В рубрике «Музыкальные релизы» мы каждый месяц рассказываем о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров, которые вполне могут украсить ваш плейлист.
Сегодня в подборке абстрактный рэп от «ВСИГМЕ», метамодернистский релиз от «Монти Механика», новый альбом Shortparis и многое другое.
bludkidd, Скриптонит — «Тремор»
Каталог творческого объединения Musica36 становится всё более разножанровым. Скриптонит объявил, что к лейблу присоединилась альт-рок-команда bludkidd, в которую входят гитарист и вокалист Владислав Зайченко и барабанщик Антон «Тошик» Ниженко. Оба музыканта играли в оригинальном составе группы «Нервы», также они известны как участники Gruppa Skryptonite. Первый трек bludkidd «Тремор» по совместительству и второй гостевой трек Скриптонита за месяц. И в этом, если угодно, проблема.
bludkidd звучат так, будто придуманы просто для упражнения мультижанрового таланта Адиля, и пока не более того. Действительно, Скриптонит в очередной раз доказывает, что все высказанные в адрес его артистичности слова, в общем, верны: припев «Тремора» нисколько не выдаёт в артисте рэпера. Но если для Скриптонита это лишний повод доказать свои возможности и жанровую эклектичность, то bludkidd похожи на самый банальный рокерский аттракцион. Максимально радийно-дружелюбный рок самого банального кроя.
bludkidd — это будто бы попытка сделать «супергруппу» из (о боже) Linkin Park и (о боже) Nickelback. Посмотрите, как выглядят музыканты — сложно не отделаться от ощущения если не косплея, то хотя бы закоса на имидж фронтменов вышеупомянутых групп. Что может быть более устаревшим на момент 2021 года, чем образ типичной рок-звезды? Только идея, что этот образ не вызовет у слушателей зевоту.
Хаски — «Невидимка»
Кажется, что Хаски навёрстывает упущенное за долгий перерыв, прерванный его последним альбомом. Второй месяц подряд рэпер стабильно выпускает по песне. Увы, «Невидимка» не самый яркий его трек, что особенно ощущается на фоне недавнего анонса «Русского альбома», который Хаски готовит к 2022 году.
И действительно, получается, что анонс интригует больше, чем новая песня.
Войдёт ли она на альбом — покажет время, ведь если битмейкерство «Русского альбома» планируется сугубо авторским, то на новом треке Дима действительно превращается в невидимку на фоне работы небезызвестных White Punk и БХИМЫ.
И вот почему анонс вызвал больше интереса, чем песня: Хаски вознамерился открыть некий аутентичный саунд русского рэпа, констатируя в «Инстаграме», что русский рэп до сих пор пребывает в транзиторном состоянии, где тексты на родном языке, а звук импортированный. Эта цель сама по себе вызывает больше трепета, чем достаточно анемичный новый трек, едва ли удачно рифмующийся с поставленными задачами на 2022 год. А задачи и правда амбициозные: с одной стороны, этот опыт при удачном положении дел, может помочь Хаски избавиться от порой встречающейся стигмы «текстовика», а с другой нащупать новую тематику. Дескать, если исчерпался как лирик, то возможно время двинуться в новую сферу.
Другое дело, что практически все попытки создать из русской музыки некий этно-региональный продукт кончались полумерными результатами: поскольку вся основная техника, которая используется при создании музыки, изобретена за пределами России, артистам остаётся инкорпорировать разве что рудиментарные ходы, будь то как бы «русское» этническое интонирование (Lucidvox, Zventa Sventana), «русские» дворовые мотивы («Мумий Тролль» времён «Морской», «Тима Ищет Свет») или приходится экзотизировать своё почвенничество сугубо сторонними музыке инструментами (образы в клипах Shortparis, Little Big).
Самым удачным, конечно, было бы использование редких инструментов и ходов, как сделал Женя Горбунов в «Фениксе» ГШ, куда вполне удачно встроил мелодику из «Садко». Что предпримет Хаски и откроет ли новый способ добиться «русскости» — вопрос открытый.
Правда, у Димы есть и ещё одна задача, а именно — перепрыгнуть свой самый главный альбом. Ведь что такое «ЛП(В)Л» как не работа с этим самым аутентичным русским саундом?
«Монти Механик» — «Святые моторы»
Принято считать, что главным рассказчиком гитарной волны начала 2010‑х годов был многоликий Арсений Морозов. Значительно менее известный «Монти Механик», если вы о нём не слышали, незаслуженно забывается на фоне Морозова. А между тем, строчки вроде: «Мы вернёмся домой, разведёмся, а затем поженимся, а затем встретимся в первый раз», — можно представить спетыми устами Джарвиса Кокера в его лучшие годы (и, разумеется, в альтернативной вселенной, где брит-поп случился в России).
