Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события перемололи судьбы многих людей и даже целых этносов. Пример ингерманландских финнов показателен — не желая выходить из состава России и отстаивая идею национальной автономии в рамках федерации, они стали врагами большевиков и сражались против них в эстонских и русских белогвардейских частях.
VATNIKSTAN рассказывает историю ингерманландцев от возникновения народа до Гражданской войны в России.
Ингерманландцы: от кого пошли и как жили?
«От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины европейского севера на восток до Сибири, до Урала и Волги, расселялись многочисленные племена финнов. Не знаем, когда они в России поселились. Сей народ, древний и многочисленный, не имел историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал чужих земель».
Так описывал финно-угорские племена в «Истории Государства Российского» Николай Карамзин. Действительно, ингерманландцы не имели своих историков, не завоёвывали другие народы. Они всегда оказывались в гуще политических и военных событий северо-западного региона — от Древней Руси до Советского Союза.
Славяне, проникнув на просторы Восточно-Европейской равнины, постепенно вытесняли финно-угорские племена на Северо-Запад. С образованием централизованного древнерусского государства финно-угорские племена попали в подчинённое положение к новгородским и киевским князьям. Территория Ингрии, получившей своё название от жены Ярослава Мудрого Ингигерд, стала частью новгородской «Водской пятины», которую, в свою очередь, нарекли так по имени одного из многочисленных финских племён, проживавших на территории княжества — води.
Долгое время финские племена древнерусского, а затем и Московского, государства, жили бок о бок с русскими, пока на этих территориях не появились шведы в результате Смуты, разразившейся в начале XVII века. Вместе со скандинавами появились лютеранские миссионеры. Новая вера способствовала культурному подъёму местных финских племён, поскольку принесла с собой из шведской Финляндии единый язык, а способ распространения религии разительно отличался от католических походов «огнём и мечом». В годы шведского владычества православное население этой области сокращалось.
Ситуация поменялась после Великой Северной войны, по итогам которой территория Ингерманландии вернулась обратно в состав России, а в устье Невы была заложена новая столица государства. Начался обратный процесс — русификации. Центральные органы власти принимали меры к переселению православного русского населения в болотистые районы Северо-Запада, щедро раздавались земельные участки помещикам. Если к концу XVIII века численность русскоязычного и финноязычного населения была примерно равна, то уже через полвека стало заметно увеличение в пользу первых. Кроме того, после присоединения в 1809 году Финляндии, началась значительная миграция финского населения в Петербург в поисках лучшей доли.
К началу XX века численность финноязычного населения в Петербургской губернии составляла около 10% от общего количества подданных.

На рубеже XIX — XX вв. свой расцвет переживают национальные движения в Эстонии и Финляндии. Ингерманландцы не стали исключением. В деревнях распространяются народные школы с преподаванием на родном языке. Большую роль в сохранении культуры коренного населения сыграли и духовные чины лютеранской церкви. Таким образом, к революции 1905 года ингерманландцы начали осознавать себя частью единой языковой и культурной общности.
Революционные события 1905 — 1907 годов не носили на территории Петербургской губернии яркого национального характера, однако в дальнейшем можно обнаружить сочувственное отношение ингерманландцев к попытке насильственной русификации Финляндского княжества. Царские чиновники отмечали, что панфинская пропаганда в некоторой степени повлияла на настроения родственного финнам населения в столичном регионе. Более того, центральные власти начали препятствовать реализации образовательных программ на родных для ингерманландцев языках.

Значительное количество ингерманландцев прошло окопы Первой мировой войны в составе царской армии. Вместе со своими боевыми товарищами они стали свидетелями тяжёлых поражений, разложения вооружённых сил и революции.
Революционный 1917 год и движение ингерманландцев
Февральская Революция 1917 года обнажила многие, казалось, отложенные на время войны в долгий ящик проблемы Российской империи. Одной из наиболее острых оказался национальный вопрос. Он не обошёл стороной и ингерманландских финнов. На страницах газеты «Нева» в феврале 1917 года появились первые идеи о возможной автономии для этой группы населения. Делались попытки возродить общественную жизнь и начальное образование на национальном языке.

