Запуск и золотые годы канала «Муз-ТВ»

С чем у вас ассо­ци­и­ру­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «музы­каль­ное теле­ви­де­ние», кото­рое нын­че зву­чит как арха­изм? Гото­вы поспо­рить, что вы поду­ма­ли об MTV и пере­да­чах вро­де «Тач­ка на про­кач­ку» или «Обыск и сви­да­ние». А ведь когда-то звез­дой оте­че­ствен­но­го эфи­ра был канал «Муз-ТВ», кото­рый во вто­рой поло­вине 1990‑х поко­рял серд­ца зри­те­лей стиль­ным оформ­ле­ни­ем, заме­ча­тель­ны­ми плей­ли­ста­ми и сме­лы­ми ток-шоу. Не вери­те? При­гла­ша­ем вас загля­нуть на кух­ню «пер­во­го музы­каль­но­го» 30-лет­ней дав­но­сти и посмот­реть, как Сют­кин при­зы­ва­ет голо­со­вать за Ель­ци­на, Вале­рий Леон­тьев пока­зы­ва­ет зри­те­лям «неэфир­ные места», а ковар­ные виджеи кром­са­ют чьё-то тело в операционной.


Голосуй, или проиграешь

30 янва­ря 1995 года в Рос­сии начал веща­ние музы­каль­ный канал «К‑10». Он рабо­тал с 19:00 до 1:00 и был досту­пен толь­ко жите­лям сто­ли­цы. Впро­чем, пока­зы­вать там было осо­бо нече­го: сет­ка веща­ния состо­я­ла в основ­ном из музы­каль­ных бло­ков. Жизнь «К‑10» ока­за­лась недол­гой, но пло­до­твор­ной: 1 мая 1996 года на его осно­ве был создан «Муз-ТВ».

Но музы­ка мало инте­ре­со­ва­ла соос­но­ва­те­ля и вла­дель­ца кана­ла Сер­гея Лисов­ско­го. «Муз-ТВ» слу­жил не столь­ко раз­вле­ка­тель­ным, сколь­ко поли­ти­че­ским целям и являл­ся пло­щад­кой для мас­штаб­ной пред­вы­бор­ной кам­па­нии «Голо­суй, или про­иг­ра­ешь». Цель кам­па­нии была бла­го­род­ной, но труд­но­вы­пол­ни­мой: исполь­зуя теле­ви­де­ние, рекла­му и попу­ляр­ных музы­кан­тов, орга­ни­за­то­ры пыта­лись убе­дить моло­дёжь прий­ти на выбо­ры. При этом под­чер­ки­ва­лось, что «Голо­суй, или про­иг­ра­ешь» не опи­ра­ет­ся на какую-либо поли­ти­че­скую плат­фор­му, хотя сим­во­ли­ка кам­па­нии гово­ри­ла об обрат­ном (рука крас­но­го цве­та повёр­ну­та боль­шим паль­цем вниз, рука сине­го цве­та — паль­цем вверх). Впо­след­ствии это под­твер­ждал и сам Лисов­ский в одном из постов в соцсетях:

«Моло­дёжь всё вос­при­ни­ма­ет по-дру­го­му, у них дру­гие инте­ре­сы, в отли­чие от стар­ше­го поко­ле­ния. Бед­ность они вос­при­ни­ма­ли как насле­дие Совет­ско­го Сою­за и виде­ли реше­ние в буду­щем. Я был уве­рен, что они про­го­ло­су­ют за Ель­ци­на, поэто­му рабо­тал над тем, чтоб моло­дёжь при­шла на выбо­ры.⁣⁣ <…> хиты зву­ча­ли по теле­ви­де­нию в под­держ­ку Бори­са Ель­ци­на, за буду­щую Россию».

Один из пла­ка­тов кам­па­нии «Голо­суй, или проиграешь»

«Голо­суй, или про­иг­ра­ешь» — каль­ка с пред­вы­бор­ной кам­па­нии Бил­ла Клин­то­на 1992 года. Послед­няя име­ла прак­ти­че­ски иден­тич­ное назва­ние — «Выби­рай, или про­иг­ра­ешь» (Choose or lose) и про­хо­ди­ла на MTV. В аги­та­ци­он­ных роли­ках сни­ма­лись звёз­ды пер­вой вели­чи­ны. Напри­мер, Май­кл Джек­сон, оде­тый в сце­ни­че­ский костюм, при­зы­вал поду­мать о буду­щем детей, а Мадон­на отправ­ля­лась голо­со­вать, несмот­ря на плот­ный гра­фик, ссо­ру с бой­френ­дом и тре­вож­ные мыс­ли о неже­ла­тель­ной бере­мен­но­сти. Кро­ме того, на кана­ле выхо­ди­ли корот­кие бло­ки поли­ти­че­ских ново­стей и пере­да­чи, объ­яс­ня­ю­щие базо­вые прин­ци­пы госу­дар­ствен­но­го устрой­ства и изби­ра­тель­но­го права.

