма­чен­ко» (1990) искус­ство­ве­да Гри­го­рия Ост­ров­ско­го. Назва­ние не толь­ко вво­дит в мир худож­ни­цы, насе­лён­ный экзо­ти­че­ски­ми и ска­зоч­ны­ми суще­ства­ми. «Доб­рый лев» — это и оксю­мо­рон, знак двой­ствен­но­сти мироздания.

«Лев на кро­ва­ти». 1940‑е годы. Иллю­стра­ция из кни­ги «Доб­рый лев Марии Примаченко»

Зве­ри на её кар­ти­нах зача­стую страш­ны, но Мария Авк­сен­тьев­на часто остав­ля­ла при­пис­ки вро­де: «Дикий бар­сук. Из носа огонь горит, а из носа клы­ки тор­чат, но он не страш­ный, хоро­ший». Или: «Розо­вый мед­ведь, что по лесу ходит и людям зла не делает».

Если спра­ши­ва­ли, для чего это, поясняла:

«Это чтоб люди не дума­ли, что они страш­ные. Они не страш­ные, они красивые».

«Синий бык». 1947 год. Иллю­стра­ция из кни­ги «Доб­рый лев Марии Примаченко»

Даже вой­на в живо­пи­си При­ма­чен­ко не одно­тон­на. Это при том, что в 1940‑е она поте­ря­ла мужа, пере­жи­ла фашист­скую окку­па­цию, труд­ные после­во­ен­ные годы. Здесь важ­но пояс­нить, что всю жизнь Мария Аксен­тьев­на про­ве­ла в род­ной Болотне, оста­ва­ясь про­стой кре­стьян­кой, не знав­шей и не стре­мив­шей­ся к при­ви­ле­ги­ям, кото­ры­ми зача­стую обла­да­ют извест­ные люди искус­ства. Хотя её рабо­ты выстав­ля­лись и выстав­ля­ют­ся во всём мире, а сре­ди её почи­та­те­лей упо­ми­на­ют Сер­гея Пара­джа­но­ва, Мар­ка Шага­ла и Паб­ло Пикассо.

Сер­гей Пара­джа­нов и Мария При­ма­чен­ко. Болот­ня, 1974 год. Фото­гра­фия Иго­ря Гильбо

«Когда речь захо­дит о войне, она вол­ну­ет­ся, нер­вы напря­га­ют­ся до пре­де­ла, голос сры­ва­ет­ся в крик, и нет более страст­ных и самых страш­ных про­кля­тий войне», — пишет Гри­го­рий Островский.

Но, рабо­тая (соглас­но кни­ге «Доб­рый лев…», Мария нико­гда не гово­ри­ла «писать», «малю­ва­ти», тем более «тво­рить», но все­гда — «роби­ти», «рабо­тать») При­ма­чен­ко дела­ла так, что­бы кар­ти­ны на тему вой­ны и памя­ти ста­но­ви­лись свет­лы­ми. Не пото­му, что вой­на свет­ла, но пото­му, что све­тел мир, в кото­ром нет вой­ны. Как на кар­тине, обра­щён­ной к Тара­су Шев­чен­ко, перед чьей моги­лой худож­ни­ца гото­ва сло­жить всё хоро­шее, что видит вокруг, что у неё есть:

«Доро­гой Тарас Гри­го­рье­вич! Что тут есть — всё твоё: каш­та­ны, и кали­на, и василь­ки, и тюль­па­ны, пиро­ги и хле­би­на, и те лебе­ди, что в вой­ну мне сни­лись, как гуль­ба (вой­на) на Дне­пре, гуль­ня была тяж­кая — чтоб не повто­ри­лась никогда».

