Музыкальные релизы: что мы слушали в сентябре

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» мы каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ем о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жан­ров, кото­рые вполне могут укра­сить ваш плейлист.

Сего­дня в под­бор­ке арт-поп, брит-поп и ожив­шее про­шлое Владивостока.


«Подключайся к моей розетке» — трибьют Александру Дёмину

Алек­сандр Дёмин — важ­ная и почти неиз­вест­ная нынеш­ним слу­ша­те­лям фигу­ра из Вла­ди­во­сто­ка. Его назы­ва­ли то мест­ным Хью Оде­ном (бла­го­да­ря обще­му для обо­их инте­ре­су к блю­зу), то мест­ным Бобом Дила­ном, что более мет­ко: близ­ким дру­гом Дёми­на был Майк Нау­мен­ко, с кото­рым они запи­сы­ва­ли пес­ни и вооб­ще зву­ча­ли как два бра­та с раз­ных кон­цов стра­ны. Его пес­ни были частью мифо­ло­гии горо­да — «закры­то­го», как сам Дёмин его и назвал.

Увы, в 2002 году Дёмин умер при неиз­вест­ных обсто­я­тель­ствах. Спу­стя мно­го лет, несколь­ко объ­еди­нив­ших­ся поко­ле­ний музы­кан­тов, реши­ли запи­сать три­бьют Дёми­ну. В опре­де­лён­ном смыс­ле, «Под­клю­чай­ся к моей розет­ке» сто­ит вос­при­ни­мать как три­бьют всей вла­ди­во­сток­ской сцене. Или, во вся­ком слу­чае, мифу о ней — при­мер­но так мог­ла бы зву­чать мест­ная сце­на, обла­дай она хоть какой-нибудь традицией.

Впро­чем, неко­то­рые музы­кан­ты поста­ра­лись зазву­чать не самым при­выч­ным обра­зом — чего сто­ит «Мумий Тролль» с лоу-фай вер­си­ей «Слиш­ком дол­го здесь», напо­ми­на­ю­щей о пер­вых маг­ни­то­аль­бом­ных опы­тах груп­пы, и аку­сти­че­ская «Пере­дви­гая вещи» от Лагу­тен­ко, обза­вёд­ше­го­ся седи­на­ми. Послед­няя син­ти-поп груп­па горо­да Starcardigan тоже зву­чит необыч­но — вокал Ива­на Сос­но­це­ва боль­ше напо­ми­на­ет о груп­пах вро­де Elektromonteur, чем непо­сред­ствен­но Starcardigan.

На моей памя­ти это пер­вый три­бьют-аль­бом, запи­сан­ный во Вла­ди­во­сто­ке. Воз­мож­но, ему сто­и­ло появить­ся чуть рань­ше, когда в горо­де ещё была про­цве­та­ю­щая музы­каль­ная сце­на. Сей­час ни Starcardigan, ни «Мумий Тролль», ни (про­сти гос­по­ди) Мак­сим Сво­бо­да в горо­де не живут. Три­бьют Дёми­ну мог бы дей­стви­тель­но объ­еди­нить локаль­ных музы­кан­тов, но сей­час это боль­ше сохра­не­ние памя­ти о про­шлом, чем рабо­та для созда­ния будущего.


Tandem — «Вибратор» / Олег Чубыкин — «Coming out»

Когда-то быто­ва­ла идея, что Вла­ди­во­сток — роди­на рус­ско­го брит-попа. При­чи­ны сколь понят­ны, столь и кажут­ся сего­дня наив­ны­ми. Одна­ко в девя­но­стые брит-поп дей­стви­тель­но ока­зы­вал зна­чи­мое вли­я­ние на вла­ди­во­сток­ский рок, пере­ме­ши­ва­ясь с вальяж­но­стью курорт­но­го обра­за жиз­ни и отда­лён­но­стью от цен­тра стра­ны. Одним из зна­чи­мых кол­лек­ти­вов того пери­о­да была груп­па Tandem, Оле­га Чубыкина.

Отно­си­тель­но недав­но впер­вые состо­ял­ся циф­ро­вой релиз аль­бо­ма его груп­пы. Сего­дня «Виб­ра­тор» и «Pitchfork for Silence» сто­ит вос­при­ни­мать как при­мер того, как мог бы зву­чать соб­ствен­ный, вла­ди­во­сток­ский сорт рока. Брит-поп впе­ре­меш­ку с фан­ком, нео­пси­хо­де­ли­кой, немнож­ко рег­ги и софи­сти-попом — хоро­ший при­мер того, как в изо­ли­ро­ван­ном месте может родить­ся соб­ствен­ный сорт музы­ки. Но по при­чине той же изо­ли­ро­ван­но­сти, прак­ти­че­ски никем не услы­шан­ный за пре­де­ла­ми города.


Увула — «Увидел другой»

«Уви­дел дру­гой» — новый син­гл инди-квин­те­та «Уву­ла», кото­рый 1 октяб­ря соби­ра­ет­ся выпу­стить аль­бом «Устой­чи­вая непо­го­да». Есть такая кате­го­рия аль­бо­мов, кото­рые мож­но исхит­рить­ся про­ре­цен­зи­ро­вать до их выхо­да: с веро­ят­но­стью явно боль­ше 50% полу­чит­ся уга­дать, о чём будет аль­бом, как он будет зву­чать, и чего на нём точ­но не будет.

