Мисс КГБ и другие: конкурсы красоты в СССР и в 1990‑е

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет серию ста­тей, посвя­щён­ных моде и кра­со­те в Рос­сии 1990‑х. В пер­вом мате­ри­а­ле цик­ла речь шла о мод­ных трен­дах в пер­вое пост­со­вет­ское деся­ти­ле­тие, во вто­ром — об акту­аль­ных при­чёс­ках и маки­я­же. В этот раз мы рас­ска­жем о таком замет­ном явле­нии пере­строй­ки и 1990‑х, как кон­кур­сы красоты.

В наше вре­мя они кажут­ся рядо­вым явле­ни­ем. Вряд ли широ­кая пуб­ли­ка актив­но сле­дит за их про­ве­де­ни­ем. Смо­же­те ли вы ска­зать, напри­мер, кто был «Мисс Рос­си­ей» в 2020 году? При­выч­ность кон­кур­сов кра­со­ты лиши­ла их преж­не­го оча­ро­ва­ния. Деву­шек в купаль­ни­ках, а то и вовсе без них, мож­но уви­деть теперь где угод­но. Но когда-то ситу­а­ция в нашей стране была совер­шен­но дру­гой. Имя Маши Кали­ни­ной, став­шей «Мос­ков­ской кра­са­ви­цей — 88», выучи­ла вся стра­на, а вслед за ней и имя Юлии Суха­но­вой, кото­рую объ­яви­ли в 1989 году «Мисс СССР».

Неве­ро­ят­ная попу­ляр­ность кон­кур­сов кра­со­ты при­ве­ла к тому, что в 1990‑е их нача­ли про­во­дить повсе­мест­но. Сей­час труд­но в это пове­рить, но в 1990 году даже состо­ял­ся кон­курс «Мисс КГБ»! Оте­че­ствен­ные кра­са­ви­цы впер­вые поеха­ли за гра­ни­цу для уча­стия в съём­ках, мод­ных пока­зах и «про­мо­утин­га» Роди­ны на Западе.


Мисс-Интеграл

При­ня­то счи­тать, что пер­вым кон­кур­сом кра­со­ты, про­ве­дён­ным в СССР, был кон­курс «Мос­ков­ская кра­са­ви­ца — 1988». Без­услов­но, этот кон­курс стал самым гром­ким, но у него было несколь­ко пред­ше­ствен­ни­ков. При­чём самые ран­ние совет­ские кон­кур­сы кра­со­ты про­во­ди­лись ещё в 1960‑х годах в Новосибирске.

Участ­ни­цы кон­кур­са «Мисс-Инте­грал»

В ново­си­бир­ском Ака­дем­го­род­ке в кафе-клу­бе «Под инте­гра­лом», с 1965 по 1968 годы, еже­год­но в празд­ник 8 мар­та про­во­дил­ся кон­курс кра­со­ты под назва­ни­ем «Мисс-Инте­грал». Конеч­но, эти кон­кур­сы отли­ча­лись от запад­ных и совре­мен­ных рос­сий­ских. Девуш­ки не дефи­ли­ро­ва­ли в купаль­ни­ках, ника­кой откро­вен­ной эро­ти­ки в них не было, а пер­вой побе­ди­тель­ни­цей кон­кур­са… стал муж­чи­на! В 1965 году жюри пре­ми­ро­ва­ло Гер­ма­на Без­но­со­ва, кото­рый был пере­одет в даму, как пер­со­на­жи филь­ма «В джа­зе толь­ко девуш­ки», кото­рый был тогда очень попу­ляр­ным. Как видим, устро­и­те­лям было не чуж­до чув­ство юмора.

Для побе­ды в кон­кур­се было недо­ста­точ­но внеш­них дан­ных. Кон­кур­сант­ки долж­ны были про­де­мон­стри­ро­вать интел­лект, лов­кость рук и неко­то­рые навы­ки. Сре­ди кон­курс­ных зада­ний было сочи­не­ние сти­хов на задан­ные риф­мы, рецен­зи­ро­ва­ние кар­ти­ны, выгул собач­ки (кон­курс так и назы­вал­ся «Дама с собач­кой») и опре­де­ле­ние пред­ме­та в меш­ке по его фор­ме (извест­ная игра «Кот в мешке»).

В даль­ней­шем побе­ди­тель­ни­ца­ми кон­кур­са ста­но­ви­лись толь­ко девуш­ки. В 1968 году 17-лет­няя на тот момент ново­си­бир­ская школь­ни­ца-деся­ти­класс­ни­ца Ири­на Алфё­ро­ва была объ­яв­ле­на жур­на­ли­ста­ми «Мисс-Прес­сой». Ещё никто не знал, что Ири­на ста­нет звез­дой совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа, но её оба­я­ние отме­ти­ли сра­зу. Прав­да, сам титул «Мисс-Инте­грал» достал­ся Ната­лье Лещё­вой (ныне Фридлянд).

