Сентябрь прочно ассоциируется с началом учебного года даже у тех, кто давно покинул школьные стены. В ностальгическом настроении иногда хочется снова погрузиться в эту атмосферу, и лучший способ сделать это — кино или сериал. Советские фильмы о школе («Чучело», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Вам и не снилось» и даже «Дорогая Елена Сергеевна») хороши, но не актуальны для тех, чьё детство пришлось на 90‑е и начало нулевых годов.
VATNIKSTAN выбрал десять самых примечательных отечественных фильмов о школьниках и подростках. В обзор вошли фильмы разных форматов, включая документальное кино и сериалы, вышедшие на экраны в период с 1990 по 2010 год.
«Рождённые в СССР» (1991, 1998)
В 1989 году телекомпания «Останкино» и британская Granada Television запустили масштабный документальный проект. Они нашли 20 семилетних детей со всего СССР и засняли их повседневную жизнь, расспросили о взглядах, представлениях и мечтах. Через семь лет съёмочная группа снова нашла этих детей уже четырнадцатилетними и узнала, как изменилась их жизнь. Позже, в 2005 и 2012 годах, вышли выпуски «21 год» и «28 лет».
Первые два выпуска примечательны не только тем, что показывают превращение маленьких детей в подростков со сформированными взглядами на жизнь. В объективе оказываются две страны — поздний СССР и Россия образца 1998 года. А затем обстоятельства меняются. Получилось, что дети, не менявшие место жительства, живут в разных странах: России, Литве, Грузии, Киргизии. Также некоторые герои переехали в США и Израиль.
«Рождённые в СССР» интересно смотреть из-за кадров реальной жизни. Здесь города и деревни со всех уголков России и постсоветского пространства. Съёмочная группа побывала в квартирах, на улицах, на пляжах, в школах, в детских домах, в магазинах и сохранила документальные свидетельства жизни городов и деревень в те годы.
«Проснуться в Шанхае» (1991)
Режиссёр и сценарист Николай Седнев создал искреннюю историю взросления и любви на фоне распадающейся страны. Действие фильма происходит в Одессе. Зритель узнаёт историю двух подростков, Лены и Виталика, которые по стечению обстоятельств остаются без опеки взрослых. Остроты ситуации добавляет неприязнь между родителями детей. Это своеобразная отсылка и к классической трагедии «Ромео и Джульетта», и к современнику — ленте «Вам и не снилось».
Фильм примечателен атмосферой начала 1990‑х годов, где надежды на лучшее и любовь пробиваются через нищету и скудный быт. В ленте не звучит идеологических лозунгов, социальные проблемы раскрываются в отрыве от политических реалий, что большая редкость для кинематографа того периода. Главные роли исполнили актёры без профессионального образования.
«Простые истины» (1999—2003)
Довольно известный российский сериал о школьной жизни в начале 2000‑х годов можно охарактеризовать как семейную «мыльную оперу». Насчитывает 350 серий, с успехом шёл четыре года по нескольким российским телеканалам. Сценаристы стремились освещать актуальные проблемы школьников и учителей, не затрагивая самые острые темы и стараясь все конфликты сводить к юмору или счастливой концовке.
Персонажи написаны максимально типичными, такими, чтобы каждый зритель мог узнавать их и ассоциировать со своими знакомыми: отличницы, хулиганы, местные звёзды, молодые учительницы и строгие завучи. В то же время заслуга создателей ленты в отсутствии деления героев на «плохих» и «хороших». Они стремятся объективно показать каждого, хотя сглаживают острые углы и используют самые банальные сюжетные ходы.
Съёмки проходили в московской школе № 1240, а в кадр часто попадали не только актёры, но и обычные школьники. Домашние сцены снимались в квартирах на Патриарших прудах. Для многих российских актёров «Простые истины» оказались стартовой площадкой карьеры.
«Лиля навсегда» (2002)
История, положенная в основу фильма, произошла на самом деле в 2000 году с литовской девочкой Дангуоле Расалайте и в своё время всколыхнула всю Швецию. Главную роль исполнила 15-летняя Оксана Акиньшина. Её героиня Лиля живёт где-то на постсоветском пространстве (герои говорят по-русски, съёмки проходили в Эстонии, но место действия никогда не называется прямо, а именуется «этой страной»). Мать бросает героиню ради переезда в США с новым мужем, а тётя выгоняет её из квартиры. Лиля терпит унижения и насилие сначала от тётки, потом — от учителей и одноклассников. Впрочем, это только начало трагических событий, которые приведут героиню на край моста.
Это фильм о нежеланных и забытых детях, которым в самый трудный момент не к кому обратиться — их отвергают родственники, сверстники и государство.
Драму снял шведский режиссёр Лукас Муддисон. За работу он получил титул лучшего режиссёра года, а фильм собрал букет наград европейских и американских кинофестивалей.
«Одиссея 1989, или Умняк» (2003)
Главный герой ленты, Денис, приезжает из деревни в небольшой город, чтобы поступить в техникум. Однако самостоятельная городская жизнь оказывается не такой, как ему представлялось. Его затягивает в мир странных знакомств, бесконечных разборок и наркотиков. Фоном повествования становится мрачный город, где некуда пойти и негде отдохнуть. Зритель видит поколение молодых людей, которому не повезло жить в переломную эпоху, когда одна страна уже распалась, а другая — ещё не появилась. У молодых людей нет перспектив, поэтому реальному миру они предпочитают иллюзорный.
