Убрать стеночку — и в прошлое. «Старые песни о главном» как модель рая постсоветской России

Рож­де­ние. Труд­ное дет­ство. Бур­ная юность. Весё­лая моло­дость. Сте­пен­ная зре­лость. Почтен­ная ста­рость. Болезнь, смерть, конец. Извест­ная схе­ма, не прав­да ли?

Извест­но и то, что она мало кому нра­вит­ся, и люди обыч­но про­дол­жа­ют — чисти­ли­ще, ад и рай. Помни­те фильм про то, как герой после смер­ти попал к демо­нам, сбе­жал от них, дол­го ски­тал­ся, пока не обна­ру­жил себя в краю бла­жен­ства? Какой имен­но фильм? Да неваж­но. Какой-нибудь.

А если уми­ра­ет не чело­век, а целая стра­на? Хоро­шая новость — жизнь после смер­ти есть. Пло­хая — на мета­фи­зи­че­ском отрез­ке зате­ря­лось самое важ­ное «рай­ское» звено.

1995 год. Закан­чи­ва­ет­ся пер­вая пяти­лет­ка после раз­ва­ла СССР, и основ­ная мас­са граж­дан, всту­пив в посмерт­но-пост­со­вет­ское состо­я­ние, явно соглас­на с тем, что мир за окном напо­ми­на­ет один из кру­гов Дан­те. Но 31 декаб­ря при­леж­но соби­ра­ет­ся перед теле­ви­зо­ром. Неиз­быв­ная надеж­да, что в новом году всё у нас будет по-ново­му теп­лит­ся в ски­та­ю­щих­ся по загроб­но­му цар­ству «тенях». И неожи­дан­но сбывается.


В пер­вые мину­ты ново­го, 1996 года, моло­дое Обще­ствен­ное Рос­сий­ское Теле­ви­де­ние пред­ла­га­ет фильм с чару­ю­щим, почти ска­зоч­ным назва­ни­ем «Ста­рые пес­ни о глав­ном». Оче­ви­ден пара­фраз с пес­ней «Верю я» груп­пы Бра­во — «Он про­по­ёт мне новую пес­ню о глав­ном». Вот толь­ко ново­го мы уже не хотим, от цоев­ско­го «пере­мен» вздра­ги­ва­ем, как от взры­ва, пото­му что не верим.

1 янва­ря зри­те­лям пара­док­саль­но, но в пол­ном соот­вет­ствии с тай­ны­ми или явны­ми жела­ни­я­ми ско­ман­до­ва­ли не «впе­рёд», а «назад», обрат­но — в ста­рый год. При­чём не в про­шлый даже, а в какой-то вооб­ще очень ста­рый. На экране ретро­де­рев­ня кон­ца 1940‑х — нача­ла 1950‑х годов, допо­топ­ные авто­мо­би­ли, вышед­шие из моды наря­ды. Пес­ни, конеч­но, тоже ста­рые и даже доб­рые, сво­е­го рода сиквел «Кубан­ских каза­ков». Напра­ши­ва­ет­ся вывод: в новом году, и вооб­ще, в буду­щем, луч­шее, на что мы можем рас­счи­ты­вать — это при­ят­ные вос­по­ми­на­ния. Так, ОРТ?

Да нет, поче­му же. Давай­те посмот­рим на жите­лей дерев­ни: кто здесь оби­та­ет, при­на­ря­див­шись в сол­неч­ных геро­ев соци­а­лиз­ма? Если верить тит­рам, то шофёр Лёня — Лео­нид Агу­тин, шабаш­ник — Филипп Кир­ко­ров, зве­нье­вая — Алё­на Апи­на, дочь пред­се­да­те­ля — Ната­ша Коро­лё­ва, пред­се­да­тель — Нико­лай Рас­тор­гу­ев. Коро­че, всё-таки не совсем вос­по­ми­на­ния, а на новый лад. С совре­мен­ным цве­том, рит­мом, зву­ком. Вооб­ще, това­ри­щи, в уди­ви­тель­ное вре­мя живём: ещё есть Пуга­чё­ва, но уже появил­ся Кир­ко­ров. Как буд­то в соот­вет­ствии с лозун­гом одно­го ретро-радио: «Ста­рое доб­рое и луч­шее новое».

