Быть сектантом в империи. Бегуны и основы их идеологии

В насто­я­щее вре­мя мы вос­при­ни­ма­ем как нечто совер­шен­но нор­маль­ное то состо­я­ние рели­ги­оз­ной сфе­ры обще­ства, кото­рое иссле­до­ва­те­ли назы­ва­ют «рын­ком спи­ри­ту­аль­ных това­ров» (тер­мин аме­ри­кан­ско­го футу­ро­ло­га Элви­на Тоф­фле­ра). Эта мета­фо­ра харак­те­ри­зу­ет ситу­а­цию, когда за наше вни­ма­ние одно­вре­мен­но кон­ку­ри­ру­ют меж­ду собой мно­же­ство рели­гий и рели­ги­оз­ных направлений.

Для нас это пока­за­тель рели­ги­оз­но­го рас­цве­та, роста и сорев­но­ва­тель­но­сти бого­слов­ской мыс­ли, актив­ной роли рели­гии в жиз­ни обще­ства, уси­ле­ния вни­ма­ния к потреб­но­стям чело­ве­ка в «погоне» за его верой и так далее. Но для мира, не при­учен­но­го к нор­маль­но­сти рели­ги­оз­но­го плю­ра­лиз­ма, умно­же­ние сект, как гри­бов после дождя, без­услов­но, есть пока­за­тель кри­зи­са — того, что титуль­ная рели­гия не справ­ля­ет­ся с потреб­но­стя­ми и запро­са­ми сво­ей паст­вы. Имен­но в таком поло­же­нии ока­за­лась пра­во­слав­ная цер­ковь Рос­сий­ской империи.


Всё боль­шее рас­про­стра­не­ние сект в XVIII–XIX веках, несо­мнен­но, сви­де­тель­ство­ва­ло о том, что духов­ные и свет­ские вла­сти Рос­сии пере­ста­ва­ли кон­тро­ли­ро­вать ситу­а­цию. Не зря Н.М. Николь­ский, извест­ный совет­ский автор тру­дов по исто­рии рели­гии, так подроб­но и с нескры­ва­е­мым зло­рад­ством рас­пи­сы­вал исто­рию рос­сий­ско­го сек­тант­ства, видя в его рас­цве­те сви­де­тель­ство раз­ло­же­ния пра­во­слав­ной церк­ви вре­мен империи.

Во мно­гом подоб­ная ситу­а­ция ста­ла пло­дом реформ Пет­ра I и цер­ков­ной поли­ти­ки рус­ских импе­ра­триц XVIII века. Курс рели­ги­оз­ной поли­ти­ки рос­сий­ских монар­хов при­вел не про­сто к пре­вра­ще­нию церк­ви в госу­дар­ствен­ное ведом­ство, но и к зна­чи­тель­но­му её ослаб­ле­нию, ней­тра­ли­зо­вав её спо­соб­ность к кон­ку­рен­ции с поли­ти­че­ской вла­стью. Лишив цер­ковь силы, власть неиз­беж­но подо­рва­ла её вли­я­ние на умы веру­ю­щих. И если в умах обра­зо­ван­ной части обще­ства подоб­ная ситу­а­ция спро­во­ци­ро­ва­ла рост неве­рия либо холод­но­го и фор­маль­но­го отно­ше­ния к рели­гии, то в наро­де она сти­му­ли­ро­ва­ла рост рели­ги­оз­ных поис­ков, осу­ществ­ляв­ших­ся поми­мо церк­ви, к кото­рой про­стые люди начи­на­ли утра­чи­вать преж­нее доверие.