Ири­на Алфё­ро­ва на кон­кур­се «Мисс-Инте­грал»

Пред­се­да­те­лем кон­курс­но­го жюри в том году был бард Алек­сандр Галич, кото­рый при­е­хал в Ака­дем­го­ро­док на пер­вый офи­ци­аль­ный фести­валь автор­ской пес­ни. За несколь­ко часов до кон­кур­са он высту­пал на кон­цер­те. К сожа­ле­нию, кон­курс 1968 года стал послед­ним. Кафе закры­лось, и с того момен­та в СССР не про­во­ди­лись кон­кур­сы кра­со­ты, о кото­рых было бы извест­но. Всё изме­ни­лось бла­го­да­ря перестройке.


Одесситка — вот она какая

Пере­строй­ка повер­ну­ла СССР лицом к Запа­ду. Люди меч­та­ли о слад­кой загра­нич­ной жиз­ни и вся­че­ски пыта­лись её ими­ти­ро­вать. Они поку­па­ли фей­ко­вые крос­сов­ки Adidas, охо­ти­лись за сига­ре­та­ми Marlboro, копи­ро­ва­ли наря­ды из запад­ных филь­мов и жур­на­лов и пели про «рашн гёр­лз» и «аме­ри­кан бойз», как груп­па «Ком­би­на­ция», кото­рая наи­бо­лее точ­но отра­жа­ла тренд на всё «из-за буг­ра». На этой волне и нача­лось про­ве­де­ние кон­кур­сов кра­со­ты, ско­пи­ро­ван­ных с запад­ных ана­ло­гов: рас­ко­ван­ность, игри­вость, сме­лые наря­ды и полу­об­на­жён­ные тела.

Пер­вый из извест­ных кон­кур­сов состо­ял­ся в 1987 году в Одес­се. Это было само­де­я­тель­ное меро­при­я­тие, орга­ни­за­то­ры кото­ро­го назва­ли его «Одес­сит­ка — вот она какая». Но в прес­се, в наро­де и в исто­рии этот кон­курс запом­нил­ся про­сто как «Мисс Одес­са — 87». Под­го­тов­кой к кон­кур­су зани­ма­лись три дол­гих меся­ца, посколь­ку никто тол­ком не пони­мал, как он вооб­ще дол­жен быть устро­ен. В чис­ло участ­ниц запи­сы­ва­лись дамы всех воз­рас­тов, раз­ме­ров и семей­но­го поло­же­ния. Кон­кур­сант­ки не име­ли поня­тия, что имен­но им пред­сто­ит, и неко­то­рые выгля­де­ли на сцене растерянно.

Орга­ни­за­то­ры не стес­ня­ясь выра­зи­ли свою пози­цию, от кото­рой в нынеш­ние феми­нист­ские вре­ме­на вста­ют дыбом воло­сы, настоль­ко по-сек­сист­ки это звучит:

«Мы при­ня­ли за эта­лон Вене­ру Милос­скую. Во-пер­вых, она сто­ит, где поста­вят, то есть, зна­ет своё место; во-вто­рых, умрёт в тех чул­ках, в кото­рых роди­лась; в‑третьих, тер­петь не может доро­гих колец; в‑четвёртых, не любит оде­вать­ся. И самое глав­ное — всё вре­мя молчит».

Кон­курс купаль­ни­ков вызвал в зале фурор. Но не все участ­ни­цы реши­лись в них появить­ся. Две школь­ные учи­тель­ни­цы, опа­са­ясь, что в зале могут ока­зать­ся их уче­ни­ки, вышли в хала­тах. Жюри это не одоб­ри­ло и сня­ло с них бал­лы. А одна из участ­ниц гор­де­ли­во про­де­фи­ли­ро­ва­ла с огром­ным зам­ком ниже поя­са и с таб­лич­кой как бы на англий­ском язы­ке «СПИ­Ду — нет». Закры­вая «доступ» к себе, она выра­жа­ла про­тест про­тив того, что тогда назы­ва­лось бес­по­ря­доч­ной поло­вой жиз­нью. Про­бле­ма СПИ­Да была в 1980‑х очень акту­аль­ной: о нём ниче­го не зна­ли, поэто­му все его боялись.