Текст тит­ров озву­чи­ва­ет Юрий Яко­влев, насле­дуя сво­е­му герою-рас­сказ­чи­ку из филь­мов Ряза­но­ва. Здесь тоже сплав ста­ро­го-ново­го, когда народ­ный артист СССР бар­хат­ным постав­лен­ным голо­сом объ­яв­ля­ет: «Бог­дан Тито­мир. Лада Дэнс. На-на». Нелов­кость от того, что в эфи­ре цен­траль­но­го ТВ при­хо­дит­ся мям­лить какие-то меж­до­ме­тия Яко­влев пря­чет за сер­ди­той иро­ни­ей: назва­ние груп­пы Бари Али­ба­со­ва он чита­ет как недо­вер­чи­вое «ну-ну».

Итак, на экране рай. Он же — быв­ший СССР, при­чём подан­ный в сти­ли­сти­ке ста­лин­ско­го кино. Да, мно­гие заску­ча­ли по Сою­зу, когда на руи­нах совет­ско­го про­ек­та не вырос город-сад, зато вме­сто него зако­ло­сил­ся бан­ди­тизм и выпу­сти­ла шипы рыноч­ная эко­но­ми­ка. При этом, как было рань­ше уже и не вспом­нить: извест­но свой­ство памя­ти сгла­жи­вать пло­хое, выпя­чи­вая всё со зна­ком плюс. Вос­по­ми­на­ния о про­шлом по сво­ей при­ро­де сами напо­ми­на­ют экран­ные уто­пии вре­мён Ста­ли­на — кра­си­вые люди в луч­шем из миров живут и раду­ют­ся по зако­нам бес­кон­фликт­ной дра­ма­тур­гии. В мире, когда поря­док был, когда о людях дума­ли. Когда дере­вья были большими.

С дру­гой сто­ро­ны, от импорт­ных това­ров в мага­зи­нах и откры­тых гра­ниц отка­зы­вать­ся тоже, вро­де как, не хочет­ся. Хочет­ся ком­бо. Агу­тин за рулём фрон­то­во­го гру­зо­вич­ка и селян­ки, при­от­кры­тые до режи­ма пин-ап — ком­бо и есть, этим сло­вом вполне мож­но опи­сать «Ста­рые пес­ни о глав­ном». Да, кста­ти, в чём «главное»-то? В чём, если угод­но, воля народная?

Для при­ме­ра, в том, что­бы совре­мен­ные пев­цы, сим­па­тич­ные живой юно­стью, всё-таки не бега­ли по сцене голы­шом в духе загни­ва­ю­ще­го запа­да, а вели себя при­лич­нее и оде­лись по-чело­ве­че­ски. Как хоро­ша на млад­шем Прес­ня­ко­ве воен­ная фор­ма! И кос­мы свои длин­ные при­брал немно­го, ну нако­нец-то на мужи­ка похож.

Над репер­ту­а­ром тоже мож­но пора­бо­тать. Варум — кста­ти, кто это? — поёт «Ой цве­тёт кали­на», как раз из филь­ма «Кубан­ские каза­ки» (пес­ня не народ­ная, как ино­гда дума­ют). Ну хоро­шо, Варум, полу­ча­ет­ся у тебя, пой.

Впро­чем, это всё част­но­сти, глав­ное, конеч­но — это любовь. «Ста­рые пес­ни…», без­услов­но, кино о люб­ви, при­чём в самом при­ят­ном, «рай­ском» её вопло­ще­нии. Мно­го кра­си­вых жен­щин, муж­чи­ны тоже ниче­го, все вьют­ся друг перед дру­гом, не зная даже лёг­ко­го лири­че­ско­го стра­да­ния, а уж тем более сер­деч­ных мук. Муче­ний нам и от госу­дар­ствен­ной думы хва­та­ет, а в деко­ра­тив­но-рай­ской дере­вень­ке про­ди­на­ми­ла Лёнь­ку Ната­ша Коро­лё­ва — ниче­го, вот он уже обни­ма­ет Ладу Дэнс.

