Тру-крайм-шоу 1990‑х и 2000‑х годов: разоблачения, трупы и критика власти в прайм-тайм

Кри­ми­наль­ные пере­да­чи — одна из глав­ных состав­ля­ю­щих теле­ви­де­ния 1990‑х годов. В то вре­мя у людей ещё не было круг­ло­су­точ­но доступ­ной новост­ной лен­ты, поэто­му все вести при­хо­ди­лось полу­чать по рас­пи­са­нию из теле­ви­зо­ра. Про­грам­мы в жан­ре тру-крайм были неза­трат­ны­ми в про­из­вод­стве, име­ли высо­кий рей­тинг и помо­га­ли кана­лам зара­ба­ты­вать день­ги на рекламе.

1990‑е годы — вре­мя сво­бо­ды, в том чис­ле теле­ви­зи­он­ной. Мож­но было: не опа­са­ясь нака­за­ния, кри­ти­ко­вать дея­тель­ность вла­сти, чья халат­ность при­во­ди­ла к росту пре­ступ­но­сти; пока­зы­вать заво­ра­жи­ва­ю­щие доку­мен­таль­ные кад­ры с жерт­ва­ми убийств и изна­си­ло­ва­ний; не выби­рать сло­ва и осве­щать любые соци­аль­ные про­бле­мы — от нар­ко­ма­нии до про­сти­ту­ции. Тру-крайм-пере­да­чи нахо­ди­ли отклик у зри­те­лей, пото­му что мно­гие люди стра­да­ли от кри­ми­наль­но­го беспредела.

Неко­то­рые теле­про­грам­мы про­су­ще­ство­ва­ли не одно деся­ти­ле­тие, одна­ко былой запал мно­гих пога­си­ла цен­зу­ра. В 2000‑е годы были осо­бен­но успеш­ны пере­да­чи, рас­ска­зы­ва­ю­щие о пре­ступ­ле­ни­ях вре­мён СССР. Про­грам­мы игра­ли на чув­стве носталь­гии взрос­лых людей и были наи­бо­лее без­опас­ным вари­ан­том тру-крайм-жан­ра с точ­ки зре­ния цензуры.

VATNIKSTAN пред­ла­га­ет вспом­нить леген­дар­ные кри­ми­наль­ные пере­да­чи, кото­рые наво­ди­ли ужас на теле­зри­те­лей 1990‑х и 2000‑х.


«Человек и закон»

Про­грам­ма «Чело­век и закон» нача­ла выхо­дить в 1970 году, и новые выпус­ки сни­ма­ют­ся до сих пор. Пере­да­ча ста­ла одной из пер­вых, в кото­рой рас­ска­зы­ва­ли о поли­ти­че­ских и соци­аль­ных про­бле­мах, несо­вер­шен­стве рабо­ты госу­дар­ствен­ных орга­нов. Осо­бен­но слож­но это уда­ва­лось в пер­вые годы выхо­да про­грам­мы. Тогда не было при­ня­то гово­рить во все­услы­ша­ние, что, ока­зы­ва­ет­ся, на совет­ских ули­цах про­ис­хо­дят убий­ства, встре­ча­ют­ся бом­жи и нар­ко­ма­ны. Всё это силь­но било по вере в непо­гре­ши­мость режи­ма. Один из пер­вых веду­щих, Юрий Кра­у­зе, рассказывал:

«С гор­до­стью вспо­ми­на­ет­ся, что уда­ва­лось „про­тас­ки­вать“ в пере­да­че такие выра­же­ния, как „пре­зумп­ция неви­нов­но­сти“, пока­зы­вать, что нель­зя пре­ступ­ни­ка до суда назы­вать пре­ступ­ни­ком, утвер­ждать, что даже в нашей стране суще­ству­ют мафия и коррупция».

В отли­чие от кри­ми­наль­ных про­грамм, рекон­стру­и­ру­ю­щих пре­ступ­ле­ния про­шло­го, пере­да­ча «Чело­век и закон» рас­ска­зы­ва­ла о совре­мен­ных зло­де­я­ни­ях. Акту­аль­ные сюже­ты вли­я­ли на высо­кие рейтинги.

