Музыкальные релизы: что мы слушали в июне

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» мы каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ем о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жан­ров, кото­рые вполне могут укра­сить ваш плейлист.

Сего­дня в под­бор­ке абстракт­ный рэп от «ВСИГМЕ», мета­мо­дер­нист­ский релиз от «Мон­ти Меха­ни­ка», новый аль­бом Shortparis и мно­гое другое.


bludkidd, Скриптонит — «Тремор»

Ката­лог твор­че­ско­го объ­еди­не­ния Musica36 ста­но­вит­ся всё более раз­но­жан­ро­вым. Скрип­то­нит объ­явил, что к лей­б­лу при­со­еди­ни­лась альт-рок-коман­да bludkidd, в кото­рую вхо­дят гита­рист и вока­лист Вла­ди­слав Зай­чен­ко и бара­бан­щик Антон «Тошик» Нижен­ко. Оба музы­кан­та игра­ли в ори­ги­наль­ном соста­ве груп­пы «Нер­вы», так­же они извест­ны как участ­ни­ки Gruppa Skryptonite. Пер­вый трек bludkidd «Тре­мор» по сов­ме­сти­тель­ству и вто­рой госте­вой трек Скрип­то­ни­та за месяц. И в этом, если угод­но, проблема.

bludkidd зву­чат так, буд­то при­ду­ма­ны про­сто для упраж­не­ния муль­ти­жан­ро­во­го талан­та Ади­ля, и пока не более того. Дей­стви­тель­но, Скрип­то­нит в оче­ред­ной раз дока­зы­ва­ет, что все выска­зан­ные в адрес его арти­стич­но­сти сло­ва, в общем, вер­ны: при­пев «Тре­мо­ра» нисколь­ко не выда­ёт в арти­сте рэпе­ра. Но если для Скрип­то­ни­та это лиш­ний повод дока­зать свои воз­мож­но­сти и жан­ро­вую эклек­тич­ность, то bludkidd похо­жи на самый баналь­ный рокер­ский аттрак­ци­он. Мак­си­маль­но радий­но-дру­же­люб­ный рок само­го баналь­но­го кроя.

bludkidd — это буд­то бы попыт­ка сде­лать «супер­груп­пу» из (о боже) Linkin Park и (о боже) Nickelback. Посмот­ри­те, как выгля­дят музы­кан­ты — слож­но не отде­лать­ся от ощу­ще­ния если не кос­плея, то хотя бы зако­са на имидж фронт­ме­нов выше­упо­мя­ну­тых групп. Что может быть более уста­рев­шим на момент 2021 года, чем образ типич­ной рок-звез­ды? Толь­ко идея, что этот образ не вызо­вет у слу­ша­те­лей зевоту.


Хаски — «Невидимка»

Кажет­ся, что Хас­ки навёр­сты­ва­ет упу­щен­ное за дол­гий пере­рыв, пре­рван­ный его послед­ним аль­бо­мом. Вто­рой месяц под­ряд рэпер ста­биль­но выпус­ка­ет по песне. Увы, «Неви­дим­ка» не самый яркий его трек, что осо­бен­но ощу­ща­ет­ся на фоне недав­не­го анон­са «Рус­ско­го аль­бо­ма», кото­рый Хас­ки гото­вит к 2022 году.

И дей­стви­тель­но, полу­ча­ет­ся, что анонс интри­гу­ет боль­ше, чем новая песня.

Вой­дёт ли она на аль­бом — пока­жет вре­мя, ведь если бит­мей­кер­ство «Рус­ско­го аль­бо­ма» пла­ни­ру­ет­ся сугу­бо автор­ским, то на новом тре­ке Дима дей­стви­тель­но пре­вра­ща­ет­ся в неви­дим­ку на фоне рабо­ты небезыз­вест­ных White Punk и БХИМЫ.

И вот поче­му анонс вызвал боль­ше инте­ре­са, чем пес­ня: Хас­ки воз­на­ме­рил­ся открыть некий аутен­тич­ный саунд рус­ско­го рэпа, кон­ста­ти­руя в «Инста­гра­ме», что рус­ский рэп до сих пор пре­бы­ва­ет в тран­зи­тор­ном состо­я­нии, где тек­сты на род­ном язы­ке, а звук импор­ти­ро­ван­ный. Эта цель сама по себе вызы­ва­ет боль­ше тре­пе­та, чем доста­точ­но ане­мич­ный новый трек, едва ли удач­но риф­му­ю­щий­ся с постав­лен­ны­ми зада­ча­ми на 2022 год. А зада­чи и прав­да амби­ци­оз­ные: с одной сто­ро­ны, этот опыт при удач­ном поло­же­нии дел, может помочь Хас­ки изба­вить­ся от порой встре­ча­ю­щей­ся стиг­мы «тек­сто­ви­ка», а с дру­гой нащу­пать новую тема­ти­ку. Дескать, если исчер­пал­ся как лирик, то воз­мож­но вре­мя дви­нуть­ся в новую сферу.

