От эфиров из подъезда до «Дома с привидениями»: передачи, которые вёл Александр Масляков

Сего­дня имя Алек­сандра Мас­ля­ко­ва ассо­ци­и­ру­ет­ся у зри­те­ля исклю­чи­тель­но с Клу­бом весё­лых и наход­чи­вых. Но в 70‑е и 80‑е годы про­шло­го века были десят­ки пере­дач, над кото­ры­ми он рабо­тал, вклю­чая репор­та­жи, пря­мые транс­ля­ции, кон­кур­сы кра­со­ты, песен­ные фести­ва­ли и так далее. Собра­ли субъ­ек­тив­ную пятёр­ку наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ных шоу с уча­сти­ем пре­зи­ден­та Меж­ду­на­род­но­го сою­за КВН, вскользь упо­мя­нув неко­то­рые важ­ные камео: во «Взгля­де», «Что? Где? Когда?» и даже за бара­ба­ном «Поля чудес».


«Алло, мы ищем таланты!»

Вопре­ки сло­жив­ше­му­ся мифу, Алек­сандр Васи­лье­вич не толь­ко не был пер­вым веду­щим КВН, но даже не отно­сил­ся к чис­лу его «изоб­ре­та­те­лей». Попу­ляр­ная сту­ден­че­ская игра появи­лась на ТВ в 1961 году, а Мас­ля­ков стал вести её в 1964‑м, в одно­ча­сье пере­ква­ли­фи­ци­ро­вав­шись из рядо­во­го сту­ден­та-инже­не­ра в звез­ду чёр­но-бело­го экрана.

В авгу­сте 1972 года КВН закры­ли, но люби­мец пуб­ли­ки не остал­ся без дела. Нуж­но было вести «Алло, мы ищем талан­ты!» — совет­ский ана­лог совре­мен­ных шоу вро­де Britain’s Got Talent и «Мину­ты сла­вы», где само­род­ки из наро­да полу­ча­ли шанс стать при­знан­ны­ми артистами.

Афи­ша про­грам­мы «Алло, мы ищем талан­ты!». Источ­ник

В выпус­ке пере­да­чи «Абра­ка­даб­ра» от 24 нояб­ря 2019 года, посвя­щён­ной дню его рож­де­ния, Мас­ля­ков вспоминал:

«Я потом делал ещё мно­го пере­дач, но вот с этой про­грам­мой мы друг дру­гу как-то непло­хо под­хо­ди­ли. Я ведь тоже при­шёл на теле­ви­де­ние из само­де­я­тель­но­сти. И надо отдать долж­ное, „Алло, мы ищем талан­ты!“ откры­ла доро­гу на про­фес­си­о­наль­ную эст­ра­ду многим».

Сре­ди этих мно­гих мож­но выде­лить таш­кент­ский вокаль­но-инстру­мен­таль­ный ансамбль «Ялла», извест­ный по песне «Учку­дук» («Три колод­ца»). Груп­па не смог­ла при­е­хать на съём­ку, но их встре­ча со зри­те­лем всё же состо­я­лась «с помо­щью теле­ви­зи­он­ной техники».

В 1972 году «Алло, мы ищем талан­ты!» сни­ма­ли на выез­де — в горо­де Чер­нов­цы (Укра­ин­ская ССР). Мест­ные кол­лек­ти­вы не горе­ли жела­ни­ем сле­до­вать уста­нов­кам, соглас­но кото­рым пес­ни надо было петь на рус­ском и посвя­щать их глав­ным обра­зом вели­чию совет­ско­го государства.

Воз­мож­но, будь на месте веду­ще­го кто-то дру­гой, про­грам­ма пошла бы в эфир «как поло­же­но», а недо­воль­ных попро­си­ли бы уда­лить­ся. Но Алек­сандр Васи­лье­вич решил риск­нуть. О том, что из это­го вышло, рас­ска­зы­вал поэт Васи­лий Бабух:

«И буко­вин­цы, и льво­вяне убе­ди­ли Алек­сандра Мас­ля­ко­ва, что на рус­ском им петь тяже­ло, что они не жела­ют „ковер­кать“ сво­им „запа­ден­ским“ акцен­том „вели­кий, могу­чий язык“.

