VATNIKSTAN продолжает серию статей о российской моде девяностых. Сегодняшний материал посвящён макияжу, причёскам и особенностям стиля, которые в наши дни называются ёмким понятием «бьюти-тренды».
1990‑е годы — самое мифологизированное время в нашей стране, о котором много недостоверной информации. «Макияж девяностых — это макияж который граничит с безвкусицей и пестрит яркими цветами», — такой модный приговор выносит интернет. При этом «ужасный российский макияж девяностых» иллюстрируют фотографиями восьмидесятых или современными образами, который воссоздают по старым трендам. Понятия о красоте меняются в каждую эпоху, и многое в современности начинает казаться нам некрасивым, смешным и нелепым. Но не стоит судить о реальности по косплею.
Макияж и причёски начала и конца десятилетия отличаются между собой.
Постсоветская мода была густо замешана на тенденциях 1980‑х годов: яркие цвета, избыточность, а иногда и вульгарность. Но со второй половины 1990‑х появляются тренды, на которые повлиял западный минимализм, «героиновый шик» и субкультура клабберов. С развитием российской индустрии моды, с мелькающими в рекламе и видеоклипах моделями, с появлением в стране школ визажистов и стилистов российские женщины научились пользоваться декоративной косметикой совсем иначе, чем это было в СССР.
Приглашаем в путешествие по просторам прекрасного в те времена, когда жители нашей страны только-только открыли для себя само понятие стиля.
Наследие СССР в начале 1990‑х
В Советском Союзе женщины мало знали о макияже и уходе за собой. В стране не было профессии визажиста, существовали только художники-гримёры, которых готовили в ПТУ. Ученики работали с обычной декоративной косметикой, получая представление о красоте и гармонии, но основной упор делался на работу с постижёрскими изделиями и нанесение театрального и киношного грима. Было очень мало советских модных журналов, и, конечно, женщины не могли познакомиться с обзорами косметики от бьюти-блогеров и секретами профессионалов, которыми сегодня щедро делятся в интернете.
Самая лучшая косметика бесполезна без знания техники нанесения. Но и с косметикой в СССР были огромные проблемы. Вечный советский дефицит приводил к тому, что женщины красились практически одинаково. Посмотрите сцену из фильма «Служебный роман» (1977), где «наши статистические красавицы наводят марафет». У всех женщин одни и те же серо-голубые тени, красная или морковная помада и красновато-рыжий лак для ногтей. Косметические карандаши для глаз и губ были настолько жёсткими, что большинство женщин использовали вместо них карандаши для рисования, которые были мягче. Тональный крем — единственный «Балет» фабрики «Свобода». Тушь — «Ленинградская», брусочком, в который приходилось плевать.
В этой сцене из фильма все, кто пользуется декоративной косметикой, обратят внимание на главную особенность. Ни у кого из «статистических красавиц» нет кистей для макияжа! Советская промышленность просто не предусматривала их производство.
Брови причёсывали обычной расчёской. Пудру наносили пуховками, входящими в комплект с компактной пудрой. Для рассыпной пудры в коробочках пуховки не предусматривались. Помаду наносили прямо из тюбика. В комплект некоторых теней для век входил поролоновый аппликатор, которым можно наносить тени только на всю поверхность века, без прорисовки деталей. Тушь «брусочком» была очень густой, и в ходу был жутковатый лайфхак — разделять слипшиеся ресницы иголкой. Спонжей не было, тональный крем наносили пальцами, иногда смешивая его с «Детским» кремом, чтобы смягчить плотную, как у театрального грима, текстуру. Таким способом можно было создать только очень грубый и неестественный макияж. Голь на выдумку хитра, и некоторые женщины приспосабливали для макияжа кисточки художников.

Последние годы существования СССР не отличались от поздних советских времён: более чем скромный выбор косметики, никаких кистей для макияжа и главные для советских женщин оттенки в повседневности — серо-голубые тени для век и красноватая помада.

Модные и вечерние образы в советских фильмах 1990 года копируют Голливуд восьмидесятых: броский макияж, пышные начёсы и массивные украшения. Поздний СССР и «ранняя» Россия пытались во всём догнать Запад, но отставали на несколько лет. Такие образы на американском экране 1990 года можно увидеть разве что на Джулии Робертс в фильме «Красотка», где она играет проститутку. Впрочем, это вполне отвечало реалиям времени. В конце 1980‑х — начале 1990‑х годов отечественная секс-индустрия вырвалась на волю.

Косметику наносили очень щедро, почти без растушёвки. Яркими были и щёки, и губы, и глаза. Веки подводили чёрным карандашом. Брови были ещё широкими по моде 1980‑х, поэтому, сильно подкрашенные, они могли придавать лицу «восточный» вид.

