Во время Великой Отечественной войны советский пилот Борис Ковзан сумел невероятное: он четыре раза таранил вражеские самолёты и остался жив. Он единственный в мире лётчик, кому удалось подобное. На его счету 360 боевых вылетов, 127 воздушных боёв и 28 сбитых самолетов противника.
VATNIKSTAN рассказывает, с чего начался путь Бориса в авиации, какие боевые задания выполнял, как потерял глаз и раз за разом обманывал смерть.
В небо — по призванию
Иван Григорьевич Ковзан в дни Первой мировой войны в поисках лучшей жизни перебрался из Белоруссии в Шахты. В Ростовской области он познакомился с донской казачкой Матрёной Васильевной и женился на ней, а в апреле 1922 года у них родился сын, которого назвали Борисом.
В середине 1930‑х годов жизнь более-менее наладилась, и семейство Ковзанов перебралось в белорусский Бобруйск. В то время в Советском Союзе набирала популярность авиация, начал формироваться некий культ лётчиков. Произошло это благодаря пилотам, которые участвовали в спасении экипажа парохода «Челюскин», раздавленного льдинами. Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Анатолий Ляпидевский и другие лётчики стали не только народными героями — всех их удостоили звания Героев Советского Союза. Продолжил популяризацию крылатых машин и неба Валерий Чкалов, совершивший перелёт из Москвы в Америку через Северный полюс без единой посадки.
Подрастающее поколение грезило небом и полётами, и Борис не стал исключением. Его первое знакомство с воздушной стихией произошло в Бобруйском аэроклубе. Он стал призёром соревнований по авиамоделированию, и в качестве подарка всех победителей посадили в самолёт. Через несколько минут Борис уже увлечённо рассматривал с высоты свой город.
Благодаря занятиям в аэроклубе Ковзан основательно изучил устройство крылатой техники, а также совершил несколько прыжков с парашютом.
Затем в жизни Бориса была Одесская военно-авиационная школа, а после — служба в армии. В то время как раз началась Вторая мировая война. Полыхающая Европа не могла не вызывать у советских людей опасение за своё будущее. Борис понимал, что пламя войны скоро доползёт и до Союза, поэтому всего себя отдавал учёбе. В 1940 году он окончил школу и перебрался в Козельск — его приписали к 162-му истребительному полку.
Три тарана
22 июня 1941 года худшие опасения сбылись: Третий рейх напал на Советский Союз. И уже всего через два дня Ковзан на истребителе И‑15бис сражался с противником в небе над Гомелем. Тогда лётчик и открыл личный счётчик побед. 24 июня он сумел подбить немецкий бомбардировщик «Дорнье-215».
В июле Борис получил новое боевое задание. Ковзану требовалось провести разведку в районе родного Бобруйска. Город лежал в руинах. Эмоции захлестнули лётчика, но он сумел с ними справиться. Собрав необходимые сведения, пилот направился к деревне Щатково, которая находилась возле Бобруйска. Здесь Борис увидел немецкую танковую колонну, двигавшуюся к реке Березина. Сделав круг, Ковзан вернулся на базу.
Осенью того же года Борис в составе 42-го истребительного авиационного полка сражался с противником в кровопролитной битве за Москву. А 29 октября его жизнь чуть было не оборвалась. Он схлестнулся в воздушной дуэли с немецким истребителем «Мессершмитт-110» в небе над подмосковным Зарайском. Бой складывался не в пользу Ковзана: советский пилот израсходовал все боеприпасы, но спасаться бегством Борис не собирался. Он решил рискнуть, поставив на кон свою жизнь. Благодаря мастерству ему удалось винтом своей крылатой машины срубить хвостовое оперение вражеского самолёта. «Мессершмитт-110» потерял управление и рухнул на землю. Ковзан же кое-как сумел опустить свой самолёт близ деревни Титово. С помощью местных жителей он починил винт и вернулся на базу.
Второй воздушный таран Борис совершил в конце февраля 1942 года. Он управлял истребителем Як‑1 и схлестнулся с многоцелевым «Юнкерсом-88». Сражение произошло в небе над участком Валдай — Вышний Волочёк. Таран едва не стоил жизни лётчику, поскольку его самолёт на какое-то время увяз в корпусе «Юнкерса». Но пилоту повезло: он сумел «выдернуть» свой Як‑1 и благополучно приземлиться недалеко от Торжка. А вот немецкая крылатая машина разбилась.
Летом 1942 года Ковзан отважился в третий раз обмануть смерть. Борис протаранил вражеский «Мессершмитт-109», пилотируя МиГ‑3 в небе над Великим Новгородом. Немецкий самолёт после столкновения разбился, а Ковзан сумел приземлиться, несмотря на то, что двигатель его крылатой машины заглох.
Три удачных воздушных тарана впечатлили начальство Ковзана, и его представили к званию Героя Советского Союза. Вот только штаб 6‑й воздушной армии решил, что для этой награды время ещё не пришло, поэтому Борис удостоился ордена Красного Знамени.
Игра в поддавки со смертью
Рано или поздно, но Ковзан должен был исчерпать лимит везения. И он чуть было не погиб в своей последней схватке 13 августа 1942 года. Борис, управляя Ла‑5, наткнулся на группу бомбардировщиков, которые шли под прикрытием истребителей.
Поскольку численный перевес был полностью на стороне противника, то ввязываться в бой было равносильно смерти. Ковзан решил не искушать судьбу и ретироваться. Но у него не получилось — противник заметил вражеский самолёт. Завязался бой.
Ла‑5 получил серьёзные повреждения. Сильно досталось и пилоту — одна из пуль ранила его в правый глаз. Понимая, что на этот раз смерть обмануть не получится, он решил забрать с собой на тот свет и экипаж вражеского бомбардировщика. Удар был настолько мощным, что Ковзана выбросило из кабины на высоте около шести тысяч метров. Из-за повреждений полностью не раскрылся парашют, и советский пилот упал в болото. Это его и спасло. Партизаны обнаружили еле живого лётчика и сумели отправить его в госпиталь.
Ковзан лечился около десяти месяцев. Врачи его спасли, а вот правый глаз сохранить не удалось. Поправив здоровье, Борис добился разрешения вернуться к полётам. Правда, на фронт его уже не пустили, назначив лётчиком-инструктором по технике пилотирования.
За свой фронтовой путь Борис Ковзан совершил 360 боевых вылетов, принял участие в 127 воздушных дуэлях и сумел уничтожить 28 вражеских самолётов. Он выполнил уникальное достижение — совершил четыре тарана и остался жив. И всё-таки стал Героем Советского Союза.
После войны советский ас продолжил службу в армии и дослужился до полковника, жил в Рязани, а позже перебрался в Минск. Не стало Ковзана в 1985 году. Похоронили его на Северном кладбище в Минске.
Читайте также «Подвиги разведчика Виктора Леонова».