Уральский казачий хор в Нидерландах

Исто­рия каза­чьих вой­ско­вых объ­еди­не­ний, насчи­ты­ва­ю­щая несколь­ко веков, содер­жит не толь­ко лето­пись воен­ных побед, но и сохра­нив­шу­ю­ся до наших дней тра­ди­цию хоро­во­го искус­ства. Судь­ба музы­каль­ных кол­лек­ти­вов, хра­ня­щих ста­рин­ные напе­вы, под­час ока­зы­ва­лась столь же при­чуд­ли­вой и слож­ной, как исто­рия само­го казачества.

После Граж­дан­ской вой­ны мно­гие каза­ки были вынуж­де­ны надол­го осесть в эми­гра­ции. Тоскуя по уте­рян­но­му оте­че­ству и желая сохра­нить род­ную куль­ту­ру, неко­то­рые из них созда­ва­ли твор­че­ские объ­еди­не­ния за гра­ни­цей. Одним из них стал вновь создан­ный Ураль­ский каза­чий хор, судь­ба кото­ро­го ока­за­лась нераз­рыв­но свя­за­на с Гер­ма­ни­ей и Нидерландами.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет исто­рию кол­лек­ти­ва, суще­ству­ю­ще­го со вто­рой поло­ви­ны ХХ века, добив­ше­го­ся успе­ха в Евро­пе и про­дол­жа­ю­ще­го высту­пать по сей день.


Творческий путь сквозь ХХ век

Твор­че­ский путь кол­лек­ти­ва начал­ся прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но с появ­ле­ни­ем в Евро­пе рос­сий­ской белой эми­гра­ции. В 1924 году каза­чий стар­ши­на Андрей Шолух, участ­ник Пер­вой миро­вой и Граж­дан­ской войн, созда­ет в Пари­же хор. В его состав вошли пре­иму­ще­ствен­но эми­гран­ты из чис­ла каза­ков-ураль­цев. На тот момент в Евро­пе воз­ни­ка­ли и дру­гие каза­чьи пев­че­ские объ­еди­не­ния: так, в 1927 году в Чехо­сло­ва­кии появил­ся сту­ден­че­ский Дон­ской ата­ма­на Пла­то­ва хор под управ­ле­ни­ем Нико­лая Кострюкова.

Ураль­ский каза­чий хор из Пари­жа актив­но гастро­ли­ро­вал по Евро­пе, соби­рая в каче­стве бла­го­дар­ной пуб­ли­ки быв­ших под­дан­ных Рос­сий­ской импе­рии. Успеш­нее все­го кол­лек­тив высту­пал в Гер­ма­нии, и в 1940 году участ­ни­ки ансам­бля реши­ли проч­но обос­но­вать­ся в этой стране.

Одна­ко внеш­няя поли­ти­ка внес­ла в судь­бу испол­ни­те­лей неожи­дан­ные кор­рек­ти­вы. В 1941 году нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на, и вся рус­ская эми­гра­ция рас­ко­ло­лась на сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков Гит­ле­ра. Хор ураль­ских каза­ков тоже раз­ва­лил­ся, мно­гие из его участ­ни­ков реши­ли поки­нуть Германию.

Осно­ва­тель хора Андрей Шолух

В 1955‑м, когда кон­флик­ты вре­мён Вто­рой миро­вой вой­ны ста­ли ухо­дить в про­шлое, Андрей Шолух вос­со­зда­ёт каза­чий хор, кото­рый отныне бази­ро­вал­ся в Запад­ной Гер­ма­нии. Дири­жёр собрал под своё кры­ло мно­гих ста­рых пев­цов, кото­рым уда­лось пере­жить воен­ные годы, но так­же он нахо­дил­ся в поис­ке моло­дых дарований.

Одним из пред­ста­ви­те­лей «све­жей кро­ви» в кол­лек­ти­ве стал Ханс-Рольф Рип­перт, сын немец­ко­го инже­не­ра и рус­ской эми­грант­ки Ната­льи Нели­ной. Мать Хан­са в моло­до­сти была лич­но зна­ко­ма с Фёдо­ром Шаля­пи­ным, и Рип­перт тоже избрал для себя карье­ру певца.

