Отечественное фотоискусство в лицах. Николай Бахарев

Недав­но мы запу­сти­ли цикл, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ем о самых зна­ко­вых и само­быт­ных фото­гра­фах позд­не­го СССР и новой Рос­сии. Ранее мы писа­ли об Алек­сан­дре Слю­са­ре­ве, мэт­ре мос­ков­ской фото­гра­фии и авто­ре уни­каль­ной тех­ни­ки рабо­ты со све­том и тенью. Сего­дня мы про­дол­жа­ем серию мате­ри­а­лом о Нико­лае Баха­ре­ве, пред­ста­ви­те­ле ново­куз­нец­кой шко­лы фотографии.

Герои его сним­ков — обыч­ные люди, жив­шие в позд­ний пери­од исто­рии СССР. Необы­чен для того вре­ме­ни под­ход авто­ра к съём­ке, его стрем­ле­ние к мак­си­маль­ной откры­то­сти и нару­ше­нию суще­ство­вав­ших табу. Твор­че­ство Баха­ре­ва отли­ча­ет­ся откро­вен­но­стью и эро­тиз­мом. При этом обна­жён­ная нату­ра в его рабо­тах удач­но впи­сы­ва­ет­ся в визу­аль­ный ряд позд­не­со­вет­ско­го быта.

В Совет­ском Сою­зе эти сним­ки счи­та­лись пор­но­гра­фи­че­ски­ми, поэто­му Баха­рев обрёл извест­ность лишь в кон­це 1980‑х годов. VATNIKSTAN зна­ко­мит чита­те­лей с основ­ны­ми веха­ми твор­че­ства анде­гра­унд­но­го сибир­ско­го мастера. 

Нико­лай Баха­рев. Фото из лич­но­го архива

Пляжный фотограф

Буду­щий фото­граф родил­ся в деревне Михай­лов­ка Кеме­ров­ской обла­сти в 1946 году. В совсем юном воз­расте, в четы­ре года, малень­кий Коля остал­ся сиро­той. С это­го вре­ме­ни он жил и взрос­лел в дет­ском доме. Когда Баха­рев выпу­стил­ся отту­да, то дол­гое вре­мя (до наступ­ле­ния совер­шен­но­ле­тия) рабо­тал сле­са­рем на Ново­куз­нец­ком метал­лур­ги­че­ском комбинате.

Инте­рес к фото­ис­кус­ству и выстав­кам у Нико­лая про­явил­ся ещё в 1970‑е годы. Он начал зани­мать­ся люби­тель­ской съём­кой и делал порт­ре­ты слу­чай­ных людей. Уже через пару лет, в 1972 году, его рабо­ту из серии «Типа­жи» при­ня­ли на Все­со­юз­ную выстав­ку, про­хо­див­шую в Шост­ке. Этот сни­мок, как и мно­гие дру­гие из дан­ной серии, был сде­лан на пляже.

Серия «Типа­жи»
Серия «Типа­жи»
Серия «Типа­жи»
Серия «Типа­жи»
Серия «Типа­жи»
Серия «Типа­жи»
Серия «Типа­жи»

Автор был рад тому, что его рабо­ту при­ня­ли на выстав­ку. Одна­ко его весь­ма уди­вил выбор экс­пер­тов: для меро­при­я­тия был ото­бран «Типаж» № 161 — сни­мок с полу­об­на­жён­ным маль­чи­ком. Пред­ло­жен­ный же авто­ром более скром­ный «Лубок» № 1 ока­зал­ся отвергнут.

«Лубок» № 1, 1970‑е годы

В сво­бод­ное от тру­да на метал­ло­ком­би­на­те вре­мя Нико­лай Баха­рев под­ра­ба­ты­вал на выход­ных. Он сни­мал мест­ных жите­лей на пля­жах Ново­куз­нец­ка. Сре­ди них попа­да­лись совер­шен­но слу­чай­ные люди: ком­па­нии, семей­ные пары, муж­чи­ны и жен­щи­ны поодиночке.

