«Посмотри в глаза»: бьюти-тренды российских 1990‑х

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет серию ста­тей о рос­сий­ской моде девя­но­стых. Сего­дняш­ний мате­ри­ал посвя­щён маки­я­жу, при­чёс­кам и осо­бен­но­стям сти­ля, кото­рые в наши дни назы­ва­ют­ся ёмким поня­ти­ем «бью­ти-трен­ды».

1990‑е годы — самое мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ное вре­мя в нашей стране, о кото­ром мно­го недо­сто­вер­ной инфор­ма­ции. «Маки­яж девя­но­стых — это маки­яж кото­рый гра­ни­чит с без­вку­си­цей и пест­рит ярки­ми цве­та­ми», — такой мод­ный при­го­вор выно­сит интер­нет. При этом «ужас­ный рос­сий­ский маки­яж девя­но­стых» иллю­стри­ру­ют фото­гра­фи­я­ми вось­ми­де­ся­тых или совре­мен­ны­ми обра­за­ми, кото­рый вос­со­зда­ют по ста­рым трен­дам. Поня­тия о кра­со­те меня­ют­ся в каж­дую эпо­ху, и мно­гое в совре­мен­но­сти начи­на­ет казать­ся нам некра­си­вым, смеш­ным и неле­пым. Но не сто­ит судить о реаль­но­сти по косплею.

Маки­яж и при­чёс­ки нача­ла и кон­ца деся­ти­ле­тия отли­ча­ют­ся меж­ду собой.

Пост­со­вет­ская мода была густо заме­ша­на на тен­ден­ци­ях 1980‑х годов: яркие цве­та, избы­точ­ность, а ино­гда и вуль­гар­ность. Но со вто­рой поло­ви­ны 1990‑х появ­ля­ют­ся трен­ды, на кото­рые повли­ял запад­ный мини­ма­лизм, «геро­и­но­вый шик» и суб­куль­ту­ра клаб­бе­ров. С раз­ви­ти­ем рос­сий­ской инду­стрии моды, с мель­ка­ю­щи­ми в рекла­ме и видео­кли­пах моде­ля­ми, с появ­ле­ни­ем в стране школ виза­жи­стов и сти­ли­стов рос­сий­ские жен­щи­ны научи­лись поль­зо­вать­ся деко­ра­тив­ной кос­ме­ти­кой совсем ина­че, чем это было в СССР.

При­гла­ша­ем в путе­ше­ствие по про­сто­рам пре­крас­но­го в те вре­ме­на, когда жите­ли нашей стра­ны толь­ко-толь­ко откры­ли для себя само поня­тие стиля.


Наследие СССР в начале 1990‑х

В Совет­ском Сою­зе жен­щи­ны мало зна­ли о маки­я­же и ухо­де за собой. В стране не было про­фес­сии виза­жи­ста, суще­ство­ва­ли толь­ко худож­ни­ки-гри­мё­ры, кото­рых гото­ви­ли в ПТУ. Уче­ни­ки рабо­та­ли с обыч­ной деко­ра­тив­ной кос­ме­ти­кой, полу­чая пред­став­ле­ние о кра­со­те и гар­мо­нии, но основ­ной упор делал­ся на рабо­ту с пости­жёр­ски­ми изде­ли­я­ми и нане­се­ние теат­раль­но­го и кинош­но­го гри­ма. Было очень мало совет­ских мод­ных жур­на­лов, и, конеч­но, жен­щи­ны не мог­ли позна­ко­мить­ся с обзо­ра­ми кос­ме­ти­ки от бью­ти-бло­ге­ров и сек­ре­та­ми про­фес­си­о­на­лов, кото­ры­ми сего­дня щед­ро делят­ся в интернете.

Самая луч­шая кос­ме­ти­ка бес­по­лез­на без зна­ния тех­ни­ки нане­се­ния. Но и с кос­ме­ти­кой в СССР были огром­ные про­бле­мы. Веч­ный совет­ский дефи­цит при­во­дил к тому, что жен­щи­ны кра­си­лись прак­ти­че­ски оди­на­ко­во. Посмот­ри­те сце­ну из филь­ма «Слу­жеб­ный роман» (1977), где «наши ста­ти­сти­че­ские кра­са­ви­цы наво­дят мара­фет». У всех жен­щин одни и те же серо-голу­бые тени, крас­ная или мор­ков­ная пома­да и крас­но­ва­то-рыжий лак для ног­тей. Кос­ме­ти­че­ские каран­да­ши для глаз и губ были настоль­ко жёст­ки­ми, что боль­шин­ство жен­щин исполь­зо­ва­ли вме­сто них каран­да­ши для рисо­ва­ния, кото­рые были мяг­че. Тональ­ный крем — един­ствен­ный «Балет» фаб­ри­ки «Сво­бо­да». Тушь — «Ленин­град­ская», бру­соч­ком, в кото­рый при­хо­ди­лось плевать.

