Отношение к различным историческим событиям и процессам постоянно меняется с течением времени. С распада Советского Союза прошло почти 30 лет, постепенно исчезают крайние оценки явлений предыдущего столетия, трансформируется и восприятие СССР, который с каждым днем становится всё дальше от нас. С одной стороны, советская история остаётся в памяти миллионов россиян, являвшихся свидетелями той эпохи и по-разному относившихся к ней. С другой стороны, в настоящее время многие события теряют свою значимость, воспринимаются новыми поколениями совершенно по-другому, или же вовсе забываются, что обуславливает существенную трансформацию образа Советского Союза у современных граждан России.
У большого количества людей сохраняются моральные ценности ушедшей эпохи, привычки и определённый жизненный опыт. Каждый из нас хотя бы раз в жизни пролистывал советские альбомы вместе с родственниками, друзьями или знакомыми, которые с невероятной теплотой и трепетом рассматривали старые фотографии, открытки или письма, газетные или журнальные вырезки, или другие памятные для них вещи. Однако в последние годы можно наблюдать не только отдельно взятые семейные воспоминания, но и даже общественные ностальгические настроения. Всё чаще встречаются сравнения современности с Советским Союзом, отсылки к реалиям прошлого столетия, использование советских символов в рекламе (например, для гарантии качества, низкой цены или привычных свойств и характеристик товара), а также увеличивается популярность «советских» столовых и кафе, музыки и стиля, кинофильмов и Интернет ресурсов, посвященных советской тематике. Удивительно, что ностальгию по советским временам испытывает и молодое поколение, которое уже не застало СССР.
На тему распада советского государства проводятся разнообразные опросы общественного мнения. На протяжении многих лет в России сохраняется довольно высокий процент сожалений о развале СССР. По данным Левады-центра, в 2006 году об этом сожалели 61 %, в 2016 году 56 % опрошенных, а в начале 2020 года показатели достигли 65 %. К. Д. Пипия отмечает, что ностальгические воспоминания характерны больше для старшего поколения, однако и молодые люди соглашаются с мнением тех, кто считает исчезновение Советского Союза трагедией, которую «можно было избежать».
По данным ВЦИОМа, в 2002 году о распаде Союза сожалели 65 %, в 2006 году 68 %, в 2012 году 56 %, в 2016 году 63 % опрошенных. Данные социологических опросов были прокомментированы руководителем исследовательских проектов ВЦИОМа М. В. Мамоновым, который отмечал, что наблюдается идеализация советского периода. В то же время отношение населения к развалу Советского Союза можно назвать «ностальгическим прагматизмом», поскольку вместе с преобладающими положительными воспоминаниями и сожалениями присутствует понимание невозможности воссоздания СССР.
На тему подобных ностальгических проявлений регулярно выходят социологические, психологические и политологические исследования коллективной, индивидуальной и культурной памяти, больше известные как направление Memory Studies, связанное с общим восприятием прошлого. Необходимо отметить, что такие работы носят междисциплинарный характер, отражают совершенно различные аспекты памяти и восприятия прошлого. Основы научного направления были заложены М. Хальбваксом, который в 1925 году опубликовал свою монографию «Социальные рамки памяти». Автор впервые определил проблему запоминания человеком тех или иных фактов на основе параметров «социальных рамок» и ориентиров, существующих в обществе, а также проследил формирование «общепринятых» представлений в социальных институтах. Другими словами, помимо личных воспоминаний человека существуют ещё и общие сюжеты, связанные с судьбами множества других людей, единым историческим путём или любым другим опытом социально-культурного взаимодействия. Именно в этих рамках складываются некоторые единые образы и порядки, свойственные той или иной общественной группе.
Ностальгические чувства, периодические обращения к ушедшей эпохе или даже попытки найти утерянный «золотой век» в советском периоде истории связаны именно с «социальными рамками» памяти. А. Ассман отмечала, что поскольку собственная память человека так или иначе пронизана воспоминаниями других людей, а иногда бывает даже трудно отделима от них (как, например, в случае с самыми ранними годами жизни), можно говорить о феномене коллективной памяти, которая «позволяет членам сообщества, преодолевая пространственные и временные дистанции, сохранять ценностные ориентиры и системы координат. Так возникает ощущение себя частью большого целого, значительно превосходящего горизонт индивидуального опыта». Для коллективной памяти характерен отбор значимых событий и определение коллективного способа их толкования, который, безусловно, может отличаться от индивидуальных оценок и мнений каждого человека. Именно поэтому можно сказать, что индивидуум является некоторым пересечением различных групп коллективных памятей, и самостоятельно делает выбор в пользу той или иной концепции.