Режиссёр Илья Хотиненко рассказал, что над сценарием фильма работал около пяти лет, в то время как съёмки заняли всего 12 дней. Продолжительность — чуть больше часа. Помимо продуманного повествования фильм отличается атмосферным видеорядом: чёрно-белая картинка сменяется нереалистичными синими, зелёными и красными кадрами видений героев.
«Игры мотыльков» (2004)
Ещё одна лента о потерянных и трудных подростках. Главный герой картины в исполнении Алексея Чадова — Костя, молодой музыкант, который мечтает попасть на Первый канал и прославиться на всю страну. Но злоупотребление алкоголем и стремление покрасоваться перед друзьями приводит к трагедии: Костя угоняет автомобиль и сбивает человека. Его мать готова продать квартиру ради взятки, чтобы сын избежал тюрьмы, но тот из упрямства отправляется за решётку. Всего через год он возвращается совсем другим человеком…
Фильм основан на повести Владимира Железникова, второе название повести — «Чучело‑2». Впрочем, ничего общего со знаменитой историей про школьную травлю этот фильм не имеет ни по сюжету, ни по атмосфере. Герои тут немного старше: им 16–18 лет, они учатся в техникумах, а не в школах. Взрослые совершают ещё более необдуманные поступки, чем подростки (для сравнения в «Чучеле» герой Юрия Никулина, да и другие взрослые персонажи, отличались большей взвешенностью решений). «Игры мотыльков» получили несколько призов кинофестивалей, в том числе за лучшую мужскую роль.
«Розыгрыш» (2008)
Действие фильма происходит в обычной московской школе, в центре внимания находятся отношения одноклассников друг с другом и учителями. Новый ученик приходит в класс и начинает оспаривать позиции местного лидера — не самого приятного самовлюблённого парня, который развлекается травлей молодой учительницы. Именно от его лица ведётся повествование, что добавляет фильму немного неформальности (обычно рассказчиком становится положительный персонаж).
Одну из главных ролей сыграл Noize MC (Иван Алексеев, признан Минюстом РФ иноагентом), он же написал саундтрек. Учителей и родителей играют Юрий Кузнецов, Дмитрий Дюжев, Дмитрий Харатьян. Фильм — ремейк одноимённой ленты 1976 года Владимира Меньшова, продюсером выступил Павел Лунгин (интересно, что его отец, Семён Лунгин, писал сценарий к оригинальному фильму).
«Все умрут, а я останусь» (2008)
Фильм о неделе из жизни трёх московских девятиклассниц (ленту снимали в Строгино). Конец учебного года волнует их не из-за оценок, а из-за грядущей дискотеки. В их мире учителя и родители не авторитеты, а в подростковой иерархии приходится противостоять более «сильным» старшеклассникам. Интересы героинь описываются фразой одной из них: «Пусть будет дискотека, и у меня будет парень».
Отдельного упоминания достойна операторская работа: большую часть времени оператор Алишер Хамидходжаев держал снимал с рук. Это позволило достичь эффекта живого присутствия, когда зритель вместе с девочками проходил по школьным коридорам, бежал по улицам к ларьку за сигаретами и прятался в комнате от рассвирепевшего отца.
Вышедший на исходе нулевых «Все умрут, а я останусь» поделил общество на два лагеря. Первые считали, что всё показанное в фильме — вымысел, «чернуха» и преувеличение, не имеющие никакого отношения к реальности. Вторые, как бы страшно это ни звучало, узнали себя, свою школу и отметили реалистичность ленты.
Фильм получил специальный приз Каннского кинофестиваля «Золотая камера» и ещё несколько международных и российских наград.
«Школа» (2010)
Сериал «Школа» Валерии Гай Германики до сих пор считается скандальным и вызывает неоднозначную общественную реакцию. В цензурированной версии его транслировали на Первом канале всего однажды — с 11 января по 27 мая 2010 года. Лента вызвала бурную общественную реакцию, а за трансляциями и обсуждениями следила треть россиян. Съёмки шли параллельно и закончились только 2 апреля, снимали в московской школе № 945 на Ореховом бульваре. Показ сопровождался негативной реакцией некоторых депутатов Государственной думы и работников школ со всех концов страны.
«Школа» расширила «мир» «Все умрут, а я останусь» и показала, что происходит в жизни подростков в течение учебного года. У проектов много общего, включая съёмку с рук для эффекта живого наблюдения за героями. Нет смысла укладывать сюжет сериала в короткий синопсис: здесь раскрываются десятки узнаваемых и уникальных персонажей. Они свободно взаимодействуют в общем пространстве, а их общение и конфликты нередко приводят к непредсказуемым последствиям. О сценарии режиссёр говорила так:
«Я не могу ничего придумывать, потому что у меня с фантазией слабовато. Поэтому я из жизни всё беру. Я снимаю о том, что я знаю…»
Читайте также «Десять лучших советских сериалов 1970‑х».