В 1960‑е — 1970‑е годы цен­зу­ра жёст­ко кон­тро­ли­ро­ва­ла фото­гра­фов: съём­ка в жан­ре «ню», боль­ше все­го инте­ре­со­вав­шая Баха­ре­ва, была зако­но­да­тель­но запре­ще­на. Поэто­му он запе­чат­ле­вал на пля­жах полу­об­на­жён­ных людей, най­дя таким обра­зом удоб­ную для себя лазейку.

Из цик­ла «Отно­ше­ние», № 5. 1985. Новокузнецк
Из цик­ла «Отно­ше­ние», № 7. 1985. Новокузнецк

Сам Баха­рев счи­тал суще­ство­вав­шие в стране огра­ни­че­ния твор­че­ской сво­бо­ды искус­ствен­ны­ми и бесполезными:

«Пре­уве­ли­чен­ная мора­ли­стич­ность и сами кри­те­рии „хоро­ше­го и пло­хо­го“ в ситу­а­ции гос­под­ства визу­аль­ной про­па­ган­ды, мало име­ю­щей обще­го с реаль­но­стью, вынуж­да­ли игно­ри­ро­вать реко­мен­до­ван­ные пра­ви­ла для заня­тия твор­че­ством. Сам по себе инте­рес к обна­жён­но­му телу лежит в при­ро­де чело­ве­ка (про­дол­же­ние рода)».

Рабо­тать на заво­де и одно­вре­мен­но зани­мать­ся фото­гра­фи­ей ока­за­лось слиш­ком тяже­ло. Баха­ре­ву при­шлось уйти с метал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та, он пере­шёл на «Фаб­ри­ку фото­ки­но­ра­бот». По сути это было фото­ате­лье с выезд­ны­ми сотруд­ни­ка­ми, одним из кото­рых и был Бахарев.

Он сни­мал на заказ сна­ча­ла в шко­лах и дет­ских садах, затем на мест­ном ком­би­на­те и в худо­же­ствен­но-про­из­вод­ствен­ных мастер­ских. Таким разъ­езд­ным фото­гра­фом Баха­рев рабо­тал око­ло пяти лет. Это было не очень при­быль­но, но парал­лель­но с этим пляж­ные лет­ние съём­ки всё ещё при­но­си­ли непло­хой доход.

Иссле­до­ва­те­ли твор­че­ства Нико­лая Сер­ге­е­ви­ча делят его сним­ки на пуб­лич­ные и при­ват­ные. На пер­вых мож­но уви­деть людей в купаль­ни­ках, пози­ру­ю­щих авто­ру в лесу или на пля­же. Это цик­лы под назва­ни­ем «Типа­жи» (см. выше) и «Отно­ше­ние». Для Баха­ре­ва было необ­хо­ди­мо отра­зить есте­ствен­ность и откры­тость людей. Сам пляж и купаль­ные костю­мы были для него вто­рич­ны, но имен­но они помо­га­ли людям рас­кре­по­стить­ся, вести себя с боль­шей непосредственностью.

«Отно­ше­ние», № 70. Ново­куз­нецк, 1991–1993
«Отно­ше­ние», № 14. Ново­куз­нецк, 1980
«Отно­ше­ние», № 28. 1978–80. Новокузнецк
«Отно­ше­ние», № 29. 1978–80. Новокузнецк
«Отно­ше­ние», 1978–80
«Отно­ше­ние», № 39. 1985–88. Новокузнецк
Отно­ше­ние, № 66. Новокузнецк

Новокузнецкий ню-андеграунд

По вос­по­ми­на­ни­ям масте­ра, неко­то­рая часть людей с пля­жа, кото­рых заин­те­ре­со­вал его под­ход к съём­ке, согла­ша­лись пози­ро­вать уже в домаш­ней обста­нов­ке. Неко­то­рые сами ини­ци­и­ро­ва­ли сле­ду­ю­щие встре­чи и фото­сес­сии. Так воз­ник­ли цик­лы при­ват­ных фото­гра­фий «В инте­рье­ре», «Вме­сте», «Диван­чик», «Раз­вле­че­ние» и дру­гие. Такие сним­ки дол­гое вре­мя вхо­ди­ли в кате­го­рию пор­но­гра­фи­че­ских: на них в позд­не­со­вет­ских инте­рье­рах изоб­ра­же­ны полу­оде­тые или пол­но­стью обна­жён­ные люди.

