В XVIII–XIX веках в Евро­пе широ­ко рас­про­стра­ни­лись настоль­ные игры. Прин­цип про­стой — пере­дви­гать фиш­ки по спе­ци­аль­но­му начер­чен­но­му полю, раз­мер и струк­ту­ра кото­ро­го зави­сят от темы игры. Такой вид досу­га был попу­ля­рен и в России.

Сна­ча­ла в нашей стране появи­лись игры из кар­то­на и бума­ги. В них исполь­зо­ва­ли кости, фиш­ки, кар­ты. Ино­гда для оформ­ле­ния выре­за­ли и моде­ли­ро­ва­ли допол­ни­тель­ные дета­ли. А в XIX веке игры изго­тав­ли­ва­ли в лито­граф­ских мастер­ских: их каче­ство ста­ло настоль­ко высо­ким, что было срав­ни­мым с про­из­ве­де­ни­я­ми искусства.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, каки­ми игра­ми увле­ка­лись в Рос­сии с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья до XIX века.


Развлекательные настольные игры

Самы­ми попу­ляр­ны­ми из этой кате­го­рии мож­но назвать «Игру в гусёк» и «Игру в путе­ше­ствие». Схе­ма их была про­стой и понят­ной. Прин­цип зна­ком с дет­ства и совре­мен­ным игро­кам: участ­ни­ки пере­дви­га­ли фиш­ки по полю в зави­си­мо­сти от коли­че­ства очков, кото­рые выпа­ли на играль­ной кости. Пере­дви­же­ние по полю было путе­ше­стви­ем по некой стране или задан­ной пра­ви­ла­ми территории.

Игро­ки шли по клет­кам друг за дру­гом, то есть гусь­ком, а на самом поле были изоб­ра­же­ны гуси. Эти осо­бен­но­сти и дали назва­ние игре.

Игра в гусёк. Конец XIX века

Пра­ви­ла очень про­стые. Участ­ни­ки по оче­ре­ди ходят на столь­ко номе­ров, сколь­ко выбро­си­ли очков. Побеж­да­ет тот, кто пер­вым добе­рёт­ся до поля под номе­ром 36. В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии «Гусёк» счи­тал­ся заня­ти­ем мало­об­ра­зо­ван­ных людей, так как был про­стым, дёше­вым и не тре­бо­вал зна­ния слож­ных правил.

На подоб­ном прин­ци­пе бази­ро­ва­лись и «Скач­ки». Они рас­счи­ты­ва­лись на шесть игро­ков. Если участ­ни­ков было боль­ше, то те, кому не доста­лось играль­ных фишек, заклю­ча­ли пари или дела­ли став­ки, как на насто­я­щих скачках.

Скач­ки. Конец XIX века
Скач­ки. Конец XIX века

Сна­ча­ла игро­ки опре­де­ля­ли по жре­бию, кто будет ходить пер­вым. Далее «жокей» дви­гал­ся по полю на выпав­шее коли­че­ство очков. Но здесь пра­ви­ла были слож­нее. На «Скач­ках» регу­ляр­но встре­ча­лись пре­пят­ствия, из-за кото­рых при­хо­ди­лось про­пус­кать ходы или отсту­пать назад. Напри­мер, «Лошадь моя от уста­ло­сти пала», «Бары­ню зада­вил» или же «Пожа­луй­те назад, пла­ти­те две мар­ки». В 1892 году лоша­ди­ные скач­ки сме­ни­лись велогонками.

Вело­гон­ки. 1892 год

В неко­то­рых играх не исполь­зо­ва­ли кости, а пере­дви­же­ния игро­ков спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­лись в пра­ви­лах. Такая меха­ни­ка при­ме­ня­лась в «Вол­ках и овцах».

