Три самых скандальных фильма Кирилла Серебренникова

Что в первую оче­редь может прий­ти в голо­ву обыч­но­му зри­те­лю, не сле­дя­ще­му за кино­фе­сти­ва­ля­ми и рос­сий­ским арт­ха­у­сом, при упо­ми­на­нии име­ни Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва? Навер­ное, что-нибудь о выне­се­нии ему при­го­во­ра в деле о хище­ни­ях или рас­фор­ми­ро­ва­нии «Гоголь-цен­тра», в кото­ром он был худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем. Или вооб­ще о квар­ти­ре режис­сё­ра в Бер­лине сто­и­мо­стью 300 тысяч евро. Ины­ми сло­ва­ми, что угод­но, но толь­ко не его творчество.

В честь дня рож­де­ния Сереб­рен­ни­ко­ва устро­им сюр­приз: пого­во­рим, нако­нец, не о вся­ких судах, при­го­во­рах и поли­ти­че­ских взгля­дах име­нин­ни­ка, а о кино. Впро­чем, и на веч­но пре­сле­ду­ю­щую его скан­даль­ность не закро­ем гла­за — всё-таки это уже неотъ­ем­ле­мая часть твор­че­ства режиссёра.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о трой­ке самых вызы­ва­ю­щих и про­во­ка­ци­он­ных кар­ти­нах Сереб­рен­ни­ко­ва и объ­яс­ня­ет, поче­му их сто­ит посмот­реть, даже если вы не слиш­ком люби­те лич­ность это­го кинематографиста.


Третье место — «Ученик»

Разу­ме­ет­ся, не все будут соглас­ны с нашим топом: кто-то ска­жет, что в такую под­бор­ку крайне необ­хо­ди­мо вклю­чить раз­врат­ную «Изме­ну», а кто-то отдаст голос, напри­мер, за ост­ро­со­ци­аль­ных «Пет­ро­вых в грип­пе». Во всех кар­ти­нах Сереб­рен­ни­ко­ва есть нот­ка — или даже, навер­ное, целая ноти­ща — про­во­ка­ции, и каж­дый волен сам выби­рать, что ему кажет­ся более вызы­ва­ю­щим. Но вряд ли кто-то ста­нет спо­рить с тем, что «Уче­ник» про­сто обя­зан фигу­ри­ро­вать в спис­ке самых скан­даль­ных лент режис­сё­ра. Этот фильм — насто­я­щий вызов зри­те­лю. Толь­ко вызов не в сти­ле «попро­буй понять» (таким уже мало кого заин­три­гу­ешь), а «попро­буй досмот­реть», напо­ми­на­ю­щем твор­че­ство Лар­са фон Три­е­ра и осталь­ной «Дог­мы 95».

Кадр из филь­ма «Уче­ник»

Стар­ше­класс­ник Вени­а­мин Южин вме­сто учеб­ни­ков чита­ет толь­ко Биб­лию — что ни сло­во, то цита­та из Свя­щен­но­го Писа­ния. Дело, конеч­но, бого­угод­ное, но со вре­ме­нем он ста­но­вит­ся слиш­ком одер­жим кре­ста­ми, гвоз­дя­ми и Суд­ным днём. Далее, как нетруд­но дога­дать­ся, Сереб­рен­ни­ков рас­ска­зы­ва­ет о том, чем опа­сен рели­ги­оз­ный фана­тизм, и дела­ет это до жути живо и убедительно.

