«Анна Каренина» и мода 1870‑х годов

Роман Льва Тол­сто­го «Анна Каре­ни­на» — зер­ка­ло тре­тьей чет­вер­ти XIX века. Тогда в лите­ра­ту­ре гос­под­ство­вал реа­лизм, с помо­щью кото­ро­го писа­те­ли пере­да­ва­ли напря­же­ние, висев­шее в воз­ду­хе. В реа­ли­сти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях соб­ствен­ные идеи авто­ра рас­кры­ва­ют­ся через опи­са­ния сцен из повсе­днев­ной жиз­ни геро­ев. И они, конеч­но, не могут обхо­дить­ся без костю­мов, кото­рые порой гово­рят о пер­со­на­жах крас­но­ре­чи­вее дру­гих атрибутов.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, что такое турн­юр и юбка «фру-фру», поче­му Кити Щер­бац­кая пред­ла­га­ет Каре­ни­ной ехать на бал в лило­вом и чем пора­жа­ла окру­жа­ю­щих Сафо Штольц.


Контекст эпохи

Роман «Анна Каре­ни­на» Тол­стой начал набра­сы­вать в 1870 году, но пол­но­цен­но при­сту­пил к нему толь­ко три года спу­стя. В 1875–1877 годах про­из­ве­де­ние выхо­ди­ло частя­ми в «Рус­ском вест­ни­ке», при­чём они печа­та­лись почти что в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни. В 1878‑м «Анна Каре­ни­на» была изда­на отдель­ной кни­гой. Исто­рия о мора­ли, судь­бах и мыс­лях про­из­ве­ла фурор сре­ди чита­ю­щей пуб­ли­ки, спо­ры ещё дол­го оста­ва­лись жаркими.

1870‑е — это народ­ни­че­ство, «Зем­ля и воля», Рус­ско-турец­кая вой­на (на её бал­кан­ский фронт уез­жа­ет пер­со­наж «Анны Каре­ни­ной» Алек­сей Врон­ский), пере­да­ча Курил Япо­нии. Некра­сов пишет «Кому на Руси жить хоро­шо», Вере­ща­гин — «Апо­фе­оз вой­ны», Мусорг­ский — опе­ру «Борис Году­нов», Баку­нин пуб­ли­ку­ет «Госу­дар­ство и анар­хия». Актив­но раз­ви­ва­ет­ся желез­но­до­рож­ное стро­и­тель­ство, фото­гра­фия, обра­зо­ва­ние для женщин.

В этой атмо­сфе­ре Тол­стой заду­мы­ва­ет ост­ро­со­ци­аль­ную дра­му о совре­мен­ни­ках. Частич­но про­из­ве­де­ние насле­ду­ет фран­цуз­ским рома­нам преды­ду­ще­го поко­ле­ния, напри­мер «Мадам Бова­ри» Фло­бе­ра, и частич­но вдох­нов­ле­но пуш­кин­ским «Гости съез­жа­лись на дачу». Но Тол­стой созда­ёт в рам­ке любов­но­го тре­уголь­ни­ка сочи­не­ние на сты­ке фило­со­фии и психологии.

Несмот­ря на тол­стов­ский инте­рес к «мужи­ку», цен­траль­ные пер­со­на­жи рома­на при­над­ле­жат выс­ше­му све­ту: Анна Каре­ни­на — из кня­же­ско­го рода, Алек­сей Каре­нин — министр, Алек­сей Врон­ский — граф, Кон­стан­тин Лёвин — дво­ря­нин. Пери­пе­тии их судеб в основ­ном раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в гости­ных, в ложах теат­ров, в име­ни­ях, на скач­ках, за гра­ни­цей. Соот­вет­ствен­но, герои «Анны Каре­ни­ной» могут поз­во­лить себе оде­вать­ся модно.

В салоне у Бет­си Твер­ской. Орест Верей­ский. 1979–1981 годы. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­но­го музея Льва Толстого

Жен­щи­ны выс­ше­го све­та тогда про­дол­жа­ли вести доволь­но кон­сер­ва­тив­ный образ жиз­ни, поэто­му носи­ли на себе кило­грам­мы слож­ных при­спо­соб­ле­ний и тка­ней. Муж­ская же мода, наобо­рот, при­мер­но после 1850‑х, ста­но­ви­лась всё аскетичнее.