Оте­че­ствен­ные музы­кан­ты не отста­ва­ли от запад­ных кол­лег. За вре­мя кам­па­нии были запи­са­ны два музы­каль­ных аль­бо­ма: «Ель­цин — наш пре­зи­дент» и «Голо­суй, или про­иг­ра­ешь», а аги­та­ци­он­ные туры про­шлись по всем круп­ным горо­дам стра­ны. В рота­ции «Муз-ТВ» появил­ся клип груп­пы «Маль­чиш­ник», где моло­дёжь при­зы­ва­ли «разо­брать­ся, кто дей­стви­тель­но крут, а кто кон­чен­ный лох». «Ведь всё доста­точ­но про­сто: опу­стил бюл­ле­тень, и ты побе­дил — уже на сле­ду­ю­щий день», — убеж­да­ли изби­ра­те­лей музы­кан­ты, кото­рые пры­га­ли по сцене на фоне тан­цу­ю­щих брейк­дан­се­ров, диджея Гру­ва с вер­туш­ка­ми и кис­лот­но­го граф­фи­ти с порт­ре­том Ельцина.

Маль­чиш­ник «Голо­суй, или про­иг­ра­ешь» (1996)

В дру­гом аги­та­ци­он­ном роли­ке Кон­стан­тин Кин­чев мрач­но рас­суж­дал об угро­зе «рестав­ра­ции дья­воль­ско­го строя». Лидер «Али­сы» обра­щал­ся к зрителям:

«Я про­шу вас прий­ти и про­го­ло­со­вать за Ель­ци­на. Пото­му что на дан­ный момент лишь Ель­цин в силе про­ти­во­сто­ять той надви­га­ю­щей­ся опас­но­сти, кото­рую я назы­ваю „ком­му­низм“».

12 июня 1996 года кор­ре­спон­дент «Муз-ТВ» пооб­щал­ся с моло­дё­жью на кон­цер­те в честь Дня неза­ви­си­мо­сти в Москве. На вопрос, что они вкла­ды­ва­ют в сло­во «неза­ви­си­мость», ребя­та отве­ча­ли: «Неза­ви­си­мость от ста­ро­го режи­ма», «от себя», «от денег», «от нашей судь­бы». «Про­сто надо всё это пере­жить, что­бы Рос­сия дей­стви­тель­но воз­ро­ди­лась и была луч­ше всех», — заяви­ла круг­ло­ли­цая брю­нет­ка, обни­ма­ю­щая за шею улыб­чи­во­го парня.

В день выбо­ров «Муз-ТВ» выпу­стил репор­таж с одно­го из изби­ра­тель­ных участ­ков Моск­вы, куда при­шли про­го­ло­со­вать неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли сто­лич­но­го бомон­да. «Тай­ну голо­со­ва­ния соблю­да­ли не все­гда, но, к сча­стью, на изби­ра­тель­ных участ­ках ника­ки­ми зару­беж­ны­ми наблю­да­те­ля­ми и не пах­ло», — радо­вал­ся кор­ре­спон­дент и торо­пил­ся выве­дать эту тай­ну у зна­ме­ни­то­стей. Доли­на, Рас­тор­гу­ев и Сют­кин поста­ви­ли завет­ную галоч­ку у фами­лии Ель­ци­на, а Алек­сандр Град­ский уклон­чи­во отве­тил, что выби­рал кан­ди­да­та «по делам», и заме­тил, что любые выбо­ры — это «выбор наи­мень­ше­го зла». С груст­ной улыб­кой музы­кант пояснил:

«Я как пел, так и буду петь. На моём сче­ту было пять или шесть ген­се­ков, мне это не повредило».

В пере­бив­ках меж­ду интер­вью зри­те­лям пока­зы­ва­ли Ель­ци­на сре­ди лику­ю­щей толпы.