Побе­ди­тель­ни­цей одес­ско­го кон­кур­са ста­ла Ната­лья Ата­ма­но­ва — замуж­няя сту­дент­ка вто­ро­го кур­са уни­вер­си­те­та име­ни Меч­ни­ко­ва. Ей доста­лась само­дель­ная коро­на и путёв­ка в моло­дёж­ный лагерь. Осталь­ные участ­ни­цы не полу­чи­ли ника­ких подарков.


Московская красавица — 88

Преды­ду­щие меро­при­я­тия про­хо­ди­ли в реги­о­нах и не по ини­ци­а­ти­ве вла­стей. «Мос­ков­ская кра­са­ви­ца — 88» ста­ла пер­вым офи­ци­аль­ным кон­кур­сом кра­со­ты. Если ещё в 1987 году в Одес­се ком­со­моль­ская орга­ни­за­ция пока­за­тель­но отстра­ни­лась от про­за­пад­но­го нов­ше­ства, то все­го год спу­стя ком­со­мол был впе­ре­ди всех. Ини­ци­а­то­ром про­ве­де­ния «Мос­ков­ской кра­са­ви­цы» ста­ла газе­та «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец», кото­рая в 1987 году уже про­во­ди­ла кон­курс сре­ди сво­их чита­тель­ниц; побе­ди­тель­ни­цей ста­ла Мария Гла­зов­ская. ЦК ВЛКСМ не толь­ко под­дер­жал новую ини­ци­а­ти­ву газе­ты, но и про­толк­нул её наверх. Идея полу­чи­ла доб­ро. Сек­ре­тарь Мос­ков­ско­го город­ско­го коми­те­та ВЛКСМ Вяче­слав Пань­кин ска­зал на пресс-конференции:

«Наш кон­курс вовсе не ком­мер­че­ский, он несёт важ­ную, соци­аль­но пре­об­ра­зу­ю­щую функ­цию — спа­сти жен­щи­ну от урба­ни­за­ции, от зате­рян­но­сти в толпе».

Начать реши­ли не со все­со­юз­ных мас­шта­бов, а более скром­ных. Кон­курс объ­яви­ли толь­ко мос­ков­ским. Но устро­и­те­ли вновь пло­хо пони­ма­ли, как его про­во­дить, в резуль­та­те раз­ре­ши­ли уча­стие ино­го­род­них. У кон­кур­са не было при­став­ки «мисс», что дела­ло его более «нашим» хотя бы по зву­ча­нию. Это поз­во­ли­ло допу­стить к уча­стию замуж­них дам. Оче­редь жела­ю­щих тяну­лась пря­мо от мет­ро «Парк куль­ту­ры» до адми­ни­стра­тив­но­го зда­ния в пар­ке Горь­ко­го, где засе­да­ла отбо­роч­ная комис­сия: все хоте­ли попы­тать уда­чу, тем более что объ­яви­ли о воз­мож­но­сти уча­стия с любым раз­ме­ром одеж­ды. Прав­да, закон­чи­лось это вполне пред­ска­зу­е­мо: из 5000 пре­тен­ден­ток (по дру­гим све­де­ни­ям, их было 2500) ото­бра­ли 36 — самых строй­ных, в воз­расте плюс-минус 20 лет.

Сре­ди чле­нов комис­сии был не извест­ный тогда нико­му Лео­нид Яку­бо­вич, кото­рый и стал веду­щим кон­кур­са. Помо­га­ла ему на сцене теле­ве­ду­щая Татья­на Веде­не­е­ва. Для офи­ци­аль­но­го меро­при­я­тия тре­бо­вал­ся солид­ный состав жюри, и к уча­стию при­гла­си­ли име­ни­тых дея­те­лей куль­ту­ры: Мар­ка Розов­ско­го, Ана­ста­сию Вер­тин­скую, Миха­и­ла Задор­но­ва и Мусли­ма Маго­ма­е­ва, назна­чен­но­го глав­ным судьёй. Кон­курс спон­си­ро­ва­ло един­ствен­ное запад­ное изда­ние, имев­шее ана­лог на рус­ском язы­ке: немец­кий мод­ный жур­нал Burda, гото­вый по окон­ча­нии кон­кур­са заклю­чить кон­тракт с победительницами.

Фина­лист­ки про­шли пери­од под­го­тов­ки, когда их учи­ли модель­ной поход­ке, пози­ро­ва­нию и пове­де­нию на сцене. Финал кон­кур­са про­хо­дил во Двор­це спор­та в Луж­ни­ках. Его суть была очень про­стой: девуш­ки долж­ны были дефи­ли­ро­вать в купаль­ни­ках, наци­о­наль­ных костю­мах и вечер­них пла­тьях. Купаль­ни­ки у всех были свои, и на этом эта­пе вышел пол­ный раз­но­бой: кто-то выхо­дил в доволь­но закры­тых наря­дах для заня­тий аэро­би­кой, а кто-то в самых сме­лых бикини.

