VATNIKSTAN продолжает серию статей, посвящённых моде и красоте в России 1990‑х. В первом материале цикла речь шла о модных трендах в первое постсоветское десятилетие, во втором — об актуальных причёсках и макияже. В этот раз мы расскажем о таком заметном явлении перестройки и 1990‑х, как конкурсы красоты.
В наше время они кажутся рядовым явлением. Вряд ли широкая публика активно следит за их проведением. Сможете ли вы сказать, например, кто был «Мисс Россией» в 2020 году? Привычность конкурсов красоты лишила их прежнего очарования. Девушек в купальниках, а то и вовсе без них, можно увидеть теперь где угодно. Но когда-то ситуация в нашей стране была совершенно другой. Имя Маши Калининой, ставшей «Московской красавицей — 88», выучила вся страна, а вслед за ней и имя Юлии Сухановой, которую объявили в 1989 году «Мисс СССР».
Невероятная популярность конкурсов красоты привела к тому, что в 1990‑е их начали проводить повсеместно. Сейчас трудно в это поверить, но в 1990 году даже состоялся конкурс «Мисс КГБ»! Отечественные красавицы впервые поехали за границу для участия в съёмках, модных показах и «промоутинга» Родины на Западе.
Мисс-Интеграл
Принято считать, что первым конкурсом красоты, проведённым в СССР, был конкурс «Московская красавица — 1988». Безусловно, этот конкурс стал самым громким, но у него было несколько предшественников. Причём самые ранние советские конкурсы красоты проводились ещё в 1960‑х годах в Новосибирске.
В новосибирском Академгородке в кафе-клубе «Под интегралом», с 1965 по 1968 годы, ежегодно в праздник 8 марта проводился конкурс красоты под названием «Мисс-Интеграл». Конечно, эти конкурсы отличались от западных и современных российских. Девушки не дефилировали в купальниках, никакой откровенной эротики в них не было, а первой победительницей конкурса… стал мужчина! В 1965 году жюри премировало Германа Безносова, который был переодет в даму, как персонажи фильма «В джазе только девушки», который был тогда очень популярным. Как видим, устроителям было не чуждо чувство юмора.
Для победы в конкурсе было недостаточно внешних данных. Конкурсантки должны были продемонстрировать интеллект, ловкость рук и некоторые навыки. Среди конкурсных заданий было сочинение стихов на заданные рифмы, рецензирование картины, выгул собачки (конкурс так и назывался «Дама с собачкой») и определение предмета в мешке по его форме (известная игра «Кот в мешке»).
В дальнейшем победительницами конкурса становились только девушки. В 1968 году 17-летняя на тот момент новосибирская школьница-десятиклассница Ирина Алфёрова была объявлена журналистами «Мисс-Прессой». Ещё никто не знал, что Ирина станет звездой советского кинематографа, но её обаяние отметили сразу. Правда, сам титул «Мисс-Интеграл» достался Наталье Лещёвой (ныне Фридлянд).
Председателем конкурсного жюри в том году был бард Александр Галич, который приехал в Академгородок на первый официальный фестиваль авторской песни. За несколько часов до конкурса он выступал на концерте. К сожалению, конкурс 1968 года стал последним. Кафе закрылось, и с того момента в СССР не проводились конкурсы красоты, о которых было бы известно. Всё изменилось благодаря перестройке.
Одесситка — вот она какая
Перестройка повернула СССР лицом к Западу. Люди мечтали о сладкой заграничной жизни и всячески пытались её имитировать. Они покупали фейковые кроссовки Adidas, охотились за сигаретами Marlboro, копировали наряды из западных фильмов и журналов и пели про «рашн гёрлз» и «американ бойз», как группа «Комбинация», которая наиболее точно отражала тренд на всё «из-за бугра». На этой волне и началось проведение конкурсов красоты, скопированных с западных аналогов: раскованность, игривость, смелые наряды и полуобнажённые тела.
Первый из известных конкурсов состоялся в 1987 году в Одессе. Это было самодеятельное мероприятие, организаторы которого назвали его «Одесситка — вот она какая». Но в прессе, в народе и в истории этот конкурс запомнился просто как «Мисс Одесса — 87». Подготовкой к конкурсу занимались три долгих месяца, поскольку никто толком не понимал, как он вообще должен быть устроен. В число участниц записывались дамы всех возрастов, размеров и семейного положения. Конкурсантки не имели понятия, что именно им предстоит, и некоторые выглядели на сцене растерянно.
