Десять лучших советских сериалов 1970‑х

Семи­де­ся­тые — послед­нее спо­кой­ное деся­ти­ле­тие жиз­ни в СССР, золо­тое вре­мя ста­биль­но­сти, кото­рую обо­зва­ли засто­ем. Люди актив­но нажи­ва­ли доб­ро, дела­ли карье­ры и поку­па­ли путёв­ки в Ана­пу или Ялту. В общем, пер­вое деся­ти­ле­тие, когда стране «дали пожить спокойно».

Что же до ТВ, то там царил Сер­гей Лапин — обер-цен­зор газет и цен­траль­но­го теле­ви­де­ния Стра­ны Сове­тов. Цен­зу­ра была доста­точ­но жёст­кая: были закры­ты КВН и «Кино­па­но­ра­ма». Тща­тель­ной про­вер­ке на пред­мет «чисто­ты» под­вер­га­лись все пере­да­чи. К при­ме­ру, Лапин не раз­ре­шал появ­лять­ся на экране теле­ви­зо­ра людям с боро­да­ми. Муж­чи­нам было запре­ще­но выхо­дить в эфир без гал­сту­ка и пиджа­ка. Жен­щи­нам не раз­ре­ша­лось носить брю­ки, а пош­ло­стью было пока­зы­вать пою­щую даму с мик­ро­фо­ном. Вот так, это не Турк­ме­ния, а Лапин и ЦТ СССР! С теле­экра­нов за «несе­рьёз­ность» выгна­ли клас­си­ков эст­ра­ды и по нашим мер­ках пури­тан­ских испол­ни­те­лей: Вале­рия Обод­зин­ско­го, Майю Кри­ста­лин­скую, Аиду Веди­ще­ву, Лари­су Мондрус.

Но вме­сте с тем Лапин счи­тал, что под­дер­жи­вать пра­виль­ные теле­филь­мы — это пер­во­оче­ред­ное заня­тие. Гово­ри­ли, что их любил смот­реть сам Бреж­нев и всё Полит­бю­ро. Поэто­му сери­а­лы полу­ча­ли гос­под­держ­ку и рота­цию в эфи­ре в слу­чае соблю­де­ния «чисто­ты» сюже­та. В чести были исто­ри­че­ские, лите­ра­тур­ные и детек­тив­ные сюже­ты по клас­си­ке СССР или Европы.

Кадр из сери­а­ла «След­ствие ведут знатоки»

«Вечный зов», 1973–1983 гг.

Сери­ал-эпо­ха, став­ший леген­дой ещё после выпус­ка на экран. Наша «Сага о Фор­сай­тах» — исто­рия семьи Саве­лье­вых на про­тя­же­нии полу­ве­ка, кино­ко­лосс с гале­ре­ей обра­зов, каж­дый из кото­рых — глы­ба. Белые, крас­ные, кула­ки, пар­тий­ные акти­ви­сты, тру­же­ни­ки кол­хо­за — все со сво­ей прав­дой, про­стой и чест­ной, гру­бой, но искрен­ней. Пери­пе­тии исто­рии, нало­жив­ши­е­ся на чело­ве­че­ские отно­ше­ния — это луч­шее сочетание.

Навер­ное, этот сери­ал — луч­шая попыт­ка рас­ска­зать о том, как совет­ская власть при­шла в жизнь кре­стья­ни­на, поче­му народ её при­нял и через что про­шли тру­же­ни­ки полей в 1900–1950х годах. Про­стой народ — глав­ный герой, как он есть, с хоро­ши­ми и пло­хи­ми, бла­го­род­ны­ми и гни­лы­ми людь­ми. Все мы вышли из кре­стьян. Моя бабуш­ка жила в кол­хо­зе до 1954 года, поэто­му для нас — это исто­рия предков.


«Следствие ведут Знатоки», 1971–2002 гг.

