Современное прошлое Советского Союза

Отно­ше­ние к раз­лич­ным исто­ри­че­ским собы­ти­ям и про­цес­сам посто­ян­но меня­ет­ся с тече­ни­ем вре­ме­ни. С рас­па­да Совет­ско­го Сою­за про­шло почти 30 лет, посте­пен­но исче­за­ют край­ние оцен­ки явле­ний преды­ду­ще­го сто­ле­тия, транс­фор­ми­ру­ет­ся и вос­при­я­тие СССР, кото­рый с каж­дым днем ста­но­вит­ся всё даль­ше от нас. С одной сто­ро­ны, совет­ская исто­рия оста­ёт­ся в памя­ти мил­ли­о­нов рос­си­ян, являв­ших­ся сви­де­те­ля­ми той эпо­хи и по-раз­но­му отно­сив­ших­ся к ней. С дру­гой сто­ро­ны, в насто­я­щее вре­мя мно­гие собы­тия теря­ют свою зна­чи­мость, вос­при­ни­ма­ют­ся новы­ми поко­ле­ни­я­ми совер­шен­но по-дру­го­му, или же вовсе забы­ва­ют­ся, что обу­слав­ли­ва­ет суще­ствен­ную транс­фор­ма­цию обра­за Совет­ско­го Сою­за у совре­мен­ных граж­дан России.


У боль­шо­го коли­че­ства людей сохра­ня­ют­ся мораль­ные цен­но­сти ушед­шей эпо­хи, при­выч­ки и опре­де­лён­ный жиз­нен­ный опыт. Каж­дый из нас хотя бы раз в жиз­ни про­ли­сты­вал совет­ские аль­бо­мы вме­сте с род­ствен­ни­ка­ми, дру­зья­ми или зна­ко­мы­ми, кото­рые с неве­ро­ят­ной теп­ло­той и тре­пе­том рас­смат­ри­ва­ли ста­рые фото­гра­фии, открыт­ки или пись­ма, газет­ные или жур­наль­ные вырез­ки, или дру­гие памят­ные для них вещи. Одна­ко в послед­ние годы мож­но наблю­дать не толь­ко отдель­но взя­тые семей­ные вос­по­ми­на­ния, но и даже обще­ствен­ные носталь­ги­че­ские настро­е­ния. Всё чаще встре­ча­ют­ся срав­не­ния совре­мен­но­сти с Совет­ским Сою­зом, отсыл­ки к реа­ли­ям про­шло­го сто­ле­тия, исполь­зо­ва­ние совет­ских сим­во­лов в рекла­ме (напри­мер, для гаран­тии каче­ства, низ­кой цены или при­выч­ных свойств и харак­те­ри­стик това­ра), а так­же уве­ли­чи­ва­ет­ся попу­ляр­ность «совет­ских» сто­ло­вых и кафе, музы­ки и сти­ля, кино­филь­мов и Интер­нет ресур­сов, посвя­щен­ных совет­ской тема­ти­ке. Уди­ви­тель­но, что носталь­гию по совет­ским вре­ме­нам испы­ты­ва­ет и моло­дое поко­ле­ние, кото­рое уже не заста­ло СССР.

На тему рас­па­да совет­ско­го госу­дар­ства про­во­дят­ся раз­но­об­раз­ные опро­сы обще­ствен­но­го мне­ния. На про­тя­же­нии мно­гих лет в Рос­сии сохра­ня­ет­ся доволь­но высо­кий про­цент сожа­ле­ний о раз­ва­ле СССР. По дан­ным Лева­ды-цен­тра, в 2006 году об этом сожа­ле­ли 61 %, в 2016 году 56 % опро­шен­ных, а в нача­ле 2020 года пока­за­те­ли достиг­ли 65 %. К. Д. Пипия отме­ча­ет, что носталь­ги­че­ские вос­по­ми­на­ния харак­тер­ны боль­ше для стар­ше­го поко­ле­ния, одна­ко и моло­дые люди согла­ша­ют­ся с мне­ни­ем тех, кто счи­та­ет исчез­но­ве­ние Совет­ско­го Сою­за тра­ге­ди­ей, кото­рую «мож­но было избежать».

По дан­ным ВЦИ­О­Ма, в 2002 году о рас­па­де Сою­за сожа­ле­ли 65 %, в 2006 году 68 %, в 2012 году 56 %, в 2016 году 63 % опро­шен­ных. Дан­ные социо­ло­ги­че­ских опро­сов были про­ком­мен­ти­ро­ва­ны руко­во­ди­те­лем иссле­до­ва­тель­ских про­ек­тов ВЦИ­О­Ма М. В. Мамо­но­вым, кото­рый отме­чал, что наблю­да­ет­ся иде­а­ли­за­ция совет­ско­го пери­о­да. В то же вре­мя отно­ше­ние насе­ле­ния к раз­ва­лу Совет­ско­го Сою­за мож­но назвать «носталь­ги­че­ским праг­ма­тиз­мом», посколь­ку вме­сте с пре­об­ла­да­ю­щи­ми поло­жи­тель­ны­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми и сожа­ле­ни­я­ми при­сут­ству­ет пони­ма­ние невоз­мож­но­сти вос­со­зда­ния СССР.