The Field Family in a Garden. Дани­эль Хан­тинг­тон. 1869 год

Ари­сто­кра­ты XIX века всем видом и при­выч­ка­ми транс­ли­ро­ва­ли при­над­леж­ность к сво­е­му сосло­вию. Одна­ко фокус заклю­чал­ся в том, что­бы не пока­зать наро­чи­тость в костю­ме и пове­де­нии. Имен­но этот пара­докс эле­гант­но­сти тон­ко под­ме­тил Тол­стой. На балу Кити сту­па­ет, буд­то весь её слож­но­со­чи­нён­ный туа­лет «не сто­ил ника­ких уси­лий», а Каре­ни­на настоль­ко орга­нич­на в чёр­ном пла­тье, что его «не было вид­но на ней».


Мода 1870‑х. Турнюры

Судя толь­ко по опи­са­ни­ям, мода в «Анне Каре­ни­ной» отно­сит­ся к нача­лу-сере­дине 1870‑х. Все наря­ды тогда сле­до­ва­ли евро­пей­ской моде, кото­рую дик­то­вал Париж. Там пра­вил балом кутю­рье Чарльз Фре­де­рик Ворт и глав­ные потре­би­тель­ни­цы моды — ари­сто­крат­ки и кур­ти­зан­ки. Эсте­ти­ка роко­ко и стиль Людо­ви­ка XV слу­жи­ли глав­ным вдох­но­ве­ни­ем десятилетия.

Гра­вю­ра из мод­но­го жур­на­ла Les Modes Parisiennes. 1874 год

В 1870‑х жен­ская одеж­да ещё испы­ты­ва­ла вли­я­ние гигант­ских кри­но­ли­нов 50‑х годов. За 60‑е их окруж­ность как бы «сло­жи­лась» спе­ре­ди и весь объ­ём сме­стил­ся на зад­нюю часть пла­тья. Так появил­ся «сын» кри­но­ли­на — турн­юр (фр. tournure — «осан­ка, мане­ра дер­жать­ся»). Это осо­бое при­спо­соб­ле­ние, кре­пив­ше­е­ся на талию сза­ди. Турн­юр имел два базо­вых вари­ан­та: неболь­шие наклад­ки из жёст­ких рюш или вали­ков, либо склад­ная кон­струк­ция из полу­ко­лец в фор­ме длин­ной юбки.

Турн­юры. 1870‑е годы

Геро­и­ни Тол­сто­го того вре­ме­ни напо­ми­на­ют огром­ные мно­го­ярус­ные тор­ты, что порой изум­ля­ет писа­те­ля. Спе­ре­ди турн­юр стя­ги­вал­ся, а сза­ди фор­ми­ро­вал шар под пла­тьем. Туа­ле­ты с несколь­ки­ми юбка­ми обиль­но укра­ша­лись рюша­ми, буфа­ми, бан­та­ми, кру­же­ва­ми, тесь­мой и соче­та­ни­я­ми этих отде­лок. Для ещё боль­ше­го эффек­та наши­ва­лись тре­ны (шлей­фы). Попу­ляр­ные мате­ри­а­лы 1870‑х — таф­та, шёлк, бар­хат, атлас, фай, тюль, муар. Они поз­во­ля­ли созда­вать объ­ё­мы в нуж­ных местах.

Гра­вю­ра из мод­но­го жур­на­ла Courrier de la Mode. 1872 год

Верх­нюю часть любо­го пла­тья под­чёр­ки­ва­ли с помо­щью жёст­ко­го кор­се­та. Бюст выдви­гал­ся впе­рёд, пояс­ни­ца откло­ня­лась назад. В фигу­ре появ­лял­ся рез­кий кон­траст меж­ду обле­га­ю­щим вер­хом и огром­ным низом.

Рекла­ма кор­се­та Cooley’s Cork Corset. 1878 год

Талию немно­го завы­ша­ли. Баль­ные туа­ле­ты дела­ли деколь­ти­ро­ван­ны­ми и с корот­ки­ми рука­ва­ми. У днев­ных и вечер­них наря­дов рука­ва были длин­ные или чуть уко­ро­чен­ные. Края пер­ча­ток, как пра­ви­ло, оста­нав­ли­ва­лись на запястье.

Фото­порт­рет девуш­ки. 1870‑е годы

Новые выре­зы — квад­рат­ный и V‑образный с ворот­нич­ком — откры­ва­ли шею. Этот тренд сде­лал мод­ны­ми меда­льо­ны и чоке­ры (бар­хат­ки).

