В XVIII–XIX веках в Европе широко распространились настольные игры. Принцип простой — передвигать фишки по специальному начерченному полю, размер и структура которого зависят от темы игры. Такой вид досуга был популярен и в России.
Сначала в нашей стране появились игры из картона и бумаги. В них использовали кости, фишки, карты. Иногда для оформления вырезали и моделировали дополнительные детали. А в XIX веке игры изготавливали в литографских мастерских: их качество стало настолько высоким, что было сравнимым с произведениями искусства.
VATNIKSTAN рассказывает, какими играми увлекались в России с позднего Средневековья до XIX века.
Развлекательные настольные игры
Самыми популярными из этой категории можно назвать «Игру в гусёк» и «Игру в путешествие». Схема их была простой и понятной. Принцип знаком с детства и современным игрокам: участники передвигали фишки по полю в зависимости от количества очков, которые выпали на игральной кости. Передвижение по полю было путешествием по некой стране или заданной правилами территории.
Игроки шли по клеткам друг за другом, то есть гуськом, а на самом поле были изображены гуси. Эти особенности и дали название игре.
Правила очень простые. Участники по очереди ходят на столько номеров, сколько выбросили очков. Побеждает тот, кто первым доберётся до поля под номером 36. В дореволюционной России «Гусёк» считался занятием малообразованных людей, так как был простым, дёшевым и не требовал знания сложных правил.
На подобном принципе базировались и «Скачки». Они рассчитывались на шесть игроков. Если участников было больше, то те, кому не досталось игральных фишек, заключали пари или делали ставки, как на настоящих скачках.
Сначала игроки определяли по жребию, кто будет ходить первым. Далее «жокей» двигался по полю на выпавшее количество очков. Но здесь правила были сложнее. На «Скачках» регулярно встречались препятствия, из-за которых приходилось пропускать ходы или отступать назад. Например, «Лошадь моя от усталости пала», «Барыню задавил» или же «Пожалуйте назад, платите две марки». В 1892 году лошадиные скачки сменились велогонками.
В некоторых играх не использовали кости, а передвижения игроков специально оговаривались в правилах. Такая механика применялась в «Волках и овцах».
В игре участвовали четыре человека — один за волка, другие за сторожа, собаку и овцу. Фишки устанавливали по углам поля в соответствии с изображением. Волк обходил собачьи конуры и съедал овец, остальные мешали хищнику. Чтобы победить, сторожа с собакой должны были перекрыть все ходы волка к овцам.
Ещё одной «охотничьей» игрой была «Охота с борзыми». Она рассчитывалась на двух игроков, один из которых играл за лесных зверей (две лисицы, три зайца), другой — за борзых.
Круглые фишки устанавливали на игровом поле: борзые — возле дома охотника, звери — в лесу. На край кружка надавливали деревянной палочкой и таким образом передвигали его. Если зверям удавалось пройти за охотничий дом, они оставались живы и игрок побеждал. Зверь считался убитым, если играющий за борзых попадал в него своим кружком. Игрок за борзых побеждал, когда ему удавалось затравить двух лисиц или одну лисицу и двух зайцев.
В наши дни археологи обнаружили игру с похожей механикой при раскопках в Старой Руссе Новгородской области. Эту находку интерпретировали как игровое поле «Охоты на зайца», датированное примерно второй половиной XI — первой четвертью XII века.
Также исследователи нашли доску с полями для игры в «Мельницу». Её механика отличается от всех вышеописанных.
Найденная часть игрового поля датируется XII веком. Она представляет собой липовую доску. На ней вырезаны ножом три вписанные друг в друга квадрата с размерами сторон в 15,5, 10,5 и 6 сантиметров.
Правила следующие: два игрока выбирают фишки — белые или чёрные. На квадратном поле требовалось по девять из них каждого цвета. На изначально пустое поле игроки по очереди выставляют по одной фишке на свободные места, чтобы получился ряд из трёх — «мельница». Если это удавалось, игрок забирал любую фишку противника. Фишки выставляли, пока не закончатся. Дальше их просто двигали, чтобы выстроить в ряд из трёх штук, а также лишить фишек противника. Когда в игре оставались три фишки, появлялась возможность передвигать их вне зависимости от линий на поле. Игра заканчивалась, когда варианты ходов были исчерпаны или когда у кого-то из игроков оставалось только две фишки.
Образовательные и воспитательные настольные игры
С помощью настолок не только развлекались, но и учились новому. Интерактивность и лёгкость позволяли превратить их в своего рода учебники по истории, литературе, военному делу и этикету.
Изучать историю через игру одним из первых в России предложил граф Фёдор Ангальт. В конце XVIII века он возглавлял Сухопутный шляхетный корпус. Педагогические приёмы граф изложил в двух книгах 1790–1791 годов, позже объединённых в одну.
Изначально образовательные игры были переводными. Михаил Брешковский в 1795 году перевёл трёхтомный труд Марии Вильгельмины Шмальц «Историческая игра для детей». Автор представил русскую историю в форме викторины. Часть подобных игр была скорее обзорной. Другие касались отдельных тем, например «Новейшая географико-историческая игра» Ивана Гурьянова 1824 года и «Естественно-историческое лото» 1897 года.
Среди игр на общую историческую тематику можно отметить «Атеней русской истории. Игра, в которой дети легко знакомятся с главнейшими чертами русского бытописания». Она была создана Трегубовым в 1844 году и содержала 159 вопросов-ответов по отечественной истории. В 1865 году появилась аналогичная «Игра для детей — 55 вопросов-ходов по русской истории», изданная Павленко.
