Во время противостояния президента Бориса Ельцина и парламента осенью 1993 года, по разным оценкам, погибло от 150 до 1500 человек. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в те дни тщетно пытался не допустить кровопролития и даже сумел ненадолго собрать непримиримых противников за одним столом. Почему посредническая миссия провалилась — дискуссионный вопрос. Однако примечательно, что церковь сохранила нейтралитет, не заняла открыто позицию ни одной из сторон и призывала решить вопрос без насилия.
К 30-летию печальных событий VATNIKSTAN рассказывает, что делал патриарх осенью 1993 года, почему его миротворческая миссия провалилась и какими мифами обросла.
На пороге гражданской войны
Распад СССР и шоковый переход к рыночным условиям больно ударил по гражданам новой Российской Федерации. Люди, привыкшие к плановой экономике, фактически оказались брошены на произвол судьбы. Ностальгия по советскому прошлому росла, как и рейтинг тех, кто пытался вернуться к прежним порядкам.
Сложная социально-экономическая ситуация и позиция Верховного Совета, выступавшего против радикальных реформ, негативно влияли на ситуацию в стране. Особо болезненным стал вопрос о конституционной реформе, которая дала бы Ельцину неограниченные полномочия. Неудачные реформы и рост противоречий между Ельциным и руководством Верховного Совета постепенно шли к закономерному финалу — мощному политическому кризису.
Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года поднимал вопрос о доверии Ельцину и его политике, а также о новых выборах народных депутатов. Итоги показали, что Верховный Совет находится в сложном положении: значительная часть граждан высказалась за проведение новых выборов. Несмотря на явную поддержку Ельцина, сторонники парламента не думали сдаваться. Есть мнение, что руководитель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и вице-президент Александр Руцкой хотели больших полномочий и уменьшения президентской власти Ельцина.
Борис Николаевич выступал за президентскую республику и новую конституцию. Во время телевизионного обращения к гражданам Ельцин заявил о подписании указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который по факту ликвидировал Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Депутаты обвинили президента в узурпации и государственном перевороте. Значительная часть судей Конституционного суда признали, что «Обращение Президента к гражданам России» от 21 сентября 1993 года не соответствует многим статьям Конституции и служат основанием для отрешения президента от должности.
Несмотря на это, Ельцин и его команда приступили к разгону парламента. Однако вплоть до роковых выстрелов по зданию Верховного Совета разные силы пытались предотвратить кровопролитие. Одну из таких попыток предпринял патриарх Алексий II.
Ход событий. Осень патриарха
28 сентября 1993 года Десятый чрезвычайный Съезд народных депутатов Российской Федерации направил Алексию II обращение, в котором оценил действия президента и просил Святейшего Патриарха о содействии в мирном разрешении сложившегося конфликта:
«…просим Вас, Патриарха Московского и всея Руси, опираясь на влияние многомиллионной Православной Церкви, приложить все усилия для преодоления распада России и развязывания гражданской войны и достижения национального согласия нашего великого многонационального Отечества».
Алексий II откликнулся на призыв и попытался остановить конфликт. Идея была простая — усадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Патриарх считал, что Верховный Совет и президент должны пойти на внеочередные выборы. Процедура помогла бы преодолеть конституционный кризис, а россияне смогли бы высказаться о политических предпочтениях на честных выборах. Однако мирные инициативы патриарха явно противоречили амбициям Ельцина, Руцкого и Хасбулатова.
Ситуация становилась острее с каждым днём, и многие наблюдатели опасались полномасштабной гражданской войны. Первые попытки договориться патриарх предпринял ещё до штурма здания Верховного Совета. Возможно, тревожные ожидания вынудили Алексия 29 сентября распространить воззвание:
«Россия на краю пропасти. Ныне мы перед выбором: или остановить безумие, или похоронить надежду на мирное будущее России. Особенно трагично, что сегодня может распасться Российская держава. Если это произойдёт, будущие поколения проклянут нас.
Противостояние на пределе нервов вокруг Белого дома в любой миг может взорваться кровавой бурей. И поэтому я слёзно умоляю стороны конфликта: не допустите кровопролития! Не совершайте никаких действий, могущих разрушить донельзя хрупкий мир! Не пытайтесь решить политические проблемы силой! Не предавайтесь безумию, не переставайте уважать человеческое достоинство друг друга! Имейте мужество не поддаваться на какие угодно провокации, как бы больно они не задевали вас! Помните, что нынешней смутой могут воспользоваться экстремисты, преступники, да и просто нездоровые люди».
