Российские фильмы про школу и подростков 1990‑х и 2000‑х

Сен­тябрь проч­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с нача­лом учеб­но­го года даже у тех, кто дав­но поки­нул школь­ные сте­ны. В носталь­ги­че­ском настро­е­нии ино­гда хочет­ся сно­ва погру­зить­ся в эту атмо­сфе­ру, и луч­ший спо­соб сде­лать это — кино или сери­ал. Совет­ские филь­мы о шко­ле («Чуче­ло», «В моей смер­ти про­шу винить Кла­ву К.», «Вам и не сни­лось» и даже «Доро­гая Еле­на Сер­ге­ев­на») хоро­ши, но не акту­аль­ны для тех, чьё дет­ство при­шлось на 90‑е и нача­ло нуле­вых годов.

VATNIKSTAN выбрал десять самых при­ме­ча­тель­ных оте­че­ствен­ных филь­мов о школь­ни­ках и под­рост­ках. В обзор вошли филь­мы раз­ных фор­ма­тов, вклю­чая доку­мен­таль­ное кино и сери­а­лы, вышед­шие на экра­ны в пери­од с 1990 по 2010 год.


Рождённые в СССР (1991 и 1998 годы)

В 1989 году теле­ком­па­ния «Остан­ки­но» и бри­тан­ская Granada Television запу­сти­ли мас­штаб­ный доку­мен­таль­ный про­ект. Они нашли 20 семи­лет­них детей со все­го СССР и засня­ли их повсе­днев­ную жизнь, рас­спро­си­ли о взгля­дах, пред­став­ле­ни­ях и меч­тах. Через семь лет съё­моч­ная груп­па сно­ва нашла этих детей уже четыр­на­дца­ти­лет­ни­ми и узна­ла, как изме­ни­лась их жизнь. Поз­же, в 2005 и 2012 годах вышли выпус­ки «21 год» и «28 лет». В 2019 году ожи­да­ет­ся часть «35 лет», но точ­ной инфор­ма­ции о дате выхо­да нет.

Пер­вые два выпус­ка при­ме­ча­тель­ны не толь­ко тем, что пока­зы­ва­ют пре­вра­ще­ние малень­ких детей в под­рост­ков со сфор­ми­ро­ван­ны­ми взгля­да­ми на жизнь. В объ­ек­ти­ве ока­зы­ва­ют­ся две стра­ны — позд­ний СССР и Рос­сия образ­ца 1998 года. А затем обсто­я­тель­ства меня­ют­ся. Полу­чи­лось, что дети, не меняв­шие место житель­ства, живут в раз­ных стра­нах: Рос­сии, Лит­ве, Гру­зии, Кир­ги­зии. Так­же неко­то­рые герои пере­еха­ли в США и Израиль.

«Рож­дён­ные в СССР» инте­рес­но смот­реть из-за кад­ров реаль­ной жиз­ни. Здесь горо­да и дерев­ни со всех угол­ков Рос­сии и пост­со­вет­ско­го про­стран­ства. Съе­моч­ная груп­па побы­ва­ла в квар­ти­рах, на ули­цах, на пля­жах, в шко­лах, в дет­ских домах, в мага­зи­нах и сохра­ни­ла доку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства жиз­ни горо­дов и дере­вень в те годы.


Проснуться в Шанхае (1991 год)

Режис­сёр и сце­на­рист Нико­лай Сед­нев создал искрен­нюю исто­рию взрос­ле­ния и люб­ви на фоне рас­па­да­ю­щей­ся стра­ны. Дей­ствие филь­ма про­ис­хо­дит в сол­неч­ной Одес­се. Зри­тель узна­ёт исто­рию двух под­рост­ков, Лены и Вита­ли­ка, кото­рые по сте­че­нию обсто­я­тельств оста­ют­ся без опе­ки взрос­лых. Остро­ты ситу­а­ции добав­ля­ет непри­язнь меж­ду роди­те­ля­ми детей. Это свое­об­раз­ная отсыл­ка и к клас­си­че­ской тра­ге­дии «Ромео и Джу­льет­та», и к совре­мен­ни­ку — лен­те «Вам и не снилось».