На кон­кур­се вечер­них пла­тьев «Фан­та­зия» жен­ская ауди­то­рия в зале впер­вые уви­де­ла вжи­вую наря­ды, посмот­реть на кото­рые рань­ше мог­ли толь­ко посе­ти­тель­ни­цы Дома моде­лей: пар­тий­ные жёны и про­чая эли­та. Кон­курс во всех смыс­лах вол­но­вал вооб­ра­же­ние, ина­че как сен­са­ци­он­ным его не назвать.

Окса­на Фанде­ра на кон­кур­се «Фан­та­зия»

Когда оста­ва­лось все­го шесть фина­ли­сток, нача­лись какие-то нелов­кие вещи, свя­зан­ные с выбо­ром побе­ди­тель­ни­цы. Боль­шин­ство зри­те­лей и сама Маша Кали­ни­на были уве­ре­ны, что коро­ну полу­чит Окса­на Фанде­ра: хариз­ма­тич­ная, яркая, арти­стич­ная кра­са­ви­ца, сво­бод­но дер­жав­ша­я­ся на сцене. Но лишь в самом кон­це устро­и­те­ли загля­ну­ли в пас­пор­та участ­ниц. Выяс­ни­лось, что у Окса­ны нет мос­ков­ской про­пис­ки — она при­е­ха­ла из Одес­сы. Ири­на Суво­ро­ва ока­за­лась заму­жем и с ребён­ком; её реши­ли объ­явить «Мис­сис Москва», несмот­ря на то, что изна­чаль­но к кон­кур­су допус­ка­лись замуж­ние жен­щи­ны. Еле­на Дур­не­ва не полу­чи­ла пер­вое место из-за небла­го­звуч­ной фами­лии. Еле­на Пере­д­ре­ева — из-за того, что выгля­де­ла и дер­жа­лась как про­фес­си­о­наль­ная модель, а не обыч­ная девуш­ка. Оста­ва­лись Ека­те­ри­на Чилич­ки­на и 16-лет­няя школь­ни­ца Маша Кали­ни­на, для кото­рой уча­стие в кон­кур­се сов­па­ло со сда­чей выпуск­ных экзаменов.

Маша Кали­ни­на на дефи­ле купальников

Побе­ди­тель­ни­цей ста­ла Маша Кали­ни­на, полу­чив­шая глав­ный приз — бес­плат­ный кру­из по Сре­ди­зем­но­му морю. По её реак­ции оче­вид­но, что девуш­ка совер­шен­но не ожи­да­ла побе­ды. Но это не изба­ви­ло её от насто­я­щей трав­ли, кото­рой она под­верг­лась после кон­кур­са. Её обви­ня­ли в свя­зях «в вер­хах», в покуп­ке титу­ла, зво­ни­ли даже домой с угро­за­ми и оскорблениями.

Зато на Запа­де «Мос­ков­ская кра­са­ви­ца» ста­ла сим­во­лом ново­го пере­стро­еч­но­го СССР, полу­чив в прес­се про­зви­ще Маша Пере­строй­ка. Она заклю­чи­ла кон­тракт с жур­на­лом Burda, появи­лась на его стра­ни­цах, а затем уеха­ла в Аме­ри­ку, где и оста­лась жить. Актёр­ская карье­ра, кото­рую она попро­бо­ва­ла сде­лать, не сло­жи­лась, и сей­час Маша рабо­та­ет инструк­то­ром по йоге. Судя по фото­гра­фи­ям в соц­се­тях, она вели­ко­леп­но выглядит.

Осталь­ные фина­лист­ки не оста­лись без при­зов и вни­ма­ния. Самая арти­стич­ная из деву­шек Окса­на Фанде­ра ста­ла звёзд­ной актри­сой. Еле­на Дур­не­ва рабо­та­ла теле­ве­ду­щей — вела про­грам­мы «Афи­ша» на кана­ле 2×2, «Комиль­фо» и «Хит-парад Остан­ки­но». Ека­те­ри­на Чилич­ки­на полу­чи­ла приз зри­тель­ских сим­па­тий, в том же 1988 году заво­е­ва­ла пер­вое место на кон­кур­се «Мисс Евро­па» в Фин­лян­дии и в даль­ней­шем рабо­та­ла моделью.

Ека­те­ри­на Чилич­ки­на — мисс Евро­па — 88

А для нашей стра­ны кон­курс «Мос­ков­ская кра­са­ви­ца — 1988» остал­ся одним из сим­во­лов эпо­хи пере­мен, пер­вой исто­ри­ей совет­ской Золуш­ки, кото­рая уеха­ла в вожде­лен­ную загра­ни­цу, и пер­вой откры­той демон­стра­ци­ей какой-то дру­гой, яркой и драз­ня­щей жиз­ни, не похо­жей на прежнюю.