«Доро­гой Тарас Гри­го­рье­вич! Что тут есть — всё твоё…». 1982 год

Упо­мя­ну­тый в назва­нии сон про лебе­дей вме­сте с дру­гим про­ро­че­ским сном опи­сан в «Доб­ром льве…» со слов жур­на­ли­ста Юрия Роста:

«Когда нем­цы подо­шли к Москве, при­снил­ся Марии сон. Буд­то вышла она на ули­цу, и все люди вышли, а над ними низ­ко туча чёр­ная на всё небо. И вол­ну­ют­ся все, пото­му что как упа­дёт на людей — страш­ный суд будет. Аж вдруг рас­ка­лён­ное солн­це уда­ри­ло в эту тучу и в дру­гой раз, и рас­ко­ло­лась туча, а солн­це пошло в гору, и пошло, и пошло, и там уже гре­ет где-то, а нам холод­но­ва­то пока. А там гре­ет… И поня­ла Мария, что нем­цев солн­це побе­дит, и надо теперь ей ждать, когда оно ста­нет греть на Укра­ине, а толь­ко ждать пред­сто­я­ло ещё чуть ли не два года. А ещё был сон про лебе­дей, гнав­ших чёр­ных птиц… Это было нака­нуне освобождения».

Дру­гой яркий при­мер — издан­ная в 1970 году изда­тель­ством «Весёл­ка» дет­ская кни­га «Тов­че баба мак», для кото­рой При­ма­чен­ко созда­ла и рисун­ки, и текст: укра­ин­скую народ­ную при­ба­ут­ку она пере­ска­за­ла сво­и­ми сло­ва­ми. В фина­ле — глу­бин­ное пони­ма­ние того, для чего суще­ству­ет вой­на: для того, что­бы не суще­ство­вать. Бытие, нуж­ное ради небы­тия — вари­ант клас­си­че­ской идеи, что зло созда­но для того, что­бы мы мог­ли отли­чать его от добра и умно­жать доб­ро, умень­шая зло.

«Тол­чет баба мак.
Под сту­пою дьяк.
— Дья­че, дьяче,
— Чего ты плачешь?
— Меня баба била.
— Где ж та баба?
— Полез­ла на печь.
— Где ж та печь?
— Вода залила.
— Где ж та вода?
— Волы попили.
— Где ж те волы?
— В поле пошли.
— Где ж то поле?
— Цве­та­ми поросло.
— Где ж те цветы?
— Дев­ки сорвали.
— Где ж те девки?
— Каза­ки побрали.
— Где ж те казаки?
— В моря­ки пошли.
— Где ж те моряки?
— На вой­ну пошли.
— Где ж та война?
— А вой­ны нет.
Цве­тут каштаны
Око­ло Днепра».

«— Где ж та вой­на? — А вой­ны нет. Цве­тут каш­та­ны око­ло Дне­пра». Стра­ни­ца из кни­ги «Тов­че баба мак». 1970 год

Сама Мария Авк­сен­тьев­на не раз гово­ри­ла о жела­нии через искус­ство не настав­лять и не научать людей, но радо­вать и уте­шать их:

«Не хочу груст­ной жиз­ни. Хочу, чтоб люди рабо­та­ли и пели… Как посмот­ришь, как послу­ша­ешь, сколь­ко памят­ни­ков — так тяж­ко, тяж­ко. Каж­дый ведь чело­век хочет жить».

Но, конеч­но, были и дру­гие рабо­ты — не такие радост­ные. В неко­то­рых — щемя­щая, очень лич­ная память о тех, кто с вой­ны не при­шёл. 1 янва­ря 1970 года — то есть в празд­ник — худож­ни­ца пишет совсем не празд­нич­ный сюжет:

«Мать пла­чет и рыда­ет, вой­ну про­кли­на­ет, было сын­ков пять, все они спят веч­ным сном 25 лет».

Подоб­ных сюже­тов у Марии Авк­сен­тьев­ны нема­ло: «Два орла-соко­ла скло­ни­лись на моги­ле неиз­вест­но­го сол­да­та» (1965), «Две моги­лы на воде» (1967), «Утром рано на заре наве­да­ла русал­ка бой­ца-моря­ка. Под кур­га­ном, зарос­шим бурья­ном, боец-моряк лежит» (1968), «Сол­дат­ские могил­ки» (1971).