Так­же имен­но в 1870‑х ста­ла попу­ляр­ной шёл­ко­вая юбка «фру-фру», кото­рую при­ши­ва­ли к турн­юру. Она гром­ко шур­ша­ла при ходь­бе, и этот звук счи­тал­ся жен­ствен­ным и эле­гант­ным. У Тол­сто­го была поро­ди­стая кобы­ла Фру-Фру, и это же имя он даёт тра­ги­че­ски погиб­шей лоша­ди Вронского.

Гра­вю­ра из мод­но­го жур­на­ла La Mode Artistique. 1874 год

Одежда в «Анне Карениной»

Обра­тим­ся к одной из пер­вых костюм­ных зари­со­вок в романе, где Тол­стой пока­зы­ва­ет образ Кити на балу:

«Несмот­ря на то, что туа­лет, при­чёс­ка и все при­го­тов­ле­ния к балу сто­и­ли Кити боль­ших тру­дов и сооб­ра­же­ний, она теперь, в сво­ём слож­ном тюле­вом пла­тье на розо­вом чех­ле, всту­па­ла на бал так сво­бод­но и про­сто, как буд­то все эти розет­ки, кру­же­ва, все подроб­но­сти туа­ле­та не сто­и­ли ей и её домаш­ним ни мину­ты вни­ма­ния, как буд­то она роди­лась в этом тюле, кру­же­вах, с этой высо­кою при­чёс­кой, с розой и дву­мя лист­ка­ми наверху».

Далее Тол­стой подроб­нее ком­мен­ти­ру­ет рос­кош­ный наряд Кити. Мы узна­ём, что у пла­тья был пояс в виде лен­ты, кру­жев­ная бер­та (широ­кая полос­ка кру­же­ва, кото­рую наши­ва­ли в виде пеле­ри­ны), розет­ки (мел­кий декор в виде розо­вых буто­нов). На руках Кити — пер­чат­ки с тре­мя пуго­ви­ца­ми, а на шее — бар­хат­ка. Ансамбль завер­ша­ют «розо­вые туфли на высо­ких гну­тых каб­лу­ках» и шиньон — «косы бело­ку­рых волос».

О костю­ме юной княж­ны Щер­бац­кой мож­но судить по мод­ным гра­вю­рам того времени.

Гра­вю­ра из жур­на­ла моды. 1872 год

Баль­ный эти­кет пред­пи­сы­вал наде­вать по слу­чаю самое луч­шее и самое мод­ное. К тому же в нача­ле рома­на Кити 18 лет — воз­раст актив­ных поис­ков жени­ха. Поэто­му огром­ный арсе­нал мело­чей дол­жен был рабо­тать на 100%, под­чёр­ки­вать ста­тус, воз­раст, вкус, ста­ра­тель­но выде­лять досто­ин­ства внеш­но­сти и тща­тель­но скры­вать недостатки.

Туфли из хлоп­ка и кожи. 1870–1880‑е годы. Источ­ник: сайт The Henry Ford

Боль­шин­ство костюм­ных опи­са­ний в романе тре­бу­ют кон­тек­ста. Возь­мём сле­ду­ю­щий отры­вок, где в фоку­се наряд Анны, очень напо­ми­на­ю­щий туа­ле­ты с кар­тин 1870‑х годов:

«Анна была не в лило­вом, как того непре­мен­но хоте­ла Кити, а в чёр­ном, низ­ко сре­зан­ном бар­хат­ном пла­тье, откры­вав­шем её точе­ные, как ста­рой сло­но­вой кости, пол­ные пле­чи и грудь и округ­лые руки с тон­кою кро­шеч­ною кистью. Всё пла­тье было обши­то вене­ци­ан­ским гипю­ром. На голо­ве у неё, в чёр­ных воло­сах, сво­их без при­ме­си, была малень­кая гир­лян­да аню­ти­ных гла­зок и такая же на чёр­ной лен­те поя­са меж­ду белы­ми кру­же­ва­ми. При­чёс­ка её была неза­мет­на. Замет­ны были толь­ко, укра­шая её, эти свое­воль­ные корот­кие колеч­ки кур­ча­вых волос, все­гда выби­вав­ши­е­ся на затыл­ке и вис­ках. На точё­ной креп­кой шее была нит­ка жемчугу».