Мисс СССР — 1989

Кон­курс «Мос­ков­ская кра­са­ви­ца — 1988» стал круп­ней­шим куль­тур­ным и обще­ствен­ным собы­ти­ем, о кото­ром писа­ла вся прес­са. Маша Кали­ни­на навсе­гда оста­лась на Запа­де «пер­вой кра­са­ви­цей СССР», хотя до неё и одно­вре­мен­но с нею были дру­гие кра­са­ви­цы: в 1988 году вол­на кон­кур­сов захлест­ну­ла реги­о­ны — их про­ве­ли в Риге, Пер­ми, Фрун­зе и Пен­зе. Кон­курс «Мисс Виль­нюс» даже состо­ял­ся на три меся­ца рань­ше «Мос­ков­ской кра­са­ви­цы». Но это не име­ло зна­че­ния, как и то, что тех­ни­че­ски Маша побе­ди­ла толь­ко по Москве. Её всё рав­но назы­ва­ют пер­вой мисс года в нашей стране. Тако­ва сила рас­крут­ки, удач­но­го назва­ния и без­услов­ной ярко­сти участниц.

Мисс Рига — 1988
Мисс Фрун­зе — 1988

Пио­не­рам все­гда доста­ёт­ся боль­ше все­го сла­вы, и сле­ду­ю­щий мас­штаб­ный кон­курс уже не вызвал тако­го вол­не­ния масс, хотя это сорев­но­ва­ние кра­са­виц фак­ти­че­ски охва­ты­ва­ло всю стра­ну. В 1989 году состо­ял­ся пер­вый все­со­юз­ный кон­курс «Мисс СССР», финал кото­ро­го про­ве­ли 21 мая в ГЦКЗ «Рос­сия». В этот раз деву­шек наби­ра­ли не «с ули­цы». В Моск­ву при­гла­си­ли побе­ди­тель­ниц реги­о­наль­ных кон­кур­сов кра­со­ты, из кото­рых ото­бра­ли 36 финалисток.

Ото­бран­ных участ­ниц раз­де­ли­ли на две кате­го­рии. Одна назы­ва­лась «Мисс Кино­шанс»: в неё вхо­ди­ли девуш­ки с арти­сти­че­ски­ми задат­ка­ми. За несколь­ко дней до кон­кур­са объ­яви­ли, что побе­ди­тель­ни­цей в этой груп­пе ста­ла Анна Порт­ная из Южно-Саха­лин­ска. Вто­рая груп­па собра­ла кан­ди­да­ток для парал­лель­но­го кон­кур­са «Супер­мо­дель СССР», побе­ди­тель­ни­ца в кото­ром долж­на была пред­став­лять стра­ну на меж­ду­на­род­ном кон­кур­се Supermodel of the World — 89. В этой кате­го­рии дела­ли став­ку на эстон­ку Эху Урб­са­лу, кото­рая боль­ше все­го понра­ви­лась Айлин Форд — хозяй­ке меж­ду­на­род­но­го модель­но­го агент­ства Ford. Впо­след­ствии Эха ста­ла доста­точ­но успеш­ной моделью.

Эха Урб­са­лу

Кон­курс ещё сохра­нял неко­то­рую связь с совет­ски­ми реа­ли­я­ми. Лео­нид Яку­бо­вич, кото­рый и в этот раз стал веду­щим, рас­ска­зы­вал, что ука­за­ние о про­ве­де­нии кон­кур­са при­шло из ЦК, затем про­шло все инстан­ции до Мос­кон­цер­та, куда уже вызва­ли орг­ко­ми­тет. Кон­курс купаль­ни­ков скром­но назы­вал­ся «Демон­стра­ци­ей пляж­ных ансам­блей». Прав­да, само зре­ли­ще полу­чи­лось зна­чи­тель­но менее скром­ным, чем было на преды­ду­щих кон­кур­сах. Девуш­ки появ­ля­лись в очень откры­тых купаль­ни­ках, а запом­нив­ша­я­ся зри­те­лям Ека­те­ри­на Меще­ря­ко­ва вышла в купаль­ни­ке, почти не скры­ва­ю­щем её рос­кош­ную грудь. Неко­то­рые участ­ни­цы доба­ви­ли в свои тан­цы эле­мен­ты эро­ти­че­ских дви­же­ний. Облик «совет­ской девуш­ки» ста­но­вил­ся всё раскованнее.

