Легенды и мифы о «Голубой дивизии»

Об испан­ской «Голу­бой диви­зии» мно­гие из нас име­ют совсем смут­ное пред­став­ле­ние. Ещё мень­ше мы зна­ем о её бое­вом пути и о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с мир­ным насе­ле­ни­ем на окку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­ри­ях. Своё мне­ние о завяз­шей в рус­ских сне­гах испан­ской армии мы скла­ды­ва­ем из отры­воч­ных вос­по­ми­на­ний и сви­де­тельств оче­вид­цев, всплы­ва­ю­щих то тут, то там в интер­вью и исто­ри­че­ских моно­гра­фи­ях. Насколь­ко наше мне­ние близ­ко к реаль­но­сти? Насколь­ко мно­го мы зна­ем о вое­вав­ших на нашей зем­ле испан­цах-фалан­ги­стах? Каки­ми они были на самом деле и какую память оста­ви­ли о себе? Об этом — в нашей сего­дняш­ней статье.


Мы ред­ко заду­мы­ва­ем­ся о том, что Вели­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну мно­гие из нас вос­при­ни­ма­ют лишь через приз­му про­ти­во­сто­я­ния рус­ско­го наро­да с этни­че­ски­ми нем­ца­ми. При этом осо­зна­нию того, что в пери­од с 1941 по 1945 годы СССР де-факто вое­вал с обще­ев­ро­пей­ской воен­ной маши­ной, вобрав­шей в себя десят­ки наро­дов от хор­ва­тов до фин­нов, отво­дит­ся место где-то на обо­чине наше­го куль­тур­но­го кода. Мно­го­чис­лен­ные же союз­ни­ки гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии оста­ют­ся в памя­ти совет­ских людей лишь тогда, когда эта память пол­нит­ся по-насто­я­ще­му ужа­са­ю­щи­ми сви­де­тель­ства­ми зверств, пре­вос­хо­дя­щих сво­ей жесто­ко­стью обыч­ное воен­ное беззаконие.

Впро­чем, у каж­до­го пра­ви­ла есть свои исклю­че­ния. Если рас­ска­зы об окку­пан­тах-румы­нах, эстон­цах, фин­нах и вен­грах еди­но­душ­но опи­сы­ва­ют­ся все­го дву­мя ёмки­ми сло­ва­ми «Хуже нем­цев», то, ска­жем, вос­по­ми­на­ния об испан­цах-фалан­ги­стах из «Голу­бой диви­зии» зву­чат совсем в иной тональ­но­сти. Испан­цы пред­ста­ют перед нами весё­лы­ми и доб­ро­душ­ны­ми южа­на­ми: пусть и не про­пус­ка­ю­щи­ми ни одной рус­ской юбки, пусть неве­ро­ят­ны­ми раз­гиль­дя­я­ми и дра­чу­на­ми — но при этом набож­ны­ми аль­тру­и­ста­ми, сен­ти­мен­таль­ны­ми роман­ти­ка­ми, гото­вы­ми отдать паёк голод­ным рус­ским детям, и бес­страш­ны­ми вои­на­ми, отча­ян­но гля­дя­щи­ми в гла­за смерти.

«Голу­бая диви­зия» отра­жа­ет ата­ки совет­ских войск в Крас­но­бор­ской операции

Во всё это верить нас застав­ля­ет какое-то тай­ное жела­ние най­ти «сво­их» даже «сре­ди чужих». Искренне наде­ясь, что всё было имен­но так, мы часто не обра­ща­ем вни­ма­ние на то, что лежит на самой поверх­но­сти. Напри­мер, на то, что за созда­ние поло­жи­тель­но­го ими­джа фалан­ги­стов-окку­пан­тов с рус­ской сто­ро­ны ответ­ствен­на Лидия Оси­по­ва, она же Олим­пи­а­да Поля­ко­ва, анти­со­вет­чи­ца-эми­грант­ка, автор запи­сок с гово­ря­щим назва­ни­ем «Днев­ник кол­ла­бо­рант­ки». Как и, напри­мер, на то, что испан­ские источ­ни­ки, ста­ра­ю­щи­е­ся обе­лить дей­ствия «Голу­бой диви­зии», ссы­ла­ют­ся либо на тот же самый «Днев­ник», либо на пас­то­раль­ные вос­по­ми­на­ния самих «диви­зи­о­не­ров».

При­знать­ся, автор этой ста­тьи дол­гое вре­мя сам был под оча­ро­ва­ни­ем обра­за «вра­га с чело­ве­че­ским лицом», обра­за насто­я­ще­го испан­ца, чело­ве­ка чести, наслед­ни­ка тра­ди­ций капи­та­на Ала­три­сте и дон Кихо­та. Свою первую тре­щи­ну эта влюб­лён­ность дала после бег­ло­го зна­ком­ства с очер­ком выда­ю­щей­ся совет­ской испа­нист­ки Свет­ла­ны Пожар­ской «„Голу­бая диви­зия“ на совет­ско-гер­ман­ском фрон­те (1941–1943 гг.)», а после про­чте­ния кни­ги исто­ри­ка Бори­са Кова­лё­ва «Испан­ская диви­зия — союз­ник Тре­тье­го рей­ха. 1941–1945 гг.», едва ли не само­го мас­штаб­но­го тру­да по дан­ной теме в рос­сий­ской исто­рио­гра­фии, она и вовсе раз­ле­те­лась вдре­без­ги — со зво­ном и хрустом.