По всей стране зна­ли о неот­ступ­ных кор­ре­спон­ден­тах пере­да­чи. Горо­жане охот­но дава­ли интер­вью жур­на­ли­стам «Чело­ве­ка и зако­на». Пред­ста­ви­те­ли адми­ни­стра­ции, напро­тив, боя­лись репор­тё­ров. Чинов­ни­ки ста­ра­лись не пока­зы­вать­ся на теле­ви­де­нии в невы­год­ном свете.

Самые резо­нанс­ные выпус­ки про­грам­мы при­шлись на 1990‑е и 2000‑е годы. Тогда вышли пере­да­чи о зато­нув­шей под­лод­ке «Курск», о собы­ти­ях октяб­ря 1993 года, о тер­ак­тах в Беслане и теат­раль­ном цен­тре на Дубровке.

Нынеш­няя про­грам­ма «Чело­век и закон» из про­грес­сив­ной и резо­нанс­ной пре­вра­ти­лась в доволь­но посред­ствен­ную, кон­сер­ва­тив­ную пере­да­чу, зате­ряв­шу­ю­ся сре­ди похо­жих. Веду­щий Алек­сей Пима­нов ушёл от осве­ще­ния акту­аль­ных уго­лов­ных дел к более без­опас­ным сюже­там о мошен­ни­че­стве фит­нес-тре­не­ров или об анти­са­ни­та­рии в при­до­рож­ных забе­га­лов­ках. С выпус­ка­ми 1985 года о послед­стви­ях анти­ал­ко­голь­ной кам­па­нии новые пере­да­чи, конеч­но, не могут сравниться.

Ред­ко мож­но встре­тить совре­мен­ные выпус­ки на ост­рые темы. Напри­мер, пере­да­чу о деле сестёр Хача­ту­рян.


«Криминальная Россия»

«Созда­те­ли сери­а­ла напо­ми­на­ют: „Никто не может быть при­знан винов­ным в совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния ина­че как по при­го­во­ру суда и в соот­вет­ствии с Зако­ном“. УПК РФ ст. 14» — такой текст пред­ва­рял каж­дый выпуск одной из самых жут­ких оте­че­ствен­ных теле­пе­ре­дач. «Кри­ми­наль­ная Рос­сия» — доку­мен­таль­ный про­ект, рас­ска­зы­ва­ю­щий об изощ­рён­ных пре­ступ­ле­ни­ях, про­ис­хо­див­ших в СССР и России.

Про­грам­ма появи­лась на экра­нах в 1995 году. Мно­гих зри­те­лей пора­жа­ла жесто­кость пере­да­чи. Неко­то­рые выпус­ки пред­ва­рял спе­ци­аль­ный дис­клей­мер, напо­ми­нав­ший, что про­грам­ма не для детей и слабонервных.

«Кри­ми­наль­ная Рос­сия», в отли­чие от дру­гих подоб­ных пере­дач, в основ­ном состо­я­ла имен­но из доку­мен­таль­ных кад­ров. В нача­ле каж­до­го выпус­ка шла минут­ная застав­ка: на экране пока­зы­ва­ли жесто­кие сце­ны поим­ки пре­ступ­ни­ков и фото­гра­фии уби­тых жертв. На фоне зву­чал мрач­ный саунд­трек ком­по­зи­то­ра Иго­ря Наза­ру­ка. Музы­ка, похо­жая на похо­рон­ный марш с муж­ским хоро­вым пени­ем и коло­коль­ным зво­ном, пре­ры­ва­лась жут­ки­ми кри­ка­ми и плачем.

Выпуск о Сер­гее Голов­кине, более извест­ном как «Фишер».