Ека­те­ри­на Мещерякова

Но даже кокет­ли­вое пове­де­ние кон­кур­сан­ток, дерз­кие купаль­ни­ки и то, что кон­курс транс­ли­ро­вал­ся на всю стра­ну, не мог­ли взбу­до­ра­жить обще­ствен­ность так силь­но, как было на «Мос­ков­ской кра­са­ви­це». Это мож­но отне­сти ещё за счёт того, что состав участ­ниц не был таким хариз­ма­тич­ным. Мно­гие девуш­ки, при всей мило­вид­но­сти, откро­вен­но не запоминались.

В жюри опять поста­ра­лись при­влечь дея­те­лей куль­ту­ры. В его состав вхо­ди­ла бале­ри­на Ека­те­ри­на Мак­си­мо­ва, а пред­се­да­тель­ство­ва­ла актри­са Ири­на Скоб­це­ва. Был и Лео­нид Яку­бо­вич, пошед­ший по кон­курс­ной стезе.

Пер­вый приз, как и приз зри­тель­ских сим­па­тий по резуль­та­там голо­со­ва­ния теле­зри­те­лей, полу­чи­ла 17-лет­няя моск­вич­ка Юлия Суха­но­ва. Вто­рое место доста­лось Анне Гор­бу­но­вой из Зеле­но­гра­да. А тре­тье — перм­ской кра­са­ви­це Ека­те­рине Мещеряковой.

Юлия Суха­но­ва (в цен­тре), Анна Гор­бу­но­ва (спра­ва), Ека­те­ри­на Меще­ря­ко­ва (сле­ва)

Не всем понра­вил­ся выбор побе­ди­тель­ни­цы (раз­ве когда-нибудь быва­ет ина­че?). Но Юлия Суха­но­ва, эмо­ци­о­наль­но отре­а­ги­ро­вав­шая на побе­ду сле­за­ми, была одной из самых живых и оба­я­тель­ных участ­ниц. К тому же её пара­мет­ры иде­аль­но соот­вет­ство­ва­ли модель­ным: рост — 172 см, вес — 55 кг, объ­ё­мы — 91−59−90. Устро­и­те­ли кон­кур­са боль­ше не при­кры­ва­лись ком­со­моль­ски­ми лозун­га­ми: они иска­ли деву­шек, кото­рые уедут рабо­тать моде­ля­ми, что­бы полу­чать нема­лые про­цен­ты по их кон­трак­там. Шан­сы на хоро­шие день­ги были вели­ки: по ново­му, пере­стро­еч­но­му СССР схо­ди­ли с ума на Запа­де и жаж­да­ли запо­лу­чить оте­че­ствен­ных кра­са­виц, тогда ещё быв­ших экзотичными.

Юлия Суха­но­ва не сде­ла­ла боль­шой модель­ной карье­ры, но оста­лась в Аме­ри­ке, где со вре­ме­нем заня­лась биз­не­сом. А вот Ека­те­ри­на Меще­ря­ко­ва не мень­ше деся­ти лет рабо­та­ла во фран­цуз­ском модель­ном биз­не­се и даже ста­ла в 1991 году лицом духов Nina Ricci «L’Air du Temps». Это была пер­вая рекла­ма духов с меж­ду­на­род­ным име­нем, в кото­рой сня­лась наша соотечественница.


Мисс КГБ и другие

Отно­ше­ние к кон­кур­сам кра­со­ты в пере­стро­еч­ном СССР было дво­я­ким. С одной сто­ро­ны, яркие необыч­ные шоу было инте­рес­но смот­реть, они пора­жа­ли новиз­ной и каза­лись окош­ком в сия­ю­щий мир, о кото­ром боль­шин­ство мог­ло толь­ко меч­тать. С дру­гой сто­ро­ны, в стране скла­ды­ва­лась ката­стро­фи­че­ская эко­но­ми­че­ская ситу­а­ция, людям не хва­та­ло эле­мен­тар­ных вещей. А на экране осле­пи­тель­но улы­ба­лись юные кра­са­ви­цы в рос­кош­ных дизай­нер­ских наря­дах, полу­чав­шие в подар­ки импорт­ную тех­ни­ку и загра­нич­ные кру­и­зы. И за что? Толь­ко за то, что они моло­ды и кра­си­вы? Какая неспра­вед­ли­вость! Люди испы­ты­ва­ли понят­ное раз­дра­же­ние и зависть. В газе­те «Сель­ская жизнь» напе­ча­та­ли пись­мо от жен­щи­ны из глубинки:

«Хва­тит наря­жать кукол за народ­ные день­ги. Пред­ла­гаю всю­ду объ­явить кон­курс на луч­шую хозяй­ку, у кото­рой на лич­ном подво­рье будет боль­ше всех ско­та. Вот это будет кра­са­ви­ца! Вот к ней пусть едет теле­ви­де­ние, пусть вру­ча­ют ей пре­мии, такие же, какие вру­ча­ют раз­ма­лё­ван­ным манекенщицам».