Дан­ная ста­тья не ста­вит сво­ей целью вос­пи­та­ние нена­ви­сти к кон­крет­но­му наро­ду. Она не ста­вит сво­ей целью при­ни­же­ние объ­ек­тив­ных досто­инств отдель­ных фалан­ги­стов как сол­дат. Она не пыта­ет­ся закра­сить чёр­ной крас­кой всё, что свя­за­но с пре­бы­ва­ни­ем «Голу­бой диви­зии» в СССР. Она лишь ста­ра­ет­ся раз­ве­ять тот бла­го­род­ный оре­ол и те заблуж­де­ния, кото­ры­ми оку­та­ны обра­зы при­шед­ших на нашу зем­лю испан­цев-фалан­ги­стов. Мы све­дём к мини­му­му оце­ноч­ные суж­де­ния — и про­сто пока­жем «Голу­бую диви­зию» такой, какой она была на самом деле.


Заблуждение № 1. «Голубая дивизия» состояла из идейных добровольцев

В сре­де нынеш­них испан­ских реван­ши­стов «Голу­бая диви­зия» пред­став­ля­ет­ся спа­ян­ным кол­лек­ти­вом отча­ян­ных фалан­ги­стов, брат­ским сою­зом фана­тич­ных при­вер­жен­цев идей Фран­сис­ко Фран­ко и Хосе Анто­нио При­мо де Риве­ры, отпра­вив­ших­ся в далё­кую Рос­сию исклю­чи­тель­но во имя борь­бы с ком­му­ни­сти­че­ской чумой. Пищу для подоб­ных пред­став­ле­ний даёт, напри­мер, теле­грам­ма, кото­рую немец­кий пове­рен­ный в делах Хебер­лейн отпра­вил из Мад­ри­да в Бер­лин 4 июля 1941 года:

«На при­зыв к вер­бов­ке в „Голу­бую диви­зию“ отклик­ну­лось в 40 раз боль­ше доб­ро­воль­цев, чем это было необходимо…».

…или отчё­ты совет­ских аген­тов, отме­чав­ших боль­шое чис­ло про­фес­си­о­наль­ных воен­ных в све­же­со­бран­ной «Голу­бой дивизии»:

«Полк „Род­ри­го“, состо­яв­ший в основ­ном из фалан­ги­стов, под­верг­ся реор­га­ни­за­ции в Гер­ма­нии <…> Из него были обра­зо­ва­ны части про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны, свя­зи, транс­пор­та, интен­дант­ской служ­бы и другие…»

«В Бур­го­се был сфор­ми­ро­ван 262 полк „Пимен­тель“, состав­лен­ный, в основ­ном, из фалангистов…»

Доб­ро­воль­цы «Голу­бой диви­зии» в поез­де, направ­ля­ю­щем­ся на Восточ­ный фронт

Клю­че­вы­ми момен­та­ми во всех этих докла­дах явля­ют­ся сло­ва «в основ­ном». «Голу­бая диви­зия» и вправ­ду в боль­шин­стве сво­ём состо­я­ла из испан­цев, запи­сав­ших­ся в неё по доб­рой воле — вопрос был лишь в том, что имен­но заста­ви­ло того или ино­го «диви­зи­о­не­ра» прий­ти на при­зыв­ной пункт.

Соглас­но докла­дам совет­ских наблю­да­те­лей, идей­ные фалан­ги­сты состав­ля­ли не более 50% все­го лич­но­го соста­ва. Остав­ши­е­ся «диви­зи­о­не­ры» были мало­гра­мот­ны­ми кре­стья­на­ми или сту­ден­та­ми, запи­сав­ши­ми­ся исклю­чи­тель­но ради солид­но­го жало­ва­нья, воен­ны­ми аван­тю­ри­ста­ми, пошед­ши­ми на вой­ну за новы­ми зва­ни­я­ми, а то и вовсе деклас­си­ро­ван­ны­ми эле­мен­та­ми, зачис­лен­ны­ми в диви­зию в при­ну­ди­тель­ном поряд­ке пря­мо в тюрем­ной камере.

Напри­мер, Хосе Кар­по­на Хель­мо «…пошёл по необ­хо­ди­мо­сти, так как был в это вре­мя без рабо­ты». Энди­ка Ари­ха Раба «…посту­пил в Голу­бую диви­зию, желая боль­ше зара­ба­ты­вать». Хосе Ури­эль Лоса­но «в диви­зию всту­пил, что­бы нажить­ся, наде­ясь, что диви­зия не будет участ­во­вать в боях».

Нена­зван­ный пере­беж­чик из 269-го пол­ка писал:

«Основ­ным сти­му­лом для сол­дат явля­лось сокра­ще­ние воен­ной служ­бы с двух лет до шести меся­цев, высо­кое жало­ва­нье и для неко­то­рых — воз­мож­ность полу­чить галу­ны, то есть выслу­жить­ся в сер­жан­ты. Когда в пер­вый раз перед стро­ем коман­дир роты озна­ко­мил с усло­ви­я­ми служ­бы в „Голу­бой диви­зии“ и пред­ло­жил жела­ю­щим всту­пить в неё сде­лать шаг впе­рёд, то шаг­ну­ла вся рота. При виде это­го капи­тан-коман­дир роты раз­ра­зил­ся бра­нью, при­ба­вив, что все хотят уехать, а кто же будет слу­жить Испании?».