«Сол­дат­ские могил­ки». 1971 год. Иллю­стра­ция из кни­ги «Доб­рый лев Марии Примаченко»

Силь­ное впе­чат­ле­ние остав­ля­ет под­пись к кар­тине, циф­ро­вую копию кото­рой разыс­кать не уда­лось — это закон­чен­ный малень­кий рас­сказ от лица убитого:

«Неиз­вест­но­го сол­да­та моги­ла, никто его не зна­ет и не видит, толь­ко два воро­на кар­ка­ют. Вы, воро­ны-воро­нен­ки, лети­те в мою сто­рон­ку, ска­жи­те моей матень­ке, что полёг я чест­но за народ, чтоб вой­на не повторилась».

Созда­вая дру­гую кар­ти­ну с сол­дат­ски­ми захо­ро­не­ни­я­ми, При­ма­чен­ко с тро­га­тель­ным про­сто­ду­ши­ем наде­я­лась помочь род­ствен­ни­кам разыс­кать сво­их без вести про­пав­ших сыно­вей и братьев:

«Тут, от Иван­ко­ва до Обу­хо­ва, все боло­та были топ­кие, лоза да оль­ха по краю рос­ла. К нам бли­же выко­па­нец такой был, озер­цо. Так туда в сорок пер­вом упал лёт­чик в воду. И моряк. Две моги­лы в воде — да их ещё, навер­ное, и доныне ищут. Ничем им уже помочь нель­зя было, не узнать было их имён, навер­ное, раз­вед­чи­ки были, без доку­мен­тов. Но я напи­са­ла такую кар­ти­ну и под­пи­са­ла, как всё было: „В сорок пер­вом году упал лёт­чик в воду. И моряк. Сла­ва укра­ин­ская вам, неиз­вест­ным вои­нам“. Может, кто уви­дит, поду­ма­ет, вспом­нит да и отзо­вёт­ся, кто ещё живой. Там две моги­лы на воде, руш­ни­ка­ми убран­ные, сре­ди цве­тов крас­ных. Лёт­чик и моряк…»

«Три попу­гая на сол­дат­ской моги­ле». 1982 год

Гри­го­рий Ост­ров­ский пишет:

«Тема вой­ны, её памя­ти пере­рас­та­ет с года­ми в анти­во­ен­ную тему, кото­рая при­об­ре­та­ет всё воз­рас­та­ю­щее зна­че­ние в твор­че­стве Марии При­ма­чен­ко послед­них лет. <…> Вос­по­ми­на­ния о пере­жи­той фашист­ской окку­па­ции, теле­пе­ре­да­чи о стра­да­ни­ях таких же кре­стьян в Корее и Вьет­на­ме, Чили и Ливане, горечь несо­сто­яв­шей­ся надеж­ды иметь мужа и семью, сирот­ство сына, не знав­ше­го отца, вол­не­ние за воз­му­жав­ше­го вну­ка-сол­да­та, слу­жив­ше­го на гра­ни­це, угро­за ядер­ной ката­стро­фы, о кото­рой неумолч­но гово­рят по радио и теле­ви­де­нию,— всё это пред­опре­де­ли­ло суще­ствен­ные сдви­ги в твор­че­стве Марии Авк­сен­тьев­ны. Она все­гда очень ост­ро ощу­ща­ла своё худож­ни­че­ское пред­на­зна­че­ние в обра­щён­но­сти к чув­ствам мно­гих и мно­гих людей, сей­час же она осо­зна­ёт себя в рядах бор­цов за мир, своё искус­ство — ору­ди­ем в этой борьбе».

