Из Японии с любовью? Россия в аниме

У Рос­сии все­гда были осо­бые отно­ше­ния с Япо­ни­ей: от воен­ных и гео­гра­фи­че­ских кон­флик­тов до биз­нес-кол­ла­бо­ра­ций и обо­юд­но­го инте­ре­са к куль­ту­рам друг дру­га. Разу­ме­ет­ся, бога­тая исто­рия свя­зей ска­за­лась на пред­став­ле­нии рос­си­ян и Рос­сии в ани­ме — глав­ном поп-куль­тур­ном экс­порт­ном про­дук­те Японии.

VATNIKSTAN сде­лал под­бор­ку самых инте­рес­ных и ярких отоб­ра­же­ний нашей стра­ны в ани­ме. В глав­ных ролях — пер­вые лица госу­дар­ства и народ­ные сму­тья­ны, каг­эб­эш­ни­ки и мафи­о­зи, кос­ми­че­ские мусор­щи­ки и чер­но­ко­жий Брежнев.


СССР

Совет­ский Союз был пред­став­лен в ани­ме мно­же­ство раз: то услов­но и намё­ка­ми, то подроб­но. Кон­крет­ный порт­рет дер­жа­вы зави­сел от кон­тек­ста вре­ме­ни, её вос­при­я­тия и мно­же­ства дру­гих фак­то­ров, жду­щих сво­их иссле­до­ва­ний. Едва ли в этих при­ме­рах мож­но раз­гля­деть эво­лю­цию отоб­ра­же­ния СССР, но вот раз­ные гра­ни вос­при­я­тия стра­ны — вполне.

Dragon Ball — куль­то­вая ман­га Аки­ры Тори­я­мы. «Жем­чуг дра­ко­на» поро­дил целый жанр нек­кет­су, более извест­ный в Рос­сии как сёнэн, на полях кото­ро­го поз­же появил­ся и Naruto, и One Piece, и все про­чие подоб­ные сери­а­лы. Так сло­жи­лось, что в нек­кет­су прак­ти­че­ски не пред­став­ле­на Рос­сия и тем более СССР: сюже­ты этих про­из­ве­де­ний в основ­ном сосре­до­то­че­ны либо на Япо­нии, либо на каком-то выду­ман­ном, маги­че­ском мире. Но в силу того, что Dragon Ball вышел в нача­ле 80‑х, когда ком­му­низм ещё мая­чил крас­ной тряп­кой перед лицом мира, неуди­ви­тель­но, что тори­я­мов­ские анта­го­ни­сты напо­ми­на­ют людей ста­лин­ской эпохи.

Red Ribbon Army, или Армия крас­ной лен­ты, — это пре­ступ­ная воен­ная орга­ни­за­ция, разо­слав­шая по миру аген­тов, что­бы най­ти глав­ный мак­гаф­фин сери­а­ла — дра­ко­ний жем­чуг. По леген­де, тот, кто собе­рёт все семь жем­чу­жин, смо­жет вызвать вол­шеб­но­го дра­ко­на Шен­ро­на, кото­рый испол­нит любое жела­ние вызвавшего.

Дра­ко­ний жем­чуг. 2007 год

Глав­но­ко­ман­ду­ю­щий армии, коман­дир Рэд, обе­ща­ет вой­скам: как толь­ко жем­чуг будет в их руках, он тут же поже­ла­ет миро­во­го гос­под­ства. Одна­ко в дей­стви­тель­но­сти Рэд меч­та­ет попро­сить у дра­ко­на уве­ли­чить соб­ствен­ный рост, ведь нет ниче­го, что сму­ща­ло и зли­ло бы глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го силь­нее, чем при­сут­ствие кого-то более высо­ко­го в его обществе.

