Андрей Диченко в ходе работы с архивами обнаружил прелюбопытную статью журнала «Безбожник» в номере 3 за 1930 год о секте скопцов. Материал подготовил этнограф Николай Волков, впоследствии автор монографии о скопцах. Статья по названием «Христовы воины царя небесного (Секта скопцов)» повествовала о традициях, обрядах и мировоззрении сектантов. В 1929 году произошёл громкий судебный процесс над скопцами. Их деятельность была запрещена в СССР.
Проходивший в январе в Ленинграде второй скопческий процесс, обнаружение скопческих кораблей в Москве, Саратове, Томске, Орле и других городах Союза — с несомненной убедительностью показывают, как глубоко ошиблась наша антирелигиозная общественность, сбрасываю со счетов секту скопцов при учёте поборщиков мракобесия.
Мы не представляем себе организации, в которой так же ярко, как в секте скопцов, были бы выражены все язвы внутренних и внешних противоречий, столь свойственные различным религиозным сообществам. Под покровом показного христианского «благочестия», елейности и ханжества таится отвратительная действительность, с чудовищной эксплуатацией физических и духовных калек, с взаимными склоками, травлей друг друга и злобным шипением. Необыкновенная изворотливость в приобщении прозелитов, обещание вечного покоя и вечного блаженства, очищенной от грехов душе, наконец, почти открытая контрреволюция и восторженное ожидание «золотящейся царской коронушки». Словом, всё то, что в большей или несколько меньшей мере присуще всем другим современным сектантским объединениям, полностью выражено в этой сравнительно небольшой секте «христовых воинов царя небесного».
Изучение секты скопцов важно не только для борьбы с этой вреднейшей изуверской организацией, но и важно также для уяснения сущности всего современного сектантства, так же «идущего по стопам Христа» и, за некоторым исключением, так же выполняющего «его заветы».
Товарищей, желающих глубже ознакомиться с вопросами скопчества, его происхождением и т. д., отсылаем к своей книге, специально посвящённой секте скопцов и на днях выходящей из печати.
В настоящем очерке коснёмся лишь основных моментов религиозного миросозерцания скопцов, методов вовлечения в секту и изуверской работы и внутренних противоречий, характеризующих быт секты.
По учению скопцов, которое держится в строгой тайне и открывается лишь испытанным «белорезцам», «сидящим на белом коне», то есть оскоплённым путём отнятия семенных ядер с мошонкой и ствола («царская печать»), первые люди были сотворены без половых органов.
В этом, также как и в ряде других основных вопросов, толкование скопцов не противоречит учению православной церкви. Преподаватель Максим Грек, например, считает, что, если люди были сотворены по образу и подобию божьему, им не нужны были половые органы.
В результате грехопадения Адама и Евы у них появились яблоковидные символические эмблемы греха. У Евы яблоковидные груди, у Адама же яблоковидные семенные ядра и ствол дерева…
Первые т. н. семенные ядра скопцы называют «ключи ада», ствол — «ключ бездны» и другими не менее «лестными эпитетами».
Скопцы, однако, считают, что Христос научил людей оскопляться. Кроме XIX главы (стих 12) от Матфея, скопцы приводят множество других евангельских текстов, призывающих к скопчеству или достаточно убедительно, с точки зрения верующих, его оправдывающих.
Первое пришествие Христа, по учению скопцов, не дало больших результатов. Посадив на «белых коней» своих 12 апостолов, Христос вознёсся на небо, дав обещание вернуться второй раз в силе и славе. И Христов сдержал слово. Второе его пришествие было в XVIII веке в образе Петра ІІІ.
Таким образом, личность Петра ІІІ скопцы отождествляют с Христом. Вокруг Петра ІІІ скопцами сочинена следующая сказка. По настоянию Елизаветы Петровны, Петр ІІІ, уже будучи якобы скопцом, был повенчан с Екатериной ІІ. Но Екатерина, узнав, что муж скопец, возненавидела его и решила убить.
Не желая быть убитым, Пётр-Христос переоделся в платье солдата, который (солдат) и был убит, сам же он (Христос) под видом Кондратия Селиванова стал ходить по России и проповедовать оскопление. Кондратий Селиванов назывался у скопцов «искупитель», «отец», «батюшка» и так далее. Вскоре вслед за Селивановым ушла его «духовная мать» Елизавета Петровна и стала называться Акулиной Ивановной.