Подоб­ных пока­за­ний у Пожар­ской и Кова­лё­ва десят­ки. Более того, чем даль­ше «Голу­бая диви­зия» вяз­нет в войне в Рос­сии, тем мень­ше в её соста­ве людей, искренне веря­щих в идеи При­мо де Риве­ры. И хотя сто­рон­ни­ки фалан­ги­стов вро­де Кар­ло­са Каба­лье­ро Хура­до вся­че­ски ста­ра­ют­ся дока­зать обрат­ное (оправ­ды­вая пока­за­ния плен­ных жела­ни­ем спа­сти свою жизнь или гру­бой совет­ской про­па­ган­дой), луч­шим дока­за­тель­ством истин­ных моти­вов чле­нов «Голу­бой диви­зии» явля­ют­ся сло­ва всё той же Оси­по­вой — чело­ве­ка, кото­ро­го никак не запо­до­зришь в сим­па­ти­ях к совет­ско­му строю:

«Испан­цев про­па­ган­да совер­шен­но не инте­ре­су­ет. <…> Им совер­шен­но напле­вать на все рус­ские и нерус­ские дела в мире. И на всю поли­ти­ку. Это про­сто наём­ни­ки, кото­рые реши­ли под­за­ра­бо­тать денег на войне. Как в Сред­ние века. <…> Мой порт­ной Мано­ло так и счи­та­ет: как толь­ко будет доволь­но на покуп­ку авто­мо­би­ля — он едет домой и женит­ся на сво­ей Пепи­те. Вот и вся их политика».


Заблуждение № 2. «Голубая дивизия» отличалась высоким боевым духом

Под стать идей­но­му напол­не­нию «Голу­бой диви­зии» и её бое­вые заслу­ги. Само собой, что совре­мен­ные неофа­лан­ги­сты видят «диви­зи­о­не­ров» бес­страш­ны­ми сорви­го­ло­ва­ми, не боя­щи­ми­ся ни бога, ни чёр­та; вои­на­ми, оди­на­ко­во сто­и­че­ски пере­жи­ва­ю­щи­ми и смер­то­нос­ные моро­зы, и ата­ки несмет­ных орд вра­га. Сто­ит, одна­ко, коп­нуть чуть глуб­же, и аргу­мен­ты в поль­зу таких утвер­жде­ний начи­на­ют исче­зать пря­мо на гла­зах. Основ­ны­ми источ­ни­ка­ми геро­и­че­ских мифов об участ­ни­ках «Голу­бой диви­зии» явля­ют­ся либо мему­а­ры союз­ни­ков — таких как Кил­ли­ан Ханс, напи­сав­ший кни­гу «В тени побед. Немец­кий хирург на Восточ­ном фрон­те. 1941–1943»:

«Голу­бая диви­зия — вой­ско диких, отча­ян­ных голо­во­ре­зов. Эти пар­ни идут в бой не с авто­ма­та­ми или кара­би­на­ми и не ждут, пока зара­бо­та­ет артил­ле­рия. Они под­пус­ка­ют рус­ских побли­же, взры­ва­ют перед насту­па­ю­щи­ми ряда­ми руч­ные гра­на­ты, а затем выска­ки­ва­ют из око­пов и набра­сы­ва­ют­ся на рус­ских с ножа­ми и маче­те, пере­ре­зая им глотки…».

…либо, опять-таки, сви­де­тель­ства быв­ших чле­нов диви­зии, кото­рые, исполь­зуя тер­ми­но­ло­гию Кодек­са об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, явля­ют­ся «лица­ми заин­те­ре­со­ван­ны­ми». Имен­но из их вос­по­ми­на­ний про­из­рас­та­ют духо­подъ­ём­ные сви­де­тель­ства о зна­ме­ни­той бит­ве в Крас­ном Бору, пере­ме­жа­е­мые фра­за­ми, достой­ны­ми царя Лео­ни­да и трёх­сот спартанцев:

«Жесто­кость бит­вы 25 янва­ря (меж­ду совет­ски­ми вой­ска­ми и ротой испан­ских лыж­ни­ков в коли­че­стве 206 чело­век — прим. авто­ра) лиш­ний раз под­твер­ди­ли радио­пе­ре­го­во­ры меж­ду гене­ра­лом Муньо­сом Гран­де­сом и капи­та­ном Ордасом:

Гене­рал: Ска­жи­те, сколь­ко там оста­лось храбрецов?
Капи­тан: Сеньор, нас оста­лось все­го 12 чело­век. Да здрав­ству­ет Испа­ния! (бое­вой клич фалан­ги­стов — прим. автора)».