Появ­ля­ют­ся кар­ти­ны, кото­рые отзы­ва­ют­ся на пред­чув­ствие новых войн. Ино­гда впря­мую: «Угро­за вой­ны», «Атом­ная вой­на, будь про­кля­та она!». Но чаще через ино­ска­за­ние. К кон­цу сто­ле­тия неко­то­рые зве­ри Марии При­ма­чен­ко дела­ют­ся злы­ми, хотят «гуль­бы», но ниче­го у них не выхо­дит, ведь дру­зей рядом нет, да и вооб­ще, хвост не дорос: «У это­го зве­ря зубы боль­шие, а хвост малень­кий» (1983), «Этот зверь взды­ха­ет и друж­бы ни с кем не зна­ет, солн­це ему не све­тит, люди спа­си­бо не ска­жут, ско­ро его повя­жут» (1984), «Этот зверь рази­нул пасть и хочет цве­точ­ком пола­ко­мить­ся, да язык тон­кий» (1985), «Дра­ко­ну неко­го кусать, так рас­те­ния куса­ет» (1987) и так далее.

«Этот зверь взды­ха­ет и друж­бы ни с кем не зна­ет, солн­це ему не све­тит, люди спа­си­бо не ска­жут, ско­ро его повя­жут». 1984 год

Ост­ров­ский упо­ми­на­ет, что выра­же­ние «вой­на — будь про­кля­та она» было у Марии Авк­сен­тьев­ны в ходу в каче­стве горь­кой муд­рой при­сказ­ки, кото­рую она стре­ми­лась сооб­щить всем и каж­до­му. Под­пи­сы­вая «порт­рет» атом­ной вой­ны, она даже реши­ла усо­ве­стить тогдаш­не­го пре­зи­ден­та США Рональ­да Рейгана:

«Гос­по­дин Рей­ган, на эту кар­ти­ну посмот­ри и заду­май­ся, какая эта Атом слож­ная, и тяжё­лая, и нера­зум­ная. Посмот­ри и с нами поми­рись, чтоб был мир на Земле».

Рядом была при­ри­со­ва­на могил­ка с кре­стом и эпитафией:

«Атом — она кра­си­вая. Мож­но заиг­рать­ся и с род­ны­ми попрощаться».

«Кра­си­вая атом» — опять двой­ствен­ность, как «доб­рый лев», толь­ко наобо­рот. Лев стра­шен сна­ру­жи, зато внут­ри хоро­ший, а атом­ная бом­ба при­ки­ды­ва­ет­ся кра­си­вой, толь­ко внут­ри у неё клы­ки, с кото­ры­ми луч­ше не играть.

«Гос­по­дин Рей­ган, на эту кар­ти­ну посмот­ри и заду­май­ся, какая эта Атом слож­ная, и тяжё­лая, и нера­зум­ная…» 1984 год

С ядер­ной энер­ги­ей у При­ма­чен­ко были отдель­ные, свой­ские отно­ше­ния: Болот­ня рас­по­ло­же­на в отно­си­тель­ной бли­зо­сти от Чер­но­бы­ля. В 1986 году худож­ни­ца вме­сте с сыном Фёдо­ром, тоже худож­ни­ком, виде­ла, как горел взо­рвав­ший­ся реак­тор. После это­го в твор­че­стве При­ма­чен­ко появи­лась так назы­ва­е­мая чер­но­быль­ская серия.

В 2009 году в интер­вью газе­те «Собы­тия» кино­сце­на­рист Алек­сандр Рожен, знав­ший худож­ни­цу и её семью, рас­ска­зы­вал:

«Чер­но­быль­ская стан­ция нахо­дит­ся отно­си­тель­но неда­ле­ко от дома При­ма­чен­ко, и, когда горел реак­тор, они виде­ли это. Мимо их дома мча­лись пожар­ные и воен­ные маши­ны, шли обо­зы с эва­ку­и­ро­ван­ны­ми жите­ля­ми зоны. Пред­ло­жи­ли, конеч­но, и им выез­жать, но Мария ска­за­ла Фёдо­ру: „Пусть едут. А мы тут столь­ко кар­тин пока нари­су­ем!“ И оста­лись. Жен­щи­на из рай­цен­тра Иван­ков при­ез­жа­ла к ним, рас­ска­зы­ва­ла, какие при­ни­мать меры без­опас­но­сти. Дескать, на ноги надо наде­вать цел­ло­фа­но­вые паке­ты, без кон­ца мыть­ся и так далее — мы все их пом­ним, эти абсурд­ные меры. Мария в ответ напи­са­ла коро­ву. Обык­но­вен­ную, а не сти­ли­зо­ван­ную, как обыч­но. На её копы­тах, рогах и хво­сте были цел­ло­фа­но­вые паке­ты, но она пас­лась на лугу с радио­ак­тив­ной тра­вой, ела её. Так же, как жите­ли Болот­ни ели всё со сво­е­го огорода».

