Однажды в Касимове. Как режиссёр Тарантино «спас» дом писателя Пастернака

Осе­нью 2021 года груп­па акти­ви­стов из горо­да Каси­мов Рязан­ской обла­сти запи­са­ла видео­об­ра­ще­ние к аме­ри­кан­ско­му режис­сё­ру Квен­ти­ну Таран­ти­но. В нём они при­зва­ли спа­сти дом, в кото­ром око­ло века назад жил писа­тель Борис Пастер­нак: в наши дни зда­ние нахо­дит­ся в полу­раз­ру­шен­ном состо­я­нии. 10 фев­ра­ля 2022 года видео появи­лось на YouTube и сра­зу про­из­ве­ло фурор в реги­о­наль­ном медиапространстве.

По прось­бе VATNIKSTAN жур­на­лист Дэн­ни Кули­нич узнал исто­рию зда­ния, пооб­щал­ся с Дмит­ри­ем Дети­но­вым — одним из авто­ров видео­об­ра­ще­ния — и выяс­нил, что изме­ни­лось после него. 


«Родина» доктора Живаго

Про­вин­ци­аль­ный Каси­мов нахо­дит­ся в 165 кило­мет­рах к восто­ку от Ряза­ни. Рас­по­ло­жен­ный на бере­гу Оки, город пред­став­ля­ет собой итог мно­го­ве­ко­во­го син­те­за двух куль­тур — рус­ской и татар­ской. B XV веке он был сто­ли­цей Каси­мов­ско­го хан­ства, в соста­ве Рос­сий­ский импе­рии чис­лил­ся уезд­ным горо­дом, а в послед­ний год жиз­ни Совет­ско­го Сою­за стал эпи­цен­тром вой­ны меж­ду вли­я­тель­ны­ми ОПГ.

Пер­во­май­ская демон­стра­ция в Каси­мо­ве. 1921 год. Источ­ник: russianphpto.ru

Имен­но в этом неболь­шом город­ке в 1902 году обос­но­вал­ся док­тор Иосиф Кауф­ман. Окон­чив меди­цин­ский факуль­тет Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та, этот уро­же­нец Одес­сы пере­брал­ся в глу­бин­ку в поис­ках про­фес­си­о­наль­ной прак­ти­ки. В Каси­мо­ве её было мно­го: сна­ча­ла Кауф­ман про­ра­бо­тал зем­ским вра­чом, а после стал заве­до­вать Каси­мов­ской зем­ской боль­ни­цей. В годы Пер­вой миро­вой вой­ны док­тор руко­во­дил лаза­ре­том на без­воз­мезд­ной основе.

Летом 1920 года, в раз­гар граж­дан­ской вой­ны, в дом Иоси­фа Кауф­ма­на на Малой Мещан­ской ули­це при­е­хал «пере­ждать бурю» пле­мян­ник меди­ка Борис Пастер­нак. Боль­ной от исто­ще­ния, шоки­ро­ван­ный хао­сом сму­ты, поэт нашёл в доме дяди тихую гавань. В Каси­мо­ве буду­щий нобе­лев­ский лау­ре­ат зани­мал­ся ого­род­ным хозяй­ством и поправ­лял здоровье.

В кон­це лета Пастер­нак был вынуж­ден поки­нуть дом дяди и вер­нуть­ся в Моск­ву. Лет­ние кани­ку­лы про­из­ве­ли на клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры боль­шое впе­чат­ле­ние. Ряд иссле­до­ва­те­лей пола­га­ют, что Каси­мов стал про­об­ра­зом горо­да Юря­тин из рома­на «Док­тор Жива­го», а Иосиф Кауф­ман — само­го Юрия Жива­го. Вско­ре дом на Малой Мещан­ской поки­нул даже его хозя­ин, пере­ехав на парал­лель­ную улицу.

После ухо­да Кауф­ма­на особ­няк был раз­де­лён на квар­ти­ры. Един­ствен­ным напо­ми­на­ни­ем о пре­бы­ва­нии здесь Бори­са Пастер­на­ка оста­ва­лась памят­ная дос­ка, кото­рая ныне счи­та­ет­ся утерянной.