Впер­вые с Остан­ки­но на мно­го­мил­ли­он­ную ауди­то­рию про­зву­ча­ли заме­ча­тель­ные образ­цы новей­шей укра­ин­ской эст­ра­ды. „От Моск­вы до самых окра­ин“ поле­те­ли поко­рять серд­ца людей песен­ные шедев­ры Лев­ка Дут­ков­ско­го „Сне­жин­ки пада­ют“, „Жела­ние“, „В Кар­па­тах ходит осень“, „Чер­во­на рута“ Вла­ди­ми­ра Ивасюка.

С пода­чи львов­ской груп­пы „Арни­ка“ про­зву­ча­ла тогда на весь Совет­ский Союз и пре­ис­пол­нен­ная тра­гиз­ма пес­ня сече­вых стрель­цов „Чор­ная рил­ля изоранная…“».

Зри­те­лям в сту­дии так понра­вил­ся кон­церт, что они не хоте­ли отпус­кать арти­стов. Мас­ля­ко­ву при­шлось про­дол­жить пря­мой эфир, из-за чего сле­до­вав­шая за «Талан­та­ми» про­грам­ма «Вре­мя» вышла с задерж­кой на 20 минут.

В ито­ге Алек­сандр Васи­лье­вич полу­чил выго­вор — вос­тор­жен­ные пись­ма от теле­зри­те­лей со все­го СССР, кото­рые бла­го­да­ри­ли за эфир из Чер­нов­цов, началь­ство не смяг­чи­ли. А в нояб­ре 1972 года (впро­чем, воз­мож­но это все­го лишь слу­чай­ность) «Алло, мы ищем талан­ты!» ушли в бес­сроч­ный отпуск. В отли­чие от КВН — навсегда.


«А ну-ка, девушки!»

Кон­струк­ция «а ну-ка, девуш­ки», со вре­ме­нем став­шая чем-то вро­де фра­зео­ло­гиз­ма, появи­лась в 1930‑х — в каче­стве строч­ки из попу­ляр­ной пес­ни «Идём, идём весё­лые подру­ги!», про­зву­чав­шей в филь­ме «Бога­тая неве­ста» Ива­на Пырье­ва. А в 1970 году так назва­ли новую теле­ви­зи­он­ную игру, кото­рая про­дер­жа­лась в эфи­ре целых 17 лет.

Мож­но ска­зать, что это была совет­ская вари­а­ция на тему тра­ди­ци­он­но­го кон­кур­са кра­со­ты, куда доба­ви­лись эле­мен­ты в духе про­грамм «Зва­ный ужин» или «Послед­ний герой». Участ­ни­цы долж­ны были не толь­ко пока­зать себя, но и «пошуст­рить» по хозяй­ству, отве­тить на вопро­сы веду­ще­го, а то и раз­ли­чить птиц по голо­су или отли­чить съе­доб­ное рас­те­ние от несъедобного.

В «Абра­ка­даб­ре» один из выпус­ков пере­да­чи, сме­ясь, пере­ска­зы­ва­ет Лео­нид Якубович:

«Им выда­ли огром­ную гру­ду цып­лят жёл­тень­ких таких, и они долж­ны были быст­ро-быст­ро, кто быст­рей, обна­ру­жить, кто из них маль­чик, кто из них девоч­ка. Кому это при­шло в голо­ву, я не знаю, но выгля­де­ло это совер­шен­но потря­са­ю­ще. Хва­тал­ся цып­лё­нок, раз­дви­га­лись нож­ки: „Девоч­ка“. Сле­ду­ю­щий цып­лё­нок: „Маль­чик“. Смот­реть на это было невозможно».