В этой сцене из филь­ма все, кто поль­зу­ет­ся деко­ра­тив­ной кос­ме­ти­кой, обра­тят вни­ма­ние на глав­ную осо­бен­ность. Ни у кого из «ста­ти­сти­че­ских кра­са­виц» нет кистей для маки­я­жа! Совет­ская про­мыш­лен­ность про­сто не преду­смат­ри­ва­ла их производство.

Бро­ви при­чё­сы­ва­ли обыч­ной рас­чёс­кой. Пуд­ру нано­си­ли пухов­ка­ми, вхо­дя­щи­ми в ком­плект с ком­пакт­ной пуд­рой. Для рас­сып­ной пуд­ры в коро­боч­ках пухов­ки не преду­смат­ри­ва­лись. Пома­ду нано­си­ли пря­мо из тюби­ка. В ком­плект неко­то­рых теней для век вхо­дил поро­ло­но­вый аппли­ка­тор, кото­рым мож­но нано­сить тени толь­ко на всю поверх­ность века, без про­ри­сов­ки дета­лей. Тушь «бру­соч­ком» была очень густой, и в ходу был жут­ко­ва­тый лай­фх­ак — раз­де­лять слип­ши­е­ся рес­ни­цы игол­кой. Спон­жей не было, тональ­ный крем нано­си­ли паль­ца­ми, ино­гда сме­ши­вая его с «Дет­ским» кре­мом, что­бы смяг­чить плот­ную, как у теат­раль­но­го гри­ма, тек­сту­ру. Таким спо­со­бом мож­но было создать толь­ко очень гру­бый и неесте­ствен­ный маки­яж. Голь на выдум­ку хит­ра, и неко­то­рые жен­щи­ны при­спо­саб­ли­ва­ли для маки­я­жа кисточ­ки художников.

Фильм «Чаро­деи» (1982)

Послед­ние годы суще­ство­ва­ния СССР не отли­ча­лись от позд­них совет­ских вре­мён: более чем скром­ный выбор кос­ме­ти­ки, ника­ких кистей для маки­я­жа и глав­ные для совет­ских жен­щин оттен­ки в повсе­днев­но­сти — серо-голу­бые тени для век и крас­но­ва­тая помада.

Фильм «Реб­ро Ада­ма» (1990)

Мод­ные и вечер­ние обра­зы в совет­ских филь­мах 1990 года копи­ру­ют Гол­ли­вуд вось­ми­де­ся­тых: брос­кий маки­яж, пыш­ные начё­сы и мас­сив­ные укра­ше­ния. Позд­ний СССР и «ран­няя» Рос­сия пыта­лись во всём догнать Запад, но отста­ва­ли на несколь­ко лет. Такие обра­зы на аме­ри­кан­ском экране 1990 года мож­но уви­деть раз­ве что на Джу­лии Робертс в филь­ме «Кра­сот­ка», где она игра­ет про­сти­тут­ку. Впро­чем, это вполне отве­ча­ло реа­ли­ям вре­ме­ни. В кон­це 1980‑х — нача­ле 1990‑х годов оте­че­ствен­ная секс-инду­стрия вырва­лась на волю.

Рос­сий­ские филь­мы 1990 года: «Испан­ская актри­са для рус­ско­го мини­стра» и «Я объ­яв­ляю вам войну»

Кос­ме­ти­ку нано­си­ли очень щед­ро, почти без рас­ту­шёв­ки. Ярки­ми были и щёки, и губы, и гла­за. Веки под­во­ди­ли чёр­ным каран­да­шом. Бро­ви были ещё широ­ки­ми по моде 1980‑х, поэто­му, силь­но под­кра­шен­ные, они мог­ли при­да­вать лицу «восточ­ный» вид.