Имен­но Шолух пер­вым заме­тил талант­ли­во­го юно­шу, пред­ло­жив тому взять псев­до­ним Иван Реб­ров (по фами­лии Рип­перт, от немец­ко­го die Rippe — «реб­ро»). Обла­дая уни­каль­ным голо­сом диа­па­зо­ном в четы­ре окта­вы, он нач­нёт высту­пать сна­ча­ла в хоре у Шолу­ха, а впо­след­ствии про­сла­вит­ся как само­сто­я­тель­ный опер­ный певец.

Реб­ров был необы­чай­но попу­ля­рен бла­го­да­ря спе­ци­фи­че­ски «рус­ско­му» обра­зу и репер­ту­а­ру: он испол­нял доре­во­лю­ци­он­ные роман­сы и народ­ные пес­ни, из кото­рых пуб­ли­ке осо­бен­но полю­би­лось «Полюш­ко-поле». А обла­да­ние необык­но­вен­ны­ми вокаль­ны­ми дан­ны­ми при­ве­ло к тому, что певец даже попал в 1993 году в Кни­гу рекор­дов Гиннесса.

Иван Реб­ров во вре­мя выступления

Каза­чий хор Шолу­ха пре­кра­тил суще­ство­ва­ние в 1972 году, так как боль­шин­ство пев­цов уже нахо­ди­лись в пре­клон­ном воз­расте. Тогда один из кре­а­тив­ных лиде­ров кол­лек­ти­ва, Нико­лай Бес­са­лов, пере­ехал в Нидер­лан­ды и создал там ана­ло­гич­ный ансамбль. С раз­ре­ше­ния созда­те­ля, новое объ­еди­не­ние поль­зо­ва­лось тем же назва­ни­ем — Хор ураль­ских Казаков.

Вско­ре Андрей Шолух пере­дал ново­му кол­лек­ти­ву каза­чье пол­ко­вое зна­мя. Более того, пред­ста­ви­те­ли хоро­во­го объ­еди­не­ния даже полу­чи­ли от нидер­ланд­ских вла­стей раз­ре­ше­ние на ноше­ние ору­жия. На этот раз кол­лек­тив при­ни­мал в свои ряды не толь­ко рус­ских эми­гран­тов, но так­же их потом­ков и мест­ных жите­лей, желав­ших при­об­щить­ся к рус­ской культуре.

Ураль­ский каза­чий хор. Край­ний сле­ва — Андрей Шолух

Увы, новый хор суще­ство­вал совсем недол­го. Его руко­во­ди­тель Нико­лай Бес­са­лов умер в 1978 году, но уже в 1983–1984 годах кол­лек­тив сно­ва вос­прял. Его самые моло­дые участ­ни­ки ста­ли высту­пать под руко­вод­ством Миха­и­ла Мин­ско­го, быв­ше­го участ­ни­ка дру­гих эми­грант­ских твор­че­ских кол­лек­ти­вов: Чер­но­мор­ско­го каза­чье­го хора Бори­са Лед­ков­ско­го и Хора дон­ских каза­ков Сер­гея Жарова.

Вос­став­ший из пеп­ла каза­чий «феникс» сно­ва стал актив­но гастро­ли­ро­вать. Кол­лек­тив имел успех в капи­та­ли­сти­че­ских стра­нах, где про­жи­ва­ли потом­ки рус­ских эми­гран­тов. Осо­бый успех хор снис­кал в Бени­люк­се, ФРГ, Фран­ции, Нор­ве­гии, Австрии.

Музы­каль­ное объ­еди­не­ние часто ста­но­ви­лось почёт­ны­ми гостя­ми на город­ских празд­ни­ках уже совсем не чужой им Гол­лан­дии. Хор с успе­хом испол­нял мно­гие народ­ные, цер­ков­ные, каза­чьи ком­по­зи­ции. Боль­ше всех слу­ша­те­лям полю­би­лась пес­ня «Мару­ся» из-за сво­ей само­быт­но­сти, необыч­ных музы­каль­ных пере­хо­дов и бла­го­уха­ю­ще­го позитива.

В 1988 году Миха­ил Мин­ский скон­чал­ся. Руко­вод­ство хором пере­шло к Геор­гу Баку, кото­рый к тому момен­ту уже пять лет был посто­ян­ным участ­ни­ком кол­лек­ти­ва в каче­стве вто­ро­го дирижёра.