Сожа­ле­ния о рас­па­де СССР по дан­ным ВЦИОМ и Левада-центр

На тему подоб­ных носталь­ги­че­ских про­яв­ле­ний регу­ляр­но выхо­дят социо­ло­ги­че­ские, пси­хо­ло­ги­че­ские и поли­то­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния кол­лек­тив­ной, инди­ви­ду­аль­ной и куль­тур­ной памя­ти, боль­ше извест­ные как направ­ле­ние Memory Studies, свя­зан­ное с общим вос­при­я­ти­ем про­шло­го. Необ­хо­ди­мо отме­тить, что такие рабо­ты носят меж­дис­ци­пли­нар­ный харак­тер, отра­жа­ют совер­шен­но раз­лич­ные аспек­ты памя­ти и вос­при­я­тия про­шло­го. Осно­вы науч­но­го направ­ле­ния были зало­же­ны М. Халь­бвак­сом, кото­рый в 1925 году опуб­ли­ко­вал свою моно­гра­фию «Соци­аль­ные рам­ки памя­ти».  Автор впер­вые опре­де­лил про­бле­му запо­ми­на­ния чело­ве­ком тех или иных фак­тов на осно­ве пара­мет­ров «соци­аль­ных рамок» и ори­ен­ти­ров, суще­ству­ю­щих в обще­стве, а так­же про­сле­дил фор­ми­ро­ва­ние «обще­при­ня­тых» пред­став­ле­ний в соци­аль­ных инсти­ту­тах. Дру­ги­ми сло­ва­ми, поми­мо лич­ных вос­по­ми­на­ний чело­ве­ка суще­ству­ют ещё и общие сюже­ты, свя­зан­ные с судь­ба­ми мно­же­ства дру­гих людей, еди­ным исто­ри­че­ским путём или любым дру­гим опы­том соци­аль­но-куль­тур­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Имен­но в этих рам­ках скла­ды­ва­ют­ся неко­то­рые еди­ные обра­зы и поряд­ки, свой­ствен­ные той или иной обще­ствен­ной группе.

Носталь­ги­че­ские чув­ства, пери­о­ди­че­ские обра­ще­ния к ушед­шей эпо­хе или даже попыт­ки най­ти уте­рян­ный «золо­той век» в совет­ском пери­о­де исто­рии свя­за­ны имен­но с «соци­аль­ны­ми рам­ка­ми» памя­ти. А. Ассман отме­ча­ла, что посколь­ку соб­ствен­ная память чело­ве­ка так или ина­че про­ни­за­на вос­по­ми­на­ни­я­ми дру­гих людей, а ино­гда быва­ет даже труд­но отде­ли­ма от них (как, напри­мер, в слу­чае с самы­ми ран­ни­ми года­ми жиз­ни), мож­но гово­рить о фено­мене кол­лек­тив­ной памя­ти, кото­рая «поз­во­ля­ет чле­нам сооб­ще­ства, пре­одо­ле­вая про­стран­ствен­ные и вре­мен­ные дистан­ции, сохра­нять цен­ност­ные ори­ен­ти­ры и систе­мы коор­ди­нат. Так воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние себя частью боль­шо­го цело­го, зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дя­ще­го гори­зонт инди­ви­ду­аль­но­го опы­та». Для кол­лек­тив­ной памя­ти харак­те­рен отбор зна­чи­мых собы­тий и опре­де­ле­ние кол­лек­тив­но­го спо­со­ба их тол­ко­ва­ния, кото­рый, без­услов­но, может отли­чать­ся от инди­ви­ду­аль­ных оце­нок и мне­ний каж­до­го чело­ве­ка. Имен­но поэто­му мож­но ска­зать, что инди­ви­ду­ум явля­ет­ся неко­то­рым пере­се­че­ни­ем раз­лич­ных групп кол­лек­тив­ных памя­тей, и само­сто­я­тель­но дела­ет выбор в поль­зу той или иной концепции.