Рис. 5 Фильм «Любовь — смер­тель­ная игра…» (1991)

«Ягодные» 1980‑е

Мисс КГБ-1990 Ека­те­ри­на Майорова

Самы­ми мод­ны­ми оттен­ка­ми в маки­я­же семи­де­ся­тых были тёп­лые. В сле­ду­ю­щее деся­ти­ле­тие про­изо­шло с точ­но­стью до наобо­рот. Куль­ту­ра пост-пан­ка, холод­но­го город­ско­го оди­но­че­ства, мода на «син­те­ти­че­скую» музы­ку при­нес­ли холод­ные цве­та: фук­сия, ярко-розо­вые, синие, фио­ле­то­вые и ягод­ные — мали­но­вый, виш­нё­вый, брусничный.

Фильм «Испан­ская актри­са для рус­ско­го мини­стра» (1990)

Когда в стра­ну хлы­ну­ли пото­ки турец­ких вещей, вме­сте с ними появи­лись дешё­вые, а зача­стую безы­мян­ные мар­ки кос­ме­ти­ки. Мно­гие до сих пор пом­нят аля­по­ва­тые палит­ры теней Ruby Rose пре­иму­ще­ствен­но холод­ных, как бы слег­ка серо­ва­тых оттен­ков. Боль­шин­ство помад и румян были розо­вых, сине­ва­то-крас­ных и ягод­ных цве­тов, поэто­му про­явил себя ещё один тренд запад­ных вось­ми­де­ся­тых — холод­ные оттенки.

Але­на Свиридова

Объёмные причёски

В первую поло­ви­ну 1990‑х годов в моде стой­ко сохра­нял­ся ещё один тренд вось­ми­де­ся­тых — пыш­ные при­чёс­ки, став­шие толь­ко объ­ём­нее с преды­ду­ще­го деся­ти­ле­тия. В парик­ма­хер­ских суще­ство­вал зало­жен­ный в СССР стан­дарт: оди­на­ко­вые стриж­ки, кото­рые пред­ла­га­ли всем. Сре­ди самых попу­ляр­ных были стриж­ки «Авро­ра» и «Клео­пат­ра» с боль­шим объ­ё­мом волос в верх­ней части голо­вы. Жен­щи­ны про­дол­жа­ли делать «химию», кото­рую полю­би­ли в позд­ние 1980‑е, но рас­цве­та она достиг­ла в ран­ние и сере­ди­ну девяностых.

1990 год
Филь­мы «Не буди­те спя­щую соба­ку» (1991) и «Винт» (1993)

Воло­сы начё­сы­ва­ли у кор­ней, зача­стую выли­вая на них пол­фла­ко­на лака. Начё­сы вос­кре­ша­ли в памя­ти 1960‑е с их уклад­ка­ми «вто­рая голова».


Вавилоны на голове

Вера Сот­ни­ко­ва

Вечер­ние уклад­ки были слож­ны­ми, фак­тур­ны­ми, с вали­ка­ми, завит­ка­ми и упру­ги­ми куколь­ны­ми куд­ря­ми. Ни шагу к естественности!

Филь­мы «Ребё­нок к нояб­рю» (1992) и «Сны» (1993)

Подоб­ные при­чёс­ки напо­ми­на­ли моду XVIII века с абсурд­но боль­ши­ми пари­ка­ми. Но в эпо­ху Марии-Анту­а­нет­ты «боль­шая голо­ва» урав­но­ве­ши­ва­лась огром­ны­ми кри­но­ли­на­ми, а в девя­но­стые силу­эт полу­чал­ся не сба­лан­си­ро­ван­ным. Даже тяго­те­ю­щие к ново­рус­ско­му гла­му­ру, уве­шан­ные укра­ше­ни­я­ми эст­рад­ные дивы не мог­ли урав­но­ве­сить самы­ми бога­ты­ми и «пле­чи­сты­ми» наря­да­ми «вави­ло­ны на голове».

Ната­ша Коро­лё­ва и Лари­са Долина

Что-нибудь на голове

В 1990‑е годы было очень мод­но носить что-нибудь на голо­ве. Это было деся­ти­ле­тие шляп и голов­ных убо­ров. Воло­сы тоже укра­ша­ли на все лады: эла­стич­ные повяз­ки, косын­ки, бан­да­ны, деко­ра­тив­ные закол­ки и шпильки.

