Александр Моисеевич Пятигорский был одним из основателей тартуско-московской семиотической школы, разработал текстовую модель коммуникации, изучал индийскую культуру и создал тамильско-русский словарь. В 1960‑х годах Пятигорский занялся правозащитной деятельностью, из-за чего ему пришлось эмигрировать из СССР. Учёный сделал себе имя в Европе, написал несколько книг, работал в Лондонском университете. В Россию Александр Моисеевич вернулся только в 2006 году, выступил с лекциями и улетел в Лондон, а под конец жизни снялся в нескольких фильмах.
Как Пятигорский объяснял разницу в мировоззрении Запада и Востока, почему считал женщин непредрасположенными к философии, а физику — необязательной наукой, рассказывает Павел Жуков.
Человек вне системы
30 января 1929 года в еврейской семье Моисея Гдальевича и Сары Григорьевны Пятигорских из Москвы родился сын Александр. Воспитанием мальчишки в основном занимался двоюродный дед Ефраим Липович — человек с богатой биографией: при царе он был купцом первой гильдии, при большевиках занимался кожгалантерей.
Детство Александра выпало на суровые предвоенные годы. Ефраима Липовича репрессировали, опасность нависла и над родителями мальчика, однако беда миновала. Начались 1940‑е годы. Когда грянула Великая Отечественная война, семья Пятигорских эвакуировалась из Москвы в Нижний Тагил.
Несмотря на то что Александр учился весьма посредственно (особенно по точным наукам), в послевоенные годы он смог поступить на философский факультет МГУ. Уже тогда в Пятигорском началась борьба противоречий: советское государство под руководством Иосифа Сталина давило на общество, но Александр думал о свободе личности, не желавшей принимать правила игры и быть просто «винтиком» системы. Подобные мысли терзали не только Пятигорского, но и его друзей. Молодые люди проводили время в обсуждениях и спорах, пытаясь найти истину. Время шло, истина не находилась. Сменился правитель: вместо жёсткого диктатора пришёл Хрущёв, началась оттепель. Жить стало проще, но в молодёжной среде всё множились свободолюбивые мысли.
Пятигорский окончил МГУ в 1951 году. Его отец получил назначение в Сталинград, куда перебралась вся семья. Александр начал трудиться в обычной школе. Для Пятигорского это было слишком мелко, не хватало размаха, да и атмосферу свободомыслия в Сталинграде и Москве нельзя было сравнивать.
В 1956 году Александр Моисеевич вернулся в столицу, получил должность в Институте востоковедения. Его руководителем был Юрий Николаевич Рерих, сын знаменитого художника. В Москве Пятигорский защитил кандидатскую на тему «Из истории средневековой тамильской литературы». В его жизни произошёл перелом: Пятигорский начал усиленно изучать тамильскую культуру, её язык, философские направления. Александр Моисеевич создал тамильско-русский словарь, написал нескольких книг и цикл лекций по буддийской и индийской философии.
В 1963 году культуролог, литературовед и доктор филологических наук Юрий Михайлович Лотман пригласил Пятигорского в Тартуский университет исследовать семиологию. Пятигорский согласился, поскольку для него было крайне важно поработать с учёным такого высокого уровня.
Наука на протяжении какого-то времени полностью поглотила Пятигорского. Однако уже в начале 1960‑х годов в жизни филолога появилась ещё одна важная деятельность — общественная. Александр Моисеевич влился в правозащитное движение. Пятигорский прекрасно понимал, что борьба с системой ради других способна поставить крест на его карьере, но не остановился. Пятигорский выступил в защиту диссидента Александра Гинзбурга, участвовал в митинге гласности, направленном на поддержку арестованных писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского.
В разговоре с одним из друзей Александр Моисеевич сравнил правозащитную деятельность с философией:
«Старик, добро сильнее зла потому, что у них разные задачи: зло хочет непременно искоренить добро, а добру надо всего лишь сохраниться. Философия — это в конечном счёте наука о добре, о добродетелях и смыслах. И власть философии не нужна, она ей как мешающая кость в горле».
Общественная активность привела к ожидаемому финалу: Пятигорского начали выживать из СССР. В 1973 году Александр Моисеевич эмигрировал в ФРГ, а через год — в Великобританию, где работал профессором Лондонского университета.
«У тебя есть только один враг — ты сам, который сейчас…»
Покинув Советский Союз, Пятигорский стал востребованным учёным. Александр Моисеевич читал лекции о своей научной работе, о жизни в СССР, о буддизме. Параллельно Пятигорский писал научные книги. Тогда же, во время одной из лекций, философ произнёс фразу: «У тебя есть только один враг — ты сам, который сейчас…»
Лекции о буддизме оказались одними из самых востребованных в мире. В них Александр Моисеевич обязательно затрагивал тему взаимосвязи религии и философии. В начале он произносил:
«Философия никому не нужна, в том и состоит её ценность. Именно потому она и достойна самых теснейших и долговременных человеческих привязанностей».
Затем следовало повествование о том, как буддистское сознание переплетается с естественными науками. Индия играла важную роль в жизни и в работе Пятигорского. Он отмечал факт того, что именно в Индии ввели в обиход ноль и позиционность исчисления. Парадокс состоял в том, что в Индии отсутствовали школы естественных наук. Александр Моисеевич объяснял это совершенно иным сознанием индийцев: условные древние греки времён Аристотеля мыслили иначе, чем они. Соответственно, осмысление лингвистики и математики у жителей Запада и Востока происходило по-разному.
Пятигорский приводил простой пример, характеризующий подход индийцев: их не интересовала анатомия, биология и ботаника, зато размышления о познании самих себя и окружающих играли важную роль. Пятигорский не видел в этом ничего странного или удивительного. Философ считал, что если народ зацикливается на чём-то одном, то это непременно приведёт к его деградации.
Александр Моисеевич рассуждал о мировоззрении тибетских монахов. Они считали, что Чарльз Дарвин был интеллектуально неразвитым человеком, зато интеллект английских физиков и математиков высоко оценивали. В один список вместе с Дарвином были помещены и западные историки вместе с философами. По мнению тибетских монахов, все они были скованы и не пытались самостоятельно отыскать ответы на вопросы или же нестандартные решения известных проблем. Кроме этого, представители гуманитарных наук всегда боялись искать новые варианты, а цеплялись за старые. Именно поэтому математики и физики были у монахов в большем почёте — они являлись по-настоящему свободными и жаждали нового, игнорируя коллективную инерцию.
По мнению Пятигорского, полной свободой изысканий пользовались и философы. На них даже не оказывали никакого давления и античные школы. Философы могли размышлять о чём угодно и когда угодно. Под «философами» и «философией» Александр Моисеевич подразумевал не только узконаправленных учёных и саму науку. Он обобщал под этими терминами и специалистов по праву, и теологов (и теологию), и библеистику, и исследователей древнееврейского и латинского языков, «бонусом» шла ещё и медицина. Все эти направления, по мнению Пятигорского, являлись ответвлениями философии, хотя она сама и появилась лишь во второй половине XVIII столетия. Отсчёт Александр Моисеевич вёл от первой кафедры академической философии, открытой в Эдинбурге. Именно там погружались в «чертоги разума» Дэвид Юм и Адам Смит, Иммануил Кант и Георг Гегель. Благодаря учёным философия окончательно обрела форму и стала предметом изучения, а буддисты выделили философию гораздо раньше, поскольку она была частью образования.
«Постоянные размышления и размышления над размышлениями»
На протяжении всей жизни Александр Моисеевич был уверен, что философия не является наукой в прямом понимании. Он писал:
«В пантеоне наук нет иерархической вертикали, скорее, это некий объём или пространство, заполненное не чем-нибудь, а именно культурой. Вот там философия какое-то место занимает…»
Более того, Пятигорский утверждал, что без философии человек может жить вполне достойно. Правда, он также считал, что и необходимость в физике сильно преувеличена, а потребность в ней возникает только при необходимости. Главный минус физики, по мнению философа, в том, что в ней по определению не может быть окончательной, финальной теории. Проблема заключается в людях и обществе, которые мечтают добраться до «окончательной теории». А это невозможно, поскольку она подразумевает некую идиллию, заведомо недостижимую цель. Именно из-за этой погони человечество никак не может полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал. Ничего страшного Пятигорский в этом не видел, поскольку, так или иначе, люди не стоят на месте, а двигаются и им интересно. Например, он сам всегда находился в состоянии «постоянного размышления и размышления над размышлениями». Это тоже было своего рода неким движением.
Весьма любопытен был взгляд Пятигорского на женщин в философии. Александр Моисеевич считал, что у девушек нет предрасположенности к философствованию, и объяснял это тем, что женщине от природы гораздо труднее заниматься бесполезным занятием, в отличие от мужчины. А философия, как сказано выше, наука бесполезная.
Большую часть своей работы Пятигорский посвятил семиотике. При этом он считал её такой же бесполезной, как и философию, к науке подходил исключительно как философ, используя семиотику в качестве некоего ключа, способного открыть двери в других науках. По мнению Александра Моисеевича, семиотика полезна философам, поскольку позволяет рефлексировать в любой области.
В 2006 году Пятигорский побывал в России и прочитал несколько лекций московским студентам на тему «Мифология и сознание современного человека». Во время одного из выступлений Александр Моисеевич сказал:
«В России, чем бы вы ни занимались, это всегда культурно значимо. Я первые 45 лет своей жизни провёл в этой стране, в России. И в Москве, конечно, если человек занимался Шанкарой или Буддой, это звучало гораздо интереснее, чем Тютчев. Опять же, с какой-то абстрактной точки зрения, это была чистая дешёвка. С другой стороны, мне хотелось этим заниматься. Это была любовь к разного рода интересным вещам, интересным по чуждости…»
В качестве примера Пятигорский привёл ситуацию с Фридрихом Ницше, которого в Третьем рейхе сделали главным фашистским философом. Так появилось выгодное для власти клише, при этом никто не копал вглубь и не пытался добраться до истины. Ницше являлся антифашистским философом, но клише обладало такой силой, что побороть его было нереально. По этому поводу Пятигорский говорил:
«Собственно, дело нормального человека — осознать феномен клиширования и воспринимать любое явление культуры в его абсолютной уникальности. Во всяком случае, препятствовать этому клишированию. Это очень трудно».
За свою долгую жизнь Александр Моисеевич написал большое количество научных работ и книг, а также семь художественных произведений. Например, в книге «Философия одного переулка» он рассказал о людях, живших в советскую эпоху, а «Рассказы и сны» Пятигорский посвятил путешествию внутрь себя и времени.
На этом творческая деятельность Пятигорского не закончилась. Уже будучи известным и востребованным философом в преклонном возрасте, Александр Моисеевич сыграл роль махараджи в кинокартине «Охота на бабочек» (1992) Отара Иоселиани. Кроме этого, Пятигорского можно увидеть в фильмах «Чистый воздух твоей свободы» (2004) Балаяна и «Шантрапа» (2004) Иоселиани, а также в документальных картинах «Философ сбежал» (2005) Тиронса и «Гитлер, Сталин и Гурджиев» (2007) Агеевой.
Однажды во время беседы со студентами кто-то из слушателей сказал: «Ваши книги и лекции рассчитаны на очень маленький процент думающих людей». Пятигорский не растерялся:
«Я очень надеюсь, что после моих лекций люди начнут думать. А вот в том, что меня слышат и понимают, я нисколько не уверен. Не буду лукавить: я читал эту лекцию исключительно для себя».
Александра Моисеевича Пятигорского не стало в октябре 2009 года.
Читайте также «Борис Скосырев: калиф на час для Андорры».