Акулина Ивановна называется «владычица», «царица небесная», «богородица», «заступница» и другими именами.
Следующими, наиболее чтимыми фигурами в кругу скопческих святых являются «граф Воронцов» — Александр Иванович Шилов и «князь Дашков» — Мартинушка. Возникнув в среде богатого кулацкого крестьянства, секта скопцов скоро распространилась по городам, найдя большую массу своих последователей в среде городского мещанства и идеологов в купечестве. Скопческое мифотворчество идёт по пути увязки скопчества с царствующими домами. То обстоятельство, что Петр ІІІ и другие царствующие особы были, по легендам скопцов, скопцами, даже самого отсталого и суеверного человека мало трогает в наши дни.
Современное скопчество в лице своих идеологов И. Ермакова и Г. Меньшенина обнаруживает тенденции приспособления. Первый, живя среди русских скопцов в Румынии, посылает русским скопцам письма, в которых уверяет, что скопчество — единственный путь созерцания и самоуглубления для личности, желающей отрешиться от «грубо-материальной среды» и возвыситься над копошащимися в земных делах человечеством. Философия Меньшенина, приспособленная для торгашей и скопцов-менял, значительно проще. Необходимость скопчества, по его воззрениям, вытекает из наличия абортов, проституции, материальной нужды и… даже растрат, так как и растраты есть следствие «тайных уд».
В числе других запретов скопцам рекомендуется не посещать общественных мест. Для еще большего «увеселение господа» нужно скакать или «радеть», «кружиться» или «пить духовное пиво». Этими терминами обозначается процесс радения, который во всевозможных формах, и «корабликом», и «крестиком», и «стопочкой», продолжается иногда всю ночь. По мере своего развития секта создала довольно сложный культ с обрядами, таинствами, иконами, песнопениями и так далее.
Сложный культ и аллегории имеют назначением скрыть от «новичка» и рядового члена классовый, кулацко-купеческий смысл организации. По своей настойчивости в области вербовки членов в секту скопцы, кажется нам, несмотря на то, что все сектанты большие охотники «улавливают души», далеко превзошли другие секты. Соблазн малолетних, уговоры слабовольных, обещание материальной помощи, экономическая кабала, притворная ласковость, уход за больными, подбирание бездомных или голодающих — словом, почти всё, чего добилась в своей черной работе современное сектантство, используется скопцами. Правда, скопцы не заманивают световыми картинами и спектаклями, как, например, евангелисты или баптисты, но зато в некоторой мере практикуют показ картинок и драматические мистерии — обряды.
Будучи в деревне Волосово, кишащей скопцами, я познакомился с А. П. Стройным, высоким юношей лет 19–20. Оскоплён стариком Пивдунемом года четыре назад. Спрашиваю:
— Шура, зачем сделал это?
— Так лучше…
— Почему же?
— Хорошо. Никуда не надо ходить, один жить будешь, пить не будешь и хорошо будет жить…
Говорит он тихо, монотонно и как будто повторяет чужие слова.
— А ты не жалеешь, что так сделал?
— Чего жалеть? Что написано пером, не вырубишь и топором, — и при этом он улыбается такой жалкой виноватой улыбкой…
Обидно, досадно за человека. Ведь это уже юный старик, жизнь которого изуверы загубили в самом начале рассвета. И он не один, их много в деревне. Молодые парни и девушки. Большинство из них уже на второй день моего приезда были откровеннее, проклиная своих оскопителей. А. П. рассказал так:
«Жил я у дяди в работниках. Он все говорил: „Давай тебе сделаем так, будешь как святой; хорошо жить будешь“. Я всё не хотел. Он сказал, что шубы отдаст мне, дом подпишет; потом принёс коробку такую, жестяную. Открыл, а там золото. Рублей 80 будет. И это, говорит, тебе отдам. Ну, я говорю, давай сделаем…».
Затем следует отвратительный акт оскопления ножом или стамеской. Изуродованный таким образом пришелец остаётся на всю жизнь волей-неволей привязанным к секте и, в свою очередь, сам старается по мере сил увеличить круг себе подобных.