Из цик­ла «Диван­чик». № 13, 1989. Новокузнецк
Из цик­ла «В инте­рье­ре». № 40, 1989. Новокузнецк

Дол­гое вре­мя «под­поль­ное» твор­че­ство Баха­ре­ва оста­ва­лось неиз­вест­ным широ­кой пуб­ли­ке. Лишь глас­ность и пере­строй­ка дали воз­мож­ность неофи­ци­аль­ным фото­гра­фам про­де­мон­стри­ро­вать своё творчество.

В 1987 году в Москве про­шла Все­со­юз­ная фото­вы­став­ка, посвя­щён­ная 70-летию рево­лю­ции. Там, сре­ди про­чих, экс­по­ни­ро­ва­лись и рабо­ты ново­куз­нец­ко­го масте­ра. После это­го собы­тия неко­то­рые его сним­ки попа­ли на выстав­ку в Гол­лан­дии, где с ними мог позна­ко­мить­ся уже и зару­беж­ный зритель.

После пере­строй­ки и рас­па­да Совет­ско­го Сою­за сним­ки Нико­лая Баха­ре­ва посте­пен­но ста­но­вят­ся всё более извест­ны­ми. Его фото­гра­фии попа­да­ют в част­ные и госу­дар­ствен­ные кол­лек­ции в Рос­сии и за рубе­жом. С 1990 года про­хо­дят его пер­со­наль­ные и груп­по­вые выставки.

Сним­ки Баха­ре­ва яви­лись отра­же­ни­ем ушед­шей эпо­хи, груп­по­вым порт­ре­том людей того вре­ме­ни. Они ока­за­лись инте­рес­ны не столь­ко рос­сий­ско­му зри­те­лю, кото­рый был непо­сред­ствен­ным сви­де­те­лем запе­чат­лён­но­го авто­ром вре­ме­ни, но ино­стран­ным зри­те­лям и зару­беж­ным гале­ре­ям. Так, неко­то­рые из работ Баха­ре­ва были пред­став­ле­ны на 55‑й Вене­ци­ан­ской биен­на­ле, про­шед­шей в 2013 году.


Сокровенные люди Николая Бахарева

В при­ват­ных, част­ных сним­ках моде­ли часто пред­ста­ва­ли перед фото­гра­фом пол­но­стью обна­жён­ны­ми. Они сни­ма­ли с себя мас­ку офи­ци­аль­но­сти и на деле ого­ля­ли не толь­ко тело, но так­же что-то душев­ное и глу­бин­ное. Сбра­сы­вая путы «обще­ствен­но­го», муж­чи­ны и жен­щи­ны пре­об­ра­жа­лись, оста­ва­ясь при этом в род­ных совет­ских деко­ра­ци­ях. Ока­за­лось, что даже обык­но­вен­ных, «не выде­ля­ю­щих­ся» людей мож­но уви­деть с неожи­дан­ной, пота­ён­ной даже для них самих стороны.

«Глав­ное — добить­ся под­лин­но­сти в рам­ках избран­ной эсте­ти­ки, вынуж­ден­но фото­гра­фи­руя не все­гда желан­ный для твор­че­ства „кон­тин­гент“, кото­рый может рас­крыть то, что дру­гим не под силу».

Из цик­ла «В инте­рье­ре». 1989. Новокузнецк
Из цик­ла «В инте­рье­ре». 1989. Новокузнецк

Все эти фото­гра­фии — поста­но­воч­ные. Баха­рев тща­тель­но выстра­и­ва­ет инте­рьер, рас­по­ла­га­ет сво­их моде­лей опре­де­лён­ным обра­зом, рас­став­ля­ет дета­ли. Он транс­фор­ми­ру­ет домаш­нюю обста­нов­ку, при этом остав­ляя её узна­ва­е­мой. Зри­те­ли, зна­ко­мые с совет­ским и позд­не­со­вет­ским бытом, без тру­да счи­ты­ва­ют при­выч­ную сре­ду и атмо­сфе­ру. Баха­рев высту­па­ет соци­аль­ным доку­мен­та­ли­стом, созда­вая не про­сто порт­ре­ты отдель­ных людей, но цело­го поколения.

