«Автопортрет „под мухой”»: 12 картин Олега Григорьева

Вид­ный пред­ста­ви­тель ленин­град­ско­го анде­гра­ун­да вто­рой поло­ви­ны XX века Олег Гри­го­рьев (1943–1992) изве­стен в основ­ном как автор необыч­ных сти­хов для детей и несколь­ких клас­си­че­ских сюже­тов «Ера­ла­ша»: «Госте­при­им­ство» и «Одна­жды…» («Жаль, что у тебя нет мандарина!»).

Самое «народ­ное» сочи­не­ние Гри­го­рье­ва для взрос­лых вы тоже навер­ня­ка слышали:

Я спро­сил элек­три­ка Петрова:
— Для чего ты намо­тал на шею провод?
Ниче­го Пет­ров не отвечает,
Висит и толь­ко бота­ми качает.

Не все зна­ют, что перед тем, как все­рьёз взять­ся за перо, Олег Евге­нье­вич попы­тал­ся свя­зать жизнь с изоб­ра­зи­тель­ным искус­ством. И хотя, по соб­ствен­но­му при­зна­нию, «не отсто­ял себя как живо­пис­ца», оста­вил бога­тое насле­дие, с кото­рым мож­но зна­ко­мить­ся, посе­щая гале­реи или изу­чая аль­бо­мы Григорьева-художника.

Олег Гри­го­рьев око­ло сво­их работ на выстав­ке в ДК «Нев­ский». 1975 год

Увы, чаще все­го такие выстав­ки — дело сто­лич­ное, да и аль­бом не у каж­до­го под рукой. Раз так, оста­ют­ся онлайн-пуб­ли­ка­ции. Мы отска­ни­ро­ва­ли под­бор­ку про­из­ве­де­ний из отсут­ству­ю­ще­го в Сети изда­ния «Олег Гри­го­рьев» серии «Аван­гард на Неве» (СПб.: Гудвин, 2021), что­бы позна­ко­мить вас с при­чуд­ли­вым и зага­доч­ным миром гигант­ских мух и кро­хот­ных каран­даш­ных фигу­рок, мох­на­тых пти­чьих гнёзд и кро­ва­во-крас­ных пожар­ных щитов.


Группа смерти (1960‑е)

В ста­тье «Рас­смат­ри­вая гра­фи­ку Оле­га Гри­го­рье­ва» из аль­бо­ма серии «Аван­гард на Неве» (здесь и далее все цита­ты по это­му изда­нию) Любовь Гуре­вич пишет:

«Насле­дие Оле­га Гри­го­рье­ва-худож­ни­ка состав­ля­ет гра­фи­ка, живо­пис­ные рабо­ты еди­нич­ны. И по сво­ей при­ро­де он не живо­пи­сец, он гра­фик: не живо­пись с её паре­ни­ем, но рису­нок с его жёст­кой опре­де­лён­но­стью соот­вет­ству­ет его взгля­ду на мир».

Груп­па смер­ти. 1960‑е гг.

Сле­до­ва­тель­но, кра­соч­ная и зага­доч­ная «Груп­па смер­ти» — про­из­ве­де­ние для Гри­го­рье­ва не самое типич­ное. В опи­са­нии ком­по­зи­ции говорится:

«В левой части мы видим раз­лич­ные внут­рен­ние орга­ны чело­ве­ка, рас­по­ло­жен­ные в совер­шен­но про­из­воль­ном поряд­ке. Этот ана­то­ми­че­ский „ребус“ явля­ет­ся сво­е­го рода паро­ди­ей на рису­нок из школь­но­го учеб­ни­ка по био­ло­гии. В пра­вой части он пере­хо­дит в изоб­ра­же­ние уже из учеб­ни­ка по гео­гра­фии, пока­зы­ва­ю­щее стро­е­ние зем­ной коры. Навер­ху в цен­тре ещё одна иллю­стра­ция из школь­но­го кур­са био­ло­гии — какие-то мик­ро­ор­га­низ­мы в оку­ля­ре мик­ро­ско­па. Такая пан­те­и­сти­че­ская по сво­ей сути кар­ти­на мира — от мик­ро­ско­пи­че­ско­го до мак­ро­ско­пи­че­ско­го — допол­ня­ет­ся реа­ли­сти­че­ским изоб­ра­же­ни­ем бабоч­ки, кото­рая неред­ко появ­ля­ет­ся в рисун­ках худож­ни­ка в каче­стве сим­во­ла быст­ро­теч­но­сти и хруп­ко­сти жизни».


