До послед­не­го вре­ме­ни в Рос­сии почти не сни­ма­ли сери­а­лы и филь­мы про под­рост­ков. На Запа­де поко­ле­ние зуме­ров полу­чи­ло зна­ко­вый сери­ал «Эйфо­рия» и почти такое же попу­ляр­ное шоу «Сек­су­аль­ное про­све­ще­ние». А сре­ди рос­сий­ских про­ек­тов за дол­гие годы мы не смог­ли бы назвать ни одно­го куль­тур­но­го фено­ме­на, кро­ме скан­даль­но­го сери­а­ла Вале­рии Гай Гер­ма­ни­ки «Шко­ла», кото­рый вышел в 2010 году, задол­го до рас­цве­та соц­се­тей, стри­мин­гов и появ­ле­ния ново­го моло­дёж­но­го слен­га (краш, флек­сить, агрить­ся, всё будет бенч, бро!), то есть при­мер­но тако­го же «акту­аль­но­го» на сего­дня, как ими­дж­бор­ды или песоч­ные часы.

И вот несколь­ко лет назад ситу­а­ция нача­ла менять­ся. VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о све­жих рос­сий­ских про­ек­тах про под­рост­ков, их тема­ти­ке и самых моло­дых звёздах.


Почему стало появляться больше молодёжного контента?

Мы живём в эру онлайн-кино­те­ат­ров, осо­бен­но теперь в Рос­сии, когда гол­ли­вуд­ские сту­дии-мей­джо­ры поки­ну­ли оте­че­ствен­ный про­кат и забра­ли с собой самые кас­со­вые блок­ба­сте­ры. Смарт­фо­ны при­рос­ли к нашим ладо­ням, и часто мы смот­рим сери­а­лы на их малень­ких экра­нах. В первую оче­редь это каса­ет­ся поко­ле­ния зуме­ров — моло­дых людей, родив­ших­ся при­мер­но в нуле­вые. Их дет­ство про­шло под зна­ком интер­не­та, и имен­но они явля­ют­ся глав­ны­ми потре­би­те­ля­ми сете­во­го кон­тен­та. Мож­но пред­по­ло­жить, что до созда­те­лей сери­а­лов, будь то на Запа­де или в Рос­сии, нако­нец дошло: нуж­но сни­мать сери­а­лы для тех, кто чаще все­го смот­рит сериалы!

Омо­ло­ди­лась не толь­ко ауди­то­рия, но кинематографисты.

Кадр из филь­ма «Моло­дой человек»

Пер­вые рос­сий­ские сери­аль­ные хиты про бан­ди­тов и мен­тов сни­ма­ли люди из после­во­ен­но­го поко­ле­ния буме­ров, как режис­сёр «Осо­бен­но­стей наци­о­наль­ной охо­ты» и «Ули­цы раз­би­тых фона­рей» Алек­сандр Рогож­кин. Сей­час в кино­ин­ду­стрии рабо­та­ет, напри­мер, 40-лет­ний режис­сёр Ната­лия Меща­ни­но­ва из поко­ле­ния X, чьи­ми куль­тур­ны­ми мар­ке­ра­ми были рейв, тех­но-музы­ка, фильм «На игле» и жур­нал «ОМ». Или 30-лет­ний Алек­сандр Фомин, чья отлич­ная коме­дия это­го лета «Моло­дой чело­век» как раз посвя­ще­на столк­но­ве­нию двух поко­лен­че­ских миров — мил­ле­ни­а­лов и зуме­ров. Более млад­шие поко­ле­ния бли­же к зуме­рам куль­тур­но: они уже вели бло­ги в соц­се­тях, обща­лись в юно­сти с дру­зья­ми по интер­не­ту (пусть даже по «ась­ке» или ВКон­так­те) и фор­ми­ро­ва­ли вку­сы в золо­тую эру теле­ви­де­ния, кото­рую открыл в 2011 году фэн­те­зий­ный эпик «Игра престолов».