Про­ект МВД. Министр внут­рен­них дел Щёло­ков слыл боль­шим люби­те­лем теат­ра и кино, покро­ви­те­лем твор­че­ской интел­ли­ген­ции. У гла­вы МВД повы­сить пре­стиж сотруд­ни­ков мили­ции рож­да­ет­ся план: снять теле­фильм о коман­де с Пет­ров­ки, сде­лать геро­ев чело­веч­ны­ми, а не суперм­эна­ми. Если вы дума­ли, что пер­вы­ми это соору­ди­ли созда­те­ли «Ули­цы раз­би­тых фона­рей» — нет, увы вело­си­пед изоб­ре­ли уже тогда. Сери­ал был лиде­ром эфи­ра всё деся­ти­ле­тие, полу­чил мно­же­ство наград.

Зна­мен­ский, Томин и Киб­рит — коман­да как на под­бор, Зна­То­Ки так их и назы­ва­ли. Зна­мен­ский строг, умён и собран, бле­стя­щий ана­ти­лик с холод­ным рас­суд­ком и мораль­ны­ми нор­ма­ми. Томин — эмо­ци­о­на­лен, отлич­ный пси­хо­лог и бала­гур, может внед­рить­ся в любую бан­ду, а Киб­рит — иде­ал совет­ской жен­щи­ны, жен­ствен­ная и силь­ная одно­вре­мен­но, умна и прогрессивна.


«Вся королевская рать», 1973 год

Мно­гие смот­ре­ли фильм с Шоном Пен­ном и Джу­дом Лоу, но мало кто зна­ет, что и мы сни­ма­ли не хуже! Как же не поби­че­вать Аме­ри­ку, ещё и когда есть пре­крас­ная пье­са о том, что вся их «демо­кра­тия» — дешё­вый бала­ган­чик, слеп­лен­ный из лжи и трю­ков уров­ня напер­сточ­ни­ка. Но эта кар­ти­на не толь­ко об этом, она о лож­ных целях: когда чело­ве­ком дви­жет жаж­да вла­сти, он идёт в нику­да, и путь его трагичен.

Вил­ли Старк не ценит ниче­го, его амби­ций не уто­лить нико­му и ниче­му — это при­во­дит к тра­ги­че­ской концовке.

Непод­ра­жа­е­мый Геор­гий Жжё­нов и Миха­ил Коза­ков, Алла Деми­до­ва и Олег Ефре­мов. Супер­звез­ды СССР буд­то сни­ма­лись в Гол­ли­ву­де — так они правдоподобны.


«Рождённая революцией», 1974–1977 гг.

Супер­блок­ба­стер о рож­де­нии совет­ской мили­ции сквозь приз­му рево­лю­ции. Есте­ствен­но, тоже при под­держ­ке могу­ще­ствен­но­го гла­вы МВД Щёло­ко­ва. Как и сей­час, кому вой­на, а кому мать род­на, кто стро­ит новый мир и даёт наро­ду новую жизнь, а кому нра­вит­ся воро­вать по кар­ман­чи­кам да ножич­ком бить. Но совет­ская мили­ция, рож­дён­ная в пылу анар­хии и раз­бро­да в голо­вах и на ули­цах, желез­ной рукой наво­ди­ла поря­док. Режис­сер Г. Кохан при­ме­нил здесь удач­ный при­ем — съё­мок псев­до­до­ку­мен­та­ли­сти­ки, яко­бы это было в 1917 или 1941 году.

Про­стой негра­мот­ный рабо­тя­га Кон­дра­тьев по зову серд­ца пошёл в уго­лов­ный розыск, борол­ся с шан­тро­пой Лень­ки Пан­те­ле­е­ва, кула­ка­ми, сле­дил за поряд­ком в вой­ну, а после взрас­тил себе сме­ну. Конеч­но, это похо­же под­час на аги­та­цию совет­ской вла­сти, где иде­а­ли­зи­ру­ют мили­цию и очер­ня­ют вра­гов СССР, одна­ко это не так. В осно­ве лежит образ защит­ни­ка наро­да от пре­ступ­ни­ков, под­дер­жа­ние поряд­ка, то же самое, что вы уви­ди­те и сери­а­ле «Law and Order».