Порт­рет Еле­ны Тре­тья­ко­вой. Алек­сей Хар­ла­мов. 1875 год. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи

В этом неболь­шом абза­це уме­сти­лось сра­зу несколь­ко инте­рес­ных исто­ри­че­ских деталей.

Пер­вая — пора­зи­тель­ное сход­ство с внеш­но­стью Еле­ны Андре­ев­ны Тре­тья­ко­вой, супру­ги кол­лек­ци­о­не­ра Сер­гея Третьякова.

По вос­по­ми­на­ни­ям Алек­сан­дры Боткиной:

«Она (Еле­на Тре­тья­ко­ва. — Прим.) име­ла изу­ми­тель­ные пока­тые пле­чи, блед­ное, чуть-чуть одут­ло­ва­тое лицо, тяжё­лый жгут волос на затыл­ке и кро­шеч­ные руки, кото­ры­ми очень гордилась».

На порт­ре­те кисти париж­ско­го худож­ни­ка Алек­сея Хар­ла­мо­ва (его не очень при­ве­ча­ли на родине) ей 29–30 лет. Сохра­ни­лась фото­гра­фия в пол­ный рост, с кото­рой, судя по все­му, Хар­ла­мов писал Тре­тья­ко­ву. Здесь хоро­шо вид­ны дета­ли пла­тья, фак­ту­ра тка­ней и декор. Уди­ви­тель­но, но весь образ, вплоть до при­чёс­ки, неве­ро­ят­но бли­зок к опи­са­нию Каре­ни­ной на балу.

Фото­порт­рет Еле­ны Тре­тья­ко­вой. 1875 год. Источ­ник: Wikimedia

Мы не зна­ем, видел ли Тол­стой порт­рет или фото, но допод­лин­но извест­но, что он общал­ся с Пав­лом Тре­тья­ко­вым, бра­том Сер­гея. В 70‑х меце­нат про­сил его пози­ро­вать Ива­ну Крам­ско­му для кар­ти­ны в гале­рею. Писа­тель дол­го отне­ки­вал­ся, но всё же в 1873 году — в раз­гар рабо­ты над «Анной Каре­ни­ной» — нашёл вре­мя для сеан­сов с живо­пис­цем. Тол­стой остал­ся под таким боль­шим впе­чат­ле­ни­ем от встре­чи с Крам­ским, что вывел его на стра­ни­цах рома­на в пер­со­на­же рим­ско­го худож­ни­ка Михайлова.

Порт­рет Льва Тол­сто­го. Иван Крамской.1873 год. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи

Имен­но Иван Крам­ской был боль­шим кри­ти­ком пари­жа­ни­на Хар­ла­мо­ва и его порт­ре­та. В 1880 году он напи­сал соб­ствен­ную кар­ти­ну с Еле­ной Тре­тья­ко­вой «Лун­ная ночь».

Лун­ная ночь. Иван Крамской.1880 год. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи

Вер­нём­ся к нюан­сам костю­ма Каре­ни­ной. Изна­чаль­но Кити пред­ла­га­ет Анне надеть на бал лило­вый, и это неслу­чай­но. В 1870‑х годах, после откры­тия син­те­ти­че­ских кра­си­те­лей в сере­дине века, фио­ле­то­вый стал очень мод­ным. Он и его про­из­вод­ные счи­та­лись уни­вер­саль­ным цве­том прак­ти­че­ски для любой ситу­а­ции, в зави­си­мо­сти, конеч­но, от насыщенности.

Шёл­ко­вое вечер­нее пла­тье. Дом моды Чарль­за Вор­та, Франция.1874 год. Источ­ник: Google Arts & Culture

Одна­ко вме­сто лило­во­го Анна пред­по­чла чёр­ный бар­хат. Она выде­ля­лась сре­ди дру­гих дам и деву­шек, кото­рые, ско­рее все­го, наде­ли что-то в тра­ди­ци­он­ной свет­лой гам­ме. Розо­вые, голу­бые, белые туа­ле­ты состав­ля­ли осно­ву баль­но­го гар­де­роба. В бар­ха­те на вече­рах чаще появ­ля­лись ста­тус­ные замуж­ние дамы, к коим как раз отно­сит­ся Каре­ни­на. Даль­ше Тол­стой гово­рит, что пла­тье было рас­ши­то вене­ци­ан­ским кру­же­вом — бога­тым орна­мен­таль­ным гипюром.