Сто­ит ли гово­рить, что кар­ти­на оскор­би­ла чув­ства веру­ю­щих? Кажет­ся, это и без слов понят­но: если в кино какой-нибудь пер­со­наж как-то не так верит в Бога, то он обя­за­тель­но вызо­вет гнев чув­стви­тель­ных и черес­чур впе­чат­ли­тель­ных зри­те­лей. Кста­ти, пре­тен­зии к Сереб­рен­ни­ко­ву предъ­яв­ля­ют­ся при­мер­но такие же, как и к уже, навер­ное, при­вык­ше­му к кри­ти­ке Звя­гин­це­ву. Сто­ит все­го лишь почи­тать отзы­вы на «Кино­по­ис­ке», что­бы открыть для себя, что оба режис­сё­ра, ока­зы­ва­ет­ся, нена­ви­дят весь род люд­ской и рус­ских в част­но­сти. Толь­ко Сереб­рен­ни­ков захо­дит даль­ше и навле­ка­ет на себя ещё боль­ше гне­ва от неза­ка­лён­ных зри­те­лей: в «Уче­ни­ке» фари­сей­ство и фана­тизм пере­пле­та­ют­ся с вызы­ва­ю­щей и неумест­ной наго­той и гомо­сек­су­аль­ны­ми сек­су­аль­ны­ми отно­ше­ни­я­ми. Горю­чая арт­ха­ус­ная смесь.

Кадр из филь­ма «Уче­ник»

Более того, неко­то­рые эпи­зо­ды филь­ма настоль­ко похаб­ны, что о них и гово­рить-то в при­лич­ном обще­стве не очень кра­си­во. Сереб­рен­ни­ков такой же про­во­ка­тор, как и его герой: режис­сёр на пару с Вени­а­ми­ном кри­чит во всё гор­ло о рас­пут­но­сти обще­ства и «объ­яв­ля­ет вой­ну без­нрав­ствен­но­сти», созда­вая ещё боль­шую без­нрав­ствен­ность. Толь­ко нуж­но пони­мать, что Сереб­рен­ни­ков, в отли­чие от Южи­на, не ради­кал: он не ста­нет пры­гать по пар­там в костю­ме обе­зья­ны и бегать по каби­не­ту наги­шом, что­бы дока­зать свою правоту.

Мож­но сколь­ко угод­но назы­вать «Уче­ни­ка» чушью и порож­де­ни­ем боль­ной фан­та­зии, толь­ко для нача­ла сто­ит поду­мать кое над чем. В этом филь­ме Сереб­рен­ни­ков все­ми сила­ми пытал­ся обра­тить вни­ма­ние обще­ствен­но­сти на то, что будет, если чело­век нена­ви­дит окру­жа­ю­щих, назы­ва­ет себя Богом и жела­ет «пре­по­дать урок» греш­ни­кам. В ито­ге дале­ко не все вос­при­ня­ли рабо­ту режис­сё­ра серьёз­но, отме­чая чрез­мер­ную теат­раль­ность и неправ­до­по­доб­ность. А теперь посчи­тай­те, сколь­ко в рос­сий­ских шко­лах и тех­ни­ку­мах с момен­та выхо­да «Уче­ни­ка» про­изо­шло убийств и тер­ак­тов, совер­шён­ных юно­ша­ми, кото­рые возо­мни­ли себя реа­ли­за­то­ра­ми кары Гос­под­ней. Может, всё-таки ста­нем при­слу­ши­вать­ся к Серебренникову?


Второе место — «Лето»

Нена­дол­го оку­нём­ся в про­шлое. 2019 год, цере­мо­ния вру­че­ния пре­мии «Оскар». Один из глав­ных пре­тен­ден­тов на награ­ду за луч­ший фильм — облас­кан­ная по все­му миру «Богем­ская рап­со­дия» Син­ге­ра и Флет­че­ра. Лау­ре­а­том кар­ти­на так и не ста­ла, но зато хотя бы Рами Малек полу­чил золо­тую ста­ту­эт­ку за испол­не­ние роли Фред­ди Мер­кью­ри. Лен­та на самом деле выда­ю­ща­я­ся и сверх­по­э­тич­ная, толь­ко вот назвать её бай­о­пи­ком не пово­ра­чи­ва­ет­ся язык: осно­ва­на она ско­рее на мифах и леген­дах, неже­ли на био­гра­фии лиде­ра груп­пы Queen.