Весьма распространёнными были картонажные игры на военную тематику. Они бытовали в России с 1830‑х годов. Игровое поле имитировало настоящую боевую карту, где разворачивалось действие — сухопутное или морское сражение. На военную тему были и так называемые комбинаторные игры, которые требовали от игроков логических ходов и расчётов.
Первоначально такие настолки изготавливали по европейским лекалам в русских литографических мастерских. Они имели явно выраженную гендерную направленность, подобным досугом занимались мужчины. Поэтому настольные игры часто изобиловали таблицами и военными терминами, и рассчитывались на тех, кто с ними уже знаком или желал познакомиться.
Пример подобной игры — «Синопское сражение». Первое её издание состоялось в 1855 году в разгар Крымской войны. Игра была посвящена отдельному сражению, удачному для флота Российской империи.
«Большое военное лото» 1856 года было оформлено как карта с подробным изображением театра боевых действий на Крымском полуострове. На края карты были нанесены названия местных населённых пунктов.
Правила игры следующие: по краям карты помещали ряд пронумерованных разноцветных квадратиков. Всего использовались 24 фигурки солдат четырёх цветов. Цвета обозначали воюющие армии: зелёный — Россия, жёлтый — Турция, голубой — Франция, красный — Англия. Игроки вытаскивали из мешочка фишки с номерами (всего 90 фишек) и смотрели, квадрат какого цвета обозначен нужным числом. Если цвет квадрата совпадал с цветом страны, за которую воюет игрок, то фигурка ставилась на это число. Если нет — игрок платил штраф. Выигрывал тот, кто быстрее расставит всех своих солдатиков на игровом поле.
К концу XIX века появилось несколько игр, сюжетом которых была осада. Они основывались на реальных военных кампаниях: «Осада Москвы», «Осада Плевны», «Шипка».
Порой игры посвящали выдающимся деятелям — как отечественным, так и иностранным. В пример можно привести две из них, посвящённые Наполеону. Первая, изданная Акимом Иконниковым в 1851 году, представляет собой описание жизненного пути полководца на карточках.
Игра велась картами общим числом 32, которые раздавали поровну. Тот, у кого окажется карта № 12, удерживал её, брал фигуру Наполеона и считался распорядителем. Остальные карты раздавали поровну между участниками. Распорядитель передавал фигуру Наполеона и две кости сидящему с правой стороны. Тот бросал кости, отсчитывал выпавшее число по числу карт и ставил на них французского императора. Если карта «счастливая», игрок получал из кассы две марки. Если карта «несчастливая», то сам платил три марки. К «счастливым» относились победы Бонапарта и, торжественные церемонии. К «несчастливым» — те, на которых император изображён в моменты поражений и ссылок.
В игре про Наполеона Шоттена и Липницкого 1890 года использовали четыре шашки. Одна из них считалась Бонапартом и помещалась на точке, называемой Москвой, а остальные три шашки — русский корпус — кругом на ближайших подступах к Москве. Первый ход делали русские, чтобы дать возможность Наполеону выйти из города. Задача — не дать французскому полководцу вернуться в Москву. Игра заканчивалось, когда русскому корпусу удавалось загнать Наполеона в город Ковно.
Настольные игры отражали важные события, происходящие в обществе. Так, технологический прорыв Российской империи был показан в «Путешествии по Николаевской железной дороге» 1857 года. Игра изображала развитие железнодорожной сети и была по механике обычным «гуськом», но несла в себе просветительскую функцию.
Такой была игра «Путешествие по России» 1885 года.
Цель игры — как можно быстрее «проехать» по железной дороге из точки «А» в точку «Б», бросая кости по очереди. Роль фишек выполняли маленькие литые локомотивы. Пути туда и обратно повторяться были не должны.
Образовательные игры необязательно были историческими и военными. В заключение приведём занимательную игру по типу «гусёк», связанную с литературным наследием. Она была издана в 1879 году по мотивам сказки Александра Пушкина «Рыбак и золотая рыбка».
Лист размером 22×17 см разделялся на квадраты. Из них восемь означали номер хода, а 15 иллюстрировали сказку. Последний 23‑й ход заканчивался рисунком с плачущей у разбитого корыта старухой.
К сожалению, имена авторов и художников игр оставались неизвестными. Мы знаем лишь издателей, владельцев литографских заведений: Людвиг ван Долен в 1850–1860‑х годах в Санкт-Петербурге, Антон Мельников в Москве 1870–1880‑х годов. Пожалуй, самый известный из них — Аким Иконников, издававший лучшие петербургские настолки с 1840‑х и до конца XIX века.
Чтобы не оставить у разбитого корыта читателей, расскажем про игру, выпущенную в 1915 году в связи с Первой мировой войной. В издании представлено детальное игровое поле и не менее подробное описание ходов в стихотворной форме. Например:
«В сердце попал — два шага вперёд!
И полный поход!»«Под пулей не нагибайся,
И на № 10 убирайся!»«Эк разобрало, надо проспаться:
Один ход на месте остаться,
Одной платилкой рассчитаться!
Да с хмельной беды —
Выпей ковш воды».«Начинается дело —
Картечью задело:
Полежи один ход —
Пока заживёт».
Что почитать по теме:
- П. Колосницын. Средневековые настольные игры в Старой Руссе по археологическим данным. Средневековые настольные игры в Старой Руссе по археологическим данным Текст научной статьи по специальности «История и археология».
- М. Костюхина. Военные настольные игры в русской досуговой культуре и воспитательных практиках XIX — начала XX века.
- Е. Сонина. Настольная игра дореволюционной России как форма популяризации отечественной истории.
- Е. Сонина. А. С. Пушкин в настольной игре.
Читайте также «Авантюра казака Ашинова. Новая Москва в Абиссинии».