Что-то под­ска­зы­ва­ет, «Устой­чи­вая непо­го­да» — имен­но такой аль­бом. Дей­стви­тель­но, не нуж­но быть синоп­ти­ком, что­бы соста­вить про­гноз каса­тель­но «Уву­лы». «Уви­дел дру­гой» ничем не отли­ча­ет­ся от всех преды­ду­щих песен груп­пы: такой же рафи­ни­ро­ван­ный, вялый и до ску­ки нераз­бор­чи­вый. Конеч­но, пре­сло­ву­тая мане­ра «буб­не­жа» вме­сто пения яко­бы отра­жа­ет смя­те­ние под­рост­ков, их неспо­соб­ность сфор­му­ли­ро­вать мыс­ли во враж­деб­ном мире, кото­рый норо­вит све­сти на нет любые их умо­за­клю­че­ния. Но раз­ве ауди­то­рия груп­пы не вырос­ла с тех пор, как «Уву­ла» впер­вые заяви­ла о себе?

На облож­ке сингла явный оммаж The Beatles. Хочет­ся наде­ять­ся, что когда-нибудь «Уву­ла» дорас­тёт до сво­е­го «Сер­жан­та Пеп­пе­ра» (в кон­це кон­цов, их кол­ле­ги «Источ­ник», кажет­ся, уже дорос­ли). Пока что — это всё та же скуч­ная музы­ка для ску­ча­ю­щих под­рост­ков. Не пора бы пере­стать счи­тать, что «под­рост­ко­вый инди-рок» — это не един­ствен­ный «жанр», кото­рый под­рост­ки могут вос­при­нять? Не пора бы нако­нец груп­пе «Уву­ла» и себя уви­деть с дру­гой стороны?



AVRAMOVA! — «Перемен»

Арт-поп груп­па Avramova! выпу­сти­ла двой­ной син­гл «Пере­мен», где сде­ла­ла реве­ранс рус­ско­му фольк­ло­ру, рас­ска­за­ла прит­чу о реке Вол­ге, не без отсы­лок к ори­ги­на­лу Люд­ми­лы Зыки­ной. Груп­па при­ме­ча­тель­на уже хотя бы тем, что ред­кий пол­но­стью жен­ский про­ект в Рос­сии соби­ра­ет­ся, что­бы играть что-то кро­ме услов­но­го riot grrrl. Одна­ко это послед­ний релиз в фор­ма­те груп­пы — даль­ше про­ект рвёт­ся в соль­ный полёт, в более поп и EDM-зву­ча­ние. Види­мо, сто­ит вос­при­ни­мать «Пере­мен» как гимн ново­му пери­о­ду «Авра­мо­вой».

Музы­каль­но­му кри­ти­ку Артё­му Абра­мо­ву былая музы­ка груп­пы напом­ни­ла ни мно­го ни мало Public Image LTD. Я, пожа­луй, воз­дер­жусь от таких гром­ких срав­не­ний, что тем не менее не ума­ля­ет досто­инств коллектива.


Сансара — «Станция „Отдых“»

«Сан­са­ра» все­гда оста­ва­лась недо­оце­нён­ной груп­пой эпо­хи «Мумий Трол­ля» и «Би‑2», но во мно­гом луч­ше про­чих выбив­ших­ся в мейн­стрим. У Саши Гага­ри­на есть всё: лицо, своя инто­на­ция (в луч­ших тра­ди­ци­ях поп-музы­ки, пре­вра­ща­ю­ща­я­ся услов­ный минус в плюс), стиль. Чего не хва­ти­ло груп­пе, что­бы вый­ти на боль­шую ауди­то­рию — тема для отдель­но­го текста.

Но, воз­мож­но, новый аль­бом, слег­ка воз­вра­ща­ю­щий к пер­вым рели­зам груп­пы, таит ответ. Две­на­дца­тый аль­бом груп­пы вряд ли про­де­мон­стри­ру­ет слу­ша­те­лю новые гра­ни кол­лек­ти­ва, но точ­но под­черк­нёт уже полю­бив­ши­е­ся. А это, без­услов­но, иде­а­ли­за­ция музы­ки Англии вось­ми­де­ся­тых. При­чём самой тон­кой — Дэвид Сил­ви­ан, Марк Хол­лис, Хью Кор­ну­элл. Воз­мож­но, такие не самые оче­вид­ные вдох­но­ви­те­ли сде­ла­ли «Сан­са­ру» груп­пой для узко­го кру­га интел­ли­ген­тов. Но тем и хоро­ши. Хотя на новом аль­бо­ме не обо­шлось и без при­мет нынеш­не­го вре­ме­ни — «Стан­ция Отдых» откры­ва­ет­ся с пес­ни «Аре­стуй». Впро­чем, по сло­вам Гага­ри­на, эта пес­ня тоже с при­ме­сью The Stranglers.


Читай­те так­же «Самый луч­ший день для побе­га на Запад. Нуле­вые. „Вре­ме­на почи­ще“ для евро­про­ек­та».

Поделиться