«Голу­бая диви­зия» в боях под Ленин­гра­дом (совре­мен­ная реконструкция)

В этой ситу­а­ции любо­пыт­но взгля­нуть на ситу­а­цию с несколь­ко ино­го ракур­са — через пока­за­ния плен­ных или лич­ные днев­ни­ки. Судя по этим источ­ни­кам, бое­вой дух боль­шин­ства сол­дат «Голу­бой диви­зии» дер­жал­ся на уровне лишь до тех пор, пока поло­же­ние дел было в поль­зу испан­цев и пока не уда­ри­ли пер­вые насто­я­щие моро­зы. Пер­вые «диви­зи­о­не­ры», такие как пере­шед­ший на нашу сто­ро­ну Эуста­кио Гер­ре­ро Наран­хо, побе­жа­ли уже в нояб­ре 1941 года, когда нача­лась мясо­руб­ка под Поса­дом. Не отли­ча­лись, по сло­вам пере­беж­чи­ка, бое­вым духом и оставшиеся:

«В <…> роте из 120 чело­век 30 фалан­ги­стов, осталь­ным вой­на надо­е­ла <…> в роте есть око­ло 40 чело­век, кото­рые хотят перей­ти на сто­ро­ну Крас­ной армии…».

Сло­ва пере­беж­чи­ка мож­но было счи­тать жела­ни­ем про­из­ве­сти поло­жи­тель­ное впе­чат­ле­ние в пле­ну, если бы его речь не под­креп­ля­лась, напри­мер, сло­ва­ми плен­но­го фалан­ги­ста Арту­ро Тера­на. Не отка­зав­ший­ся и в пле­ну от сво­их убеж­де­ний, Теран, тем не менее, под­твер­дил, что бое­вой дух «диви­зи­о­не­ров» низок:

«Что каса­ет­ся поли­ти­ко-мораль­но­го состо­я­ния, то сол­да­ты хотят вер­нуть­ся в Испа­нию, не имея жела­ния про­дол­жать войну».

Напом­ним, что речь идёт о декаб­ре 1941 года, вре­ме­ни, когда рус­ская кам­па­ния фран­ки­стов была даже не в раз­га­ре — она едва нача­лась. В испан­ских частях про­цве­та­ло дезер­тир­ство, были неред­ки слу­чаи чле­но­вре­ди­тель­ства, и сооб­ще­ний об этом в докла­дах совет­ских раз­вед­чи­ков будет ста­но­вить­ся всё боль­ше и боль­ше. Под Ленин­град в 1942 году испан­цы при­шли уже с обстре­лян­ным лич­ным соста­вом, зна­ко­мым и с рус­ски­ми моро­за­ми, и с тем, на что спо­со­бен про­тив­ник. Но даже в этом слу­чае днев­ни­ки «диви­зи­о­не­ров» часто скво­зят ощу­ще­ни­ем безысходности:

«Вся­кий раз, когда мы сто­нем от ужа­сов зимы, про­тив­ник про­во­дит хоро­шо под­го­тов­лен­ные ата­ки на наш фронт. Он все­гда име­ет пре­иму­ще­ства <…> Кро­ме того, он луч­ше пере­дви­га­ет­ся по сне­гу и льду, кото­рые все­гда явля­ют­ся серьёз­ны­ми пре­пят­стви­я­ми для наших подразделений».

Непри­кры­тый опти­мизм появ­ля­ет­ся в мему­а­рах испан­цев толь­ко в двух слу­ча­ях — в побе­до­нос­ных штаб­ных реля­ци­ях и в опи­са­нии тыло­вой жиз­ни на окку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­ри­ях. Есте­ствен­но, что и у фалан­ги­стов были отдель­ные смель­ча­ки, не заду­мы­ва­ясь отда­ю­щие свои жиз­ни за Испа­нию буду­ще­го. Более того, в том же самом Крас­ном Бору отдель­ные части «Голу­бой диви­зии» про­яви­ли себя без пре­уве­ли­че­ния геро­и­че­ски. В осталь­ном «геро­изм» испан­цев был лишь след­стви­ем пол­но­го отсут­ствия дис­ци­пли­ны. Об этом, напри­мер, пишет всё та же Осипова:

«Нем­цы храб­ры постоль­ку, посколь­ку им при­ка­за­но фюре­ром быть храб­ры­ми. Ни на капель­ку боль­ше. Испан­цы совер­шен­но не зна­ют чув­ства само­со­хра­не­ния. Выби­ва­ют у них свы­ше 50% соста­ва какой-либо части, осталь­ные 50% про­дол­жа­ют с пес­ня­ми идти в бой. Это мы наблю­да­ли соб­ствен­ны­ми гла­за­ми. Нем­цы, соглас­но при­ка­зу, при пер­вом же сна­ря­де лезут в бун­кер и сидят в нём до кон­ца стрель­бы. У испан­цев из нашей части погиб­ло 14 чело­век отто­го, что они не толь­ко не пря­та­лись от обстре­ла, но непре­мен­но мча­лись туда, где ложат­ся сна­ря­ды, что­бы уви­деть, куда и как они попадают».

