Вся Россия — «Папины дочки»: великие русские ситкомы нулевых

Сит­ком — от англий­ско­го sitcom, situation comedy, то есть — ситу­а­ци­он­ная коме­дия. Или, как утвер­жда­ет Новый сло­варь ино­стран­ных слов, «жанр коме­дий­но­го теле­ви­зи­он­но­го сери­а­ла с посто­ян­ны­ми основ­ны­ми пер­со­на­жа­ми, свя­зан­ны­ми общей исто­ри­ей, местом дей­ствия и закон­чен­ным сюже­том в каж­дой отдель­но взя­той серии».

Несмот­ря на то что пер­вые подоб­ные про­ек­ты появи­лись на рос­сий­ском теле­ви­де­нии в 90‑е, золо­тым веком оте­че­ствен­но­го сит­ко­ма по пра­ву счи­та­ют­ся 2000‑е годы. Собра­ли ядрё­ную под­бор­ку сери­а­лов, в кото­рую не попа­ли «Реаль­ные паца­ны» (2010–2023) с «Воро­ни­ны­ми» (2009–2019), чья сла­ва, по суще­ству, при­шлась на 2010‑е, зато вошли хоть и под­за­бы­тые, но не менее важ­ные для теле­ви­зи­он­но­го искус­ства «Рус­ские стра­шил­ки» Юрия Мами­на и неко­то­рые дру­гие сит­ко­мов­ские диковинки.


«33 квадратных метра» (1997–2004)

Во вто­рой поло­вине 90‑х, когда оби­лие семей­ных теле­ко­ме­дий от СТС ещё нико­му даже и не сни­лось, сверх­по­пу­ляр­ная в те годы «О.С.П.-студия» реши­ла доба­вить к сво­е­му переч­ню юмо­ри­сти­че­ских про­ек­тов сит­ком о жиз­ни про­стой рос­сий­ской семьи. Испол­ни­те­ля­ми основ­ных ролей ста­ли сами «оэс­пэш­ни­ки»: Сер­гей Бело­го­лов­цев — отец и муж Сер­гей Звез­ду­нов, Татья­на Лаза­ре­ва (при­зна­на Миню­стом Рос­сии ино­стран­ным аген­том; Росфин­мо­ни­то­ринг вклю­чил Лаза­ре­ву в пере­чень тер­ро­ри­стов и экс­тре­ми­стов) — его жена Таня, Андрей Боча­ров — ребё­нок-пере­ро­сток Андрю­ша и Павел Каба­нов — экс­тра­ва­гант­ная тёща Кла­ра Заха­ров­на Иванько.

Вре­мя от вре­ме­ни на ого­нёк загля­ды­вал Миха­ил Шац (при­знан Миню­стом Рос­сии ино­аген­том), испол­няя роли вто­ро­го пла­на — напри­мер, извест­но­го по дру­гим шоу от «О.С.П.» док­то­ра Шан­са или сосе­да Звез­ду­но­вых Миха­и­ла Григорьевича.

Источ­ник

В вышед­шей 20 лет назад ста­тье «Фаб­ри­ка Звез­ду­но­вых» жур­на­лист Семён Ново­пруд­ский назы­ва­ет Сер­гея Ген­на­дье­ви­ча и ко «совер­шен­но рас­ти­тель­ной семьёй оте­че­ствен­ных хво­щей или папо­рот­ни­ков». Но зри­те­лям «люди-цве­ты» полю­би­лась, и «Квад­рат­ные мет­ры» про­дер­жа­лись в эфи­ре семь лет, став леген­дой не толь­ко 90‑х, но и нулевых.

В луч­шие годы в сери­а­ле сни­мал­ся Вла­ди­мир Жири­нов­ский (эпи­зод «Ново­год­няя ёлка Звез­ду­но­вых», пока­зан­ный по ТВ 31 декаб­ря 1999 года), про­ект полу­чил спин-офф «Вне род­ных квад­рат­ных мет­ров» — о сту­ден­че­ской жиз­ни Андрю­ши. По моти­вам сит­ко­ма дела­лись видео­иг­ры «33 квад­рат­ных мет­ра — Вой­на с сосе­дя­ми» — пере­осмыс­ле­ние «Как достать сосе­да» — и её про­дол­же­ние «О.С.П. Как достать квартиру».