Собственно, как и брит-поп отсылал к культурному прошлому британцев, альбом «Святые моторы» тоже отсылает к прошлому, вот только не к британскому, но и не сугубо к собственному. Альбом одновременно напоминает об американских и британских лириках шестидесятых, но и одновременно о советских ВИА.
Что интересно — эмоциональная амбивалентность пластинки, позволяющая говорить о ней в рамках метмодерна, похожа на пример того, что постирония, как инструмент говорения о себе и мире, ещё не исчерпана. Георгий Мишнев поёт так, будто совсем не заботится о том, чтобы развлечь слушателя, в отличие от других адептов постиронии. И в этом смысле, несмотря на обилие цитат и аллюзий, альбом существует как «вещь в себе», да и цитаты, надо заметить, едва ли отвечают каким-то аттракционным целям.
«Тени Свободы» — «Лучше хуже»
Интересно, задумываются ли группы условного жанра «социальный лиричный рок» вроде «Тени Свободы» или «Петли Пристрастия», что звучат как идеальные группы для исполнения аниме опенингов? Если вам интересно послушать, как звучит группа, которая пишет подобные песни автономно от задач музыкального сопровождения сцен, где условный Наруто гонится за Саске, то сборник «Теней Свободы» «Лучше хуже» для вас.
Это мажорно-минорный рок, немного с примесью эмо и прочей альтернативы, насколько простой, настолько же и прекрасный.
Крепкая риффовая музыка для тех, кого уничижительно называют «нормис». Оттуда и наивность, которая, бьюсь об заклад, будет раздражать многих «трушных» панков, но подходит «Теням Свободы» также, как подобные настроения украшают песни PUP.
Settlers — «У заветного столба»
Редко, когда в России медиа пишут о новинках в мире джаза. Settlers с их дебютом — то самое «редко». В эту же категорию редкости можно включить и их обращение к русскому фольклору: обычно, отечественные музыканты прибегают к этническим элементам, чтобы замаскировать свою в остальном вторичную музыку.
Settlers же поступают мудрее — они спокойно объединяют фольклорные мотивы с джазом, и оба эти, казалось бы, разных языка отнюдь не пытаются друг друга переговорить.
Джаз и фольклорные интонации тут существуют в такой плотной связи, что парадоксальным образом «У заветного столба» порождает ощущение, что все так всегда и делали. Однако это действительно свежо. И хотя сам приём интеграции такого вокала, который в нашей номенклатуре рутинно называют «этническим», не несёт ничего нового (если смотреть совсем уж сухо — Settlers это ещё одни кандидаты на экспорт), то сам результат, кажется, открывает новое дыхание. А вот джазу, экспортному русскому проекту или обоим сразу — покажет только время.
«ВСИГМЕ» — «РОДНОЙ»
Хип-хоп, пожалуй, как никакой другой жанр существует на стыке реального и выдуманного: любому рэперу важно сохранять ощущение аутентичного, но возвеличивать свою фигуру до размера этакого преуспевшего Гаргантюа, выросшего в дистопии неолиберального общества.
«Надо уметь красиво сочетать мифотворчество и повседневность — в этом и есть хип-хоп»,— сказал участник группы «ВСИГМЕ» Super Sanya в недавнем интервью. Группа действительно доказывает слово делом. Однако дьявол в деталях. Что миф, что реальность для «ВСИГМЕ» помимо того, что перемешаны, так ещё и непохожи на стандартные рэперские мифы о денежном переизбытке. Миф для «ВСИГМЕ» — это погружение в прошлое своего рода альтернативной России. Оттуда и образы вроде «Электроник — Джонни Мнемоник»
Новый альбом «РОДНОЙ» уходит в опытах мифотворчества группы ещё дальше. Это широкое полотно из 21 трека при участии МС Сенечки, Ghofran Zeino, Петра Налича и хора Московского оперного дома. Миф для группы — это не только прошлое России (или, скорее, Руси), но и «подъездный» русский рэп, который помнят уже не многие. Всё это перемешивается в абстрактную кашу практически Сорокинского содержания.
«РОДНОЙ» с таким же успехом мог носить название «День рэпера». Правда, вместо антиутопии «ВСИГМЕ» рисуют именно что утопию: хип-хоп здесь (как и на предыдущих релизах) существует совсем не в трущобах мегаполиса, а в трущобах сказочных и нарочито обрусевших миров. Миры эти живут по своим законам, со своим чувством юмора, но практически без трагедий (не удивительно, что «ВСИГМЕ» авторы первой хип-хоп оперы «Копы в огне», где, как ни странно, нет никаких примет нынешней ситуации на улицах России).