23 апреля в Петрограде состоялся съезд ингерманландских финнов, на котором присутствовало около 200 делегатов. Несмотря на то, что представители этнического меньшинства не смогли принять решение о возможной автономии, поскольку это затруднялось неоднородным расселением этноса в Ингерманландии, всё же удалось принять решение о расширении образовательных программ. Съезд также начал готовиться ко скорому Учредительному собранию, назначенному на октябрь 1917 года.
29 сентября состоялся второй съезд, на котором представители ингерманландцев предприняли конкретные шаги в сторону выборов своих представителей в орган, которому было суждено решить судьбу России.
Общественный раскол, преследовавший все общественные слои России, коснулся и ингерманландских финнов. Радикальные большевистские или около-большевистские идеи проводили в среде соплеменников выходцы из финских рабочих. Довольно быстро начали звучать нападки в сторону съезда ингерманландских финнов, где в основном были представлены трудовики и меньшевики. В июне радикальные элементы ингерманландцев и финнов решили основать «Петроградскую и Ингерманландскую финноязычную социал-демократическую окружную организацию», чья программа во многом повторяла основные пункты программы большевиков.
Октябрьская революция разделила ингерманландцев. Одна их часть, под влиянием соплеменников-финнов, рабочих из Петрограда, поддержала большевиков. Другая негативно относилась к радикалам. Тем не менее, на выборах в Учредительное собрание большая часть ингерманландцев всё же поддержала леворадикальные группировки — свою роль сыграла агитация дезертиров с фронта и рабочих из столицы.
Ингерманландцы и большевики
Провозглашение большевиками права наций на самоопределение подарило ингерманландским финнам надежду на автономию в составе государства. Конец 1917 — первая половина 1918 года прошли в попытках создать собственную администрацию, увеличить школы с преподаванием на родном языке. 10 марта 1918 года состоялся третий по счёту съезд ингерманландских финнов. На нём представители национального меньшинства обсудили вопрос о создании органов местного самоуправления.
Безусловно, такая инициатива, планировавшаяся в непосредственной близости от Петрограда, не могла понравится большевистским властям. Первый этап «нападок» на ингерманландцев совпал с созывом съезда, во время которого орган печати «красных финнов», газета «Тюё», фактически обвинил ингерманландскую интеллигенцию в контрреволюционной деятельности. Информационное давление на образовательную и муниципальную программы длилось до осени 1918 года. Ещё в начале года земские собрания и управы, существовавшие в ингермандандских деревнях, были ликвидированы, а осенью того же 1918 года им на смену пришли комитеты бедноты. Вся власть в деревнях окончательно перешла к большевикам.

На рубеже 1917 — 1918 годов большевики закрыли финские газеты «Инкери» и «Нева» — финны и ингерманландцы остались без официальных рупоров своего национального движения. Продовольственная политика правительства настроила против РСДРП (б) значительную часть крестьянства. Нередки были и случаи разбоя и грабежей красноармейцев — Петроградская губерния на протяжении всей Гражданской войны являлась прифронтовой полосой, сосредоточение красногвардейцев прямо влияло на количество таких инцидентов.
Ингерманландская проблема активно использовалась новоиспечёнными государствами — Финляндией и Эстоней — в решении внешнеполитических задач. Наиболее активную роль в этом играла Финляндия, которая по завершению внутренней гражданской войны стремилась за счёт слабой центральной власти в России реализовать программу «Суур-Суоми» («Великой Финляндии»). Финские добровольцы, активно поощряемые правительством (безусловно, неофициально), проникли в первой половине 1918 года на территорию Карелии и начали агитировать местное население в пользу присоединения к Финляндии.