Дру­гое дело, что прак­ти­че­ски все попыт­ки создать из рус­ской музы­ки некий этно-реги­о­наль­ный про­дукт кон­ча­лись полу­мер­ны­ми резуль­та­та­ми: посколь­ку вся основ­ная тех­ни­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся при созда­нии музы­ки, изоб­ре­те­на за пре­де­ла­ми Рос­сии, арти­стам оста­ёт­ся инкор­по­ри­ро­вать раз­ве что руди­мен­тар­ные ходы, будь то как бы «рус­ское» этни­че­ское инто­ни­ро­ва­ние (Lucidvox, Zventa Sventana), «рус­ские» дво­ро­вые моти­вы («Мумий Тролль» вре­мён «Мор­ской», «Тима Ищет Свет») или при­хо­дит­ся экзо­ти­зи­ро­вать своё поч­вен­ни­че­ство сугу­бо сто­рон­ни­ми музы­ке инстру­мен­та­ми (обра­зы в кли­пах Shortparis, Little Big).

Самым удач­ным, конеч­но, было бы исполь­зо­ва­ние ред­ких инстру­мен­тов и ходов, как сде­лал Женя Гор­бу­нов в «Феник­се» ГШ, куда вполне удач­но встро­ил мело­ди­ку из «Сад­ко». Что пред­при­мет Хас­ки и откро­ет ли новый спо­соб добить­ся «рус­ско­сти» — вопрос открытый.

Прав­да, у Димы есть и ещё одна зада­ча, а имен­но — пере­прыг­нуть свой самый глав­ный аль­бом. Ведь что такое «ЛП(В)Л» как не рабо­та с этим самым аутен­тич­ным рус­ским саундом?



«Монти Механик» — «Святые моторы»

При­ня­то счи­тать, что глав­ным рас­сказ­чи­ком гитар­ной вол­ны нача­ла 2010‑х годов был мно­го­ли­кий Арсе­ний Моро­зов. Зна­чи­тель­но менее извест­ный «Мон­ти Меха­ник», если вы о нём не слы­ша­ли, неза­слу­жен­но забы­ва­ет­ся на фоне Моро­зо­ва. А меж­ду тем, строч­ки вро­де: «Мы вер­нём­ся домой, раз­ве­дём­ся, а затем поже­ним­ся, а затем встре­тим­ся в пер­вый раз», — мож­но пред­ста­вить спе­ты­ми уста­ми Джар­ви­са Коке­ра в его луч­шие годы (и, разу­ме­ет­ся, в аль­тер­на­тив­ной все­лен­ной, где брит-поп слу­чил­ся в России).

Соб­ствен­но, как и брит-поп отсы­лал к куль­тур­но­му про­шло­му бри­тан­цев, аль­бом «Свя­тые мото­ры» тоже отсы­ла­ет к про­шло­му, вот толь­ко не к бри­тан­ско­му, но и не сугу­бо к соб­ствен­но­му. Аль­бом одно­вре­мен­но напо­ми­на­ет об аме­ри­кан­ских и бри­тан­ских лири­ках шести­де­ся­тых, но и одно­вре­мен­но о совет­ских ВИА.

Что инте­рес­но — эмо­ци­о­наль­ная амби­ва­лент­ность пла­стин­ки, поз­во­ля­ю­щая гово­рить о ней в рам­ках мет­мо­дер­на, похо­жа на при­мер того, что пости­ро­ния, как инстру­мент гово­ре­ния о себе и мире, ещё не исчер­па­на. Геор­гий Миш­нев поёт так, буд­то совсем не забо­тит­ся о том, что­бы раз­влечь слу­ша­те­ля, в отли­чие от дру­гих адеп­тов пости­ро­нии. И в этом смыс­ле, несмот­ря на оби­лие цитат и аллю­зий, аль­бом суще­ству­ет как «вещь в себе», да и цита­ты, надо заме­тить, едва ли отве­ча­ют каким-то аттрак­ци­он­ным целям.