Порт­рет гра­фи­ни Марии Берг (ур. Дол­го­ру­ко­ва). Ди Микеле.1871 год. Источ­ник: Wikimedia Commons

«..в чёр­ных воло­сах, сво­их без при­ме­си, была малень­кая гир­лян­да аню­ти­ных гла­зок и такая же на чёр­ной лен­те поя­са меж­ду белы­ми кру­же­ва­ми. При­чёс­ка её была незаметна».

«Сво­их без при­ме­си», «При­чёс­ка её была неза­мет­на» — это про шиньон (точ­нее его отсутствие).

В 1870‑е жен­щи­ны носи­ли раз­ные вари­ан­ты куа­фюр, фор­мы кото­рых в общих чер­тах повто­ря­ли дизайн одеж­ды: воло­сы у лица глад­ко заче­сы­ва­ли по бокам, акцен­ти­руя макушку.

Фото­порт­рет Ж. Готье. Надар.1870‑е годы

Высо­кие шиньо­ны были почти обя­за­тель­ным эле­мен­том таких при­чё­сок и поль­зо­ва­лись огром­ной попу­ляр­но­стью. Поэто­му ранее, в сцене Кити отме­ча­ет­ся, что у неё «косы бело­ку­рых волос дер­жа­лись как свои на малень­кой голов­ке».

Шиньо­ны. Око­ло 1875 года

Неко­то­рые кри­ти­ки счи­та­ли наклад­ки при­зна­ком укра­ша­тель­ства и мораль­но­го раз­ло­же­ния и даже рисо­ва­ли кари­ка­ту­ры на модниц.

Кари­ка­ту­ра из сати­ри­че­ско­го жур­на­ла Punch. 1871 год

Каре­ни­на не наде­ла шиньон, вме­сто это­го создав высо­кий кас­кад «сво­и­ми без при­ме­си» воло­са­ми. О том, что геро­и­ня дей­стви­тель­но носи­ла такую при­чёс­ку, нам кос­вен­но сооб­ща­ет заме­ча­ние Тол­сто­го об отдель­ных пря­дях, выби­вав­ших­ся на вис­ках и затылке.

Фото­порт­рет девуш­ки. 1870‑е годы

Что каса­ет­ся деко­ра и аксес­су­а­ров с аню­ти­ны­ми глаз­ка­ми, то это ско­рее нети­пич­ный вари­ант. Клас­си­кой туа­ле­тов тогда счи­та­лись розы всех раз­но­вид­но­стей, порой состав­лен­ные в целые гир­лян­ды, — Кити как раз при­хо­дит на бал с розой и дву­мя лист­ка­ми на голове.

Пла­тье с аню­ти­ны­ми глаз­ка­ми. Око­ло 1880 года. Источ­ник: сайт Cornell University

«Нит­ка жем­чу­гу» же была обыч­ным укра­ше­ни­ем любой ари­сто­крат­ки, ценя­щей «неза­мет­ный» шик.

Полу­ча­ет­ся, весь облик Анны на балу гово­рит об её эле­гант­но­сти, тон­ком вку­се, богат­стве, высо­ком поло­же­нии. Это отме­ча­ет и Кити:

«Кити виде­ла каж­дый день Анну, была влюб­ле­на в неё и пред­став­ля­ла себе её непре­мен­но в лило­вом. Но теперь, уви­дав её в чёр­ном, она почув­ство­ва­ла, что не пони­ма­ла всей её пре­ле­сти. Она теперь уви­да­ла её совер­шен­но новою и неожи­дан­ною для себя. Теперь она поня­ла, что Анна не мог­ла быть в лило­вом и что её пре­лесть состо­я­ла имен­но в том, что она все­гда высту­па­ла из сво­е­го туа­ле­та, что туа­лет нико­гда не мог быть виден на ней. И чёр­ное пла­тье с пыш­ны­ми кру­же­ва­ми не было вид­но на ней; это была толь­ко рам­ка, и была вид­на толь­ко она, про­стая, есте­ствен­ная, изящ­ная и вме­сте весе­лая и оживлённая».