Борис Пастер­нак. Фото Мои­сея Нап­пель­ба­у­ма. 1926 год. Источ­ник: russianphoto.ru

К 2013 году состо­я­ние дома Кауф­ма­на ста­ло крайне пла­чев­ным. Тогда стро­е­ние при­зна­ли ава­рий­ным и внес­ли в реги­о­наль­ную про­грам­му по пере­се­ле­нию граж­дан из вет­хо­го жилья. В 2016 году город­ская адми­ни­стра­ция и вовсе поста­но­ви­ла сне­сти дом. В 2017 году суще­ствен­ная часть зда­ния постра­да­ла от пожа­ра. С тех пор в нём никто не живёт, кро­ме без­дом­ных, кото­рые пери­о­ди­че­ски там ночуют.

Дом Кауф­ма­на в Каси­мо­ве. 2010‑е годы
Дом Кауф­ма­на в Каси­мо­ве. 2010‑е годы
Дом в Каси­мо­ве. Октябрь 2018 года. Источ­ник: rg.ru

Обращение к Тарантино

Исто­рия обра­ще­ния каси­мов­ских акти­ви­стов к Квен­ти­ну Таран­ти­но берёт нача­ло в 2019 году. Тогдаш­няя гла­ва город­ско­го муни­ци­па­ли­те­та Гали­на Абра­мо­ва не исклю­чи­ла, что дом будет сне­сён. Память о пре­бы­ва­нии Пастер­на­ка в горо­де долж­на была, по её мне­нию, уве­ко­ве­чить памят­ная таб­лич­ка. Об этом чинов­ни­ца заяви­ла в интер­вью кана­лу «ОТР»:

«У нас такие тер­ри­то­рии явля­ют­ся инве­сти­ци­он­ны­ми пло­щад­ка­ми.<…> И какое бы стро­е­ние ни появи­лось вме­сто это­го дома, [мы] наде­ем­ся, что таб­лич­ка о том, что здесь был Борис Пастер­нак, будет».

Осо­бое вни­ма­ние на заяв­ле­ние чинов­ни­цы обра­тил Дмит­рий Дети­нов — бло­гер и репор­тёр, осве­ща­ю­щий соци­аль­ные про­бле­мы горо­да. По его при­зна­нию, «эти сло­ва послу­жи­ли триг­ге­ром», после кото­ро­го коман­да жур­на­ли­ста при­сту­пи­ла к созда­нию видеоролика.

До того как осно­вать соб­ствен­ное реги­о­наль­ное СМИ, Дмит­рий сме­нил несколь­ко про­фес­сий. Отучив­шись на тех­ни­ка литей­но­го про­из­вод­ства и цвет­ных метал­лов, он не смог най­ти рабо­ту по спе­ци­аль­но­сти: мно­гие про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия в Каси­мо­ве к тому вре­ме­ни уже закры­лись. После армии Дети­нов пытал­ся устро­ить­ся груз­чи­ком, но служ­ба без­опас­но­сти ком­па­нии не одоб­ри­ла его кан­ди­да­ту­ру. С 2011 по 2017 годы Дмит­рий рабо­тал на теле­ка­на­ле «Каси­мов-ТВ» на раз­ных долж­но­стях: дик­то­ром, опе­ра­то­ром, мон­та­жё­ром и даже веду­щим. Так он свя­зал жизнь с про­фес­си­ей журналиста.

В 2020 году Дети­нов осно­вал соб­ствен­ный YouTube-канал, кото­рый назвал по сво­ей же фами­лии. Там каси­мо­вец выпус­ка­ет роли­ки о про­бле­мах род­но­го горо­да. В объ­ек­тив видео­ка­ме­ры попа­да­ли раз­би­тые доро­ги, горы мусо­ра, запу­щен­ное архи­тек­тур­ное насле­дие и мно­гое дру­гое. С 2021 года Дмит­рий рабо­тал над медиа вме­сте с това­ри­ща­ми: Дани­лой Шиба­но­вым и Алек­сан­дром Миро­но­вым. Как ска­за­ли чле­ны редак­ции кана­ла «Дети­нов» в интер­вью про­ек­ту 7×7, дея­тель­ность их реги­о­наль­но­го small-media не при­но­сит им прибыли.