Фильм «Настя» (1993)
Филь­мы «Аме­ри­кан­ский дедуш­ка» (1993) и «Муж­чи­на лёг­ко­го пове­де­ния» (1994)

Даже взрос­лые жен­щи­ны повя­зы­ва­ли боль­шие бан­ты, но обыч­но не при­шпи­лен­ные на макуш­ке стро­го по цен­тру, как у школь­ниц, а кокет­ли­во сдви­ну­тые набок.

Фильм «Настя» (1993)

Самой про­стой и одно­вре­мен­ной мод­ной уклад­кой был высо­кий хвост, кото­рый соби­ра­ли на макуш­ке — такая уклад­ка назы­ва­ет­ся «Маль­ви­на». Воло­сы скреп­ля­ли объ­ём­ны­ми резин­ка­ми. Чем боль­ше и ярче была резин­ка, тем луч­ше. Что­бы было вид­но изда­ле­ка! Кста­ти, тренд на высо­кие хво­сты несколь­ко лет как вернулся.

Хвост в сти­ле девя­но­стых на совре­мен­ном мод­ном показе

Перламутровые текстуры

Певи­ца Лада Дэнс

Чего в 1990‑е годы не боя­лись, так это блес­ка. Сей­час мож­но встре­тить наблю­де­ние, мол, осо­бен­но тогда люби­ли пер­ла­мутр. Люби­ли его, пото­му что не было дру­гих сия­ю­щих тек­стур, появив­ших­ся в совре­мен­но­сти, — атлас­ных, шел­ко­ви­стых, стек­лян­но­го или вини­ло­во­го блес­ка. Пер­ла­мутр помо­гал добить­ся сия­ния, и «сиять» мог­ли всем лицом: пер­ла­мут­ро­вые тени, пома­да и румя­на одновременно.

Фильм «Гений» (1991)

Самы­ми попу­ляр­ны­ми были голу­бые и серо-сереб­ря­ные тени, кото­рые щед­ро нано­си­ли на всё веко до бро­вей прак­ти­че­ски без растушёвки.

Певи­ца Натали

Имен­но бле­стя­щие пер­ла­мут­ро­вые, да ещё и с глит­те­ром (мел­кие блёст­ки) тек­сту­ры были в маки­я­же Ната­льи Вет­лиц­кой в глав­ном бью­ти-видео стра­ны «Посмот­ри в гла­за» (1992). Клип на дебют­ную пес­ню певи­цы сни­мал Фёдор Бон­дар­чук, пока­зав гла­мур ново­го вре­ме­ни, отли­чав­ший Ната­лью от див совет­ской эст­ра­ды Лари­сы Доли­ной и Ири­ны Алле­гро­вой, а так­же от «про­стых рус­ских дев­чо­нок» из груп­пы «Ком­би­на­ция». А рос­сий­ские жен­щи­ны уви­де­ли маки­яж новей­ших трен­дов, кото­рый нано­си­ли кисточками.


Контрастный макияж губ

Ири­на Салтыкова

Этот тренд в маки­я­же, про­су­ще­ство­вав­ший почти всё деся­ти­ле­тие, так и не оправ­дал­ся в исто­рии. Ком­би­на­ция тём­ный каран­даш + свет­лая пома­да или блеск поз­во­ля­ет визу­аль­но уве­ли­чить губы. Но в девя­но­стые этим при­ё­мом опре­де­лён­но злоупотребляли.

Фильм «Дом сви­да­ний» (1991)

Несмот­ря на воз­му­ще­ние виза­жи­стов и мод­ных жур­на­лов, в 2020 году этот тренд вдруг вер­нул­ся сре­ди гол­ли­вуд­ских звёзд. С кон­траст­ным маки­я­жем губ появ­ля­лись Андже­ли­на Джо­ли, Джен­ни­фер Лопес, Меган Фокс, Риан­на и мно­гие другие.

Меган Фокс и Джен­ни­фер Лопес в 2020 году

Тренд девя­но­стых пошёл «в народ», то есть в «Инста­грам». Инста­г­рам­ные кра­са­ви­цы при­ня­лись упраж­нять­ся в том, кто создаст самый кон­траст­ный маки­яж губ. Тренд полу­чил назва­ние «beef lips», то есть «говя­жьи губы» или «губы-стей­ки», из-за эффек­та неесте­ствен­ной пух­ло­сти. По сча­стью, дол­го этот стран­ный тренд не про­жил, но его сто­ит вспом­нить, когда в оче­ред­ной раз девя­но­стые будут ругать за без­вку­си­цу в то самое вре­мя, когда их перещеголяли.

