Недавно мы запустили цикл, в котором рассказываем о самых знаковых и самобытных фотографах позднего СССР и новой России. Ранее мы писали об Александре Слюсареве, мэтре московской фотографии и авторе уникальной техники работы со светом и тенью. Сегодня мы продолжаем серию материалом о Николае Бахареве, представителе новокузнецкой школы фотографии.
Герои его снимков — обычные люди, жившие в поздний период истории СССР. Необычен для того времени подход автора к съёмке, его стремление к максимальной открытости и нарушению существовавших табу. Творчество Бахарева отличается откровенностью и эротизмом. При этом обнажённая натура в его работах удачно вписывается в визуальный ряд позднесоветского быта.
В Советском Союзе эти снимки считались порнографическими, поэтому Бахарев обрёл известность лишь в конце 1980‑х годов. VATNIKSTAN знакомит читателей с основными вехами творчества андеграундного сибирского мастера.
Пляжный фотограф
Будущий фотограф родился в деревне Михайловка Кемеровской области в 1946 году. В совсем юном возрасте, в четыре года, маленький Коля остался сиротой. С этого времени он жил и взрослел в детском доме. Когда Бахарев выпустился оттуда, то долгое время (до наступления совершеннолетия) работал слесарем на Новокузнецком металлургическом комбинате.
Интерес к фотоискусству и выставкам у Николая проявился ещё в 1970‑е годы. Он начал заниматься любительской съёмкой и делал портреты случайных людей. Уже через пару лет, в 1972 году, его работу из серии «Типажи» приняли на Всесоюзную выставку, проходившую в Шостке. Этот снимок, как и многие другие из данной серии, был сделан на пляже.
Автор был рад тому, что его работу приняли на выставку. Однако его весьма удивил выбор экспертов: для мероприятия был отобран «Типаж» № 161 — снимок с полуобнажённым мальчиком. Предложенный же автором более скромный «Лубок» № 1 оказался отвергнут.
В свободное от труда на металлокомбинате время Николай Бахарев подрабатывал на выходных. Он снимал местных жителей на пляжах Новокузнецка. Среди них попадались совершенно случайные люди: компании, семейные пары, мужчины и женщины поодиночке.
В 1960‑е — 1970‑е годы цензура жёстко контролировала фотографов: съёмка в жанре «ню», больше всего интересовавшая Бахарева, была законодательно запрещена. Поэтому он запечатлевал на пляжах полуобнажённых людей, найдя таким образом удобную для себя лазейку.
Сам Бахарев считал существовавшие в стране ограничения творческой свободы искусственными и бесполезными:
«Преувеличенная моралистичность и сами критерии „хорошего и плохого“ в ситуации господства визуальной пропаганды, мало имеющей общего с реальностью, вынуждали игнорировать рекомендованные правила для занятия творчеством. Сам по себе интерес к обнажённому телу лежит в природе человека (продолжение рода)».
Работать на заводе и одновременно заниматься фотографией оказалось слишком тяжело. Бахареву пришлось уйти с металлургического комбината, он перешёл на «Фабрику фотокиноработ». По сути это было фотоателье с выездными сотрудниками, одним из которых и был Бахарев.
Он снимал на заказ сначала в школах и детских садах, затем на местном комбинате и в художественно-производственных мастерских. Таким разъездным фотографом Бахарев работал около пяти лет. Это было не очень прибыльно, но параллельно с этим пляжные летние съёмки всё ещё приносили неплохой доход.
Исследователи творчества Николая Сергеевича делят его снимки на публичные и приватные. На первых можно увидеть людей в купальниках, позирующих автору в лесу или на пляже. Это циклы под названием «Типажи» (см. выше) и «Отношение». Для Бахарева было необходимо отразить естественность и открытость людей. Сам пляж и купальные костюмы были для него вторичны, но именно они помогали людям раскрепоститься, вести себя с большей непосредственностью.
Новокузнецкий ню-андеграунд
По воспоминаниям мастера, некоторая часть людей с пляжа, которых заинтересовал его подход к съёмке, соглашались позировать уже в домашней обстановке. Некоторые сами инициировали следующие встречи и фотосессии. Так возникли циклы приватных фотографий «В интерьере», «Вместе», «Диванчик», «Развлечение» и другие. Такие снимки долгое время входили в категорию порнографических: на них в позднесоветских интерьерах изображены полуодетые или полностью обнажённые люди.
Долгое время «подпольное» творчество Бахарева оставалось неизвестным широкой публике. Лишь гласность и перестройка дали возможность неофициальным фотографам продемонстрировать своё творчество.
В 1987 году в Москве прошла Всесоюзная фотовыставка, посвящённая 70-летию революции. Там, среди прочих, экспонировались и работы новокузнецкого мастера. После этого события некоторые его снимки попали на выставку в Голландии, где с ними мог познакомиться уже и зарубежный зритель.
После перестройки и распада Советского Союза снимки Николая Бахарева постепенно становятся всё более известными. Его фотографии попадают в частные и государственные коллекции в России и за рубежом. С 1990 года проходят его персональные и групповые выставки.
Снимки Бахарева явились отражением ушедшей эпохи, групповым портретом людей того времени. Они оказались интересны не столько российскому зрителю, который был непосредственным свидетелем запечатлённого автором времени, но иностранным зрителям и зарубежным галереям. Так, некоторые из работ Бахарева были представлены на 55‑й Венецианской биеннале, прошедшей в 2013 году.
Сокровенные люди Николая Бахарева
В приватных, частных снимках модели часто представали перед фотографом полностью обнажёнными. Они снимали с себя маску официальности и на деле оголяли не только тело, но также что-то душевное и глубинное. Сбрасывая путы «общественного», мужчины и женщины преображались, оставаясь при этом в родных советских декорациях. Оказалось, что даже обыкновенных, «не выделяющихся» людей можно увидеть с неожиданной, потаённой даже для них самих стороны.
«Главное — добиться подлинности в рамках избранной эстетики, вынужденно фотографируя не всегда желанный для творчества „контингент“, который может раскрыть то, что другим не под силу».
Все эти фотографии — постановочные. Бахарев тщательно выстраивает интерьер, располагает своих моделей определённым образом, расставляет детали. Он трансформирует домашнюю обстановку, при этом оставляя её узнаваемой. Зрители, знакомые с советским и позднесоветским бытом, без труда считывают привычную среду и атмосферу. Бахарев выступает социальным документалистом, создавая не просто портреты отдельных людей, но целого поколения.
Мастер предпочитал работать с теми моделями, для кого фотосъёмка не была способом заработка. Вот что он рассказал в одном из своих интервью:
«Когда профессиональные модели снимаются для журналов, они фотографируются не для себя, а для других, поэтому такая откровенность, открытость, как у непрофессиональных, невозможна. Клиентки обычно хотят фотографироваться в дурацкой фабричной одежде, но это неинтересно. Потому что внутри у человека есть какой-то мир, а одежда его как бы скрывает. И для того, чтобы внутренний мир человека выявить, надо менять форму одежды, должен быть покрой странный, своеобразный. Но лучше — совсем без одежды, потому что сделать внутренний, психологический портрет без скидывания масок невозможно. А когда человек разделся, ему уже нечего прятать».
Жанр «ню» — буквально — стал ключом к внутреннему миру сибиряков, который те скрывали от посторонних глаз. Процесс съёмки рождал открытость, искренность и доверие, которые сложно было проявить в повседневности.
Николай Бахарев отмечает, что многие из его моделей сами предлагали сюжеты для постановок. Сам фотограф настраивал свет, выстраивал обстановку и добавлял детали. У него всегда получалось тонко передать интимность, сокровенность обстановки.
Говоря об используемой Николаем Сергеевиче технике, стоит упомянуть фотоаппараты «Фотокор» (90×120), «ФЭД» (24×36), «Искра» (60×60), «Киев 60» (60×60). Он использовал выдержки от 1/30 до одной секунды. По словам автора, такая техника помогла ему научиться вглядываться, видеть то, что соответствовало его пониманию «реального».
«Современная аппаратура не предполагает, как я думаю, рассматривать кого-либо или что-либо. С её помощью удобно много раз зафиксировать „объект“ и, зная вкусовые пристрастия фоторедакторов, выбрать необходимое. Сам я, конечно, тоже сейчас снимаю цифровым аппаратом — он освобождает от лишних ухищрений для достижения необходимого результата».
В настоящее время Николай Бахарев продолжает работать, даёт интервью. К его личности всё так же приковано внимание обычных зрителей и профессиональных критиков. Работы новокузнецкого мастера находятся не только в российских коллекциях, но и зарубежных. Они экспонируются в Мультимедиа Арт Музее, Новокузнецком художественном музее, Музее изящных искусств в Хьюстоне, Юго-Восточном музее фотографии во Флориде и других.
Читайте также «Отечественное фотоискусство в лицах. Борис Михайлов».