Традиция Дня Победы: 1990–2020

Пере­строй­ка и рас­пад СССР изме­ни­ли мно­гие тра­ди­ции офи­ци­аль­ных празд­ни­ков в нашем обще­стве. На сме­ну одним «крас­ным дням кален­да­ря», будь то День Октябрь­ской рево­лю­ции или годов­щи­на рож­де­ния Лени­на, при­шли новые памят­ные даты дру­гих собы­тий — День неза­ви­си­мо­сти, вспо­ми­нав­ший про­воз­гла­ше­ние госу­дар­ствен­но­го суве­ре­ни­те­та Рос­сии от СССР, в XXI веке — День народ­но­го един­ства, уво­дя­щий нас в далё­кое Смут­ное время.

Раз­ве что День Побе­ды по-преж­не­му и все­гда «крас­ный день» и госу­дар­ствен­ный празд­ник. Тем не менее, мы отме­ча­ем его не так, как в совет­ское вре­мя. Что изме­ни­лось с нача­ла девя­но­стых и како­вы тен­ден­ции глав­ной исто­ри­че­ской даты в нашем кален­да­ре, рас­ска­зы­ва­ет послед­няя часть три­ло­гии о тра­ди­ции Дня Победы.


Про­дол­жим рас­сказ с того момен­та, на кото­ром мы оста­но­ви­лись в про­шлый раз. 5 мая 1990 года в «Ком­со­моль­ской прав­де» вышла ста­тья исто­ри­ка Ген­на­дия Бор­дю­го­ва «Укра­ден­ная побе­да». В ней он выска­зал мне­ние, без кото­ро­го не обхо­дит­ся ни один серьёз­ный спор о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне в пост­со­вет­ской России:

«В войне дей­ство­ва­ли две пере­пле­та­ю­щи­е­ся, но раз­но­род­ные силы: народ и систе­ма. В пер­вый пери­од систе­ма ока­за­лась основ­ной силой, прав­да, мало­эф­фек­тив­ной. Глав­ной дей­ству­ю­щей силой сде­лал­ся народ, выдви­нул из сво­ей гущи пол­ко­вод­цев, рас­пла­тил­ся мас­со­вым геро­из­мом, мно­ги­ми и мно­ги­ми жиз­ня­ми. Каж­дая сила внес­ла свой вклад в итог; если сила народ­ная осво­бож­да­ла, то сила систем­ная, иду­щая вослед, тот­час заклю­ча­ла осво­бож­дён­ных в свои сталь­ные объятия».

И вро­де бы Бор­дю­гов писал о том, что сила систе­мы, пусть и очень про­ти­во­ре­чи­вой, всё же внес­ла вклад в Побе­ду. Но кажет­ся, имен­но с тех пор осо­бой попу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся утвер­жде­ние, что народ побе­дил «вопре­ки» систе­ме. Не сто­ит стро­го судить ту газет­ную ста­тью — она лишь под­ни­ма­ла вопрос о важ­но­сти народ­но­го вкла­да, за что часть вете­ра­нов, как пока­за­ло обще­ствен­ное обсуж­де­ние газет­ной пуб­ли­ка­ции, была бла­го­дар­на. Дру­гие вете­ра­ны, тем не менее, обра­ща­лись с Миха­и­лу Гор­ба­чё­ву с тре­бо­ва­ни­ем при­звать авто­ров к ответ­ствен­но­сти за кле­ве­ту на совет­скую дей­стви­тель­ность и изде­ва­тель­ство над памя­тью о войне.

Салют в честь Дня Побе­ды. Фото­граф И. Лагу­нов. Челя­бин­ская область, Маг­ни­то­горск. 1990 год

Реак­ции свер­ху не после­до­ва­ло — нака­нуне 1991 года совет­ско­му пра­ви­тель­ству было не до тон­ко­стей исто­ри­че­ской поли­ти­ки. Новые рос­сий­ские вла­сти тоже не спе­ши­ли опре­де­лить­ся со сво­им отно­ше­ни­ем к исто­рии вой­ны, отдав её на откуп «сво­бод­но­му рын­ку», кото­рый неза­мед­ли­тель­но запо­ло­нил­ся кни­га­ми Вик­то­ра Суво­ро­ва и подоб­ных пуб­ли­ци­стов, раз­об­ла­ча­ю­щих офи­ци­аль­ные совет­ские «мифы» о войне, её геро­ях, цене побе­ды, и так далее, и так далее.