Организаторы не стесняясь выразили свою позицию, от которой в нынешние феминистские времена встают дыбом волосы, настолько по-сексистки это звучит:
«Мы приняли за эталон Венеру Милосскую. Во-первых, она стоит, где поставят, то есть, знает своё место; во-вторых, умрёт в тех чулках, в которых родилась; в‑третьих, терпеть не может дорогих колец; в‑четвёртых, не любит одеваться. И самое главное — всё время молчит».
Конкурс купальников вызвал в зале фурор. Но не все участницы решились в них появиться. Две школьные учительницы, опасаясь, что в зале могут оказаться их ученики, вышли в халатах. Жюри это не одобрило и сняло с них баллы. А одна из участниц горделиво продефилировала с огромным замком ниже пояса и с табличкой как бы на английском языке «СПИДу — нет». Закрывая «доступ» к себе, она выражала протест против того, что тогда называлось беспорядочной половой жизнью. Проблема СПИДа была в 1980‑х очень актуальной: о нём ничего не знали, поэтому все его боялись.
Победительницей одесского конкурса стала Наталья Атаманова — замужняя студентка второго курса университета имени Мечникова. Ей досталась самодельная корона и путёвка в молодёжный лагерь. Остальные участницы не получили никаких подарков.
Московская красавица — 88
Предыдущие мероприятия проходили в регионах и не по инициативе властей. «Московская красавица — 88» стала первым официальным конкурсом красоты. Если ещё в 1987 году в Одессе комсомольская организация показательно отстранилась от прозападного новшества, то всего год спустя комсомол был впереди всех. Инициатором проведения «Московской красавицы» стала газета «Московский комсомолец», которая в 1987 году уже проводила конкурс среди своих читательниц; победительницей стала Мария Глазовская. ЦК ВЛКСМ не только поддержал новую инициативу газеты, но и протолкнул её наверх. Идея получила добро. Секретарь Московского городского комитета ВЛКСМ Вячеслав Панькин сказал на пресс-конференции:
«Наш конкурс вовсе не коммерческий, он несёт важную, социально преобразующую функцию — спасти женщину от урбанизации, от затерянности в толпе».
Начать решили не со всесоюзных масштабов, а более скромных. Конкурс объявили только московским. Но устроители вновь плохо понимали, как его проводить, в результате разрешили участие иногородних. У конкурса не было приставки «мисс», что делало его более «нашим» хотя бы по звучанию. Это позволило допустить к участию замужних дам. Очередь желающих тянулась прямо от метро «Парк культуры» до административного здания в парке Горького, где заседала отборочная комиссия: все хотели попытать удачу, тем более что объявили о возможности участия с любым размером одежды. Правда, закончилось это вполне предсказуемо: из 5000 претенденток (по другим сведениям, их было 2500) отобрали 36 — самых стройных, в возрасте плюс-минус 20 лет.
Среди членов комиссии был не известный тогда никому Леонид Якубович, который и стал ведущим конкурса. Помогала ему на сцене телеведущая Татьяна Веденеева. Для официального мероприятия требовался солидный состав жюри, и к участию пригласили именитых деятелей культуры: Марка Розовского, Анастасию Вертинскую, Михаила Задорнова и Муслима Магомаева, назначенного главным судьёй. Конкурс спонсировало единственное западное издание, имевшее аналог на русском языке: немецкий модный журнал Burda, готовый по окончании конкурса заключить контракт с победительницами.
Финалистки прошли период подготовки, когда их учили модельной походке, позированию и поведению на сцене. Финал конкурса проходил во Дворце спорта в Лужниках. Его суть была очень простой: девушки должны были дефилировать в купальниках, национальных костюмах и вечерних платьях. Купальники у всех были свои, и на этом этапе вышел полный разнобой: кто-то выходил в довольно закрытых нарядах для занятий аэробикой, а кто-то в самых смелых бикини.
На конкурсе вечерних платьев «Фантазия» женская аудитория в зале впервые увидела вживую наряды, посмотреть на которые раньше могли только посетительницы Дома моделей: партийные жёны и прочая элита. Конкурс во всех смыслах волновал воображение, иначе как сенсационным его не назвать.