И сего­дня Звез­ду­но­вы не забы­ты. По прось­бе VATNIKSTAN один из осно­ва­те­лей сооб­ще­ства From Outer Space, иссле­до­ва­тель кино Арсе­ний Сеген­до вспоминает:

«Люби­мый сит­ком 2000‑х? Схо­ду слож­но ска­зать. Вспо­ми­на­ют­ся „Рус­ские стра­шил­ки“ с Юри­ем Галь­це­вым. И ещё „Гума­но­и­ды в Коро­лё­ве“ (2008) — но от них было ско­рее не по себе, чем инте­рес­но. Хоро­шо пом­ню сери­ал „Дра­ко­ша и ком­па­ния“ (2001). Но имен­но люби­мый, навер­ное, „33 квад­рат­ных мет­ра“. В дет­стве неудер­жи­мо к нему тяну­ло, актё­ры и эпи­зо­ды хоро­шо запо­ми­на­лись. Атмо­сфе­ра была, как в „Дра­ко­ше“, но общий флёр гораз­до более взрослый.

Пом­ню, была сце­на, где мужик на вопрос „Как тебя зовут?“, пока­зы­вал кулак с тату­и­ров­кой „МИША“. По одной бук­ве на каж­дом паль­це, кро­ме боль­шо­го. Я это уви­дел и ска­зал роди­те­лям, что, когда вырас­ту, хочу себе тату­и­ров­ку с над­пи­сью „АРСЕНИЙ“. На одной руке — пер­вые четы­ре бук­вы, на дру­гой — три. Но роди­те­ли отру­га­ли, не оце­ни­ли идею».


«Ускоренная помощь» (1999–2001)

Не сек­рет, что рос­си­яне и бело­ру­сы любят делать что-нибудь вме­сте — напри­мер, сни­мать кино. И без сит­ко­мов, конеч­но, не обхо­дит­ся: меж­ду вто­рым и тре­тьим тыся­че­ле­ти­ем нашей эры канал ОРТ пока­зы­вал два сезо­на экс­цен­трич­ной паро­дии на аме­ри­кан­ский сери­ал «Ско­рая помощь» (1994–2009) — тот самый, кото­рый с Джор­джем Клу­ни. Отсю­да и пер­вая шут­ка «УП»: фами­лия одно­го из цен­траль­ных пер­со­на­жей, глав­но­го вра­ча — Клунин.

Место дей­ствия — Москва, одна­ко съём­ки шли в Бело­рус­сии, глав­ные роли игра­ли мин­чане. Для мно­гих из них «УП» ста­ла хоро­шим стар­том: Эве­ли­ну Соку­ро и Дже­ма­ла Тет­ру­а­шви­ли сего­дня непло­хо зна­ют в Рос­сии, а Оле­га Аку­ли­ча и Ана­то­лия Кота зна­ют хоро­шо. А вот сери­ал, к сожа­ле­нию, забыт — веро­ят­но, пото­му что опе­ре­дил своё вре­мя: это выда­ю­щий­ся пости­ро­нич­ный метакринж.

Источ­ник

«Уско­рен­ная помощь» по-стран­но­му мани­ла к экра­ну. С одной сто­ро­ны — про боль­ни­цу, а ста­ло быть, тре­вож­но, но при этом видишь, что все док­то­ра не к месту раз­бит­ные, весё­лые. Это очень необыч­ное соче­та­ние объ­яс­ня­ет, поче­му в 2000‑е сери­ал не поня­ли. Точ­но так же в своё вре­мя не оце­ни­ли «Неве­сту Фран­кен­штей­на» (1935) Джейм­са Уэй­ла или «Мсье Вер­ду» (1947) Чар­ли Чап­ли­на — слиш­ком кон­траст­но в них был заме­шан чёр­ный юмор. А теперь это классика.

Что­бы пред­ста­вить себе, что такое «УП», мож­но посмот­реть один из луч­ших эпи­зо­дов вто­ро­го сезо­на — «Лики люб­ви». В нём супру­га так дове­ла мужа Стё­пу влюб­лён­но­стью в веду­ще­го капи­тал-шоу «Поле чудес» Лео­ни­да Яку­бо­ви­ча, что бедо­ла­га изре­зал себе всё лицо, а затем потре­бо­вал от вра­чей пре­вра­тить его в Лео­ни­да Арка­дье­ви­ча хирур­ги­че­ским путём. Те согла­си­лись. Но, когда Якубович‑2, наиг­рав­шись с док­то­ра­ми в «приз в сту­дию!», воз­вра­ща­ет­ся домой, ока­зы­ва­ет­ся, что жена боль­ше не счи­та­ет себя достой­ной мужа — она сно­ва не за Лео­ни­да, а за Стё­пу, един­ствен­но­го и непо­вто­ри­мо­го. Как гово­рит­ся, и смех и слёзы.