В совре­мен­ную эру под­цен­зур­но­го теле­ви­де­ния, когда даже куре­ние в кад­ре запре­ще­но, слож­но пред­ста­вить, как в вечер­нем прайм-тай­ме пока­зы­ва­ли архив­ные съём­ки с изуро­до­ван­ны­ми тела­ми, окро­вав­лен­ны­ми ору­ди­я­ми убий­ства. Часто в эфир попа­да­ли допро­сы убийц. Как рас­ска­зы­вал в интер­вью про­дю­сер «Кри­ми­наль­ной Рос­сии» Дэвид Гам­бург, про­ку­ра­ту­ра охот­но предо­став­ля­ла материалы:

«С само­го нача­ла мы осно­ва­тель­но сотруд­ни­ча­ем с гене­раль­ной про­ку­ра­ту­рой, и, надо отдать долж­ное, нам там все эти годы шли навстре­чу и дава­ли соот­вет­ству­ю­щие ука­за­ния реги­о­наль­ным про­ку­ра­ту­рам, а так­же пред­ла­га­ли те или иные дела».


«Дорожный патруль»

Фено­мен успе­ха «Дорож­но­го пат­ру­ля» для мно­гих оста­ёт­ся загад­кой. В пере­да­че нет ни захва­ты­ва­ю­ще­го рас­сле­до­ва­ния, ни ана­ли­ти­че­ских ком­мен­та­ри­ев, ни попу­ляр­ных веду­щих. Про­грам­ма нача­ла выхо­дить в 1995 году. Каж­дый выпуск начи­нал­ся с воя сире­ны, при­зы­вав­ше­го зри­те­лей к экрану.

В пере­да­че закад­ро­вый голос за восемь минут рас­ска­зы­вал о дорож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­стви­ях, слу­чив­ших­ся в Москве за послед­ние сут­ки. В сере­дине выпус­ка появ­ля­лась ста­ти­сти­ка о ста­ту­се пре­ступ­ле­ний: сколь­ко убийств, раз­бо­ев и гра­бе­жей рас­кры­то и сколь­ко нахо­дят­ся в разработке.

Редак­то­ры «Дорож­но­го пат­ру­ля» дела­ли упор на зре­лищ­ность. В про­грам­му все­гда попа­да­ли кад­ры со страш­ны­ми послед­стви­я­ми ава­рий: смя­ты­ми авто­мо­би­ля­ми, постра­дав­ши­ми и тру­па­ми. Веро­ят­но, в этом и состо­ял успех пере­да­чи: кровь и страх внут­ренне оттал­ки­ва­ли, но любо­пыт­ство бра­ло верх.

«Дорож­ный пат­руль» сотруд­ни­чал с город­ски­ми служ­ба­ми, ста­ра­ясь так­же при­но­сить поль­зу теле­зри­те­лям. Так, в эфи­ре часто пока­зы­ва­ли объ­яв­ле­ния с переч­нем отли­чи­тель­ных при­мет людей, нахо­див­ших­ся в розыс­ке или про­пав­ших без вести.


«Дикое поле»

«Дикое поле» — доку­мен­таль­ные репор­та­жи Алек­сандра Невзо­ро­ва (при­знан ино­аген­том) о соци­аль­ных урод­ствах и вырож­де­нии вла­сти в куль­тур­ной сто­ли­це Рос­сии. Или, как писа­ли в нача­ле каж­дой пере­да­чи, «Санкт-Петер­бург­ские сцены».

Каж­дый выпуск пред­став­лял собой корот­кий репор­таж о про­ис­ше­стви­ях сере­ди­ны 1990‑х годов. Невзо­ров вме­сте с коман­дой выез­жал на место собы­тия, чтоб запе­чат­леть ужас и неспра­вед­ли­вость на ули­цах Петербурга.

В «Диком поле» всё соот­вет­ство­ва­ло кри­ми­наль­ной жур­на­ли­сти­ке того вре­ме­ни: абсо­лют­но «чер­нуш­ные» сюже­ты о людо­едах, интер­вью с убий­ца­ми, доку­мен­таль­ные кад­ры с тру­па­ми. Одним из самых запо­ми­на­ю­щих­ся выпус­ков счи­та­ет­ся «Повар» — сюжет о с виду при­лич­ном чело­ве­ке, кото­рый в сво­ей квар­ти­ре уби­вал людей, а потом гото­вил из них суп и дру­гие блю­да. В этой пере­да­че осо­бен­но мно­го нату­ра­ли­сти­че­ских подроб­но­стей: Невзо­ров пока­зал зри­те­лям и сам суп, и отре­зан­ную голо­ву, кото­рую нашли в мусор­ном баке, и рас­чле­нён­ные кус­ки тела, зама­ри­но­ван­ные с луком.

Одна­ко про­грам­ма не огра­ни­чи­ва­лась толь­ко лишь изоб­ра­же­ни­ем кош­ма­ров Петер­бур­га. В каж­дом выпус­ке Невзо­ров под­во­дил зри­те­ля к мыс­ли, что ниче­го ужас­но­го бы не слу­чи­лось, если бы не халат­ность и без­дей­ствие вла­стей. Напри­мер, в том же выпус­ке «Повар» веду­щий, пока­зы­вая в кад­ре обгло­дан­ные кости, обра­щал­ся к телезрителям:

«Не надо отво­ра­чи­вать­ся! Это Санкт-Петер­бург, жела­ю­щий про­во­дить все­мир­ные Олим­пий­ские игры. Это Санкт-Петер­бург и его абсо­лют­но под­лин­ная изнан­ка. Город, где еже­днев­но про­во­дят­ся пре­зен­та­ции, без­дель­ни­ча­ет власть, уби­ва­ют и едят людей».

Невзо­ров неред­ко под­вер­гал­ся опас­но­сти во вре­мя съё­мок, когда запи­сы­вал интер­вью с манья­ка­ми и убий­ца­ми. Самый рис­ко­ван­ный посту­пок веду­щий совер­шил в выпус­ке «Пра­ва чело­ве­ка». Тогда дове­дён­ный до край­но­сти неспра­вед­ли­вым отно­ше­ни­ем вла­стей петер­бург­ский житель выехал на Нев­ский про­спект в зами­ни­ро­ван­ном авто­мо­би­ле. Невзо­ров не толь­ко позна­ко­мил­ся с води­те­лем, но и сел на пас­са­жир­ское сиде­нье в маши­ну, что­бы потен­ци­аль­ный смерт­ник согла­сил­ся отъ­е­хать подаль­ше от цен­траль­ной улицы.

В под­лин­ность неко­то­рых исто­рий слож­но пове­рить. Мож­но запо­до­зрить коман­ду Невзо­ро­ва в поста­но­воч­ных сюже­тах, но про­ве­рить это сей­час нереально.

Так­же нель­зя с уве­рен­но­стью ска­зать о том, что дви­га­ло жур­на­ли­стом: искрен­нее жела­ние помочь мили­ции или воз­мож­ность запо­лу­чить экс­клю­зив­ные кад­ры. Но имен­но за эту жур­на­лист­скую без­ба­шен­ность зри­те­ли люби­ли Невзорова.


«Независимое расследование»

«Неза­ви­си­мое рас­сле­до­ва­ние» — это детек­тив­ное ток-шоу, бес­смен­ным веду­щим кото­ро­го был теле­жур­на­лист Нико­лай Нико­ла­ев. Пере­да­ча пред­став­ля­ла собой рекон­струк­цию акту­аль­ных и резо­нанс­ных уго­лов­ных дел в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни. По ходу про­грам­мы веду­щий давал сло­во участ­ни­кам собы­тий, оче­вид­цам, пси­хо­ло­гам, сотруд­ни­кам МВД и ФСБ.

Соглас­но задум­ке, «рас­сле­до­ва­ние», про­во­ди­мое в теле­эфи­ре, долж­но было выявить новую вер­сию собы­тий и тем самым помочь след­ствию. Одна­ко если во вре­мя про­грам­мы уда­ва­лось выяс­нить что-то новое, то это было ско­рее пре­це­ден­том, чем обык­но­вен­ной прак­ти­кой. Напри­мер, в одном из интер­вью Нико­ла­ев утвер­ждал: на шоу о ката­стро­фе авиа­лай­не­ра Ту-134 под Пет­ро­за­вод­ском дис­пет­чер впер­вые рас­ска­зал о тра­ги­че­ской халат­но­сти руко­вод­ства служ­бы поис­ко­во­го ава­рий­но-спа­са­тель­но­го обес­пе­че­ния полётов.