Стран­ник. Фото­гра­фия Мак­си­ма Дмитриева

Эти поис­ки, осу­ществ­ляв­ши­е­ся в рам­ках «рас­ко­ла» как аль­тер­на­ти­вы госу­дар­ствен­ной «нико­ни­ан­ской» церк­ви, сопро­вож­да­лись дву­мя раз­но­на­прав­лен­ны­ми по сво­ей сути про­цес­са­ми. С одной сто­ро­ны, уже в XVIII веке мно­гие ста­ро­об­ряд­че­ские согла­сия отсту­пи­ли от преж­не­го ради­ка­лиз­ма и пере­шли на более уме­рен­ные пози­ции. Это про­ис­хо­ди­ло в том чис­ле и под воз­дей­стви­ем «чело­ве­че­ско­го фак­то­ра»: дале­ко не все были соглас­ны жить в соот­вет­ствии с суро­вой ста­ро­об­ряд­че­ской аске­зой и эти­кой. С дру­гой сто­ро­ны, отступ­ле­ния от преж­них стро­го­стей про­во­ци­ро­ва­ло появ­ле­ние более ради­каль­ных рас­коль­ни­че­ских общин, не желав­ших отсту­пать от чисто­ты веры и бла­го­дат­ной силы суро­вых рели­ги­оз­ных прак­тик. Ново­си­бир­ская иссле­до­ва­тель­ни­ца Н.С. Гурья­но­ва отмечала:

«В ста­ро­об­ряд­че­стве с момен­та его обра­зо­ва­ния шла посто­ян­ная борь­ба уме­рен­но­го и ради­каль­но­го направ­ле­ний. Осо­бен­но интен­сив­но этот про­цесс про­хо­дил в XVIII — пер­вой поло­вине XIX в. Побе­да уме­рен­но­го направ­ле­ния внут­ри одно­го из согла­сий часто дава­ла нача­ло обра­зо­ва­нию ново­го тол­ка, согла­сия, кото­рое не толь­ко сохра­ня­ло ради­ка­лизм пер­вых рас­ко­ло­учи­те­лей, но даже уси­ли­ва­ло его. Посте­пен­но и в новом согла­сии наря­ду с ради­каль­но настро­ен­ны­ми воз­ни­ка­ли уме­рен­но ради­каль­ные и даже уме­рен­ные группировки».

Во вто­рой поло­вине XVIII века раз­ви­тие этих двух тен­ден­ций при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию одно­го из самых ради­каль­ных рус­ских рели­ги­оз­ных дви­же­ний, кото­рое обыч­но отно­сят к бес­по­повству (хотя Николь­ский под­чёр­ки­вал само­сто­я­тель­ное зна­че­ние идео­ло­гии это­го ново­го тече­ния) — стран­ни­че­ско­го (бегун­ско­го) согласия.

Ранее счи­та­лось, что воз­ник­но­ве­ние сек­ты бегу­нов свя­за­но с име­нем ино­ка Евфи­мия. На сего­дняш­ний день извест­но, что пер­вая стран­ни­че­ская общи­на воз­ник­ла почти за 20 лет до нача­ла про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти Евфи­мия и самые осно­вы уче­ния стран­ни­ков были сфор­ми­ро­ва­ны не им, а имен­но общинами-«первопроходцами». Но судь­ба этих общин так и оста­лась неиз­вест­ной, в 1770‑х годах их сле­ды теря­ют­ся. Евфи­мий же бук­валь­но воз­ро­дил это дви­же­ние из пеп­ла и дал нача­ло насто­я­ще­му ренес­сан­су бегун­ско­го тол­ка: общи­на еди­но­мыш­лен­ни­ков, создан­ная Евфи­ми­ем, не повто­ри­ла путь дру­гих мел­ких ста­ро­об­ряд­че­ских кон­фес­сий, уми­рав­ших вме­сте со смер­тью их созда­те­лей, её ряды посто­ян­но попол­ня­лись, и в XIX веке она пре­вра­ти­лась в одно из замет­ных и вли­я­тель­ных тече­ний в бес­по­пов­щине, рас­про­стра­нив­шись от цен­траль­ных рос­сий­ских губер­ний до Запад­ной Сибири.

Основ­ной отли­чи­тель­ной чер­той сек­тант­ства как тако­во­го, как пра­ви­ло, явля­ет­ся то, что сек­тан­ты дово­дят до логи­че­ско­го кон­ца те идеи, кото­рые импли­цит­но уже содер­жат­ся в уче­нии «мате­рин­ской» рели­гии (от кото­рой и отко­ло­лась сек­та), но кото­рые сами слу­жи­те­ли этой рели­гии про­го­во­рить и раз­вить так и не реши­лись. Про­де­мон­стри­ру­ем это на при­ме­ре дру­гой широ­ко рас­про­стра­нен­ной в импе­рии сек­ты — скоп­цов. Скоп­цы, пыта­ясь най­ти выход из бес­ко­неч­ной и мучи­тель­ной борь­бы с плот­ски­ми стра­стя­ми, запро­грам­ми­ро­ван­ной пра­во­сла­ви­ем, в ито­ге при­шли в выво­ду, что един­ствен­ным дей­ствен­ным спо­со­бом побе­дить гре­хи поло­вой сфе­ры может быть толь­ко само­оскоп­ле­ние (как муж­чин, так и жен­щин), раз и навсе­гда сни­ма­ю­щее для чело­ве­ка про­бле­му сексуальности.