Сего­дня мы неред­ко про­ти­во­по­став­ля­ем это «реви­зи­о­нист­ское» отно­ше­ние к Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне и Дню Побе­ды «пат­ри­о­ти­че­ской» госу­дар­ствен­ной поли­ти­ке, став­шей замет­ной при пре­зи­дент­стве Вла­ди­ми­ра Пути­на. Но осо­зна­ние важ­но­сти Дня Побе­ды для кон­со­ли­да­ции обще­ства и госу­дар­ства при­шло к вла­стям ещё при Ель­цине. 1995 год, год 50-летия Побе­ды, дал нача­ло новой рос­сий­ской тра­ди­ции это­го празд­ни­ка. Полу­ве­ко­вой юби­лей окон­ча­ния вой­ны сопро­вож­дал­ся пер­вым и с тех пор еже­год­ным — чего не было в совет­ское вре­мя — воен­ным пара­дом в сто­ли­це. На три­буне Мав­зо­лея парад встре­чал пре­зи­дент Ель­цин, и уже тогда был поло­жен старт дра­пи­ров­ке совет­ско­го архи­тек­тур­но­го шедев­ра — орга­ни­за­то­ры закры­ли над­пись «ЛЕНИН».

Новой сим­во­ли­че­ской точ­кой, свя­зан­ной с куль­том Побе­ды, стал мемо­ри­аль­ный ком­плекс на Поклон­ной горе в Москве, тор­же­ствен­но откры­тый имен­но к 9 мая 1995 года. В совет­ское вре­мя про­ек­ти­ро­ва­ние ком­плек­са шло дол­гие годы, в пере­строй­ку его стро­и­тель­ство сопро­вож­да­лось скан­да­ла­ми и про­те­ста­ми и окон­ча­тель­но было завер­ше­но уже при Ель­цине. С тех пор огром­ный парк с музе­ем и памят­ни­ка­ми — одно из глав­ных мест народ­ных гуля­ний моск­ви­чей в День Победы.

Мемо­ри­аль­ный ком­плекс на Поклон­ной горе. Москва. 9 мая 1995 года

Ещё одной новой тра­ди­ци­ей ста­ло непре­мен­ное уча­стие в тор­же­ствах высо­ко­по­став­лен­ных ино­стран­цев. Лиде­ры Запа­да в тот год стре­ми­лись под­дер­жать Ель­ци­на нака­нуне пре­зи­дент­ских выбо­ров и при­е­ха­ли на празд­ник: в Москве побы­ва­ли пре­зи­дент США Билл Клин­тон, пре­мьер-министр Вели­ко­бри­та­нии Джон Мей­джор, гер­ман­ский канц­лер Гель­мут Коль. Менее важ­ные, но зато очень близ­кие гости — лиде­ры стран СНГ — тоже были. По сей день визит ино­стран­ных лиде­ров на наш День Побе­ды — одно из поли­то­ло­ги­че­ских упраж­не­ний по ана­ли­зу теку­щей поли­ти­че­ской ситу­а­ции в мире; в зави­си­мо­сти от при­сут­ствия на Крас­ной пло­ща­ди тех или иных лиц мож­но судить об их акту­аль­ном отно­ше­нии к Рос­сии и её внеш­ней политике.

Тогда же, в 1995 году, в жизнь каж­до­го рос­си­я­ни­на проч­но вошла клас­си­че­ская теле­про­грам­ма на 9 мая с пока­зом эпо­пеи «Осво­бож­де­ние», «Сем­на­дца­ти мгно­ве­ний вес­ны» и дру­гих носталь­ги­че­ских кино­лент. Глав­ный редак­тор «Неза­ви­си­мой газе­ты» Вита­лий Тре­тья­ков, оце­ни­вая сет­ку веща­ния, назвал 9 мая «неофи­ци­аль­ным днём памя­ти по Совет­ско­му Союзу».