«Ста­рий дiд пас коро­ву бiля чет­вёр­то­го бло­ку…» 1987 год

Из Болот­ни семья При­ма­чен­ко так и не уеха­ла. Мария Авк­сен­тьев­на про­дол­жа­ла жить и рабо­тать на малой родине до самой смер­ти в 1997 году.

Нача­тая в 1986 году чер­но­быль­ская тема не остав­ля­ла её. На кар­тине 1988 года — сон о чет­вёр­том энер­го­бло­ке, похо­жем на могиль­ные бугор­ки с кар­тин, посвя­щён­ных пав­шим вои­нам. Здесь мы, похо­же, видим буду­щее, где вме­сто АЭС — сад памя­ти тех, кто лик­ви­ди­ро­вал послед­ствия аварии.

«Мне при­снил­ся чет­вёр­тый блок.
Поз­же там рас­цве­тут цветы,
И дети будут нести цветы,
И на веки веч­ные ста­нет это памятником,
Наши само­лё­ты будут сюда летать,
Наши герои,
Что нас спас­ли и от нас ушли». [2]

«Мне при­снил­ся чет­вёр­тый блок…» 1988 год

Неко­то­рые пред­по­ла­га­ют, что При­ма­чен­ко пред­чув­ство­ва­ла Чер­но­быль — так же, как пред­ска­за­ла вой­ну: ещё до 1941 года мая­лась от дур­ных снов и слов­но разу­чи­лась рабо­тать с белым цве­том. Дело шло толь­ко с чёрным:

«Бра­ла белую мате­рию выши­вать — не шла рабо­та по бело­му. А взя­ла кусок чёр­но­го сатин­чи­ка — лег­ла нит­ка, как долж­но быть… Лег­ла по чёр­но­му! — а я же нико­гда дото­ле не шила и не мале­ва­ла по той печа­ли, ой, да по той скор­би… Выши­ва­ла две кар­ти­ны перед самой вой­ной — „Дере­вья и зве­ри“ и „Коза­чень­ко на коне“».

Во вто­рой поло­вине XX века у зве­рей При­ма­чен­ко, и преж­де чуд­ных и дико­вин­ных, ста­ли вырас­тать допол­ни­тель­ные конеч­но­сти или вто­рые лица посре­ди брю­ха, слов­но у мутан­тов. В 1977 году — за девять лет до взры­ва на АЭС — она напи­са­ла кар­ти­ну с иро­нич­но-зло­ве­щим загла­ви­ем: «Мил­ли­ард лет про­шло, а таких обе­зьян не было» (ори­ги­наль­ная под­пись: «Мили­яр­да лет а таких мавп ньет»).

«Мил­ли­ард лет про­шло, а таких обе­зьян не было» (1977). Источ­ник: iulia-rozhkova.livejournal.com

Ещё один при­ме­ча­тель­ный сон худож­ни­цы опи­сы­ва­ет­ся Юри­ем Ростом:

«Попа­ла я в рай, — рас­ска­зы­ва­ла Мария Авк­сен­тьев­на, — вокруг всё цве­тёт, и по цве­ту­ще­му лугу ходят гуси, утки. Сто­ит боль­шая и свет­лая кол­хоз­ная сто­ло­вая, в кото­рой вся еда — бес­плат­ная. А я всё вре­мя рабо­таю, рисую. И в поне­дель­ник, и в чет­верг, и в вос­кре­се­нье. „В раю рабо­та­ют все семь дней“, — гово­рит мне Бог. А я ему: „Да я даже на зем­ле в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье не рабо­та­ла, не нра­вит­ся мне в таком раю“. И вер­ну­лась домой».

