«Для меня жить — значит работать», — говорил Иван Константинович Айвазовский. И действительно, творчество занимало основную часть его жизни, он был фанатично влюблён в свою профессию и отдавал ей всего себя без остатка.
Недавно мы уже рассказывали о десяти картинах Айвазовского, здесь же коснёмся его биографии. Иван Константинович прожил долгую и увлекательную жизнь. В ней было и бедное детство, и счастливый случай, изменивший его судьбу, и знакомство с императорами, султанами, писателями, папой римским, и международное признание.
Начало творческого пути
Ованнес Геворкович Айвазян, который впоследствии изменит имя на более привычное нам — Иван Константинович Айвазовский — родился в Феодосии 17 июля 1817 года в бедной армянской семье. Его отец в молодости был успешным торговцем, однако к рождению Ивана окончательно разорился, и семья еле сводила концы с концами.
Уже подростком Иван проявил способности сначала к музыке, выучившись великолепно играть на скрипке, а потом и к живописи. Поскольку жила семья бедно, бумагу, карандаши и краски Ивану в основном дарили знакомые и друзья.
С 10 лет будущий художник начал работать «мальчиком» в городской кофейне, там же играл на скрипке, а в свободное время развлекался тем, что рисовал разнообразные пейзажи углём на стенах домов. Одну из таких работ как-то увидел местный архитектор Яков Кох, который подарил юноше запас бумаги и красок, а потом показал его рисунки феодосийскому градоначальнику Александру Казначееву. Вскоре Казначеев возглавил Таврическую губернию, забрал Ивана с собой в Симферополь и помог поступить в гимназию.
После гимназии 16-летний Иван приезжает в Петербург, где поступает в Императорскую Академию художеств.
Во время учёбы у юного живописца возник конфликт с преподавателем — французским художником Филиппом Таннером. Он видел, что ученик явно талантливее его самого, поэтому часто загружал Айвазовского дополнительной работой, чтоб у того не оставалось времени на собственные картины. Однако на выставке 1836 года Айвазовский, не спросив разрешения Таннера, представил и свои произведения, чем вызвал негодование менее одарённого учителя.
Таннер написал донос Николаю I, что дерзкий ученик его ослушался. На этом карьера молодого Айвазовского могла бы и закончиться, но вмешались другие преподаватели Академии, которые помогли уладить конфликт.
В 1830‑е годы Айвазовский знакомится с такими выдающимися деятелями искусства, как Пушкин, Жуковский, Глинка, Брюллов. Работы художника понравились и самому императору Николаю I, после чего его карьера пошла вверх.
В 1835 году Айвазовский совершил первое морское плавание по Балтике. В короткий срок он изучил сложное строение и оснащение кораблей, после чего с невероятной точностью воспроизводил их на своих картинах.
Как особо отличившемуся ученику, Айвазовскому было позволено окончить курс на два года раньше положенного срока. В 1838 году он вернулся в Крым, где работал над местными пейзажами, а в 1840 году вместе с товарищем по Академии за казённый счёт направляется в Рим для совершенствования своих творческих навыков.
Расцвет творчества
За границей Айвазовский провёл четыре года. За это время он посетил Италию, Швейцарию, Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию. В Риме художник был удостоен аудиенции у папы Григория XVI, который купил картину Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» и наградил её автора золотой медалью.
В 1843 году 26-летний Айвазовский стал первым российским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. О его работах положительно отзывались многие европейские художники, в том числе британец Уильям Тёрнер.
Осенью 1844 года Айвазовский возвращается в Петербург, где стал живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 года — профессором Петербургской Академии художеств. Вместе со славой молодого художника росло и его благосостояние. Заказчиком картин Айвазовского был сам император Николай I, который однажды заявил:
«Всё, что написал Айвазовский, будет куплено мною».
Личная жизнь
В 1848 году, уже будучи известным живописцем, 31-летний Айвазовский женился на англичанке Юлии Гревс. В этом браке родились четыре дочери. Супруга мечтала жить в Петербурге, в то время как сам Айвазовский, часто путешествуя, не собирался навсегда покидать родную Феодосию. В дополнение к этому в 1857 году у Юлии была обнаружена нервная болезнь. На этой почве у супругов часто возникали скандалы, и спустя 12 лет брака жена ушла от него. Однако официально они пока что не разводились.
Уже живя отдельно, Юлия влезала в большие долги, оплачивать которые предстояло Ивану Константиновичу как супругу. В 1870 году Айвазовский обращается в Синод Эчмиадзина с просьбой дать согласие на развод. Он писал:
«Руководствуясь человеческим и христианским долгом, я многие годы терпеливо относился к недостаткам жены, что могут засвидетельствовать не только родные и друзья, но и все знакомые во многих городах России. Перенесённое ею в 1857 г., по свидетельству столичных врачей, неизлечимое нервное заболевание ещё более несносным сделало её характер. Исчезло спокойствие в моём доме. Почти двадцать лет она клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного. Моя жена Юлия, относясь ко мне враждебно, живёт в столице за мой счёт, часто путешествует в Австрию, Францию, Германию, вовлекая меня в колоссальные расходы. Жизнь в Одессе мотивирует болезнью, хотя на самом деле одесские врачи рекомендуют ей уезжать из города. Юлия Гревс, руководствуясь советами сомнительных лиц, в последнее время обращается к губернатору и другим высоким чинам государства с просьбой забрать моё имущество и имение, хотя я постоянно обеспечиваю жизнь её, посылая в Одессу ежемесячно по 500–600 рублей. Она восстанавливает дочерей против меня, беря у них подписи, что после развода они будут жить с ней».