Цель про­ек­та была достиг­ну­та. На ста­ром сай­те «Муз-ТВ» мож­но най­ти инфор­ма­цию о том, что кам­па­ния «Голо­суй, или про­иг­ра­ешь» при­нес­ла Ель­ци­ну 80 мил­ли­о­нов голо­сов. Борис Нико­ла­е­вич остал­ся на посту пре­зи­ден­та, а «Муз-ТВ» — в эфир­ной сет­ке. Пока что канал по-преж­не­му рабо­тал в опре­де­лён­ные часы: с 7 до 11 утра и с 19:00 до 03:00 (на круг­ло­су­точ­ное веща­ние он пере­шёл толь­ко в 1999‑м). «Таким обра­зом, канал пыта­ет­ся охва­тить самое моло­дёж­ное эфир­ное вре­мя — ран­нее утро и позд­нюю ночь», — писа­ли созда­те­ли «Муз-ТВ» и гор­до заявляли:

«Чаще все­го совре­мен­но­го моло­до­го чело­ве­ка мож­но застать перед теле­ви­зо­ром с пуль­том дистан­ци­он­но­го управ­ле­ния в руках, бес­ко­неч­но пере­клю­ча­ю­ще­го кана­лы в поис­ках про­грамм о музы­ке. Выбро­си­те свой пульт на помой­ку — теперь у вас есть теле­ка­нал „Муз-ТВ“».


Писающий мальчик

В пер­вые несколь­ко меся­цев сет­ка веща­ния «Муз-ТВ» не отли­ча­лась раз­но­об­ра­зи­ем. В пере­ры­вах меж­ду кли­па­ми в кад­ре появ­ля­лись «виде­ожо­кеи а‑ля MTV», зачи­ты­ва­ю­щие корот­кие под­вод­ки к сле­ду­ю­щей пор­ции музыки.

В про­грам­ме MTV Europe пока­зы­ва­ли зару­беж­ные кли­пы, в «Кли­по­ма­нии» — зару­беж­ные и оте­че­ствен­ные, в «Нашем» — толь­ко «наши». В рядах послед­них неред­ко при­сут­ство­вал про­пла­чен­ный кон­тент. Воз­мож­но, в том чис­ле поэто­му вско­ре после запус­ка рус­ской вер­сии MTV в 1998 году рей­тин­ги «Муз-ТВ» нача­ли падать. В газе­те «Аргу­мен­ты и фак­ты» по это­му пово­ду писа­ли:

«…музы­каль­ный канал Муз-ТВ… не стал „лучом све­та“ в „тём­ном цар­стве“ оте­че­ствен­но­го шоу-биз­не­са, пото­му как играл по заве­дён­ным на теле­ви­де­нии пра­ви­лам. Раз­ме­стить клип на „Муз-ТВ“ за день­ги мог любой жела­ю­щий. Сто­и­ло это по срав­не­нию с цен­траль­ны­ми кана­ла­ми недо­ро­го — поряд­ка 40 долл. за один показ. Пла­тить долж­ны были не толь­ко длин­но­но­гие деви­цы… но даже такие заслу­жен­ные рок-кол­лек­ти­вы, как, ска­жем, „Кали­нов мост“».

Тем не менее в пер­вые годы суще­ство­ва­ния кана­ла его музы­каль­ный ассор­ти­мент был доволь­но непло­хим. Наря­ду со слад­ко­го­ло­сы­ми «Бле­стя­щи­ми» и оба­я­тель­ным Димой Мали­ко­вым на экра­нах появ­ля­лись «Сек­тор газа», «Бра­во» и «Ага­та Кри­сти». Сре­ди зару­беж­ных испол­ни­те­лей в рота­ции были Depeche Mode, Queen и даже The Beatles, а для люби­те­лей музы­ки «полег­че» — Мадон­на, Backstreet Boys и дру­гие вид­ные пред­ста­ви­те­ли запад­ной поп-сцены.

Музы­каль­ные казу­сы всё-таки слу­ча­лись. Напри­мер, в 1998 году в пере­да­че «Кли­по­ма­ния» пока­за­ли совер­шен­но непод­хо­дя­щий по фор­ма­ту клип Сер­гея Рого­жи­на «Пес­ня про чай» с летя­щи­ми по небу пух­лы­ми куп­чи­ха­ми, само­ва­ра­ми, аль­пи­ни­ста­ми и пер­си­ка­ми. Сра­зу за ним сле­до­ва­ла пес­ня «Пан­те­ра» некой Вио­лы, вокаль­ные спо­соб­но­сти кото­рой остав­ля­ли желать лучшего.

По ста­рым эфи­рам замет­но, что денег у «пер­во­го музы­каль­но­го» было немно­го. Напри­мер, инте­рьер сту­дии ран­них выпус­ков «Кли­по­ма­нии» выгля­дел как тес­ное фойе про­вин­ци­аль­но­го кино­те­ат­ра: ярко-синие обои в полос­ку, неиз­вест­но для чего пове­шен­ные на сте­ну бле­стя­щие што­ры и при­та­ив­ший­ся в углу холо­диль­ник с лого­ти­пом гази­ров­ки RC Cola — про­дакт-плей­смент глав­но­го спон­со­ра кана­ла. По понят­ным при­чи­нам этот холо­диль­ник какое-то вре­мя оста­вал­ся посто­ян­ным гостем всех передач.