«Тени Свободы» — «Лучше хуже»

Инте­рес­но, заду­мы­ва­ют­ся ли груп­пы услов­но­го жан­ра «соци­аль­ный лирич­ный рок» вро­де «Тени Сво­бо­ды» или «Пет­ли При­стра­стия», что зву­чат как иде­аль­ные груп­пы для испол­не­ния ани­ме опе­нин­гов? Если вам инте­рес­но послу­шать, как зву­чит груп­па, кото­рая пишет подоб­ные пес­ни авто­ном­но от задач музы­каль­но­го сопро­вож­де­ния сцен, где услов­ный Нару­то гонит­ся за Сас­ке, то сбор­ник «Теней Сво­бо­ды» «Луч­ше хуже» для вас.

Это мажор­но-минор­ный рок, немно­го с при­ме­сью эмо и про­чей аль­тер­на­ти­вы, насколь­ко про­стой, настоль­ко же и прекрасный.

Креп­кая риф­фо­вая музы­ка для тех, кого уни­чи­жи­тель­но назы­ва­ют «нор­мис». Отту­да и наив­ность, кото­рая, бьюсь об заклад, будет раз­дра­жать мно­гих «труш­ных» пан­ков, но под­хо­дит «Теням Сво­бо­ды» так­же, как подоб­ные настро­е­ния укра­ша­ют пес­ни PUP.


Settlers — «У заветного столба»

Ред­ко, когда в Рос­сии медиа пишут о новин­ках в мире джа­за. Settlers с их дебю­том — то самое «ред­ко». В эту же кате­го­рию ред­ко­сти мож­но вклю­чить и их обра­ще­ние к рус­ско­му фольк­ло­ру: обыч­но, оте­че­ствен­ные музы­кан­ты при­бе­га­ют к этни­че­ским эле­мен­там, что­бы замас­ки­ро­вать свою в осталь­ном вто­рич­ную музыку.

Settlers же посту­па­ют муд­рее — они спо­кой­но объ­еди­ня­ют фольк­лор­ные моти­вы с джа­зом, и оба эти, каза­лось бы, раз­ных язы­ка отнюдь не пыта­ют­ся друг дру­га переговорить.

Джаз и фольк­лор­ные инто­на­ции тут суще­ству­ют в такой плот­ной свя­зи, что пара­док­саль­ным обра­зом «У завет­но­го стол­ба» порож­да­ет ощу­ще­ние, что все так все­гда и дела­ли. Одна­ко это дей­стви­тель­но све­жо. И хотя сам при­ём инте­гра­ции тако­го вока­ла, кото­рый в нашей номен­кла­ту­ре рутин­но назы­ва­ют «этни­че­ским», не несёт ниче­го ново­го (если смот­реть совсем уж сухо — Settlers это ещё одни кан­ди­да­ты на экс­порт), то сам резуль­тат, кажет­ся, откры­ва­ет новое дыха­ние. А вот джа­зу, экс­порт­но­му рус­ско­му про­ек­ту или обо­им сра­зу — пока­жет толь­ко время.


«ВСИГМЕ» — «РОДНОЙ»

Хип-хоп, пожа­луй, как ника­кой дру­гой жанр суще­ству­ет на сты­ке реаль­но­го и выду­ман­но­го: любо­му рэпе­ру важ­но сохра­нять ощу­ще­ние аутен­тич­но­го, но воз­ве­ли­чи­вать свою фигу­ру до раз­ме­ра эта­ко­го пре­успев­ше­го Гар­ган­тюа, вырос­ше­го в дисто­пии нео­ли­бе­раль­но­го общества.

«Надо уметь кра­си­во соче­тать мифо­твор­че­ство и повсе­днев­ность — в этом и есть хип-хоп»,— ска­зал участ­ник груп­пы «ВСИГМЕ» Super Sanya в недав­нем интер­вью. Груп­па дей­стви­тель­но дока­зы­ва­ет сло­во делом. Одна­ко дья­вол в дета­лях. Что миф, что реаль­ность для «ВСИГМЕ» поми­мо того, что пере­ме­ша­ны, так ещё и непо­хо­жи на стан­дарт­ные рэпер­ские мифы о денеж­ном пере­из­быт­ке. Миф для «ВСИГМЕ» — это погру­же­ние в про­шлое сво­е­го рода аль­тер­на­тив­ной Рос­сии. Отту­да и обра­зы вро­де «Элек­тро­ник — Джон­ни Мнемоник»

Новый аль­бом «РОДНОЙ» ухо­дит в опы­тах мифо­твор­че­ства груп­пы ещё даль­ше. Это широ­кое полот­но из 21 тре­ка при уча­стии МС Сенеч­ки, Ghofran Zeino, Пет­ра Нали­ча и хора Мос­ков­ско­го опер­но­го дома. Миф для груп­пы — это не толь­ко про­шлое Рос­сии (или, ско­рее, Руси), но и «подъ­езд­ный» рус­ский рэп, кото­рый пом­нят уже не мно­гие. Всё это пере­ме­ши­ва­ет­ся в абстракт­ную кашу прак­ти­че­ски Соро­кин­ско­го содержания.