«Говя­жьи губы» в инста-маки­я­же. 2020 год

«Горячий» блонд

«Горя­чим» блон­дом парик­ма­хе­ры назы­ва­ют чистый фон освет­ле­ния, полу­ча­е­мый после обес­цве­чи­ва­ния волос пуд­рой. В даль­ней­шем воло­сы нуж­да­ют­ся в тони­ров­ке, ина­че они ста­но­вят­ся слиш­ком хруп­ки­ми. Да и отте­нок ред­ко полу­ча­ет­ся кра­си­вым, обыч­но это фак­ти­че­ски жёл­тые воло­сы, а если они до это­го были окра­ше­ны, то ещё и неод­но­род­но­го цве­та — очень свет­лые кор­ни и более тём­ные концы.

Филь­мы «Он своё полу­чит» (1992) и «Шоу для оди­но­ко­го муж­чи­ны» (1994)

Но в ран­ние 1990‑е это мало кого сму­ща­ло. Отча­сти по прак­ти­че­ским при­чи­нам: в про­да­же не было совре­мен­ных мяг­ких тони­ру­ю­щих кра­сок. К есте­ствен­но­сти тогда не стре­ми­лись, поэто­му яркий белый и даже жёл­тый блонд нра­вил­ся женщинам.

Фильм «Стран­ные муж­чи­ны Семе­но­вой Ека­те­ри­ны» (1992)

Тренд не исчез со вре­ме­нем. Звёз­ды щего­ля­ют с обес­цве­чен­ны­ми воло­са­ми, кото­рые мод­ные жур­на­лы дели­кат­но назы­ва­ют «пла­ти­но­вым» или «мороз­ным» блон­дом. Но это тот самый «горя­чий блонд» девя­но­стых, вры­ва­ю­щий­ся в наше вре­мя естественности.

Ким Кар­да­шьян и Кри­сти­на Агилера

Коричневая гамма

Маки­яж в корич­не­вых тонах и в осо­бен­но­сти губы корич­не­вых оттен­ков — один из зна­ко­вых трен­дов деся­ти­ле­тия. Цве­та были от доста­точ­но есте­ствен­ных крас­но-корич­не­вых до глу­бо­ких шоко­лад­ных. Тек­сту­ры всех видов, в том чис­ле бле­стя­щие и пер­ла­мут­ро­вые, но в исто­рию как самый узна­ва­е­мый лук девя­но­стых вошли мато­вые корич­не­вые губы.

Тренд на корич­не­вые оттен­ки про­дер­жал­ся почти всё деся­ти­ле­тие, осо­бен­но попу­ляр­ным он был в сере­дине 1990‑х годов. «Ново­рус­ская» мода, тре­бо­вав­шая изли­шеств, к тому вре­ме­ни нача­ла отсту­пать, поэто­му корич­не­вые губы «носи­ли» на прак­ти­че­ски чистом лице со слег­ка под­кра­шен­ны­ми бро­вя­ми, рес­ни­ца­ми и лёг­ки­ми румянами.

Сери­ал «На углу, у Пат­ри­ар­ших» (1995)

Тренд на корич­не­вые оттен­ки вер­нул­ся несколь­ко лет назад. Совре­мен­ные кос­ме­ти­че­ские мар­ки пыта­ют­ся вос­со­здать цве­та помад, кото­ры­ми поль­зо­ва­лись в 1990‑е годы, а кол­лек­ци­о­не­ры кос­ме­ти­ки ищут зна­ме­ни­тые корич­не­вые пома­ды мар­ки Revlon.

Корич­не­вая гам­ма девя­но­стых в современности

Чёлки

Оль­гин­ка, Крас­но­дар­ский край. 1998 год

Всё деся­ти­ле­тие рос­си­ян­ки носи­ли Чёл­ки. Имен­но так, с заглав­ной бук­вы. Чёл­ки носи­ли при стриж­ке любой фор­мы и дли­ны. При вью­щих­ся и куд­ря­вых воло­сах это напо­ми­на­ло пуде­ля, но без­жа­лост­ная мода тре­бо­ва­ла Чёл­ку без огляд­ки на тек­сту­ру волос. Чёл­ка была корот­кой, но мак­си­маль­но неудоб­ной: её скром­ной дли­ны хва­та­ло для того, что­бы лезть в гла­за. Чёл­ку недо­ста­точ­но было иметь. Её сле­до­ва­ло накру­чи­вать, при­под­ни­мать и закреп­лять лаком. Она дик­то­ва­ла жизнь хозяйке.