Волк и овцы. Конец XIX века

В игре участ­во­ва­ли четы­ре чело­ве­ка — один за вол­ка, дру­гие за сто­ро­жа, соба­ку и овцу. Фиш­ки уста­нав­ли­ва­ли по углам поля в соот­вет­ствии с изоб­ра­же­ни­ем. Волк обхо­дил соба­чьи кону­ры и съе­дал овец, осталь­ные меша­ли хищ­ни­ку. Что­бы побе­дить, сто­ро­жа с соба­кой долж­ны были пере­крыть все ходы вол­ка к овцам.

Охо­та c бор­зы­ми. Конец XIX века

Ещё одной «охот­ни­чьей» игрой была «Охо­та с бор­зы­ми». Она рас­счи­ты­ва­лась на двух игро­ков, один из кото­рых играл за лес­ных зве­рей (две лиси­цы, три зай­ца), дру­гой — за борзых.

Круг­лые фиш­ки уста­нав­ли­ва­ли на игро­вом поле: бор­зые — воз­ле дома охот­ни­ка, зве­ри — в лесу. На край круж­ка надав­ли­ва­ли дере­вян­ной палоч­кой и таким обра­зом пере­дви­га­ли его. Если зве­рям уда­ва­лось прой­ти за охот­ни­чий дом, они оста­ва­лись живы и игрок побеж­дал. Зверь счи­тал­ся уби­тым, если игра­ю­щий за бор­зых попа­дал в него сво­им круж­ком. Игрок за бор­зых побеж­дал, когда ему уда­ва­лось затра­вить двух лисиц или одну лиси­цу и двух зайцев.

В наши дни архео­ло­ги обна­ру­жи­ли игру с похо­жей меха­ни­кой при рас­коп­ках в Ста­рой Рус­се Нов­го­род­ской обла­сти. Эту наход­ку интер­пре­ти­ро­ва­ли как игро­вое поле «Охо­ты на зай­ца», дати­ро­ван­ное при­мер­но вто­рой поло­ви­ной XI — пер­вой чет­вер­тью XII века.

Игро­вое поле «Охо­ты на зай­ца». Вто­рая поло­ви­на XI — пер­вая чет­верть XII века

Так­же иссле­до­ва­те­ли нашли дос­ку с поля­ми для игры в «Мель­ни­цу». Её меха­ни­ка отли­ча­ет­ся от всех вышеописанных.

Дос­ка для «Мель­ни­цы». XII век

Най­ден­ная часть игро­во­го поля дати­ру­ет­ся XII веком. Она пред­став­ля­ет собой липо­вую дос­ку. На ней выре­за­ны ножом три впи­сан­ные друг в дру­га квад­ра­та с раз­ме­ра­ми сто­рон в 15,5, 10,5 и 6 сантиметров.

Пра­ви­ла сле­ду­ю­щие: два игро­ка выби­ра­ют фиш­ки — белые или чёр­ные. На квад­рат­ном поле тре­бо­ва­лось по девять из них каж­до­го цве­та. На изна­чаль­но пустое поле игро­ки по оче­ре­ди выстав­ля­ют по одной фиш­ке на сво­бод­ные места, что­бы полу­чил­ся ряд из трёх — «мель­ни­ца». Если это уда­ва­лось, игрок заби­рал любую фиш­ку про­тив­ни­ка. Фиш­ки выстав­ля­ли, пока не закон­чат­ся. Даль­ше их про­сто дви­га­ли, что­бы выстро­ить в ряд из трёх штук, а так­же лишить фишек про­тив­ни­ка. Когда в игре оста­ва­лись три фиш­ки, появ­ля­лась воз­мож­ность пере­дви­гать их вне зави­си­мо­сти от линий на поле. Игра закан­чи­ва­лась, когда вари­ан­ты ходов были исчер­па­ны или когда у кого-то из игро­ков оста­ва­лось толь­ко две фишки.