Пред­ста­ви­те­ли сек­ты скопцов

Пока­за­тель­но, что подоб­ные пред­став­ле­ния о необ­хо­ди­мо­сти избав­ле­ния от сек­са как от источ­ни­ка гре­ха име­ли место не толь­ко в кре­стьян­ской сре­де, но и в обра­зо­ван­ном слое (сре­ди тех, кто так­же не был чужд хри­сти­ан­ских иде­а­лов). Напри­мер, кру­жок Трес­ки­на, в кото­ром участ­во­вал моло­дой Д.И. Писа­рев, одной из сво­их задач ста­вил уни­что­же­ние сек­су­аль­но­го вле­че­ния в чело­ве­че­стве как тако­во­го: луч­ше выми­ра­ние чело­ве­че­ско­го рода, чем жизнь в под­вер­жен­но­сти «плот­ско­му гре­ху». Точ­но так­же отри­цал сек­су­аль­ность в годы сво­их рели­ги­оз­ных иска­ний и Лев Тол­стой, при­чём даже в том слу­чае, если сек­су­аль­ное обще­ние име­ло место меж­ду супругами:

«Плот­ская же любовь, брак, есть слу­же­ние себе и пото­му есть во вся­ком слу­чае пре­пят­ствие слу­же­нию Богу и людям, и пото­му с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния — паде­ние, грех».

Итак, исход­ный хри­сти­ан­ский посыл об отвер­же­нии блу­да и пре­лю­бо­де­я­ния в излишне ради­каль­ном рели­ги­оз­ном созна­нии может пре­вра­тить­ся в отри­ца­ние сек­са как такового.

Точ­но так­же и бегу­ны, исхо­дя из общей ста­ро­об­ряд­че­ской идеи об анти­хри­сто­вой сущ­но­сти пост­ни­ко­нов­ско­го госу­дар­ства, дове­ли эту идею до пре­дель­но­го анар­хиз­ма и при­шли к выво­ду о необ­хо­ди­мо­сти пре­рвать абсо­лют­но любые вза­и­мо­дей­ствия с вла­стью, что­бы огра­дить себя от гре­ха и сохра­нить чисто­ту. Логи­ка стран­ни­ков была про­ста: раз госу­дар­ство ста­ло вот­чи­ной анти­хри­ста, то ника­кие кон­так­ты и ком­про­мис­сы с ним недо­пу­сти­мы и невоз­мож­ны. Нель­зя под­чи­нять­ся вла­сти и зако­нам импе­рии, молить­ся за госу­да­ря, пла­тить подуш­ную подать и так далее.

В сочи­не­ни­ях бегу­нов осуж­да­ет­ся уме­рен­ность дру­гих ста­ро­об­ряд­че­ских тол­ков, кото­рые пошли с вла­стью на ком­про­мисс. Стран­ни­ки наста­и­ва­ли: нель­зя оста­вать­ся истин­ным хри­сти­а­ни­ном и в то же вре­мя быть под­дан­ным анти­хри­сто­вой импе­рии. Евфи­мий (быв­ший, кста­ти, воен­ным дезер­ти­ром) отри­цал пас­пор­та, воен­ную служ­бу, суды.

«Новое согла­сие дошло до край­но­сти в деле отри­ца­ния усто­ев окру­жа­ю­ще­го мира. Всё суще­ство­вав­шее на Руси, гово­ри­ло это уче­ние, или про­из­ве­де­но анти­хри­стом, или заклей­ме­но его сквер­ной печа­тью: учре­жде­ния, уста­нов­ле­ния, поряд­ки, обы­чаи, образ жиз­ни, раз­го­во­ры и т.д. По уче­нию бегу­нов счи­та­лось гре­хом даже жить сре­ди пра­во­слав­но­го насе­ле­ния, рав­но как сре­ди рас­коль­ни­ков дру­го­го тол­ка или согласия».