Одна­ко обыч­но веду­щий лишь ком­пи­ли­ро­вал уже извест­ные подроб­но­сти и давал новую жизнь изби­тым дис­кус­си­ям. Часто тема­ми пере­да­чи ста­но­ви­лись «вися­ки» — уго­лов­ные дела, по кото­рым след­ствие шло несколь­ко лет. Напри­мер, когда ток-шоу пере­шло с НТВ на ОРТ (2001), пре­мьер­ным выпус­ком ста­ла пере­да­ча, посвя­щён­ная убий­ству депу­та­та Гос­ду­мы Гали­ны Ста­ро­вой­то­вой (1998).

Шоу часто обви­ня­ли в бес­такт­но­сти и жесто­ко­сти по отно­ше­нию к при­гла­шён­ным оче­вид­цам. Боль­шой резо­нанс и кри­ти­ку вызвал выпуск о зато­нув­шей под­лод­ке «Курск», когда веду­щий попро­сил род­ствен­ни­ков погиб­ших про­чи­тать вслух пред­смерт­ные пись­ма близких.

Несмот­ря на все изъ­я­ны, пере­да­ча име­ла бла­го­род­ную цель — рас­ска­зать зри­те­лям без при­крас и про­па­ган­ды о том, как было на самом деле. Нико­лай Нико­ла­ев нико­гда не пре­да­вал «неза­ви­си­мую» репу­та­цию пере­да­чи и все­гда сам участ­во­вал в раз­ра­бот­ке темы, в поис­ке экс­пер­тов, напи­са­нии сце­на­рия. Имен­но из-за прин­ци­пи­аль­но­сти Нико­ла­ев не смог рабо­тать на Пер­вом кана­ле, где ему пред­ло­жи­ли про­сто про­из­но­сить в кад­ре текст по бумажке:

«Я устал про­ти­во­сто­ять их зака­зам — темам, кото­рые они выби­ра­ют. Мои поже­ла­ния во вни­ма­ние не при­ни­ма­лись. Я при­хо­дил на канал жур­на­ли­стом, а меня пыта­ют­ся пре­вра­тить в официанта».


«Следствие вели…»

«След­ствие вели…» с Лео­ни­дом Канев­ским — доку­мен­таль­ная пере­да­ча о самых гром­ких уго­лов­ных делах СССР. Про­грам­ма доволь­но совре­мен­ная — выхо­дит с 2006 года, — одна­ко это не меша­ет ей точ­но пере­да­вать анту­раж жиз­ни совет­ских людей.

Каж­дая пере­да­ча пред­став­ля­ла собой рекон­струк­цию пре­ступ­ле­ния, кото­рую скру­пу­лёз­но под­го­тав­ли­ва­ли редак­то­ры. В про­грам­ме было два пла­ста: пер­вый — худо­же­ствен­ный, в нём при­гла­шён­ные актё­ры разыг­ры­ва­ли исто­рию пре­ступ­ле­ния; вто­рой — доку­мен­таль­ный, в него вхо­ди­ли интер­вью с участ­ни­ка­ми и оче­вид­ца­ми собы­тий, мне­ния сле­до­ва­те­лей и экс­пер­тов, архив­ные мате­ри­а­лы уго­лов­ных дел, мили­цей­ские отчё­ты. Ино­гда редак­то­ры даже про­ве­ря­ли вер­сии след­ствия мето­дом эксперимента.

Свя­зу­ю­щим зве­ном высту­пал актёр Лео­нид Канев­ский. Он ком­мен­ти­ро­вал про­ис­хо­дя­щие на экране собы­тия, пояс­нял для моло­дых зри­те­лей осо­бен­но­сти совет­ско­го быта, давал исто­ри­че­ские справ­ки. Канев­ский не раз под­чёр­ки­вал, что «След­ствие вели…» — во мно­гом автор­ская про­грам­ма. Он не толь­ко голос-ком­мен­та­тор, но и экс­перт с точ­кой зрения:

«Кто-то был осуж­дён, кто-то ещё от чего-то постра­дал, кто-то был неви­но­вен — наша про­грам­ма выдви­га­ет свою вер­сию про­ис­шед­ше­го, и в этом очень важ­но моё вос­при­я­тие тех собы­тий. Меня же зри­тель вос­при­ни­ма­ет как авто­ра, рас­сказ­чи­ка, иссле­до­ва­те­ля, кото­рый сам поко­пал­ся в архивах».