Образовательные и воспитательные настольные игры

С помо­щью насто­лок не толь­ко раз­вле­ка­лись, но и учи­лись ново­му. Интер­ак­тив­ность и лёг­кость поз­во­ля­ли пре­вра­тить их в сво­е­го рода учеб­ни­ки по исто­рии, лите­ра­ту­ре, воен­но­му делу и этикету.

Изу­чать исто­рию через игру одним из пер­вых в Рос­сии пред­ло­жил граф Фёдор Ангальт. В кон­це XVIII века он воз­глав­лял Сухо­пут­ный шля­хет­ный кор­пус. Педа­го­ги­че­ские при­ё­мы граф изло­жил в двух кни­гах 1790–1791 годов, поз­же объ­еди­нён­ных в одну.

Изна­чаль­но обра­зо­ва­тель­ные игры были пере­вод­ны­ми. Миха­ил Бреш­ков­ский в 1795 году пере­вёл трёх­том­ный труд Марии Виль­гель­ми­ны Шмальц «Исто­ри­че­ская игра для детей». Автор пред­ста­вил рус­скую исто­рию в фор­ме вик­то­ри­ны. Часть подоб­ных игр была ско­рее обзор­ной. Дру­гие каса­лись отдель­ных тем, напри­мер «Новей­шая гео­гра­фи­ко-исто­ри­че­ская игра» Ива­на Гурья­но­ва 1824 года и «Есте­ствен­но-исто­ри­че­ское лото» 1897 года.

Сре­ди игр на общую исто­ри­че­скую тема­ти­ку мож­но отме­тить «Ате­ней рус­ской исто­рии. Игра, в кото­рой дети лег­ко зна­ко­мят­ся с глав­ней­ши­ми чер­та­ми рус­ско­го быто­пи­са­ния». Она была созда­на Тре­гу­бо­вым в 1844 году и содер­жа­ла 159 вопро­сов-отве­тов по оте­че­ствен­ной исто­рии. В 1865 году появи­лась ана­ло­гич­ная «Игра для детей — 55 вопро­сов-ходов по рус­ской исто­рии», издан­ная Павленко.

Весь­ма рас­про­стра­нён­ны­ми были кар­то­наж­ные игры на воен­ную тема­ти­ку. Они быто­ва­ли в Рос­сии с 1830‑х годов. Игро­вое поле ими­ти­ро­ва­ло насто­я­щую бое­вую кар­ту, где раз­во­ра­чи­ва­лось дей­ствие — сухо­пут­ное или мор­ское сра­же­ние. На воен­ную тему были и так назы­ва­е­мые ком­би­на­тор­ные игры, кото­рые тре­бо­ва­ли от игро­ков логи­че­ских ходов и расчётов.

Пер­во­на­чаль­но такие настол­ки изго­тав­ли­ва­ли по евро­пей­ским лека­лам в рус­ских лито­гра­фи­че­ских мастер­ских. Они име­ли явно выра­жен­ную ген­дер­ную направ­лен­ность, подоб­ным досу­гом зани­ма­лись муж­чи­ны. Поэто­му настоль­ные игры часто изоби­ло­ва­ли таб­ли­ца­ми и воен­ны­ми тер­ми­на­ми, и рас­счи­ты­ва­лись на тех, кто с ними уже зна­ком или желал познакомиться.

При­мер подоб­ной игры — «Синоп­ское сра­же­ние». Пер­вое её изда­ние состо­я­лось в 1855 году в раз­гар Крым­ской вой­ны. Игра была посвя­ще­на отдель­но­му сра­же­нию, удач­но­му для фло­та Рос­сий­ской империи.

Синоп­ское сра­же­ние. 1855 год

«Боль­шое воен­ное лото» 1856 года было оформ­ле­но как кар­та с подроб­ным изоб­ра­же­ни­ем теат­ра бое­вых дей­ствий на Крым­ском полу­ост­ро­ве. На края кар­ты были нане­се­ны назва­ния мест­ных насе­лён­ных пунктов.