Когда оставалось всего шесть финалисток, начались какие-то неловкие вещи, связанные с выбором победительницы. Большинство зрителей и сама Маша Калинина были уверены, что корону получит Оксана Фандера: харизматичная, яркая, артистичная красавица, свободно державшаяся на сцене. Но лишь в самом конце устроители заглянули в паспорта участниц. Выяснилось, что у Оксаны нет московской прописки — она приехала из Одессы. Ирина Суворова оказалась замужем и с ребёнком; её решили объявить «Миссис Москва», несмотря на то, что изначально к конкурсу допускались замужние женщины. Елена Дурнева не получила первое место из-за неблагозвучной фамилии. Елена Передреева — из-за того, что выглядела и держалась как профессиональная модель, а не обычная девушка. Оставались Екатерина Чиличкина и 16-летняя школьница Маша Калинина, для которой участие в конкурсе совпало со сдачей выпускных экзаменов.
Победительницей стала Маша Калинина, получившая главный приз — бесплатный круиз по Средиземному морю. По её реакции очевидно, что девушка совершенно не ожидала победы. Но это не избавило её от настоящей травли, которой она подверглась после конкурса. Её обвиняли в связях «в верхах», в покупке титула, звонили даже домой с угрозами и оскорблениями.
Зато на Западе «Московская красавица» стала символом нового перестроечного СССР, получив в прессе прозвище Маша Перестройка. Она заключила контракт с журналом Burda, появилась на его страницах, а затем уехала в Америку, где и осталась жить. Актёрская карьера, которую она попробовала сделать, не сложилась, и сейчас Маша работает инструктором по йоге. Судя по фотографиям в соцсетях, она великолепно выглядит.
Остальные финалистки не остались без призов и внимания. Самая артистичная из девушек Оксана Фандера стала звёздной актрисой. Елена Дурнева работала телеведущей — вела программы «Афиша» на канале 2×2, «Комильфо» и «Хит-парад Останкино». Екатерина Чиличкина получила приз зрительских симпатий, в том же 1988 году завоевала первое место на конкурсе «Мисс Европа» в Финляндии и в дальнейшем работала моделью.
А для нашей страны конкурс «Московская красавица — 1988» остался одним из символов эпохи перемен, первой историей советской Золушки, которая уехала в вожделенную заграницу, и первой открытой демонстрацией какой-то другой, яркой и дразнящей жизни, не похожей на прежнюю.
Мисс СССР — 1989
Конкурс «Московская красавица — 1988» стал крупнейшим культурным и общественным событием, о котором писала вся пресса. Маша Калинина навсегда осталась на Западе «первой красавицей СССР», хотя до неё и одновременно с нею были другие красавицы: в 1988 году волна конкурсов захлестнула регионы — их провели в Риге, Перми, Фрунзе и Пензе. Конкурс «Мисс Вильнюс» даже состоялся на три месяца раньше «Московской красавицы». Но это не имело значения, как и то, что технически Маша победила только по Москве. Её всё равно называют первой мисс года в нашей стране. Такова сила раскрутки, удачного названия и безусловной яркости участниц.
Пионерам всегда достаётся больше всего славы, и следующий масштабный конкурс уже не вызвал такого волнения масс, хотя это соревнование красавиц фактически охватывало всю страну. В 1989 году состоялся первый всесоюзный конкурс «Мисс СССР», финал которого провели 21 мая в ГЦКЗ «Россия». В этот раз девушек набирали не «с улицы». В Москву пригласили победительниц региональных конкурсов красоты, из которых отобрали 36 финалисток.
Отобранных участниц разделили на две категории. Одна называлась «Мисс Киношанс»: в неё входили девушки с артистическими задатками. За несколько дней до конкурса объявили, что победительницей в этой группе стала Анна Портная из Южно-Сахалинска. Вторая группа собрала кандидаток для параллельного конкурса «Супермодель СССР», победительница в котором должна была представлять страну на международном конкурсе Supermodel of the World — 89. В этой категории делали ставку на эстонку Эху Урбсалу, которая больше всего понравилась Айлин Форд — хозяйке международного модельного агентства Ford. Впоследствии Эха стала достаточно успешной моделью.