Хотя Армия крас­ной лен­ты ста­ла соби­ра­тель­ным обра­зом раз­ных поли­ти­че­ских и воен­ных орга­ни­за­ций, а её чле­ны выра­жа­ют­ся на несколь­ких язы­ках, не гово­ря уже об оче­вид­ной парал­ле­ли меж­ду поис­ком дра­ко­нье­го жем­чу­га и Свя­то­го Гра­а­ля нацист­ской Гер­ма­ни­ей, всё же в её цен­тре сто­ит СССР. Не толь­ко сим­во­ли­ка крас­но­го цве­та и рас­по­ло­же­ние баз в засне­жен­ных доли­нах, но и сам Рэд недву­смыс­лен­но наме­ка­ет на попу­ляр­ное тогда вос­при­я­тие Ста­ли­на как вождя с «ком­плек­сом Напо­лео­на». Анта­го­нист Dragon Ball, дабы казать­ся выше, пре­уве­ли­чи­вал свою фигу­ру на порт­ре­тах — ходо­вой при­ём во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях по кари­ка­ту­ре на лиде­ров держав.

Совет­ский ген­сек так­же появ­лял­ся в пол­но­мет­раж­ном, аван­тюр­ном ани­ме «Люпен III: тай­на Момо» 1978 года. Там «япон­ский Остап Бен­дер» Люпен встре­ча­ет бес­смерт­ное суще­ство по име­ни Мамо: оно было сви­де­те­лем мно­гих исто­ри­че­ских собы­тий и встре­ча­ло зна­ко­вых поли­ти­че­ских фигур. Сре­ди них, изоб­ра­же­ния кото­рых Мамо вывел на экра­ны перед геро­ем, мож­но было уви­деть Ста­ли­на и Лени­на с Кар­лом Марксом.

Отдель­ный слу­чай репре­зен­та­ции СССР в ани­ме — это рос­сий­ско-япон­ский про­ект «Пер­вый отряд». Пол­но­мет­раж­ное ани­ме в жан­ре аль­тер­на­тив­ной, фан­та­сти­че­ской исто­рии рас­ска­зы­ва­ет о борь­бе совет­ских пио­не­ров и магов с нацист­ской Гер­ма­ни­ей. Как и во мно­гих ани­ме, судь­ба чело­ве­че­ства здесь лежит на пле­чах юных геро­ев, ода­рён­ных маги­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми. Посколь­ку «Пер­вый отряд» стал кол­ла­бо­ра­ци­ей Рос­сии и Япо­нии, здесь прак­ти­че­ски невоз­мож­но най­ти язы­ко­вые опе­чат­ки, как и недо­сто­вер­ное отра­же­ние улиц Моск­вы. Хотя, по вос­по­ми­на­ни­ям оте­че­ствен­ных про­дю­се­ров и сце­на­ри­стов, япон­ским това­ри­щам при­шлось дол­го объ­яс­нять, поче­му рус­ские забо­ры нуж­но рисо­вать кривыми.

«Пер­вый отряд». 2009 год

Спра­вед­ли­во­сти ради, ждать от это­го ани­ме упор на досто­вер­ность не сто­ит: всё-таки исто­рия, где пио­нер­ка рубит ката­ной оккульт­ных свя­щен­ни­ков, спо­соб­ных дать сда­чи луч­шим масте­рам бое­вых искусств, ско­рее, берёт реаль­ность толь­ко за осно­ву. По ито­гу неяс­но, для кого сде­ла­но это ани­ме: рос­си­я­нам подоб­ные исто­рии кажут­ся слиш­ком схе­ма­тич­ны­ми, а япон­цы моно­хром­ный «Пер­вый отряд» най­дут едва ли привлекательным.


Земля в иллюминаторе

Не сто­ит думать, что СССР или Рос­сия пред­став­ле­ны в ани­ме так уж одно­бо­ко на уровне стра­шил­ки или кли­ше. Кос­ми­че­ская про­грам­ма Совет­ско­го Сою­за, до сих пор оста­ю­ща­я­ся глав­ным пред­ме­том носталь­гии и исто­ри­че­ской гор­до­сти, как пра­ви­ло, изоб­ра­же­на в ани­ме со всей вели­че­ствен­но­стью, хотя и с забав­ны­ми исклю­че­ни­я­ми. Напри­мер, как бы ни были пока­за­ны пило­ты кос­ми­че­ских кораб­лей, ими часто дви­жет чув­ство дол­га перед роди­ной, в отли­чие от аме­ри­кан­цев, рыщу­щих сквозь звёз­ды в поис­ках наживы.