И кажет­ся, что опять уга­да­ла: хоть При­ма­чен­ко нет на све­те уже 25 лет, она слов­но по-преж­не­му здесь. Её пом­нят как живую, на сме­ну ста­рым зри­те­лям при­шли новые, у кото­рых све­жий взгляд и акту­аль­ные ассо­ци­а­ции, кото­рые, пожа­луй, не хуже прежних.

Взять хоть напи­сан­ную в далё­ком 1936 году кар­ти­ну «Зелё­ный слон». В совет­ское вре­мя кому-то каза­лось, что он неспро­ста носит «ста­лин­ские» кеп­ку и кар­туз. В наши дни слож­но не вспом­нить, по ана­ло­гии с назва­ни­ем, о филь­ме «Зелё­ный сло­ник» (1999) Свет­ла­ны Басковой.

Обе аллю­зии на пер­вый взгляд кажут­ся наду­ман­ны­ми. Раз­ные голов­ные убо­ры были у мно­гих геро­ев-зве­рей При­ма­чен­ко; кар­ти­ну и фильм раз­де­ля­ют 60 лет. Но, с дру­гой сто­ро­ны, отзы­ва­лась же худож­ни­ца на хру­щёв­скую куку­руз­ную про­па­ган­ду или на кос­ми­че­ский бум 60‑х — писа­ла птиц с куку­руз­ны­ми кры­лья­ми, кос­ми­че­ских коней.

«Куку­руз­ный конь в кос­мо­се». 1979 год

А что каса­ет­ся кино — если уж мы реши­ли, что Мария Авк­сен­тьев­на была склон­на преду­га­ды­вать буду­щее, ста­ло быть, мог­ла она пред­ви­деть и Свет­ла­ну Бас­ко­ву, и отпра­вить сво­е­го доб­ро­го зве­ря в уте­ше­ние зри­те­лям 90‑х. Посмот­рел чело­век «Зелё­но­го сло­ни­ка», рас­сер­дил­ся или рас­стро­ил­ся, а тут ему слон При­ма­чен­ко дру­же­ски шеп­чет: «Не бой­ся, я не страш­ный, хороший».

«Зелё­ный слон». 1936 год

С появ­ле­ни­ем интер­не­та обна­ру­жил­ся «мем­ный» потен­ци­ал работ При­ма­чен­ко. Что совсем не уди­ви­тель­но, ведь мемы — новый фольк­лор, а зна­чит, у них с худож­ни­цей, чья живо­пись вышла из народ­но­го искус­ства, как мини­мум общее эти­че­ское начало.
Чего хочет народ? Хочет, что­бы было кра­си­во, что­бы было смеш­но, что­бы все были доб­ры­ми, инте­рес­ны­ми. Что­бы был мир, в кон­це концов.

Кар­ти­на «Зверь гуля­ет» (1971), где чело­ве­че­ское хит­рю­щее лицо впи­са­но в тело льва, разо­шлась по Сети. Напра­ши­ва­ет­ся парал­лель с неко­гда попу­ляр­ным видео «Надо­ед­ли­вый апель­син», в кото­ром чело­ве­че­ский рты и гла­за при­де­ла­ли фрук­там. В одной из соц­се­тей к посту с кар­ти­ной появил­ся ком­мен­та­рий, отме­ча­ю­щий сход­ство зве­ря с пер­со­на­жем Дже­мей­на Кле­мен­та из филь­ма «Реаль­ные упы­ри (2014), и собрал мно­же­ство лай­ков. И прав­да похо­жи — неужто оче­ред­ное предсказание?

Сле­ва — «Зверь гуля­ет» (1971), спра­ва — Джей­мен Кле­мент в «Реаль­ных упы­рях» (2014)

А «Дикий Гор­бо­трус» — интел­ли­гент­но­го вида зверь в очках, у кото­ро­го в живо­те пла­ва­ет рыба? А прон­за­ю­щий пси­хо­де­ли­че­ски­ми гла­за­ми «Укра­ин­ский кот в сапо­гах»? А един­ствен­ная за всю твор­че­скую жизнь скульп­ту­ра — кро­ко­дил с несо­раз­мер­ны­ми чело­ве­че­ски­ми зуба­ми и губами?