30 сентября патриарх Алексий II встретился с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным и обсудил непростую политическую ситуацию. Однако ничего судьбоносного так и не произошло.
В этот же день, 30 сентября, Алексий II встретился с Ельциным. Президент попытался убедить патриарха в том, что предпримет всё необходимое для защиты гражданских прав и прав человека. Обсудили и то, что в Белом доме есть оружие и важно не допустить насилия. В конце беседы Ельцин поблагодарил Алексия II за миротворческие инициативы.
На следующий день, 1 октября, в Даниловом монастыре прошли переговоры под председательством патриарха. Позицию Ельцина представляли глава президентской администрации Сергей Филатов, первый заместитель председателя Совета Министров Олег Сосковец и мэр Москвы Юрий Лужков. От Верховного Совета присутствовали заместитель председателя Юрий Воронин, председатель Совета Национальностей ВС Рамазан Абдулатипов, член Комитета ВС по свободе совести Валентина Домнина. Также на переговорах присутствовал Виктор Алейник, представлявший Конституционный суд.
Переговоры начались в 10:30 и проходили за закрытыми дверями. Что именно обсуждали участники, остаётся неизвестным, однако по последствиям понятно, что компромисса оппозиция и сторонники Ельцина не достигли. Недоверие между фракциями были слишком велико, а политического веса церкви было недостаточно для примирения. Сергей Филатов считал, что переговоры провалились из-за позиции Верховного Совета, который решительно настроился на силовое решение проблемы. Тем не менее во время переговоров в здании парламента появились электричество и вода.
Пока в монастыре шли переговоры, в столице постепенно началась вооружённая борьба между противниками и сторонниками Ельцина. Первоначально это были небольшие столкновения оппозиционеров и ОМОНа, но уже 3 октября толпа на Октябрьской площади прорвала оцепление и добралась до Белого дома, а через несколько часов начала штурм телецентра в Останкине. Фактически в тот день начались настоящие боевые действия.
По слухам, переговоры не удались из-за инфаркта патриарха, но сейчас сложно установить, что произошло на самом деле. Есть версия, что сердечный приступ у Алексия II случился во время кульминации кризиса 3 октября.
Несмотря на усилия патриарха, мирного решения так и не случилось. Кровавые события 2—3 октября 1993 года наглядно показали, что всё решает сила. Ельцин был уверен в своей правоте и, опираясь на верные силовые структуры, разогнал мятежный парламент. Церковь не смогла этому противостоять.
Оценки. Алексий II сделал всё возможное?
Усилия патриарха, который стремился не допустить кровопролития и решить вопрос миром, не слишком часто вспоминают и исследуют. В масштабе событий тех дней даже успешная попытка усадить противников за стол переговоров выглядит неубедительно.
Оценки миротворческой миссии патриарха разнятся: некоторые считают, что Алексий II сделал всё возможное, другие — что у него и всей церкви не было реальных сил повлиять на что-либо; третьи и вовсе обвиняют в желании заработать популярность.
Например, в журнале «Церковь и время» писали, что Русская православная церковь «всеми силами и доступными средствами пыталась повлиять на события трагического противостояния. Все её воззвания, обращения и мероприятия были направлены на умиротворение враждующих сторон».
Более сдержанную, но такую же благосклонную оценку дал писатель Сергей Шаргунов, который к 20-летию событий выпустил книгу «1993»:
«… Церковь прилагала усилия для того, чтобы по крайней мере заставить стороны разговаривать, и эта задача была решена. <…> Церковь действительно продемонстрировала себя в той ситуации как независимая сила, и можно говорить прямо о миротворчестве. Некоторые упрекают Патриарха, что он во время стрельбы по Белому дому не пошёл впереди крестного хода, чтобы всё это остановить. Я думаю, что это могло закончиться пулей снайпера».
Историк Михаил Одинцов занимает более жёсткую позицию и считает, что религиозным силам и вовсе неподвластно влиять на политические события:
«…подобного рода народные трагедии не могут решаться с помощью или через привлечение религиозных лидеров и религиозных организаций, поскольку разлом в обществе проходит по сферам, неподвластным им».