Из все­го это­го выте­ка­ло, что един­ствен­но допу­сти­мый спо­соб жиз­ни для насто­я­щих хри­сти­ан (како­вы­ми счи­та­ли себя бегу­ны) — бро­дяж­ни­че­ство, веч­ное бег­ство и новое пустын­ни­че­ство, посе­ле­ние в глу­хих местах, недо­ся­га­е­мых для власт­ных инсти­ту­тов импе­рии. Подоб­но­го пове­де­ния сле­до­ва­ло при­дер­жи­вать­ся вплоть до финаль­ной схват­ки с анти­хри­стом в кон­це исто­рии, на бли­зость кото­ро­го сек­тан­ты уповали.

Ста­ро­об­ряд­цы-стран­ни­ки Давыд Васи­лье­вич и Федор Михай­ло­вич. Фото­гра­фия 1918 года

Бегу­ны укры­ва­ли бес­пас­порт­ных, счи­та­ли себя частью осо­бо­го «Божье­го мира» (не име­ю­ще­го ниче­го обще­го с миром граж­дан­ским, госу­дар­ствен­ным). Они даже полу­ча­ли новые, «хри­сти­ан­ские» име­на, извест­ные толь­ко в их общине. Гово­ря о себе, они под­чер­ки­ва­ли соб­ствен­ную непри­част­ность к граж­дан­ско-адми­ни­стра­тив­ным инсти­ту­там импе­рии. Это вид­но по так назы­ва­е­мым «пас­пор­там» стран­ни­ков — свое­об­раз­ным доку­мен­там для дове­рен­ных лиц, кото­ры­ми бегу­ны поль­зо­ва­лись, пере­хо­дя с места на место. Тек­сты «пас­пор­тов» явля­ли собой яркую иллю­стра­цию бегун­ско­го рели­ги­оз­но-поли­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния и их само­иден­ти­фи­ка­ции. Н.И. Ива­нов­ский при­во­дит при­мер подоб­но­го доку­мен­та стран­ни­ков из Костром­ской губернии:

«Дан пас­порт из гра­да Бога выш­ня­го, из Сион­ской поли­ции, из Гол­гоф­ска­го квар­та­ла; при­ло­же­но к сему пас­пор­ту мно­же­ство неви­ди­мых свя­тых отец рук, еже бо боя­ти­ся страш­ных и веч­ных мук. Дан пас­порт на один век, а явлен в части свя­тых и в кни­гу живот­ну под номе­ром буду­ща­го века записан».

Когда кто-то из бегу­нов всё же ока­зы­вал­ся пой­ман­ным, он испо­ве­до­вал себя пра­во­слав­ным или «истин­ным хри­сти­а­ни­ном» (како­вым себя и счи­тал), наот­рез отка­зы­ва­ясь при­знать себя «рас­коль­ни­ком» или ста­ро­об­ряд­цем, в резуль­та­те чего пред­ста­ви­те­ли вла­стей дале­ко не все­гда мог­ли понять, с кем имен­но име­ют дело. Эта пози­ция про­ис­те­ка­ла из убеж­де­ния стран­ни­ков в том, что имен­но они пред­став­ля­ют собой истин­ную цер­ковь, а рас­кол с точ­ки зре­ния эккле­зио­ло­гии (хри­сти­ан­ско­го уче­ния о церк­ви) пред­став­ля­ет собой как раз отпа­де­ние от бла­го­дат­ной исти­ны. Назвать себя рас­коль­ни­ка­ми — зна­чит, при­знать себя отпав­ши­ми от Хри­ста, что для стран­ни­ков было бы нон­сен­сом. С тече­ни­ем вре­ме­ни пред­ста­ви­те­ли бегун­ско­го согла­сия выра­бо­та­ли пред­став­ле­ние о том, что испо­ве­до­вать свои рели­ги­оз­ные взгля­ды «пред вла­стию» стро­го необ­хо­ди­мо, так как «посты­дить­ся Хри­ста» перед дру­ги­ми недопустимо.