Стар­ше­му поко­ле­нию пере­да­ча дава­ла чув­ство носталь­гии по ушед­шим вре­ме­нам, а моло­дё­жи демон­стри­ро­ва­ла мир совет­ско­го человека.

Осо­бое место в про­грам­ме зани­ма­ли скет­чи, в кото­рых Лео­нид Канев­ский рас­ска­зы­вал о пред­ме­тах совет­ско­го быта, впо­след­ствии мастер­ски свя­зы­вая опи­са­ние с темой выпус­ка. Вот, напри­мер, как веду­ще­му уда­лось перей­ти от маг­ни­то­фо­на «Маяк 205» к Вик­то­ру Цою в выпус­ке о гибе­ли музыканта:

«Кату­шеч­ный маг­ни­то­фон „Маяк 205“. Уве­си­стый ящик, три ско­ро­сти, четы­ре дорож­ки. Госце­на — 299 руб­лей. Люди копи­ли на него день­ги по пол­го­да, а то и доль­ше. Если любя­щие роди­те­ли поку­па­ли ребён­ку такую доро­гую игруш­ку, то обя­за­тель­но пре­ду­пре­жда­ли его: „Бере­ги маг­ни­то­фон — сле­ду­ю­щий купишь сам, когда вырас­тешь“. Имен­но на таком аппа­ра­те Вик­тор Цой запи­сы­вал свои пер­вые песни».

Обще­ствен­ная оцен­ка пере­да­чи была не про­сто неод­но­знач­ной, но и во мно­гом абсурд­ной. Про­грам­ма запо­лу­чи­ла кри­ти­ков и со сто­ро­ны поклон­ни­ков совет­ско­го вре­ме­ни, и от его про­тив­ни­ков. Пер­вые усмат­ри­ва­ли в изоб­ра­же­нии быта СССР наме­ре­ние опо­ро­чить совет­скую власть. Канев­ский неред­ко гово­рил о про­бле­мах дефи­ци­та, несво­бо­ды, кор­руп­ции тех вре­мён. Напри­мер, в одном из скет­чей веду­щий удив­лял­ся «дели­ка­те­сам», кото­рые его при­я­тель нёс в авоське:

«В совет­ские годы чело­век с изоби­ли­ем про­дук­тов в руках вызы­вал непод­дель­ный инте­рес: „Это в каком же гастро­но­ме выбро­си­ли столь­ко дефи­ци­та?“ Обла­да­те­лей дели­ка­те­сов на ули­цах про­во­жа­ли завист­ли­вые взгляды».

Вто­рых воз­му­ща­ло вос­хва­ле­ние мили­цей­ской доб­ле­сти, храб­ро­сти опе­ра­тив­ни­ков, ловив­ших пре­ступ­ни­ков. Мол, зачем поэ­ти­зи­ро­вать надёж­ность и без­опас­ность совет­ской жиз­ни, если в то вре­мя про­ис­хо­ди­ли такие ужас­ные преступления.

Несмот­ря на кри­ти­ку, шоу любят раз­ные поко­ле­ния зри­те­лей. Лео­нид Канев­ский, бла­го­да­ря ост­ро­ум­ным выска­зы­ва­ни­ям в пере­да­че, пере­о­ди­че­ски ста­но­вит­ся геро­ем интер­нет-мемов. Это поз­во­ля­ет веду­ще­му оста­вать­ся попу­ляр­ным даже сре­ди тех, кто нико­гда не смот­рел ни «След­ствие вели…», ни теле­ви­зор вообще.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же дру­гие наши мате­ри­а­лы о теле­ви­де­нии 1990‑х:

Кули­нар­ные пере­да­чи 1990—2000‑х годов: «Смак» со звёз­да­ми, сыр­ни­ки Высоц­кой и треш-шоу

Кри­зис в пря­мом эфи­ре

Фут­боль­ные пере­да­чи 1990‑х

Поделиться