Веду­щая Дарья Суб­бо­ти­на в сту­дии «Муз-ТВ». 1997 год

Веду­щие появ­ля­лись в кад­ре в одеж­де из соб­ствен­но­го гар­де­роба. Алек­сандр Пря­ни­ков носил про­стень­кие сви­те­ра и джин­сы, похо­дя ско­рее на моло­день­ко­го сту­ден­та, чем на мод­но­го веду­ще­го с при­лич­ным сце­ни­че­ским опы­том за пле­ча­ми. Авро­ра вспо­ми­на­ла, что в то вре­мя у неё было все­го несколь­ко фут­бо­лок и две пары шта­нов. Боль­ше дру­гих повез­ло Дарье Суб­бо­ти­ной: вещи ей шила бабуш­ка-порт­ни­ха, кото­рая радо­ва­ла внуч­ку не толь­ко жен­ствен­ны­ми наря­да­ми, но и таки­ми экс­тре­маль­ны­ми веща­ми, как жилет­ка из латекса.

Несмот­ря на скром­ное финан­си­ро­ва­ние, канал выде­лял­ся на фоне дру­гих бла­го­да­ря ярко­му и стиль­но­му оформ­ле­нию. «Одеж­ду» для «Муз-ТВ» созда­вал дизай­нер Юрий Бок­сер, кото­рый не усту­пал в ори­ги­наль­но­сти кол­ле­гам с запад­но­го MTV, за что неод­но­крат­но полу­чал при­зы на евро­пей­ских реклам­ных фести­ва­лях. Заме­ча­тель­но выгля­дит пла­сти­ли­но­вая пере­бив­ка с номе­ром теле­фо­на сту­дии, где лысый муж­чи­на отры­ва­ет от щеки кусок кожи и пре­вра­ща­ет его в теле­фон­ную труб­ку. В дру­гом роли­ке страж­ник Вели­кой Китай­ской сте­ны гром­ко и с удо­воль­стви­ем рыга­ет и испус­ка­ет кишеч­ные газы. Ещё один инте­рес­ный при­мер — виджеи кана­ла в обра­зе вра­чей-хирур­гов, лихо кром­са­ю­щие неиз­вест­но­го паци­ен­та (воз­мож­но, зри­те­ля кана­ла). Совсем неве­ро­ят­но по нынеш­ним вре­ме­нам выгля­дит соци­аль­ная рекла­ма, где голый маль­чик писа­ет с желез­но­до­рож­но­го моста, а над­пись на экране гла­сит: «Зани­май­тесь любо­вью, а не вой­ной».


Шок в эфире

Одной из пер­вых пол­но­цен­ных пере­дач «Муз-ТВ» ста­ло «Шок-ток-шоу», кото­рое вели Алек­сандр Пря­ни­ков и Тут­та Лар­сен. «Это часо­вое обще­ние веду­щих… со звёз­да­ми и зри­те­ля­ми в пря­мом эфи­ре, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее самые ковар­ные и неожи­дан­ные вопро­сы и прось­бы к гостям про­грам­мы», — рас­ска­зы­ва­ли о про­ек­те на сай­те кана­ла. Выпус­ки дей­стви­тель­но полу­ча­лись инте­рес­ны­ми, хотя «каверз­ные» вопро­сы веду­щих по нынеш­ним вре­ме­нам выгля­дят доволь­но невинно.

Напри­мер, Вале­рия Леон­тье­ва попро­си­ли пока­зать тату­и­ров­ки, сде­лан­ные в «неэфир­ных местах». Эти­ми «места­ми» ока­за­лись пле­чи: на одном был набит узор­ча­тый брас­лет, на дру­гом — что-то вро­де цвет­ка (каче­ство видео не поз­во­ля­ет раз­гля­деть рису­нок). Леон­тьев при­знал­ся, что набил их в Аме­ри­ке и сде­лал это лишь для того, что­бы «при­об­щить­ся» к людям, кото­рые тер­пят мно­го­ча­со­вые пыт­ки в крес­ле тату­и­ров­щи­ка ради кра­со­ты. Так­же артист похва­стал­ся кожа­ны­ми брю­ка­ми от Готье и кон­фи­ден­ци­аль­но сооб­щил веду­щим, что у него есть супруга.

