Считается, что интерес к антикварным вещам вызван двумя причинами. Первая проста — любовь к истории движет людьми, для которых вещи ушедших эпох обретают новый смысл. Предметы антиквариата красивы и оригинальны сами по себе, но немалое количество из них ещё и обладает большой художественной и культурной ценностью. Отсюда вторая причина — эти предметы дорожают со временем, а их приобретение становится хорошим способом вложения денежных средств.
На весну 2021 года были анонсированы два антикварных маркета «Блошинка». Ближайший пройдёт 29–30 мая в Московском доме самодеятельного творчества (МДСТ). VATNIKSTAN рассказывает, как проходила ярмарка 10–11 апреля.
Идейные вдохновители и организаторы антикварного маркета «Блошинка» — Вера и Михаил Бушуевы. Их студия «Зили» реставрирует антикварные ковры и гобелены, курирует выставочные проекты. В своё время супружеская пара успела изучить, по их словам, все блошиные рынки Москвы. Изучали они их изнутри и полноценно — в качестве продавцов. Выводы были сделаны, план созрел, дальше было воплощение.
В первую очередь, в отличие от привычных москвичам блошиных рынков, на «Блошинке» посетитель не найдёт «ненужного хлама» или того, что в советские времена называли утильсырьём. За основу Вера и Михаил взяли европейские маркеты. По замыслу организаторов, «Блошинка» — место для истинных и вдумчивых ценителей старины, для тех, кому интересна история, выраженная в материальных предметах.
Может показаться, что супруги создали нечто вроде элитарного клуба, куда допускают лишь избранных. Но их стремление быть простыми отражено в названии. Маркет назван не «Антикварный салон семьи Бушуевых», а по-родному — «Блошинка».
Демократичной можно назвать и обстановку маркета — никаких остеклённых стендов, только обычные столы для участников. Организаторы комментируют:
«Это тоже вполне по-европейски: всё организовано максимально просто и удобно для контакта продавца и покупателя. Особенностью «Блошинки» с самого начала стала комфортная обстановка для посетителей и участников: никакого лишнего шума, никакой громкой музыки, столь сильно мешающей продавцам и покупателям обычных «блошиных рынков». Ведь каждый предмет здесь — это целая история, и чтобы хоть немного прикоснуться к ней, необходимы тишина и спокойствие».
Благодаря удачному сочетанию простоты и утончённости, «Блошинка» уже успела обзавестись постоянными участниками и, что важнее, постоянными покупателями. Среди них можно встретить как историков и коллекционеров, так и просто любителей изысканных и необычных предметов.
Со входа прибывших встречает интересная картина — охранник Виталий, страж порядка, смущаясь, рассказывает о своей детской коллекции солдатиков:
«Это мне ещё в 1979 году купили, я тогда в детский сад ходил. Это не на продажу, это я как экспонат выставляю».
Внутри два этажа, на которых расположился антикварный маркет. В углу небольшой кафетерий.
Покупателей много, продавцов тоже, от этого душно. Порядка в выкладках нет, викторианская эпоха на одном столе соседствует с поздним СССР на другом.
«Rariteca» — постоянный участник ярмарки. Хранитель частной коллекции Ольга ответила на вопросы редакции:
— Откуда появилось название?
— Слово «rariteca» мы придумали сами — собрание редких вещей, если раскрывать смысл.
— А когда к вам пришла сама идея собирать редкости и их продавать?
— Более десяти лет назад мы начали собирать коллекцию. Меня больше всего интересуют предметы ар-деко, предметы начала XX века. Этот стиль, если проследить за тенденциями в богатых интерьерах, по-прежнему актуален.
Также у нас представлены гравюры. Их сюжеты совершенно не ограничены, но их никогда не бывает много. Сюжеты самые разнообразные, техники различные: ретроавтомобили, старая архитектура, дамская мода всех эпох, ботаника, жанровые сцены — парижская жизнь, Казанова. Есть и очень интересная коллекция сюжетов ар-деко.
