Американский актёр Уильям Смит почти неизвестен российскому зрителю за исключением специалистов, изучающих кинематограф США о холодной войне. Смит во многом прославился ролями советских офицеров. Персонажи актёра были не только злодеями, но и героями. В первую очередь речь идёт о таких кинолентах, как «Красный рассвет», «Последний приказ» , «Забытые герои» и сериал «Команда А». Работы Смита — очень интересный взгляд на СССР времён гонки вооружений и обострения внешнеполитической ситуации 80‑х годов.
VATNIKSTAN расскажет, как Уильям Смит, который собирался строить карьеру в ЦРУ и знал несколько языков, стал характерным актёром и создал стереотипный образ советского офицера.
Ранчо, байкеры и ЦРУ
Будущий герой боевиков Уильям Смит родился в Колумбии, штат Миссури, в 1933 году. Семье Смитов принадлежало ранчо крупного рогатого скота. С раннего детства Уильям занимался тяжёлым физическим трудом, что впоследствии повлияло на его образ в кино. Возможно, что мальчик последовал бы примеру родителей и продолжал заниматься ранчо и сельским хозяйством, однако произошла катастрофа.
30‑е годы стали известны не только благодаря Великой депрессии, но и кризису в сельском хозяйстве, известном как Пыльный котёл. Серия сильных бурь охватила многие районы США и Канады, явление началось в начале 30‑х и продолжалось практически до конца 1940 года. Значительное число фермеров разорилось и бежало в города в поисках лучшей жизни. Среди уехавших было и семейство Смитов, которое отправились в Южную Калифорнию.
Переезд повлиял на будущее юного Уильяма. Смит снимался в качестве ребёнка-актёра в различных эпизодических ролях, где его имя порой даже не указывали в титрах. Так, Уильям Смит появился в «Призраке Франкенштейна» (1942), «Песне Бернадетт» (1943), «Иду своим путём» (1944), «Встреть меня в Сент-Луисе» ( 1944) и «Дерево растёт в Бруклине» (1945).
Пока Уильям взрослел, обстановка в мире менялась. Прошла Вторая мировая война, но за ней пришла новая беда — холодная война, которая в любой момент могла превратиться в полноценный конфликт с непредсказуемыми последствиями. Уильям Смит стал участником этой войны не только на экране, но и в реальной жизни.
В 1951 году, в разгар Корейской войны, Уильям вступил в ряды ВВС США. Во время службы уже имевший солидные физические данные Смит стал чемпионом ВВС США по тяжёлой атлетике, занимался бодибилдингом и другими видами спорта. Уильям сумел совместить военную службу с учёбой. Смит получил диплом бакалавра гуманитарных наук в Сиракузах и степень магистра русистики в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. По его словам, он совершал разведывательные полёты над территорией СССР.
В Сиракузе Уильям выучил русский язык, что впоследствии сыграло важную роль в карьере актёра. Учитывая его образование и желание учиться дальше, Смит мог получить должность в Агентстве национальной безопасности и стать аналитиком в ЦРУ. Более того, во время службы у него был доступ к секретной информации.
Несмотря на это, Смит хотел заниматься творчеством. Вскоре Уильям женился на гражданке Франции, и возможность работать на правительство автоматически исчезла. Благодаря раннему опыту в кино Смиту поступило предложение поучаствовать в съёмках от студии Metro-Goldwyn-Mayer.
Начиная с середины 50‑х годов Уильям Смит снялся во множестве сериалов. Наибольшую славу ему принёс «байкерский жанр». В конце 60‑х годов зловещую популярность получили банды байкеров. Они стали известны благодаря исследованию журналиста Хантера Томпсона «Ангелы ада», посвящённому одноименной группировке. В материале Томпсон показал тёмные стороны субкультуры: насилие, наркотики, конкуренция с другими бандами.
Уильям Смит, обладавший отличной физической формой и суровым выражением лица, прекрасно подходил на роль опасного парня. Поэтому в фильмах, где участвовал Смит, его основным амплуа стали жёсткие характерные персонажи. Уильям и сам увлекался мотоциклами и байкерской культурой. Актёр снялся чуть ли не во всех значимых фильмах об этой теме в 70‑е годы. Наиболее заметными работами Смита в байкерских лентах стали «Крепкий орешек ангелов», «Неудачники», «СС и компания», «Беги, ангел, беги».