Как и КВН, «А ну-ка, девуш­ки!» на какое-то вре­мя из сугу­бо теле­ви­зи­он­но­го явле­ния пре­вра­ти­лись в игро­вой фор­мат госу­дар­ствен­но­го мас­шта­ба. Сорев­но­ва­ния меж­ду девоч­ка­ми и девуш­ка­ми орга­ни­зо­вы­ва­лись в шко­лах, дет­ских лаге­рях, уни­вер­си­те­тах — где захочется.

После закры­тия пере­да­чи обы­чай забыл­ся, но в 2024 году, по сооб­ще­ни­ям средств мас­со­вой инфор­ма­ции, к нему заду­ма­ли вер­нуть­ся, пред­ва­ри­тель­но как сле­ду­ет «рас­кру­тив»:

«С соот­вет­ству­ю­щим пред­ло­же­ни­ем к гла­ве госу­дар­ства обра­ти­лась сотруд­ни­ца „Урал­ва­гон­за­во­да“ во вре­мя обще­ния Пути­на с кол­лек­ти­вом пред­при­я­тия. Она <…> рас­ска­за­ла пре­зи­ден­ту о про­хо­дя­щем на заво­де кор­по­ра­тив­ном кон­кур­се „А ну-ка, девуш­ки“, отме­тив, что в СССР такие меро­при­я­тия носи­ли более мас­штаб­ный харак­тер <…> и пред­ло­жи­ла воз­ро­дить этот кон­курс сей­час в мас­шта­бе стра­ны, с про­ве­де­ни­ем его в Ниж­нем Тагиле.

„Обя­за­тель­но“, — отве­тил Путин. „Я сей­час не могу ска­зать, как это мы быст­ро сде­ла­ем, в каком фор­ма­те будет, будет это регу­ляр­но или нет, но мы на ваше пред­ло­же­ние обя­за­тель­но отре­а­ги­ру­ем. Я гаран­ти­рую, здесь мы поду­ма­ем, как это подраскрутить“».

«А ну-ка, девуш­ки!». Источ­ник

Ком­мен­ти­руя архив­ные кад­ры из выпус­ков теле­пе­ре­да­чи, Мас­ля­ков замечал:

«То, что вы виде­ли, — это уже послед­ние пере­да­чи, дру­гих не сохра­ни­лось. Вот это, кста­ти, навер­ное, один из мину­сов моей про­фес­сии. Был бы арти­стом, сни­мал­ся бы в кино, и всё, и пло­хое, и хоро­шее было бы береж­но сохра­не­но. А теле­ви­де­ние — шту­ка силь­но сиюминутная.

В Госте­ле­ра­дио­фон­де сохра­ни­лись бук­валь­но кро­хи, даже не деся­тая часть того, что было сня­то. Впро­чем, и за это искрен­нее спа­си­бо. Но мно­гие пере­да­чи, как мне кажет­ся, были бы достой­ны того, что­бы их сохра­нить пол­но­стью. В том чис­ле и „А ну-ка, девушки!“».

Любо­пыт­но, что тема деву­шек не оста­ви­ла Алек­сандра Васи­лье­ви­ча и в даль­ней­шем. Так, в 1989 году на пару с Лео­ни­дом Яку­бо­ви­чем он про­вёл пер­вый все­со­юз­ный кон­курс кра­со­ты «Мисс СССР».


«12 этаж»

И КВН, и «А ну-ка, девуш­ки!», и мно­гие дру­гие зна­ко­вые про­грам­мы совет­ско­го теле­ви­де­ния созда­ва­лись в зна­ме­ни­той Глав­ной редак­ции про­грамм для моло­дё­жи. Ещё одним без­услов­ным шедев­ром кол­лек­ти­ва, кото­рый рас­по­ла­гал­ся на две­на­дца­том эта­же «Остан­ки­но», была пере­да­ча «12 этаж», выхо­див­шая в эфир во вто­рой поло­вине 80‑х годов.