Пожарный щит (1975)

У Гри­го­рье­ва было две с рабо­ты с назва­ни­ем «Пожар­ный щит». Их род­нит цве­то­вое реше­ние, ком­по­зи­ция сим­во­лизм и тре­во­га, кото­рую они вызы­ва­ют. Мно­гое из напи­сан­но­го о пер­вом «Пожар­ном щите» (нач. 1970‑х [?]) мож­но отне­сти ко второму:

«Гри­го­рьев изоб­ра­жа­ет вполне обы­ден­ный объ­ект — пожар­ный щит. Но он при­об­ре­та­ет у него явно выра­жен­ный сим­во­ли­че­ский смысл. Крас­ный цвет, под­чёрк­ну­то навяз­чи­вый <…> ком­по­зи­ци­он­ное реше­ние все­го моти­ва, взя­то­го круп­но, запол­ня­ю­ще­го весь лист, созда­ют ощу­ще­ние неко­то­рой угро­зы, исхо­дя­щей от это­го, каза­лось бы, вполне мир­но­го сооружения».

Пожар­ный щит. 1975 год

А вот о вто­ром «Щите»:

«Пер­во­на­чаль­ная идея дове­де­на до острой выра­зи­тель­но­сти. Крас­ный цвет налил­ся внут­рен­ним напря­же­ни­ем, густо поло­жен­ные маз­ки лихо­ра­доч­но мечут­ся по поверх­но­сти щита, сам щит уже почти выле­за­ет за рам­ки изоб­ра­же­ния, гро­зя разо­рвать меша­ю­щие ему гра­ни­цы, появи­лись хищ­ные баг­ры, лопа­ты, пере­пле­те­ние кото­рых вно­сит допол­ни­тель­ный дина­ми­че­ский эффект, столь люби­мые худож­ни­ком боч­ки и бидо­ны с кон­тра­сти­ру­ю­щи­ми потё­ка­ми крас­ки довер­ша­ют почти апо­ка­лип­ти­че­скую кар­тин­ку. Эта пол­ная дра­ма­тиз­ма ком­по­зи­ция вполне пере­да­ёт состо­я­ние и умо­на­стро­е­ние Гри­го­рье­ва того времени».


Гнездо (1970‑е)

Пустые гнёз­да часто встре­ча­ют­ся в живо­пи­си Гри­го­рье­ва. У неко­то­рых они вызы­ва­ют ассо­ци­а­цию с кар­ти­ной «Про­ис­хож­де­ние мира» Гюста­ва Курбе:

«Труд­но ска­зать, какой имен­но смысл вкла­ды­вал сам автор, в том или ином слу­чае изоб­ра­жая гнез­до. То ли это кон­крет­ная отсыл­ка к извест­ной рабо­те Кур­бе „Про­ис­хож­де­ние мира“, то ли в более широ­ком смыс­ле выра­же­ние тос­ки по дому, по той „спо­кой­ной гава­ни“, кото­рой Гри­го­рьев неред­ко был лишён в сво­ей без­ала­бер­ной жиз­ни, осо­бен­но в послед­ние годы. Впро­чем, в извест­ной сте­пе­ни оба эти тол­ко­ва­ния не про­ти­во­ре­чат друг другу».

Гнез­до. 1970‑е гг.

Голгофа (1970‑е)

У Гри­го­рье­ва не так мно­го про­из­ве­де­ний на рели­ги­оз­ную тему, одна­ко «Гол­гоф» целых три шту­ки. Рас­смот­рим наи­бо­лее свое­об­раз­ную из них:

«Сле­ва ввер­ху появ­ля­ет­ся пучок про­во­дов, на попе­ре­чи­нах кре­стов — фар­фо­ро­вые изо­ля­то­ры, а на стол­бе вда­ли спра­ва — фигу­ра элек­три­ка. При­чём тра­ди­ци­он­ное изоб­ра­же­ние чере­па у под­но­жия цен­траль­но­го кре­ста-стол­ба пере­кли­ка­ет­ся с не менее тра­ди­ци­он­ны­ми таб­лич­ка­ми на стол­бах ЛЭП — „Не вле­зай — убьёт!“, на кото­рых так­же изоб­ра­жа­ет­ся череп, и кото­рые мы видим на кре­стах-стол­бах раз­бой­ни­ков. Вот такое пара­док­саль­ное соеди­не­ние высо­ко­го и низ­ко­го, что вооб­ще харак­тер­но как для Гри­го­рье­ва-худож­ни­ка, так и для Григорьева-поэта».

Гол­го­фа. 1970‑е гг.

Зарисовки обнажённых (1970‑е [?])

Обна­жён­ные фигу­ры в твор­че­стве Оле­га Евге­нье­ви­ча зача­стую дале­ки от эро­тиз­ма, а неред­ко и от реа­лиз­ма. На этом рисун­ке слеп­лен­ные в еди­ную неустой­чи­вую мас­су тела напо­ми­на­ют, с одной сто­ро­ны, о Пикассо, чья мос­ков­ская выстав­ка 1956 года, по при­зна­нию само­го худож­ни­ка, очень на него повли­я­ла, а с дру­гой — о веч­ном спут­ни­ке Гри­го­рье­ва, быто­вом хао­се, кото­рый под­чёр­ки­ва­ют и тет­рад­ный листо­чек в каче­стве поверх­но­сти для изоб­ра­же­ния, и нераз­бор­чи­вые «лиш­ние» надписи.

