Внешний вид неотделим от статуса. Тысячелетиями одежда, обувь, причёска, аксессуары говорили о людях больше, чем они сами. В том числе, об их политических взглядах. В этом материале речь пойдёт о суфражистках, феминистках и «равноправках» середины XIX — начала ХХ веков, в мире и в России, и том, как их объединяла мода и стиль.
Начало организованного движения женщин за равноправие принято отсчитывать с XIX века. Особенно ярко оно проявилось в Великобритании, стране с жёсткой классовой системой. Здесь суфражизм (от англ. suffrage — «право голоса») стал ещё одним ответвлением борьбы за демократизацию прав.
В 1865 году известный британский политик и экономист Джон Стюарт Милль опубликовал своё эссе «Подчинённость женщины» («The Subjection of Women»). На русском книга вышла в 1869 году. В ней Милль развивает свои идеи о том, как женщина может быть освобождена от социального и политического угнетения. Этот труд был создан под сильным влиянием жены Милля — Хэрриет Тейлор Милль, апологета женских прав. Выход «Подчинённости женщины» совпал с образованием первой суфражистской организации, Комитета женских избирательных прав.
К началу ХХ века суфражизм раскололся на два направления — «радикальное» и «умеренное». Самыми заметными деятелями «радикального» толка стала семья Панкхёрст: Эммелин и две её дочери — Кристабель и Сильвия. В 1905 году они основали Женский социально-политический союз (WSPU).
Члены союза верили, что добиваться своего нужно с помощью гражданского неповиновения — демонстрациями, забастовками, голодовками, битьём стекол. Кстати, именно после того, как WSPU начал свою активную деятельность, газеты стали называть женщин, борющихся за избирательные права, уничижительным термином «суфражистки» (suffragette). В свою очередь, активистки приняли это слово на вооружение.
В журналах и газетах суфражистка изображалась как непривлекательная дама, с морщинами, неправильными чертами лица или полная, одетая либо неряшливо, либо в костюм с элементами мужского гардероба. Очень часто карикатурные суфражистки носили очки — как, например, на рисунке известного художника Джона Тенниела, создавшего культовые иллюстрации к «Алисе в Стране чудес».
Интересно, что сами суфражистки, в том числе члены WSPU, считали своим долгом на акциях и парадах выглядеть особенно элегантно для того, чтобы привлекать больше внимания к своим требованиям. Газета «Votes For Women» в 1910 году заявляла, что «современная суфражистка выбирает изящные и аккуратные наряды», а продавщицы суфражисткой газеты «The Suffragette» обязаны были «одеваться в самое лучшее».
Более того, суфражистки сделали своими основными цветами фиолетовый — обозначал преданность и достоинство, белый — чистоту, и зелёный — надежду. Цвета активно использовались во всей суфражисткой «продукции»: лентах, сумках, украшениях, значках всех видов, шляпах, одежде, обуви и даже нижнем белье. Опрятный внешний вид активисток и простая комбинация цветов помогли шире распространять идеи суфражисток — любая женщина могла продемонстрировать симпатию движению, надев трёхцветную брошь или ленту.
Итак, в Великобритании, центре суфражистского движения женщины считали, что внешний вид — одно из важнейших составляющих движения. Что об этом думали в Российской империи? Можно ли было вычислить российскую суфражистку в толпе?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать о том, каким был суфражизм в России и был ли он таким же, как в Великобритании. В России «женский вопрос» идёт от шестидесятников. Об эмансипации женщин в то время говорили врач Николай Пирогов, философ Николай Чернышевский, политический деятель Михаил Михайлов, экономист Мария Вернадская, активистка Мария Трубникова — с помощью последней, кстати, был выпущен в печать труд Джона Милля, и многие другие.
В журналах тогда стали активно писать о положении женщин, а с 1866 по 1868 годы выходил «Женский вестник», который, несмотря на свою недолгую жизнь в шестидесятых, успешно реинкарнировался в 1905 году. В те годы отечественные «суфражисты» — среди них было немало мужчин — больше всего были обеспокоены женским образованием и профессиональным статусом, поэтому в основном делали упор на этих темах.
Идея о том, что женщины должны иметь те же гражданские права, что и мужчины, пришла несколько позже, к концу XIX века. Движение повернулось в сторону феминизма. Кроме права голоса, «равноправки» в России начали активно отстаивали свою сексуальную и матримониальную свободу. Они больше не хотели выходить замуж по решению отцов и требовали возможности легально развестись или сделать аборт.
Но несмотря на то, что суфражизм и феминизм в России стремился охватить все стороны женского быта, очень долго он оставался элитарным движением для горожанок. Большинство тогдашних суфражисток и феминисток происходили из известных фамилий и проживали в Петербурге. Они, как и британки, организовывали женские общества.
Одним из первых было Русское женское взаимно-благотворительное общество, созданное в 1895 году. Любопытно, что на первом съезде раздавались анкеты и, согласно результатам опроса, большинство активисток были вдовами или незамужними, старше 30 лет, с высшим или средним образованием. Это подтверждает фотография, сделанная на съезде в 1911 году. Мы видим много разных женщин явно старше 30; все они одеты одинаково хорошо и в духе своего времени — пожалуй, это всё, что их объединяет.
Интересно отметить, что на известной открытке того же времени «Русская суфражистка» художника Владимира Кадулина показан совсем иной образ. Юная особа с короткой стрижкой в странной одежде — то ли помятой, то ли трясущейся от резкой походки, то ли просто неаккуратной. На ней маленькая простая шляпка с огромной булавкой, она курит на ходу и «по-мужски» положила руку в карман. Этот образ — полная противоположность степенных дам-благотворительниц из предыдущего поколения активисток.
Однако Кадулин не смог бы нарисовать свою карикатуру, не наблюдая действительность. С началом Первой мировой войны, с новым витком обострения политического положения в стране к «равноправкам» стало примыкать всё больше женщин из всех слоев населения, в том числе девушки из среды разночинцев. Новые суфражистки — молодые девушки, наблюдавшие тотальную несправедливость и тяготы военного положения — не захотели мириться с положением дел.
К 1917 году российские женщины уже активно участвовали в политической жизни России. Они выходили на многотысячные манифестации и митинги, пытались избраться в Учредительное собрание. Женщины настойчиво требовали всех гражданских прав. И именно тогда они все объединились под одним цветом — красным. Красный был в гостиных, в церквях, на улицах, в театрах, на работницах, на депутатах.
Красный цвет позаимствовали у Великой французской революции, а та, в свою очередь, у древних римлян. Во времена Цезаря и Брута освобождённые рабы носили «пилеи» — красные колпаки, которые позже стали называться фригийскими. В России 1917 года красный цвет был настоящим хитом сезона.
Историк моды Юлия Демиденко в своей статье «Петроград. Мода. 1917» приводит интересный отрывок из фельетона, в котором столичная дама беседует с подругой:
«…Что? Заказать вместо платья vieux rose ярко-красное?.. Как знамя восстания? Это будет модно? Послушай, а ведь это идея! Ярко-красное платье, чёрная шляпа, чёрные чулки и красные туфли… Послушай, ведь это великолепно! Это будет стиль — республики, а?..»
О взлётах и падениях женского движения в России читайте в нашей статье «Музейные заметки. У революции женское лицо».