«Кот в сапо­гах». Иллю­стра­ция из кни­ги «Доб­рый лев Марии Примаченко»

Пожа­луй, дожи­ви При­ма­чен­ко до явле­ния в Болот­ню Все­мир­ной пау­ти­ны, она с радо­стью дели­лась бы твор­че­ством со всем све­том, и с пре­зи­ден­та­ми тоже, но преж­де все­го — с фол­ло­ве­ра­ми из наро­да. За при­ме­ра­ми того, как воз­раст­ные пред­ста­ви­те­ли наив­но­го искус­ства успеш­но реа­ли­зу­ют себя в Сети, дале­ко ходить не надо: в 2019 году 81-лет­няя Юлия Алё­ши­че­ва ста­ла постить свои вышив­ки в соци­аль­ных сетях, кото­рые для неё завёл внук.  Сей­час Юлии 84 года, у неё 15,5 тысяч под­пис­чи­ков, и это явно не предел.

«Кро­ко­дил». 1930‑е годы

Так или ина­че, в циф­ро­вую эпо­ху мно­гое из При­ма­чен­ко ещё пред­сто­ит переот­крыть. В текстах о ней и ката­ло­гах, опуб­ли­ко­ван­ных в XX веке, прак­ти­че­ски не пред­став­ле­на кар­ти­на «Хоро­шо я пишу, не спе­шу» (1936−1937), посколь­ку, оче­вид­но, опе­ре­ди­ла своё вре­мя. Сего­дня это гото­вый мем про сту­ден­та на лек­ции (когда один на паре пишешь кон­спект), фри­лан­се­ра (когда зав­тра дед­лайн), наём­но­го авто­ра (когда при­шли новые прав­ки) — пожа­луй, каж­дый уви­дит род­ное в этом груст­ном зве­ре, кото­рый тоск­ли­во выво­дит на листе бума­ги тро­га­тель­ные каракульки.

«Хоро­шо я пишу, не спе­шу». 1936–1937 годы. Иллю­стра­ция из ката­ло­га Meine Welt. Maria Prymatschenko — Malerei. Wiktor Maruschtschenko — Fotografie (2000)

Конеч­но, гово­рить о При­ма­чен­ко сего­дня — зна­чит гово­рить и о том, что слу­чи­лось 28 фев­ра­ля 2022 года. Как буд­то та, кого Мария Авк­сен­тьев­на всю жизнь про­кли­на­ла и про­тив кото­рой высту­па­ла каж­дым нари­со­ван­ным зве­рем, и каж­дым цвет­ком, при­шла к ней в дом после смер­ти, что­бы поглу­мить­ся и пока­зать, что её вера в луч­ший мир была напрасной.

Но не всё ещё поте­ря­но. Во-пер­вых, циф­ро­вая эра бук­валь­но вопло­ти­ла в жизнь идею «руко­пи­си не гово­рят». Ори­ги­на­лы кар­тин могут быть утра­че­ны, но «интер­нет всё пом­нит», и хотя циф­ро­вые копии, конеч­но, не то же, что ори­ги­на­лы, но куда луч­ше, чем совсем ничего.

Во-вто­рых, хоть это и слы­шит­ся как трю­изм, твор­че­ство При­ма­чен­ко все­гда будет акту­аль­но, пото­му что про­слав­ля­ет веч­ные цен­но­сти. Взять хоть те же цве­ты. Что бы ни слу­ча­лось на Зем­ле — вой­ны, ката­стро­фы, рево­лю­ции и так далее, — все­гда на ней будут рас­ти цве­ты. Одни и те же, но в то же вре­мя и не одни и те же. Гри­го­рий Ост­ров­ский при­во­дит такой диалог:

«— Поче­му вы не рису­е­те насто­я­щих цветов?
— А зачем? Вы же их види­те и так…
— А вы нико­гда не писа­ли цве­ты таки­ми, как они есть, с натуры?
— Я и рисую с нату­ры. Толь­ко они у меня каж­дый раз зацве­та­ют по-новому».