«РОДНОЙ» с таким же успе­хом мог носить назва­ние «День рэпе­ра». Прав­да, вме­сто анти­уто­пии «ВСИГМЕ» рису­ют имен­но что уто­пию: хип-хоп здесь (как и на преды­ду­щих рели­зах) суще­ству­ет совсем не в тру­що­бах мега­по­ли­са, а в тру­що­бах ска­зоч­ных и наро­чи­то обру­сев­ших миров. Миры эти живут по сво­им зако­нам, со сво­им чув­ством юмо­ра, но прак­ти­че­ски без тра­ге­дий (не уди­ви­тель­но, что «ВСИГМЕ» авто­ры пер­вой хип-хоп опе­ры «Копы в огне», где, как ни стран­но, нет ника­ких при­мет нынеш­ней ситу­а­ции на ули­цах России).

Если вы ещё не зна­ко­мы с груп­пой и хоти­те почув­ство­вать, как почти лубоч­ные обра­зы суще­ству­ют по сво­им зако­нам, не име­ю­щим ниче­го обще­го с про­па­ган­дист­ским и пат­ри­о­ти­че­ским пафо­сом, то этот аль­бом для вас.


«Видеобутик» — «Не к лицу»

К сожа­ле­нию, в Рос­сии мало пишут пост-панк, кото­рый был бы не похож на Joy Division и «Кино». К сча­стью, аль­бом «Не к лицу» груп­пы «Виде­обу­тик» исклю­че­ние из пра­вил. Он бук­валь­но ока­зы­ва­ет­ся не к лицу рус­ско­му пост-пан­ку, и это, конеч­но, ком­пли­мент. В музы­ке груп­пы вы не услы­ши­те поли­ти­че­ской анга­жи­ро­ван­но­сти жан­ра, но зато услы­ши­те грув — каче­ство, друж­но игно­ри­ру­е­мое подав­ля­ю­щим боль­шин­ством наших «пост-пан­ке­ров».

Похо­же, что «Виде­обу­тик» пом­нят не толь­ко мрач­ный пост-панк вось­ми­де­ся­тых, но и его ревай­вл в нуле­вых. Пес­ня «Сего­дня» зву­чит как трек, кото­рый мог­ла напи­сать услов­ная тан­це­валь­ная гитар­ная груп­па того вре­ме­ни. Что, конеч­но, тоже комплимент.

Что ещё выде­ля­ет «Виде­обу­тик», так это их лей­бл Saint-Brooklynsburg Record Club. Вер­нее, это «Виде­обу­тик» выде­ля­ют лей­бл (SBRC изве­стен кон­цен­тра­ци­ей на слей­кер-роке). Поэто­му груп­па ока­зы­ва­ет­ся в хоро­шем смыс­ле «не в сво­ей тарел­ке». В общем, слу­шать всем, кто любит пост-пан­ков­ские рит­мы, но устал от бес­ко­неч­ных «хму­рых» копий Joy Division.


«ГЛАВА II» — «Забываю»

Кажет­ся, вопре­ки мне­нию мно­гих скеп­ти­ков, Shortparis мож­но начи­нать назы­вать вли­я­тель­ной груп­пой. Кира Каза­ко­ва и «ГЛАВА II» — толь­ко два име­ни, недву­смыс­лен­но напо­ми­на­ю­щие о груп­пе Нико­лая Комя­ги­на (мож­но вспом­нить и выра­жен­ное ува­же­ние к ново­куз­нец­кой груп­пе в интер­вью «AVRAMOVA!», «Тимы Ищет Свет», и другим).