Представитель Российского Императорского Дома иеромонах Никон (Белавенец) позже прокомментировал произошедшее:
«Последующие события показали, что попранием закона невозможно построить стабильную государственность, и только в последние годы мы видим всё-таки некую стабильность, наступившую в нашей стране».
Более радикальной позиции придерживается Руслан Хасбулатов, так отозвавшийся о попытках избежать кровопролития:
«Переговоры в Свято-Даниловом монастыре — это ширма, это чепуха. Они не хотели со мной, главой парламента, вести переговоры. Поэтому все эти переговоры — детские игры. Это всё для общественного мнения».
Анафема
Пожалуй, один из самых зловещих мифов, окружающих октябрь 1993 года, касается анафемы. Якобы 1 октября состоялось внеочередное заседание Синода РПЦ, на котором епископы провозгласили анафему тем, кто первым прольёт кровь. История довольно сомнительная, на кого именно наложена анафема — не то на Ельцина, не то на лидеров Верховного Совета, — непонятно.
На официальных ресурсах церкви нет упоминаний о внеочередном заседании Синода. Фактически единственный источник информации о нём — слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна:
«Отсутствие персональных анафем в октябре 93 года <…> не случайно. И это не есть результат слабости или угодливости перед победителями. Это есть глубокое и благоговейное осознание Церковью того неоспоримого факта, что „ин суд Божий и ин человеческий“. Церковь провозгласила, что люди, повинные в пролитии братской крови, понесут на себе всю тяжесть Каинова проклятия. Но Московский Патриархат — не прокуратура и не следственное управление МВД, чтобы пытаться в соответствии с человеческим разумением определить, какова мера вины каждого, участвовавшего в этих событиях».
Сам Иоанн считал, что первыми кровь пролили именно сторонники Бориса Ельцина. В интернете можно найти и другие подробности внеочередного заседания, вплоть до полного текста анафемы — однако достоверность подобных источников спорна.
Уже после октябрьских событий Алексий II многократно встречался и переписывался с президентом, а тема анафемы никогда не поднималась в официальном дискурсе.
Причина неудачи. Кровавый итог
Осенью 1993 года патриарх Алексий призвал Ельцина и Верховный Совет к переговорам и даже собрал их за одним столом — однако на этом удачи закончились. Противоречия между президентом и Верховным Советом были слишком масштабными, а ставки в борьбе за власть — слишком высокими.
Возможно, миротворческие инициативы патриарха были обречены на провал с самого начала. Церковь не обладала нужным авторитетом, чтобы урегулировать серьёзные противоречия между командой президента и Верховным Советом. Московская патриархия сильно зависела от Ельцина. С 1991 года Алексий II постоянно отправлял просьбы Борису Николаевичу о возврате церковной собственности, в том числе зданий религиозного назначения. Президент часто шёл навстречу патриарху.
Верховный Совет тоже помогал патриархату. Например, ВС внёс правки в закон «О свободе вероисповеданий», где должны прописывались преференции для «традиционных» религиозных организаций и ограничения для иностранных движений. В ментальном смысле парламент был ближе для церкви, чем президент Ельцин с его радикальными реформами.
Тем не менее тесная связь с президентом обеспечивала церкви большую государственную поддержку, которая была особо актуальна во время постсоветской разрухи. Патриарх мог не только вернуть собственность, но и реализовать некоторые социальные программы помощи священникам и реставрации монастырей.
Окончание кризиса практически никак не сказалась на отношениях между церковью и властью. Ельцин всегда мог рассчитывать на моральную помощь патриарха. Зависимость церкви от государства выглядела очевидно во время переговоров, и поэтому здесь не могло быть доверия. К тому же церковь явно не обладала большим влиянием на те события. Борьба шла под политическими лозунгами, а религиозный фактор находился далеко не на ведущих ролях.
Через несколько месяцев после разгона Верховного Совета, 25 февраля 1994 года, патриарх Алексий II встретился с Борисом Ельциным. Президент вручил главе РПЦ орден Дружбы народов. «Думаю, что вручённый мне сегодня орден Дружбы народов символичен, потому что Церковь наша всегда служила укреплению дружбы, взаимопонимания между народами, мира и согласия», — сказал Алексий II.
Читайте также «Предчувствие гражданской войны. Октябрь 1993-го на экране».