Сле­ду­ю­щий наряд изоб­ра­жён в корот­кой гла­ве, где Каре­ни­на и Врон­ский спо­рят о том, сто­ит ли ехать Анне в театр. Геро­и­ня, гото­вая к вечер­не­му пред­став­ле­нию, оде­та в шёл­ко­вый туа­лет с кру­жев­ным голов­ным убором:

«Анна уже была оде­та в свет­лое шёл­ко­вое с бар­ха­том пла­тье, кото­рое она сши­ла в Пари­же, с откры­тою гру­дью, и с белым доро­гим кру­же­вом на голо­ве, обрам­ляв­шим её лицо и осо­бен­но выгод­но выстав­ляв­шим её яркую красоту».

Анна в теат­ре. Орест Верейский.1979—1981 годы. Источ­ник: сайт Пре­зи­дент­ской библиотеки

Труд­но ска­зать, что имен­но под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под «белым доро­гим кру­же­вом на голо­ве». Одна­ко мож­но пред­по­ло­жить, что кру­жев­ные аксес­су­а­ры для пыш­ных при­чё­сок были мини­ма­ли­стич­ны­ми, как на иллю­стра­ции Верей­ско­го или этой мод­ной выкройке.

Выкрой­ка. Кру­жев­ной голов­ной убор. 1870 год

Доро­ги­ми раз­но­вид­но­стя­ми кру­жев счи­та­лись, поми­мо про­чих, брюс­сель­ское, валан­сьен, алан­сон­ское, блон­ды (шан­ти­льи свет­ло­го оттенка).

Сре­ди жен­ских пер­со­на­жей рома­на так­же обя­за­тель­но нуж­но отме­тить Сафо Штольц, чей стиль пора­зил Каре­ни­ну экстравагантностью:

«Она вошла малень­ки­ми, бой­ки­ми, на кру­тых каб­луч­ках туфель, шаж­ка­ми и креп­ко, по-муж­ски пожа­ла дамам руки. Анна ни разу не встре­ча­ла ещё этой новой зна­ме­ни­то­сти и была пора­же­на и её кра­со­тою, и край­но­стью, до кото­рой был дове­ден её туа­лет, и сме­ло­стью её манер. На голо­ве её из сво­их и чужих неж­но-золо­ти­сто­го цве­та волос был сде­лан такой эша­фо­даж при­чёс­ки, что голо­ва её рав­ня­лась по вели­чине строй­но-выпук­ло­му и очень откры­то­му спе­ре­ди бюсту. Стре­ми­тель­ность же впе­рёд была тако­ва, что при каж­дом дви­же­нии обо­зна­ча­лись из-под пла­тья фор­мы колен и верх­ней части ноги, и неволь­но пред­став­лял­ся вопрос о том, где сза­ди, в этой под­стро­ен­ной колеб­лю­щей­ся горе, дей­стви­тель­но кон­ча­ет­ся её насто­я­щее, малень­кое и строй­ное, столь обна­жен­ное свер­ху и столь спря­тан­ное сза­ди и вни­зу тело».

Зна­ком­ство геро­инь про­ис­хо­дит в гостях у Бет­си Твер­ской на пар­тии в кро­кет. Эта игра ста­ла очень попу­ляр­ной сре­ди свет­ских дач­ни­ков ещё в 1860‑х, ей раз­вле­ка­лись все от мала до вели­ка. Кро­кет не пред­по­ла­га­ет физи­че­ских нагру­зок или очень быст­рых дви­же­ний. Пар­тия в целом идёт раз­ме­рен­но, поэто­му наряд мож­но выби­рать любой из уместных.

Игра в кро­кет. Эду­ард Мане. 1873 год. Источ­ник: Gallerix

Веро­ят­но, Сафо наде­ла в гости к Бет­си что-то напо­ми­на­ю­щее уль­тра­мод­ные дизай­ны Ворта.

Вечер­нее пла­тье. Дом моды Чарль­за Вор­та. 1875 год. Источ­ник: сайт The Metropolitan Museum of Art

В склад­ках такой «мини­ма­ли­стич­ной» юбки, навер­ное, и прав­да мож­но было раз­гля­деть очер­та­ния ног. Кста­ти, за «малень­кие шаж­ки» отве­чал турн­юр — спе­ре­ди он имел мно­же­ство завя­зок, стес­няв­ших походку.

Тут же писа­тель опре­де­ля­ет при­чёс­ку Сафо как «эша­фо­даж», то есть «нагро­мож­де­ние» из вну­ши­тель­но­го шиньо­на «неж­но-золо­ти­сто­го цве­та волос».