Фильм при­ме­ча­те­лен атмо­сфе­рой нача­ла 1990‑х годов, где надеж­ды на луч­шее и любовь про­би­ва­ют­ся через нище­ту и скуд­ный быт. В лен­те не зву­чит идео­ло­ги­че­ских лозун­гов, соци­аль­ные про­бле­мы рас­кры­ва­ют­ся в отры­ве от поли­ти­че­ских реа­лий, что боль­шая ред­кость для кине­ма­то­гра­фа того пери­о­да. Глав­ные роли испол­ни­ли актё­ры без про­фес­си­о­наль­но­го образования.


Простые истины (с 1999 по 2003 год)

Доволь­но извест­ный рос­сий­ский сери­ал о школь­ной жиз­ни в нача­ле 2000‑х годов мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как семей­ную «мыль­ную опе­ру». Насчи­ты­ва­ет 350 серий, с успе­хом шёл четы­ре года по несколь­ким рос­сий­ским теле­ка­на­лам. Сце­на­ри­сты стре­ми­лись осве­щать акту­аль­ные про­бле­мы школь­ни­ков и учи­те­лей, не затра­ги­вая самые ост­рые темы и ста­ра­ясь все кон­флик­ты сво­дить к юмо­ру или счаст­ли­вой концовке.

Пер­со­на­жи напи­са­ны мак­си­маль­но типич­ны­ми, таки­ми, что­бы каж­дый зри­тель мог узна­вать их и ассо­ци­и­ро­вать со сво­и­ми зна­ко­мы­ми: отлич­ни­цы, хули­га­ны, мест­ные звёз­ды, моло­дые учи­тель­ни­цы и стро­гие заву­чи. В то же вре­мя заслу­га созда­те­лей лен­ты в отсут­ствии деле­ния геро­ев на «пло­хих» и «хоро­ших». Они стре­мят­ся объ­ек­тив­но пока­зать каж­до­го, хотя сгла­жи­ва­ют ост­рые углы и исполь­зу­ют самые баналь­ные сюжет­ные ходы.

Съём­ки про­хо­ди­ли в мос­ков­ской шко­ле № 1240, а в кадр часто попа­да­ли не толь­ко актё­ры, но и обыч­ные школь­ни­ки. Домаш­ние сце­ны сни­ма­лись в квар­ти­рах на Пат­ри­ар­ших пру­дах. Для мно­гих рос­сий­ских акте­ров «Про­стые исти­ны» ока­за­лись стар­то­вой пло­щад­кой карьеры.


Лиля навсегда (2002 год)

Исто­рия, поло­жен­ная в осно­ву филь­ма, про­изо­шла на самом деле в 2000 году с литов­ской девоч­кой Дан­гу­о­ле Раса­лай­те и в своё вре­мя вско­лых­ну­ла всю Шве­цию. Глав­ную роль испол­ни­ла 15-лет­няя Окса­на Акинь­ши­на. Её геро­и­ня Лиля живёт где-то на пост­со­вет­ском про­стран­стве (герои гово­рят по-рус­ски, съём­ки про­хо­ди­ли в Эсто­нии, но место дей­ствия нико­гда не назы­ва­ет­ся пря­мо, а име­ну­ет­ся «этой стра­ной»). Мать бро­са­ет геро­и­ню ради пере­ез­да в США с новым мужем, а тётя выго­ня­ет её из квар­ти­ры. Лиля тер­пит уни­же­ния и наси­лие сна­ча­ла от тёт­ки, потом — от учи­те­лей и одно­класс­ни­ков. Впро­чем, это толь­ко нача­ло тра­ги­че­ских собы­тий, кото­рые при­ве­дут геро­и­ню на край моста.

Это фильм о неже­лан­ных и забы­тых детях, кото­рым в самый труд­ный момент не к кому обра­тить­ся — их отвер­га­ют род­ствен­ни­ки, сверст­ни­ки и государство.

Дра­му снял швед­ский режис­сёр Лукас Муд­ди­сон. За рабо­ту он полу­чил титул луч­ше­го режис­сё­ра года, а фильм собрал букет наград евро­пей­ских и аме­ри­кан­ских кинофестивалей.