Теле­про­грам­ма «Муз-ТВ» в 1997 году. Жур­нал «ТВ-парк»

С Бори­сом Гре­бен­щи­ко­вым (при­знан ино­стран­ным аген­том) Алек­сан­дру Пря­ни­ко­ву при­шлось справ­лять­ся в оди­ноч­ку. «Справ­лять­ся» — не пре­уве­ли­че­ние. Флег­ма­тич­ный Борис Бори­со­вич так нагру­зил веду­ще­го инфор­ма­ци­ей, что тому оста­ва­лось толь­ко под­да­ки­вать. Вид­но, что Пря­ни­ков немно­го «поплыл», но поста­рал­ся сохра­нить невоз­му­ти­мый вид зна­ю­ще­го чело­ве­ка. Гре­бен­щи­ков при­звал груп­пу «Сплин» перей­ти на элек­трон­ную музы­ку, срав­нил Мэри­ли­на Мэн­со­на с Уол­том Дис­не­ем, а Prodigy — с фека­ли­я­ми. Музы­кант не стес­нял­ся в выра­же­ни­ях (в какой-то момент редак­то­ры даже не успе­ли при­крыть мат), в то вре­мя как роб­кий Алек­сандр не мог про­из­не­сти сло­во «лиф­чик».

Пере­да­ча «Шок-ток-шоу» все­гда выхо­ди­ла в пря­мом эфи­ре. Ино­гда зри­те­ли ста­но­ви­лись сви­де­те­ля­ми забав­ных казу­сов, кото­рые повер­га­ли в пани­ку коман­ду съё­моч­ной пло­щад­ки. В одном из интер­вью Алек­сандр Пря­ни­ков рас­ска­зал, как ему при­шлось выма­ни­вать Жан­ну Агу­за­ро­ву из-под бан­кет­ки пря­мо в эфи­ре. «Здрав­ствуй­те, я Пря­ни­ков Алек­сандр, вон там за бан­кет­кой сидит Агу­за­ро­ва», — попри­вет­ство­вал зри­те­лей Алек­сандр и при­нял­ся звать Жан­ну тро­га­тель­ным «цып-цып-цып». Фокус удал­ся: экс­цен­трич­ная певи­ца не толь­ко вышла из убе­жи­ща, но и доси­де­ла до кон­ца пере­да­чи, что, по вос­по­ми­на­ни­ям Алек­сандра, было для неё ред­ко­стью. По окон­ча­нии эфи­ра на Пря­ни­ко­ва обру­ши­лись бур­ные апло­дис­мен­ты бла­го­дар­ных коллег.


Пионеры и последователи

Алек­сандр Пря­ни­ков при­шёл на канал уже опыт­ным арти­стом. После окон­ча­ния Гне­син­ки в 1993 году ему повез­ло под­пи­сать кон­тракт на рабо­ту в Аме­ри­ке, где он два года играл в бро­д­вей­ских мюзик­лах. Но кон­тракт кон­чил­ся, и Пря­ни­ков вер­нул­ся в Рос­сию, где вме­сто теат­раль­ных под­мо­сток его жда­ло без­де­не­жье и ред­кие под­ра­бот­ки. Одна из таких под­ра­бо­ток при­ве­ла его в теле­центр «Остан­ки­но». Полу­чи­лось почти как у Цеза­ря: уви­дел объ­яв­ле­ние о набо­ре веду­щих на новый канал, при­шёл на кастинг, победил.

Зри­те­лям этот скром­ный с виду моло­дой чело­век полю­бил­ся сра­зу. Пря­ни­ков вспо­ми­нал, что в лихие 90‑е рабо­та помо­га­ла ему бла­го­по­луч­но выби­рать­ся из улич­ных драк: кон­фликт закан­чи­вал­ся, как толь­ко налёт­чи­ки узна­ва­ли веду­ще­го. В 2000 году Пря­ни­ков при­нёс на оче­ред­ное интер­вью розо­во­го плю­ше­во­го сло­на. Алек­сандр оправ­ды­вал­ся перед корреспондентом:

«…око­ло теле­цен­тра [„Остан­ки­но“] девоч­ки моло­день­кие обле­пи­ли, вце­пи­лись в рука­ва про­сто насмерть… Ну не силой же отры­вать? Поздра­ви­ли с Новым годом, вру­чи­ли мне это­го розо­во­го слона…»

Алек­сандр Пряников

Кол­ле­гой Пря­ни­ко­ва по «Шок-ток-шоу» ста­ла быв­шая веду­щая кана­ла BIZ-TV Тут­та Лар­сен (Татья­на Рома­нен­ко), кото­рая удив­ля­ла зри­те­лей и съё­моч­ную груп­пу шоки­ру­ю­щей по тем вре­ме­нам стриж­кой ёжи­ком. Тогда это было в новин­ку: в выпус­ке ток-шоу с Леон­тье­вым Тут­та пожа­ло­ва­лась, что в мет­ро от неё шара­ха­ют­ся бабуш­ки, а теле­ви­зи­он­ное руко­вод­ство иро­нич­но пред­ла­га­ет выта­ту­и­ро­вать на лбу «что-нибудь непри­стой­ное». Кста­ти, её псев­до­ним — это ком­би­на­ция имён глав­ных геро­ев сказ­ки Яна Экхоль­ма «Тут­та Карлссон Пер­вая и един­ствен­ная, Людвиг Четыр­на­дца­тый и другие».