«Большая перемена», 1973 год

Коме­дий­ных сери­а­лов тогда было мало, всё боль­ше драм. Коме­дий были уде­лом филь­мов. Но всё же одна исто­рия про учи­те­ля и его уче­ни­ков-ровес­ни­ков зате­са­лась и в наш спи­сок. Нестор Пет­ро­вич идёт рабо­тать в шко­лу рабо­чей моло­дё­жи, где доучи­ва­лись стар­шие клас­сы парал­лель­но с тру­дом на заво­де. Уче­ни­ки стар­ше пре­по­да, ведут себя раз­вяз­но, погру­же­ны в семей­ную жизнь и не хотят пости­гать мир исто­рии и литературы.

Нестор Пет­ро­вич, пере­сту­пив через гнев, пыта­ет­ся не столь­ко обу­чать, сколь­ко стать анге­лом-хра­ни­те­лем для сво­их под­опеч­ных, решать их про­бле­мы. Это доб­рая исто­рия о том, что учи­тель — это не ЕГЭ и ОГЭ, а инже­нер души, кото­рый направ­ля­ет уче­ни­ка на вер­ный путь раз­го­во­ром, доб­ро­той и лич­ным при­ме­ром. Про­тя­нув руку каж­до­му, даже само­му труд­но­му «под­рост­ку», настав­ник Нестор и сам узна­ет «какой он заме­ча­тель­ный». Ну конеч­но, как не послу­шать пес­ню «Мы выби­ра­ем — нас выбирают».


«Семнадцать мгновений весны», 1973 год

Луч­ший фильм о раз­вед­ке всех вре­мён и наро­дов. Вы буде­те сме­ять­ся, но это пиар-акция КГБ. Да-да, о кино не забы­ва­ли нико­гда даже там. На Запа­де «Бон­ди­а­на», а мы, про­сти­те, чем хуже? У нас будет Штир­лиц. Гово­ри­ли, что про­то­ти­пом был Вил­ли Леман, тай­ный агент постав­ляв­ший цен­ней­шие све­де­ния чеки­стам аж до 1942 года. Инфор­ма­ция, при­но­си­мая Вил­ли, спас­ла тыся­чи людей, но геста­по его каз­ни­ло, он про­ва­лил­ся в декаб­ре 1942 года.

Юли­ан Семё­нов, автор шпи­он­ских рома­нов, был дру­жен с Юри­ем Андро­по­вым, вхож в дома запад­ных и совет­ских элит. Как-то в бесе­де у них про­мельк­ну­ла идея — экра­ни­зи­ро­вать напи­сан­ную кни­гу «Сем­на­дцать мгно­ве­ний» к 30-летию Вели­кой Побе­ды. Бит­ва не на пере­до­вой фрон­те, а в тылу, в каби­не­тах, не пулей, а интел­лек­том и хитростью.

Кни­га была спор­ной и не всем нра­ви­лась. Пожа­луй, если бы не Андро­пов, ходу бы никто ей не дал. Само тво­ре­ние Лиоз­но­вой было шоком для кри­ти­ков «ста­рой шко­лы», впер­вые в совет­ской исто­рии наци­сты в самом лого­ве пока­за­ны не толь­ко исча­дья­ми ада, а порой умны­ми, ярки­ми, инте­рес­ны­ми, порой даже поря­доч­ны­ми. Цита­ты Мюл­ле­ра до сих пор укра­ша­ют офис­ные поме­ще­ния, пере­сы­ла­ют­ся в ват­са­пе. А уж анекдоты…

Это не Бонд, это герой, кото­рый как и все боит­ся, борет­ся и идёт на смерть во имя стра­ны. Он чело­век, кото­рый не может ина­че, ему боль­но, но он идёт даль­ше. Здесь нет пуль и бомб, здесь уби­ва­ет взгляд. Непре­взой­ден­ная игра актё­ров — от Иса­е­ва-Штри­ли­ца (боже, чего сто­и­ло одно его мол­ча­ние в лесу в нача­ле) до голо­са Ефи­ма Копе­ля­на за кадром.