Кол­лек­тив­ная память осо­бен­но уси­ли­ва­ет­ся в юби­лей­ные пери­о­ды, кото­рые высту­па­ют в роли свое­об­раз­ных рубе­жей или отме­ток. Так, боль­шое зна­че­ние при­об­ре­та­ют памят­ные даты и неко­то­рые празд­ни­ки, тра­ди­ции кото­рых были зало­же­ны ещё в совет­ский пери­од и проч­но вошли в жизнь обще­ства. В сво­ей кни­ге «Октябрь. Ста­лин. Побе­да. Культ юби­ле­ев в про­стран­стве памя­ти» Г. А. Бор­дю­гов писал, что

«исто­рия не «рабо­та­ет» с юби­ле­я­ми, а память, наобо­рот, обост­ря­ет­ся в эти дни, тор­же­ству­ет, исполь­зу­ет свой шанс на реани­ма­цию или обновление».

Дей­стви­тель­но, юби­леи тес­но пере­пле­та­ют­ся с нашей жиз­нью, тем самым напо­ми­ная нам о про­шлом и сти­му­ли­руя к изу­че­нию исто­рии. Так­же наша память вос­ста­нав­ли­ва­ет семей­ные хро­ни­ки, неред­ко пыта­ет­ся най­ти свою сопри­част­ность к собы­ти­ям. В совет­ское вре­мя сло­жи­лась тра­ди­ция при­уро­чи­ва­ния ново­вве­де­ний в обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни, откры­тий памят­ни­ков или, напри­мер, объ­ек­тов стро­и­тель­ства к юби­лей­ным датам (воз­мож­но, чаще все­го Октябрь­ской рево­лю­ции). Выде­ле­ние таких рубе­жей мож­но счи­тать поис­ком луч­ших усло­вий для нача­ла ново­го вит­ка дви­же­ния в свет­лое будущее.

Похо­жие тен­ден­ции сохра­ня­ют­ся и сей­час, в мате­ри­а­лах СМИ юби­лей­ные даты явля­ют­ся отправ­ной точ­кой для осве­ще­ния пред­ше­ству­ю­щих исто­ри­че­ских пери­о­дов. Редак­ции средств мас­со­вой инфор­ма­ции все­гда обра­ща­ют вни­ма­ние на памят­ные даты и годов­щи­ны в каче­стве пово­да для пере­осмыс­ле­ния исто­ри­че­ско­го пути. Прес­са, теле­ви­зи­он­ные кана­лы или Интер­нет-пор­та­лы пуб­ли­ку­ют раз­но­об­раз­ные сюже­ты об исто­рии Совет­ско­го Сою­за, био­гра­фи­ях пар­тий­но­го руко­вод­ства или выда­ю­щих­ся дея­те­лей нау­ки и искус­ства того вре­ме­ни, мне­ни­ях и взгля­дах раз­лич­ных людей на совет­ское про­шлое, ана­ли­ти­че­ских дан­ных и обзо­рах, демон­стри­ру­ю­щих совре­мен­ное вос­при­я­тие Совет­ско­го Сою­за. Неред­ко сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции обра­ща­ют­ся и к ста­ти­сти­че­ским дан­ным мате­ри­а­лов социо­ло­ги­че­ских опро­сов, явля­ю­щих­ся свое­об­раз­ны­ми инди­ка­то­ра­ми обще­ствен­но­го мне­ния по тем или иным вопро­сам. Созда­ет­ся живой и мно­го­сто­рон­ний образ совет­ско­го вре­ме­ни, состав­лен­ный из исто­рий жиз­ни и рас­ска­зов, так­же под­ни­ма­ют­ся вопро­сы повсе­днев­но­го быта, рас­ска­зы­ва­ет­ся о совет­ских про­дук­тах, вещах и реа­ли­ях, при­выч­ных мил­ли­о­нам граж­дан быв­ше­го СССР. Поми­мо это­го, СМИ могут в той или иной сте­пе­ни транс­ли­ро­вать пози­цию феде­раль­ной или реги­о­наль­ной мест­ной вла­сти, выпол­няя функ­цию инфор­ма­ци­он­но­го сопро­вож­де­ния. Подоб­ное вли­я­ние спо­соб­ству­ет внед­ре­нию той или иной моде­ли вос­при­я­тия фак­тов. Таким обра­зом, ока­зы­ва­ет­ся боль­шое воз­дей­ствие на фор­ми­ро­ва­ние обще­ствен­но­го мне­ния и кон­стру­и­ро­ва­ние обще­при­ня­тых, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных пред­став­ле­ний о собы­ти­ях насто­я­ще­го и прошлого.