Тут­та Ларсен

Парал­лель­но с рабо­той на «Муз-ТВ» Лар­сен вела ноч­ные эфи­ры на радио «Мак­си­мум» и высту­па­ла со сво­ей груп­пой Jazzlobster в полу­под­поль­ных клу­бах, вла­дель­цы кото­рых выпла­чи­ва­ли гоно­ра­ры алко­го­лем. Лар­сен рас­ска­зы­ва­ла:

«Спа­ла я по четы­ре часа в сут­ки, ела вооб­ще неиз­вест­но что. Сей­час я думаю: зачем мы столь­ко пили-то? И как вооб­ще орга­низм это всё выдержал?»

На «Муз-ТВ» не толь­ко пла­ти­ли насто­я­щи­ми день­га­ми, но и награж­да­ли при­ят­ны­ми бону­са­ми: по сло­вам быв­шей веду­щей, она и её кол­ле­ги мог­ли бес­плат­но про­хо­дить в ноч­ные клу­бы и рас­счи­ты­вать на щед­рые скид­ки в мага­зи­нах одеж­ды. Но сума­тош­ный образ жиз­ни и необ­хо­ди­мость сов­ме­щать рабо­ту на теле­ви­де­нии с веде­ни­ем радио­эфи­ров ино­гда дава­ли о себе знать:

«Пом­ню, веду я как-то пря­мой эфир на „МУЗе“, раз­го­ва­ри­ваю со зрителем:
— При­вет, отку­да вы? Как дела? Что хоти­те посмотреть?
Зри­тель зака­зы­ва­ет клип Майк­ла Джек­со­на. И я при­выч­ным бод­рым тоном объ­яв­ляю (на „Муз-ТВ“):
— Итак, Май­кл Джек­сон и Earth Song на ррр­ра­дио „Мак­си­мум“!
Тут же пони­маю, что запу­та­лась в сво­их рабо­тах! И в ужа­се хва­та­юсь за голо­ву. А зара­за видео­ин­же­нер нароч­но не сра­зу вклю­ча­ет клип, а мед­лен­но, фей­дом, уво­дит меня из кадра».

В чис­ле пер­вых веду­щих кана­ла была так­же Ири­на Юди­на, извест­ная боль­шин­ству зри­те­лей как тёз­ка леген­дар­но­го крей­се­ра. В отли­чие от Пря­ни­ко­ва и Лар­сен, Авро­ра не име­ла нуж­но­го опы­та и гото­ви­лась стать архи­тек­то­ром. Одна­жды она уви­де­ла объ­яв­ле­ние о поис­ке веду­щих по теле­ви­зо­ру и реши­ла из любо­пыт­ства загля­нуть на кастинг по пути в опти­ку. Авро­ра рассказывала:

«Я запом­ни­ла адрес и ока­за­лось, что это в сосед­нем доме с тем, куда я соби­ра­лась ехать за лин­за­ми. В общем, я реши­ла зай­ти и посмот­реть, что там будет происходить».

Авро­ра

В резуль­та­те карье­ра архи­тек­то­ра закон­чи­лась, так и не начав­шись. Пер­вы­ми пере­да­ча­ми Авро­ры ста­ли интер­ак­тив­ное шоу «Вечер­ний звон» и «Кли­по­ма­ния». Пона­ча­лу новая рабо­та каза­лась ей все­го лишь лёг­кой раз­мин­кой перед чем-то более серьёз­ным, так как тру­дить­ся на «Муз-ТВ» было сплош­ным удовольствием:

«Я‑то дума­ла, что всё это тусов­ка, сплош­ная раз­вле­ка­лов­ка, и мне даже в голо­ву не при­хо­ди­ло, что в ито­ге теле­ви­де­ние ста­нет моей про­фес­си­ей. <…> У нас была очень класс­ная ком­па­ния, кото­рая ещё и отлич­но рабо­та­ла, мы все были таки­ми моло­ды­ми, весё­лы­ми, влюб­лён­ны­ми в музы­ку, гото­вы­ми про­во­дить на рабо­те всё своё вре­мя, и все эти эмо­ции мы выда­ва­ли в эфир».

