Антикварный маркет «Блошинка»: как это было

Счи­та­ет­ся, что инте­рес к анти­квар­ным вещам вызван дву­мя при­чи­на­ми. Пер­вая про­ста — любовь к исто­рии дви­жет людь­ми, для кото­рых вещи ушед­ших эпох обре­та­ют новый смысл. Пред­ме­ты анти­ква­ри­а­та кра­си­вы и ори­ги­наль­ны сами по себе, но нема­лое коли­че­ство из них ещё и обла­да­ет боль­шой худо­же­ствен­ной и куль­тур­ной цен­но­стью. Отсю­да вто­рая при­чи­на — эти пред­ме­ты доро­жа­ют со вре­ме­нем, а их при­об­ре­те­ние ста­но­вит­ся хоро­шим спо­со­бом вло­же­ния денеж­ных средств.

На вес­ну 2021 года были анон­си­ро­ва­ны два анти­квар­ных мар­ке­та «Бло­шин­ка». Бли­жай­ший прой­дёт 29–30 мая в Мос­ков­ском доме само­де­я­тель­но­го твор­че­ства (МДСТ). VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как про­хо­ди­ла ярмар­ка 10–11 апреля.


Идей­ные вдох­но­ви­те­ли и орга­ни­за­то­ры анти­квар­но­го мар­ке­та «Бло­шин­ка» — Вера и Миха­ил Бушуе­вы. Их сту­дия «Зили» реста­ври­ру­ет анти­квар­ные ков­ры и гобе­ле­ны, кури­ру­ет выста­воч­ные про­ек­ты. В своё вре­мя супру­же­ская пара успе­ла изу­чить, по их сло­вам, все бло­ши­ные рын­ки Моск­вы. Изу­ча­ли они их изнут­ри и пол­но­цен­но — в каче­стве про­дав­цов. Выво­ды были сде­ла­ны, план созрел, даль­ше было воплощение.

В первую оче­редь, в отли­чие от при­выч­ных моск­ви­чам бло­ши­ных рын­ков, на «Бло­шин­ке» посе­ти­тель не най­дёт «ненуж­но­го хла­ма» или того, что в совет­ские вре­ме­на назы­ва­ли утиль­сы­рьём. За осно­ву Вера и Миха­ил взя­ли евро­пей­ские мар­ке­ты. По замыс­лу орга­ни­за­то­ров, «Бло­шин­ка» — место для истин­ных и вдум­чи­вых цени­те­лей ста­ри­ны, для тех, кому инте­рес­на исто­рия, выра­жен­ная в мате­ри­аль­ных предметах.

Может пока­зать­ся, что супру­ги созда­ли нечто вро­де эли­тар­но­го клу­ба, куда допус­ка­ют лишь избран­ных. Но их стрем­ле­ние быть про­сты­ми отра­же­но в назва­нии. Мар­кет назван не «Анти­квар­ный салон семьи Бушуе­вых», а по-род­но­му — «Бло­шин­ка».

Демо­кра­тич­ной мож­но назвать и обста­нов­ку мар­ке­та — ника­ких остек­лён­ных стен­дов, толь­ко обыч­ные сто­лы для участ­ни­ков. Орга­ни­за­то­ры комментируют:

«Это тоже вполне по-евро­пей­ски: всё орга­ни­зо­ва­но мак­си­маль­но про­сто и удоб­но для кон­так­та про­дав­ца и поку­па­те­ля. Осо­бен­но­стью «Бло­шин­ки» с само­го нача­ла ста­ла ком­форт­ная обста­нов­ка для посе­ти­те­лей и участ­ни­ков: ника­ко­го лиш­не­го шума, ника­кой гром­кой музы­ки, столь силь­но меша­ю­щей про­дав­цам и поку­па­те­лям обыч­ных «бло­ши­ных рын­ков». Ведь каж­дый пред­мет здесь — это целая исто­рия, и что­бы хоть немно­го при­кос­нуть­ся к ней, необ­хо­ди­мы тиши­на и спокойствие».

Бла­го­да­ря удач­но­му соче­та­нию про­сто­ты и утон­чён­но­сти, «Бло­шин­ка» уже успе­ла обза­ве­стись посто­ян­ны­ми участ­ни­ка­ми и, что важ­нее, посто­ян­ны­ми поку­па­те­ля­ми. Сре­ди них мож­но встре­тить как исто­ри­ков и кол­лек­ци­о­не­ров, так и про­сто люби­те­лей изыс­кан­ных и необыч­ных предметов.

