История казачьих войсковых объединений, насчитывающая несколько веков, содержит не только летопись военных побед, но и сохранившуюся до наших дней традицию хорового искусства. Судьба музыкальных коллективов, хранящих старинные напевы, подчас оказывалась столь же причудливой и сложной, как история самого казачества.
После Гражданской войны многие казаки были вынуждены надолго осесть в эмиграции. Тоскуя по утерянному отечеству и желая сохранить родную культуру, некоторые из них создавали творческие объединения за границей. Одним из них стал вновь созданный Уральский казачий хор, судьба которого оказалась неразрывно связана с Германией и Нидерландами.
VATNIKSTAN рассказывает историю коллектива, существующего со второй половины ХХ века, добившегося успеха в Европе и продолжающего выступать по сей день.
Творческий путь сквозь ХХ век
Творческий путь коллектива начался практически одновременно с появлением в Европе российской белой эмиграции. В 1924 году казачий старшина Андрей Шолух, участник Первой мировой и Гражданской войн, создает в Париже хор. В его состав вошли преимущественно эмигранты из числа казаков-уральцев. На тот момент в Европе возникали и другие казачьи певческие объединения: так, в 1927 году в Чехословакии появился студенческий Донской атамана Платова хор под управлением Николая Кострюкова.
Уральский казачий хор из Парижа активно гастролировал по Европе, собирая в качестве благодарной публики бывших подданных Российской империи. Успешнее всего коллектив выступал в Германии, и в 1940 году участники ансамбля решили прочно обосноваться в этой стране.
Однако внешняя политика внесла в судьбу исполнителей неожиданные коррективы. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и вся русская эмиграция раскололась на сторонников и противников Гитлера. Хор уральских казаков тоже развалился, многие из его участников решили покинуть Германию.
В 1955‑м, когда конфликты времён Второй мировой войны стали уходить в прошлое, Андрей Шолух воссоздаёт казачий хор, который отныне базировался в Западной Германии. Дирижёр собрал под своё крыло многих старых певцов, которым удалось пережить военные годы, но также он находился в поиске молодых дарований.
Одним из представителей «свежей крови» в коллективе стал Ханс-Рольф Рипперт, сын немецкого инженера и русской эмигрантки Натальи Нелиной. Мать Ханса в молодости была лично знакома с Фёдором Шаляпиным, и Рипперт тоже избрал для себя карьеру певца.
Именно Шолух первым заметил талантливого юношу, предложив тому взять псевдоним Иван Ребров (по фамилии Рипперт, от немецкого die Rippe — «ребро»). Обладая уникальным голосом диапазоном в четыре октавы, он начнёт выступать сначала в хоре у Шолуха, а впоследствии прославится как самостоятельный оперный певец.
Ребров был необычайно популярен благодаря специфически «русскому» образу и репертуару: он исполнял дореволюционные романсы и народные песни, из которых публике особенно полюбилось «Полюшко-поле». А обладание необыкновенными вокальными данными привело к тому, что певец даже попал в 1993 году в Книгу рекордов Гиннесса.
Казачий хор Шолуха прекратил существование в 1972 году, так как большинство певцов уже находились в преклонном возрасте. Тогда один из креативных лидеров коллектива, Николай Бессалов, переехал в Нидерланды и создал там аналогичный ансамбль. С разрешения создателя, новое объединение пользовалось тем же названием — Хор уральских Казаков.
Вскоре Андрей Шолух передал новому коллективу казачье полковое знамя. Более того, представители хорового объединения даже получили от нидерландских властей разрешение на ношение оружия. На этот раз коллектив принимал в свои ряды не только русских эмигрантов, но также их потомков и местных жителей, желавших приобщиться к русской культуре.
Увы, новый хор существовал совсем недолго. Его руководитель Николай Бессалов умер в 1978 году, но уже в 1983–1984 годах коллектив снова воспрял. Его самые молодые участники стали выступать под руководством Михаила Минского, бывшего участника других эмигрантских творческих коллективов: Черноморского казачьего хора Бориса Ледковского и Хора донских казаков Сергея Жарова.
Восставший из пепла казачий «феникс» снова стал активно гастролировать. Коллектив имел успех в капиталистических странах, где проживали потомки русских эмигрантов. Особый успех хор снискал в Бенилюксе, ФРГ, Франции, Норвегии, Австрии.
Музыкальное объединение часто становилось почётными гостями на городских праздниках уже совсем не чужой им Голландии. Хор с успехом исполнял многие народные, церковные, казачьи композиции. Больше всех слушателям полюбилась песня «Маруся» из-за своей самобытности, необычных музыкальных переходов и благоухающего позитива.
В 1988 году Михаил Минский скончался. Руководство хором перешло к Георгу Баку, который к тому моменту уже пять лет был постоянным участником коллектива в качестве второго дирижёра.
В наши дни
В настоящий момент Георг Бак продолжает возглавлять хор, который базируется в Гааге. Сейчас в нём почти не осталось людей, которые говорили бы на русском языке. Хор преимущественно состоит из местных жителей — нидерландцев, продолжающих традицию, которую подарила им русская эмиграция. Не владея языком, они читают русские тексты песен, переданные на письме латиницей.
Коллектив часто выступает в казачьей форме дореволюционного образца. Его участники чтят полковое знамя и герб.
На гербе — двуглавый орёл со щитом на груди, на поверхности которого изображены осетры и казак. На крыльях у гордой птицы — другие щиты, с царскими вензелями. Левый принадлежит Фёдору Иоанновичу, при правлении которого в 1591 году были впервые сформированы Яицкие казачьи полки (после восстания Емельяна Пугачёва Екатерина II переименовала их в Уральское казачье войско). Правый вензель представляет Александра III: в годы его царствования торжественно отмечалось трёхсотлетие службы уральских казаков русскому государству. В лапах орёл держит булаву — символ власти атамана.
Творчеством нидерландских казаков можно насладиться на множестве стриминговых площадок. Исполнение русских песен с голландским акцентом находит своих поклонников по всему миру. Треки Уральского казачьего хора набирают сотни тысяч прослушиваний. Самый известный из них, Marusha, собрал более миллиона таковых в «Спотифае».
Особого признания коллектив добился в Нидерландах. Его художественного руководителя часто приглашают экспертом на национальные музыкальные мероприятия. Кроме того, Георг Бак являлся одним из членов жюри на телевизионном конкурсе исполнителей классической музыки Una Voce Particolare.
В России тоже поддерживают связь с уральцами из Нидерландов. В 2004 году хор приезжал в нашу страну с концертом. В 2012 году была проведена встреча нидерландцев с русскими коллегами из возрождённого в России Уральского казачьего войска, на которой были достигнуты договорённости о сотрудничестве.
Хор выпускал альбомы в 1988 (дважды), 1990, 2004, 2009 годах. Кроме того, сохранилась запись, которая датируется 1928 годом: на ней можно услышать казачьи напевы в оригинальном эмигрантском исполнении, ещё без акцента.
Коллектив часто гастролирует, особенно тепло их принимают в странах СНГ. Регулярно выступает он также и в Нидерландах. Записи с их концертов можно посмотреть на официальном ютуб-канале хора. В репертуаре коллектива чаще всего можно услышать народные мотивы, а также византийское и русское церковное песнопение.
Читайте также «На сопках Маньчжурии: ХХ век начинается!».