Христовы воины царя небесного (Секта скопцов)

Андрей Дичен­ко в ходе рабо­ты с архи­ва­ми обна­ру­жил пре­лю­бо­пыт­ную ста­тью жур­на­ла «Без­бож­ник» в номе­ре 3 за 1930 год о сек­те скоп­цов. Мате­ри­ал под­го­то­вил этно­граф Нико­лай Вол­ков, впо­след­ствии автор моно­гра­фии о скоп­цах. Ста­тья по назва­ни­ем «Хри­сто­вы вои­ны царя небес­но­го (Сек­та скоп­цов)» повест­во­ва­ла о тра­ди­ци­ях, обря­дах и миро­воз­зре­нии сек­тан­тов. В 1929 году про­изо­шёл гром­кий судеб­ный про­цесс над скоп­ца­ми. Их дея­тель­ность была запре­ще­на в СССР.


Про­хо­див­ший в янва­ре в Ленин­гра­де вто­рой скоп­че­ский про­цесс, обна­ру­же­ние скоп­че­ских кораб­лей в Москве, Сара­то­ве, Том­ске, Орле и дру­гих горо­дах Сою­за — с несо­мнен­ной убе­ди­тель­но­стью пока­зы­ва­ют, как глу­бо­ко ошиб­лась наша анти­ре­ли­ги­оз­ная обще­ствен­ность, сбра­сы­ваю со сче­тов сек­ту скоп­цов при учё­те побор­щи­ков мракобесия.

Мы не пред­став­ля­ем себе орга­ни­за­ции, в кото­рой так же ярко, как в сек­те скоп­цов, были бы выра­же­ны все язвы внут­рен­них и внеш­них про­ти­во­ре­чий, столь свой­ствен­ные раз­лич­ным рели­ги­оз­ным сооб­ще­ствам. Под покро­вом показ­но­го хри­сти­ан­ско­го «бла­го­че­стия», елей­но­сти и хан­же­ства таит­ся отвра­ти­тель­ная дей­стви­тель­ность, с чудо­вищ­ной экс­плу­а­та­ци­ей физи­че­ских и духов­ных калек, с вза­им­ны­ми скло­ка­ми, трав­лей друг дру­га и злоб­ным шипе­ни­ем. Необык­но­вен­ная изво­рот­ли­вость в при­об­ще­нии про­зе­ли­тов, обе­ща­ние веч­но­го покоя и веч­но­го бла­жен­ства, очи­щен­ной от гре­хов душе, нако­нец, почти откры­тая контр­ре­во­лю­ция и вос­тор­жен­ное ожи­да­ние «золо­тя­щей­ся цар­ской коро­нуш­ки». Сло­вом, всё то, что в боль­шей или несколь­ко мень­шей мере при­су­ще всем дру­гим совре­мен­ным сек­тант­ским объ­еди­не­ни­ям, пол­но­стью выра­же­но в этой срав­ни­тель­но неболь­шой сек­те «хри­сто­вых вои­нов царя небесного».

Изу­че­ние сек­ты скоп­цов важ­но не толь­ко для борь­бы с этой вред­ней­шей изу­вер­ской орга­ни­за­ци­ей, но и важ­но так­же для уяс­не­ния сущ­но­сти все­го совре­мен­но­го сек­тант­ства, так же «иду­ще­го по сто­пам Хри­ста» и, за неко­то­рым исклю­че­ни­ем, так же выпол­ня­ю­ще­го «его заветы».

Скоп­цы нэп­ма­ны. Вто­рой спра­ва — оско­пи­тель Ломоносов

Това­ри­щей, жела­ю­щих глуб­же озна­ко­мить­ся с вопро­са­ми скоп­че­ства, его про­ис­хож­де­ни­ем и т. д., отсы­ла­ем к сво­ей кни­ге, спе­ци­аль­но посвя­щён­ной сек­те скоп­цов и на днях выхо­дя­щей из печати.

В насто­я­щем очер­ке кос­нём­ся лишь основ­ных момен­тов рели­ги­оз­но­го миро­со­зер­ца­ния скоп­цов, мето­дов вовле­че­ния в сек­ту и изу­вер­ской рабо­ты и внут­рен­них про­ти­во­ре­чий, харак­те­ри­зу­ю­щих быт секты.

По уче­нию скоп­цов, кото­рое дер­жит­ся в стро­гой тайне и откры­ва­ет­ся лишь испы­тан­ным «бело­рез­цам», «сидя­щим на белом коне», то есть оскоп­лён­ным путём отня­тия семен­ных ядер с мошон­кой и ство­ла («цар­ская печать»), пер­вые люди были сотво­ре­ны без поло­вых органов.