Со вхо­да при­быв­ших встре­ча­ет инте­рес­ная кар­ти­на — охран­ник Вита­лий, страж поряд­ка, сму­ща­ясь, рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей дет­ской кол­лек­ции солдатиков:

«Это мне ещё в 1979 году купи­ли, я тогда в дет­ский сад ходил. Это не на про­да­жу, это я как экс­по­нат выставляю».

Внут­ри два эта­жа, на кото­рых рас­по­ло­жил­ся анти­квар­ный мар­кет. В углу неболь­шой кафетерий.

Поку­па­те­лей мно­го, про­дав­цов тоже, от это­го душ­но. Поряд­ка в выклад­ках нет, вик­то­ри­ан­ская эпо­ха на одном сто­ле сосед­ству­ет с позд­ним СССР на другом.

«Rariteca» — посто­ян­ный участ­ник ярмар­ки. Хра­ни­тель част­ной кол­лек­ции Оль­га отве­ти­ла на вопро­сы редакции:

— Отку­да появи­лось название?

— Сло­во «rariteca» мы при­ду­ма­ли сами — собра­ние ред­ких вещей, если рас­кры­вать смысл.

— А когда к вам при­шла сама идея соби­рать ред­ко­сти и их продавать?

— Более деся­ти лет назад мы нача­ли соби­рать кол­лек­цию. Меня боль­ше все­го инте­ре­су­ют пред­ме­ты ар-деко, пред­ме­ты нача­ла XX века. Этот стиль, если про­сле­дить за тен­ден­ци­я­ми в бога­тых инте­рье­рах, по-преж­не­му актуален.

Так­же у нас пред­став­ле­ны гра­вю­ры. Их сюже­ты совер­шен­но не огра­ни­че­ны, но их нико­гда не быва­ет мно­го. Сюже­ты самые раз­но­об­раз­ные, тех­ни­ки раз­лич­ные: ретро­ав­то­мо­би­ли, ста­рая архи­тек­ту­ра, дам­ская мода всех эпох, бота­ни­ка, жан­ро­вые сце­ны — париж­ская жизнь, Каза­но­ва. Есть и очень инте­рес­ная кол­лек­ция сюже­тов ар-деко.

Что каса­ет­ся тех­ни­ки, то здесь пред­став­ле­ны все виды. Общее назва­ние — это эстам­пе, печат­ная тираж­ная про­дук­ция. Наи­бо­лее часто встре­ча­ет­ся лито­гра­фия. Есть лито­гра­фия в два цве­та, изоб­ра­же­ния в несколь­ко цве­тов — несколь­ко лито­граф­ских кам­ней про­ка­ты­ва­ют­ся слой за сло­ем, не сме­ши­вая цвета.

Вот есть аква­тин­та, гра­вю­ра на метал­ле. Кси­ло­гра­фия вот, гра­вю­ра по дере­ву. Её потом разу­кра­ши­ва­ли. Тра­ди­ци­он­ная кси­ло­гра­фия — япон­ская. Вот есть рабо­та 1908 года. Отли­ча­лись кси­ло­гра­фи­ей и англи­чане, они дела­ли вклад­ки для сво­их газет. Это XIX век, вто­рая половина.

В сво­ём «Инста­гра­ме» вы выкла­ды­ва­е­те толь­ко рабо­ты с цен­ни­ка­ми или дели­тесь инфор­ма­ци­ей тоже?

— Вы пра­вы, и то, и это. Из послед­не­го могу рас­ска­зать вот, напри­мер, о птич­ке. Я сде­ла­ла фото­гра­фию, но обре­за­ла изоб­ра­же­ние так, что была вид­на толь­ко голов­ка с бусин­кой в клю­ве. У ауди­то­рии я спро­си­ла: что за бусин­ка? Пога­да­ли-пога­да­ли, не угадали.

— Это не жемчуг?

— Нет. Это яго­да с рас­те­ния оме­ла белая. В сле­ду­ю­щем посте я рас­ска­за­ла о том, что это рас­те­ние-пара­зит, оно опу­ты­ва­ет дере­вья сво­и­ми вет­вя­ми, а дере­вья засы­ха­ют. Так же выло­жи­ла в инста­грам видео про ретро­ав­то­мо­би­ли, и вот сего­дня их уже про­да­ли. При­шли, купи­ли почти все.