«Русские страшилки» (2001–2003)

Когда режис­сёр автор­ско­го кино обра­ща­ет­ся к мейн­стри­мо­вой фор­ме, сни­мая сери­ал — это все­гда собы­тие. И неваж­но, что полу­ча­ет­ся на выхо­де — куль­то­вый «Твин Пикс» (1990−1991, 2017) Дэви­да Лин­ча или про­валь­ный «Кри­зис в шести сце­нах» (2016) Вуди Аллена.

В нашей стране подоб­ное всё ещё ред­кость, поэто­му, вид­но, никто и не пом­нит, что в нача­ле XXI века клас­сик кино­сту­дии «Лен­фильм», созда­тель «Фон­та­на» (1988), «Бакен­бар­дов» (1990) и «Окна в Париж» (1993) Юрий Мамин выпу­стил коме­дий­ный ответ «Сек­рет­ным мате­ри­а­лам» с Юри­ем Галь­це­вым в глав­ной роли. В интер­вью 2001 года, нака­нуне пре­мье­ры, режис­сёр рассказывал:

«— Так же как и в „Сек­рет­ных мате­ри­а­лах“, у нас два героя, он и она, сотруд­ни­ки газе­ты „Рус­ские стра­шил­ки“, кото­рые зани­ма­ют­ся рас­сле­до­ва­ни­ем стран­ных и непо­нят­ных явле­ний. Там это про­ис­хо­дит на аме­ри­кан­ской поч­ве, а здесь — на нашей. Посколь­ку мы рож­де­ны, чтоб сказ­ку сде­лать былью, у нас и реаль­ность такая — сказочная. <…>

— То, что вы рас­ска­за­ли, доста­точ­но инте­рес­но и без отсы­ла к „Сек­рет­ным мате­ри­а­лам“. Может быть, вы про­сто при­ду­ма­ли лов­кий пиа­ров­ский ход?

— Сна­ча­ла мы хоте­ли про­сто сде­лать паро­дию на аме­ри­кан­ский сери­ал, но потом отка­за­лись от этой идеи. <…> „Рус­ские стра­шил­ки“ — это воз­мож­ность рас­сле­до­вать раз­ные непо­нят­ные явле­ния и таким обра­зом созда­вать кар­ти­ну нашей сего­дняш­ней реаль­но­сти в раз­ных видах. Сход­ство с „Сек­рет­ны­ми мате­ри­а­ла­ми“ доста­точ­но заде­кла­ри­ро­вать, и через пять минут об этом сход­стве все забу­дут. Зом­би, кен­тав­ры, лета­ю­щие люди…»

Источ­ник

В 2024 году асси­стент­ка Мами­на на съём­ках «Стра­ши­лок», а ныне редак­тор сери­а­лов Поли­на Сте­па­но­ва дели­лась ощу­ще­ни­я­ми от пере­смот­ра отдель­ных серий:

«Когда я сей­час ста­ла пере­смат­ри­вать сери­ал, я столь­ко нашла в нём кино­ля­пов — он весь состо­ит из них, весь! Если бы я сей­час, как редак­тор, уви­де­ла что-то подоб­нее в чер­но­вом мон­та­же, я бы поеха­ла на пло­щад­ку, нача­ла бы гун­деть, мы бы всё пере­сня­ли. То есть теперь такой уро­вень визу­аль­но­го бра­ка уже недо­пу­стим. Но в „Стра­шил­ках“ он созда­ёт вкус вре­ме­ни. Ты смот­ришь и пони­ма­ешь, что, в общем, это хули­ган­ство. Но оно даёт адре­на­лин, поз­во­ля­ет почув­ство­вать вкус вре­ме­ни, когда всё это создавалось».


«Агентство» (2002–2004)

Исто­ри­че­ски Санкт-Петер­бург сла­вил­ся (и про­дол­жа­ет) сери­а­ла­ми о бла­го­род­ных мили­ци­о­не­рах. Одна­ко на рубе­же веков было сде­ла­но несколь­ко попы­ток пере­ло­мить сло­жив­ший­ся нуар-образ, пока­зав, что в Север­ной сто­ли­це есть не толь­ко «раз­би­тые фона­ри», но и яркое солнышко.

Один из заслу­жи­ва­ю­щих вни­ма­ния образ­цов север­ной ситу­а­ци­он­ной коме­дии — «Агент­ство» 2002 года и его про­дол­же­ние, «Агентство‑2» 2004-го, рас­ска­зы­ва­ю­щие о жиз­ни малень­кой реклам­ной ком­па­нии. В бесе­де с VATNIKSTAN вос­по­ми­на­ни­я­ми о рабо­те над сит­ко­мом делит­ся испол­ни­тель роли ком­пью­тер­щи­ка-дизай­не­ра — актёр Алек­сандр Машанов.