В интер­не­те мож­но най­ти уми­ли­тель­ный фраг­мент эфи­ра «Муз-ТВ» нача­ла 2000‑х годов, где веду­щие Авро­ра и Дарья Суб­бо­ти­на поют «От улыб­ки ста­нет всем свет­лей» с Дель­фи­ном, похо­жим на застен­чи­во­го стар­ше­класс­ни­ка. Веду­щих объ­еди­ня­ли не толь­ко сов­мест­ные эфи­ры, но и друж­ба, кото­рая нача­лась одно­вре­мен­но с откры­ти­ем кана­ла: девуш­ки позна­ко­ми­лись на кастин­ге. Выпуск­ни­ца жур­фа­ка МГУ про­шла кон­курс, оста­вив поза­ди буду­щую веду­щую MTV Оль­гу Шелест — как ни стран­но, на «Муз-ТВ» ей реши­ли отказать.


Дель­фин, Авро­ра и Дарья Суб­бо­ти­на поют «Песен­ку кро­ко­ди­ла Гены»

Дарья не слу­чай­но полу­чи­ла зва­ние самой роман­тич­ной веду­щей кана­ла. В отли­чие от Авро­ры, кото­рая появ­ля­лась в кад­ре в дерз­ких моло­дёж­ных обра­зах, Суб­бо­ти­на напо­ми­на­ла зага­доч­ную тур­ге­нев­скую барыш­ню и оча­ро­вы­ва­ла зри­те­лей длин­ны­ми локо­на­ми и зага­доч­ной улыб­кой. Забы­тый сайт сере­ди­ны нуле­вых с фото­гра­фи­я­ми зна­ме­ни­то­стей до сих пор хра­нит ком­мен­та­рии поль­зо­ва­те­лей, кото­рые писа­ли под сним­ка­ми девуш­ки что-то вро­де: «Даша, я тебя люб­лю, ответь мне на почту». В интер­не­те мож­но най­ти чер­но­вую запись «Муз-ТВ» кон­ца 1990‑х, где Авро­ра сби­ва­ет­ся, нерв­ни­ча­ет и мате­рит­ся, а её подру­га тихим голо­сом гово­рит себе: «Ещё раз» и с улыб­кой повто­ря­ет текст.

Поз­же на канал при­шли Татья­на Плот­ни­ко­ва, Васи­лий Куй­бар, Дмит­рий Широ­ков, Лари­са Пят­ниц­кая (Бел­ка) и дру­гие. Послед­няя сра­зу же объ­яви­ла зрителям:

«Здрав­ствуй­те, меня зовут Бел­ка. Для меня это пер­вый пря­мой эфир, и что бы сего­дня ни про­ис­хо­ди­ло, про­сти­те меня, пожа­луй­ста, и помогите».

Ещё одно запо­ми­на­ю­ще­е­ся лицо кана­ла — веду­щая Беа­та Арде­е­ва (Анна Поно­ма­рё­ва), кото­рую муж­ская поло­ви­на ауди­то­рии обо­жа­ла не мень­ше, чем оча­ро­ва­тель­ную Суб­бо­ти­ну. К сожа­ле­нию, судь­ба Беа­ты сло­жи­лась тра­ги­че­ски: в 2003 году на попа­ла в авто­мо­биль­ную ава­рию, после чего ей при­шлось зано­во учить­ся ходить и гово­рить. В 2014 году она выпу­сти­ла авто­био­гра­фи­че­скую кни­гу «Оно того сто­и­ло», где рас­ска­за­ла о жиз­ни до и после ава­рии. Извест­но, что в 2015 году Арде­е­ва уеха­ла на Кубу, но инфор­ма­цию о её даль­ней­шей жиз­ни най­ти не удалось.


Недолго музыка играла

В нача­ле 2000 года теле­ка­нал про­вёл гло­баль­ное обнов­ле­ние эфи­ра: изме­ни­лось гра­фи­че­ское оформ­ле­ние, появи­лись новые про­грам­мы и веду­щие. Увы, новый облик «Муз-ТВ» при­шёл­ся по вку­су не всем. «Какой же класс­ный был канал, какие кру­тые и ост­ро­ум­ные веду­щие, пре­крас­ная музы­ка, захва­ты­ва­ю­щие пря­мые эфи­ры! До 2000 года… А потом про­изо­шёл реб­рен­динг и канал пре­вра­тил­ся в пол­ную…» — вспо­ми­на­ет кто-то в ком­мен­та­ри­ях к выше­упо­мя­ну­то­му видео с мате­ря­щей­ся Авророй.