Один из самых ран­них при­ме­ров — совет­ская вои­тель­ни­ца с несо­вет­ским име­нем Юнг Фрейд из ани­ме Gunbuster 1988 года. По сюже­ту, она при­со­еди­ня­ет­ся к япон­ским напар­ни­цам, защи­ща­ю­щим Зем­лю от ино­пла­не­тян. Несмот­ря на свое­нрав­ный харак­тер, кото­рый явно лёг в осно­ву Аски из куль­то­во­го «Еван­ге­ли­о­на», Юнг и дру­гие девуш­ки быст­ро учат­ся дове­рять друг дру­гу перед лицом обще­го вра­га — чем не образ­цо­вый кос­ми­че­ский коммунизм?

Юнг Фрейд из ани­ме Gunbuster. 1988 год

Леген­дар­ная фран­ши­за о робо­тах Gundam тоже не побрез­го­ва­ла напом­нить о рус­ских. В Gundam 00 пока­за­на Лига рефор­ми­ро­ва­ния чело­ве­че­ства — самая могу­ще­ствен­ная сила на Зем­ле, кото­рая обра­зо­ва­лась из аль­ян­са Рос­сии и стран Азии. Со сто­ро­ны оте­че­ства в Лигу вошла дина­стия рос­сий­ских офи­це­ров. Один из них — Сер­гей Смир­нов, пилот и гро­за вра­гов, полу­чив­ший про­зви­ще Рус­ский Мед­ведь. Любо­пыт­но, что рус­ские в Gundam 00 пред­став­ле­ны вооб­ще без како­го-либо намё­ка на кли­ше. Гля­дя лишь на одни кад­ры из ани­ме, едва ли полу­чит­ся рас­по­знать в геро­ях соотечественников.

Гораз­до про­ще раз­гля­деть рос­си­я­ни­на в блон­ди­ни­стом, широ­ко­пле­чем бога­ты­ре Юрии Михал­ко­ве из кос­ми­че­ской опе­ры «Стран­ни­ки». В отли­чие от отваж­ных вой­нов Gundam, у него в разы менее геро­и­че­ская про­фес­сия — он кос­ми­че­ский мусор­щик. Одна­ко за невзрач­ной рабо­той скры­ва­ет­ся дра­ма: жена Юрия погиб­ла из-за вин­ти­ка, вле­тев­ше­го в иллю­ми­на­тор каби­ны её кораб­ля. Неуди­ви­тель­но, что Юрий самый отзыв­чи­вый на бор­ту, а так­же самый спо­кой­ный член экипажа.

«Стран­ни­ки». 2003–2004 годы

Но не обо­шлось без вопи­ю­щей клюк­вы, раз­ве что в дан­ном слу­чае умыш­лен­но дове­дён­ной до абсур­да. В ани­ме «Кос­ми­че­ские бра­тья» тамош­ний япон­ский кос­мо­навт рас­ска­зы­ва­ет, что в рус­ском моду­ле меж­ду­на­род­ной кос­ми­че­ской стан­ции хра­нит­ся выпив­ка, ого­ва­ри­ва­ясь, что это, оче­вид­но, слу­хи. Одна­ко Юрий харак­тер­но реа­ги­ру­ет: «Да раз­ве сплет­ни? Чистая прав­да!» Сра­зу после это­го в кад­ре появ­ля­ет­ся холо­диль­ник, а там — вод­ка с назва­ни­ем «БЫЛи­НА», отда­ю­щим каким-то еле уло­ви­мым рус­ским юмо­ром. Впро­чем, ещё ост­рее глаз реа­ги­ру­ет на вод­ку, кото­рая хра­нит­ся в матрёшках.

Рос­сия на Зем­ле там пред­став­ле­на тоже харак­тер­но. По сло­вам одно­го из геро­ев, на Руси не толь­ко 60 сол­неч­ных дней в году, но и снег идёт с октяб­ря до апре­ля. А глав­ное, что в быв­шем СССР есть толь­ко два вре­ме­ни года: холод­ная зима и нехо­лод­ная зима.