— В чём, на ваш взгляд, спе­ци­фи­ка сит­ко­мов­ско­го и вооб­ще сери­аль­но­го про­из­вод­ства тех лет?

— Спе­ци­фи­ку в целом я оце­ни­вать не берусь, тогда всё это толь­ко начи­на­лось на наших кана­лах. Могу ска­зать, что тогда у созда­те­лей не было каких-то усто­яв­ших­ся рамок и огра­ни­че­ний. Все нахо­ди­лись в твор­че­ском поис­ке. Рядом мог­ли быть цита­ты из Тар­ков­ско­го и одно­вре­мен­но какие-то шут­ки про «Мон­ти Пай­тон». Было всё так по-пост­мо­дер­нист­ски, в хоро­шем смысле.

— Сни­мать­ся в сит­ко­ме было весе­ло или это рабо­та исклю­чи­тель­но ради заработка?

— Сни­мать­ся было очень весе­ло и душев­но. Со все­ми арти­ста­ми и участ­ни­ка­ми у нас сра­зу уста­но­ви­лись заме­ча­тель­ные, прак­ти­че­ски семей­ные отно­ше­ния. В даль­ней­шем они не пре­ры­ва­лись: встре­ча­ясь в дру­гих про­ек­тах, все­гда с теп­ло­той вспо­ми­на­ли те весё­лые денёчки.

Источ­ник

— И всё же о зара­бот­ках: хоро­шо платили?

— Пла­ти­ли в сред­нем по база­ру. Сей­час точ­но и не вспом­ню сколь­ко. Тогда все рас­чё­ты велись в дол­ла­рах и глав­ное было не вели­чи­на гоно­ра­ра, а его регу­ляр­ность. Если ты зна­ешь, что бли­жай­шие год-два будут идти съём­ки, то с голо­ду не помрёшь. А точ­ные сум­мы мог­ли быть очень услов­ны­ми. Напри­мер, я на дру­гой сери­ал при­шёл на про­бы — изна­чаль­но там гоно­рар заяв­лял­ся, допу­стим, 150 дол­ла­ров. А после проб ко мне дирек­тор под­хо­дит и гово­рит, что я им так понра­вил­ся, что они мне будут пла­тить 300! Но это я тогда моло­же был, конечно.

— Смот­ри­бель­ны ли сит­ко­мы 20-лет­ней дав­но­сти сегодня?

— Слож­ный вопрос. Сам, если и стал бы, то толь­ко для того, что­бы на моло­дые род­ные лица взгля­нуть. А вооб­ще, я сери­а­лы не смотрю.


«Саша + Маша» (2003–2005)

Роман­ти­че­ская коме­дия на сты­ке сит­ко­ма и скетч­ко­ма в одно­ча­сье сде­ла­ла звёз­да­ми моло­дых арти­стов Геор­гия Дро­но­ва (Сашу) и Еле­ну Бирю­ко­ву (Машу). Отно­ше­ния геро­ев опи­сы­ва­ют­ся на пор­та­ле «Кино-театр.ру». Осто­рож­но: мно­го­слов­ная сен­ти­мен­таль­ность тек­ста спо­соб­на вызы­вать у мил­ле­ни­а­лов при­ступ ностальгии:

«Саша и Маша любят друг друга.

Саша и Маша вме­сте три года.

И каж­дый год их отно­ше­ния запу­ты­ва­ют­ся в клу­бок всё боль­ше и боль­ше. Они тянут­ся друг к дру­гу и в то же вре­мя, нару­шая все заго­ны логи­ки, оттал­ки­ва­ют­ся, не могут жить врозь, но ино­гда ссо­рят­ся, любят так, что гото­вы достать луну с неба, но при этом часто друг дру­га про­сто доста­ют. Что это? Абсурд на дво­их? Нет!

Это фено­мен все­го чело­ве­че­ства, кото­рый мы при­вык­ли име­но­вать „Сов­мест­ная жизнь“. Саша и Маша живут в том хао­се семей­ных отно­ше­ний, в кото­рый попа­да­ет каж­дый из нас, как толь­ко нахо­дит свою вто­рую поло­вин­ку. Они попа­да­ют в стан­дарт­ные ситу­а­ции, в кото­рых бывал каж­дый, они ведут себя так же, как мы в сво­ей семье, они раз­го­ва­ри­ва­ют о том же, о чём мы обыч­но бол­та­ем дома на кухне. Их отно­ше­ния настоль­ко похо­жи на наши, что слож­но будет най­ти десять отли­чий. Это зер­ка­ло наших отношений».