Во вре­мя чте­ния рома­на мож­но заме­тить, что Тол­стой боль­ше вре­ме­ни уде­ля­ет опи­са­нию баль­ных, вечер­них и про­сто инте­рес­ных наря­дов. Повсе­днев­ные обра­зы оста­ют­ся прак­ти­че­ски вне фоку­са вни­ма­ния. Может быть, пото­му что в обыч­ной жиз­ни геро­и­ни нача­ла 1870‑х носи­ли более скром­ную и менее замет­ную одеж­ду. Для днев­ных визи­тов выби­ра­ли при­глу­шён­ные оттен­ки — корич­не­вый, синий, серый. Они укра­ша­лись пуго­ви­ца­ми, рюша­ми, кон­траст­ны­ми встав­ка­ми. Длин­ные рука­ва риф­мо­ва­лись с неболь­шим выре­зом или вовсе закры­той шеей.

Дама, игра­ю­щая зон­ти­ком. Илья Репин. 1874 год. Источ­ник: Gallerix

Инте­рес­ный повсе­днев­ный ансамбль носит Бет­си Твер­ская в гостях у Карениных:

«Бет­си, оде­тая по край­ней послед­ней моде, в шля­пе, где-то парив­шей над её голо­вой, как кол­па­чок над лам­пой, и в сизом пла­тье с косы­ми рез­ки­ми поло­са­ми на лифе с одной сто­ро­ны и на юбке с дру­гой стороны».

Вечер­нее пла­тье. Моде­льер Эмиль Пин­га. 1874 год. Источ­ник: сайт Philadelphia Museum of Art

«Край­няя послед­няя мода» — полос­ки плюс «паря­щая» шля­па, о кото­рой сто­ит ска­зать отдель­но. Посколь­ку все при­чёс­ки соби­ра­ли на макуш­ке, обыч­но шля­пы «спол­за­ли» низ­ко, ко лбу или пря­мо на лоб.

Фото­порт­рет певи­цы Мисс Д’Алтон. Фото­сту­дия Elliott & Fry. Око­ло 1875 года. Источ­ник: Flickr / Patrick Bradley

Изред­ка на гра­вю­рах мож­но встре­тить и дру­гие голов­ные убо­ры. Они дей­стви­тель­но сидят необыч­но высо­ко, как буд­то не под­чи­ня­ют­ся гравитации.

Гра­вю­ра из мод­но­го жур­на­ла Le Moniteur de la Mode. 1874 год

Что каса­ет­ся муж­ской одеж­ды, то в «Анне Каре­ни­ной» Тол­стой о ней прак­ти­че­ски не гово­рит. Пару раз перед чита­те­лем мель­ка­ют шля­пы Каре­ни­на и Врон­ско­го, несколь­ко руба­шек и жиле­тов, но чаще рас­сказ­чик огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь сухим сви­де­тель­ством того, что тот или иной пер­со­наж был одет в сюртук.

Ссо­ра Анны и Каре­ни­на. Иллю­стра­ция. 1919 год. Источ­ник: Wikimedia Commons

Ско­рее все­го, это не автор­ский замы­сел, а про­сто отоб­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти. Во вре­ме­на «Анны Каре­ни­ной» потреб­ле­ние мод­ных нови­нок окон­ча­тель­но закре­пи­лось в каче­стве жен­ско­го заня­тия. На это повли­ял так назы­ва­е­мый «вели­кий муж­ской отказ», начав­ший­ся в XVIII веке. Тогда муж­чи­ны, под зна­ме­нем идей Про­све­ще­ния, ста­ли очень посте­пен­но отка­зы­вать­ся от ярких цве­тов и при­чуд­ли­вых фасо­нов в поль­зу про­сто­ты, ясно­сти и строгости.

Порт­рет Миха­и­ла Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. Иван Крам­ской. 1879 год. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи

XIX сто­ле­тие дове­ло идею «отка­за» до абсо­лю­та: мода — это для жен­щин или ден­ди-экс­цен­три­ков. Уже к 1850–1860 годам ари­сто­кра­ты в оди­на­ко­вых тём­ных сюр­ту­ках и свет­лых брю­ках пре­вра­ти­лись ско­рее в фон для эффект­ных мно­го­слой­ных пла­тьев. Пик кон­тра­стов при­шёл­ся как раз на 1870‑е.

Один из англий­ских жур­на­лов для порт­ных писал в 1871 году:

«Джентль­ме­ны оде­ва­ют­ся настоль­ко спо­кой­но, насколь­ко это воз­мож­но, и в одеж­де нет крайностей».