Но недо­воль­ство отдель­ных граж­дан не оста­нав­ли­ва­ло повсе­мест­но­го про­ве­де­ния кон­кур­сов кра­со­ты по стране. Для устро­и­те­лей это был биз­нес. Для деву­шек — шанс про­жить исто­рию Золуш­ки, кото­рая вче­ра при­е­ха­ла из Сара­то­ва или Вор­ку­ты, где жила вме­сте с семьёй в ком­му­наль­ной квар­ти­ре, а зав­тра ока­за­лась в париж­ском модель­ном агент­стве, как Ека­те­ри­на Меще­ря­ко­ва, или в Нью-Йор­ке на встре­че со Стин­гом, как Юлия Суханова.

Самое глав­ное, что кон­кур­сы кра­со­ты ста­ли частью zeitgeist, духа вре­ме­ни. Отме­нить, запре­тить, сде­лать их непо­пу­ляр­ны­ми было так же нере­аль­но, как крос­сов­ки Adidas, фей­ко­вые или нет. С 1990 года сорев­но­ва­ния кра­са­виц и объ­яв­ле­ния все­воз­мож­ных мисс ста­ли частью жиз­ни стра­ны. Как ничто дру­гое, это под­твер­жда­ет уди­ви­тель­ное, даже по вре­ме­нам глас­но­сти, собы­тие. В 1990 году самая сек­рет­ная орга­ни­за­ция стра­ны — зло­ве­щий КГБ — про­воз­гла­си­ла соб­ствен­ную «мисс». Ею ста­ла сотруд­ни­ца орга­нов Ека­те­ри­на Май­о­ро­ва, кото­рую то ли дей­стви­тель­но выби­ра­ли, то ли не выби­ра­ли на кон­кур­се, неиз­вест­но. Но КГБ назвал её сво­ей пер­вой красавицей.

Катя Май­о­ро­ва — мисс КГБ

В прес­се появи­лась ста­тья о Кате. На фото­гра­фи­ях оча­ро­ва­тель­ная зеле­но­гла­зая брю­нет­ка пози­ро­ва­ла на фоне Крем­ля, в каби­не­те под порт­ре­том Дзер­жин­ско­го и в усло­ви­ях, при­бли­жён­ных к опе­ра­тив­ной рабо­те: во вре­мя тре­ни­ро­воч­ной стрель­бы, натя­ги­ва­ния бро­не­жи­ле­та и тому подоб­ное. Катя даже дала интер­вью кор­ре­спон­ден­ту The Washington Post. В прес­се «самая кра­си­вая чекист­ка» нари­со­ва­ла соб­ствен­ный порт­рет, похо­жий на про­за­пад­ную меч­ту: ей нра­вит­ся фильм «Уне­сён­ные вет­ром», её люби­мая еда — бана­ны, а иде­ал муж­чи­ны — Джеймс Бонд. Аме­ри­кан­цы были в вос­тор­ге от тако­го кра­си­во­го и чело­ве­че­ско­го лица Кей-Джи-Би. Так орга­ни­за­ция пыта­лась впи­сать­ся в мод­ные трен­ды, повер­нуть­ся лицом к наро­ду и заод­но о себе напомнить.

В 1990–1991 годах реги­о­наль­ные кон­кур­сы кра­со­ты состо­я­лись почти во всех рес­пуб­ли­ках. Были выбра­ны мисс Таджи­ки­ста­на, Мол­да­вии, Казах­ста­на, Кир­ги­зии, Гру­зии и Бело­рус­сии. «Пан­на Белая Русь» Мария Кежа ста­ла в 1990 году вто­рой «Мисс СССР».

Мария Кежа — мисс СССР — 1990

Рес­пуб­ли­кан­ские кон­кур­сы про­во­ди­лись с наци­о­наль­ным коло­ри­том: шоу вели на род­ных язы­ках участ­ниц, девуш­ки выхо­ди­ли в наци­о­наль­ных костю­мах, в про­грам­мах высту­па­ли мест­ные звёз­ды эст­ра­ды. Эти явле­ния наци­о­наль­ной само­иден­ти­фи­ка­ции лиш­ний раз под­чёр­ки­ва­ли, что суще­ство­вать СССР оста­ва­лось недолго.