Если вы ещё не знакомы с группой и хотите почувствовать, как почти лубочные образы существуют по своим законам, не имеющим ничего общего с пропагандистским и патриотическим пафосом, то этот альбом для вас.
«Видеобутик» — «Не к лицу»
К сожалению, в России мало пишут пост-панк, который был бы не похож на Joy Division и «Кино». К счастью, альбом «Не к лицу» группы «Видеобутик» исключение из правил. Он буквально оказывается не к лицу русскому пост-панку, и это, конечно, комплимент. В музыке группы вы не услышите политической ангажированности жанра, но зато услышите грув — качество, дружно игнорируемое подавляющим большинством наших «пост-панкеров».
Похоже, что «Видеобутик» помнят не только мрачный пост-панк восьмидесятых, но и его ревайвл в нулевых. Песня «Сегодня» звучит как трек, который могла написать условная танцевальная гитарная группа того времени. Что, конечно, тоже комплимент.
Что ещё выделяет «Видеобутик», так это их лейбл Saint-Brooklynsburg Record Club. Вернее, это «Видеобутик» выделяют лейбл (SBRC известен концентрацией на слейкер-роке). Поэтому группа оказывается в хорошем смысле «не в своей тарелке». В общем, слушать всем, кто любит пост-панковские ритмы, но устал от бесконечных «хмурых» копий Joy Division.
«ГЛАВА II» — «Забываю»
Кажется, вопреки мнению многих скептиков, Shortparis можно начинать называть влиятельной группой. Кира Казакова и «ГЛАВА II» — только два имени, недвусмысленно напоминающие о группе Николая Комягина (можно вспомнить и выраженное уважение к новокузнецкой группе в интервью «AVRAMOVA!», «Тимы Ищет Свет», и другим).
Что интересно с «ГЛАВОЙ II», так это не столько влияние, сколько перекличка с Shortparis до мельчайших деталей: дело не только в схожем звуке, объединяющем техно, фолк и пост-панк, но и в происхождении коллективов. Как и Shortparis образовались из смешения новокузнечных и петербургских музыкантов, так и дуэт «ГЛАВА II» базируется в Санкт-Петербурге, но его корни тянутся из Заполярного (Мурманская область) и Якутска. Обе команды делят общие места выступлений: музыканты не обделены вниманием фестиваля SKIF (он был одним из первых генераторов популярности Shortparis), и кажется, что выступление на балконе плотнее всего продолжит ассоциироваться с противоречивым выступлением ShP.
Обложка альбома «Забываю» если не реминисценция к иконографии релизов «самой дикой группы страны», то уж точно запросто с ней рифмуется — некая странная (по крайней мере не характерная для обложек) ситуация в антураже индустриальной стагнации. Примерно то же самое можно сказать и об обложке их дебюта, да и в целом про весь дебют: обезличенное, томное тело, помещённое в рамку сугубо в эстетических целях. В звуке претензия на воспроизведение этакой религиозной мессы.
Что можно разглядеть в «ГЛАВЕ II» за пределами этих перекличек (случайных или нет — неважно) пока непонятно. В их музыке ощущаются намёки на собственную тематику, но пока всё это выглядит повтором музыки другой группы. Поэтому, безусловно, дуэт из Санкт-Петербурга пока что полностью оправдывает название — они действительно вторая глава уже рассказанной истории.
Shortparis — «Яблонный сад»
Прошлый месяц начался с Shortparis, этот ими заканчивается. Первый раз в истории группы музыка удивляет чуть больше клипов. Странным образом этот альбом переключает регистры от неказистой «Скуки», будто бы взятой из репертуара Киркорова, до надрывной «Любовь моя будет тут.», открывающей новую сторону группы. Николай Комягин наконец пробует иные способы интонирования, а, помимо этого, отмечается более удачными и интересными строчками, чем на прошлом альбоме (хотя и откровенно нелепых тоже достаточно).
Тем не менее ритмически это всё ещё Shortparis, как мы их знаем. Экспрессивно альбом приближает слушателя к атмосфере их концертов и, кто знает, возможно, дело в том, что «Яблонный сад» более музыкально разнообразный, чем «Так закалялась сталь». Это подводит к довольно простому выводу — вместо того, чтобы гнаться за повтором атмосферы концертов на альбомах, Shortparis стоит сосредотачиваться на разнообразии и, банально, музыке.
Единственный способ сделать такую музыку самоценной, это отвязать её от всех вспомогательных целей. Кажется, что именно на этот путь и встала группа. До радикальной перемены звука и манеры «модернистов, опоздавших на полвека», этому альбому ещё далеко, но внезапно появился смысл дать шанс.
Читайте также «Диссидентское искусство: „Павлик Морозов — суперзвезда“».