Это даже не как в насто­я­щем ста­лин­ском кино, где нега­тив­ные эмо­ции услов­ны и лег­ко схо­дят на нет. Из «Ста­рых песен…» пере­жи­ва­ния со зна­ком минус изъ­яты, как лиш­ний класс. Стро­го гово­ря, по такой схе­ме обыч­но стро­ит­ся кино для взрос­лых: какой-то сюжет есть, но это для про­фор­мы, а глав­ное в том, что ско­ро они будут делать это. То есть, в нашем слу­чае — петь пес­ню. Потом сно­ва погу­ля­ют, а потом сно­ва это — петь. А в куль­ми­на­ции уж все вме­сте, в еди­ном любов­ном поры­ве… «Ста­рые пес­ни…» кон­ча­ют­ся кол­лек­тив­ным собра­ни­ем любов­ни­ков, толь­ко вме­сто общей стра­сти сов­мест­ный музы­каль­ный номер. Хор как сим­вол сои­тия — поче­му бы нет. У неко­то­рых живот­ных, у птиц, к при­ме­ру, без зву­ков с при­зна­ка­ми мело­дии и рит­ма о брач­ных играх нече­го и мечтать.

Не забу­дем про изоби­лие: в девя­но­стые пол­ки в мага­зи­нах либо пусты, либо про­дук­ты есть — но у вас нет таких денег. А здесь в кад­ре повсю­ду све­жие фрук­ты, сосу­ды с вина­ми и меда­ми — ещё один знак рая для боль­шин­ства, не хри­сти­ан­ско­го, конеч­но, а валгал­лы для устав­ше­го пост­со­вет­ско­го вои­на. Или, может, нако­нец-то, стра­на побе­див­ше­го ком­му­низ­ма? Конеч­но, потро­гать ниче­го нель­зя: потя­нешь в ново­год­нем уга­ре руку за мяг­ким пер­си­ком и наткнёшь­ся на твёр­дый экран. Ну да, в ком­му­низм берут не всех.

Тогда начи­на­ешь пить и есть при­па­сён­ное к празд­ни­ку — тут-то и воз­ни­ка­ет еди­не­ние внеш­не­го и внут­рен­не­го, наро­да и куль­ту­ры. Когда на экране едят, и мы едим — это и есть то самое «искус­ство про нас», при­чём на уровне био­ло­гии. Огре­хи вро­де «рва­но­го» мон­та­жа или не вполне уве­рен­ной актёр­ской игры в таком слу­чае в гла­за не бро­са­ют­ся. А если бро­сят­ся, может прий­ти спа­си­тель­ная, не вполне трез­вая, но очень вер­ная ново­год­няя мысль: кто вооб­ще ска­зал, что в раю всё так, как у нас? Если б там было, как у нас, мы бы туда и не стре­ми­лись. Может, жизнь рань­ше такая и была — с таки­ми инто­на­ци­я­ми, таки­ми людь­ми и таким мон­та­жом. Да, рань­ше жизнь была с мон­та­жом, пло­хое выре­за­ли, хоро­шее остав­ля­ли. Поэто­му всё было хоро­шо, а мон­таж мы про­сто не помним.

Тех­ни­че­ски «Ста­рые пес­ни о глав­ном» — носталь­гия кате­го­рии «бэ», гру­бая, как удар в нос. Но тем и хорош хук по срав­не­нию с более слож­но устро­ен­ны­ми пуш­ка­ми и бом­ба­ми — он не даёт осе­чек, что и было глав­ным. Дру­гое дело, что после тако­го вак­хи­че­ско­го-ком­му­ни­сти­че­ско­го путе­ше­ствия в про­шлое, ещё и в ново­год­нюю ночь, обя­за­тель­но долж­но насту­пить похме­лье. И тут надо что-то делать: либо мучи­тель­но сле­зать с ретро­иг­лы, либо вспрыс­нуть лири­че­скую рану.