Исторические личности

Не одним СССР оте­че­ство отме­ти­лось в ани­ме. Отдель­ные исто­ри­че­ские фигу­ры раз­ных эпох так­же мно­же­ство раз появ­ля­лись в япон­ской ани­ма­ции. Во всё той же фран­ши­зе про Люпе­на мож­но встре­тить вну­ка Рас­пу­ти­на, кото­рый мало чем отли­ча­ет­ся от деда — раз­ве что с парой сума­сброд­ных манер. Напри­мер, у него мани­а­каль­ная жаж­да засу­нуть людям в рот палец. Судя по все­му, таким обра­зом ани­ме обыг­ры­ва­ет миф о сек­су­аль­ной хариз­ме Рас­пу­ти­на, ведь, поми­мо про­че­го, он кру­тит роман с одним из потом­ков дина­стии Романовых.

«Люпен III»

Несмот­ря на стран­но­сти харак­те­ра, он при­ни­ма­ет у себя и Миха­и­ла Гор­ба­чё­ва, и Джор­джа Буша. Попу­ляр­ность Рас­пу­ти­на не слу­чай­на: как и его дед, он извест­ный мистик. Гор­ба­чёв, кста­ти, явил­ся на порог к Рас­пу­ти­ну-млад­ше­му с целью выяс­нить, что же делать с Ель­ци­ным, поли­ти­кой кото­ро­го пре­зи­дент СССР реши­тель­но не удо­вле­тво­рён. Рас­пу­тин отве­тил ему, мол, не бой­ся, при­дёт и твоё вре­мя. Что точ­но: вре­мя тут явно вышло из пазов.

Боль­ший уклон в реа­лизм мож­но уви­деть в ани­ме Bakumatsu no spasibo 1997 года, где рас­ска­зы­ва­ет­ся о зна­ме­на­тель­ном исто­ри­че­ском собы­тии в рос­сий­ско-япон­ских отно­ше­ни­ях — под­пи­са­нии Симод­ско­го дого­во­ра 1855 года. Этот дого­вор послу­жил стар­ту тор­го­вых свя­зей меж­ду Рос­сий­ской импе­ри­ей и Япо­ни­ей. И всё-таки, несмот­ря на исто­ри­че­ские рам­ки и очень ком­пли­мен­тар­ный порт­рет адми­ра­ла Путя­ти­на, в экс­по­зи­ции мульт­филь­ма не обо­шлось без хал­тур­ных допу­ще­ний: рус­ские моря­ки на фре­га­те «Диа­на» пьют вод­ку и тан­цу­ют под «Калин­ку-малин­ку».

Но не будет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что самым извест­ным отра­же­ни­ем стра­ны в ани­ме стал пер­со­наж сери­а­ла «Хета­лия и стра­ны Оси» по име­ни… Рос­сия. Это в доста­точ­ной сте­пе­ни хито­вое, юмо­ри­сти­че­ское ани­ме пред­став­ля­ет оче­ло­ве­чен­ные вер­сии раз­лич­ных стран. Мест­ный Рос­сия-кун — доб­ро­душ­ный парень, все­гда разо­де­тый в паль­то и шарф. Спа­си­бо, что без бала­лай­ки. Мяг­кая внеш­ность Рос­сии ока­зы­ва­ет­ся мас­кой: парень любит поза­ди­рать и поиз­де­вать­ся над дру­ги­ми стра­на­ми. Поче­му? Всё дело в том, что дома у Рос­сии холод­но и оди­но­ко, и таким весь­ма пре­стран­ным обра­зом Рос­сия-кун вос­пол­ня­ет недо­ста­ток обще­ния. Мане­ры Рос­сии, кажет­ся, тоже про­дик­то­ва­ны его мороз­ным домом: он вся­че­ски ста­ра­ет­ся обо­га­тить жизнь безум­ны­ми выход­ка­ми, напри­мер прыг­нуть с само­лё­та без пара­шю­та. Ну а что, при­зем­лять­ся в сугро­бы не долж­но быть больно.