Источ­ник

Несмот­ря на попу­ляр­ность, адап­ти­ро­ван­ная вер­сия фран­ко-канад­ско­го Un gars, une fille (1997) закры­лась через два года после пре­мье­ры — как вид­но, в то вре­мя на ТНТ ещё не было при­ня­то «выда­и­вать» каж­дый про­ект без остат­ка. Про­во­жаю Машу с Сашей на покой, «Дни.ру» писа­ли:

«Сей­час Бирю­ко­ва и Дро­нов стро­ят пла­ны на буду­щее и наде­ют­ся, что режис­сё­ры смо­гут раз­гля­деть в них не толь­ко коме­дий­ных актё­ров. Егор в насто­я­щее вре­мя толь­ко ждёт пред­ло­же­ний, а вот Еле­на уже сни­ма­ет­ся в сериале».

Дро­нов ждал и дождал­ся — роль Кости в «Воро­ни­ных» сде­ла­ла его супер­ге­ро­ем муль­ти­все­лен­ной оте­че­ствен­ных сит­ко­мов. А вот Бирю­ко­ва так и оста­лась для нас той самой Машей.


«Моя прекрасная няня» (2004–2008)

«Она рабо­та­ла в бути­ке в Бирюлё­во…» — даже если вы в своё вре­мя не уде­ли­ли вре­мя ни одно­му эпи­зо­ду «Няни», эту песен­ку вы помни­те навер­ня­ка. В 2024 году кино­кри­тик Иван Афа­на­сьев, состав­ляя пере­чень «Рос­сий­ские сит­ко­мы 2000‑х — от худ­ше­го к луч­ше­му» поста­вил нетлен­ку с закад­ро­вым сме­хом на вто­рое место и дал ей сле­ду­ю­щий экс­перт­ный комментарий:

«В „Няне“, про­сти­те за калам­бур, самое пре­крас­ное — сери­ал не толь­ко не поста­рел, но и, пожа­луй, места­ми даже стал ещё более акту­аль­ным. Исто­рия Вики Прут­ков­ской — девуш­ки из Мари­у­по­ля, пере­ехав­шей в Моск­ву, кото­рую бро­сил жених и кото­рая неожи­дан­но для самой себя ста­ла луч­шей няней в мире для детей сво­е­го рабо­то­да­те­ля, веч­но заня­то­го биз­не­сме­на Шата­ли­на, — про­ста и понят­на, а пото­му уни­вер­саль­на. Что важ­нее, для кон­сер­ва­тив­но­го ТВ 2000‑х это был доволь­но све­жий пер­со­наж: моло­дая жен­щи­на, кото­рая фак­ти­че­ски сде­ла­ла своё сча­стье сама бла­го­да­ря врож­дён­но­му оба­я­нию, уму и доб­ро­те, ну и малень­кой толи­ке удачи».

Источ­ник

«Собака.ru» пошла даль­ше и объ­яви­ла сит­ком «пер­вым блок­ба­сте­ром новей­ше­го времени»:

«Гран­ди­оз­ный семей­ный теле­хит СТС при­шёл­ся на вре­ме­на эпо­халь­но­го дирек­тор­ства Алек­сандра Род­нян­ско­го (при­знан Миню­стом Рос­сии ино­аген­том. — VATNIKSTAN), пре­об­ра­зив­ше­го нише­вый моло­дёж­ный канал в „пер­вый раз­вле­ка­тель­ный“. Адап­ти­ро­ван­ный сит­ком № 1 в Рос­сии, „Няня“ изме­ни­ла пара­диг­му раз­ви­тия наших теле­ка­на­лов: вме­сто пока­за покуп­ных исто­рий нача­лось про­из­вод­ство их оте­че­ствен­ных ана­ло­гов. Глав­ным дости­же­ни­ем „Няни“ хочет­ся назвать удач­ное пере­ло­же­ние не наше­го сюже­та на рос­сий­ские обсто­я­тель­ства: гэка­ю­щая уро­жен­ка Мари­у­по­ля в Москве (Ана­ста­сия Заво­рот­нюк) — что может быть понятнее?»