Одиссея 1989 или Умняк (2003 год)

Глав­ный герой лен­ты, Денис, при­ез­жа­ет из дерев­ни в неболь­шой город, что­бы посту­пить в тех­ни­кум. Одна­ко само­сто­я­тель­ная город­ская жизнь ока­зы­ва­ет­ся не такой, как ему пред­став­ля­лось. Его затя­ги­ва­ет в мир стран­ных зна­комств, бес­ко­неч­ных раз­бо­рок и нар­ко­ти­ков. Фоном повест­во­ва­ния ста­но­вит­ся мрач­ный город, где неку­да пой­ти и негде отдох­нуть. Зри­тель видит поко­ле­ние моло­дых людей, кото­ро­му не повез­ло жить в пере­лом­ную эпо­ху, когда одна стра­на уже рас­па­лась, а дру­гая — ещё не появи­лась. У моло­дых людей нет пер­спек­тив, поэто­му реаль­но­му миру они пред­по­чи­та­ют иллюзорный.

Режис­сёр Илья Хоти­нен­ко рас­ска­зал, что над сце­на­ри­ем филь­ма рабо­тал око­ло пяти лет, в то вре­мя как съём­ки заня­ли все­го 12 дней. Про­дол­жи­тель­ность — чуть боль­ше часа. Поми­мо про­ду­ман­но­го повест­во­ва­ния фильм отли­ча­ет­ся атмо­сфер­ным видео­ря­дом: чёр­но-белая кар­тин­ка сме­ня­ет­ся нере­а­ли­стич­ны­ми сини­ми, зелё­ны­ми и крас­ны­ми кад­ра­ми виде­ний героев.


Игры мотыльков (2004 год)

Ещё одна лен­та о поте­рян­ных и труд­ных под­рост­ках. Глав­ный герой кар­ти­ны в испол­не­нии Алек­сея Чадо­ва — Костя, моло­дой музы­кант, кото­рый меч­та­ет попасть на «Пер­вый канал» и про­сла­вить­ся на всю стра­ну. Но зло­упо­треб­ле­ние алко­го­лем и стрем­ле­ние покра­со­вать­ся перед дру­зья­ми при­во­дит к тра­ге­дии: Костя уго­ня­ет авто­мо­биль и сби­ва­ет чело­ве­ка. Его мать гото­ва про­дать квар­ти­ру ради взят­ки, что­бы сын избе­жал тюрь­мы, но тот из упрям­ства отправ­ля­ет­ся за решёт­ку. Все­го через год он воз­вра­ща­ет­ся совсем дру­гим человеком…

Фильм осно­ван на пове­сти Вла­ди­ми­ра Желез­ни­ко­ва, вто­рое назва­ние пове­сти — «Чучело‑2». Впро­чем, ниче­го обще­го со зна­ме­ни­той исто­ри­ей про школь­ную трав­лю этот фильм не име­ет ни по сюже­ту, ни по атмо­сфе­ре. Герои тут немно­го стар­ше: им 16–18 лет, они учат­ся в тех­ни­ку­мах, а не в шко­лах. Взрос­лые совер­ша­ют ещё более необ­ду­ман­ные поступ­ки, чем под­рост­ки (для срав­не­ния в «Чуче­ле» герой Юрия Нику­ли­на, да и дру­гие взрос­лые пер­со­на­жи, отли­ча­лись боль­шей взве­шен­но­стью реше­ний). «Игры мотыль­ков» полу­чи­ли несколь­ко при­зов кино­фе­сти­ва­лей, в том чис­ле за луч­шую муж­скую роль.


Розыгрыш (2008 год)

Дей­ствие филь­ма про­ис­хо­дит в обыч­ной мос­ков­ской шко­ле, в цен­тре вни­ма­ния нахо­дят­ся отно­ше­ния одно­класс­ни­ков друг с дру­гом и учи­те­ля­ми. Новый уче­ник при­хо­дит в класс и начи­на­ет оспа­ри­вать пози­ции мест­но­го лиде­ра — не само­го при­ят­но­го само­влюб­лён­но­го пар­ня, кото­рый раз­вле­ка­ет­ся трав­лей моло­дой учи­тель­ни­цы. Имен­но от его лица ведёт­ся повест­во­ва­ние, что добав­ля­ет филь­му немно­го нефор­маль­но­сти (обыч­но рас­сказ­чи­ком ста­но­вит­ся поло­жи­тель­ный персонаж).

Одну из глав­ных ролей сыг­рал Noize MC, он же напи­сал саунд­трек. Учи­те­лей и роди­те­лей игра­ют Юрий Куз­не­цов, Дмит­рий Дюжев, Дмит­рий Хара­тьян. Фильм — ремейк одно­имён­ной лен­ты 1976 года Вла­ди­ми­ра Мень­шо­ва, про­дю­се­ром высту­пил Павел Лун­гин (инте­рес­но, что его отец, Семён Лун­гин, писал сце­на­рий к ори­ги­наль­но­му фильму).