При­шло вре­мя для зуме­ров стать геро­я­ми экра­на. Если мы толь­ко не хотим пол­но­стью игно­ри­ро­вать, что в стране вырос­ло целое поко­ле­ние, кото­рое не зна­ет, что такое «Ули­цы раз­би­тых фона­рей», не смот­рит на Сашу Бело­го из «Бри­га­ды» как на при­мер для под­ра­жа­ния, нико­гда в жиз­ни не поль­зо­ва­лось дис­ко­вым теле­фо­ном и раз­го­ва­ри­ва­ет на слен­ге, для пони­ма­ния кото­ро­го людям постар­ше тре­бу­ет­ся сло­варь.


Звёзды завтрашнего дня

Пер­вой ласточ­кой пово­ро­та рос­сий­ско­го экра­на в сто­ро­ну моло­до­сти мож­но счи­тать коме­дию «Хоро­ший маль­чик» (2016) Окса­ны Карас. В филь­ме появил­ся Кон­стан­тин Хабен­ский, но лишь в роли отца юно­го глав­но­го героя. Вро­де совсем недав­но Хабен­ский чаро­вал весь жен­ский состав филь­ма «Гео­граф гло­бус про­пил» (2013), вклю­чая стар­ше­класс­ни­цу, годя­щу­ю­ся ему в доче­ри. Фильм по рома­ну Алек­сея Ива­но­ва пока­зы­вал совет­ский иде­ал муж­ско­го глав­но­го героя, зна­ко­мый нам по «Иро­нии судь­бы»: плы­ву­щий по тече­нию судь­бы, исто­чая алко­голь­ный дух, инфан­тиль­ный рох­ля, на кото­ро­го поче­му-то веша­ют­ся кра­си­вые жен­щи­ны, толь­ко и меч­та­ю­щие под­нять его на ноги, отмыть, накор­мить и любить.

Но если в бумер­ском филь­ме Хабен­ский — герой-любов­ник, то в зумер­ском «Хоро­шем маль­чи­ке» — неле­пый муж­чи­на сред­не­го воз­рас­та, на кото­ро­го с недо­уме­ни­ем смот­рит его ребё­нок. Сына, наив­но­го по воз­рас­ту (или по нынеш­ним вре­ме­нам не по воз­рас­ту?) стар­ше­класс­ни­ка, сыг­рал Семён Трес­ку­нов. Его мож­но назвать пер­вым рос­сий­ским актё­ром поко­ле­ния зуме­ров, ярко заявив­шим о себе на экране.

Семён Трес­ку­нов и Кон­стан­тин Хабен­ский в филь­ме «Хоро­ший мальчик»

Сей­час Трес­ку­но­ву 23 года, и у него всё хоро­шо с карье­рой. Послед­няя замет­ная рабо­та — в фэн­те­зий­но-коме­дий­ном сери­а­ле «Конец све­та», где актёр сыг­рал анти­хри­ста (он не зна­ет, что он анти­христ, поэто­му рабо­та­ет про­дав­цом в магазине).

За послед­ние несколь­ко лет появи­лась пле­я­да запо­ми­на­ю­щих­ся моло­дых актё­ров, кото­рых мы уви­де­ли в про­ек­тах таких же моло­дых режиссёров.

Марк Эйдель­ш­тейн в филь­ме «Стра­на Саша»

Звез­ду филь­ма «Стра­на Саша» Мар­ка Эйдель­ш­тей­на назы­ва­ют рос­сий­ским Тимо­ти Шала­ме. Его мож­но уви­деть в самом обсуж­да­е­мом сей­час сери­а­ле с Настей Ивле­е­вой «Мона­стырь», кото­ро­му отка­за­ло в про­кат­ном удо­сто­ве­ре­нии Мини­стер­ство куль­ту­ры из-за пози­ции РПЦ, но это пока не меша­ет посмот­реть сери­ал на видео­сер­ви­сах. Кста­ти, Настя — не пер­вая моло­дёж­ная звез­да Юту­ба, появив­ша­я­ся на экране. В «Моло­дом чело­ве­ке» отлич­но сыг­ра­ли стен­дап-комик Дани­ла Попе­реч­ный и тикто­кер Rakhim, а Антон Лапен­ко угрю­мо бли­ста­ет в све­жей дра­ме «По-муж­ски».