Источ­ник

Вот толь­ко вырвать­ся за пре­де­лы попу­ляр­но­го обра­за Заво­рот­нюк так и не уда­лось. Но Иван Афа­на­сьев уве­рен, что няня Вика — не про­сто роль, но и «памят­ник» талант­ли­вой актрисе:

«…конеч­но, нель­зя не ска­зать про скон­чав­шу­ю­ся недав­но испол­ни­тель­ни­цу глав­ной роли Ана­ста­сии Заво­рот­нюк, для кото­рой, к сожа­ле­нию, этот образ стал фак­ти­че­ски един­ствен­ным извест­ным. В 2000‑х попу­ляр­ность актри­сы пыта­лись кон­вер­ти­ро­вать в новые фор­мы: позва­ли в блок­ба­стер „Код апо­ка­лип­си­са“, ока­зав­ший­ся сущим кош­ма­ром и для зри­те­лей, и для про­кат­чи­ков, и с тех пор в кино она боль­ше в глав­ных ролях не появ­ля­лась. Попы­та­лись повто­рить кон­цеп­цию „сел­фмейд-вумен“ в не менее кош­мар­ной адап­та­ции арген­тин­ско­го сери­а­ла „Аман­да О“ — тоже про­вал. С тех пор она не выле­за­ла за пре­де­лы вто­рых ролей в кино и уча­стия в не самых попу­ляр­ных сери­а­лах. Её геро­и­ня в „Моей пре­крас­ной няне“ — это ред­кий при­мер иде­аль­но­го попа­да­ния в образ, когда актри­са сли­лась с ним и пре­вра­ти­лась в насто­я­щий куль­тур­ный памятник».


«Кто в доме хозяин?» (2006–2008)

Всё тот же сит­ко­мо­ман Иван Афа­на­сьев, хотя и вклю­ча­ет «КВДХ» в свой «Топ-10», нещад­но руга­ет это дети­ще сери­аль­но­го кон­вей­е­ра кана­ла СТС:

«Объ­яс­нить, поче­му сери­ал не взле­тел и сей­час его пом­нят раз­ве что за счёт несколь­ко крин­жо­во­го, крайне гипер­тро­фи­ро­ван­но­го обра­за бабуш­ки, выгля­дя­щей как рос­сий­ский ана­лог мема How do you do, fellow kids? Пер­со­на­жи шаб­лон­ны и лише­ны оба­я­ния (это же бук­валь­но герои филь­ма „Москва сле­зам не верит“, но веду­щие себя как малые дети), а всё та же Анто­ни­на Пет­ров­на откро­вен­но беси­ла каж­дым сво­им появлением».

Тем не менее про­ект есть за что любить. Хруп­кий, весь какой-то кро­хот­ный пер­со­наж Андрея Нос­ко­ва вызы­ва­ет не толь­ко смех, но и жалость. Когда ему при­хо­дит­ся совер­шить оче­ред­ной подвиг — напри­мер, купить для под­рас­та­ю­щей доче­ри пер­вый бюст­галь­тер, — и при этом сохра­нить хоть какую-то часть нерв­ных кле­ток, мы от всей души жела­ем ему уда­чи. Ста­ло быть, про­из­ве­де­ние будит в зри­те­ле эмпа­тию, а это уже не так плохо.

Источ­ник

О сво­ей сим­па­тии к «КВДХ» для VATNIKSTAN пове­дал кино­вед, мно­го­лет­ний сотруд­ник жур­на­ла «Сеанс» и автор тек­стов для «Кино­по­ис­ка» Павел Пугачёв:

«Я мно­го лет не пере­смат­ри­вал „Кто в доме хозя­ин?“ и, пожа­луй, не уве­рен, что сто­ит это делать, но в памя­ти он засел у меня как тоталь­ный раз­рыв шаб­ло­на. В годы, когда он выхо­дил, а я его смот­рел, я не знал сло­во­со­че­та­ний вро­де „ген­дер­ные роли“, но уже тогда каза­лось стран­ным и инте­рес­ным, что муж­чи­на, отец-оди­ноч­ка, зани­ма­ет­ся все­ми дела­ми по хозяй­ству, выво­зит быто­вые и эмо­ци­о­наль­ные про­бле­мы в то вре­мя, как жен­щи­на стро­ит карье­ру. Навер­ное, в кон­це там всё долж­но было све­стись к фор­ма­ту более „тра­ди­ци­он­но­го“ семей­но­го укла­да, но пре­це­дент был мозговыносящий».


«Счастливы вместе» (2006–2013)

Все несчаст­ли­вые семьи несчаст­ли­вы по-сво­е­му, а все сит­ко­мов­ские семьи похо­жи друг на дру­га (плюс-минус). Поэто­му если вам когда-нибудь каза­лось, что Буки­ны из «Счаст­ли­вы вме­сте» — это такие ожив­шие Симп­со­ны, то вам не каза­лось. Во вся­ком слу­чае в ран­них сезо­нах «Симп­со­нов» частень­ко цити­ру­ет­ся «Жена­ты… с детьми» (1987–1997), на осно­ве кото­рой ТНТ и создал «буки­ни­а­ну». Коро­че гово­ря, все всё понимают.