…кото­рой вто­рит в сво­их сочи­не­ни­ях Павел Лукницкий:

«…Иные стре­ля­ют хоро­шо, но явно не обу­че­ны, не под­го­тов­ле­ны: ухо­дят из сво­их яче­ек пло­хо мас­ки­ру­ясь; бегут к кухне — выска­ки­ва­ют на бруст­вер. И мы их бьём с хладнокровием…»

«Голу­бая диви­зия» на мар­ше под Ленинградом

Заблуждение № 3. «Голубая дивизия» воевала с атеизмом

Набож­ность испан­цев извест­на миру едва ли не боль­ше, чем их гор­дость и любов­ный пыл, а воен­ная кам­па­ния в Рос­сии пре­под­но­си­лась и зача­стую пре­под­но­сит­ся как некий «кре­сто­вый поход про­тив ате­и­сти­че­ско­го боль­ше­виз­ма». Каза­лось бы, для фалан­ги­стов любая хри­сти­ан­ская свя­ты­ня (вне зави­си­мо­сти от того, была ли она като­ли­че­ской или пра­во­слав­ной) долж­на была оста­вать­ся святыней.

Почи­та­те­ли «Голу­бой диви­зии» любят вспо­ми­нать слу­чай с кре­стом, упав­шим во вре­мя боёв за Нов­го­род с цен­траль­но­го купо­ла собо­ра Свя­той Софии. Подо­брав его сре­ди облом­ков, испан­ские сапё­ры пере­вез­ли крест на роди­ну, где уста­но­ви­ли в Воен­но-инже­нер­ной ака­де­мии Бур­госа; более того, счи­тая его не столь­ко воен­ным тро­фе­ем, сколь­ко спа­сён­ным рели­ги­оз­ным сим­во­лом, они в 2004 году вер­ну­ли свя­ты­ню рос­сий­ской стороне.

На деле всё обсто­я­ло едва ли не наоборот.

И речь даже не о нов­го­род­ском Кирил­ло­ве мона­сты­ре XII века, Тро­иц­кой церк­ви в Заха­рьи­но или Отен­ском мона­сты­ре в Поса­де, кото­рые испан­цы безо вся­ко­го пие­те­та пере­обо­ру­до­ва­ли в укре­прай­о­ны, спо­соб­ство­вав даль­ней­ше­му пре­вра­ще­нию мона­сты­рей в руи­ны. Напри­мер, сте­пень набож­но­сти выс­ших чинов испан­ско­го коман­до­ва­ния луч­ше все­го пере­да­ют сло­ва свя­щен­ни­ка Софий­ско­го собо­ра Васи­лия Нико­ла­ев­ско­го — своё отно­ше­ние к пра­во­слав­ным хра­мам испан­цы демон­стри­ро­ва­ли, раз­гу­ли­вая в церк­ви с собаками:

«Нем­цы и испан­цы с папи­ро­са­ми во рту и с соба­ка­ми про­гу­ли­ва­лись по собо­ру [Свя­той Софии, закры­то­му с при­хо­дом окку­пан­тов] и при­ка­са­лись сво­и­ми нечи­сты­ми рука­ми ко свя­тым мощам, а соба­ки обню­хи­ва­ли их».

Про­стые сол­да­ты, по сви­де­тель­ству ака­де­ми­ка Дмит­рия Лиха­чё­ва, раз­вле­ка­лись тем, что уни­что­жа­ли древ­ние фрески:

«На сте­нах лест­ни­цы [Геор­ги­ев­ско­го собо­ра Нов­го­ро­да] охо­чие до искус­ства испан­цы рисо­ва­ли голых баб пря­мо по остат­кам фре­сок XII века…».

Или, как отме­ча­ет в сво­их мему­а­рах «Rusia no es cuestión de un día. Estampas de la División Azul» быв­ший участ­ник диви­зии Хуан Эухе­нио Блан­ко, воро­ва­ли иконы:

«В каче­стве суве­ни­ров мож­но были при­вез­ти несколь­ко икон <…> или рели­ги­оз­ные образа…».

Тот же Блан­ко пишет об этом как о невин­ном раз­вле­че­нии, жела­нии оста­вить вос­по­ми­на­ния о далё­кой север­ной стране, подоб­но тому, как мы, уез­жая домой с юга, заби­ра­ем с пля­жей ракуш­ки и вет­ки при­до­рож­ных пальм:

«Всту­пив в Рос­сию, мы не дума­ли об „охо­те“ за ико­на­ми, нам хоте­лось сохра­нить луч­шие вос­по­ми­на­ния о нашем пре­бы­ва­нии там».

Ещё боль­ший цинизм про­ис­хо­дя­ще­му при­да­ёт осо­зна­ние испан­ца­ми того, насколь­ко цен­ны­ми были ико­ны для про­стых крестьян:

«В каж­дом доме в Совет­ской Рос­сии, где офи­ци­аль­ной рели­ги­ей был ате­изм, в углу висе­ли обра­за. Скром­ные, при­вет­ли­вые кре­стьяне нико­гда не забы­ва­ли зажечь лам­па­ду у ико­ны Бого­ма­те­ри или перед дру­ги­ми бла­го­че­сти­вы­ми обра­за­ми. Перед сном, соглас­но их пра­во­слав­но­му обря­ду, они исто­во крестятся…».

И у этих «скром­ных, при­вет­ли­вых кре­стьян» потом­ки кон­ки­ста­до­ров, ничуть не гну­ша­ясь и не заду­мы­ва­ясь ни на секун­ду, бук­валь­но тащи­ли ико­ны. Что­бы про­де­мон­стри­ро­вать своё бла­го­род­ство, Блан­ко наме­ка­ет на то, что ико­ны были при­об­ре­те­ны у кре­стьян чест­ным путём («малень­кие <…> по гро­шо­вой цене, мини­а­тю­ры поболь­ше, воз­раст кото­рых три-четы­ре века, — за пач­ку папи­рос или бутыл­ку вод­ки»), и тут же, похо­дя, вскользь замечает:

«Есте­ствен­но, это всё доку­мен­таль­но не оформлялось».