Нача­ло «12 эта­жа»: веду­щий про­хо­дит сквозь лого­тип Моло­дёж­ной редак­ции. Источ­ник

К тому вре­ме­ни Алек­сандр Васи­лье­вич был уже сло­жив­шем­ся шоуме­ном и его образ для нова­тор­ско­го теле­ви­де­ния эпо­хи пере­строй­ки мог казать­ся немно­го «ретро». Тем не менее в 1985 году Мас­ля­ков при­со­еди­нил­ся к кол­лек­ти­ву ост­ро­со­ци­аль­но­го ток-шоу и, сидя за сто­лом в огром­ной сту­дии, лихо управ­лял теле­мо­ста­ми. На связь с Моск­вой попе­ре­мен­но выхо­ди­ли жите­ли раз­ных горо­дов Сою­за и зада­ва­ли ост­рые вопро­сы, отве­чать на кото­рые при­хо­ди­лось чинов­ни­кам, в том чис­ле доволь­но круп­ным — мини­страм, например.

Позд­нее о при­чи­нах сво­е­го уча­стия в «12 эта­же» и мно­гих дру­гих «экс­пе­ри­мен­таль­ных» совет­ских теле­про­ек­тах Алек­сандр Васи­лье­вич гово­рил так:

«На мне отра­ба­ты­ва­лись новые фор­ма­ты. Мало кто пом­нит теперь уже, но имен­но меня леген­дар­ный созда­тель „Что? Где? Когда?“ Вла­ди­мир Яко­вле­вич Воро­ши­лов при­гла­сил вести самую первую пере­да­чу. Я начи­нал ещё про­грам­мы „Весё­лые ребя­та“, „12 этаж“…»

К сожа­ле­нию, о «Весё­лых ребя­тах» того пери­о­да, когда их вёл Мас­ля­ков (с 1978 по 1981 год), мало что извест­но. Вро­де как сту­дия пред­став­ля­ла из себя гигант­скую шля­пу, в кото­рой нахо­ди­лись все участ­ни­ки это­го совет­ско­го ана­ло­га «Comedy батт­ла». Моло­дые коми­ки сорев­но­ва­лись в юмо­ре, и тот, кто высту­пил удач­но, полу­чал в пода­рок шля­пу и путёв­ку на Меж­ду­на­род­ный фести­валь сати­ры в Габро­во (Бол­га­рия). Про­иг­рав­ше­му дава­ли поло­вин­ку шля­пы и отправ­ля­ли домой.

Кадр из выпус­ка «Весё­лых ребят» (1982). Воз­мож­но, та самая студия-шляпа

Но вер­нём­ся к «12 эта­жу». Дру­гой его веду­щий, один из созда­те­лей про­грам­мы и тогдаш­ний глав­ный редак­тор про­грамм для моло­дё­жи Эду­ард Сага­ла­ев в интер­вью Свет­лане Соро­ки­ной при­во­дил при­мер бесе­ды, кото­рая мог­ла состо­ять­ся в рам­ках шоу и при­ве­сти к ощу­ти­мым послед­стви­ям для совет­ской действительности:

«Был теле­мост с Тольят­ти. А тогда толь­ко что Миха­ил Сер­ге­е­вич Гор­ба­чёв выдви­нул идею, что наши авто­мо­би­ли долж­ны быть самы­ми луч­ши­ми в мире. И вот сто­ит пер­вый сек­ре­тарь тольят­тин­ско­го гор­ко­ма. И я говорю:

— Ну вы сами вери­те в это?

Он гово­рит:

— Да, ведь есть поста­нов­ле­ние ЦК, и Миха­ил Сер­ге­е­вич ска­зал. Наши авто­мо­би­ли будут луч­ши­ми в мире.

А рядом сто­ит какой-то маль­чик. Я говорю:

— Маль­чик, ска­жи, пожа­луй­ста, а вот ты веришь в это?

Он гово­рит:

— Нет. Я в это не верю. Это­го не будет никогда.

Я гово­рю:

— Вот видишь, маль­чик, а вот этот дядень­ка, пер­вый сек­ре­тарь гор­ко­ма пар­тии, верит.