Коллективная память особенно усиливается в юбилейные периоды, которые выступают в роли своеобразных рубежей или отметок. Так, большое значение приобретают памятные даты и некоторые праздники, традиции которых были заложены ещё в советский период и прочно вошли в жизнь общества. В своей книге «Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти» Г. А. Бордюгов писал, что
«история не «работает» с юбилеями, а память, наоборот, обостряется в эти дни, торжествует, использует свой шанс на реанимацию или обновление».
Действительно, юбилеи тесно переплетаются с нашей жизнью, тем самым напоминая нам о прошлом и стимулируя к изучению истории. Также наша память восстанавливает семейные хроники, нередко пытается найти свою сопричастность к событиям. В советское время сложилась традиция приурочивания нововведений в общественно-политической жизни, открытий памятников или, например, объектов строительства к юбилейным датам (возможно, чаще всего Октябрьской революции). Выделение таких рубежей можно считать поиском лучших условий для начала нового витка движения в светлое будущее.
Похожие тенденции сохраняются и сейчас, в материалах СМИ юбилейные даты являются отправной точкой для освещения предшествующих исторических периодов. Редакции средств массовой информации всегда обращают внимание на памятные даты и годовщины в качестве повода для переосмысления исторического пути. Пресса, телевизионные каналы или Интернет-порталы публикуют разнообразные сюжеты об истории Советского Союза, биографиях партийного руководства или выдающихся деятелей науки и искусства того времени, мнениях и взглядах различных людей на советское прошлое, аналитических данных и обзорах, демонстрирующих современное восприятие Советского Союза. Нередко средства массовой информации обращаются и к статистическим данным материалов социологических опросов, являющихся своеобразными индикаторами общественного мнения по тем или иным вопросам. Создается живой и многосторонний образ советского времени, составленный из историй жизни и рассказов, также поднимаются вопросы повседневного быта, рассказывается о советских продуктах, вещах и реалиях, привычных миллионам граждан бывшего СССР. Помимо этого, СМИ могут в той или иной степени транслировать позицию федеральной или региональной местной власти, выполняя функцию информационного сопровождения. Подобное влияние способствует внедрению той или иной модели восприятия фактов. Таким образом, оказывается большое воздействие на формирование общественного мнения и конструирование общепринятых, наиболее распространённых представлений о событиях настоящего и прошлого.
По мнению Г. А. Бордюгова, «пространство памяти использовалось и используется для адресной, фокусированной актуализации прошлого для нужд настоящего», то есть вместе с трансформацией подобных «нужд» изменяется и образ советского прошлого. Например, в 1990-ые годы наблюдались резкие противопоставления современной Российской Федерации и Советского Союза и отрицание любых советских символов и устоев. В 2000-ые годы политика стабилизации противопоставлялась уже радикальным преобразованиям конца прошлого столетия, а не советскому периоду, что во многом было связано с поиском новых основ для дальнейшего объединения страны. Довольно частое обращение федеральной власти к историческому материалу демонстрировало необходимость переосмысления событий прошлого и более внимательного отношения к истории. Тем не менее, факты часто использовались как таковые, без учета контекста исторической эпохи, при этом освещались, в основном, положительные аспекты, выдающиеся достижения и победы. Большое значение приобрели темы наследства советского времени и преемственности исторического пути. Такая позиция нашла своё отражение при утверждении государственной символики из разных исторических эпох, в частности, принятии нового гимна Российской Федерации на советскую мелодию, что вызвало неоднозначные оценки в обществе. Для части населения гимн продолжал ассоциироваться с советской действительностью и государственным строем монополии коммунистической партии, встречались и опасения о восстановлении Союза.
Вместе с тем федеральная власть стремилась сместить акценты с периодов и символов эпохи СССР, которые не соответствуют произошедшим в постсоветский период изменениям. Так, в качестве альтернативы Октябрьской революции был создан новый государственный праздник День народного единства. Следует отметить, что сразу добиться ожидаемых результатов не удалось. Многие граждане не понимали истории и идейных принципов 4 ноября, однако с течением времени отношение к нему несколько изменилось в положительную сторону. Всё же центральной становится идея объединения на основе общей истории, её переосмысления и изучения для того, чтобы старые разногласия оставались в прошлом. Политические лидеры затрагивают положительные моменты советской истории, достижения в разных областях. В целом в последние годы увеличивается количество сравнений современной России и СССР. С помощью этого федеральная власть стремится создать образ сильного развивающегося государства, которое совершенствует достижения советской эпохи, а также извлекает уроки из ошибок и неудач прошлого.
Несмотря на то, что набор исторических фактов и событий остаётся одинаковым, прошлое постепенно изменяется в нашем сознании. Образы советского времени практически всегда находятся в процессе трансформации, поскольку его проекции складываются под воздействием множества различных факторов. Трансляция позиции федеральной власти, публикации различных материалов средств массовой информации, ностальгические настроения, личные и коллективные воспоминания – это и многое другое формирует нашу общую память о Советском Союзе.