Впро­чем, всё это может пока­зать­ся лишь теми самы­ми кро­ва­вы­ми щеп­ка­ми, кото­рые летят, когда по всей стране рубят лес. Одна­ко суще­ству­ют более яркие и более ёмкие сви­де­тель­ства об испан­ской набож­но­сти. При­шли они, как ни стран­но, отту­да, отку­да их мож­но было ожи­дать менее все­го — от гер­ман­ско­го опе­ра­тив­но­го шта­ба «Рейхс­ляй­тер Розен­берг», зани­мав­ше­го­ся оцен­кой куль­тур­ных цен­но­стей на окку­пи­ро­ван­ных территориях:

«3 мар­та 1942 года. Цер­ковь Архан­ге­ла Миха­и­ла. Един­ствен­ная цер­ковь, в кото­рой в боль­ше­вист­ские вре­ме­на про­во­ди­лись бого­слу­же­ния. Испан­цы силой ворва­лись внутрь, раз­гра­би­ли её и разорили…»

«14 мар­та 1942 года. В Исто­ри­че­ском музее и в Музее рус­ско­го искус­ства <…> нет боль­ше ника­ких про­из­ве­де­ний искусства»

«14 мар­та 1942 года. Цер­ковь Фео­до­ра Стра­ти­ла­та на Ручью <…> Ико­но­стас частич­но упо­треб­лён на топ­ли­во испан­ски­ми солдатами».

Кари­ка­ту­ра «Вос­по­ми­на­ния о Рос­сии» из бое­во­го лист­ка «Hoja de Campaña». Рису­нок очень чёт­ко харак­те­ри­зу­ет дея­тель­ность фалан­ги­стов на окку­пи­ро­ван­ных территориях

И так далее, и так далее. Сам Борис Кова­лёв в интер­вью Вла­ди­ми­ру Рыж­ко­ву на «Эхе Моск­вы» в 2014 году едва ли не с вос­хи­ще­ни­ем гово­рит об удив­ле­нии испан­цев, уви­дев­ших рабо­та­ю­щие церк­ви и искренне веря­щих в Бога совет­ских граждан:

«Б. КОВАЛЁВ: …неко­то­рые испан­цы уди­ви­лись, уви­дев кре­сты в Рос­сии на церк­вях, на клад­би­щах, на гру­ди тех или иных рус­ских людей.
В. РЫЖКОВ: Как истин­ные като­ли­ки, они были пора­же­ны, да?..
Б. КОВАЛЁВ: Они были пора­же­ны как хри­сти­ане, они были поражены».

Пора­же­ны настоль­ко, что кра­ли ико­ны, пус­ка­ли на дро­ва ико­но­ста­сы и пре­вра­ща­ли собо­ры в казар­мы — имен­но такой запом­ни­лась рус­ским людям вера исто­вых хри­сти­ан-ибе­рий­цев. Гвоз­дём в крыш­ку гро­ба набож­но­сти «Голу­бой диви­зии» ста­нет корот­кий рас­сказ о том, как на самом деле вер­нул­ся в Рос­сию крест с собо­ра Свя­той Софии. По вер­сии испан­ской сто­ро­ны, вете­ра­ны диви­зии всю свою жизнь меч­та­ли вер­нуть крест и сде­ла­ли это сра­зу же, как толь­ко пред­ста­ви­лась воз­мож­ность. Вер­сия рос­сий­ской сто­ро­ны более про­за­ич­на: о судь­бе кре­ста быв­шие «диви­зи­о­не­ры» обмол­ви­лись слу­чай­но, в ходе визи­та в Рос­сию в 1998 году, а вер­ну­лась свя­ты­ня лишь бла­го­да­ря актив­но­сти архи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го и Ста­ро­рус­ско­го Льва, дошед­ше­го со сво­и­ми про­ше­ни­я­ми о воз­вра­ще­нии кре­ста до само­го Вла­ди­ми­ра Путина.


Заблуждение № 4. «Голубая дивизия» относилась к мирному населению с уважением и любовью

Набе­ри­те в любом поис­ко­ви­ке фра­зу «Division azul», и интер­нет с готов­но­стью выдаст вам десят­ки испан­ских сай­тов с оцен­кой дея­тель­но­сти «Голу­бой диви­зии». Почти в каж­дом из них вы най­дё­те как мини­мум одну фра­зу о том, с каким ува­же­ни­ем фалан­ги­сты отно­си­лись к совет­ским людям — и обя­за­тель­ную, напи­сан­ную розо­вы­ми крас­ка­ми ремар­ку о том, что мир­ное насе­ле­ние пла­ти­ло им за это теп­ло­той и любовью.