У Рос­сии-куна есть сест­ра Укра­и­на-тян, с кото­рой у него слож­ные отно­ше­ния. Девуш­ка ста­ра­ет­ся подру­жить­ся с евро­пей­ца­ми, из-за чего часто руга­ет­ся с бра­том. Не сто­ит забы­вать и про Бела­русь — кра­сот­ку в одеж­де гор­нич­ной, что одер­жи­ма жела­ни­ем вый­ти за Рос­сию замуж. Блон­ди­ни­стый кра­са­вец Рос­сия на про­тя­же­нии все­го сери­а­ла не зна­ет, куда от неё деваться.


Постсоветская история: КГБ, мафия, мигранты

С какой бы стат­но­стью или, наобо­рот, кари­ка­тур­но­стью ни был пока­зан СССР или отдель­ные исто­ри­че­ские дея­те­ли Рос­сии, ника­кая дру­гая эпо­ха в исто­рии стра­ны не ска­за­лась на репре­зен­та­цию рус­ских в ани­ме силь­нее, чем 90‑е. Воз­мож­но, в коли­че­ствен­ном отно­ше­нии послед­няя дека­да ХХ века поро­ди­ла пока не так мно­го пер­со­на­жей, но вот каче­ствен­но — они точ­но самые интересные.

Самый частый сюжет — это исто­рия про эми­гран­тов 90‑х, нашед­ших новую, часто крайне неожи­дан­ную рабо­ту за гра­ни­цей. Есть клас­си­че­ская исто­рия в духе «лихо­го деся­ти­ле­тия» про быв­ших аген­тов КГБ, спец­на­за и вете­ра­нов Афган­ской вой­ны. Один из подоб­ных геро­ев — Сер­гей Вариш­ков, из экра­ни­за­ции ман­ги 1990‑х годов «Бана­но­вая рыбка».

Вариш­ков — быв­ший лей­те­нант КГБ, дезер­ти­ро­вав­ший после убий­ства жены. Он ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ным кил­ле­ром, взяв псев­до­ним Блан­ка в честь жены, при­е­хав­шей из Бела­ру­си. В дру­гом ани­ме, «Кош­ки-ору­жей­ни­ки», рас­ска­зы­ва­ет­ся о быв­шем капи­тане спец­на­за Ната­ше Роди­о­но­вой, кото­рая после раз­ва­ла СССР при­со­еди­ни­лась к рус­ской мафии под псев­до­ни­мом Кро­ва­вый Кли­нок. Роди­о­но­ва зани­ма­ет­ся неле­галь­ным нар­ко­биз­не­сом, кото­рый кон­тра­банд­но раз­ви­ва­ет в России.

Но рекорд по люб­ви зри­те­лей взя­ла дру­гая рос­си­ян­ка, а имен­но Бала­лай­ка, или Софья Пав­лов­на Ири­нов­ская, из хлёст­ко­го ани­ме «Чёр­ная лагу­на». Её отец, нахо­дя­щий­ся в бегах за неиз­вест­ное пре­ступ­ле­ние, сбе­жал в Аме­ри­ку, поэто­му Софию вос­пи­ты­вал дедуш­ка, гене­рал-май­ор Совет­ской армии.

Достиг­нув зре­ло­сти, Вла­ди­ле­на (её вто­рой псев­до­ним — сокра­ще­ние от «Вла­ди­мир Ильич Ленин») всту­пи­ла в ВДВ и отпра­ви­лась вое­вать в Афга­ни­стан, дослу­жив­шись до зва­ния капи­та­на. Псев­до­ним Бала­лай­ка она полу­чи­ла во вре­мя афган­ских собы­тий — имен­но так на сол­дат­ском жар­гоне назы­ва­ют снай­пер­ской вин­тов­ку Дра­гу­но­ва. Одна­ко поз­же Бала­лай­ку раз­жа­ло­ва­ли и демо­би­ли­зо­ва­ли, после чего в 1992 году она сфор­ми­ро­ва­ла мафи­оз­ную орга­ни­за­цию «Отель Москва», состо­я­щую из быв­ших бой­цов её подразделения.