ОРТ насто­я­ло на опо­хме­ле: 1 янва­ря 1997 вышли «Ста­рые пес­ни о главном‑2». Важ­ное нов­ше­ство: вспом­ни­ли, что рай — не толь­ко место, где хоро­шо, но и оби­тель тех, кого нет. Раз­вал СССР «убил» мно­гих актё­ров, убрав их с экра­нов. В сикве­ле «Ста­рых песен…» они «вос­крес­ли»: с моло­дё­жью на экра­нах появи­лись Алек­сандр Демья­нен­ко, Оль­га Аро­се­ва, Миха­ил Дер­жа­вин, Ната­лья Селез­нё­ва, Рудольф Рудин, Спар­так Мишулин…

Вто­рая часть вышла осно­ва­тель­нее, серьёз­нее, воз­ник­ло подо­бие глу­би­ны. Весе­лье чере­ду­ет­ся с лириз­мом — теперь не толь­ко шум­ный празд­ник, но и тихая грусть. Вот она-то всё и сгу­би­ла: в раю не гру­стят. Если мы пла­чем, пусть даже это при­ят­ные, очи­ща­ю­щие слё­зы — это не поте­рян­ный эдем соци­а­лиз­ма, а наши греш­ные земли.

Впро­чем, пла­чет зри­тель, герои пока дер­жат­ся. Сле­до­ва­тель­но, на экране ещё не зем­ля, но уже и не рай, что-то вро­де «того све­та». В чём раз­ни­ца? На том све­те необя­за­тель­но хоро­шо, туда, если судить по пред­став­ле­ни­ям боль­шин­ства, про­сто «сгру­жа­ют» отжив­ших для мало­вра­зу­ми­тель­но­го посмерт­но­го бытия. Веч­ная жизнь, конеч­но, но усло­вия не очень. Да и нам тоже не очень отто­го, что поста­рев­шие Нина и Шурик из «Кав­каз­ской плен­ни­цы» уже не узна­ют друг дру­га, а в кабач­ке «13 сту­льев» засе­да­ют новые рус­ские, а эст­рад­ни­ца Мав­ри­ки­ев­на заго­ва­ри­ва­ет­ся, бол­тая сама с собой — види­мо, не при­вык­ла, что рядом нет парт­нёр­ши-Ники­тиш­ны: создав­ший этот образ актёр Борис Вла­ди­ми­ров умер в 1988 году.

В мире «Ста­рых песен о главном‑2» есть смерть и ста­рость, ост­рее все­го это чув­ству­ет­ся в сце­нах «под­мен». Фрун­зи­ка Мкрт­чя­на не ста­ло в 1993 году, поэто­му в 1997‑м его пер­со­наж из «Плен­ни­цы» появил­ся в испол­не­нии Вале­рия Мелад­зе, и это насто­я­щая экзи­стен­ци­аль­ная тос­ка. То же самое в «Ста­рых пес­нях о главном‑3», кото­рые были заду­ма­ны как пря­мое про­дол­же­ние филь­ма «Иван Васи­лье­вич меня­ет про­фес­сию». Саве­лия Кра­ма­ро­ва «заме­нил» Сер­гей Без­ру­ков, в наря­де дья­ка Фео­фа­на и копи­руя мане­ру игры пред­ше­ствен­ни­ка. Смот­реть на это тяжело.

Тре­тья часть вышла в 1998 году. После чере­ды при­клю­че­ний ста­рень­кие герои Гай­дая при­шли туда, отку­да вышли в нача­ле: в обыч­ную квар­ти­ру, за рядо­вой празд­нич­ный стол. Кон­цеп­ция рая — всё. Носталь­ги­ро­вать мож­но дол­го, но от это­го никто и ничто не вос­крес­нет. Имен­но фор­мат ремей­ка при­нёс ощу­ще­ние невоз­врат­но­сти: снять «Ива­на Васи­лье­ви­ча…» мог толь­ко Гай­дай и толь­ко один раз, это часть базис­но­го зако­на жиз­ни, кото­рый невоз­мож­но нарушить.

