На полях книги о становлении нашего современного телевидения есть одна забытая глава. Это краткий эпизод истории «Первого канала Останкино» на излёте его недолгой жизни. Эпизод, по мнению многих, бесславный, но удивительный. Скажем так, этот «кейс» был уникальным, и ничего подобного не сыщешь в истории ТВ других стран. Сегодня речь пойдёт о телекомпании «Global Media Systems» или GMS. Немногие знают, но она вполне себе вещала на главном канале России чуть меньше года…
К 1994 году «1‑й канал Останкино» вошёл в крутое пике кризиса, жестокого и всеобщего. Выхода из него не было. Руководство канала менялось каждый год, но лучше не становилось. Первый канал страны с огромным охватом аудитории превращался в тонущую подлодку. И это при таких звёздах эфира, как Листьев, Угольников, Якубович, Познер, Любимов! Виной тому был плохой менеджмент — канал не имел концепции развития, правил продажи рекламы, да и по многим техническим параметрам также был не на высоте. Разлагающаяся первая программа Центрального телевидения СССР. В «Останкино» постоянно появлялись различные фирмы-однодневки, аферисты и прочие сомнительные господа. Рекламировалось всё, без цензуры и морали.
Мавроди на «Первом»:
Ко дну шли рейтинги: днём россияне смотрели 2х2, а вечерком предпочитали новый канал НТВ из-за западных фильмов и хороших новостей. А «Первый» так и оставался советским осколком, потерявшим свой фарватер в пучине капитализма. Финансовая политика канала приводит к неслыханному прежде.
Задолженность перед ТЦ «Останкино» за распространение сигнала столь велика, что начинаются дневные перерывы в вещании, как в СССР. Это доходило до того, что в некоторых городах России в 1994–1995 годах продолжительность эфира составляла всего лишь около шести часов. Вдумайтесь, шесть часов! Передачи прерывались даже посреди эфира. Ужас, одним словом.
Проблемы с эфиром в 1994 году (реконструкция):
На рекламе зарабатывать не получалось совершенно, так как время на канале скопом по бросовой цене получало агентство Premier SV успешного бизнесмена Сергея Лисовского. В свою очередь, компания Лисовского уже продавала рекламное время на рынке втридорога. Бизнес, как-никак. Но прорехи в эфирном времени по-прежнему зияли пустотой настроечных таблиц днём и ночью.
А у нас в Останкино обед, ничего не знаю, пока:
Лисовский, как полагали многие, решил оптимизировать это время и создать свой «джинсовый телеканал». В июле 1994 года Premier SV наспех сделала телеканал Global Media Systems (GMS). Согласно договору, компании позволялось вещать с 11:30 до 15:00 и ночью с 1 часа ночи до 6 утра на первой кнопке в Москве и Петербурге.
Однако формально канала не было. Ему просто уступили лицензию на вещание, что незаконно. В программах передач этот промежуток времени назывался очень странно: «Телевидение „Останкино“ для зрителей Москвы и Санкт-Петербурга». Название телеканала в документах почти не упоминалось, вместо него использовалась непонятная формулировка «вещание вне бюджетных средств». Иными словами, Роскомнадзора на них не было!
Начало вещания GMS:
В эфире шли повторы музыкальных и развлекательных программ 1‑го канала Останкино («50x50», «МузОбоз», «Хит-парад Останкино», «Хит-конвейер»). По сути, ничего сам Global Media Systems не производил и не собирался. Просто повторял за Первым.
Овсиенко пишет книгу или не пишет, непонятно:
Злоупотребления привлекли внимание депутатов и налоговиков. В 1995 году Счётная палата провела расследование, которое выявило, что всего GMS в течение 10 месяцев бесплатно было передано программ на сумму около 650 тысяч долларов США, при этом услуги средств связи за время вещания GMS взимались с компании не по коммерческим, а по государственным расценкам, но в ТТЦ «Останкино» платежи поступали в неполном объеме — долг составил 200 тысяч долларов. Общий ущерб был оценён в 1,5 млн долларов США.
Злоупотребления, скорее всего, были действительно столь велики, что в ноябре 1994 года под давлением бизнеса российский президент издаёт указ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения». Так родилось легендарное ОРТ. Канал, где не было перерывов днём, и вводился мораторий на рекламу. Какой ценой это далось, многие помнят. Но всё же в горниле бедствий родился канал, ставший надёжным рупором власти, современным новым телевидением, вернувшим статус первой кнопке в 1990‑е.
Бонусом — немного Сташевского. Как же без Владика нашего: