Квентин Тарантино посетил Москву в июне 2004 года, и его поездка вышла за пределы стандартного рекламного визита вежливости. Тарантино не только открывал XXVI Московский международный кинофестиваль показом второй части «Убить Билла» и тусовался на светских раутах — он также побывал на могиле Бориса Пастернака и вмешался в конфликт вокруг Музея кино.
VATNIKSTAN рассказывает о том, как на несколько дней всемирно известный режиссёр превратился в главного светского персонажа российской столицы.
Сегодня, в сравнении с серединой 2000‑х годов, Московский международный кинофестиваль (ММКФ) несколько потерял в значимости. Это по-прежнему самое главное событие страны для синефилов, но мероприятие утратило светский блеск и перестало быть первополосной темой. Возможно, самым заметным фестивалем времён постсоветского расцвета стал проведённый в июне 2004 года.
Именно тогда к его работе удалось привлечь действующих звёзд — в Москву приехали актриса Мерил Стрип и Эмир Кустурица, а британец Алан Паркер возглавил жюри. Пресса с деловым уклоном особо смаковала визит на фестиваль главы «Miramax» продюсера Харви Вайнштейна, которому, по свидетельству критика Петра Шепотинника, даже позволили курить сигару в зале Пушкинского кинотеатра при Юрии Лужкове. Но самым желанным гостем был Квентин Тарантино.
Это была не первая поездка Тарантино в Москву, более того, он бывал и на ММКФ. Но в 2004 году режиссёр ехал в Россию презентовать вторую часть дилогии «Убить Билла» с Умой Турман в главной роли. Фильм вполне уверенно можно было называть главной премьерой года. Тарантино, уже культовый, но находящийся в отличной творческой форме, заинтриговал зрителя многообещающей первой частью. Российская версия журнала «Rolling Stone», запустившаяся как раз в июне 2004 года, стартовала с Квентином Тарантино и Умой Турман на обложке. Вокруг «Убить Билла» ощущался ажиотаж большого культурного события.
Российская публика любила Тарантино, но были в этой любви некоторые особые нотки. В 1994 году в борьбе за Каннскую пальмовую ветвь «Криминальное чтиво» от никому неизвестного маргинала чуть за тридцать опередило фильм главного мэтра российского кино Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем», фаворита конкурсного показа. По окончании Каннского фестиваля уязвлённый поражением Михалков скандалил, обвиняя жюри в необъективности, и уверял, что «Криминальное чтиво» все забудут, а «Утомлённые солнцем» — фильм на века.
Несерьёзное «Криминальное чтиво» противопоставлялось драме с сюжетом из времён сталинских репрессий. Уставшей от интеллигентской рефлексии о советском прошлом молодой публике фильм Тарантино, изобретательный и ироничный, очень сильно понравился. Режиссёр стал символом нового киноязыка и гарантией хорошего вкуса. Спустя десять лет Квентин Тарантино ехал на фестиваль, где председательствовал его былой соперник. Хотя отношения Михалкова и Тарантино после Канн давно нормализовались, у прессы была дополнительная тема в контексте обсуждения ММКФ.
Тарантино и Музей кино
Квентин Тарантино оказался одной из самых непритязательных звёзд фестиваля, проявившим к российской культуре искренний интерес. Режиссёр прилетел в Москву в среду 16 июня 2004 года вместе с командой, включавшей исполнителя главной роли в «Убить Билла» Дэвида Кэррадайна. Новость о приезде в «Коммерсанте» вышла под заголовком «Квентин Тарантино сошёл с небес на землю». Главному хулигану Голливуда было некуда скрыться от журналистов и сотрудников ММКФ. Светский обозреватель «Коммерсанта» описала забавный эпизод:
«Пока Квентин Тарантино с сопровождающими отдыхал в кафе „Националя“, он изучал публику. С нескрываемым интересом он рассматривал англоязычные надписи на майке, слегка прикрывающей грудь случайно оказавшейся за соседним столом главы агентства Mobil Media Елены Мясниковой: „Нет, я не замужем, нет, у меня нет жениха, нет, я не лесбиянка“. Ознакомившись с этой небольшой анкетой, режиссёр сообщил барышне, что не прочь отдохнуть в московских ночных клубах, но тут подоспели сотрудники ММКФ и сурово отогнали всех любопытствующих. На что Тарантино только развёл руками, приговаривая: „Ну вы же видите, я здесь человек подневольный, я бы рад ещё поговорить“».
Затем Тарантино выпил в ресторане «Царская охота» по случаю дня рождения своего ассистента и освободился глубоко за полночь. Четверг же режиссёр посвятил культурной программе.