Все умрут, а я останусь (2008 год)

Фильм о неде­ле из жиз­ни трёх мос­ков­ских девя­ти­класс­ниц (лен­ту сни­ма­ли в Стро­ги­но). Конец учеб­но­го года вол­ну­ет их не из-за оце­нок, а из-за гря­ду­щей дис­ко­те­ки. В их мире учи­те­ля и роди­те­ли не авто­ри­те­ты, а в под­рост­ко­вой иерар­хии при­хо­дит­ся про­ти­во­сто­ять более «силь­ным» стар­ше­класс­ни­кам. Инте­ре­сы геро­инь опи­сы­ва­ют­ся фра­зой одной из них: «Пусть будет дис­ко­те­ка, и у меня будет парень».

Отдель­но­го упо­ми­на­ния достой­на опе­ра­тор­ская рабо­та: боль­шую часть вре­ме­ни опе­ра­тор Али­шер Хамид­ход­жа­ев дер­жал сни­мал с рук. Это поз­во­ли­ло достичь эффек­та живо­го при­сут­ствия, когда зри­тель вме­сте с девоч­ка­ми про­хо­дил по школь­ным кори­до­рам, бежал по ули­цам к ларь­ку за сига­ре­та­ми и пря­тал­ся в ком­на­те от рас­сви­ре­пев­ше­го отца.

Вышед­ший на исхо­де нуле­вых «Все умрут, а я оста­нусь» поде­лил обще­ство на два лаге­ря. Пер­вые счи­та­ли, что всё пока­зан­ное в филь­ме — вымы­сел, «чер­ну­ха» и пре­уве­ли­че­ние, не име­ю­щие ника­ко­го отно­ше­ния к реаль­но­сти. Вто­рые, как бы страш­но это ни зву­ча­ло, узна­ли себя, свою шко­лу и отме­ти­ли реа­ли­стич­ность ленты.

Фильм полу­чил спе­ци­аль­ный приз Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля «Золо­тая каме­ра» и ещё несколь­ко меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских наград.


Школа (2010 год)

Сери­ал «Шко­ла» Вале­рии Гай Гер­ма­ни­ки до сих пор счи­та­ет­ся скан­даль­ным и вызы­ва­ет неод­но­знач­ную обще­ствен­ную реак­цию. В цен­зу­ри­ро­ван­ной вер­сии его транс­ли­ро­ва­ли на «Пер­вом кана­ле» все­го одна­жды — с 11 янва­ря по 27 мая 2010 года. Лен­та вызва­ла бур­ную обще­ствен­ную реак­цию, а за транс­ля­ци­я­ми и обсуж­де­ни­я­ми сле­ди­ла треть рос­си­ян. Съём­ки шли парал­лель­но и закон­чи­лись толь­ко 2 апре­ля, сни­ма­ли в мос­ков­ской шко­ле № 945 на Оре­хо­вом буль­ва­ре. Показ сопро­вож­дал­ся нега­тив­ной реак­ци­ей неко­то­рых депу­та­тов Госу­дар­ствен­ной Думы и работ­ни­ков школ со всех кон­цов страны.

«Шко­ла» рас­ши­ри­ла «мир» «Все умрут, а я оста­нусь» и пока­за­ла, что про­ис­хо­дит в жиз­ни под­рост­ков в тече­ние учеб­но­го года. У про­ек­тов мно­го обще­го, вклю­чая съём­ку с рук для эффек­та живо­го наблю­де­ния за геро­я­ми. Нет смыс­ла укла­ды­вать сюжет сери­а­ла в корот­кий синоп­сис: здесь рас­кры­ва­ют­ся десят­ки узна­ва­е­мых и уни­каль­ных пер­со­на­жей. Они сво­бод­но вза­и­мо­дей­ству­ют в общем про­стран­стве, а их обще­ние и кон­флик­ты неред­ко при­во­дят к непред­ска­зу­е­мым послед­стви­ям. О сце­на­рии режис­сёр гово­ри­ла так:

«Я не могу ниче­го при­ду­мы­вать, пото­му что у меня с фан­та­зи­ей сла­бо­ва­то. Поэто­му я из жиз­ни всё беру. Я сни­маю о том, что я знаю…».


Читай­те так­же «Десять луч­ших совет­ских сери­а­лов 1970‑х». 

Поделиться