Конкурс ещё сохранял некоторую связь с советскими реалиями. Леонид Якубович, который и в этот раз стал ведущим, рассказывал, что указание о проведении конкурса пришло из ЦК, затем прошло все инстанции до Москонцерта, куда уже вызвали оргкомитет. Конкурс купальников скромно назывался «Демонстрацией пляжных ансамблей». Правда, само зрелище получилось значительно менее скромным, чем было на предыдущих конкурсах. Девушки появлялись в очень открытых купальниках, а запомнившаяся зрителям Екатерина Мещерякова вышла в купальнике, почти не скрывающем её роскошную грудь. Некоторые участницы добавили в свои танцы элементы эротических движений. Облик «советской девушки» становился всё раскованнее.
Но даже кокетливое поведение конкурсанток, дерзкие купальники и то, что конкурс транслировался на всю страну, не могли взбудоражить общественность так сильно, как было на «Московской красавице». Это можно отнести ещё за счёт того, что состав участниц не был таким харизматичным. Многие девушки, при всей миловидности, откровенно не запоминались.
В жюри опять постарались привлечь деятелей культуры. В его состав входила балерина Екатерина Максимова, а председательствовала актриса Ирина Скобцева. Был и Леонид Якубович, пошедший по конкурсной стезе.
Первый приз, как и приз зрительских симпатий по результатам голосования телезрителей, получила 17-летняя москвичка Юлия Суханова. Второе место досталось Анне Горбуновой из Зеленограда. А третье — пермской красавице Екатерине Мещеряковой.
Не всем понравился выбор победительницы (разве когда-нибудь бывает иначе?). Но Юлия Суханова, эмоционально отреагировавшая на победу слезами, была одной из самых живых и обаятельных участниц. К тому же её параметры идеально соответствовали модельным: рост — 172 см, вес — 55 кг, объёмы — 91−59−90. Устроители конкурса больше не прикрывались комсомольскими лозунгами: они искали девушек, которые уедут работать моделями, чтобы получать немалые проценты по их контрактам. Шансы на хорошие деньги были велики: по новому, перестроечному СССР сходили с ума на Западе и жаждали заполучить отечественных красавиц, тогда ещё бывших экзотичными.
Юлия Суханова не сделала большой модельной карьеры, но осталась в Америке, где со временем занялась бизнесом. А вот Екатерина Мещерякова не меньше десяти лет работала во французском модельном бизнесе и даже стала в 1991 году лицом духов Nina Ricci «L’Air du Temps». Это была первая реклама духов с международным именем, в которой снялась наша соотечественница.
Мисс КГБ и другие
Отношение к конкурсам красоты в перестроечном СССР было двояким. С одной стороны, яркие необычные шоу было интересно смотреть, они поражали новизной и казались окошком в сияющий мир, о котором большинство могло только мечтать. С другой стороны, в стране складывалась катастрофическая экономическая ситуация, людям не хватало элементарных вещей. А на экране ослепительно улыбались юные красавицы в роскошных дизайнерских нарядах, получавшие в подарки импортную технику и заграничные круизы. И за что? Только за то, что они молоды и красивы? Какая несправедливость! Люди испытывали понятное раздражение и зависть. В газете «Сельская жизнь» напечатали письмо от женщины из глубинки:
«Хватит наряжать кукол за народные деньги. Предлагаю всюду объявить конкурс на лучшую хозяйку, у которой на личном подворье будет больше всех скота. Вот это будет красавица! Вот к ней пусть едет телевидение, пусть вручают ей премии, такие же, какие вручают размалёванным манекенщицам».
Но недовольство отдельных граждан не останавливало повсеместного проведения конкурсов красоты по стране. Для устроителей это был бизнес. Для девушек — шанс прожить историю Золушки, которая вчера приехала из Саратова или Воркуты, где жила вместе с семьёй в коммунальной квартире, а завтра оказалась в парижском модельном агентстве, как Екатерина Мещерякова, или в Нью-Йорке на встрече со Стингом, как Юлия Суханова.
