Борис и Аркадий Стругацкие — наиболее известные советские фантасты. Общий тираж изданных книг писателей составляет 40 миллионов экземпляров на 42 языках мира. У братьев Стругацких сформировался по-настоящему культовый статус и армия настоящих фанатов. Естественно, произведения писателей не раз пытались экранизировать.
Всего насчитывается восемь фильмов, снятых по мотивам романов фантастов. Большая часть экранизаций является вольной интерпретаций сюжетов Стругацких. Возможно, это объясняется тем, что их проза очень специфична. Расскажем вкратце про наиболее удачные экранизации Стругацких.
1. Отель «У погибшего альпиниста» (1979, реж. Григорий Кроманов)
Что будет, если в антураж классического запутанного остросюжетного романа в духе Агаты Кристи добавить роботов и инопланетян? Получится первый советский фантастический детектив. Режиссёр весьма строго следует сюжету книги, но изменил общий фон: от иронии не осталось и следа, кино оказалось очень меланхоличным. Нагнетая атмосферу неизбежности и запутанности, в развязке фильм ломает «четвёртую стену», напрямую обращаясь к зрителю. Близкий к неонуару, «Отель „У погибшего альпиниста“» можно смело рекомендовать самому искушённому зрителю.
2. Сталкер (1979, реж. Андрей Тарковский)
Самая известная экранизация Стругацких, которая вышла в тот же год, что и работа Кроманова. Легенда советского арт-хауса Тарковский сильно отошёл от изначального сюжета произведения: фактически вся научно-фантастическая часть просто отсутствует в кино. Две главные черты фильма: безупречность визуальных образов (Тарковский уходит от прямого символизма, заставляя «картинку» воздействовать на зрителей посредством эмоций) и религиозно-философский смысл сюжета. «Зона» Тарковского оказывается своего рода испытанием на искренность и чистоту, напрямую говоря то, о чём в романе братья дали лишь намёк.
3. Гадкие лебеди (2006, реж. Константин Лопушанский)
Ученик Тарковского Константин Лопушанский также попробовал себя в экранизации самых известных советских братьев-фантастов. Как и его учитель, Лопушанский редактирует сюжет в сторону умаления научно-фантастической части сюжета, заменяя её философско-мистический компонентом. Насыщенность визуального ряда, изменённая на более мрачную концовка, интересные звуковые решения — пожалуй, одна из самых недооценённых современных экранизаций.
4. Обитаемый остров (2008−2009, реж. Фёдор Бондарчук)
Одна из самых известных экранизаций Стругацких. Бондарчук постарался почти дословно следовать сюжету книги, меняя детали в основном только для того, чтобы уложить приключения Каммерера в два двухчасовых фильма. Пожалуй, один из самых спорных фильмов в нашем списке. Дискуссии о нём выявили интересный аспект: почитатели творчества писателей в своей единодушной критике фильма оказались несогласны с самим Борисом Стругацким. Последнему фильм скорее понравился, чем нет. Так насколько этот фильм, близкий к тексту пересказ сюжета романа, сохранил его атмосферу и смысл? Решать зрителям.
5. Трудно быть богом (2013, реж. Алексей Герман)
Посмертная работа Алексея Германа стала самым нестандартным, наряду со «Сталкером», взглядом на творчество братьев-фантастов. И хоть этот фильм разделил всех любителей Стругацких на два непримиримых лагеря, от себя скромно заметим, что нравится ли вам этот фильм или нет, такая трактовка имеет право на существование. Взгляд Германа-старшего, безусловно, очень субъективный, но этим, пожалуй, он и ценен.
Борис и Аркадий Стругацкие с самого начала имели статус трудноэкранизируемых писателей. Сами произведения братьев весьма сложны как по структуре, так и по смысловому наполнению. Стругацкие предпочитали оставлять концовку произведений открытой, что требует от читателя поиска собственных трактовок и выводов, а от режиссёров — собственных взглядов и художественных решений. Именно поэтому их так трудно экранизировать. Но, уловив смысл, режиссёр способен его передать, частично или полностью изменяя форму сюжета. За это и стоит ценить как творчество самих писателей, так и экранизации их произведений.