При чём здесь Сереб­рен­ни­ков? В том же году вышла кар­ти­на сего­дняш­не­го име­нин­ни­ка «Лето», рас­ска­зы­ва­ю­щая о жиз­ни Вик­то­ра Цоя и Май­ка Нау­мен­ко. Она, рав­но как и «Богем­ская рап­со­дия», насы­ще­на вся­че­ски­ми исто­ри­че­ски­ми несу­ра­зи­ца­ми и выдум­ка­ми. Одна­ко меж­ду дву­мя эти­ми филь­ма­ми есть одно важ­ное раз­ли­чие: лен­ту Сереб­рен­ни­ко­ва не толь­ко не встре­ти­ли так же теп­ло, как фильм про Мер­кью­ри, но ещё и хлёст­ко рас­кри­ти­ко­ва­ли за отход от реаль­но­сти. Двой­ные стан­дар­ты, нече­го и говорить.

Кадр из филь­ма «Лето»

Напри­мер, Борис Гре­бен­щи­ков, один из зачи­на­те­лей рус­ско­го рока, ска­зал про «Лето» следующее:

«Сце­на­рий — ложь от нача­ла до кон­ца. Мы жили по-дру­го­му. В его (Сереб­рен­ни­ко­ва. — Прим. ред.) сце­на­рии мос­ков­ские хип­сте­ры, кото­рые кро­ме как *** (сово­куп­лять­ся. — Прим. ред.) за чужой счёт, боль­ше ниче­го не уме­ют. Сце­на­рий писал чело­век с дру­гой планеты».

А быв­ший депу­тат Гос­ду­мы Сер­гей Мар­ков посчи­тал, что кар­ти­на Сереб­рен­ни­ко­ва посвя­ще­на не Цою с Нау­мен­ко, а кое-чему дру­го­му и более интимному:

«Я обра­тил вни­ма­ние, что голых муж­ских зад­ниц в этом филь­ме про Цоя зна­чи­тель­но боль­ше, чем в каком-нибудь сред­нем филь­ме. И я пони­маю, что Сереб­рен­ни­ков гей, и ему и нра­вит­ся пока­зы­вать голые муж­ские зад­ни­цы. Пус­кай пока­зы­ва­ет. Мне всё рав­но. Я без­раз­ли­чен абсо­лют­но к это­му, я мно­го раз был в бане и в армии служил».

Уди­ви­тель­но, что из двух­ча­со­во­го филь­ма Сер­гею Алек­сан­дро­ви­чу боль­ше все­го запом­ни­лась минут­ная сце­на с купа­ни­ем геро­ев в озе­ре. Ну да лад­но, ана­ли­зи­ро­вать про­дол­жи­тель­ность при­сут­ствия муж­ских яго­диц на экране мы, в отли­чие от Мар­ко­ва, не умеем.

Съём­ки филь­ма «Лето». Фото: Алек­сей Фокин. 2017 год

Если упо­мя­нуть все нега­тив­ные выска­зы­ва­ния извест­ных людей в сто­ро­ну «Лета», то ни у одно­го чело­ве­ка не хва­тит тер­пе­ния, что­бы дочи­тать наш топ до кон­ца. Тем более Сереб­рен­ни­ков в кон­це филь­ма сам дал ясно понять, что он не зани­мал­ся экра­ни­за­ци­ей био­гра­фий вели­ких совет­ских роке­ров. В послед­нем кад­ре ска­за­но: «Неко­то­рые сце­ны, пер­со­на­жи и диа­ло­ги явля­ют­ся вымыш­лен­ны­ми и вве­де­ны для уси­ле­ния худо­же­ствен­но­го эффек­та». Нуж­но было, навер­ное, на про­тя­же­нии всей кар­ти­ны дер­жать эту над­пись в углу экра­на, что­бы точ­но не было пре­тен­зий к фан­та­зи­ро­ва­нию режис­сё­ра и исто­ри­че­ским допущениям.