«Ягодные» 1980‑е

Самыми модными оттенками в макияже семидесятых были тёплые. В следующее десятилетие произошло с точностью до наоборот. Культура пост-панка, холодного городского одиночества, мода на «синтетическую» музыку принесли холодные цвета: фуксия, ярко-розовые, синие, фиолетовые и ягодные — малиновый, вишнёвый, брусничный.

Когда в страну хлынули потоки турецких вещей, вместе с ними появились дешёвые, а зачастую безымянные марки косметики. Многие до сих пор помнят аляповатые палитры теней Ruby Rose преимущественно холодных, как бы слегка сероватых оттенков. Большинство помад и румян были розовых, синевато-красных и ягодных цветов, поэтому проявил себя ещё один тренд западных восьмидесятых — холодные оттенки.

Объёмные причёски
В первую половину 1990‑х годов в моде стойко сохранялся ещё один тренд восьмидесятых — пышные причёски, ставшие только объёмнее с предыдущего десятилетия. В парикмахерских существовал заложенный в СССР стандарт: одинаковые стрижки, которые предлагали всем. Среди самых популярных были стрижки «Аврора» и «Клеопатра» с большим объёмом волос в верхней части головы. Женщины продолжали делать «химию», которую полюбили в поздние 1980‑е, но расцвета она достигла в ранние и середину девяностых.


Волосы начёсывали у корней, зачастую выливая на них полфлакона лака. Начёсы воскрешали в памяти 1960‑е с их укладками «вторая голова».
Вавилоны на голове

Вечерние укладки были сложными, фактурными, с валиками, завитками и упругими кукольными кудрями. Ни шагу к естественности!

Подобные причёски напоминали моду XVIII века с абсурдно большими париками. Но в эпоху Марии-Антуанетты «большая голова» уравновешивалась огромными кринолинами, а в девяностые силуэт получался не сбалансированным. Даже тяготеющие к новорусскому гламуру, увешанные украшениями эстрадные дивы не могли уравновесить самыми богатыми и «плечистыми» нарядами «вавилоны на голове».

Что-нибудь на голове
В 1990‑е годы было очень модно носить что-нибудь на голове. Это было десятилетие шляп и головных уборов. Волосы тоже украшали на все лады: эластичные повязки, косынки, банданы, декоративные заколки и шпильки.


Даже взрослые женщины повязывали большие банты, но обычно не пришпиленные на макушке строго по центру, как у школьниц, а кокетливо сдвинутые набок.

Самой простой и одновременной модной укладкой был высокий хвост, который собирали на макушке — такая укладка называется «Мальвина». Волосы скрепляли объёмными резинками. Чем больше и ярче была резинка, тем лучше. Чтобы было видно издалека! Кстати, тренд на высокие хвосты несколько лет как вернулся.

Перламутровые текстуры

Чего в 1990‑е годы не боялись, так это блеска. Сейчас можно встретить наблюдение, мол, особенно тогда любили перламутр. Любили его, потому что не было других сияющих текстур, появившихся в современности, — атласных, шелковистых, стеклянного или винилового блеска. Перламутр помогал добиться сияния, и «сиять» могли всем лицом: перламутровые тени, помада и румяна одновременно.

Самыми популярными были голубые и серо-серебряные тени, которые щедро наносили на всё веко до бровей практически без растушёвки.

Именно блестящие перламутровые, да ещё и с глиттером (мелкие блёстки) текстуры были в макияже Натальи Ветлицкой в главном бьюти-видео страны «Посмотри в глаза» (1992). Клип на дебютную песню певицы снимал Фёдор Бондарчук, показав гламур нового времени, отличавший Наталью от див советской эстрады Ларисы Долиной и Ирины Аллегровой, а также от «простых русских девчонок» из группы «Комбинация». А российские женщины увидели макияж новейших трендов, который наносили кисточками.
Контрастный макияж губ

Этот тренд в макияже, просуществовавший почти всё десятилетие, так и не оправдался в истории. Комбинация тёмный карандаш + светлая помада или блеск позволяет визуально увеличить губы. Но в девяностые этим приёмом определённо злоупотребляли.

Несмотря на возмущение визажистов и модных журналов, в 2020 году этот тренд вдруг вернулся среди голливудских звёзд. С контрастным макияжем губ появлялись Анджелина Джоли, Дженнифер Лопес, Меган Фокс, Рианна и многие другие.

Тренд девяностых пошёл «в народ», то есть в «Инстаграм». Инстаграмные красавицы принялись упражняться в том, кто создаст самый контрастный макияж губ. Тренд получил название «beef lips», то есть «говяжьи губы» или «губы-стейки», из-за эффекта неестественной пухлости. По счастью, долго этот странный тренд не прожил, но его стоит вспомнить, когда в очередной раз девяностые будут ругать за безвкусицу в то самое время, когда их перещеголяли.