Что касается техники, то здесь представлены все виды. Общее название — это эстампе, печатная тиражная продукция. Наиболее часто встречается литография. Есть литография в два цвета, изображения в несколько цветов — несколько литографских камней прокатываются слой за слоем, не смешивая цвета.
Вот есть акватинта, гравюра на металле. Ксилография вот, гравюра по дереву. Её потом разукрашивали. Традиционная ксилография — японская. Вот есть работа 1908 года. Отличались ксилографией и англичане, они делали вкладки для своих газет. Это XIX век, вторая половина.
— В своём «Инстаграме» вы выкладываете только работы с ценниками или делитесь информацией тоже?
— Вы правы, и то, и это. Из последнего могу рассказать вот, например, о птичке. Я сделала фотографию, но обрезала изображение так, что была видна только головка с бусинкой в клюве. У аудитории я спросила: что за бусинка? Погадали-погадали, не угадали.
— Это не жемчуг?
— Нет. Это ягода с растения омела белая. В следующем посте я рассказала о том, что это растение-паразит, оно опутывает деревья своими ветвями, а деревья засыхают. Так же выложила в инстаграм видео про ретроавтомобили, и вот сегодня их уже продали. Пришли, купили почти все.
— Какие ещё услуги предоставляет «Rariteca»?
— Мы делаем авторское паспарту, слипы, оформление для гравюр.
— А как всё-таки родилась бизнес-идея работать с антикварными предметами?
— Я работала с дизайн-студиями. Было логичное продолжение — предложить акценты в доработке интерьеров.
Ближе к входу-выходу расположился стол с комиксами, за которым торговал администратор сообщества «Блошинки» в ВК Мурат. Его внушительная коллекция привлекала большое количество молодёжи. Редакции удалось задать и ему несколько вопросов:
— Как к вам пришла идея коллекционировать и продавать комиксы?
— Всё начиналось с четырёх лет, с детства. По СТС регулярно показывали мультики про Человека-Паука, Бэтмена. К сожалению, на экране не показывали историю от и до, сюжеты были обрывочными, а хотелось узнать предысторию, полный сюжет. Всё это можно было найти в комиксах. Естественно, когда я подрос, были интересны и другие истории вселенных DC, Marvel, Image.
В оригинальных комиксах максимально подробно можно узнать историю персонажей. Далеко не всё переводится на русский язык. Да и в мире принято собирать комиксы именно на английском языке, даже на немецкий адаптируют не полностью.
В оригинальных американских комиксах есть уникальная фишка — одни художники рисуют обложки, другие рисуют сюжет.
— А в чём различаются подходы этих двух разновидностей художников?
— Стили безусловно отличаются. Конкретные примеры приведу. У Алекса Росса, например, портретная рисовка. У Джей Скотта Кэмпбелла — фигуры: талия, ноги, руки более изящные.
— А если вспоминать ваши первые экземпляры, те, которые из детства, то что это было? Отечественные переводы?
— Отечественные, конечно. Других тогда не было у нас на рынке.
— И что же это было?
— Это был Человек-Паук и то, что более охотно покупали родители, более детское — комиксы по вселенной Disney. Супергероику я всегда любил больше. Когда подрос, покупал уже сам.
— Как часто вы выставляетесь?
— Когда как. Бывает, каждый месяц, бывает, пропускаю. В целом пять лет уже. Во время самоизоляции ярмарку не проводили. Сейчас, честно говоря, приходишь даже не поучаствовать, а именно отвлечься.
— Не вполне по теме вопрос, но всё же. А вне «Блошинки» вы кто по профессии?
— Я аспирант, учусь.
— История?
— Нет, не угадали, юридический. Но историю я тоже люблю.
Это были первые по-настоящему тёплые дни 2021 года. В следующий раз «Блошинка» расположится на старом месте — в здании МДСТ в культурном центре «Дом» в Большом Овчинниковском переулке. Будет это 29 и 30 мая — приходите.
Читайте также «10 шедевров Николая Ге».