За показной добродетелью в скопческих «кораблях» идут постоянные склоки, грызня из-за дележа наследства умершего скопца, адская эксплуатация «братьями» неимущих «братьев», чёрствый, сухой эгоизм и редкая бездушность к собратьям по секте, не говоря уже о мирских людях.
Скопцы жили в своих скопческих селениях и, казалось бы, имели все возможности строить в своих поселениях «Христово братство». А между тем, междоусобицы имевшие место в сердце сибирских скопцов, поражают своей остротой. Как правило, скопческие селения делились на кулаков и батраков-бедняков. Землями владели скопцы-старожилы и, пользуясь этим, эксплуатировали бедноту. Заработная плата лучшего скопца-работника не превышала трёх рублей в месяц. По словам сибирских скопцов, дело «чуть ли не доходило до кровопролития». Современный скопцы, несмотря на ещё недостаточное наше знакомство с их «работой», тем не менее дают материал, дополняющий жуткую историю секты. В захолустьях Москвы, в селе Черкизово и Богородском, скопцы и скопчихи держат по пять-шесть девушек, выписанных через знакомых скопцов из Рязанской губернии и жёстко эксплуатируют их.
Платы за работу девушек, втянутые в секту, не получают, работают по 16–18 часов в сутки (вяжут кружева или чулки), питаются постными щами и гнилой картошкой. За то сестры-оскопительницы едят балык и свежую икру.
Несколько слов о политической физиономии секты. И по своему культу, и по мотивам социально-экономическим секта скопцов является монархической, контрреволюционной организацией. В своих бесчисленных «пророчествах» на радениях скопческие «пророки» и «пророчицы» вещают о грядущей гибели антихристов-коммунистов и о том, что «скоро воссядет царь со славою, со небесной державою», который «неугодных богу коммунистов посадит в неволю». Пророчица Тупикова по поводу китайских событий так пророчила, что скоро царь на престол сядет и «скоро богу неугодная власть свалится. Бог дух святой пошлет китайскую тучу и всех антихристов зароет в мусорную кучу, что во век они не воскреснут. Только больше молитесь, да ожидайте с терпением». Вот образец проповеди скопцов.
Скопцы-кулаки Ленинградского округа в своё время открыто жалели, что им не хватит верёвок вешать коммунистов. Один из скопцов-подкулачников А. Хусо даже навёл наган на приехавшего в деревню коммуниста. Контрреволюционное настроение скопцов определяется потерей вождями сект в революции значительных капиталов. Современные руководители секты лишились хищнически добытых десятков миллионов золотых рублей и, главное, лишаются возможности вести не только скопческую, но и вообще предпринимательскую деятельность. Руководитель московских скопцов Ломоносов, по словам скопцов, имел до революции банкирскую контору с оборотом до двух миллионов рублей в год. Но многим уступали или уступают ему руководители ленинградского скопчества. среди них мы встречаем бывших миллионеров, купцов первой гильдии, и так далее.
Как ни трудно этому поверить, но скопцы проникли даже на некоторые из ленинградских фабрик. На текстильной фабрике имени Желябова под носом партийной и профорганизации скопчихи организовали даже свой скопческий кружок и вели упорную агитацию и вступление в секту. Заманчивые обещание и спячка общественных организаций способствовали тому, что несколько наиболее отсталых суеверных работниц жёстко поплатились за свою доверчивость…
К слову сказать, руководители партийной и профсоюзной организации и до сих пор сами по себе ничего не сделали в борьбе с сектантством, свившим гнёзда на предприятии.
Второй скопческий процесс в Ленинграде должен явиться началом конца позорной, преступной во всех отношениях секты скопцов. Руководители скопчества должны быть сурово наказаны и за изуверскую деятельность, результатом которой мы имеем сотни молодых и старых физических и духовных калек, и за эксплуатацию, и за контрреволюцию.
Кроме того, безусловно необходима изоляция от населения скопцов-фанатиков и, наконец, решительный пересмотр общественно-политической работы в районах-очагах скопчества.
Автор очерка — Н. Н. Волков.
Журнал «Безбожник» № 3, 1930 год.
Читайте также «Быть сектантом в империи. Бегуны и основы их идеологии».