Была ли реани­ма­ция Дня Побе­ды попыт­кой сыг­рать на носталь­ги­че­ских, не до кон­ца вывет­рив­ших­ся совет­ских чув­ствах насе­ле­ния, осо­бен­но неза­дол­го до серьёз­ных выбо­ров 1996 года, когда Ель­цин рис­ко­вал про­иг­рать Зюга­но­ву? Пожа­луй, да. Но кро­ме это­го, власть в прин­ци­пе нуж­да­лась в госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щих сим­во­лах. Эпо­ха при­зы­вов к «суве­ре­ни­те­ту», кото­рый мож­но брать «столь­ко, сколь­ко смо­же­те про­гло­тить», про­шла, и на фоне Чечен­ской вой­ны нуж­но было пока­зать себе и дру­гим, что стра­ну объ­еди­ня­ет еди­ная память о Побе­де. А заод­но про­де­мон­стри­ро­вать новые образ­цы воен­ной тех­ни­ки на параде.

В рос­сий­ских реа­ли­ях День Побе­ды нёс в себе про­ти­во­ре­чие, не раз­ре­шён­ное до сих пор. С одной сто­ро­ны, госу­дар­ствен­но-пат­ри­о­ти­че­ская сто­ро­на празд­ни­ка вся­че­ски при­вет­ство­ва­лась. С дру­гой, анти­ком­му­ни­сти­че­ская рито­ри­ка ель­цин­ской вла­сти не мог­ла отри­цать мне­ние, выска­зан­ное в ста­тье 1990 года — мне­ние о том, что ста­лин­ская систе­ма, так или ина­че, была мало­эф­фек­тив­ной и вре­ди­ла народ­но­му вкла­ду в Побе­ду. В пер­вой поло­вине 1990‑х показ «Мину­ты мол­ча­ния» на теле­ви­де­нии пре­тер­пел силь­ные изме­не­ния, но с 1996 года вер­нул­ся в преж­ний фор­мат. Одна­ко новый текст, чита­е­мый дик­то­ром Иго­рем Кирил­ло­вым, содер­жал инте­рес­ную ого­вор­ку о ста­лин­ских лаге­рях, где поте­рял род­ных и близ­ких про­стой сол­дат Вели­кой Отечественной.

С этим про­ти­во­ре­чи­ем культ Побе­ды суще­ству­ет и сего­дня, что отме­ча­ют зри­те­ли совре­мен­ных воен­ных кино­лент, где пат­ри­о­ти­че­ский пафос соче­та­ет­ся чуть ли не с обя­за­тель­ным при­сут­стви­ем неадек­ват­ных пер­со­на­жей слу­жа­щих НКВД или повто­ре­ни­ем мифов из «реви­зи­о­нист­ской» пере­стро­еч­ной литературы.

В 2000 году парад на Крас­ной пло­ща­ди запом­нил­ся тем, что стал послед­ним пара­дом с пешим стро­ем вете­ра­нов вой­ны. В даль­ней­шем их про­во­зи­ли на авто­мо­би­лях, а затем и вовсе отве­ли для них толь­ко почёт­ную три­бу­ну. Это неуди­ви­тель­но: вете­ра­нов на пара­дах ста­но­ви­лось всё мень­ше, а они сами ста­но­ви­лись всё стар­ше. Но само празд­но­ва­ние Побе­ды как буд­то толь­ко рас­ши­ря­ет­ся: в 2020 году, несмот­ря на пан­де­мию COVID-19, парад, пере­не­сён­ный на 24 июня, всё рав­но про­ве­ли, а общее чис­ло празд­нич­ных меро­при­я­тий, санк­ци­о­ни­ро­ван­ных госу­дар­ством, исчис­ля­лось десят­ка­ми («Дик­тант Побе­ды», «Све­ча Побе­ды», «Лес Побе­ды», «Веч­ный огонь Побе­ды» и про­чее). В целом пере­не­се­ние «брен­да» Побе­ды на мно­же­ство меро­при­я­тий и акций, свя­зан­ных с мемо­ри­а­ли­за­ци­ей Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны (как пра­ви­ло, при­уро­чен­ной к годов­щи­нам и осо­бен­но юби­ле­ям 9 мая), — замет­ная чер­та совре­мен­ной госу­дар­ствен­ной традиции.