Боль­шое воен­ное лото. 1856 год

Пра­ви­ла игры сле­ду­ю­щие: по кра­ям кар­ты поме­ща­ли ряд про­ну­ме­ро­ван­ных раз­но­цвет­ных квад­ра­ти­ков. Все­го исполь­зо­ва­лись 24 фигур­ки сол­дат четы­рёх цве­тов. Цве­та обо­зна­ча­ли вою­ю­щие армии: зелё­ный — Рос­сия, жёл­тый — Тур­ция, голу­бой — Фран­ция, крас­ный — Англия. Игро­ки вытас­ки­ва­ли из мешоч­ка фиш­ки с номе­ра­ми (все­го 90 фишек) и смот­ре­ли, квад­рат како­го цве­та обо­зна­чен нуж­ным чис­лом. Если цвет квад­ра­та сов­па­дал с цве­том стра­ны, за кото­рую вою­ет игрок, то фигур­ка ста­ви­лась на это чис­ло. Если нет — игрок пла­тил штраф. Выиг­ры­вал тот, кто быст­рее рас­ста­вит всех сво­их сол­да­ти­ков на игро­вом поле.

К кон­цу XIX века появи­лось несколь­ко игр, сюже­том кото­рых была оса­да. Они осно­вы­ва­лись на реаль­ных воен­ных кам­па­ни­ях: «Оса­да Моск­вы», «Оса­да Плев­ны», «Шип­ка».

Порой игры посвя­ща­ли выда­ю­щим­ся дея­те­лям — как оте­че­ствен­ным, так и ино­стран­ным. В при­мер мож­но при­ве­сти две из них, посвя­щён­ные Напо­лео­ну. Пер­вая, издан­ная Аки­мом Икон­ни­ко­вым в 1851 году, пред­став­ля­ет собой опи­са­ние жиз­нен­но­го пути пол­ко­вод­ца на карточках.

Кар­точ­ки для игры «Напо­ле­он Бона­пар­те». Изда­тель­ство Аки­ма Икон­ни­ко­ва. 1851 год

Игра велась кар­та­ми общим чис­лом 32, кото­рые раз­да­ва­ли поров­ну. Тот, у кого ока­жет­ся кар­та № 12, удер­жи­вал её, брал фигу­ру Напо­лео­на и счи­тал­ся рас­по­ря­ди­те­лем. Осталь­ные кар­ты раз­да­ва­ли поров­ну меж­ду участ­ни­ка­ми. Рас­по­ря­ди­тель пере­да­вал фигу­ру Напо­лео­на и две кости сидя­ще­му с пра­вой сто­ро­ны. Тот бро­сал кости, отсчи­ты­вал выпав­шее чис­ло по чис­лу карт и ста­вил на них фран­цуз­ско­го импе­ра­то­ра. Если кар­та «счаст­ли­вая», игрок полу­чал из кас­сы две мар­ки. Если кар­та «несчаст­ли­вая», то сам пла­тил три мар­ки. К «счаст­ли­вым» отно­си­лись побе­ды Бона­пар­та и, тор­же­ствен­ные цере­мо­нии. К «несчаст­ли­вым» — те, на кото­рых импе­ра­тор изоб­ра­жён в момен­ты пора­же­ний и ссылок.

Игра «Напо­ле­он Бона­пар­те». Шот­тен, Лип­ниц­кий. 1890 год

В игре про Напо­лео­на Шот­те­на и Лип­ниц­ко­го 1890 года исполь­зо­ва­ли четы­ре шаш­ки. Одна из них счи­та­лась Бона­пар­том и поме­ща­лась на точ­ке, назы­ва­е­мой Моск­вой, а осталь­ные три шаш­ки — рус­ский кор­пус — кру­гом на бли­жай­ших под­сту­пах к Москве. Пер­вый ход дела­ли рус­ские, что­бы дать воз­мож­ность Напо­лео­ну вый­ти из горо­да. Зада­ча — не дать фран­цуз­ско­му пол­ко­вод­цу вер­нуть­ся в Моск­ву. Игра закан­чи­ва­лось, когда рус­ско­му кор­пу­су уда­ва­лось загнать Напо­лео­на в город Ковно.