Впро­чем, всё рав­но кажет­ся, что «Лето» — это самый тёп­лый, до невоз­мож­но­сти искрен­ний и напол­нен­ный без­мер­ной любо­вью к глав­ным геро­ям фильм Сереб­рен­ни­ко­ва. Если не вери­те, мож­но посмот­реть неболь­шой, но крайне согре­ва­ю­щий душу отры­вок из филь­ма. Сер­гей Алек­сан­дро­вич, вы тоже може­те взгля­нуть: муж­ских яго­диц там нет.


Первое место — «Жена Чайковского»

Послед­няя на дан­ный момент кар­ти­на режис­сё­ра бьёт все рекор­ды его про­шлых филь­мов — скан­дал здесь достиг небы­ва­лых мас­шта­бов. В Рос­сии «Жена Чай­ков­ско­го» так и не вышла (уви­деть её мож­но было толь­ко на зару­беж­ных фести­ва­лях) и вряд ли когда-нибудь вый­дет. Тем не менее оте­че­ствен­ные зри­те­ли уже обо­зва­ли лен­ту бре­дом, чушью и вся­ки­ми дру­ги­ми руга­тель­ства­ми, что, в прин­ци­пе, даже не ста­ло ново­стью — в послед­нее вре­мя кар­ти­ны Сереб­рен­ни­ко­ва встре­ча­ют на родине имен­но так.

Кадр из филь­ма «Жена Чайковского»

Ещё в 2013 году Сереб­рен­ни­ков решил создать фильм про слож­ную лич­ную жизнь «солн­ца нашей музы­ки» Пет­ра Ильи­ча Чай­ков­ско­го и выпу­стить кар­ти­ну к 175-летию со дня рож­де­ния ком­по­зи­то­ра. Тем не менее, как ска­зал режис­сёр в интер­вью Анто­ну Доли­ну, Мин­куль­ту­ры «разо­жгло огром­ный скан­дал для того, что­бы не дать нам (твор­че­ско­му кол­лек­ти­ву, начав­ше­му рабо­ту над про­ек­том о Чай­ков­ском. — Прим. ред.) ниче­го снять». Дети­ще Сереб­рен­ни­ко­ва ещё на ста­дии зача­тия ста­ло проблемным.

Впро­чем, самое инте­рес­ное нача­лось, когда рос­сий­ские зри­те­ли с недо­воль­ством обна­ру­жи­ли, что «Жена Чай­ков­ско­го» посвя­ще­на не Чай­ков­ско­му, а его жене, как бы неожи­дан­но это ни зву­ча­ло. Конеч­но, из-за фоку­си­ро­ва­ния на лич­но­сти Анто­ни­ны Милю­ко­вой в филь­ме чаще фигу­ри­ру­ет не изящ­ная музы­ка Пет­ра Ильи­ча, а посте­пен­ное сума­сше­ствие геро­и­ни, вызван­ное её неспо­соб­но­стью свык­нуть­ся с гомо­сек­су­аль­но­стью мужа. Рос­сий­ские зри­те­ли нача­ли «бро­сать беше­но каме­нья» в Сереб­рен­ни­ко­ва за такой сюжет и обви­нять в осквер­не­нии име­ни вели­ко­го ком­по­зи­то­ра. Режис­сёр объ­яс­нил инте­рес имен­но к этой части био­гра­фии Чай­ков­ско­го так:

«Мы хотим пока­зать, что Пётр Ильич — это не памят­ник, кото­рый сидит воз­ле кон­сер­ва­то­рии и с вот этим вдох­но­вен­ным видом куда-то смот­рит вдаль и, види­мо, слу­ша­ет свою же музы­ку, а что это живой чело­век, кото­ро­му было боль­но, пло­хо, оди­но­ко, кото­рый стра­дал, кото­рый любил…»

Кадр из филь­ма «Жена Чайковского»