Зари­сов­ки обна­жён­ных. 1970‑е гг. (?)

Лягушка (1970‑е [?])

Зем­но­вод­ные появ­ля­ют­ся у Гри­го­рье­ва реже, чем пти­цы или насе­ко­мые, но и им тоже нахо­дит­ся место. На пред­став­лен­ном рисун­ке зуба­стая ког­ти­стая лягуш­ка не то хочет кого-то застра­щать, не то убе­га­ет в ужа­се, слов­но испу­гав­шись про­со­чив­ших­ся с обрат­ной сто­ро­ны листа печат­ных букв.

Лягуш­ка (1970‑е [?])

Детские игры. 1970‑е [?])

Квад­рат­ный лист насе­лён боль­шим коли­че­ством кро­шеч­ных фигу­рок, неко­то­рые из кото­рых напо­ми­на­ют люби­мые Гри­го­рье­вом чай­ни­ки и дру­гие быто­вые пред­ме­ты. Воз­мож­но, «Дет­ские игры», как и близ­кий к ним ком­по­зи­ци­он­но и сти­ли­сти­че­ски пей­заж «Пустырь за окном» (1975), были под­сту­пом к запла­ни­ро­ван­ной боль­шой рабо­те «Дети, игра­ю­щие на свал­ке», кото­рую худож­ник не осуществил.

Дет­ские игры. 1970‑е гг. (?)

Масса (1974)

Кри­ти­ки пишут о рисун­ке, пер­во­на­чаль­но назван­ном «Дав­ка», так:

«Фан­та­зия Гри­го­рье­ва с изоб­ра­же­ни­ем боль­шой тол­пы остав­ля­ет жут­ко­ва­тое ощу­ще­ние, кото­рое уси­ли­ва­ют гигант­ские пред­ме­ты (чай­ник и уни­таз), облеп­лен­ные людь­ми, как муравьями».

Мас­са. 1974 год

А вот что в одном из сти­хо­тво­ре­ний писал сам Григорьев:

Стре­мил­ся я к людям навстречу,
Вижу — бегут они стадом.
И вот эта тёп­лая встреча
Для меня обер­ну­лась адом.


Юный натуралист (Друзья) (1974)

Малень­кий рису­нок с дву­мя назва­ни­я­ми пред­ла­га­ет­ся вос­при­ни­мать в каче­стве заде­ла для кар­ти­ны, кото­рая была закон­че­на Гри­го­рье­вым (на фото с выстав­ки в ДК «Нев­ский», кото­рое раз­ме­ще­но в нача­ле ста­тьи, она рас­по­ло­же­на вто­рой сни­зу), но на сего­дня не доступ­на для озна­ком­ле­ния. Веро­ят­но, её место­на­хож­де­ние неизвестно.

Юный нату­ра­лист (Дру­зья). 1974 год

Тем не менее даже в таком набро­соч­ном виде сюжет из жиз­ни юно­го нату­ра­ли­ста и его дру­зей пред­став­ля­ет интерес:

«Несмот­ря на сюр­ре­а­ли­стич­ность изоб­ра­же­ния <…> сце­на не про­из­во­дит оттал­ки­ва­ю­ще­го впе­чат­ле­ния и отра­жа­ет миро­вос­при­я­тие худож­ни­ка, очень любив­ше­го живот­ных и вполне пред­ста­ви­мо­го в обра­зе тако­го маль­чи­ка. При­ме­ча­тель­ны при этом любовь и инте­рес Гри­го­рье­ва имен­но к тем живот­ным, кото­рые как пра­ви­ло счи­та­ют­ся „непри­ят­ны­ми“ для боль­шин­ства людей: змеи, лягуш­ки, крысы».


Ощипанные курицы (1978)

Любо­пыт­но, как нети­пич­ная поверх­ность, выбран­ная худож­ни­ком для рисун­ка, ста­но­вит­ся здесь сюже­то­об­ра­зу­ю­щий. Стра­ни­ца «Ленин­град­ской прав­ды» от 5 сен­тяб­ря 1978 года всту­па­ет в кон­фликт­ное кол­лаж­ное вза­и­мо­дей­ствие с силу­эта­ми куриц. Несмот­ря на зло­вещ­ность в обра­зах пер­на­тых и их явно око­лосмерт­ное состо­я­ние, они выгля­дят гораз­до живее, чем без­жиз­нен­ные заго­лов­ки эпо­хи застоя и блед­ный печаль­ный фото­порт­рет сле­са­ря-лекаль­щи­ка Бори­са Кулакова.

