В рубрике «Музыкальные релизы» мы каждый месяц рассказываем о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров, которые вполне могут украсить ваш плейлист.
Сегодня в подборке арт-поп, брит-поп и ожившее прошлое Владивостока.
«Подключайся к моей розетке» — трибьют Александру Дёмину
Александр Дёмин — важная и почти неизвестная нынешним слушателям фигура из Владивостока. Его называли то местным Хью Оденом (благодаря общему для обоих интересу к блюзу), то местным Бобом Диланом, что более метко: близким другом Дёмина был Майк Науменко, с которым они записывали песни и вообще звучали как два брата с разных концов страны. Его песни были частью мифологии города — «закрытого», как сам Дёмин его и назвал.
Увы, в 2002 году Дёмин умер при неизвестных обстоятельствах. Спустя много лет, несколько объединившихся поколений музыкантов, решили записать трибьют Дёмину. В определённом смысле, «Подключайся к моей розетке» стоит воспринимать как трибьют всей владивостокской сцене. Или, во всяком случае, мифу о ней — примерно так могла бы звучать местная сцена, обладай она хоть какой-нибудь традицией.
Впрочем, некоторые музыканты постарались зазвучать не самым привычным образом — чего стоит «Мумий Тролль» с лоу-фай версией «Слишком долго здесь», напоминающей о первых магнитоальбомных опытах группы, и акустическая «Передвигая вещи» от Лагутенко, обзавёдшегося сединами. Последняя синти-поп группа города Starcardigan тоже звучит необычно — вокал Ивана Сосноцева больше напоминает о группах вроде Elektromonteur, чем непосредственно Starcardigan.
На моей памяти это первый трибьют-альбом, записанный во Владивостоке. Возможно, ему стоило появиться чуть раньше, когда в городе ещё была процветающая музыкальная сцена. Сейчас ни Starcardigan, ни «Мумий Тролль», ни (прости господи) Максим Свобода в городе не живут. Трибьют Дёмину мог бы действительно объединить локальных музыкантов, но сейчас это больше сохранение памяти о прошлом, чем работа для создания будущего.
Tandem — «Вибратор» / Олег Чубыкин — «Coming out»
Когда-то бытовала идея, что Владивосток — родина русского брит-попа. Причины сколь понятны, столь и кажутся сегодня наивными. Однако в девяностые брит-поп действительно оказывал значимое влияние на владивостокский рок, перемешиваясь с вальяжностью курортного образа жизни и отдалённостью от центра страны. Одним из значимых коллективов того периода была группа Tandem, Олега Чубыкина.
Относительно недавно впервые состоялся цифровой релиз альбома его группы. Сегодня «Вибратор» и «Pitchfork for Silence» стоит воспринимать как пример того, как мог бы звучать собственный, владивостокский сорт рока. Брит-поп вперемешку с фанком, неопсиходеликой, немножко регги и софисти-попом — хороший пример того, как в изолированном месте может родиться собственный сорт музыки. Но по причине той же изолированности, практически никем не услышанный за пределами города.
Увула — «Увидел другой»
«Увидел другой» — новый сингл инди-квинтета «Увула», который 1 октября собирается выпустить альбом «Устойчивая непогода». Есть такая категория альбомов, которые можно исхитриться прорецензировать до их выхода: с вероятностью явно больше 50% получится угадать, о чём будет альбом, как он будет звучать, и чего на нём точно не будет.
Что-то подсказывает, «Устойчивая непогода» — именно такой альбом. Действительно, не нужно быть синоптиком, чтобы составить прогноз касательно «Увулы». «Увидел другой» ничем не отличается от всех предыдущих песен группы: такой же рафинированный, вялый и до скуки неразборчивый. Конечно, пресловутая манера «бубнежа» вместо пения якобы отражает смятение подростков, их неспособность сформулировать мысли во враждебном мире, который норовит свести на нет любые их умозаключения. Но разве аудитория группы не выросла с тех пор, как «Увула» впервые заявила о себе?
На обложке сингла явный оммаж The Beatles. Хочется надеяться, что когда-нибудь «Увула» дорастёт до своего «Сержанта Пеппера» (в конце концов, их коллеги «Источник», кажется, уже доросли). Пока что — это всё та же скучная музыка для скучающих подростков. Не пора бы перестать считать, что «подростковый инди-рок» — это не единственный «жанр», который подростки могут воспринять? Не пора бы наконец группе «Увула» и себя увидеть с другой стороны?
AVRAMOVA! — «Перемен»
Арт-поп группа Avramova! выпустила двойной сингл «Перемен», где сделала реверанс русскому фольклору, рассказала притчу о реке Волге, не без отсылок к оригиналу Людмилы Зыкиной. Группа примечательна уже хотя бы тем, что редкий полностью женский проект в России собирается, чтобы играть что-то кроме условного riot grrrl. Однако это последний релиз в формате группы — дальше проект рвётся в сольный полёт, в более поп и EDM-звучание. Видимо, стоит воспринимать «Перемен» как гимн новому периоду «Аврамовой».
Музыкальному критику Артёму Абрамову былая музыка группы напомнила ни много ни мало Public Image LTD. Я, пожалуй, воздержусь от таких громких сравнений, что тем не менее не умаляет достоинств коллектива.
Сансара — «Станция „Отдых“»
«Сансара» всегда оставалась недооценённой группой эпохи «Мумий Тролля» и «Би‑2», но во многом лучше прочих выбившихся в мейнстрим. У Саши Гагарина есть всё: лицо, своя интонация (в лучших традициях поп-музыки, превращающаяся условный минус в плюс), стиль. Чего не хватило группе, чтобы выйти на большую аудиторию — тема для отдельного текста.
Но, возможно, новый альбом, слегка возвращающий к первым релизам группы, таит ответ. Двенадцатый альбом группы вряд ли продемонстрирует слушателю новые грани коллектива, но точно подчеркнёт уже полюбившиеся. А это, безусловно, идеализация музыки Англии восьмидесятых. Причём самой тонкой — Дэвид Силвиан, Марк Холлис, Хью Корнуэлл. Возможно, такие не самые очевидные вдохновители сделали «Сансару» группой для узкого круга интеллигентов. Но тем и хороши. Хотя на новом альбоме не обошлось и без примет нынешнего времени — «Станция Отдых» открывается с песни «Арестуй». Впрочем, по словам Гагарина, эта песня тоже с примесью The Stranglers.
Читайте также «Самый лучший день для побега на Запад. Нулевые. „Времена почище“ для европроекта».