Пётр Ната­ров в сери­а­ле «Пере­го­вор­щик»

Пётр Ната­ров име­ет все шан­сы стать звез­дой зав­траш­не­го дня, когда вый­дет из неж­но­го воз­рас­та. На его сче­ту серьёз­ные дра­ма­ти­че­ские роли, в первую оче­редь в сери­а­ле «Хру­сталь­ный» об изна­си­ло­ван­ных маль­чи­ках. Пётр появ­лял­ся в про­гре­мев­ших сери­а­лах «Триг­гер» и «Пище­блок». Юный актёр очень орга­ни­чен в ролях трав­ми­ро­ван­ных под­рост­ков, как и в его послед­ней рабо­те в детек­тив­ном сери­а­ле «Пере­го­вор­щик». Любо­пыт­но, что Ната­ров тоже похож на моло­дую запад­ную звез­ду — Эйсу Бат­тер­фил­да из «Сек­су­аль­но­го просвещения».

Вален­ти­на Ляпи­на в сери­а­ле «Жиза»

В рыже­во­ло­сой Вален­тине Ляпи­ной есть ощу­ще­ние взрос­лой иро­нии и внут­рен­ней жёст­ко­сти. Юная актри­са может пре­тен­до­вать на зва­ние лица поко­ле­ния, осо­бен­но в про­ек­тах с кри­ми­наль­ны­ми обер­то­на­ми. Режис­сё­ры это уло­ви­ли: сре­ди самых замет­ных ролей Вален­ти­ны — сери­ал о под­рост­ках девя­но­стых «Мир! Друж­ба! Жвач­ка!» и све­жий сери­ал «Жиза» о вос­пи­тан­ни­ках дет­до­ма с тэг­лай­ном «Моло­дость про­тив всех».


Секс, стрим и буллинг

Под­рост­ко­вые про­бле­мы не меня­ют­ся в раз­ные эпо­хи: школь­ная трав­ля, отсут­ствие пони­ма­ния с роди­те­ля­ми, мучи­тель­ная пер­вая влюб­лён­ность и ужас перед миром. Про­бле­ма трав­ли кочу­ет в нашем кине­ма­то­гра­фе из деся­ти­ле­тия в деся­ти­ле­тие, начи­ная с отно­си­тель­но идил­ли­че­ской совет­ской мело­дра­мы «Розыг­рыш» (1976). Мно­гие жесто­кие школь­ни­ки с их жесто­ки­ми игра­ми появ­ля­лись в пере­стро­еч­ном кино и в девя­но­стые. В ран­ние нуле­вые, если мы виде­ли на экране Окса­ну Акинь­ши­ну, это почти гаран­ти­ро­ван­но озна­ча­ло, что девоч­ку ожи­да­ет что-то ужас­ное: от столк­но­ве­ния с бан­ди­та­ми в «Сёст­рах» (2001) до сек­су­аль­но­го раб­ства в скан­ди­нав­ской дра­ме с рос­сий­ски­ми актё­ра­ми «Лиля навсе­гда» (2002).

Насту­пи­ли «сытые» вре­ме­на, и под­рост­кам дали пере­ве­сти дух и насла­дить­ся гла­му­ром нуле­вых в без­за­бот­ном сери­а­ле «Ранет­ки» (2008–2010) про стар­ше­класс­ниц, обра­зу­ю­щих гёрл-бэнд. Кажет­ся, это был един­ствен­ный слу­чай, когда из свя­той тро­и­цы «секс, нар­ко­ти­ки, рок-н-ролл» рос­сий­ские школь­ни­ки выби­ра­ли музы­ку (не рок, а попсу, но не будем придираться).

Совре­мен­ные под­рост­ко­вые сери­а­лы дале­ки от без­за­бот­но­сти. Взрос­лые в них по-преж­не­му злые при­шель­цы с дру­гой пла­не­ты, кото­рые хотят пора­бо­тить юный дух, одно­класс­ни­ки по-преж­не­му жесто­ки, влюб­лять­ся — мучи­тель­но. Что же изме­ни­лось с нуле­вых и девя­но­стых? Рок-н-ролл нико­му не нужен, а секс и нар­ко­ти­ки — это то, что надо про­да­вать. Един­ствен­ное подо­бие деви­за сери­аль­ных зуме­ров — «Под­нять баб­ла». Они при­шли в мир, кото­рый постро­и­ли стар­шие поко­ле­ния и пыта­ют­ся в нём выжить. И если это выгля­дит отвра­ти­тель­но, то вино­ва­ты не зумеры.

