Проза кануна утверждения соцреализма в качестве основного литературного направления рубежа 1920‑х — 1930‑х годов была многообразной. С одной стороны, творили молодые новаторы из ассоциации пролетарских писателей, а с другой, сохранилась и развивалась традиция литературы Серебряного века. Начинавшие до Первой мировой войны писатели переходили к своим наиболее зрелым произведениям. Это можно сказать об Алексее Толстом, Викентии Вересаеве и, наконец, Вячеславе Шишкове.
Шишков был в стороне от мейнстрима — он был региональным сибирским писателем, самобытным и очень ярким. Рассказываем о его самом известном романе «Угрюм-река», изданном в конце 1920‑х — начале 1930‑х годов.
Шишков для Сибири — человек пришлый. Он родился в Бежецке, что под Тверью, в 1873 году. Сын мелкого лавочника, отучившейся в техническом училище, в 21 год получил назначение в Томский округ путей сообщения. Вячеслав Шишков по долгу службы исследовал Сибирь, в течение 15 лет он проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара.
Свои впечатления чиновник преобразовывает в путевые заметки, которые печатаются в 1908–1911 годах. Шишкову помогает Максим Горький. В 1916‑м выходит первое крупное произведение писателя «Тайга». После революции литература становится для Шишкова основной деятельностью.
В 1923 году опубликован роман «Ватага», необычное произведение о гражданской войне. Злодеями показаны не белогвардейцы, а беспощадные сибирские партизаны-кержаки, которые сочетали раскольническую религиозность с анархизмом. Вокруг романа разворачиваются бурные дискуссии. В принципе, «Ватага» созвучна «Тихому Дону», другому максимально жестокому роману о гражданской войне, где нет прямой героизации красных. Но главным произведением Шишкова является семейная эпопея «Угрюм-река».
«Угрюм-реку» сложно каталогизировать. По внешним признакам роман можно было бы сравнивать с творчеством Теодора Драйзера. Это обстоятельная история о накоплении капитала, разворачивающаяся на задворках империи во время «золотой лихорадки» на рубеже XIX и XX века. Внутри произведения сокрыты разные жанры. Шишков легко балансирует между книгой из библиотеки приключений и мелодрамой, социальной прозой а‑ля Горький и психологическим триллером, остроумным памфлетом, высмеивающим провинциальную мещанскую действительность, и очеркистикой с вниманием к местным особенностям. Язык писателя также неоднороден — он вводит в оборот и местный сибирский диалект, и арго каторжан, но и употребляет изящную столичную словесность, свойственную дворянской литературе.
Центральная фигура «Угрюм-реки» — Прохор Громов, отпрыск подозрительно разбогатевшей полукупеческой-полумужицкой семьи. Продемонстрировано взросление Прохора, эволюция его взглядов от пылкого юношеского романтизма до расчётливого цинизма, а потом и вовсе психоза. Интересна не только семья Громовых. Практически каждый персонаж эпопеи скрывает свою тайну.
В произведении напрочь отсутствует идеологический привкус. «Угрюм-река» написана вне какого-либо политического контекста. Да, единственный стопроцентно положительный персонаж — это инженер Протасов, революционер и глас здравого смысла. Но в Протасове не угадывается большевик. Наоборот, его товарищи по подполью попрекают главного инженера в меньшевизме. Нетипично для советской литературы показаны образы священнослужителей — важнее продажных попов выступающий за справедливость отец Александр, который, наряду с Протасовым, был главным защитником рабочих.
Роман историчен. Подмеченные детали быта самых разных слоёв населения формируют целостную и достоверную картину рубежа XIX и XX веков. Это не только какая-то региональная специфика, но и нравы высшего света, особенности правоприменения, поведенческие черты. Есть весьма любопытные штрихи. Например, показателен факт наличия среди руководителей сибирского завода американского экспата — кстати, очень комичного. Сами события романа возникли не на пустом месте. Расстрел рабочих на реке Лене нашёл своё отражение в книге.
«Угрюм-реку» экранизировали в 1969 году. Если первая часть смотрится лихо, то второй фильм оказался скомканным и лишённым многих важных элементов книги. Но в целом, это весьма удачное кино.
Для красного словца можно было заключить, что Вячеслав Шишков — писатель утраченный, а «Угрюм-река» — позабытый шедевр. Но «не заросла народная тропа». Про Шишкова пишут в интернете, его именем названа Всероссийская литературная премия, учреждённая в родном Бежецке, сохранился музей писателя. Шишков — скорее доказательство того, что на полках старых библиотек вас ждёт множество ценных находок. Литературная судьба Шишкова сложилась вполне успешно: ему вручили Сталинскую премию, но при этом он остался писателем вольнодумным и независимым. И пусть Шишкова не изучают в школе, свой талант он реализовал полностью.