«Горячий» блонд
«Горячим» блондом парикмахеры называют чистый фон осветления, получаемый после обесцвечивания волос пудрой. В дальнейшем волосы нуждаются в тонировке, иначе они становятся слишком хрупкими. Да и оттенок редко получается красивым, обычно это фактически жёлтые волосы, а если они до этого были окрашены, то ещё и неоднородного цвета — очень светлые корни и более тёмные концы.

Но в ранние 1990‑е это мало кого смущало. Отчасти по практическим причинам: в продаже не было современных мягких тонирующих красок. К естественности тогда не стремились, поэтому яркий белый и даже жёлтый блонд нравился женщинам.

Тренд не исчез со временем. Звёзды щеголяют с обесцвеченными волосами, которые модные журналы деликатно называют «платиновым» или «морозным» блондом. Но это тот самый «горячий блонд» девяностых, врывающийся в наше время естественности.

Коричневая гамма
Макияж в коричневых тонах и в особенности губы коричневых оттенков — один из знаковых трендов десятилетия. Цвета были от достаточно естественных красно-коричневых до глубоких шоколадных. Текстуры всех видов, в том числе блестящие и перламутровые, но в историю как самый узнаваемый лук девяностых вошли матовые коричневые губы.
Тренд на коричневые оттенки продержался почти всё десятилетие, особенно популярным он был в середине 1990‑х годов. «Новорусская» мода, требовавшая излишеств, к тому времени начала отступать, поэтому коричневые губы «носили» на практически чистом лице со слегка подкрашенными бровями, ресницами и лёгкими румянами.

Тренд на коричневые оттенки вернулся несколько лет назад. Современные косметические марки пытаются воссоздать цвета помад, которыми пользовались в 1990‑е годы, а коллекционеры косметики ищут знаменитые коричневые помады марки Revlon.

Чёлки

Всё десятилетие россиянки носили Чёлки. Именно так, с заглавной буквы. Чёлки носили при стрижке любой формы и длины. При вьющихся и кудрявых волосах это напоминало пуделя, но безжалостная мода требовала Чёлку без оглядки на текстуру волос. Чёлка была короткой, но максимально неудобной: её скромной длины хватало для того, чтобы лезть в глаза. Чёлку недостаточно было иметь. Её следовало накручивать, приподнимать и закреплять лаком. Она диктовала жизнь хозяйке.

Чёлки обычно выстригали «рваные», чтобы были пышнее. Иногда их не закрепляли лаком, а, накрутив, выделяли гелем отдельные прядки. «Рваный» эффект усиливался до такой степени, что сейчас это воспринимается как неровности стрижки.


Тонкие брови

Распрощавшись с густыми бровями 1980‑х, их принялись активно выщипывать. И выщипывать, и выщипывать, и выщипывать… С серединных девяностых брови стали настолько тонкими, какими были только в 1920‑х годах. Обладательницам округлых бровей это придавало вид печального Пьеро.

Брови сильно подкрашивали и чётко очерчивали, создавая эффект татуажа. В современном «Инстаграме» пришли к таким же жёстко очерченным тёмным бровям, правда, в современности они очень широкие. Даже трудно сказать, что смотрится неестественнее.

Короткие стрижки
На 1990‑е годы пришёлся пик популярности коротких женских стрижек. Коротко стриглись даже звёзды, до этого носившие длинные волосы или каре, например, Лайма Вайкуле, Татьяна Догилева и Оксана Фандера. В начале десятилетия волосы оставляли относительно длинными и укладывали вычурно, по моде 1980‑х годов. Постепенно стрижки стали «под мальчика», приобрели самые простые формы и не требовали укладки.


Экстравагантные участницы дуэта «Полиция нравов» сначала появлялись с очень короткими стрижками, а потом и вовсе побрились наголо — впервые на российской сцене.

«Героиновый шик»
«Героиновый шик», лицом которого стала Кейт Мосс, предполагал измождённый облик. Девушка с тёмной стороны городской жизни обладала бледным лицом, коричневатые или чёрные тени для век имитировали синяки под глазами, а волосы должны были выглядеть небрежно. Этот стиль в Россию опоздал на несколько лет и во всей полноте не прижился, у нас и так бледными и измождённым выглядит каждый второй.

Но один из элементов гранжа/героинового шика был в моде не только среди тусующейся молодёжи: очень тёмные губы. Обычно наносили помаду, поскольку блеск не давал нужной насыщенности. Цвета были всех оттенков темноты от бордового до пурпурного, а для самых смелых даже фиолетового, синего и чёрного. Макияж лица при этом был нейтральным, почти отсутствующим, единственный акцент — на губы.