В этом, так­же как и в ряде дру­гих основ­ных вопро­сов, тол­ко­ва­ние скоп­цов не про­ти­во­ре­чит уче­нию пра­во­слав­ной церк­ви. Пре­по­да­ва­тель Мак­сим Грек, напри­мер, счи­та­ет, что, если люди были сотво­ре­ны по обра­зу и подо­бию божье­му, им не нуж­ны были поло­вые органы.

Обо­жеств­лен­ный Петр III или Кон­дра­тий Сели­ва­нов. Рису­нок скоп­ца Савельева

В резуль­та­те гре­хо­па­де­ния Ада­ма и Евы у них появи­лись ябло­ко­вид­ные сим­во­ли­че­ские эмбле­мы гре­ха. У Евы ябло­ко­вид­ные гру­ди, у Ада­ма же ябло­ко­вид­ные семен­ные ядра и ствол дерева…

Пер­вые т. н. семен­ные ядра скоп­цы назы­ва­ют «клю­чи ада», ствол — «ключ без­дны» и дру­ги­ми не менее «лест­ны­ми эпитетами».

Скоп­цы, одна­ко, счи­та­ют, что Хри­стос научил людей оскоп­лять­ся. Кро­ме XIX гла­вы (стих 12) от Мат­фея, скоп­цы при­во­дят мно­же­ство дру­гих еван­гель­ских тек­стов, при­зы­ва­ю­щих к скоп­че­ству или доста­точ­но убе­ди­тель­но, с точ­ки зре­ния веру­ю­щих, его оправдывающих.

Пер­вое при­ше­ствие Хри­ста, по уче­нию скоп­цов, не дало боль­ших резуль­та­тов. Поса­див на «белых коней» сво­их 12 апо­сто­лов, Хри­стос воз­нёс­ся на небо, дав обе­ща­ние вер­нуть­ся вто­рой раз в силе и сла­ве. И Хри­стов сдер­жал сло­во. Вто­рое его при­ше­ствие было в XVIII веке в обра­зе Пет­ра ІІІ.

Таким обра­зом, лич­ность Пет­ра ІІІ скоп­цы отож­деств­ля­ют с Хри­стом. Вокруг Пет­ра ІІІ скоп­ца­ми сочи­не­на сле­ду­ю­щая сказ­ка. По насто­я­нию Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, Петр ІІІ, уже будучи яко­бы скоп­цом, был повен­чан с Ека­те­ри­ной ІІ. Но Ека­те­ри­на, узнав, что муж ско­пец, воз­не­на­ви­де­ла его и реши­ла убить.

Не желая быть уби­тым, Пётр-Хри­стос пере­одел­ся в пла­тье сол­да­та, кото­рый (сол­дат) и был убит, сам же он (Хри­стос) под видом Кон­дра­тия Сели­ва­но­ва стал ходить по Рос­сии и про­по­ве­до­вать оскоп­ле­ние. Кон­дра­тий Сели­ва­нов назы­вал­ся у скоп­цов «иску­пи­тель», «отец», «батюш­ка» и так далее. Вско­ре вслед за Сели­ва­но­вым ушла его «духов­ная мать» Ели­за­ве­та Пет­ров­на и ста­ла назы­вать­ся Аку­ли­ной Ивановной.

Кон­дра­тий Селиванов

Аку­ли­на Ива­нов­на назы­ва­ет­ся «вла­ды­чи­ца», «цари­ца небес­ная», «бого­ро­ди­ца», «заступ­ни­ца» и дру­ги­ми именами.

Сле­ду­ю­щи­ми, наи­бо­лее чти­мы­ми фигу­ра­ми в кру­гу скоп­че­ских свя­тых явля­ют­ся «граф Ворон­цов» — Алек­сандр Ива­но­вич Шилов и «князь Даш­ков» — Мар­ти­нуш­ка. Воз­ник­нув в сре­де бога­то­го кулац­ко­го кре­стьян­ства, сек­та скоп­цов ско­ро рас­про­стра­ни­лась по горо­дам, най­дя боль­шую мас­су сво­их после­до­ва­те­лей в сре­де город­ско­го мещан­ства и идео­ло­гов в купе­че­стве. Скоп­че­ское мифо­твор­че­ство идёт по пути увяз­ки скоп­че­ства с цар­ству­ю­щи­ми дома­ми. То обсто­я­тель­ство, что Петр ІІІ и дру­гие цар­ству­ю­щие осо­бы были, по леген­дам скоп­цов, скоп­ца­ми, даже само­го отста­ло­го и суе­вер­но­го чело­ве­ка мало тро­га­ет в наши дни.