Что инте­рес­но с «ГЛАВОЙ II», так это не столь­ко вли­я­ние, сколь­ко пере­клич­ка с Shortparis до мель­чай­ших дета­лей: дело не толь­ко в схо­жем зву­ке, объ­еди­ня­ю­щем тех­но, фолк и пост-панк, но и в про­ис­хож­де­нии кол­лек­ти­вов. Как и Shortparis обра­зо­ва­лись из сме­ше­ния ново­куз­неч­ных и петер­бург­ских музы­кан­тов, так и дуэт «ГЛАВА II» бази­ру­ет­ся в Санкт-Петер­бур­ге, но его кор­ни тянут­ся из Запо­ляр­но­го (Мур­ман­ская область) и Якут­ска. Обе коман­ды делят общие места выступ­ле­ний: музы­кан­ты не обде­ле­ны вни­ма­ни­ем фести­ва­ля SKIF (он был одним из пер­вых гене­ра­то­ров попу­ляр­но­сти Shortparis), и кажет­ся, что выступ­ле­ние на бал­коне плот­нее все­го про­дол­жит ассо­ци­и­ро­вать­ся с про­ти­во­ре­чи­вым выступ­ле­ни­ем ShP.

Облож­ка аль­бо­ма «Забы­ваю» если не реми­нис­цен­ция к ико­но­гра­фии рели­зов «самой дикой груп­пы стра­ны», то уж точ­но запро­сто с ней риф­му­ет­ся — некая стран­ная (по край­ней мере не харак­тер­ная для обло­жек) ситу­а­ция в анту­ра­же инду­стри­аль­ной стаг­на­ции. При­мер­но то же самое мож­но ска­зать и об облож­ке их дебю­та, да и в целом про весь дебют: обез­ли­чен­ное, том­ное тело, поме­щён­ное в рам­ку сугу­бо в эсте­ти­че­ских целях. В зву­ке пре­тен­зия на вос­про­из­ве­де­ние эта­кой рели­ги­оз­ной мессы.

Что мож­но раз­гля­деть в «ГЛАВЕ II» за пре­де­ла­ми этих пере­кли­чек (слу­чай­ных или нет — неваж­но) пока непо­нят­но. В их музы­ке ощу­ща­ют­ся намё­ки на соб­ствен­ную тема­ти­ку, но пока всё это выгля­дит повто­ром музы­ки дру­гой груп­пы. Поэто­му, без­услов­но, дуэт из Санкт-Петер­бур­га пока что пол­но­стью оправ­ды­ва­ет назва­ние — они дей­стви­тель­но вто­рая гла­ва уже рас­ска­зан­ной истории.


Shortparis — «Яблонный сад»

Про­шлый месяц начал­ся с Shortparis, этот ими закан­чи­ва­ет­ся. Пер­вый раз в исто­рии груп­пы музы­ка удив­ля­ет чуть боль­ше кли­пов. Стран­ным обра­зом этот аль­бом пере­клю­ча­ет реги­стры от нека­зи­стой «Ску­ки», буд­то бы взя­той из репер­ту­а­ра Кир­ко­ро­ва, до над­рыв­ной «Любовь моя будет тут.», откры­ва­ю­щей новую сто­ро­ну груп­пы. Нико­лай Комя­гин нако­нец про­бу­ет иные спо­со­бы инто­ни­ро­ва­ния, а, поми­мо это­го, отме­ча­ет­ся более удач­ны­ми и инте­рес­ны­ми строч­ка­ми, чем на про­шлом аль­бо­ме (хотя и откро­вен­но неле­пых тоже достаточно).

Тем не менее рит­ми­че­ски это всё ещё Shortparis, как мы их зна­ем. Экс­прес­сив­но аль­бом при­бли­жа­ет слу­ша­те­ля к атмо­сфе­ре их кон­цер­тов и, кто зна­ет, воз­мож­но, дело в том, что «Яблон­ный сад» более музы­каль­но раз­но­об­раз­ный, чем «Так зака­ля­лась сталь». Это под­во­дит к доволь­но про­сто­му выво­ду — вме­сто того, что­бы гнать­ся за повто­ром атмо­сфе­ры кон­цер­тов на аль­бо­мах, Shortparis сто­ит сосре­до­та­чи­вать­ся на раз­но­об­ра­зии и, баналь­но, музыке.

Един­ствен­ный спо­соб сде­лать такую музы­ку само­цен­ной, это отвя­зать её от всех вспо­мо­га­тель­ных целей. Кажет­ся, что имен­но на этот путь и вста­ла груп­па. До ради­каль­ной пере­ме­ны зву­ка и мане­ры «модер­ни­стов, опоз­дав­ших на пол­ве­ка», это­му аль­бо­му ещё дале­ко, но вне­зап­но появил­ся смысл дать шанс.


Читай­те так­же «Дис­си­дент­ское искус­ство: „Пав­лик Моро­зов — суперзвезда“».

Поделиться