Попытки проникнуть в ингерманландские деревни делались и на Карельском перешейке. Весной 1918 года красногвардейцы фиксировали проникновение небольших групп белых финнов в районах Лемболовского озера. Учащались столкновения между советскими пограничниками и финскими ирредентистами. Для большевиков ингерманландцы становились «пятой колонной» в условиях гражданской войны, в любой момент способной переметнуться к идеологическим врагам.
До окончательного поражения Германии в Первой мировой войне, даже учитывая уже подписанный и ратифицированный Брестский мир, сохранялась угроза немецкого продвижения к Петрограду. Ингерманландцы в конце марта 1918 года обратились к советскому руководству с просьбой предоставить им оружие и боеприпасы на случай наступления кайзеровских войск. Просьба была одобрена, однако позднее большевики пожалели об этом. Недовольные политикой продразвёрстки и мародёрством красногвардейцев крестьяне восстали. Эти выступления не носили яркого этнического характера. Однако, поскольку среди ингерманландцев было достаточно «кулаков» и зажиточных крестьян, волею судеб они оказывались по разные стороны баррикад с леворадикалами. По поводу одного из таких выступлений в Ямбургском уезде член Петроградского губкома РКП (б) А. А. Кузьмин писал:
«С укреплением советов по всему Ямбургскому уезду, с проявлением активности со стороны бедноты возрастал и нажим на кулаков в уезде, не только политического характера, но и в области конфискации продовольствия. Кулачество задумало оказать сопротивление, организовалось в поход против большевиков».
Политика военного коммунизма и нежелание считаться с желанием автономии способствовало появлению отдельных ингерманландцев в стане белых армий.
Ингерманландцы на северо-западном фронте Гражданской войны
Примерно в это же время на перифериях бывшей Российской империи начали формироваться центры антибольшевистского сопротивления. Северо-Запад не стал исключением — ещё при немецком присутствии в Пскове делались попытки организовать прятавшихся там от большевиков бывших царских офицеров в военное формирование. Эти начинания преодолели тернистый путь, пока в начале 1919 года на территории Эстонии не образовалась Северо-Западная армия, связанная, прежде всего, с именем генерала Николая Юденича.
Ингерманландские финны, бежавшие от ужасов военного коммунизма, приняли самое деятельное участие в военных действиях на стороне белых. В мае 1919 года в составе Северо-Западной армии воевало два батальона добровольцев, в которых были введены свои отличительные знаки. Весной того же года ингерманландские и ижорские «белые» приняли боевое крещение на Нарвском направлении, в районе крепости Копорье.
Однако командование армии, стоявшее за принцип «единой и неделимой», скептически относилось к присутствию в войсках элементов, ратовавших за нарушение этого принципа. Одним из камней преткновения вновь стало управление на местах отбитых у большевиков территорий — ингерманландцы не признавали комендантов, назначавшихся командованием Северо-Западной армии в посёлках, населённых соплеменниками. Безусловно, белые генералы подозревали в этом проделки независимой Эстонии — отношения между лимитрофом и белыми, как известно, были далеки от идеальных. В результате генерал А. П. Родзянко, командовавший Северо-Западной армией до Юденича, отказал ингерманландцам в их устремлениях.
Тем не менее добровольческий отряд постоянно пополнялся новыми силами. В его рядах сражалось много выходцев из Финляндии и Эстонии, офицерский корпус также был смешанным. Командование прибегало к вербовке пленных красноармейцев. Уже к июню 1919 года подразделение было переформировано в полк, в котором состояли 2258 человек, а командиром был назначен этнический финн А. Уймонен. Однако командование Северо-Западной армией не учитывало этническую составляющую этого формирования — при занятии территорий Петроградской губернии в условиях всеобщей мобилизации в полк попадали совершенно разные национальности, хотя официальным языком полка был всё же финский.
Летом 1919 года полк участвовал в боях за форт Красная Горка. В июне там началось антибольшевистское восстание, вызванное приближением к Петрограду Северо-Западной армии. Ингерманландцы стали активными участниками тех событий, пытаясь всеми силами помочь восставшим. Из-за плохой связи со штабом, форт удержать не удалось — через несколько дней мятеж был подавлен, а полк вернулся к своим ни с чем. Тогда в командовании Северо-Западной армией вновь возник вопрос о лояльности ингерманландцев: Родзянко показалось подозрительным, что те несколько дней, ведя бои с красными, не сообщали в штаб о том, что форт перешёл на сторону белых. Эти факты были использованы белогвардейцами для разоружения части полка и взятия под арест наиболее активных агитаторов. На время заложники были освобождены, когда ситуация на фронте потребовала привлечения всех наличных ресурсов, но отношения между сепаратистами и белыми окончательно испортились.