Филь­мы «Муж соба­ки Бас­кер­ви­лей» (1990) и «Очень вер­ная жена» (1992)

Чёл­ки обыч­но выстри­га­ли «рва­ные», что­бы были пыш­нее. Ино­гда их не закреп­ля­ли лаком, а, накру­тив, выде­ля­ли гелем отдель­ные пряд­ки. «Рва­ный» эффект уси­ли­вал­ся до такой сте­пе­ни, что сей­час это вос­при­ни­ма­ет­ся как неров­но­сти стрижки.

Певи­ца Али­са Мон
Сери­ал «Про­стые исти­ны» (1999)

Тонкие брови

Фото из архи­ва автора

Рас­про­щав­шись с густы­ми бро­вя­ми 1980‑х, их при­ня­лись актив­но выщи­пы­вать. И выщи­пы­вать, и выщи­пы­вать, и выщи­пы­вать… С сере­дин­ных девя­но­стых бро­ви ста­ли настоль­ко тон­ки­ми, каки­ми были толь­ко в 1920‑х годах. Обла­да­тель­ни­цам округ­лых бро­вей это при­да­ва­ло вид печаль­но­го Пьеро.

Анже­ли­ка Варум и Натали

Бро­ви силь­но под­кра­ши­ва­ли и чёт­ко очер­чи­ва­ли, созда­вая эффект тату­а­жа. В совре­мен­ном «Инста­гра­ме» при­шли к таким же жёст­ко очер­чен­ным тём­ным бро­вям, прав­да, в совре­мен­но­сти они очень широ­кие. Даже труд­но ска­зать, что смот­рит­ся неестественнее.

Фильм «Кри­зис сред­не­го воз­рас­та» (1997)

Короткие стрижки

На 1990‑е годы при­шёл­ся пик попу­ляр­но­сти корот­ких жен­ских стри­жек. Корот­ко стриг­лись даже звёз­ды, до это­го носив­шие длин­ные воло­сы или каре, напри­мер, Лай­ма Вай­ку­ле, Татья­на Доги­ле­ва и Окса­на Фанде­ра. В нача­ле деся­ти­ле­тия воло­сы остав­ля­ли отно­си­тель­но длин­ны­ми и укла­ды­ва­ли вычур­но, по моде 1980‑х годов. Посте­пен­но стриж­ки ста­ли «под маль­чи­ка», при­об­ре­ли самые про­стые фор­мы и не тре­бо­ва­ли укладки.

Свет­ла­на Владимирская
Филь­мы «Дура» (1991) и «Импо­тент» (1996)

Экс­тра­ва­гант­ные участ­ни­цы дуэ­та «Поли­ция нра­вов» сна­ча­ла появ­ля­лись с очень корот­ки­ми стриж­ка­ми, а потом и вовсе побри­лись наго­ло — впер­вые на рос­сий­ской сцене.

Груп­па «Поли­ция нравов»

«Героиновый шик»

«Геро­и­но­вый шик», лицом кото­ро­го ста­ла Кейт Мосс, пред­по­ла­гал измож­дён­ный облик. Девуш­ка с тём­ной сто­ро­ны город­ской жиз­ни обла­да­ла блед­ным лицом, корич­не­ва­тые или чёр­ные тени для век ими­ти­ро­ва­ли синя­ки под гла­за­ми, а воло­сы долж­ны были выгля­деть небреж­но. Этот стиль в Рос­сию опоз­дал на несколь­ко лет и во всей пол­но­те не при­жил­ся, у нас и так блед­ны­ми и измож­дён­ным выгля­дит каж­дый второй.