Источ­ник

Дру­гое дело, что не каж­дая сит­ко­мов­ская семья ста­но­вит­ся «куми­ром поко­ле­ния» — а с Буки­ны­ми в нашем оте­че­стве имен­но это и про­изо­шло. Что уж гово­рить, если в 2011 году в Ека­те­рин­бур­ге (род­ной город «счаст­ли­вых») актё­ру Вик­то­ру Логи­но­ву поста­ви­ли при­жиз­нен­ный памят­ник в виде его героя — Гены Букина.

Источ­ник

И не о каж­дом сит­ко­ме солид­ный кино­вед Пуга­чёв ска­жет, что он луч­ше, чем кино Дэви­да Фин­че­ра. По край­ней мере, дока­зать обрат­ное, как ока­за­лось, невозможно:

«Пом­нит­ся, на заре мое­го сту­ден­че­ства-кино­вед­че­ства рас­хва­ли­вал одно­му зна­ко­мо­му фильм Фин­че­ра „Исчез­нув­шая“ в таких выра­же­ни­ях: мол, „это декон­струк­ция бра­ка“. На что собе­сед­ник отве­тил: „Окей, а „Счаст­ли­вы вме­сте“ чем хуже?“ Так и не нашёл­ся что отве­тить. Кро­ме того, что прав­да не хуже, а то и луч­ше филь­ма Финчера».


«Папины дочки» (2007–2013)

Как вышло, что пер­вый (если иметь в виду по-насто­я­ще­му попу­ляр­ные) оте­че­ствен­ный сит­ком с ори­ги­наль­ным сюже­том — это исто­рия отца, окру­жён­но­го пятью доч­ка­ми, то есть совер­шен­но мат­ри­ар­халь­ная исто­рия? Вопрос фило­соф­ский и, сле­до­ва­тель­но, окон­ча­тель­но­го отве­та не име­ю­щий. Воз­мож­но, сто­ит вспом­нить, что Рос­сия — сло­во жен­ско­го рода.

Что? Да, вы не ослы­ша­лись: сюжет «Папи­ных дочек» никто не поку­пал. Наобо­рот, его поку­па­ли: в 2010 году в Гер­ма­нии вышел сери­ал под назва­ни­ем «Пол­ный дом дочек». Прав­да, про­дер­жал­ся все­го один сезон. Видать, Гали­на Сер­ге­ев­на и Пугов­ка чисто рус­ские, неадап­ти­ру­е­мые явления.

Источ­ник

Сит­ко­мо­вед Афа­на­сьев утвер­жда­ет: «Доч­ки» — глав­ный сит­ком 2000‑х. Аргументы:

«…по „Доч­кам“ дети и под­рост­ки пишут фан­фи­ки, дела­ют тикто­ки и актив­но обсуж­да­ют их в интер­не­те. <…> Неожи­дан­но, но „Папи­ны доч­ки“ едва ли не самый удач­ный при­мер гра­мот­ной фем-повест­ки в рос­сий­ских ситкомах. <…>

Все пять дочек — со сво­им харак­те­ром и фиш­ка­ми, мане­рой шутить и жела­ни­я­ми. <…> И глав­ное — все пять помо­га­ют несчаст­но­му отцу-оди­ноч­ке, кото­рый сам мно­го­му у них учит­ся в про­цес­се вос­пи­та­ния их же. Иде­аль­ный ситу­а­ци­он­ный сит­ком, кото­рый до сих пор не уста­рел и может рас­сме­шить и зуме­ра, и беби-бумера».

Источ­ник

А если вы всё ещё не убеж­де­ны, то вот немно­го мате­ма­ти­ки: сери­ал состо­ит из 20 сезо­нов, по его моти­вам выпу­сти­ли несколь­ко книг, две видео­иг­ры. А с 2023 года на СТС транс­ли­ру­ют­ся про­дол­же­ние «Папи­ны доч­ки. Новые», кото­рое насчи­ты­ва­ет уже четы­ре сезона.

Воис­ти­ну, пере­фра­зи­руя Петю Тро­фи­мо­ва из «Виш­нё­во­го сада» (кото­рый гово­рил, что вся Рос­сия — наш сад): вся Рос­сия — это одни боль­шие «Папи­ны доч­ки». В сво­ём роде, есте­ствен­но, а не прям уж буквально.