После этих событий в составе Северо-Западной армии осталось всего около 250 ингерманландцев. Остальные либо ушли в Эстонию и вступили в вооружённые силы этой страны, либо бежали в Финляндию. Многие вернулись в родные деревни. Однако на этом история ингерманландцев в Северо-Западной армии не кончилась. Новый этап в отношениях белых и финноязычного населения Петроградской губернии наступил с образованием так называемого Северо-Западного Правительства в Ревеле во главе с С. Г. Лиазновым. Оно провозгласило демократические свободы на подконтрольных территориях. Переход власти от военных к гражданским лицам возродил у ингерманландцев надежды на возможную автономию.
В августе 1919 года состоялся делегатский съезд ингерманландцев в деревне Большое Куземкино. По итогу этого форума было написано приветственное послание Северо-Западному правительству. 7 сентября делегаты съезда посетили министра торговли М. С. Маргулиеса и уверили его в поддержке ингерманландцами курса правительства.
Примерно в это время наметился разрыв между западными и северными ингерманландцами. Первые, под влиянием Северо-Западного правительства, постепенно отказались от идеи независимости и чаще стали говорить об автономии в составе России, тогда как вторые, поддерживаемые соседями из Финляндии, не отказались от радикальных идей.
Тем не менее Северо-Западное правительство провело ряд непопулярных мер, в особенности касавшихся земельного вопроса. Перераспределение земель, самовольно захваченных крестьянами после Февральской революции, в пользу бывших землевладельцев, серьёзно подрывало материальную базу белой армии.
Осенью 1919 года началось знаменитое наступление Северо-Западной армии Юденича на Петроград, в котором принял участие и Ингерманландский полк, состоявший из 1600 человек и подчинённый уже эстонской армии. С боями он достиг окрестностей Петергофа. Однако взять форт Красная горка вновь не удалось, а поражение основных сил белых в октябре поставили крест на успешном проведении операции. Эстонские части, в числе которых были и ингерманландцы, отступили к границам своего государства, где уже 14 ноября встретили наступавших с востока красноармейцев.

Печальная судьба белогвардейцев, фактически оставленных на произвол судьбы эстонскими властями, хорошо известна. Разоружённые на территории Эстонии, они влачили жалкое существование в резервациях, скашиваемые жестокой эпидемией тифа. Ингерманландцев эта участь обошла стороной, поскольку они уже являлись составной частью армии молодой республики. Однако несмотря на заключённый между РСФСР и Эстонией мирный договор 2 февраля 1920 года, расформировывать Ингерманландский полк не спешили. Уставшие от боёв солдаты ещё некоторое время охраняли границу вдоль реки Наровы, пока правительство не убедилось в том, что в скором времени наступления большевиков не планируется.
Вместе с солдатами на территорию Эстонии ушло и около 2 тысяч мирных жителей из ингерманландских посёлков и деревень.
Литература:
- Мусаев В. И. Политическая история Ингерманландии в конце XIX — XX веке. СПб., 2004.
- Таргиайнен М. А. Ингерманландский излом. Борьба ингерманландских финнов в гражданской войне на Северо-Западе России. СПб., 2001.
- Конькова О. И., Кокко В. А. Ингерманландские финны. Очерки истории и культуры. СПб., 2009.
- Риехкалайнен Ю. Ингерманландские финны. История и судьба. Петрозаводск, 2009.
Источники фото:
- aroundspb.ru
- ru.wikipedia.org
- reg-813.livejournal.com
- fi.wikipedia.org
Читайте также «Тамбовское восстание: последняя русская крестьянская война».