Уни­каль­ный стиль — по-воен­но­му чёт­кий, сдер­жан­ный, чёр­но-белый поко­ря­ет сра­зу. Каж­дая деталь рас­ска­за важ­на и выве­ре­на. Интел­лек­ту­аль­ные вой­ны, конеч­но, выиг­ра­ет Штир­лиц. Но смо­жет ли он вер­нуть­ся домой? В кни­гах Юли­а­на Семё­но­ва — да, а в филь­ме это оста­ёт­ся загад­кой. Когда ещё мол­ча­ние выра­жа­ло такую палит­ру эмо­ций чело­ве­ка, как взгляд жены Иса­е­ва в кафе «Эле­фант»? Эти две мину­ты, выво­ра­чи­ва­ю­щие душу.


«Красное и чёрное», 1976 год

Это не пес­ня Кин­че­ва. Сно­ва наши пер­вые кни­ги школь­ные. Один из пер­вых рома­нов в жан­ре пси­хо­ло­гиз­ма и роман­ти­ки. У юно­го Сор­ре­ля два пути как бед­ня­ка-дво­ря­ни­на — чёр­ный (кюре-свя­щен­ник) или крас­ный (воен­ный мун­дир). Он идёт учить­ся на духов­ное лицо, а ещё тру­дит­ся гувер­нё­ром. Его често­лю­бие и агрес­сия губят жизнь, он кру­тит роман с чужой женой и чужой доч­кой, что при­во­дит к тра­ге­дии — смерт­ной каз­ни. Он хотел быть Бона­пар­том, но не имел столь­ко талан­та и бла­го­род­ства. Он хотел сла­вы, но не знал, как достичь её чест­но. Соци­аль­ная дра­ма бед­ня­ка, желав­ше­го поко­рить Париж.

Бле­стя­щая роль Н. Ере­мен­ко — секс-сим­во­ла книж­ных деву­шек 1970‑х гг. Кино для под­рост­ков-мак­си­ма­ли­стов. Кра­сив, умён и често­лю­бив, прон­за­ет взгля­дом и сти­ха­ми. Здесь не так мно­го собы­тий, сколь­ко палит­ры чувств, типич­ных в рома­нах роман­ти­че­ской эпо­хи. Жюльен один про­тив мира, кото­рый ему не рад, он поста­вил себя выше Бога, но про­иг­рал, ведь эпо­ха рево­лю­ций и воз­мож­но­стей во Фран­ции тогда отгре­ме­ла, а при­шли застой и реак­ция. Увы-увы. При Мон­та­нья­рах он бы бли­стал в Кон­вен­те, а теперь лишь бес­смыс­лен­но сгорел.


«Приключения принца Флоризеля» или «Клуб самоубийц, или приключения титулованной особы», 1979 год

«В клу­бе само­убийц сно­ва горят огни!» — пела люби­мая мною в шко­ле груп­па «Оргазм Ностра­да­му­са». Леген­дар­ные пан­ки вос­пе­ли фильм с Оле­гом Далем и Дона­та­сом Бани­о­ни­сом. Мало­из­вест­ная кни­га Сти­вен­со­на о бла­го­род­ном прин­це Фло­ри­зе­ле и его дру­ге-пол­ков­ни­ке, кото­рые бро­си­ли вызов пре­ступ­но­му миру. При­клю­че­ния, детек­тив, тай­ны и любовь сре­ди пере­стре­лок и пого­ни — что же может быть лучше?