Хотя звёзды становились всё смелее в сценических образах, почти все они «продавали секс». Тем эффектнее среди разбитных секс-бомб было появление эпатажной певицы Линды. Её авангардный стиль был вдохновлён «героиновым шиком»: мертвенно-бледная кожа, тёмные тени, багряные губы и растрёпанные волосы цвета воронова крыла. Хитовая песня Линды так и называлась — «Ворона» (1996).

Но настоящей выразительницей «героинового шика» в России стала вокалистка группы «Маша и медведи» Маша Макарова. В 1997 году с песней «Любочка» Маша стала во всех смыслах открытием года. MTV взорвал клип на песню, снятый режиссёром Михаилом Хлебородовым, где бритая наголо певица с «героиновыми» smokey-eyes предстала в андрогинном образе, как супермодель Дженни Шимицу в рекламе Calvin Klein. Российские поп-артистки с их отголосками новорусской моды сразу показались безнадёжно отставшими девушками из дома культуры провинциального городка.
Рейв и неон
1994 год, когда в Москве открылся клуб «Птюч», можно считать началом клубной эры в России. Рейверская культура создала особенную моду, в которой приветствовались самые яркие, неоновые, кислотные цвета и использование синтетических материалов, от нейлона до пластика. Жёлтый мог сочетаться с оранжевым и красным, зелёный — с голубым и серебряным. Такие же оттенки и сочетания встречались в клубном макияже.

В России впервые появились цветные волосы, иногда в яркие цвета — красные, синие, зелёные — окрашивали отдельные пряди. Окрашивание необязательно было перманентным. Клубная культура захватила весь мир, и самые известные косметические марки, например, L’Oreal, выпускали цветную тушь для волос, которую можно было нанести на вечер, а потом смыть. Волосы укладывали в необычные затейливые причёски, закручивали в жгуты или «рожки» и собирали во множество тонких хвостиков.

В конце десятилетия появилась цветная тушь для ресниц — белая, серебряная, ярко-розовая. Некоторые формулы были флуоресцентными и светились в темноте. Эффект на танцполе был невероятным.

«Неоновые» тренды даже проникли в мейнстримную культуру. Тени для век, помаду или блеск для губ кислотных цветов можно было увидеть на поп-звёздах.


Естественность конца 1990‑х

Говоря о России девяностых, в современности почти всегда подразумевают начало десятилетия со слегка переосмысленными трендами 1980‑х годов. Но конец десятилетия был настолько не похож на его начало, что, казалось, мы очутились в другой стране. Это касалось и стиля, который повернулся к западному минимализму.
В 1999 году Земфира появилась на обложке журнала «ОМ», что в ту пору значило намного больше, чем обложки глянцевых Cosmopolitan или Elle. На самой популярной певице страны была простая белая рубашка. Несколько красноватых прядей в тёмных волосах — отголосок клубной моды. На Земфире был естественный мэйк-ап с новинкой, которую россиянки широко узнают уже в нулевых: хайлайтер, выделяющий выступающие участки лица. Ни один современный макияж не обходится без световых акцентов, но российские визажисты в конце 90‑х уже их использовали.

Исчезла грубоватая яркость, волосы лишились объёма, теперь их старались выпрямлять. Девизом стало: «Чем проще, тем лучше». Косметика совершенствовалась, текстуры становились утончённее. Появились тени и блески для губ нежных пастельных оттенков. Самым модным стал акварельный, размытый эффект. Тона повторяли оттенки кожи. Женщины окончательно смыли восьмидесятнический лук. Накануне нового тысячелетия Россия была готова начать всё с чистого листа.

Жена бандита 1990‑х
С января 2021 года российский «Тикток» захватил тренд, начатый (судя по всему) блогершей Викторией Андреевой с ником andreevavictorias, чья публикация набрала более трёх миллионов просмотров. Девушки создают стиль, который они называют «жена бандита 90‑х». Это сборная солянка, сочетающая мужские и женские тренды эпохи: чёрная кожа, золотые бандитские цепи, контрастный макияж губ и коричневая гамма.
Эта абстрактная подруга Саши Белого, конечно, о чём-то нам говорит, особенно на фоне потока фильмов и сериалов о российских девяностых, хлынувших в последние несколько лет на экраны. В эпоху Ренессанса, воссоздававшего традиции античности, философ Марсилио Фичино придумал термин «экстаз меланхолии», означавший тоску по чему-то, чего человек никогда не знал. Тоска по тому времени пока только набирает обороты. Возможно, в скором времени контрастные губы будут говорить об очень многом.
Читайте первый материал цикла «„Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас“: мифы и правда о российской моде 1990‑х».