Совре­мен­ное скоп­че­ство в лице сво­их идео­ло­гов И. Ерма­ко­ва и Г. Мень­ше­ни­на обна­ру­жи­ва­ет тен­ден­ции при­спо­соб­ле­ния. Пер­вый, живя сре­ди рус­ских скоп­цов в Румы­нии, посы­ла­ет рус­ским скоп­цам пись­ма, в кото­рых уве­ря­ет, что скоп­че­ство — един­ствен­ный путь созер­ца­ния и само­углуб­ле­ния для лич­но­сти, жела­ю­щей отре­шить­ся от «гру­бо-мате­ри­аль­ной сре­ды» и воз­вы­сить­ся над копо­ша­щи­ми­ся в зем­ных делах чело­ве­че­ством. Фило­со­фия Мень­ше­ни­на, при­спо­соб­лен­ная для тор­га­шей и скоп­цов-менял, зна­чи­тель­но про­ще. Необ­хо­ди­мость скоп­че­ства, по его воз­зре­ни­ям, выте­ка­ет из нали­чия абор­тов, про­сти­ту­ции, мате­ри­аль­ной нуж­ды и… даже рас­трат, так как и рас­тра­ты есть след­ствие «тай­ных уд».

Место палом­ни­че­ства скоп­цов, дом в Ленин­гра­де, в кото­ром жил Селиванов

В чис­ле дру­гих запре­тов скоп­цам реко­мен­ду­ет­ся не посе­щать обще­ствен­ных мест. Для еще боль­ше­го «уве­се­ле­ние гос­по­да» нуж­но ска­кать или «радеть», «кру­жить­ся» или «пить духов­ное пиво». Эти­ми тер­ми­на­ми обо­зна­ча­ет­ся про­цесс раде­ния, кото­рый во все­воз­мож­ных фор­мах, и «кораб­ли­ком», и «кре­сти­ком», и «сто­поч­кой», про­дол­жа­ет­ся ино­гда всю ночь. По мере сво­е­го раз­ви­тия сек­та созда­ла доволь­но слож­ный культ с обря­да­ми, таин­ства­ми, ико­на­ми, пес­но­пе­ни­я­ми и так далее.

Слож­ный культ и алле­го­рии име­ют назна­че­ни­ем скрыть от «нович­ка» и рядо­во­го чле­на клас­со­вый, кулац­ко-купе­че­ский смысл орга­ни­за­ции. По сво­ей настой­чи­во­сти в обла­сти вер­бов­ки чле­нов в сек­ту скоп­цы, кажет­ся нам, несмот­ря на то, что все сек­тан­ты боль­шие охот­ни­ки «улав­ли­ва­ют души», дале­ко пре­взо­шли дру­гие сек­ты. Соблазн мало­лет­них, уго­во­ры сла­бо­воль­ных, обе­ща­ние мате­ри­аль­ной помо­щи, эко­но­ми­че­ская каба­ла, при­твор­ная лас­ко­вость, уход за боль­ны­ми, под­би­ра­ние без­дом­ных или голо­да­ю­щих — сло­вом, почти всё, чего доби­лась в сво­ей чер­ной рабо­те совре­мен­ное сек­тант­ство, исполь­зу­ет­ся скоп­ца­ми. Прав­да, скоп­цы не зама­ни­ва­ют све­то­вы­ми кар­ти­на­ми и спек­так­ля­ми, как, напри­мер, еван­ге­ли­сты или бап­ти­сты, но зато в неко­то­рой мере прак­ти­ку­ют показ кар­ти­нок и дра­ма­ти­че­ские мисте­рии — обряды.

Будучи в деревне Воло­со­во, киша­щей скоп­ца­ми, я позна­ко­мил­ся с А. П. Строй­ным, высо­ким юно­шей лет 19–20. Оскоп­лён ста­ри­ком Пив­ду­не­мом года четы­ре назад. Спрашиваю:

— Шура, зачем сде­лал это?

— Так лучше…

— Поче­му же?

— Хоро­шо. Нику­да не надо ходить, один жить будешь, пить не будешь и хоро­шо будет жить…

Гово­рит он тихо, моно­тон­но и как буд­то повто­ря­ет чужие слова.

— А ты не жале­ешь, что так сделал?