Одна из послед­них ролей Оле­га Даля, одно­го из самых талант­ли­вых актё­ров СССР и недо­оце­нён­ных пуб­ли­кой. Фильм пре­кра­сен бри­тан­ским юмо­ром, сте­бом над суи­ци­дом и депрес­си­ей. Тема, о кото­рой дума­ют мно­гие, но её не при­ня­то обсуж­дать. А поче­му бы над ней не посме­ять­ся?! Ведь сме­ясь, мы обес­це­ни­ва­ем, сни­жа­ем важ­ность и все про­бле­мы, из-за кото­рых люди хотят пой­ти и прыг­нуть с моста — лишь забав­ная шут­ка. Всем, кто при­уныл в эти дни!


«Хождение по мукам», 1974–1977 гг.

Совет­ский дво­ря­нин Алек­сей Тол­стой при­жил­ся при СССР и создал, пожа­луй, глав­ный роман о духов­ном паде­нии цар­ской Рос­сии, исто­ках рево­лю­ции и судь­бах интел­ли­ген­ции. Две сест­ры, две судь­бы, вой­на, сло­мав­шая одну семью и раз­де­лив­шая по две сто­ро­ны преж­де род­ных людей.

Ещё одна попыт­ка отве­та на вопрос: «Как это слу­чи­лось?». Поче­му цар­ская Рос­сия за год ста­ла совет­ской? Ответ ужа­сен — офи­це­ры и интел­ли­ген­ты не зна­ли наро­да и его чая­ний, не пони­ма­ли его, а зани­ма­лись лишь собой. Боль­ше­ви­ки не свя­тые, но и у них был один глав­ный козырь — вера в свою прав­ду и чёт­кий план действий.


«Два капитана», 1976 год

Люби­мая кни­га дет­ства о том, что сила в прав­де, у кого прав­да, тот и силь­нее. Я, как и мно­гие в дет­стве, был далёк от церк­ви, и Биб­лию заме­ня­ли совет­ские кни­ги о геро­ях. Конеч­но, Саня Гри­го­рьев был одним из них. Он после рево­лю­ции при­е­хал из про­вин­ци­аль­но­го горо­да Энска в Моск­ву и стал поляр­ным лёт­чи­ком. Во имя люб­ви к Кате он посвя­тил жизнь поис­кам про­пав­шей в Арк­ти­ке экс­пе­ди­ции капи­та­на Ива­на Тата­ри­но­ва. Саня влюб­лён в дочь капи­та­на Тата­ри­но­ва Катю, но их люб­ви меша­ет дядя Кати Нико­лай Анто­но­вич. Как бы ни била жизнь, всё будет хоро­шо, а прав­да победит.

Его любовь к Кате чистая, в ней нет гни­лых мыс­лей. Она силь­на настоль­ко, что он умрёт за неё в Арк­ти­ке, что­бы спа­сти чест­ное имя её отца и нака­зать пре­да­те­ля. Саша — это прав­да и сила. Рома­шов — это ложь и сла­бость. Он про­гнил до чер­но­ты, низость и под­лость застав­ля­ют его бро­сить уми­рать това­ри­ща, что­бы запо­лу­чить чужую жен­щи­ну. Он при­кры­ва­ет­ся дру­ги­ми, мани­пу­ли­ру­ет фак­та­ми и доби­ва­ет­ся сво­е­го идя по голо­вам, но прав­да вос­тор­же­ству­ет. Всё ста­нет ясно, как бы того ни хоте­лось лже­цам. Пожа­луй, это­го не хва­та­ет нам сей­час — веры в прав­ду, идею, чисто­ту помыслов.


Читай­те так­же «Луч­шие сери­а­лы 1980‑х: от рус­ской клас­си­ки до гар­де­ма­ри­нов»

Поделиться