Образ Бала­лай­ки столь же соби­ра­те­лен, сколь и необы­чен. Она — быв­ший капи­тан ВДВ и вете­ран вой­ны в Афга­ни­стане, отлич­ный стре­лок и уме­лый стра­тег. Её под­чи­нён­ные в основ­ном тоже выход­цы совет­ских сило­вых струк­тур. Они обо­жа­ют забот­ли­вую Бала­лай­ку и реши­тель­но не хотят отпус­кать её одну на опас­ные мис­сии. Что инте­рес­но: боль­шин­ство геро­ев «Чёр­ной лагу­ны» напи­са­ны по прин­ци­пу серой мора­ли — когда слож­но одно­знач­но ска­зать, поло­жи­тель­ный тот или иной герой или отри­ца­тель­ный. При этом Бала­лай­ка и её под­чи­нён­ные, пожа­луй, боль­ше дру­гих тянут в сто­ро­ну поло­жи­тель­ных персонажей.

Но не одни­ми бан­ди­та­ми еди­ны. В детек­ти­ве Durarara!!! появ­ля­ет­ся наш сооте­че­ствен­ник, кото­рый дав­но поки­нул роди­ну, — чер­но­ко­жий рус­ский, живу­щий в Япо­нии по име­ни Сай­мон. Доб­ро­душ­ный здо­ро­вяк рабо­та­ет про­мо­у­те­ром в рус­ском суши-ресто­ране, где пода­ют необыч­ные блю­да: суши с бор­щом или икрой лосо­ся. Доста­точ­но быст­ро зри­те­лю рас­кры­ва­ют, что на самом деле доб­ря­ка зовут Семён Бреж­нев. Этот иро­нич­ный калам­бур, види­мо, выстро­ен на осно­ве того, что в отли­чие от реаль­но­го тёз­ки-ген­се­ка, у Семё­на выбри­ты брови.

Пона­ча­лу Сай­мон кажет­ся юмо­ри­сти­че­ским пер­со­на­жем ско­рее отра­жа­ю­щим стран­ный коло­рит само­го ани­ме, чем реаль­ную кар­ти­ну. Осо­бен­но так кажет­ся, когда Семён «тол­ка­ет» рус­ские посло­ви­цы с неле­пым акцен­том. Но рус­ские не быва­ют про­сты­ми людь­ми: преж­де Семён слу­жил в мили­ции и тор­го­вал ору­жи­ем, так что луч­ше не пере­хо­дить ему дорогу.

Может пока­зать­ся, что Сай­мон — плод боль­ной фан­та­зии сце­на­ри­стов. Воз­мож­но, из-за того, что герой выби­ва­ет­ся из воз­ни­ка­ю­щих тут и там кли­ше — всё-таки афро­рус­ский Бреж­нев явно любо­пыт­ней, чем услов­ная ожив­шая милая мат­рёш­ка. Да и раз­ве попро­сту не весе­ло, когда япон­ское souka («ясно» или «вот как»), часто счи­ты­ва­е­мое рус­ским ухом весь­ма одно­знач­но, тут и прав­да пре­вра­ща­ет­ся в рус­ское «сука!»? Стран­ным обра­зом Сай­мон стал одним из самых убе­ди­тель­ных и люби­мых зри­те­ля­ми рус­ских пер­со­на­жей в ани­ме. Хотя стран­но ли? Помни­те исто­рию про чёр­но­го из Чер­но­бы­ля? Таким ли теперь нере­аль­ным кажет­ся Семён?


Локации: от Ваачвостока до Челяиинска

Иной раз Рос­сия ста­но­ви­лась местом дей­ствия самых раз­ных ани­ме: на её тер­ри­то­рии выяс­ня­ли отно­ше­ния робо­ты, маги и про­чие фан­та­сти­че­ские тва­ри. Часто Рос­сия в этом отно­ше­нии высту­па­ет не боль­ше чем экзо­ти­че­ской лока­ци­ей. Зато кри­вые назва­ния горо­дов и зна­ко­мые про­сто­ры не могут не вызвать улыб­ку у жите­лей этих реги­о­нов. А для кос­пле­е­ров такие места вооб­ще пре­дел мечтаний.