Вете­ра­ны Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в парад­ном строю на Крас­ной пло­ща­ди. 9 мая 2000 года

Ряд обще­ствен­ных ини­ци­а­тив раз­ви­ва­лись в XXI веке и без суще­ствен­ной под­держ­ки госу­дар­ства. Одной из них ста­ла акция «Геор­ги­ев­ская лен­точ­ка», запу­щен­ная в 2005 году РИА Ново­сти и моло­дёж­ной орга­ни­за­ци­ей «Сту­ден­че­ская общи­на». Про­сто­та акции — повя­зать на одеж­ду, антен­ну авто­мо­би­ля или куда-либо ещё геор­ги­ев­скую лен­ту в знак памя­ти — очень быст­ро сде­ла­ла лен­точ­ку узна­ва­е­мым и мас­со­вым сим­во­лом Дня Побе­ды. Госу­дар­ствен­ная под­держ­ка сыг­ра­ла свою роль, но и без неё, кажет­ся, такая идея обре­ла бы успех.

Дру­гим мас­со­вым меро­при­я­ти­ем стал «Бес­смерт­ный полк». Сего­дня народ­ные колон­ны с порт­ре­та­ми вете­ра­нов — уже неотъ­ем­ле­мая часть Дня Побе­ды, но акция была впер­вые про­ве­де­на толь­ко в 2012 году в Том­ске по ини­ци­а­ти­ве мест­ных жур­на­ли­стов и в 2013–2014 годах при­об­ре­ла все­рос­сий­ский мас­штаб. Лишь в 2015 году по реше­нию мос­ков­ских и феде­раль­ных вла­стей «Бес­смерт­ный полк» был допу­щен к про­хо­ду по Крас­ной пло­ща­ди в Москве. Так что пол­ной моно­по­лии на трак­тов­ку Дня Побе­ды у госу­дар­ствен­ной вла­сти нет, да и вряд ли абсо­лют­ный кон­троль за дей­стви­тель­но народ­ным празд­ни­ком был бы возможен.

Шествие «Бес­смерт­но­го пол­ка» в Росто­ве-на-Дону. 9 мая 2013 года

Инфля­ция смыс­лов при тира­жи­ро­ва­нии куль­та Побе­ды неиз­беж­на. Даже если зав­тра маши­на госу­дар­ствен­ной про­па­ган­ды замол­чит, нику­да не исчез­нут нездо­ро­вая рекла­ма ком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, глу­по­сти «дево­чек-дизай­не­ров», пуб­ли­ку­ю­щих поздрав­ле­ния с Днём Побе­ды на фоне фото­гра­фий немец­ких сол­дат и воен­ной тех­ни­ки, пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние без­от­вет­ствен­ных граж­дан к геор­ги­ев­ским лен­точ­кам и наклей­ки «Можем повторить!».

Тра­ди­ция Дня Побе­ды в руках госу­дар­ства оста­ёт­ся важ­ным фак­то­ром для леги­ти­ма­ции дей­ству­ю­щей вла­сти и поли­ти­че­ско­го пиа­ра — из-за отсут­ствия иных обще­при­знан­ных памят­ных исто­ри­че­ских дат. Но что с Днём Побе­ды будет про­ис­хо­дить в руках обще­ства — зави­сит от обще­ства. И когда-нибудь, ско­рее все­го, будет напи­са­на новая гла­ва об этой тра­ди­ции, непо­хо­жая на нынешнюю.


Традиция Дня Победы
Традиция Дня Победы: 1965–1990
 

Поделиться