Как уже было ска­за­но выше, делая такие заяв­ле­ния, испан­ские жур­на­ли­сты апел­ли­ру­ют, преж­де все­го, к «Днев­ни­ку» Оси­по­вой — источ­ни­ку, мяг­ко гово­ря, субъ­ек­тив­но­му и одно­сто­рон­не­му. Не обо­шёл сто­ро­ной вза­и­мо­от­но­ше­ния испан­цев и рус­ских и Борис Кова­лёв, посвя­тив это­му целую гла­ву с гово­ря­щим назва­ни­ем «Доб­рые окку­пан­ты». Исхо­дя из интер­вью исто­ри­ка пор­та­лу «Lenta.ru», акцент в этой фра­зе Кова­лёв дела­ет имен­но на сло­ве «доб­рые»:

«…у наших граж­дан, побы­вав­ших в зоне испан­ской окку­па­ции, мне­ние в целом такое: „Почти не гра­би­ли, в основ­ном воро­ва­ли“. Во всём этом видит­ся эле­мент неко­е­го пусть извра­щён­но­го, но ува­же­ния к жерт­ве <…> Если же гово­рить о нем­цах, фин­нах, эстон­цах, латы­шах — здесь тако­го сен­ти­мен­та <…> даже не просматривается…

Отме­че­ны слу­чаи, когда испан­цы дели­лись наво­ро­ван­ным с мест­ны­ми жите­ля­ми — в том чис­ле и тем, что спёр­ли у нем­цев. В мему­а­рах извест­ной кол­ла­бо­ра­ци­о­нист­ки Лидии Оси­по­вой есть такой эпи­зод: испан­ский офи­цер со сво­им ден­щи­ком при­хо­дит на при­ём к бур­го­мист­ру Пав­лов­ска, ден­щик вору­ет у жены бур­го­мист­ра фран­цуз­ские духи — от чего она, понят­но, впа­да­ет в пол­ную про­стра­цию, ибо это сверх­де­фи­цит. А потом на ули­це ден­щик дарит эти духи пер­вой встреч­ной девушке…

…Зве­ря­ми они не были, это сто про­цен­тов. Одна из глав в кни­ге назы­ва­ет­ся „Доб­рые окку­пан­ты“, без вся­ко­го ёрни­че­ства. И то, и дру­гое — прав­да: да, окку­пан­ты — и да, добрые…».

Моги­ла сол­да­та «Голу­бой диви­зии» под Ленинградом

Оста­вим на сове­сти исто­ри­ка его вос­при­я­тие поступ­ков «диви­зи­о­не­ров» и обра­тим­ся к сухим фак­там, кото­рых в кни­ге Кова­лё­ва пре­ве­ли­кое мно­же­ство. Если отбро­сить 90% испан­ско­го «уча­стия», кото­рое пред­став­ля­ло собой фак­ти­че­скую покуп­ку интим­ной бли­зо­сти с голод­ны­ми рус­ски­ми жен­щи­на­ми, исто­рия «люб­ви» фалан­ги­стов с насе­ле­ни­ем окку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­рий пол­нит­ся вот таки­ми вот примерами:

«Мы с хозяй­ским сыном (обо­им нам было лет по 13) спа­ли вме­сте на печ­ке, а пря­мо перед нами на пол­ке лежа­ла кол­ба­са. Мы не удер­жа­лись и ночью съе­ли эту кол­ба­су. Утром нас боси­ком, в одних рубаш­ках выве­ли во двор и поста­ви­ли к сараю — рас­стре­ли­вать. Выбе­жа­ли бабуш­ка и хозяй­ка, бро­си­лись перед сол­да­та­ми на коле­ни, умо­ляя поща­дить. Нас поми­ло­ва­ли, но силь­но избили…»

«В деревне Лукин­щи­на <…> за отказ отдать коро­ву испан­ским сол­да­там был рас­стре­лян из вин­тов­ки ста­рик Изо­тов Гри­го­рий Изо­то­вич 1881 года рождения…»

«…в деревне Баб­ки был рас­стре­лян из вин­тов­ки в сво­ём доме 70-лет­ний ста­рик Пика­лев Васи­лий Ива­но­вич, когда он ока­зал сопро­тив­ле­ние испан­ским сол­да­там, кото­рые отби­ра­ли у него вален­ки пря­мо с ног».

«В нояб­ре 1941 года меня испан­ский сол­дат в моём доме избил кула­ком по лицу, когда от меня дру­гие сол­да­ты отби­ра­ли сено, а я их про­сил не отбирать».

«В ту же зиму 1942 года испан­цы содра­ли с ног в поле <…> у <…> Гри­ши­на Миха­и­ла Алек­се­е­ви­ча (судя по интер­вью Кова­лё­ва, Гри­шин был ребён­ком — прим.автора), и он боси­ком изби­тый едва при­бе­жал в дерев­ню <…> От Филип­по­вой Прас­ко­вьи Алек­се­ев­ны испан­цы ото­бра­ли все вален­ки, при этом изби­ли её очень силь­но руч­ны­ми гра­на­та­ми, мне тоже угро­жа­ли гранатой».

«Меня испан­ский офи­цер <…> избил кула­ком по лицу за то, что я не пустил дочь к нему на вечер. Так­же граж­дан­ку Бари­но­ву Марию испан­ский сол­дат уда­рил кула­ком по лицу за то, что сра­зу не откры­ла дверь. Пели­ну Ека­те­ри­ну сол­дат-испа­нец избил за то, что она ему пло­хо при­го­то­ви­ла пищу».