Зако­но­мер­но, что в 1999 году оче­ред­но­го про­дол­же­ния «Ста­рых песен» не пока­за­ли. Зато пока­за­ли в 2001‑м — види­мо, слиш­ком соблаз­ни­тель­ной была пер­спек­ти­ва под­ве­сти чер­ту под ХХ веком и целым тыся­че­ле­ти­ем. Пони­ма­ли, что лезут в эту реку в послед­ний раз, об этом гово­рит назва­ние: «Ста­рые пес­ни о глав­ном. Пост­скрип­тум». Извест­но, что P. S. — как сло­ва в ско­боч­ках: для смыс­ла (обыч­но) не вред­но, если сло­ва в скоб­ках (вро­де этих) вооб­ще уда­лить. Так и с чет­вёр­той частью, её глав­ный недо­ста­ток — необя­за­тель­ность. При том, что замах был на всю миро­вую поп-куль­ту­ру за послед­ние сто лет. Но если уж не выхо­дит «ожи­вить» Кра­ма­ро­ва, сто­и­ло ли брать­ся за Мэри­лин Мон­ро? Конеч­но, мож­но было при­гла­сить худож­ни­ка-акци­о­ни­ста Мамы­ше­ва-Мон­ро: если в ком и вос­кре­сал секс-сим­вол 1950‑х гг., то в нём, как и Любовь Орло­ва и дру­гие кино­ди­вы про­шло­го. Но для нача­ла 2000‑х гг., Мамы­шев уже слиш­ком аван­гар­ден так что, как аль­тер­на­ти­ву Мон­ро нам пред­ло­жи­ли Анже­ли­ку Варум, а в каче­стве Эдит Пиаф — Татья­ну Була­но­ву. И это даже не смешно.

Ещё в семи­де­ся­тые гай­да­ев­ские герои меч­та­ли: убрать бы сте­ноч­ку и уле­теть в про­шлое. «Ста­рые пес­ни…» попро­бо­ва­ли сде­лать это все­рьёз, но не вышло. Герои, может, и лета­ют, а люди оста­ют­ся. Вер­нуть былое совет­ские народ­ные и заслу­жен­ные арти­сты не смог­ли. Зато суме­ли дать волю слезам.

В 2005 году ново­год­ний капуст­ник от «Пер­во­го кана­ла» под назва­ни­ем «Пер­вый ско­рый» вклю­чал в себя мини-про­дол­же­ние «Иро­нии судь­бы, или С лёг­ким паром!» Кажет­ся, оно было луч­ше, чем у Бек­мам­бе­то­ва два года спу­стя. Исто­рия: поста­рев­шие Иппо­лит и Надя встре­ча­ют­ся через 30 лет. В ходе бесе­ды выяс­ня­ет­ся, что Иппо­лит до сих пор не женат. Надя спра­ши­ва­ет поче­му. Иппо­лит: «Я тебя ждал. И про­дол­жаю ждать». Надя не зна­ет, что отве­тить, она пла­чет, бор­мо­чет «не гру­сти» и убе­га­ет. Иппо­лит оста­ёт­ся один. Ужас­но. Зато чест­но. Мы не можем изме­нить реаль­ность, зна­чит, давай­те учить­ся жить в той, кото­рая у нас есть. Воз­мож­но, в этом и есть глав­ное, а не в тех самых, ста­рых и доб­рых пес­нях. Хотя и без них, про­сто для настро­е­ния, иной раз тоже никуда.


Читай­те так­же био­гра­фию гене­раль­но­го дирек­то­ра «Пер­во­го кана­ла» в нашем мате­ри­а­ле «Кон­стан­тин Эрнст. Слу­чай­ный Первый».

Поделиться