Мастер пред­по­чи­тал рабо­тать с теми моде­ля­ми, для кого фото­съём­ка не была спо­со­бом зара­бот­ка. Вот что он рас­ска­зал в одном из сво­их интервью:

«Когда про­фес­си­о­наль­ные моде­ли сни­ма­ют­ся для жур­на­лов, они фото­гра­фи­ру­ют­ся не для себя, а для дру­гих, поэто­му такая откро­вен­ность, откры­тость, как у непро­фес­си­о­наль­ных, невоз­мож­на. Кли­ент­ки обыч­но хотят фото­гра­фи­ро­вать­ся в дурац­кой фаб­рич­ной одеж­де, но это неин­те­рес­но. Пото­му что внут­ри у чело­ве­ка есть какой-то мир, а одеж­да его как бы скры­ва­ет. И для того, что­бы внут­рен­ний мир чело­ве­ка выявить, надо менять фор­му одеж­ды, дол­жен быть покрой стран­ный, свое­об­раз­ный. Но луч­ше — совсем без одеж­ды, пото­му что сде­лать внут­рен­ний, пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет без ски­ды­ва­ния масок невоз­мож­но. А когда чело­век раз­дел­ся, ему уже нече­го прятать».

Из цик­ла «Диван­чик». № 8. 1991–93. Новокузнецк
Из цик­ла «Раз­вле­че­ние». № 7. 1987. Новокузнецк
Из цик­ла «В инте­рье­ре». № 20. 1989. Новокузнецк

Жанр «ню» — бук­валь­но — стал клю­чом к внут­рен­не­му миру сиби­ря­ков, кото­рый те скры­ва­ли от посто­рон­них глаз. Про­цесс съём­ки рож­дал откры­тость, искрен­ность и дове­рие, кото­рые слож­но было про­явить в повседневности.

Нико­лай Баха­рев отме­ча­ет, что мно­гие из его моде­лей сами пред­ла­га­ли сюже­ты для поста­но­вок. Сам фото­граф настра­и­вал свет, выстра­и­вал обста­нов­ку и добав­лял дета­ли. У него все­гда полу­ча­лось тон­ко пере­дать интим­ность, сокро­вен­ность обстановки.

Гово­ря об исполь­зу­е­мой Нико­ла­ем Сер­ге­е­ви­че тех­ни­ке, сто­ит упо­мя­нуть фото­ап­па­ра­ты «Фото­кор» (90×120), «ФЭД» (24×36), «Искра» (60×60), «Киев 60» (60×60). Он исполь­зо­вал выдерж­ки от 1/30 до одной секун­ды. По сло­вам авто­ра, такая тех­ни­ка помог­ла ему научить­ся вгля­ды­вать­ся, видеть то, что соот­вет­ство­ва­ло его пони­ма­нию «реаль­но­го».

«Совре­мен­ная аппа­ра­ту­ра не пред­по­ла­га­ет, как я думаю, рас­смат­ри­вать кого-либо или что-либо. С её помо­щью удоб­но мно­го раз зафик­си­ро­вать „объ­ект“ и, зная вку­со­вые при­стра­стия фото­ре­дак­то­ров, выбрать необ­хо­ди­мое. Сам я, конеч­но, тоже сей­час сни­маю циф­ро­вым аппа­ра­том — он осво­бож­да­ет от лиш­них ухищ­ре­ний для дости­же­ния необ­хо­ди­мо­го результата».

В насто­я­щее вре­мя Нико­лай Баха­рев про­дол­жа­ет рабо­тать, даёт интер­вью. К его лич­но­сти всё так же при­ко­ва­но вни­ма­ние обыч­ных зри­те­лей и про­фес­си­о­наль­ных кри­ти­ков. Рабо­ты ново­куз­нец­ко­го масте­ра нахо­дят­ся не толь­ко в рос­сий­ских кол­лек­ци­ях, но и зару­беж­ных. Они экс­по­ни­ру­ют­ся в Муль­ти­ме­диа Арт Музее, Ново­куз­нец­ком худо­же­ствен­ном музее, Музее изящ­ных искусств в Хью­стоне, Юго-Восточ­ном музее фото­гра­фии во Фло­ри­де и других.


Читай­те так­же «Оте­че­ствен­ное фото­ис­кус­ство в лицах. Борис Михай­лов»

Поделиться