Образ байкера, созданный Смитом, понравился не только простым зрителям, но и представителям «Ангелов ада», которые признали заслуги актёра. Позже они провели над Уильямом обряд посвящения, проколов ему ухо и сделав татуировку. Хорошие отношения с группировкой позволяли Смиту получать консультации о реальной жизни байкеров. Однако актёр был осторожен, зная дикий нрав и непредсказуемый характер «ангелов».
Смит получил уважение от другой известной группировки байкеров The Bandidos, где он стал почётным вице-президентом клуба. Уильям считал их одной из самых опасных банд, с которой он когда-либо встречался. Отрицательные роли и заметная харизма привела Смита к знакомству со скандально известным режиссёром Джоном Милиусом, который подарил нам незабываемый образ советского полковника Стрельникова.
Приключения полковника Стрельникова
Наибольший рассвет актёрской деятельности Уильяма Смита пришлись на 70‑е годы. Несмотря на внутриполитические проблемы США, десятилетие было относительно спокойным в плане внешних отношений и продолжающейся холодной войны. Политика разрядки, начавшаяся с конца 60‑х годов, давала надежды на мир без глобальной ядерной войны.
Однако ввод советских войск в 1979 году в Афганистан и избрание консервативного Рональда Рейгана на пост президента США привёли к опасному витку холодной войны. Новые настроения сказались на американском кинематографе, наиболее ярким примером стала кинолента «Красный рассвет» 1984 года.
Режиссёр картины Джон Милиус отличался экстравагантными политическими взглядами, периодически называл себя дзен-фашистом и сторонником правых идей. Милиус не скрывал свой радикализм и выглядел белой вороной на фоне антивоенно настроенных коллег.
До «Красного рассвета» Милиус прославился кинолентой «Конан-варвар», в которой критики увидели пропаганду крайнего индивидуализма и фашизма. Некоторые считали, что на образ главного героя повлияли идеи немецкого философа Фридриха Ницше. В эпизодической роли отца Конана снялся Уильям Смит, для которого сотрудничество с опальным режиссёром стало важным этапом творческого пути. В «Конане» появилась фирменная черта сюжетов Милиуса — много убийств, брутальные сцены насилия.
Пока Милиус снимал «Конана-варвара», в мире всё сильнее разгоралась холодная война. Пропаганда работала не только в СССР, но и в США, где не без опасений ждали возможного вторжения Советов и их союзников из Латинской Америки.
Идея снять патриотический фильм о гражданах, которые защищают США, тогда выглядела актуальной. Metro-Goldwyn-Mayer запустила в производство «Красный рассвет», который первоначально назывался «10 солдат». Над ним работал начинающий режиссёр Кевин Рейнольдс, в идеях которого была мысль снять философскую притчу, как дети-партизаны из защитников страны быстро превращаются в беспощадных убийц. По настрою история напоминала роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Гуманистические идеи Рейнолдса не понравились MGM, и новым режиссёром стал Милиус, знавший толк в боевиках и жестокостях.
Для простого российского обывателя «Красный рассвет» — это гимн антисоветизму и даже русофобии, но на деле всё сложнее. Здесь наиболее всего интересен образ полковника Стрельникова, созданный Уильямом Смитом. В России персонаж известен странной речью-обращением перед советскими офицерами во время инструктажа, ставшей отдельным мемом.
Репрезентация советских солдат и офицеров в «Красном рассвете» — неоднозначная тема. Кому-то не понравится, что советские войска показаны захватчиками, отдалённо напоминающих солдат СССР, да и ещё говорящих на странном русском языке с диким акцентом. Не избежал подобной участи и полковник Стрельников.
По сюжету Стрельников является специалистом по борьбе с партизанскими движениями. Причём полковник — противник жестокостей и репрессий в отношении местного населения и прямо критикует советских командиров за расстрелы граждан. Его стратегия — использовать методы охотника и вычислить противника, используя современные способы. На фоне растущих антисоветских настроений такое изображение советского полковника выглядит достойным, если сравнивать с русскими злодеями из кинофраншизы «Рэмбо», где офицеры из СССР показаны садистами и убийцами.
Несмотря на изучение русского языка в университете, Смит говорит на нём с грубыми ошибками. В речи присутствуют странные слова: «ипокризия» (hypocrisy — лицемерие) и «лисанизм» (эфемизм). Конечно, идея, что профессиональный спецназовец будет на равных сражаться с противником, состоящим из вчерашних школьников, выглядит наивно и смешно. В «Красном рассвете» много параллелей с советскими фильмами, где пионеры-герои или молодые комсомольцы сражаются против немецко-фашистских захватчиков.