— Чего жалеть? Что напи­са­но пером, не выру­бишь и топо­ром, — и при этом он улы­ба­ет­ся такой жал­кой вино­ва­той улыбкой…

Обид­но, досад­но за чело­ве­ка. Ведь это уже юный ста­рик, жизнь кото­ро­го изу­ве­ры загу­би­ли в самом нача­ле рас­све­та. И он не один, их мно­го в деревне. Моло­дые пар­ни и девуш­ки. Боль­шин­ство из них уже на вто­рой день мое­го при­ез­да были откро­вен­нее, про­кли­ная сво­их оско­пи­те­лей. А. П. рас­ска­зал так:

«Жил я у дяди в работ­ни­ках. Он все гово­рил: „Давай тебе сде­ла­ем так, будешь как свя­той; хоро­шо жить будешь“. Я всё не хотел. Он ска­зал, что шубы отдаст мне, дом под­пи­шет; потом при­нёс короб­ку такую, жестя­ную. Открыл, а там золо­то. Руб­лей 80 будет. И это, гово­рит, тебе отдам. Ну, я гово­рю, давай сделаем…».

Затем сле­ду­ет отвра­ти­тель­ный акт оскоп­ле­ния ножом или ста­мес­кой. Изуро­до­ван­ный таким обра­зом при­ше­лец оста­ёт­ся на всю жизнь волей-нево­лей при­вя­зан­ным к сек­те и, в свою оче­редь, сам ста­ра­ет­ся по мере сил уве­ли­чить круг себе подобных.

Ору­дия оскоп­ле­ния и пред­ме­ты куль­та, обна­ру­жен­ные у ленин­град­ских скопцов

За показ­ной доб­ро­де­те­лью в скоп­че­ских «кораб­лях» идут посто­ян­ные скло­ки, грыз­ня из-за деле­жа наслед­ства умер­ше­го скоп­ца, адская экс­плу­а­та­ция «бра­тья­ми» неиму­щих «бра­тьев», чёрст­вый, сухой эго­изм и ред­кая без­душ­ность к собра­тьям по сек­те, не гово­ря уже о мир­ских людях.

Скоп­цы жили в сво­их скоп­че­ских селе­ни­ях и, каза­лось бы, име­ли все воз­мож­но­сти стро­ить в сво­их посе­ле­ни­ях «Хри­сто­во брат­ство». А меж­ду тем, меж­до­усо­би­цы имев­шие место в серд­це сибир­ских скоп­цов, пора­жа­ют сво­ей остро­той. Как пра­ви­ло, скоп­че­ские селе­ния дели­лись на кула­ков и батра­ков-бед­ня­ков. Зем­ля­ми вла­де­ли скоп­цы-ста­ро­жи­лы и, поль­зу­ясь этим, экс­плу­а­ти­ро­ва­ли бед­но­ту. Зара­бот­ная пла­та луч­ше­го скоп­ца-работ­ни­ка не пре­вы­ша­ла трёх руб­лей в месяц. По сло­вам сибир­ских скоп­цов, дело «чуть ли не дохо­ди­ло до кро­во­про­ли­тия». Совре­мен­ный скоп­цы, несмот­ря на ещё недо­ста­точ­ное наше зна­ком­ство с их «рабо­той», тем не менее дают мате­ри­ал, допол­ня­ю­щий жут­кую исто­рию сек­ты. В захо­лу­стьях Моск­вы, в селе Чер­ки­зо­во и Бого­род­ском, скоп­цы и скоп­чи­хи дер­жат по пять-шесть деву­шек, выпи­сан­ных через зна­ко­мых скоп­цов из Рязан­ской губер­нии и жёст­ко экс­плу­а­ти­ру­ют их.

Скоп­цы-бога­чи до революции

Пла­ты за рабо­ту деву­шек, втя­ну­тые в сек­ту, не полу­ча­ют, рабо­та­ют по 16–18 часов в сут­ки (вяжут кру­же­ва или чул­ки), пита­ют­ся пост­ны­ми щами и гни­лой кар­тош­кой. За то сест­ры-оско­пи­тель­ни­цы едят балык и све­жую икру.