Настоль­ные игры отра­жа­ли важ­ные собы­тия, про­ис­хо­дя­щие в обще­стве. Так, тех­но­ло­ги­че­ский про­рыв Рос­сий­ской импе­рии был пока­зан в «Путе­ше­ствии по Нико­ла­ев­ской желез­ной доро­ге» 1857 года. Игра изоб­ра­жа­ла раз­ви­тие желез­но­до­рож­ной сети и была по меха­ни­ке обыч­ным «гусь­ком», но нес­ла в себе про­све­ти­тель­скую функцию.

Путе­ше­ствие по Нико­ла­ев­ской желез­ной доро­ге. 1857 год

Такой была игра «Путе­ше­ствие по Рос­сии» 1885 года.

Путе­ше­ствие по Рос­сии. 1885 год

Цель игры — как мож­но быст­рее «про­ехать» по желез­ной доро­ге из точ­ки «А» в точ­ку «Б», бро­сая кости по оче­ре­ди. Роль фишек выпол­ня­ли малень­кие литые локо­мо­ти­вы. Пути туда и обрат­но повто­рять­ся были не должны.

Обра­зо­ва­тель­ные игры необя­за­тель­но были исто­ри­че­ски­ми и воен­ны­ми. В заклю­че­ние при­ве­дём зани­ма­тель­ную игру по типу «гусёк», свя­зан­ную с лите­ра­тур­ным насле­ди­ем. Она была изда­на в 1879 году по моти­вам сказ­ки Алек­сандра Пуш­ки­на «Рыбак и золо­тая рыбка».

Лист раз­ме­ром 22×17 см раз­де­лял­ся на квад­ра­ты. Из них восемь озна­ча­ли номер хода, а 15 иллю­стри­ро­ва­ли сказ­ку. Послед­ний 23‑й ход закан­чи­вал­ся рисун­ком с пла­чу­щей у раз­би­то­го коры­та старухой.

Золо­тая рыб­ка. 1879 год

К сожа­ле­нию, име­на авто­ров и худож­ни­ков игр оста­ва­лись неиз­вест­ны­ми. Мы зна­ем лишь изда­те­лей, вла­дель­цев лито­граф­ских заве­де­ний: Людвиг ван Долен в 1850–1860‑х годах в Санкт-Петер­бур­ге, Антон Мель­ни­ков в Москве 1870–1880‑х годов. Пожа­луй, самый извест­ный из них — Аким Икон­ни­ков, изда­вав­ший луч­шие петер­бург­ские настол­ки с 1840‑х и до кон­ца XIX века.

Что­бы не оста­вить у раз­би­то­го коры­та чита­те­лей, рас­ска­жем про игру, выпу­щен­ную в 1915 году в свя­зи с Пер­вой миро­вой вой­ной. В изда­нии пред­став­ле­но деталь­ное игро­вое поле и не менее подроб­ное опи­са­ние ходов в сти­хо­твор­ной фор­ме. Например:

«В серд­це попал — два шага вперёд!
И пол­ный поход!»

«Под пулей не нагибайся,
И на № 10 убирайся!»

«Эк разо­бра­ло, надо проспаться:
Один ход на месте остаться,
Одной пла­тил­кой рассчитаться!
Да с хмель­ной беды —
Выпей ковш воды».

«Начи­на­ет­ся дело —
Кар­те­чью задело:
Поле­жи один ход —
Пока заживёт».

Игра «Поход, куда велят». 1915 год

Что почитать по теме:


Читай­те так­же «Аван­тю­ра каза­ка Аши­но­ва. Новая Москва в Абис­си­нии»

Поделиться