По мне­нию Г. А. Бор­дю­го­ва, «про­стран­ство памя­ти исполь­зо­ва­лось и исполь­зу­ет­ся для адрес­ной, фоку­си­ро­ван­ной акту­а­ли­за­ции про­шло­го для нужд насто­я­ще­го», то есть вме­сте с транс­фор­ма­ци­ей подоб­ных «нужд» изме­ня­ет­ся и образ совет­ско­го про­шло­го. Напри­мер, в 1990-ые годы наблю­да­лись рез­кие про­ти­во­по­став­ле­ния совре­мен­ной Рос­сий­ской Феде­ра­ции и Совет­ско­го Сою­за и отри­ца­ние любых совет­ских сим­во­лов и усто­ев. В 2000-ые годы поли­ти­ка ста­би­ли­за­ции про­ти­во­по­став­ля­лась уже ради­каль­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям кон­ца про­шло­го сто­ле­тия, а не совет­ско­му пери­о­ду, что во мно­гом было свя­за­но с поис­ком новых основ для даль­ней­ше­го объ­еди­не­ния стра­ны. Доволь­но частое обра­ще­ние феде­раль­ной вла­сти к исто­ри­че­ско­му мате­ри­а­лу демон­стри­ро­ва­ло необ­хо­ди­мость пере­осмыс­ле­ния собы­тий про­шло­го и более вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния к исто­рии. Тем не менее, фак­ты часто исполь­зо­ва­лись как тако­вые, без уче­та кон­тек­ста исто­ри­че­ской эпо­хи, при этом осве­ща­лись, в основ­ном, поло­жи­тель­ные аспек­ты, выда­ю­щи­е­ся дости­же­ния и побе­ды. Боль­шое зна­че­ние при­об­ре­ли темы наслед­ства совет­ско­го вре­ме­ни и пре­ем­ствен­но­сти исто­ри­че­ско­го пути. Такая пози­ция нашла своё отра­же­ние при утвер­жде­нии госу­дар­ствен­ной сим­во­ли­ки из раз­ных исто­ри­че­ских эпох, в част­но­сти, при­ня­тии ново­го гим­на Рос­сий­ской Феде­ра­ции на совет­скую мело­дию, что вызва­ло неод­но­знач­ные оцен­ки в обще­стве. Для части насе­ле­ния гимн про­дол­жал ассо­ци­и­ро­вать­ся с совет­ской дей­стви­тель­но­стью и госу­дар­ствен­ным стро­ем моно­по­лии ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, встре­ча­лись и опа­се­ния о вос­ста­нов­ле­нии Союза.

Вме­сте с тем феде­раль­ная власть стре­ми­лась сме­стить акцен­ты с пери­о­дов и сим­во­лов эпо­хи СССР, кото­рые не соот­вет­ству­ют про­изо­шед­шим в пост­со­вет­ский пери­од изме­не­ни­ям. Так, в каче­стве аль­тер­на­ти­вы Октябрь­ской рево­лю­ции был создан новый госу­дар­ствен­ный празд­ник День народ­но­го един­ства. Сле­ду­ет отме­тить, что сра­зу добить­ся ожи­да­е­мых резуль­та­тов не уда­лось. Мно­гие граж­дане не пони­ма­ли исто­рии и идей­ных прин­ци­пов 4 нояб­ря, одна­ко с тече­ни­ем вре­ме­ни отно­ше­ние к нему несколь­ко изме­ни­лось в поло­жи­тель­ную сто­ро­ну. Всё же цен­траль­ной ста­но­вит­ся идея объ­еди­не­ния на осно­ве общей исто­рии, её пере­осмыс­ле­ния и изу­че­ния для того, что­бы ста­рые раз­но­гла­сия оста­ва­лись в про­шлом. Поли­ти­че­ские лиде­ры затра­ги­ва­ют поло­жи­тель­ные момен­ты совет­ской исто­рии, дости­же­ния в раз­ных обла­стях. В целом в послед­ние годы уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство срав­не­ний совре­мен­ной Рос­сии и СССР. С помо­щью это­го феде­раль­ная власть стре­мит­ся создать образ силь­но­го раз­ви­ва­ю­ще­го­ся госу­дар­ства, кото­рое совер­шен­ству­ет дости­же­ния совет­ской эпо­хи, а так­же извле­ка­ет уро­ки из оши­бок и неудач прошлого.

Несмот­ря на то, что набор исто­ри­че­ских фак­тов и собы­тий оста­ёт­ся оди­на­ко­вым, про­шлое посте­пен­но изме­ня­ет­ся в нашем созна­нии. Обра­зы совет­ско­го вре­ме­ни прак­ти­че­ски все­гда нахо­дят­ся в про­цес­се транс­фор­ма­ции, посколь­ку его про­ек­ции скла­ды­ва­ют­ся под воз­дей­стви­ем мно­же­ства раз­лич­ных фак­то­ров. Транс­ля­ция пози­ции феде­раль­ной вла­сти, пуб­ли­ка­ции раз­лич­ных мате­ри­а­лов средств мас­со­вой инфор­ма­ции, носталь­ги­че­ские настро­е­ния, лич­ные и кол­лек­тив­ные вос­по­ми­на­ния – это и мно­гое дру­гое фор­ми­ру­ет нашу общую память о Совет­ском Союзе.

Поделиться