Сла­вян­ские ком­по­зи­то­ры (Собра­ние рус­ских, поль­ских и чеш­ских музы­кан­тов). Илья Репин. 1872 год. Источ­ник: Gallerix

Изме­не­ния в муж­ском костю­ме XIX века про­ис­хо­ди­ли мед­лен­нее, но уве­рен­нее. Во вто­рой поло­вине сто­ле­тия он начал при­об­ре­тать очер­та­ния хоро­шо зна­ко­мо­го нам клас­си­че­ско­го костюма-тройки.

То, что мы сего­дня назы­ва­ем пиджа­ком, тогда всё ещё было сюр­ту­ком (фр. surtout — «поверх все­го») с уме­рен­ной шири­ны лац­ка­на­ми. Суще­ство­ва­ло несколь­ко его раз­но­вид­но­стей для каж­до­го под­хо­дя­ще­го случая.

Порт­рет Фёдо­ра Васи­лье­ва. Иван Крамской.1871 год. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи

Глу­хой сюр­тук являл­ся базой повсе­днев­но­го гар­де­роба, наря­ду с жиле­том и длин­ны­ми сво­бод­ны­ми брю­ка­ми. Послед­ние часто — но не все­гда — были свет­лы­ми. Рубаш­ки же наде­ва­ли непре­мен­но белые, с неболь­ши­ми ворот­нич­ка­ми — отлож­ны­ми или сто­я­чи­ми. К ним пола­га­лись тём­ный шей­ный пла­ток или гал­стук, повя­зан­ные по вку­су. Сре­ди про­чих при­ме­ня­ли «чет­вер­ной» узел, кото­рый исполь­зу­ют и в наше вре­мя. Ску­пым укра­ше­ни­ем слу­жи­ла цепоч­ка часов попе­рёк жиле­та, а пижо­ны мог­ли доба­вить к плат­ку необыч­ную булав­ку. Такой ансамбль муж­чи­ны носи­ли днём.

Порт­рет Вла­ди­ми­ра Ста­со­ва. Илья Репин. 1873 год. Источ­ник: Gallerix

Тём­ная уни­фор­ма «дело­во­го чело­ве­ка» сде­ла­ла всех оди­на­ко­вы­ми. Зато на пер­вый план вышли боро­ды и усы — в 70‑х чисто выбри­тые щёки каза­лись старомодными.

Порт­рет Дмит­рия Гри­го­ро­ви­ча. Иван Крам­ской. 1876 год. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи

На балы наде­ва­ли чёр­ный фрак с дву­мя длин­ны­ми фал­да­ми сза­ди, дохо­дя­щи­ми до колен. Аксес­су­а­ры для самых важ­ных «выхо­дов» — белые гал­сту­ки, белые пер­чат­ки, низ­кие жилеты.

Слиш­ком рано. Джеймс Тис­со. 1873 год. Источ­ник: Wikimedia Commons

Дру­гим обя­за­тель­ным эле­мен­том явля­лись шля­пы — цилин­дры, котел­ки и их подвиды.

Этюд для кар­ти­ны «Париж­ское кафе». Илья Репин.1873—1875 годы. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­но­го Рус­ско­го музея

Муж­чи­ны тща­тель­но избе­га­ли все­го замет­но­го, необыч­но­го, «жен­ствен­но­го». Весь облик дол­жен был ука­зы­вать на раци­о­наль­ность, дело­ви­тость, респек­та­бель­ность. В основ­ном в тече­ние тре­тьей чет­вер­ти XIX века меня­лись толь­ко дета­ли: дли­на сюр­ту­ка, фасо­ны фалд, бор­тов, отделок.

Васи­лий Перов. Порт­рет Апол­ло­на Май­ко­ва. 1872 год. Источ­ник: сайт Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи

Тол­стой закон­чил роман «Анна Каре­ни­на» во вто­рой поло­вине 1870‑х. Тогда мода сно­ва обно­ви­лась: жен­ские силу­эты ста­ли тонь­ше, и уже в 1880‑х неве­ро­ят­ные кон­струк­ции из таф­ты и шел­ков были забы­ты, а в муж­ской моде про­дол­жи­лись мета­мор­фо­зы костюма-тройки.


Читай­те так­же «Цве­та суф­ра­жи­сток. Как одеж­да объ­еди­ня­ла феми­ни­сток»

Поделиться