Маль­чик говорит:

— Да. Это мой папа.

И вот тут я задал вопрос, о кото­ром не жалею. Я сказал:

— Кто-то из вас лжёт. Кто?

Была пау­за. И папа сказал:

— Я».

По сло­вам Эду­ар­да Михай­ло­ви­ча, вско­ре после того, как этот эпи­зод ока­зал­ся в эфи­ре, папу-сек­ре­та­ря сня­ли с должности.

Наи­бо­лее извест­ной руб­ри­кой «12 эта­жа» был так назы­ва­е­мый «теле­мост с лест­ни­цей»: на экране воз­ни­ка­ли под­рост­ки, сидя­щие на сту­пень­ках в обык­но­вен­ном «пади­ке», гото­вые нефор­маль­но и даже дерз­ко «пере­те­реть» с пред­ста­ви­те­ля­ми стар­ше­го поколения.

Жур­на­лист Вла­ди­слав Фляр­ков­ский, ответ­ствен­ный за эфи­ры из подъ­ез­да, рассказывал:

«Для них ещё не было таких регу­ли­ру­ю­щих жизнь поня­тий, как иерар­хия и суб­ор­ди­на­ция. Это было вид­но в эфире. <…>

Я пом­ню, как Эду­ард Михай­ло­вич задал вопрос мальчику:

— Вы что-то пла­ни­ру­е­те вооб­ще сде­лать для того, что­бы постро­ить свою жизнь, постро­ить свой дом?

Маль­чик ответил:

— А зачем? В послед­нем поста­нов­ле­нии пар­тии ска­за­но, что к 2000 году каж­дая моло­дая семья будет иметь отдель­ную квартиру.

— А как ты себе это пред­став­ля­ешь, отку­да возь­мёт­ся эта квар­ти­ра? Её при­не­сут на таре­лоч­ке с голу­бой каёмочкой?

— Думаю, что на таре­лоч­ке с голу­бой каёмочкой».

В 1987 году «12 этаж» закры­ли по реше­нию полит­бю­ро с фор­му­ли­ров­кой «такой моло­дё­жи у нас нет». Одна­ко уже в 1989 году пере­да­ча вер­ну­лась. Прав­да, Алек­сандр Васи­лье­вич её боль­ше не вёл — с голо­вой ушёл, во-пер­вых, в воз­рож­дён­ный в 1986 году КВН, а во-вто­рых, в неко­то­рые дру­гие, пол­но­стью автор­ские проекты.


«Александр-шоу»

В 1990 году в рам­ках Моло­дёж­ной редак­ции Цен­траль­но­го теле­ви­де­ния воз­ник­ла орга­ни­за­ция под назва­ни­ем ТТО «АМиК» — твор­че­ское теле­ви­зи­он­ное объ­еди­не­ние «Алек­сандр Мас­ля­ков и ком­па­ния». Этот кол­лек­тив зани­мал­ся, глав­ным обра­зом, КВН, но оста­ва­лось вре­мя и для дру­гих пере­дач. Так, в 1991 году в про­из­вод­ство запу­сти­ли «Алек­сандр-шоу», кото­рое счи­та­ет­ся пер­вой про­бой фор­ма­та Late night show в СССР.

«Вряд ли [Мас­ля­ков] видел ана­ло­ги Джон­ни Кар­со­на и ран­не­го Дэви­да Лет­тер­ма­на, но точ­но остал­ся под оча­ро­ва­ни­ем нео­но­вых огней в застав­ке пере­да­чи. В пер­вом выпус­ке он ско­ман­до­вал „Дай­те пол­ный свет“ на сцене — ещё не в съё­моч­ном пави­льоне, а в каком-то кон­церт­ном зале. <…>

Шоу стар­то­ва­ло в вос­кре­се­нье, в 22:15 (сра­зу после леген­дар­ной „Люб­ви с пер­во­го взгля­да“), и зани­ма­ло в сет­ке почти два часа. Мас­ля­ков сидел за сто­лом, пока Люд­ми­ла Гур­чен­ко испол­ня­ла пес­ню вжи­вую и при­зна­ва­лась ему в люб­ви. В „Алек­сандр-шоу“ было обще­ние с детьми на каме­ру, как в руб­ри­ке „Взгляд сни­зу“ у Урган­та. Вот толь­ко в маль­чи­ке Саше, кото­ро­го веду­щий назвал роман­ти­ком, уга­ды­вал­ся его сын Сан Саныч».