Жур­нал «Птюч» (1997)

Но один из эле­мен­тов гранжа/героинового шика был в моде не толь­ко сре­ди тусу­ю­щей­ся моло­дё­жи: очень тём­ные губы. Обыч­но нано­си­ли пома­ду, посколь­ку блеск не давал нуж­ной насы­щен­но­сти. Цве­та были всех оттен­ков тем­но­ты от бор­до­во­го до пур­пур­но­го, а для самых сме­лых даже фио­ле­то­во­го, сине­го и чёр­но­го. Маки­яж лица при этом был ней­траль­ным, почти отсут­ству­ю­щим, един­ствен­ный акцент — на губы.

Оль­га Дроздова
Филь­мы «Стра­на глу­хих» (1998) и «Небо в алма­зах» (1999)

Хотя звёз­ды ста­но­ви­лись всё сме­лее в сце­ни­че­ских обра­зах, почти все они «про­да­ва­ли секс». Тем эффект­нее сре­ди раз­бит­ных секс-бомб было появ­ле­ние эпа­таж­ной певи­цы Лин­ды. Её аван­гард­ный стиль был вдох­нов­лён «геро­и­но­вым шиком»: мерт­вен­но-блед­ная кожа, тём­ные тени, баг­ря­ные губы и рас­трё­пан­ные воло­сы цве­та воро­но­ва кры­ла. Хито­вая пес­ня Лин­ды так и назы­ва­лась — «Воро­на» (1996).

Лин­да

Но насто­я­щей выра­зи­тель­ни­цей «геро­и­но­во­го шика» в Рос­сии ста­ла вока­лист­ка груп­пы «Маша и мед­ве­ди» Маша Мака­ро­ва. В 1997 году с пес­ней «Любоч­ка» Маша ста­ла во всех смыс­лах откры­ти­ем года. MTV взо­рвал клип на пес­ню, сня­тый режис­сё­ром Миха­и­лом Хле­бо­ро­до­вым, где бри­тая наго­ло певи­ца с «геро­и­но­вы­ми» smokey-eyes пред­ста­ла в андро­гин­ном обра­зе, как супер­мо­дель Джен­ни Шими­цу в рекла­ме Calvin Klein. Рос­сий­ские поп-артист­ки с их отго­лос­ка­ми ново­рус­ской моды сра­зу пока­за­лись без­на­дёж­но отстав­ши­ми девуш­ка­ми из дома куль­ту­ры про­вин­ци­аль­но­го городка.


Рейв и неон

1994 год, когда в Москве открыл­ся клуб «Птюч», мож­но счи­тать нача­лом клуб­ной эры в Рос­сии. Рей­вер­ская куль­ту­ра созда­ла осо­бен­ную моду, в кото­рой при­вет­ство­ва­лись самые яркие, нео­но­вые, кис­лот­ные цве­та и исполь­зо­ва­ние син­те­ти­че­ских мате­ри­а­лов, от ней­ло­на до пла­сти­ка. Жёл­тый мог соче­тать­ся с оран­же­вым и крас­ным, зелё­ный — с голу­бым и сереб­ря­ным. Такие же оттен­ки и соче­та­ния встре­ча­лись в клуб­ном макияже.

Фото из архи­ва автора

В Рос­сии впер­вые появи­лись цвет­ные воло­сы, ино­гда в яркие цве­та — крас­ные, синие, зелё­ные — окра­ши­ва­ли отдель­ные пря­ди. Окра­ши­ва­ние необя­за­тель­но было пер­ма­нент­ным. Клуб­ная куль­ту­ра захва­ти­ла весь мир, и самые извест­ные кос­ме­ти­че­ские мар­ки, напри­мер, L’Oreal, выпус­ка­ли цвет­ную тушь для волос, кото­рую мож­но было нане­сти на вечер, а потом смыть. Воло­сы укла­ды­ва­ли в необыч­ные затей­ли­вые при­чёс­ки, закру­чи­ва­ли в жгу­ты или «рож­ки» и соби­ра­ли во мно­же­ство тон­ких хвостиков.

Жур­нал «Птюч» (1996)

В кон­це деся­ти­ле­тия появи­лась цвет­ная тушь для рес­ниц — белая, сереб­ря­ная, ярко-розо­вая. Неко­то­рые фор­му­лы были флу­о­рес­цент­ны­ми и све­ти­лись в тем­но­те. Эффект на танц­по­ле был невероятным.

Фото из архи­ва автора

«Нео­но­вые» трен­ды даже про­ник­ли в мейн­стри­м­ную куль­ту­ру. Тени для век, пома­ду или блеск для губ кис­лот­ных цве­тов мож­но было уви­деть на поп-звёздах.