Сложно сказать, видел ли Милиус советские фильмы, но, глядя на Стрельникова, такая мысль возникает. Почему-то спецназовец выглядит как копия прапорщика Волентира из советского боевика «В зоне особого внимания» (1977). В некоторых сценах образ полковника прямо вызывает ассоциации с почтальоном Печкиным. Это не говоря об использования финского пистолета-пулемёта JaTiMatic вместо советского оружия.
Несмотря на явную идеологическую направленность картины, Стрельников — достойный противник и храбрый офицер. На фоне внешнеполитических событий в мире это выглядело удивительным.
Уильям играл на экранах не только врага, но и союзника. В 1986 году Смит снялся в четвёртом сезоне сериала «Команда‑А» в серии «„Команда‑А“ идёт, „Команда‑А“ идёт» (The A‑Team Is Coming, the A‑Team Is Coming), где изобразил советского офицера и сотрудника посольства СССР в США Дмитрия Шостаковича. Герой Уильяма должен захватить советского перебежчика, который хочет спровоцировать Третью мировую войну на территории США. Дмитрий Шостакович чем-то по духу смахивает на Стрельникова — компетентный и храбрый офицер, не лишённый эмпатии и готовый сотрудничать с американцами ради предотвращения ядерной катастрофы.
В списке достойных дел Шостаковича не только помощь в поимке злодея, но и спасение главных героев от военной полиции США. С последними Дмитрий даже идёт на конфликт, чтобы спасти друзей-американцев из «Команды А» от неминуемого ареста.
Подводя итог, нужно признать, что Смит сыграл достойных советских персонажей. Конечно, русский язык давался актёру с трудом и многие элементы касающегося офицерского облика того же Стрельникова вызывают смех: странная форма, ордена, которые он носит поверх маскхалата. Нельзя сказать, что Смит создал объективный образ, но и полноценной демонизацией его сложно назвать.
Конец холодной войны
70‑е годы и начало 80‑х были плодотворными для Смита, позже актёр снимался в телефильмах и дешёвых постановках. Несмотря на постепенный конец конфронтации между СССР и Западом, студии ещё по инерции выпускали ленты о глобальной борьбе сверхдержав.
Из наиболее заметных работ Смита, который вышли в конце 80‑х, стал фантастический треш-боевик «Последний приказ» (1990) и лента «Забытые герои» (1990). Первый отметился странным сюжетом, где США и СССР, чтобы прекратить войну, используют двух бойцов. Суть состоит в том, что если в схватке победить боец одной стороны, то страна получает определённые выгоды и преимущества. Бюджетная постановка и сомнительная актёрская игра персонажей выглядела настолько странно, что появлялось подозрение, что фильм снимался в качестве пародии.
Смит сыграл роль сурового майора Галашкина — инструктора спецназа, использующего последние достижения виртуальной реальности, чтоб тренировать своего бойца. Майор не стесняется применять самые жестокие методы для проверки физических и моральных качеств подчинённого. В фильме Галашкин скорее эпизодический персонаж, который запоминается разве что смешным акцентом и странной формой, совершенно непохожей на советскую.
В киноленте «Забытые герои», посвящённой войне в Камбодже, Смит сыграл неожиданного героя — генерала-перебежчика Григория Зеленкова. Несмотря на ура-патриотический сюжет, снятый ультапатриотом Джеком Марино, генерал Зеленков не злодей или циничный предатель, который пытается сбежать на Запад ради лучшей жизни. Зеленков — человек, которому надоело быть пешкой в руках правителей. Сюжета как такового практически нет, как и развития персонажей или истории. Фактически весь фильм снимался ради боевика.
Смит не сумел показать что-то новое или интересное в своём персонаже: герой выглядит как деградировавшая версия полковника Стрельникова. Однако это вина не актёра, а режиссёра и сценариста Марино, который всерьёз пытался конкурировать с такими известными кинолентами, как «Взвод» и «Апокалипсис сегодня». Результат получился, мягко говоря, не очень.
После 80‑х Смит снимался в сериалах и телевизионных фильмах вплоть до смерти в 2021 году. Уильям Смит больше не исполнил ярких ролей, но его «русские образы» до сих пор будоражат тех, кто изучает репрезентацию советских персонажей в кинематографе США.
Читайте также «Балерины, кагэбистки и горе-спасательницы мира: русские женщины в нерусском кино».