Пол­но­цен­ные запи­си пере­да­чи разыс­кать не уда­лось, но отдель­ные фраг­мен­ты обна­ру­жи­лись в уже упо­ми­на­е­мой «Абра­ка­даб­ре». Кон­церт­ные номе­ра, в кото­рых Алек­сандр Васи­лье­вич про­бу­ет себя в роли режис­сё­ра, сни­мая «фильм» с Нико­ла­ем Кара­чен­цо­вым, тан­цу­ет с Любо­вью Поли­щук и слу­ша­ет «сере­на­ду» от Люд­ми­лы Гур­чен­ко, пере­ме­жа­ют­ся с репор­та­жа­ми, в кото­рых Мас­ля­ков высту­па­ет в роли доб­ро­го вол­шеб­ни­ка — напри­мер, дарит моло­до­жё­нам поезд­ку в Югославию.

Застав­ка «Алек­сандр-шоу». Источник

Увы, экран­ная жизнь «Алек­сандр-шоу» была корот­кой. Кон­цеп­цию с вопло­ще­ни­ем в жизнь завет­ных меч­та­ний граж­дан несколь­ко лет спу­стя попы­та­лись раз­вить в дру­гой пере­да­че ТТО «АМиК», кото­рую, разу­ме­ет­ся, тоже вёл Мас­ля­ков — «Трам­вай „Жела­ние“». Но и она вско­ре закры­лась. Годы спу­стя по это­му пово­ду Алек­сандр Васи­лье­вич груст­но заметил:

«Навер­ное, „Трам­вай „Жела­ние““ был чуть ли не послед­ней про­грам­мой, сде­лан­ной в ста­рых доб­рых совет­ских тра­ди­ци­ях. Поэто­му, думаю, про­грам­ма и не полу­чи­ла про­дол­же­ния. С доб­ро­той в стране ста­но­ви­лось всё сложнее».


«Дом с привидениями»

Несмот­ря на то что к кон­цу 90‑х КВН вновь стал одной из самых попу­ляр­ных пере­дач на ТВ и насто­я­щим моло­дёж­ным дви­же­ни­ем, в «АМиК» про­дол­жа­ли вре­мя от вре­ме­ни экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. В янва­ре 1999 года газе­та «Аргу­мен­ты и фак­ты» в замет­ке с интри­гу­ю­щим под­за­го­лов­ком «Что зарыл Мас­ля­ков» оповестила:

«НОВЫЙ про­ект теле­ком­па­нии „АМиК“ и сети ТНТ — про­грам­ма „Дом с при­ви­де­ни­я­ми“. Эда­кая рус­ская импро­ви­за­ция на тему „Клю­чей от фор­та Боярд“, толь­ко без сну­ю­щих в рит­ме бро­унов­ско­го дви­же­ния кар­ли­ков и с тру­дом гово­ря­щих деду­шек. Глав­ный затей­ник (он же ста­рый граф, зарыв­ший сокро­ви­ща) — Алек­сандр Мас­ля­ков, его помощ­ни­ки по изде­ва­тель­ствам над участ­ни­ка­ми игры — кавэ­эн­щи­ки коман­ды Харь­ков­ско­го авиа­ци­он­но­го института».

Золо­тые бук­вы «Алек­сандр Мас­ля­ков и ком­па­ния» рядом с лого­ти­пом ТНТ 90‑х — пред­ста­вить это так же труд­но, как и Алек­сандра Васи­лье­ви­ча с накле­ен­ны­ми уса­ми и в костю­ме а‑ля XIX век в роли полу­про­зрач­но­го при­ви­де­ния. Хотя на сего­дняш­ний день в Сети досту­пен лишь неболь­шой фраг­мент одно­го из выпус­ков, даже он спо­со­бен про­из­ве­сти впечатление.