Тре­тьей и послед­ней «Мисс СССР» ста­ла в 1991 году уро­жен­ка Сара­то­ва, пят­на­дца­ти­лет­няя Иль­ми­ра Шам­сут­ди­но­ва, кото­рую на тот момент мож­но было назвать про­фес­си­о­наль­ной кра­са­ви­цей. Подоб­но участ­ни­цам запад­ных кон­кур­сов, кото­рые берут всё новые высо­ты, вес­ной 1991 года она побе­ди­ла на пер­вом реги­о­наль­ном кон­кур­се кра­со­ты «Хру­сталь­ная коро­на», где её ото­бра­ли для уча­стия в кон­кур­се «Мисс Вол­га — 91».

Сра­зу через несколь­ко дней после авгу­стов­ско­го пут­ча состо­ял­ся кон­курс «Жем­чу­жи­на Рос­сии-1991», где участ­ни­цы демон­стри­ро­ва­ли пла­тья от-кутюр одной из пер­вых кол­лек­ций Вален­ти­на Юдаш­ки­на, а сти­ли­стом был Сер­гей Зве­рев. Разу­ме­ет­ся, сра­зу после поли­ти­че­ских вол­не­ний граж­да­нам было не до кон­кур­сов кра­со­ты, поэто­му девуш­ки дефи­ли­ро­ва­ли перед немно­ги­ми VIP-гостя­ми на закры­том меро­при­я­тии. Затем Шам­сут­ди­но­ва как бы про­сто пере­ква­ли­фи­ци­ро­ва­лась в «Мисс СССР — 1991», что­бы участ­во­вать в 1993 году в мас­штаб­ном кон­кур­се «Мисс Интер­неш­нл», кото­рый пред­ше­ство­вал появ­ле­нию кон­кур­са «Мисс Россия».

Иль­ми­ра Шамсутдинова

Кон­кур­сы кра­со­ты ста­но­ви­лись всё менее зна­чи­мы­ми для широ­кой пуб­ли­ки. Боль­шин­ство людей оста­лось доволь­но рав­но­душ­ны­ми даже к тому, что в 1992 году рос­си­ян­ка впер­вые побе­ди­ла на кон­кур­се «Мисс мира». Это была уро­жен­ка под­мос­ков­ной Щер­бин­ки восем­на­дца­ти­лет­няя Юлия Куроч­ки­на, кото­рую отпра­ви­ли на меж­ду­на­род­ный кон­курс, минуя все наци­о­наль­ные ста­дии: на тот момент уже рабо­тав­шая моде­лью четы­ре года, Юлия про­сто понра­ви­лась орга­ни­за­то­рам. В отли­чие от мно­гих побе­ди­тель­ниц, она не оста­лась за гра­ни­цей, а вер­ну­лась в Россию.

Юлия Куроч­ки­на

В даль­ней­шем кон­кур­сы кра­со­ты рас­пло­ди­лись так, что за все­ми труд­но было усле­дить. «Мисс сту­дент­ка», «Мисс СНГ», «Кра­са Рос­сии»… За недол­гое вре­мя суще­ство­ва­ния свой кон­курс про­ве­ла ком­па­ния МММ, выбрав коро­ле­вой кра­со­ты Еле­ну Мав­ро­ди — жену вла­дель­ца ком­па­нии Сер­гея Мавроди.

Еле­на Мав­ро­ди (Пав­лю­чен­ко) — мисс МММ — 94

Из zeitgeist, духа вре­ме­ни, кон­кур­сы кра­со­ты ста­ли инду­стри­ей, хоро­шо постав­лен­ны­ми, тща­тель­но режис­си­ро­ван­ны­ми пото­ко­вы­ми меро­при­я­ти­я­ми, у кото­рых есть своя ауди­то­рия. Но они нико­гда не достиг­нут оше­лом­ля­ю­щей попу­ляр­но­сти «Мос­ков­ской кра­са­ви­цы — 1988», когда Маша Кали­ни­на в мами­ных туф­лях и купаль­ни­ке, одол­жен­ном у сво­ей подру­ги, задор­но, неуме­ло и неот­ра­зи­мо тан­це­ва­ла перед ауди­то­ри­ей, сидев­шей с рас­кры­ты­ми рта­ми. Того вре­ме­ни откры­тий не вер­нуть. Оста­лись отла­ки­ро­ван­ные девуш­ки с без­упреч­ным маки­я­жем, улыб­ка­ми от луч­ших сто­ма­то­ло­гов и аурой «всё это было уже столь­ко раз, что даже нам самим неин­те­рес­но». А нам — и подавно.


Читай­те так­же «„Твои зелё­ные лоси­ны све­дут с ума меня сей­час“: мифы и прав­да о рос­сий­ской моде 1990‑х».

Поделиться