«В нояб­ре 1941 года была изби­та граж­дан­ка Голе­ва Вален­ти­на Сер­ге­ев­на так­же пал­ка­ми. Её испан­цы изби­ли за хож­де­ние без про­пус­ка. В резуль­та­те этих побо­ев она, про­хво­рав несколь­ко суток, умерла».

«В деревне Тро­и­ца в июле 1942 граж­да­ни­на Бару­но­ва Его­ра Тимо­фе­е­ви­ча испан­цы изби­ли пал­ка­ми по рукам за то, что мало нало­вил им рыбы».

«…граж­дан­ку Кар­по­ву Веру <…> 13 лет, изби­ли по лицу так силь­но, что она слег­ла в постель».

«Доб­ро­та» фалан­ги­стов про­дол­жа­лась до 1942 года. После того как акти­ви­зи­ро­ва­лось пар­ти­зан­ское дви­же­ние и дела испан­цев на ленин­град­ском направ­ле­нии зна­чи­тель­но ухуд­ши­лись, «диви­зи­о­не­ры» пере­ста­ли «про­сто» бить и нача­ли убивать:

«В янва­ре 1942 года испан­ские сол­да­ты застре­ли­ли <…> Тимо­фе­е­ва Нико­лая Тимо­фе­е­ви­ча <…> за то, что он вышел из сво­е­го дома после 5 часов вечера…»

«Испан­ским сол­да­том <…> был застре­лен ста­рик 70 лет Маке­ев Кузь­ма Тимо­фе­е­вич <…> иду­щий рано утром в цер­ковь. Я видел уби­то­го. Его почти в упор застре­ли­ли раз­рыв­ной пулей».

«Мое­го сына 1923 года испан­цы уби­ли <…> Они рас­стре­ля­ли его пря­мо в избе из вин­тов­ки. Раз­рыв­ной пулей ему вырва­ло пра­вый бок, и он скончался…»

«…утром 23 нояб­ря, когда жена рас­стре­лян­но­го, Гав­ри­ло­ва Майя Михай­лов­на, ста­ла про­сить испан­цев раз­ре­шить ей похо­ро­нить мужа, её испан­ские сол­да­ты отве­ли в сто­ро­ну от дома и рас­стре­ля­ли на доро­ге дву­мя пуля­ми в заты­лок и спину».

Фалан­ги­сты из «Голу­бой диви­зии» в заня­той деревне под Ленинградом

И опять — десят­ки и десят­ки сви­де­тельств. Испан­цы люби­ли пря­но под­шу­тить даже над сво­и­ми рус­ски­ми любов­ни­ца­ми. Почти все жите­ли окку­пи­ро­ван­ных дере­вень отме­ча­ют стран­ную страсть испан­цев к… жаре­ной или тушё­ной коша­тине. Мно­го­чис­лен­ных мурок и васек фалан­ги­сты откарм­ли­ва­ли как кро­ли­ков, а затем с удо­воль­стви­ем гото­ви­ли и ели. Одной из излюб­лен­ных шуток при этом было накор­мить рус­скую жен­щи­ну блю­дом из «толь­ко что под­стре­лен­но­го зай­ца», а сра­зу после окон­ча­ния тра­пезы весе­ло пока­зать шкур­ку с бол­та­ю­щей­ся коша­чьей голо­вой и со сме­хом при­знать­ся в истин­ном про­ис­хож­де­нии толь­ко что съе­ден­но­го кушанья.


Кто-то воз­ра­зит: «На войне все сол­да­ты посту­па­ют оди­на­ко­во». Не все — и не оди­на­ко­во. Да и потом, в памя­ти рус­ских людей горя­чие кастиль­цы, анда­лу­сий­цы и эст­ре­ма­дур­цы оста­нут­ся даже не пото­му, что поку­па­ли тела голод­ных жен­щин за рагу из кошек, не пото­му, что воро­ва­ли ико­ны, и не пото­му, что «про­сто силь­но били, а не уби­ва­ли». Даже если бы там, где сто­я­ла «Голу­бая диви­зия», не упал бы и воло­сок с голо­вы ребён­ка, каж­дый из при­шед­ших на ленин­град­скую зем­лю испан­цев вино­вен в смер­ти тысяч блокадников.

Упор­ство улыб­чи­вых испан­цев в Крас­но­бор­ской опе­ра­ции почти на год про­дли­ло бло­ка­ду Ленин­гра­да, а их геро­изм, фак­ти­че­ски сорвав­ший опе­ра­цию «Поляр­ная звез­да», похо­ро­нил сот­ни ни в чём не повин­ных жен­щин, детей и ста­ри­ков. Когда вы буде­те читать днев­ник Тани Сави­че­вой и сухие отчё­ты о бло­кад­ном кан­ни­ба­лиз­ме, когда вам при­дёт­ся про­смат­ри­вать архив­ные кад­ры с мате­ря­ми, тяну­щи­ми на сан­ках тру­пи­ки сво­их детей — вспо­ми­най­те и при­част­ных к это­му испан­ских «доб­рых оккупантов».


Читай­те так­же фраг­мент из вос­по­ми­на­ний Вла­ди­ми­ра Кова­лев­ско­го «Рус­ские эми­гран­ты Голу­бой диви­зии на служ­бе у нацистов».

Поделиться