В наши дни

В насто­я­щий момент Георг Бак про­дол­жа­ет воз­глав­лять хор, кото­рый бази­ру­ет­ся в Гаа­ге. Сей­час в нём почти не оста­лось людей, кото­рые гово­ри­ли бы на рус­ском язы­ке. Хор пре­иму­ще­ствен­но состо­ит из мест­ных жите­лей — нидер­ланд­цев, про­дол­жа­ю­щих тра­ди­цию, кото­рую пода­ри­ла им рус­ская эми­гра­ция. Не вла­дея язы­ком, они чита­ют рус­ские тек­сты песен, пере­дан­ные на пись­ме латиницей.

Совре­мен­ный руко­во­ди­тель хора — Георг Бак

Кол­лек­тив часто высту­па­ет в каза­чьей фор­ме доре­во­лю­ци­он­но­го образ­ца. Его участ­ни­ки чтят пол­ко­вое зна­мя и герб.

На гер­бе — дву­гла­вый орёл со щитом на гру­ди, на поверх­но­сти кото­ро­го изоб­ра­же­ны осет­ры и казак. На кры­льях у гор­дой пти­цы — дру­гие щиты, с цар­ски­ми вен­зе­ля­ми. Левый при­над­ле­жит Фёдо­ру Иоан­но­ви­чу, при прав­ле­нии кото­ро­го в 1591 году были впер­вые сфор­ми­ро­ва­ны Яиц­кие каза­чьи пол­ки (после вос­ста­ния Еме­лья­на Пуга­чё­ва Ека­те­ри­на II пере­име­но­ва­ла их в Ураль­ское каза­чье вой­ско). Пра­вый вен­зель пред­став­ля­ет Алек­сандра III: в годы его цар­ство­ва­ния тор­же­ствен­но отме­ча­лось трёх­сот­ле­тие служ­бы ураль­ских каза­ков рус­ско­му госу­дар­ству. В лапах орёл дер­жит була­ву — сим­вол вла­сти атамана.

Герб Ураль­ско­го каза­чье­го хора

Твор­че­ством нидер­ланд­ских каза­ков мож­но насла­дить­ся на мно­же­стве стри­мин­го­вых пло­ща­док. Испол­не­ние рус­ских песен с гол­ланд­ским акцен­том нахо­дит сво­их поклон­ни­ков по все­му миру. Тре­ки Ураль­ско­го каза­чье­го хора наби­ра­ют сот­ни тысяч про­слу­ши­ва­ний. Самый извест­ный из них, Marusha, собрал более мил­ли­о­на тако­вых в «Спо­ти­фае».

Осо­бо­го при­зна­ния кол­лек­тив добил­ся в Нидер­лан­дах. Его худо­же­ствен­но­го руко­во­ди­те­ля часто при­гла­ша­ют экс­пер­том на наци­о­наль­ные музы­каль­ные меро­при­я­тия. Кро­ме того, Георг Бак являл­ся одним из чле­нов жюри на теле­ви­зи­он­ном кон­кур­се испол­ни­те­лей клас­си­че­ской музы­ки Una Voce Particolare.

В Рос­сии тоже под­дер­жи­ва­ют связь с ураль­ца­ми из Нидер­лан­дов. В 2004 году хор при­ез­жал в нашу стра­ну с кон­цер­том. В 2012 году была про­ве­де­на встре­ча нидер­ланд­цев с рус­ски­ми кол­ле­га­ми из воз­рож­дён­но­го в Рос­сии Ураль­ско­го каза­чье­го вой­ска, на кото­рой были достиг­ну­ты дого­во­рён­но­сти о сотрудничестве.

Облож­ка аль­бо­ма Melodies from Russia. 1990 год

Хор выпус­кал аль­бо­мы в 1988 (два­жды), 1990, 2004, 2009 годах. Кро­ме того, сохра­ни­лась запись, кото­рая дати­ру­ет­ся 1928 годом: на ней мож­но услы­шать каза­чьи напе­вы в ори­ги­наль­ном эми­грант­ском испол­не­нии, ещё без акцента.

Хор в наше время

Кол­лек­тив часто гастро­ли­ру­ет, осо­бен­но теп­ло их при­ни­ма­ют в стра­нах СНГ. Регу­ляр­но высту­па­ет он так­же и в Нидер­лан­дах. Запи­си с их кон­цер­тов мож­но посмот­реть на офи­ци­аль­ном ютуб-кана­ле хора. В репер­ту­а­ре кол­лек­ти­ва чаще все­го мож­но услы­шать народ­ные моти­вы, а так­же визан­тий­ское и рус­ское цер­ков­ное песнопение.


Читай­те так­же «На соп­ках Мань­чжу­рии: ХХ век начи­на­ет­ся!».

Поделиться