«Стран­ник». Кар­ти­на Васи­лия Перо­ва. 1870 год

Так как госу­дар­ство бегун­ский образ жиз­ни совсем не поощ­ря­ло, стран­ни­ки раз­ра­бо­та­ли систе­му кон­спи­ра­ции, дол­гое вре­мя помо­гав­шую им укры­вать­ся от вла­стей. Пред­ста­ви­те­ли сек­ты настоль­ко хоро­шо укры­ва­лись от посто­рон­них глаз, что даже иссле­до­ва­те­лям были совер­шен­но неиз­вест­ны подроб­но­сти повсе­днев­ной жиз­ни пред­ста­ви­те­лей бегун­ско­го согласия.

В 1850‑х годах была осу­ществ­ле­на мас­штаб­ная репрес­сив­ная кам­па­ния про­тив стран­ни­ков: основ­ные бегун­ские цен­тры были раз­гром­ле­ны, мно­гие сек­тан­ты были выяв­ле­ны и поме­ще­ны под арест. Толь­ко после это­го ста­ло воз­мож­ным иссле­до­вать стран­ни­че­ство. Его изу­че­ни­ем заня­лась комис­сия МВД, в кото­рой при­ни­мал уча­стие, как ведом­ствен­ный чинов­ник, извест­ный сла­вя­но­фил И.С. Акса­ков. На осно­ве резуль­та­тов дея­тель­но­сти комис­сии, «по горя­чим сле­дам» он выявил неко­то­рые осо­бен­но­сти стран­ни­че­ской рели­ги­оз­ной идеологии.

Не в послед­нюю оче­редь бла­го­да­ря Акса­ко­ву мы зна­ем, что идеи ино­ка Евфи­мия и его после­до­ва­те­лей кое в чем даже пред­вос­хи­ти­ли рели­ги­оз­ные чая­ния вто­рой поло­ви­ны ХХ — нача­ла XXI веков. К при­ме­ру, ещё в «Цвет­ни­ке» (одно из основ­ных сочи­не­ний Евфи­мия) сказано:

«И сице образ зве­рин не в кры­же и жлу­де состо­ит­ся, но в чело­ве­цех бого­от­ступ­ных заклю­ча­ет­ся. <…> Тако и о начер­та­нии, дае­мом на челех и на дес­ни­цах, есть речен­ное не о щепо­ти и миро­по­ма­за­нии ере­ти­че­ском, но еже делом или сло­вом со оны­ми про­тив­ны­ми согла­си­ти­ся в мудровании…».

Акса­ков, зна­ко­мый с «Цвет­ни­ком», объ­яс­ня­ет суть этой твор­че­ской интер­пре­та­ции бегу­на­ми про­ро­честв хри­сти­ан­ско­го «Апо­ка­лип­си­са»: по мне­нию стран­ни­че­ских идео­ло­гов, суть бого­от­ступ­ни­че­ства таит­ся вовсе не в при­ня­тии дур­ных обря­дов (как пола­га­ли рас­коль­ни­че­ские идео­ло­ги XVII века), а в «житии, соглас­ном с мыс­лью анти­хри­ста», в под­чи­не­нии ему. «Печать анти­хри­ста» в пони­ма­нии бегу­нов — это «пре­зре­ние к вере, при всем наруж­ном к ней ува­же­нии». Мож­но даже сохра­нить ста­рый обряд и при этом всё рав­но быть слу­гой анти­хри­ста, при­зна­вая покро­ви­тель­ство рос­сий­ской свет­ской анти­хри­сто­вой вла­сти. Ведь мно­гие ста­ро­об­ряд­че­ские согла­сия в ито­ге пошли на ком­про­мисс с импе­ри­ей. Таким обра­зом, стран­ни­ки утвер­жда­ли мысль о том, что обря­ды менее важ­ны, чем состо­я­ние и век­тор раз­ви­тия духа (вера) и дела веры — эта идея в XX–XXI веках заво­ю­ет широ­кую попу­ляр­ность у людей с самы­ми раз­но­об­раз­ны­ми взглядами.


Читай­те так­же «Мор­мо­ны в Рос­сий­ской импе­рии и СССР»

Поделиться