Ощи­пан­ные кури­цы. 1978 год

Впро­чем, мож­но и не обра­щать вни­ма­ния на газе­ту, ана­ли­зи­руя толь­ко куриц:

«При всей люб­ви Гри­го­рье­ва прак­ти­че­ски к любой жив­но­сти он почти не рису­ет живых кур. Они у него фигу­ри­ру­ют обыч­но уже в виде тушек. Их ощи­пан­ные тель­ца вызы­ва­ют ассо­ци­а­ции не с едой, а, ско­рее, со смер­тью, с наси­ли­ем, с агрес­си­ей. Это­му спо­соб­ству­ет сам харак­тер рисун­ка, ост­рый, колю­чий, рва­ный, и то, как худож­ник изоб­ра­жа­ет кури­цу — запро­ки­ды­вая ей голо­ву, выде­ляя в рисун­ке ноги, а осо­бен­но ост­рые ког­ти, как буд­то делая из них бой­цов­ских пету­хов, потер­пев­ших пора­же­ние в пету­ши­ных боях».


Автопортрет «под мухой» (1980)

В сво­ей, воз­мож­но, глав­ной кар­тине Гри­го­рьев объ­еди­нил мно­гое из того, что было ему при­су­ще как чело­ве­ку и худож­ни­ку. Тут и вза­и­мо­дей­ствие с живым суще­ством, кото­ро­го не при­ня­то любить (насе­ко­мым), и игра слов (под мухой и «под мухой»), и алко­голь­ная зави­си­мость («под мухой» — так гово­рят о том, кто немнож­ко «выпим­ши»), и соче­та­ние «высо­ко­го» тра­ги­че­ско­го обра­за с «низ­ким» алко­голь­ным каламбуром.

Авто­порт­рет «под мухой». 1980 год

В ком­мен­та­ри­ях указывается:

«Напря­жён­ный крас­ный фон, дис­со­ни­ру­ю­щий с ним зелё­ный цвет гигант­ско­го тель­ца мухи, дра­ма­ти­че­ский све­то­те­не­вой кон­траст в изоб­ра­же­нии лица, тела и руки, гри­ма­са на лице, рит­ми­че­ская кру­го­вая ком­по­зи­ция руки с пря­мым диа­го­наль­ным про­чер­ком кисточ­ки — всё вме­сте созда­ёт тре­вож­ный образ мяту­щей­ся личности.

Насколь­ко важ­ной была для Гри­го­рье­ва рабо­та над этим авто­порт­ре­том, сви­де­тель­ству­ет и нали­чие под­го­то­ви­тель­ных рисун­ков, сде­лан­ных худож­ни­ком для него. Поми­мо двух каран­даш­ных наброс­ков суще­ству­ет ещё тща­тель­но выпол­нен­ное цвет­ное изоб­ра­же­ние мухи, кото­рое труд­но назвать наброс­ком или даже эски­зом. Это вполне само­сто­я­тель­ное, пол­но­цен­ное и выра­зи­тель­ное произведение».


Одежды (1985)

Такой при­выч­ный мно­гим объ­ект как стул, нагру­жен­ный боль­шим коли­че­ством кофт, пла­тьев и про­че­го тря­пья, ста­но­вит­ся у Гри­го­рье­ва явле­ни­ем выс­ше­го поряд­ка. Не зря назва­ние зву­чит имен­но так: не «Одеж­да», а «Одеж­ды».

Одеж­ды. 1985 год

«Гри­го­рье­ва очень при­вле­ка­ет тема остав­лен­ных, ненуж­ных или выбро­шен­ных вещей, пред­ме­тов. Сде­лав­шись бес­по­лез­ны­ми или про­сто не вос­тре­бо­ван­ны­ми в дан­ный момент, они как буд­то несут с собой память о сво­ём про­шлом „полез­ном“ суще­ство­ва­нии. Так, вися­щая на вешал­ке или бро­шен­ная на сту­ле одеж­да ещё хра­нит теп­ло и фор­му чело­ве­че­ско­го тела, но в то же вре­мя ста­но­вит­ся само­сто­я­тель­ным пер­со­на­жем, объ­ек­том изображения».

Мож­но гадать, кому при­над­ле­жат изоб­ра­жён­ные вещи, мож­но насла­ждать­ся неж­ным соеди­не­ни­ем раз­но­цвет­ных пятен аква­ре­ли. Или в оче­ред­ной раз поди­вить­ся тому, как Олег Евге­нье­вич умуд­рял­ся полу­чать искус­ство из жиз­нен­ной прозы.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же «В краю лета­ю­щих коров: жизнь и живо­пись Мар­ка Шага­ла».

Поделиться