Кар­ти­на от скан­да­ли­ста, в кото­рой сюжет завя­зан на том, что Чай­ков­ский — гей; в кото­рой Пет­ра Ильи­ча игра­ет тоже откры­тый гомо­сек­су­а­лист (к тому же ещё и ино­стра­нец); в кото­рой прак­ти­че­ски нет той извест­ной всем музы­ки, хотя кажет­ся, что она про­сто была обя­за­на стать саунд­тре­ком; в кото­рой Oxxxymiron чита­ет рэп, пере­во­пло­тив­шись в Нико­лая Рубин­штей­на. Если вспом­нить ещё и про поли­ти­че­ские выска­зы­ва­ния режис­сё­ра, то будет совсем неслож­но дога­дать­ся, с каки­ми эмо­ци­я­ми боль­шин­ство рос­сий­ских зри­те­лей при­ня­ло «Жену Чайковского».

Сно­ва упо­мя­нем «Богем­скую рап­со­дию». Кар­ти­на Син­ге­ра и Флет­че­ра — тоже исто­рия про вели­ко­го музы­кан­та-гея и про то, как окру­жа­ю­щие стра­да­ют от его нетра­ди­ци­он­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции и тяжё­ло­го харак­те­ра. Толь­ко вот «Жену Чай­ков­ско­го» заки­ды­ва­ют поми­до­ра­ми все кому не лень, а «Богем­скую рап­со­дию» кру­тят даже 1 янва­ря на Пер­вом кана­ле. Сей­час долж­но быть какое-то неза­у­ряд­ное умо­за­клю­че­ние и логич­ное объ­яс­не­ние тому, поче­му рус­скую исто­рию про гомо­сек­су­а­ли­ста рос­сий­ские зри­те­ли нача­ли нена­ви­деть ещё до её выхо­да, а аме­ри­кан­скую исто­рию про гея эти же люди гото­вы смот­реть в Новый год вме­сто «Иро­нии судь­бы». Но логич­но это никак не объяснить.

Отве­ты в сти­ле «Син­гер с Флет­че­ром талант­ли­вее Сереб­рен­ни­ко­ва» вряд ли будут умест­ны, пото­му что дело в дру­гом. Боль­шин­ство пре­тен­зий к «Жене Чай­ков­ско­го» сво­ди­лось к тому, что Сереб­рен­ни­ков яко­бы «копа­ет­ся в чужом гряз­ном белье» вме­сто того, что­бы пока­зы­вать вели­чие ком­по­зи­то­ра. Толь­ко в кар­тине Син­ге­ра это­го белья тоже хва­та­ет с лих­вой, но мно­гие поче­му-то с удо­воль­стви­ем его раз­гля­ды­ва­ют. Объ­яс­не­ние может быть лишь одно: Сереб­рен­ни­ков про­сто зара­бо­тал плохую репутацию.

Сле­ду­ю­щий фильм режис­сё­ра под назва­ни­ем «Лимо­нов, бал­ла­да об Эдич­ке» вый­дет в 2023 году и будет посвя­щён, как неслож­но дога­дать­ся, Эду­ар­ду Лимо­но­ву. Кар­ти­на ещё даже не обза­ве­лась точ­ной датой пре­мье­ры, но уже и сей­час понят­но, что она вызо­вет оче­ред­ной скан­дал. В этом весь Серебренников.

Твор­че­ский кол­лек­тив, зани­мав­ший­ся созда­ни­ем филь­ма «Жена Чай­ков­ско­го». Кирилл Сереб­рен­ни­ков — в цен­тре. Канн­ский кино­фе­сти­валь, 2022 год

Читай­те так­же про дру­гие яркие и не менее скан­даль­ные рос­сий­ские филь­мы в мате­ри­а­ле «Гор­дость рос­сий­ско­го кине­ма­то­гра­фа: выда­ю­щи­е­ся филь­мы про­дю­се­ра Род­нян­ско­го».

Поделиться