— Какие ещё услу­ги предо­став­ля­ет «Rariteca»?

— Мы дела­ем автор­ское пас­пар­ту, сли­пы, оформ­ле­ние для гравюр.

— А как всё-таки роди­лась биз­нес-идея рабо­тать с анти­квар­ны­ми предметами?

— Я рабо­та­ла с дизайн-сту­ди­я­ми. Было логич­ное про­дол­же­ние — пред­ло­жить акцен­ты в дора­бот­ке интерьеров.

Бли­же к вхо­ду-выхо­ду рас­по­ло­жил­ся стол с комик­са­ми, за кото­рым тор­го­вал адми­ни­стра­тор сооб­ще­ства «Бло­шин­ки» в ВК Мурат. Его вну­ши­тель­ная кол­лек­ция при­вле­ка­ла боль­шое коли­че­ство моло­дё­жи. Редак­ции уда­лось задать и ему несколь­ко вопросов:

— Как к вам при­шла идея кол­лек­ци­о­ни­ро­вать и про­да­вать комиксы?

— Всё начи­на­лось с четы­рёх лет, с дет­ства. По СТС регу­ляр­но пока­зы­ва­ли муль­ти­ки про Чело­ве­ка-Пау­ка, Бэт­ме­на. К сожа­ле­нию, на экране не пока­зы­ва­ли исто­рию от и до, сюже­ты были обры­воч­ны­ми, а хоте­лось узнать предыс­то­рию, пол­ный сюжет. Всё это мож­но было най­ти в комик­сах. Есте­ствен­но, когда я под­рос, были инте­рес­ны и дру­гие исто­рии все­лен­ных DC, Marvel, Image.

В ори­ги­наль­ных комик­сах мак­си­маль­но подроб­но мож­но узнать исто­рию пер­со­на­жей. Дале­ко не всё пере­во­дит­ся на рус­ский язык. Да и в мире при­ня­то соби­рать комик­сы имен­но на англий­ском язы­ке, даже на немец­кий адап­ти­ру­ют не полностью.

В ори­ги­наль­ных аме­ри­кан­ских комик­сах есть уни­каль­ная фиш­ка — одни худож­ни­ки рису­ют облож­ки, дру­гие рису­ют сюжет.

— А в чём раз­ли­ча­ют­ся под­хо­ды этих двух раз­но­вид­но­стей художников?

— Сти­ли без­услов­но отли­ча­ют­ся. Кон­крет­ные при­ме­ры при­ве­ду. У Алек­са Рос­са, напри­мер, порт­рет­ная рисов­ка. У Джей Скот­та Кэм­п­бел­ла — фигу­ры: талия, ноги, руки более изящные.

— А если вспо­ми­нать ваши пер­вые экзем­пля­ры, те, кото­рые из дет­ства, то что это было? Оте­че­ствен­ные переводы?

— Оте­че­ствен­ные, конеч­но. Дру­гих тогда не было у нас на рынке.

— И что же это было?

— Это был Чело­век-Паук и то, что более охот­но поку­па­ли роди­те­ли, более дет­ское — комик­сы по все­лен­ной Disney. Супер­ге­ро­и­ку я все­гда любил боль­ше. Когда под­рос, поку­пал уже сам.

— Как часто вы выставляетесь?

— Когда как. Быва­ет, каж­дый месяц, быва­ет, про­пус­каю. В целом пять лет уже. Во вре­мя само­изо­ля­ции ярмар­ку не про­во­ди­ли. Сей­час, чест­но гово­ря, при­хо­дишь даже не поучаст­во­вать, а имен­но отвлечься.

— Не вполне по теме вопрос, но всё же. А вне «Бло­шин­ки» вы кто по профессии?

— Я аспи­рант, учусь.

— Исто­рия?

— Нет, не уга­да­ли, юри­ди­че­ский. Но исто­рию я тоже люблю.

Это были пер­вые по-насто­я­ще­му тёп­лые дни 2021 года. В сле­ду­ю­щий раз «Бло­шин­ка» рас­по­ло­жит­ся на ста­ром месте — в зда­нии МДСТ в куль­тур­ном цен­тре «Дом» в Боль­шом Овчин­ни­ков­ском пере­ул­ке. Будет это 29 и 30 мая — приходите.

Читай­те так­же «10 шедев­ров Нико­лая Ге».

Поделиться