«Универ» (2008–2011)

Гово­ря об «Уни­ве­ре», сто­ит упо­мя­нуть одну из тра­ди­ций оте­че­ствен­ной ситу­а­ци­он­ной коме­дии — за ред­ким исклю­че­ни­ем ни одна из них не обхо­дит­ся без участ­ни­ков Клу­ба весё­лых и наход­чи­вых. Ино­гда они в кад­ре, как в слу­чае с «33 квад­рат­ных мет­ра» (основ­ной костяк — звёз­ды команд КВН кон­ца 80‑х — нача­ла 90‑х), а ино­гда за кад­ром (к при­ме­ру, сце­на­ри­сты «Папи­ных дочек» — участ­ни­ки таких кавэ­энов­ских кол­лек­ти­вов, как сбор­ная БГУ, «Отдел кад­ров», «Луна» и других).

Что каса­ет­ся «Уни­ве­ра», то это самое насто­я­щее ком­бо. Режис­си­ро­ва­ли нетлен­ку Пётр Точи­лин (про­фес­си­о­наль­ный поста­нов­щик с соот­вет­ству­ю­щим дипло­мом) и Жан­на Кад­ни­ко­ва (коман­да КВН «Пар­ма»). Сни­ма­лись Андрей Гай­ду­лян (выпуск­ник актёр­ско­го факуль­те­та Инсти­ту­та совре­мен­но­го искус­ства), Ара­рат Кещян (чем­пи­он Выс­шей лиги КВН в соста­ве коман­ды РУДН), Вален­ти­на Руб­цо­ва (ГИТИС) и Ста­ни­слав Яру­шин (чем­пи­он КВН в соста­ве «Уезд­но­го города»).

Источ­ник

Что о син­те­зе про­фес­си­о­наль­но­го и само­де­я­тель­но­го дума­ют кри­ти­ки? Сло­во Ива­ну Афанасьеву:

«Исто­рию вза­и­мо­от­но­ше­ний сту­ден­тов обща­ги полю­би­ли быст­ро, осо­бен­но цен­траль­ную пароч­ку — Сашу Сер­ге­е­ва, сына оли­гар­ха, бежав­ше­го от отца с Руб­лёв­ки, что­бы жить как про­стой чело­век, и его буду­щую девуш­ку, а потом и жену Таню, отлич­ни­цу, настро­ен­ную на созда­ние креп­кой семьи.

Совер­шен­но неуди­ви­тель­но, что имен­но им в ито­ге и достал­ся отдель­ный сери­ал — выхо­дя­щий до сих пор сит­ком „Саша­Та­ня“. Иде­аль­ный образ рус­ской семьи: любя­щие друг дру­га и вер­ные (в отли­чие от дру­гих пер­со­на­жей), умные, с прин­ци­па­ми и доволь­но забав­ные. В про­ти­во­вес сво­им сосе­дям, кото­рые, соот­вет­ствен­но, собра­ли бин­го из сте­рео­ти­пов: „тупая блон­дин­ка“ Алла (образ так при­вя­зал­ся к актри­се Марии Кожев­ни­ко­вой, что она дол­го не мог­ла от него изба­вить­ся), „дере­вен­щи­на“ Гоша, армя­нин-баб­ник Май­кл… Плюс, конеч­но, глав­ный фрик, кари­ка­тур­ный биз­нес­мен Силь­вестр Андре­евич, отец Саши, чей глав­ный гэг — пучить гла­за и орать глупости.

По состо­я­нию на 2024 год „Уни­вер“ смот­рит­ся попро­сту несмеш­ным и неин­те­рес­ным: слиш­ком уж изме­ни­лась моло­дёжь, кото­рая не узна­ёт себя в стран­но­ва­тых и глу­по­ва­тых персонажах».

Смеш­но или не очень, но про­тив ариф­ме­ти­ки не попрёшь: коли­че­ство про­дол­же­ний сит­ко­ма зашка­ли­ва­ет. Да и не одной моло­дё­жью пол­нит­ся зри­тель­ская ауди­то­рия — чем при­ка­же­те «кор­мить» носталь­ги­ру­ю­щих мил­ле­ни­а­лов? Вот и счи­тай­те: «Уни­вер. Новая обща­га» (2011–2018), «Саша­Та­ня» (2013 — н. в.), «Уни­вер. 10 лет спу­стя» (2021), «Уни­вер. 13 лет спу­стя» (2024) — и это явно не предел.

Так что какой уж там Петя Тро­фи­мов? Вот они — насто­я­щие «веч­ные студенты».


Читай­те также:

— Рос­сий­ские филь­мы про шко­лу и под­рост­ков 1990‑х и 2000‑х;

— Окей, зумер: новые рос­сий­ские сери­а­лы про под­рост­ков

Поделиться