В 2021 году Дмит­рий Дети­нов даже бал­ло­ти­ро­вал­ся в депу­та­ты Гос­ду­мы от пар­тии «Новые люди» по Рязан­ско­му одно­ман­дат­но­му окру­гу. Как заявил Дети­нов изда­нию «Рам­блер», пуб­лич­ная оглас­ка помо­га­ет жур­на­ли­стам решать мно­гие про­бле­мы род­но­го горо­да. Депу­тат­ские пол­но­мо­чия поз­во­ли­ли бы делать это «ещё более эффективно».

Обра­ще­ние к Квен­ти­ну Таран­ти­но Дети­нов и его коман­да запи­са­ли осе­нью 2021 года. По сло­вам Дмит­рия, они спе­ци­аль­но сня­ли ролик имен­но в осен­ний пери­од: «Это иде­аль­ное вре­мя, что­бы сни­мать про­вин­цию». После того как листва опа­да­ет, «вид­ны все дета­ли». Адре­сат обра­ще­ния тоже был выбран неслу­чай­но: гол­ли­вуд­ский режис­сёр изве­стен тем, что любит сти­хи Пастер­на­ка с само­го дет­ства. В 2004 году, при­е­хав в Рос­сию, Таран­ти­но пер­вым делом посе­тил моги­лу клас­си­ка в Пере­дел­ки­но, несмот­ря на про­лив­ной дождь.

Таран­ти­но на моги­ле Пастер­на­ка. Источ­ник: kulturologia.ru

Ролик опуб­ли­ко­ван 10 фев­ра­ля 2022 года — в день 132-летия Бори­са Пастер­на­ка и сра­зу же стал изве­стен на всю Рязан­скую область. Со слов Дети­но­ва, толь­ко в день пуб­ли­ка­ции к нему за ком­мен­та­ри­я­ми обра­ти­лись пред­ста­ви­те­ли четыр­на­дца­ти раз­лич­ных изда­ний, а на сле­ду­ю­щий день — восем­на­дца­ти. Сей­час, спу­стя неко­то­рое вре­мя после обра­ще­ния, бло­гер уве­рен, что Таран­ти­но зада­чу выполнил.

— Понят­ное дело, обра­ща­ясь к режис­сё­ру, мы хоте­ли при­влечь вни­ма­ние к про­бле­ме дома Иоси­фа Кауф­ма­на. И сей­час, спу­стя столь­ко вре­ме­ни, мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что Таран­ти­но сде­лал своё дело.

Во-пер­вых, дом сно­сить не будут — об этом нам ска­за­ла гла­ва адми­ни­стра­ции. Во-вто­рых, дом пере­ве­дут из жило­го в нежи­лой и пере­да­дут буду­ще­му инве­сто­ру. Пока что это всё толь­ко сло­ва. Но будем сле­дить за выпол­не­ни­ем этих обещаний.


Как сберечь наследие Касимова?

Не раз быва­ли слу­чаи, когда исто­ри­че­ские построй­ки при капи­таль­ном ремон­те или рекон­струк­ции меня­лись до неузна­ва­е­мо­сти — к сожа­ле­нию, в худ­шую сто­ро­ну. В Ряза­ни такая судь­ба постиг­ла дом Шесто­вых, рас­по­ло­жен­ный по ули­це Ско­мо­ро­шин­ской, 23. Постро­ен­ный в 1858 году, особ­няк оста­вал­ся ярким образ­цом мест­но­го дере­вян­но­го зод­че­ства. Одна­ко в 1967‑м дом Шесто­вых утра­тил «архи­тек­тур­ные изли­ше­ства» и стал типо­вым бара­ком. Кап­ре­монт 2013 года окон­ча­тель­но «добил» зда­ние, пре­вра­тив его в обыч­ную кир­пич­ную коробку.

Вопрос отно­ше­ния рестав­ра­то­ров к памят­ни­кам оста­ёт­ся для нашей стра­ны одним из болез­нен­ных. Гово­ря о буду­щих инве­сто­рах дома Кауф­ма­на, Дети­нов бес­по­ко­ит­ся о том, насколь­ко ответ­ствен­но они отне­сут­ся к рабо­там. По его сло­вам, преж­де чем начи­нать ремонт исто­ри­че­ской построй­ки, «нуж­но понять, какой дом мы хотим полу­чить: цар­ско­го, совет­ско­го или пост­со­вет­ско­го периодов».