Нет ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что Вла­ди­во­сток, нахо­дя­щий­ся на рас­сто­я­нии двух часов пере­лё­та от Токио, часто ста­но­вил­ся местом посад­ки ани­ме-пер­со­на­жей. Дру­гое дело, как имен­но он пред­став­лен. В Blood+ герои схо­дят с палу­бы кораб­ля в порт Вла­ди­во­сто­ка, удив­ля­ясь «насто­я­ще­му сне­гу». Забав­но, учи­ты­вая, что миф о сто­ли­це При­мор­ско­го края как раз таки осно­ван на её тёп­лом кли­ма­те. В пор­ту их встре­ча­ет девуш­ка по име­ни Ели­за­ве­та, при­вет­ству­ю­щая геро­ев поце­лу­я­ми в щёки — каза­лось бы, типич­ная засне­жен­ная Рос­сия, да вот толь­ко встре­ча­ют отнюдь не хму­рые россияне.

С более маги­че­ской сто­ро­ны Вла­ди­во­сток пока­зан в ани­ме «Песнь-про­кля­тие для свя­то­го рыца­ря». Маги­че­ский он не толь­ко в силу супер­спо­соб­но­стей пер­со­на­жей, но и бла­го­да­ря могу­че­му «дирек­то­ру Вла­ди­во­сто­ка» — да, и такое быва­ет в ани­ме. Он кри­чит на рус­ском «познай вкус моей пре­дан­но­сти» и ору­дет сёрф-дос­кой, чтоб точ­но не спу­та­ли, дирек­то­ром како­го горо­да он работает.

Гораз­до деталь­нее Вла­ди­во­сток пред­став­лен во вто­ром сезоне ани­ме «Тем­нее тём­но­го», для созда­ния кото­ро­го ани­ма­то­ры при­е­ха­ли в город и бук­валь­но сри­со­вы­ва­ли его улоч­ки. И прав­да, сам город и шко­ла, в кото­рой учит­ся рус­ская япон­ка Суо Пав­ли­чен­ко, прак­ти­че­ски не отли­чи­мы от реаль­ных про­то­ти­пов. Сей­час для горо­жан это ани­ме может вполне вызвать носталь­гию: неко­то­рые места, пока­зан­ные в ани­ме, уже закрыты.

Не сто­ит думать, что япон­цы боят­ся выез­жать даль­ше Вла­ди­во­сто­ка. В ани­ме «Король Гэй­нер» герои в ком­па­нии робо­та пыта­ют­ся выбрать­ся из мороз­ной Сиби­ри в род­ную Япо­нию. Не менее «ани­меш­но» изоб­ра­же­ны сиби­ря­ки в коме­дии «Пла­мен­ный лаби­ринт», где глав­ный герой Галан носит кимо­но поверх гали­фе и тель­няш­ки, а в закры­ва­ю­щей застав­ке зву­чит «Калин­ка-малин­ка».

Глу­бин­кой дело тоже не огра­ни­чи­ва­лось: в сери­а­ле «Шева­лье д’Эон» пока­зан Петер­бург XVIII века. И хотя куль­тур­ная сто­ли­ца Рос­сии выгля­дит пре­вос­ход­но, неслож­но най­ти исто­ри­че­ские погреш­но­сти: мно­гие двор­цы той эпо­хи выгля­де­ли совер­шен­но по-дру­го­му, а иные и вовсе ещё не были построены.


Эти­ми кар­ти­на­ми не исчер­пы­ва­ет­ся вни­ма­ние Япо­нии к Рос­сии. Дру­гой вопрос, какой теперь образ оте­че­ства ждать в ани­ме? Есть подо­зре­ние, что всё отка­тит­ся к той же сати­ре, что была в услов­ном Dragon Ball, а клюк­ва «Пер­во­го отря­да» ретро­спек­тив­но пока­жет­ся чуть ли не пиком сотруд­ни­че­ства. Но это, конеч­но, если есть смысл ждать вообще.


Читай­те так­же «Бале­ри­ны, каг­э­бист­ки и горе-спа­са­тель­ни­цы мира: рус­ские жен­щи­ны в нерус­ском кино»

Поделиться