Согласие на развод последовало лишь через семь лет, в 1877 году.
Во второй раз Иван Константинович женился в 1882 году. Вторая жена, армянка Анна Бурназян-Саркисова, была на 39 лет младше Айвазовского. Этот брак был уже более счастливым, супруги проживут вместе до самой смерти художника.
Путешествия и жизнь в Феодосии
В 1854 году Айвазовский по собственной воле приехал в осаждённый Севастополь и стал свидетелем штурма города британскими войсками и боёв за Малахов курган. Здесь он написал несколько картин об увиденном, и лишь после приказа адмирала Корнилова покинул город.
В 1857 году он участвовал в очередной выставке в Париже, после которой стал первым российским художником, удостоенным французского ордена Почётного легиона.
Иван Константинович много путешествовал, посетил основные европейские страны, а также Турцию, Египет и США. Часто бывал на Ближнем Востоке. Пейзажи Константинополя, Каира и других крупных восточных городов неизменно восхищали Айвазовского, и он не мог не отобразить их на своих полотнах. Бывал также на родине предков в Армении, посвятил ряд работ местным пейзажам и сюжетам из армянской истории.
Не меньше Айвазовский путешествовал и по России, став первым художником, проводившим персональные выставки не только в Москве и Петербурге, но и во многих провинциальных городах. Всего он провёл 125 таких выставок.
Айвазовский мог жить в любом городе мира, но неизменно возвращался в Феодосию. Для родного города он сделал необычайно много: стал инициатором открытия библиотеки, концертного зала, благодаря ему в Феодосию была проложена первая железная дорога и значительно расширен торговый порт. В 1886 году, когда Феодосия испытывала острую нехватку воды, художник сообщил городской думе:
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника».
Субашский источник находился в имении Айвазовского Шах-Мамай, и с того момента стал достоянием всей Феодосии. В благодарность городские власти сделали художника почётным гражданином Феодосии.
Особенности подхода к творчеству и последние годы жизни
Всё свободное время у Айвазовского занимало творчество, к которому он подходил с большой самоотдачей. О самом процессе создания картин художник писал:
«Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей».
Он стремился показать «поэзию природы», избегая, однако, её идеализации:
«Идеализация живой природы есть крайность, которую я всегда избегал в моих картинах, но поэзию природы всегда чувствовал, чувствую и стараюсь передать её моею кистью. Обаяние лунной ночи, нега ясного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей или ураганом, — вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда я пишу картины».
Интересно, что, в отличие от многих других художников, Айвазовский почти никогда не писал картины с натуры. Напротив, при работе он полагался прежде всего на память, роль которой в своём творчестве оценивал очень высоко:
«Человек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий— неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…».
Обычно на создание картины у Айвазовского уходило несколько дней, иногда — пара недель, но в отдельных случаях он вполне мог создать шедевр и за несколько часов. Однажды в 1895 году художник Архип Куинджи попросил Айвазовского, который был уже легендарной личностью в мире искусства, продемонстрировать своё мастерство перед студентами Академии художеств. Всего за 1 час 50 минут 78-летний Иван Константинович изобразил на холсте бушующие морские волны, а на них — борющийся со штормом корабль с полным оснащением.
Поэтому общее количество картин, написанных художником на протяжении всей жизни — а их было более 6000 — ни у кого не вызывало сомнений.
Однажды в 1888 году Айвазовского посетил Антон Чехов и общался с художником целый день. После визита в дневнике Чехова появилась такая запись:
«22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 вёрст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подаёт их по-генеральски. Недалёк, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой „Руслана и Людмилу“. Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал».
В последние годы жизни Айвазовский дослужился до звания действительного тайного советника. Этот гражданский чин соответствовал чину полного генерала в армии или адмирала во флоте и давал право на занятие должности министра. Во всей Российской империи в конце XIX века действительных тайных советников было около 90 человек.
Айвазовский не оставлял занятий творчеством до конца жизни. Так, картину «Взрыв турецкого корабля» он начал писать за день до смерти — 19 апреля 1900 года. До 83-летия Иван Константинович не дожил три месяца. Проводить в последний путь великого художника вышла вся Феодосия.
Обнародованное завещание Айвазовского содержало такие строки:
«Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».
Спустя три года на могиле великого художника было установлено надгробие в виде саркофага из белого мрамора. На одной из его граней на древнеармянском языке высечена надпись:
«Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память».
Читайте также «Домашнее насилие, Айвазовский и жандармский подполковник Кноп».