Макар Хлеб­ни­ков в сери­а­ле «Пинг­ви­ны моей мамы»

С бул­лин­гом и рав­но­ду­ши­ем роди­те­лей стал­ки­ва­ет­ся стар­ше­класс­ник Гоша (Макар Хлеб­ни­ков) в сери­а­ле Ната­лии Меща­ни­но­вой «Пинг­ви­ны моей мамы». Слег­ка ненор­маль­ная мать (Алек­сандра Урсу­ляк) зачем-то усы­но­ви­ла кучу детей, но не заме­ча­ет соб­ствен­но­го сына. Всё это было бы не осо­бен­но инте­рес­но, если бы не тема­ти­ка стен­да­па, кото­рым меч­та­ет зани­мать­ся Гоша. С ним мы про­ни­ка­ем в заку­ли­сье стен­дап-клу­ба и узна­ём, о чём луч­ше не шутить. Выхо­дит не очень весе­ло, такой вот сего­дня юмор: это были два­дца­тые, мы сме­я­лись как могли.

С исто­рии бул­лин­га начи­на­ет­ся «Лэйт Найт Скул» — сери­ал не толь­ко про под­рост­ков, но и для них, для взрос­лой ауди­то­рии шоу может пока­зать­ся про­сто­ва­тым. Идея про­ек­та хоро­шая: школь­ни­ки начи­на­ют вести в спорт­за­ле ток-шоу, посвя­щён­ное под­рост­ко­вым про­бле­мам. Совре­мен­но­сти и акту­аль­но­сти в сери­а­ле хоть лож­кой ешь: стри­мин­ги, сете­вой кон­тент, видо­сы, стар­та­пы… Со слен­гом в диа­ло­гах пере­бар­щи­ва­ют, из-за чего пара­док­саль­но начи­на­ет фонить мемом How do you do fellow kids, когда кто-то слиш­ком силь­но ста­ра­ет­ся быть побли­же к молодёжи:

«Хел­лоу, гайз. Вы чё тво­ри­те? Вы про­сто зашей­ми­ли дев­чон­ку за нюд­сы. Я пони­маю, наши роди­те­ли, они рос­ли в сов­ке, у них какие-то свои ком­плек­сы. Но мы сей­час с вами в XXI веке, камон. Давай­те мы её реаль­но на кост­ре сожжём за секс до сва­дьбы. Это окей?»

Неза­слу­жен­но мало заме­чен­ным ока­зал­ся сери­ал «Смы­чок» — пер­вый про­ект из линей­ки сери­а­лов START YOUNG, кото­рые видео­плат­фор­ма пози­ци­о­ни­ру­ет как «откро­вен­ные и сме­лые сери­а­лы для зумеров».

Маль­чик-скри­пач из Пяти­гор­ска Сеня (Марк Эйдель­ш­тейн) при­ез­жа­ет посту­пать в питер­скую кон­сер­ва­то­рию. Уже с вок­за­ла он ока­зы­ва­ет­ся втя­ну­тым в нар­ко­ма­фию и вынуж­ден стать клад­ме­ном, как ни мало ассо­ци­и­ру­ет­ся с про­ти­во­за­кон­ной дея­тель­но­стью артист ангель­ской внеш­но­сти. Посте­пен­но новое заня­тие откры­ва­ет Сене слиш­ком заман­чи­вые пер­спек­ти­вы: день­ги, тусов­ки, кри­ми­наль­ный ана­лог Лары Крофт рядом (Кри­сти­на Куче­рен­ко). «Смы­чок» полу­чил­ся фешен-энцик­ло­пе­ди­ей зуме­ров, пози­ру­ю­щих в холод­ном неоне на злых ули­цах, в ноч­ных клу­бах и дру­гих пре­ис­под­них боль­шо­го горо­да. Это ста­рая исто­рия про­вин­ци­а­ла, сожран­но­го мега­по­ли­сом, но ещё и пер­вый рос­сий­ский про­ект, в кото­ром пока­за­на свое­об­раз­ная суб­куль­ту­ра «закла­док».