Квентин Тарантино побывал в МХАТе и даже в гримёрке Станиславского, но особый резонанс вызвал визит создателя «Криминального чтива» в Музей кино. Внушительная и ценная для мировой культуры коллекция базировалась в здании киноцентра на Красной Пресне, доме с очень непростой судьбой. В середине 2000‑х музей стали выживать, что вызвало протесты. Как раз летом 2004 года проходила очередная стадия борьбы за Музей кино.
Экскурсию Тарантино проводил сам Наум Клейман, директор музея. Есть полная запись визита Тарантино в Музей кино — сумбурное, но ценнейшее свидетельство эпохи:
Квентин Тарантино рассказал о своих впечатлениях от увиденного на следующий день:
«Я хорошо знаю русское кино. Вчера мне было ужасно интересно в Музее кино, там хорошая библиотека, редкие книги, старые плакаты — это всё о русском и советском кино, о режиссёрах и киножанрах. Это такой новый импульс для меня. В моей коллекции много русского кино и сейчас я получил толчок, чтобы пересмотреть это всё. Вернусь домой, буду смотреть русское кино. Кино любишь независимо от жанра, главное, чтобы вставляло. Мне вставило. Есть разница смотреть кассету или попасть в музей и комнату, где висят костюмы фильма „Иван Грозный“. Я видел камеру Эйзенштейна».
Тарантино оставил запись в поддержку Музея кино. Через несколько дней, ещё до окончания ММКФ, на Пушкинской площади пройдёт митинг в защиту музея. Поддержку организации окажут и другие уважаемые кинодеятели со всего мира. Но этом ни к чему не приведёт: Музей кино в здании киноцентра будет закрыт в ноябре 2005 года.
Тарантино и Пастернак
Во время своей поездки Квентин Тарантино отправился в Переделкино поклониться могиле Бориса Пастернака. Как оказалось, автор «Доктора Живаго» был «литературным кумиром» режиссёра криминальных комедий.
Хоть и просил Тарантино ограничить его общение с телевизионщиками, за ним следили журналисты. И разлетелись его снимки на могиле Бориса Пастернака:
По воспоминаниям фотохудожника Сергея Берменьева, сопровождавшего Тарантино, визит кинодеятеля напоминал медитацию:
«Пастернак был для него, как для нас с вами Пушкин. Он уверял меня, что у него там установится некий духовный контакт с писателем. Я думал, он присядет у надгробия на минуту, для вида, ну на три. Но он пробыл там около получаса. Я даже снял куртку и постелил ему, чтобы он не простудился. Сделав несколько кадров вначале, я больше не снимал: Тарантино был в состоянии медитации, он куда-то „улетел“. Я предлагал купить цветы по дороге, чтобы возложить их на могилу, но он воспринял эту формальность как нарушение своего общения с великим. Для него был важен духовный контакт».
Тарантино и ММКФ
Открытие ММКФ, главная цель поездки в Москву, проходило в пятницу 18 июня. Мероприятие предваряли пресс-подходы к Квентину Тарантино. Он дал несколько коротких интервью, рассказав о своих впечатлениях о России и новом премьерном фильме. А затем была «красная дорожка» ММКФ.
В Москве было дождливо, но моросить перестало в тот момент, когда Тарантино направлялся к Пушкинскому кинотеатру. Его поприветствовали президент ММКФ Никита Михалков и внезапно присоединившийся лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
На церемонии открытия был показан «юмористический кинокапустник», соединивший кадры из премьерного «Убить Билла‑2» и классических советских фильмов. Никита Михалков пел дифирамбы дорогому гостю. По его мнению, в 1994 году только пресса пыталась поссорить его с Квентином. Между тем, судя по материалам СМИ, беседы с глазу на глаз между Тарантино и Михалковым не было, они общались лишь на камеру.
А журналист «Комсомольской правды» зафиксировала свои впечатления от присутствия режиссёра на открытии ММКФ:
«От Тарантино впечатления интересные. Товарищ он приятный своей неголливудской внешностью и манерами. Угловатый, не знающий, куда пристроить руки и ноги… Словом — сумасшедший художник. А может, даже и гений».
«Убить Билла‑2» оправдал ожидание. Кинокритики были в восторге, между делом отметив, что, несмотря на все достоинства, фильм стоит смотреть только после первой части. Впоследствии Тарантино назовёт именно вторую часть «Убить Билла» своим лучшим фильмом.
Квентин Тарантино улетел из Москвы, пробыв здесь три дня, но его визит оказался громким и запоминающемся. Через 15 лет, на этой неделе, он вернулся с презентацией нового фильма. Посмотрим, будем ли мы так же вспоминать эту поездку спустя годы, как и предыдущую.
Читайте также наш материал о российских фильмах, на которые повлияло творчество Тарантино — «Тарантино по-русски».