Лика Стар
Нео­но­вый лак для ног­тей в филь­ме «Стра­на глу­хих» (1998)

Естественность конца 1990‑х

1998 год

Гово­ря о Рос­сии девя­но­стых, в совре­мен­но­сти почти все­гда под­ра­зу­ме­ва­ют нача­ло деся­ти­ле­тия со слег­ка пере­осмыс­лен­ны­ми трен­да­ми 1980‑х годов. Но конец деся­ти­ле­тия был настоль­ко не похож на его нача­ло, что, каза­лось, мы очу­ти­лись в дру­гой стране. Это каса­лось и сти­ля, кото­рый повер­нул­ся к запад­но­му минимализму.

В 1999 году Зем­фи­ра появи­лась на облож­ке жур­на­ла «ОМ», что в ту пору зна­чи­ло намно­го боль­ше, чем облож­ки глян­це­вых Cosmopolitan или Elle. На самой попу­ляр­ной певи­це стра­ны была про­стая белая рубаш­ка. Несколь­ко крас­но­ва­тых пря­дей в тём­ных воло­сах — отго­ло­сок клуб­ной моды. На Зем­фи­ре был есте­ствен­ный мэйк-ап с новин­кой, кото­рую рос­си­ян­ки широ­ко узна­ют уже в нуле­вых: хай­лай­тер, выде­ля­ю­щий высту­па­ю­щие участ­ки лица. Ни один совре­мен­ный маки­яж не обхо­дит­ся без све­то­вых акцен­тов, но рос­сий­ские виза­жи­сты в кон­це 90‑х уже их использовали.

Зем­фи­ра на облож­ке «ОМ» (1999)

Исчез­ла гру­бо­ва­тая яркость, воло­сы лиши­лись объ­ё­ма, теперь их ста­ра­лись выпрям­лять. Деви­зом ста­ло: «Чем про­ще, тем луч­ше». Кос­ме­ти­ка совер­шен­ство­ва­лась, тек­сту­ры ста­но­ви­лись утон­чён­нее. Появи­лись тени и блес­ки для губ неж­ных пастель­ных оттен­ков. Самым мод­ным стал аква­рель­ный, раз­мы­тый эффект. Тона повто­ря­ли оттен­ки кожи. Жен­щи­ны окон­ча­тель­но смы­ли вось­ми­де­сят­ни­че­ский лук. Нака­нуне ново­го тыся­че­ле­тия Рос­сия была гото­ва начать всё с чисто­го листа.

Фильм «Мама не горюй» (1998)

Жена бандита 1990‑х

С янва­ря 2021 года рос­сий­ский «Тикток» захва­тил тренд, нача­тый (судя по все­му) бло­гер­шей Вик­то­ри­ей Андре­евой с ником andreevavictorias, чья пуб­ли­ка­ция набра­ла более трёх мил­ли­о­нов про­смот­ров. Девуш­ки созда­ют стиль, кото­рый они назы­ва­ют «жена бан­ди­та 90‑х». Это сбор­ная солян­ка, соче­та­ю­щая муж­ские и жен­ские трен­ды эпо­хи: чёр­ная кожа, золо­тые бан­дит­ские цепи, кон­траст­ный маки­яж губ и корич­не­вая гамма.

Эта абстракт­ная подру­га Саши Бело­го, конеч­но, о чём-то нам гово­рит, осо­бен­но на фоне пото­ка филь­мов и сери­а­лов о рос­сий­ских девя­но­стых, хлы­нув­ших в послед­ние несколь­ко лет на экра­ны. В эпо­ху Ренес­сан­са, вос­со­зда­вав­ше­го тра­ди­ции антич­но­сти, фило­соф Мар­си­лио Фичи­но при­ду­мал тер­мин «экс­таз мелан­хо­лии», озна­чав­ший тос­ку по чему-то, чего чело­век нико­гда не знал. Тос­ка по тому вре­ме­ни пока толь­ко наби­ра­ет обо­ро­ты. Воз­мож­но, в ско­ром вре­ме­ни кон­траст­ные губы будут гово­рить об очень многом.


Читай­те пер­вый мате­ри­ал цик­ла «„Твои зелё­ные лоси­ны све­дут с ума меня сей­час“: мифы и прав­да о рос­сий­ской моде 1990‑х»

Поделиться