Несколь­ко слов о поли­ти­че­ской физио­но­мии сек­ты. И по сво­е­му куль­ту, и по моти­вам соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским сек­та скоп­цов явля­ет­ся монар­хи­че­ской, контр­ре­во­лю­ци­он­ной орга­ни­за­ци­ей. В сво­их бес­чис­лен­ных «про­ро­че­ствах» на раде­ни­ях скоп­че­ские «про­ро­ки» и «про­ро­чи­цы» веща­ют о гря­ду­щей гибе­ли анти­хри­стов-ком­му­ни­стов и о том, что «ско­ро вос­ся­дет царь со сла­вою, со небес­ной дер­жа­вою», кото­рый «неугод­ных богу ком­му­ни­стов поса­дит в нево­лю». Про­ро­чи­ца Тупи­ко­ва по пово­ду китай­ских собы­тий так про­ро­чи­ла, что ско­ро царь на пре­стол сядет и «ско­ро богу неугод­ная власть сва­лит­ся. Бог дух свя­той пошлет китай­скую тучу и всех анти­хри­стов заро­ет в мусор­ную кучу, что во век они не вос­крес­нут. Толь­ко боль­ше моли­тесь, да ожи­дай­те с тер­пе­ни­ем». Вот обра­зец про­по­ве­ди скопцов.

Девуш­ка-ско­пец с отре­зан­ной гру­дью. 1929 год

Скоп­цы-кула­ки Ленин­град­ско­го окру­га в своё вре­мя откры­то жале­ли, что им не хва­тит верё­вок вешать ком­му­ни­стов. Один из скоп­цов-под­ку­лач­ни­ков А. Хусо даже навёл наган на при­е­хав­ше­го в дерев­ню ком­му­ни­ста. Контр­ре­во­лю­ци­он­ное настро­е­ние скоп­цов опре­де­ля­ет­ся поте­рей вождя­ми сект в рево­лю­ции зна­чи­тель­ных капи­та­лов. Совре­мен­ные руко­во­ди­те­ли сек­ты лиши­лись хищ­ни­че­ски добы­тых десят­ков мил­ли­о­нов золо­тых руб­лей и, глав­ное, лиша­ют­ся воз­мож­но­сти вести не толь­ко скоп­че­скую, но и вооб­ще пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность. Руко­во­ди­тель мос­ков­ских скоп­цов Ломо­но­сов, по сло­вам скоп­цов, имел до рево­лю­ции бан­кир­скую кон­то­ру с обо­ро­том до двух мил­ли­о­нов руб­лей в год. Но мно­гим усту­па­ли или усту­па­ют ему руко­во­ди­те­ли ленин­град­ско­го скоп­че­ства. сре­ди них мы встре­ча­ем быв­ших мил­ли­о­не­ров, куп­цов пер­вой гиль­дии, и так далее.

Как ни труд­но это­му пове­рить, но скоп­цы про­ник­ли даже на неко­то­рые из ленин­град­ских фаб­рик. На тек­стиль­ной фаб­ри­ке име­ни Желя­бо­ва под носом пар­тий­ной и проф­ор­га­ни­за­ции скоп­чи­хи орга­ни­зо­ва­ли даже свой скоп­че­ский кру­жок и вели упор­ную аги­та­цию и вступ­ле­ние в сек­ту. Заман­чи­вые обе­ща­ние и спяч­ка обще­ствен­ных орга­ни­за­ций спо­соб­ство­ва­ли тому, что несколь­ко наи­бо­лее отста­лых суе­вер­ных работ­ниц жёст­ко попла­ти­лись за свою доверчивость…

Моло­дые скоп­цы в насто­я­щее вре­мя очень жале­ют, что поз­во­ли­ли совер­шить над собой обряд оскопления

К сло­ву ска­зать, руко­во­ди­те­ли пар­тий­ной и проф­со­юз­ной орга­ни­за­ции и до сих пор сами по себе ниче­го не сде­ла­ли в борь­бе с сек­тант­ством, свив­шим гнёз­да на предприятии.

Вто­рой скоп­че­ский про­цесс в Ленин­гра­де дол­жен явить­ся нача­лом кон­ца позор­ной, пре­ступ­ной во всех отно­ше­ни­ях сек­ты скоп­цов. Руко­во­ди­те­ли скоп­че­ства долж­ны быть суро­во нака­за­ны и за изу­вер­скую дея­тель­ность, резуль­та­том кото­рой мы име­ем сот­ни моло­дых и ста­рых физи­че­ских и духов­ных калек, и за экс­плу­а­та­цию, и за контрреволюцию.

Кро­ме того, без­услов­но необ­хо­ди­ма изо­ля­ция от насе­ле­ния скоп­цов-фана­ти­ков и, нако­нец, реши­тель­ный пере­смотр обще­ствен­но-поли­ти­че­ской рабо­ты в рай­о­нах-оча­гах скопчества.


Автор очер­ка — Н. Н. Волков.

Жур­нал «Без­бож­ник» № 3, 1930 год.


Читай­те так­же «Быть сек­тан­том в импе­рии. Бегу­ны и осно­вы их идео­ло­гии»

Поделиться