Неиз­вест­ный поль­зо­ва­тель Юту­ба — не един­ствен­ный, кто остал­ся недо­во­лен изме­не­ни­я­ми. Ана­ло­гич­ные выска­зы­ва­ния встре­ча­ют­ся под дру­ги­ми фраг­мен­та­ми ста­рых эфи­ров, в соци­аль­ных сетях и на пусту­ю­щих ныне форумах.

Не понра­вил­ся реб­рен­динг и Алек­сан­дру Пря­ни­ко­ву, поки­нув­ше­му «Муз-ТВ» в 2002 году. Заме­ну ему нашли быст­ро: на место виджея с аппе­тит­ной фами­ли­ей при­шёл моло­дой Оскар Куче­ра. В одном из интер­вью нача­ла нуле­вых Пря­ни­ков говорил:

«Я наблю­даю „Муз-ТВ“ в его нынеш­нем вари­ан­те и раду­юсь, что ушёл отту­да. Когда раз­ва­ли­лось то „Муз-ТВ“, кото­рое взя­ло в Гол­лан­дии глав­ный приз за ком­пью­тер­ное оформ­ле­ние кана­ла, кото­рое ещё актив­нее ста­ло брать день­ги за музы­каль­ный эфир, появи­лись аля­по­ва­тые бук­вы, созда­лось впе­чат­ле­ние, что за руль „Фер­ра­ри“ пусти­ли дере­вен­ских лохов. Я рад, что не при­ни­маю в этом уча­стие. <…> Оскар — доста­точ­но яркий „банан­амен“. Это нор­маль­но. Я был таким же, как он, дере­вян­ным Бура­ти­но. Смот­рю на Оска­ра и узнаю себя».

Тут­та Лар­сен ушла на MTV ещё в 1998 году, где её хули­га­ни­стый образ с взъеро­шен­ной при­чёс­кой и тату­и­ров­ка­ми смот­рел­ся более орга­нич­но. Дарья Суб­бо­ти­на поки­ну­ла канал в нача­ле 2000‑х и ста­ла веду­щей пере­да­чи «Вокруг све­та» на кана­ле «Рос­сия». Доль­ше дру­гих про­дер­жа­лась Авро­ра, кото­рая рас­ста­лась с кол­ле­га­ми в 2007 году и заня­лась дру­ги­ми теле­про­ек­та­ми. Вооб­ще, на про­тя­же­нии нуле­вых веду­щие поки­да­ли канал один за дру­гим: ска­зы­ва­лись сме­на руко­вод­ства и уре­за­ние зарплаты.

С при­хо­дом ново­го тыся­че­ле­тия «Муз-ТВ» начал ори­ен­ти­ро­вать­ся на более взрос­лую ауди­то­рию, что вполне объ­яс­ни­мо: теперь под­рост­ки пред­по­чи­та­ли ему более про­дви­ну­тый MTV. Мод­ные хиты про­дол­жа­ли появ­лять­ся в эфи­ре, но посто­ян­но пере­ме­жа­лись с пес­ня­ми вро­де вро­де «Сам ты Ната­ша» и «Бип-бип-бип, твой сиг­на­лит джип». MTV в этом плане тоже был дале­ко не иде­аль­ным, одна­ко там кон­цен­тра­ция оте­че­ствен­ной музы­ки сомни­тель­но­го каче­ства была зна­чи­тель­но ниже.

Раз­вле­ка­тель­ный кон­тент тоже вызы­вал вопро­сы. Из удач­ных про­ек­тов мож­но назвать раз­ве что анти­чарт «Пип-парад» (быв­ший Shit-парад на MTV), кото­рый, увы, про­жил недол­го. Зна­ме­ни­тые реа­ли­ти «Пол­ный фэшн», «Семь под солн­цем», «Яппи на пика­пе» и про­чие полу­чи­ли, мяг­ко гово­ря, сме­шан­ные отзы­вы. Пре­мия «Муз-ТВ», кото­рую нача­ли про­во­дить с 2003 года име­ла печаль­ную сла­ву из-за пло­хой орга­ни­за­ции и обви­не­ний в под­та­сов­ке результатов.

Впо­след­ствии руко­вод­ство кана­ла попы­та­лось вер­нуть рас­по­ло­же­ние моло­дёж­ной ауди­то­рии, но не слиш­ком удач­но: весё­лое безу­мие кон­ца 1990‑х годов дав­но иссяк­ло. Впро­чем, как и инте­рес под­рост­ков к голу­бо­му экрану.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Читай­те так­же «Ты уви­дел это пер­вым: 25 важ­ных кли­пов рос­сий­ско­го MTV»

Поделиться