Состо­я­ние памят­ни­ков архи­тек­ту­ры Каси­мо­ва Дети­нов назы­ва­ет «боль­шой болью», ведь особ­няк Кауф­ма­на — дале­ко не един­ствен­ное «запу­щен­ное» зда­ние. В нояб­ре 2020 года сго­рел дом Бар­ко­вых, оста­вав­ший­ся визит­ной кар­точ­кой горо­да и памят­ни­ком феде­раль­но­го зна­че­ния. Он рас­по­ла­гал­ся на набе­реж­ной Оки и все­гда при­вле­кал вни­ма­ние про­плы­ва­ю­щих мимо тури­стов. Кро­ме того, особ­няк был уве­ко­ве­чен в филь­ме Лео­ни­да Гай­дая «Инког­ни­то из Петер­бур­га» 1977 года. Сей­час же от дома Бар­ко­вых оста­лись толь­ко почер­нев­шие антич­ные колонны.

Бло­гер так­же обес­по­ко­ен судь­бой Тор­го­вых рядов, постро­ен­ных по чер­те­жам само­быт­но­го каси­мов­ско­го архи­тек­то­ра XIX века Ива­на Гаги­на. Соору­же­ние, появив­ше­е­ся в 1830‑х годах, реста­ври­ру­ют уже более пяти лет в рам­ках про­ек­та «Исто­ри­че­ская память» пар­тии «Еди­ная Рос­сия». Со слов Дети­но­ва, «дело дви­жет­ся очень мед­лен­но и часто огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь руга­нью меж­ду адми­ни­стра­ци­ей и под­ряд­чи­ка­ми». Бло­гер заве­рил, что после выпус­ка обра­ще­ния к Таран­ти­но вся коман­да реги­о­наль­но­го YouTube-медиа скон­цен­три­ру­ет­ся имен­но на Тор­го­вых рядах.

«Ско­ро 870-летие наше­го горо­да, и мы хотим до это­го празд­ни­ка ряды обла­го­ро­дить. Мы при­вле­чём вни­ма­ние к этой про­бле­ме при помо­щи ана­ли­ти­че­ской рабо­ты: собе­рём всю инфор­ма­цию по рекон­струк­ции Тор­го­вых рядов и предо­ста­вим её. Но ни к кому за помо­щью, как с Таран­ти­но, мы обра­щать­ся боль­ше не будем. Ядро в одну и ту же ворон­ку два­жды не попадает».

Что­бы мини­ми­зи­ро­вать поте­ри сре­ди исто­ри­че­ских постро­ек Каси­мо­ва, нуж­но пере­смот­реть гра­до­стро­и­тель­ную поли­ти­ку, счи­та­ет Дети­нов. По его мне­нию, «нуж­но оце­нить зна­чи­мость и состо­я­ние каж­до­го из памят­ни­ков». Не менее важ­но при­вле­кать инве­сти­ции мест­ных предпринимателей:

«Исто­рия с домом Кауф­ма­на пока­за­ла, что люди заин­те­ре­со­ва­ны в вос­ста­нов­ле­нии наше­го насле­дия. За это вре­мя [после выхо­да роли­ка] ко мне обра­ти­лись три пред­при­ни­ма­те­ля, гото­вые помочь. Если таких людей будет боль­ше, то это будет очень хоро­шо. Таких домов в Каси­мо­ве мно­го, их хва­тит на всех».

Про­бле­ма сохран­но­сти исто­ри­че­ско­го насле­дия суще­ству­ет не толь­ко в Каси­мо­ве. За послед­ние годы под угро­зой исчез­но­ве­ния ока­за­лись архи­тек­тур­ные памят­ни­ки в Туле, Якут­ске, Уфе и мно­гих дру­гих горо­дах. Бороть­ся за них про­дол­жа­ют не толь­ко мест­ные акти­ви­сты и спе­ци­а­ли­сты-рестав­ра­то­ры, но и реги­о­наль­ные СМИ, основ­ным инстру­мен­том кото­рых явля­ет­ся оглас­ка. Обра­ще­ние к Таран­ти­но от лица каси­мов­ских жур­на­ли­стов — самый яркий при­мер успе­ха этих уси­лий. Но дале­ко не единственный.

Мате­ри­ал под­го­тов­лен до 24 фев­ра­ля 2022 года.


Читай­те так­же «Таран­ти­но в Москве: Пастер­нак, Зюга­нов и Музей кино»

Поделиться