Рекон­стру­и­ро­вать содер­жа­ние теле­иг­ры помо­га­ют отзы­вы зри­те­лей. Обыч­ная рос­сий­ская семья при­ез­жа­ла в усадь­бу Суха­но­во, где оби­та­ли при­зрак гра­фа N и два его помощ­ни­ка в испол­не­нии участ­ни­ков коман­ды КВН ХАИ Иго­ря Диден­ко и Гле­ба Тимо­шен­ко. Игро­кам пред­ла­га­лись раз­лич­ные испы­та­ния, дей­стви­тель­но напо­ми­на­ю­щие о «задач­ках» из «Фор­та Боярд». В кон­це — поис­ки кла­да. Нашли — молод­цы, выиг­рыш ваш. Не нашли — при­дёт­ся уез­жать ни с чем.

Сто­ит заме­тить, что граф N — не пер­вое экран­ное пере­во­пло­ще­ние Алек­сандра Мас­ля­ко­ва. В его анке­те на сай­те «Кино­по­иск» ука­за­но семь актёр­ских работ. Прав­да, в основ­ном это роли раз­но­об­раз­ных теле­ви­зи­он­ных работ­ни­ков, кор­ре­спон­ден­тов — и тем не менее.

Кро­ме того, в 1967 году Мас­ля­ков участ­во­вал в теле­спек­так­ле «Сереб­ри­стый гриб­ной дождь», кото­рый режис­си­ро­вал буду­щий автор и веду­щий «Что? Где? Когда?» Вла­ди­мир Воро­ши­лов. По сло­вам вдо­вы Воро­ши­ло­ва, Ната­льи Сте­цен­ко, запи­си спек­так­ля не существует.

Зато доступ­на запись шуточ­но­го выпус­ка капи­тал-шоу «Поле чудес» от 4 апре­ля 1999 года, в кото­ром Алек­сандр Васи­лье­вич с блес­ком изоб­ра­зил соб­ствен­но­го двой­ни­ка — учё­но­го-антро­по­ло­га Ари­стар­ха Сте­па­но­ви­ча Семё­но­ва. Шоумен не толь­ко вошёл в пред­ло­жен­ный образ, но и про­явил себя в каче­стве отлич­но­го игро­ка — выиг­рал супери­г­ру и полу­чил за это двух­ка­мер­ный холодильник.

Алек­сандр Мас­ля­ков за бара­ба­ном «Поля чудес». Источ­ник

Вооб­ще, иссле­до­вать твор­че­ское насле­дие пре­зи­ден­та КВН — всё рав­но что изу­чать исто­рию оте­че­ствен­но­го теле­ви­де­ния. Кажет­ся, Мас­ля­ков охва­тил все воз­мож­ные жан­ры: зада­вал вопро­сы в вик­то­ри­нах и обо­зре­вал спор­тив­ные состя­за­ния, руко­во­дил песен­ны­ми кон­цер­та­ми и тро­га­тель­но пел сам, заме­нял веду­щих в леген­дар­ном «Взгля­де», вёл и судил твор­че­ские кон­кур­сы, иссле­до­вал, ана­ли­зи­ро­вал и попу­ля­ри­зи­ро­вал раз­вле­ка­тель­ные пере­да­чи — в осо­бен­но­сти, конеч­но, Клуб весё­лых и находчивых.

Про­грамм мно­го, про­грам­мы раз­ные, а Алек­сандр Васи­лье­вич один: оба­я­тель­ный, улыб­чи­вый и какой-то очень род­ной. Таким и будем его помнить.


Читай­те так­же «„Это шут­ка не смеш­ная, это шут­ка нуж­ная“: пред­вы­бор­ные визи­ты пер­вых лиц на КВН».

Поделиться