Потреб­ность худож­ни­цы в обще­нии с ауди­то­ри­ей выра­жа­лась, в част­но­сти, в том, что она неред­ко дари­ла нари­со­ван­ные цве­ты. Ино­гда бук­валь­но — вру­ча­ла рабо­ту, отка­зы­ва­ясь брать за неё пла­ту. А ино­гда посвя­ща­ла её той или иной груп­пе людей: школь­ни­кам, кос­мо­нав­там, фут­бо­ли­стам. Чита­ем в «Доб­ром льве…»:

«Посто­ян­ная потреб­ность в диа­ло­ге со зри­те­лем побуж­да­ет её неред­ко к соеди­не­нию изоб­ра­же­ния со сло­вом. Так воз­ник­ли „цве­ты-посвя­ще­ния“. <…> Чаще все­го — радост­ные и лас­ко­вые: „Букет людям на радость“; „Доро­гие жен­щи­ны, поздрав­ляю по всей зем­ле всех хоро­ших жен­щин, будь­те здо­ро­вы как вода, а бога­ты как зем­ля. Что­бы был мир на зем­ле“; „Цве­ти, цве­ти, Укра­и­на. Как идёт замуж див­чи­на, будь счаст­ли­ва и бога­та и всем доб­рым людям будь рада“; „Дарю цве­ты кото­рым сели за нау­ку 1 сен­тяб­ря, желаю сча­стья мир­но­го в жиз­ни и учё­бы, по всей зем­ле чтоб дети были счаст­ли­вы­ми“; „Цве­ты кос­мо­нав­там“ и даже наив­но-тор­же­ствен­ные „Розы мое­го серд­ца киев­ско­му „Дина­мо““ (прав­да, розы про­из­рас­та­ют не из серд­ца, а из фут­боль­но­го мяча…)».

Цве­ток — один из самых извест­ных, уни­вер­саль­ных сим­во­лов друж­бы и мира. Мож­но вспом­нить хоть «детей цве­тов» хип­пи и лозунг «Цве­ты луч­ше пуль», извест­ный по сти­хо­тво­ре­нию Евту­шен­ко, хоть фото­гра­фию «Девуш­ка с цвет­ком» (1967) Мар­ка Рибу, хоть цве­то­чек-икон­ку мес­сен­дже­ра ICQ, кото­рая ассо­ци­и­ру­ет­ся у моло­дё­жи нуле­вых с юно­стью и зака­дыч­ным онлайн-братством.

«Цве­ты за мир». 1965 год

Мария Авк­сен­тьев­на говорила:

«Людям на радость цве­ты мои и всё моё. Я им сча­стье дарю и всё на све­те… А тем ото вра­гам, что они хотят нас… — я даю кар­ти­ны — чтоб они очув­ство­ва­лись, бо у них же дети тоже есть…»

А вот при­мем ли мы дар, очув­ству­ем­ся ли — это уже зави­сит от нас.


[1] Юрий Щер­бак «Фрес­ки і фото­гра­фії». Изда­тель­ство «Молодь», 1984. Цити­ру­ет­ся по кни­ге Гри­го­рия Ост­ров­ско­го «Доб­рый лев Марии Примаченко». [2] Пере­вод немец­ко­го вари­ан­та назва­ния из ката­ло­га Meine Welt. Maria Prymatschenko — Malerei. Wiktor Maruschtschenko — Fotografie, 2000

Циф­ро­вые копии кар­тин и книг, исполь­зо­ван­ные при рабо­те над ста­тёй, были най­де­ны на сай­тах «Арт­хив», Allpainters.ru, «Биб­лио­те­ка укра­ин­ско­го искус­ства», в бло­ге Agritura и архи­ви­ро­ван­ном бло­ге.


Читай­те так­же «Васи­лий Кан­дин­ский и его „кон­крет­ная“ дей­стви­тель­ность»

Поделиться