В линей­ке START YOUNG вышел новый сери­ал Ната­лии Меща­ни­но­вой «Али­са не может ждать» — на удив­ле­ние пре­тен­ци­оз­ный и без­жиз­нен­ный за исклю­че­ни­ем сцен с геро­и­ней Таи­сии Вил­ко­вой, мечу­щей­ся меж­ду отвра­ще­ни­ем и стра­стью к абью­зив­но­му мужу (соав­тор сце­на­рия Сте­пан Дево­нин) и настоль­ко бес­по­мощ­ной, что не может удер­жать­ся ни на одной рабо­те. В её бес­тол­ко­вость верит­ся, во всё осталь­ное — нет.

В цен­тре исто­рии 15-лет­няя школь­ни­ца Али­са (Ели­за­ве­та Ищен­ко) со все­ми задат­ка­ми Мэри-Сью: кра­си­вая, умная, само­уве­рен­ная, оча­ро­вы­ва­ю­щая муж­ских пер­со­на­жей всех воз­рас­тов, игра­ю­щая на экзо­ти­че­ской уку­ле­ле и стра­да­ю­щая экзо­ти­че­ской болез­нью, кото­рая ско­ро при­ве­дёт её к сле­по­те. Пубер­тат — это ад, угро­за сле­по­ты выгля­дит ненуж­ным укра­ша­тель­ством, дра­мой ради дра­мы. Сери­ал пест­рит кари­ка­тур­но оттал­ки­ва­ю­щи­ми муж­чи­на­ми, кото­рым не хва­та­ет толь­ко бей­джа «ток­сич­ный» на гру­ди. При­ли­зан­ная глу­бин­ка с поваль­ным евро­ре­мон­том — это оче­ред­ная несу­ще­ству­ю­щая Рос­сия «око­ло ноля» из сери­а­лов, где хотят рас­ска­зать про жесто­кий мир, но не хотят отпу­ги­вать ауди­то­рию некра­си­вы­ми картинками.

Ели­за­ве­та Ищен­ко в сери­а­ле «Али­са не может ждать»

Самое ори­ги­наль­ное в сери­а­ле — это запрет­ная тема про­да­жи дев­ствен­но­сти. Каким-то обра­зом Али­са выхо­дит на спе­ци­а­ли­ста в этом биз­не­се, кото­рый нахо­дит ей «поку­па­те­ля», мы узна­ём даже о дета­лях кон­трак­та. Меща­ни­но­ва избе­га­ет мора­ли­за­тор­ства, но мы быст­ро пони­ма­ем, что это очень пло­хое реше­ние для девуш­ки, кото­рое силь­но уда­рит по её пси­хи­ке и, воз­мож­но, навсе­гда испор­тит для неё интим­ные контакты.

Тэг­лайн «исто­рия отча­ян­но­го взрос­ле­ния» не пере­да­ёт всю про­бле­ма­ти­ку сери­а­ла. Не мень­ше, чем о под­рост­ко­вом отча­я­нии, здесь гово­рит­ся о невоз­мож­но­сти роди­те­лей спра­вить­ся со слож­ным, глу­бин­но несчаст­ным, как чехов­ские вра­чи, ребён­ком. Маму Али­сы игра­ет Анна Михал­ко­ва, вопло­ще­ние Роди­ны-мате­ри на нашем экране. Её любовь к доче­ри все­про­ща­ю­щая и без­услов­ная, но это не меша­ет Али­се ска­зать сест­ре: «Никто нико­го не любит». Вот это и есть реаль­ная тра­ге­дия и ради­каль­но новая идея, кото­рой не было в девя­но­стые и нуле­вые. Перед нами ребё­нок с душой ста­ри­ка. Всё луч­шее для Али­сы уже кон­чи­лось, и ника­ким эйфо­ри­че­ским нео­ном и евро­ре­мон­том не задра­пи­ро­вать тот факт, что зуме­ры, по край­ней мере, на нашем экране — самое поте­рян­ное и несчаст­ное из всех поко­ле­ний, кото­рые мы видели.


Читай­те так­же «Рос­сий­ские филь­мы про шко­лу и под­рост­ков 1990‑х и 2000‑х».

Поделиться