Самое главное, что конкурсы красоты стали частью zeitgeist, духа времени. Отменить, запретить, сделать их непопулярными было так же нереально, как кроссовки Adidas, фейковые или нет. С 1990 года соревнования красавиц и объявления всевозможных мисс стали частью жизни страны. Как ничто другое, это подтверждает удивительное, даже по временам гласности, событие. В 1990 году самая секретная организация страны — зловещий КГБ — провозгласила собственную «мисс». Ею стала сотрудница органов Екатерина Майорова, которую то ли действительно выбирали, то ли не выбирали на конкурсе, неизвестно. Но КГБ назвал её своей первой красавицей.
В прессе появилась статья о Кате. На фотографиях очаровательная зеленоглазая брюнетка позировала на фоне Кремля, в кабинете под портретом Дзержинского и в условиях, приближённых к оперативной работе: во время тренировочной стрельбы, натягивания бронежилета и тому подобное. Катя даже дала интервью корреспонденту The Washington Post. В прессе «самая красивая чекистка» нарисовала собственный портрет, похожий на прозападную мечту: ей нравится фильм «Унесённые ветром», её любимая еда — бананы, а идеал мужчины — Джеймс Бонд. Американцы были в восторге от такого красивого и человеческого лица Кей-Джи-Би. Так организация пыталась вписаться в модные тренды, повернуться лицом к народу и заодно о себе напомнить.
В 1990–1991 годах региональные конкурсы красоты состоялись почти во всех республиках. Были выбраны мисс Таджикистана, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Грузии и Белоруссии. «Панна Белая Русь» Мария Кежа стала в 1990 году второй «Мисс СССР».
Республиканские конкурсы проводились с национальным колоритом: шоу вели на родных языках участниц, девушки выходили в национальных костюмах, в программах выступали местные звёзды эстрады. Эти явления национальной самоидентификации лишний раз подчёркивали, что существовать СССР оставалось недолго.
Третьей и последней «Мисс СССР» стала в 1991 году уроженка Саратова, пятнадцатилетняя Ильмира Шамсутдинова, которую на тот момент можно было назвать профессиональной красавицей. Подобно участницам западных конкурсов, которые берут всё новые высоты, весной 1991 года она победила на первом региональном конкурсе красоты «Хрустальная корона», где её отобрали для участия в конкурсе «Мисс Волга — 91».
Сразу через несколько дней после августовского путча состоялся конкурс «Жемчужина России-1991», где участницы демонстрировали платья от-кутюр одной из первых коллекций Валентина Юдашкина, а стилистом был Сергей Зверев. Разумеется, сразу после политических волнений гражданам было не до конкурсов красоты, поэтому девушки дефилировали перед немногими VIP-гостями на закрытом мероприятии. Затем Шамсутдинова как бы просто переквалифицировалась в «Мисс СССР — 1991», чтобы участвовать в 1993 году в масштабном конкурсе «Мисс Интернешнл», который предшествовал появлению конкурса «Мисс Россия».
Конкурсы красоты становились всё менее значимыми для широкой публики. Большинство людей осталось довольно равнодушными даже к тому, что в 1992 году россиянка впервые победила на конкурсе «Мисс мира». Это была уроженка подмосковной Щербинки восемнадцатилетняя Юлия Курочкина, которую отправили на международный конкурс, минуя все национальные стадии: на тот момент уже работавшая моделью четыре года, Юлия просто понравилась организаторам. В отличие от многих победительниц, она не осталась за границей, а вернулась в Россию.
В дальнейшем конкурсы красоты расплодились так, что за всеми трудно было уследить. «Мисс студентка», «Мисс СНГ», «Краса России»… За недолгое время существования свой конкурс провела компания МММ, выбрав королевой красоты Елену Мавроди — жену владельца компании Сергея Мавроди.
Из zeitgeist, духа времени, конкурсы красоты стали индустрией, хорошо поставленными, тщательно режиссированными потоковыми мероприятиями, у которых есть своя аудитория. Но они никогда не достигнут ошеломляющей популярности «Московской красавицы — 1988», когда Маша Калинина в маминых туфлях и купальнике, одолженном у своей подруги, задорно, неумело и неотразимо танцевала перед аудиторией, сидевшей с раскрытыми ртами. Того времени открытий не вернуть. Остались отлакированные девушки с безупречным макияжем, улыбками от лучших стоматологов и аурой «всё это было уже столько раз, что даже нам самим неинтересно». А нам — и подавно.
Читайте также «„Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас“: мифы и правда о российской моде 1990‑х».