В 2024 году в издательстве «Вече» вышел сборник рассказов «Чёрный хлеб доро́г» Алексея Небыкова, до этого известного созданием портала о русской литературе «Печорин.нет». В книгу вошли разные по стилю и приёмам произведения, пропущенные «через оптику страха». Писатель Андрей Рубанов охарактеризовал сборник: «В лучших местах это выглядит как “Платонов встречает Стивена Кинга”».
Литературный обозреватель VATNIKSTAN Владимир Коваленко поговорил с Алексеем Небыковым о дебютной книге, современной критике, ведении сайта о литературе и инструментах повышения медийности писателей.
— Как вы решили заниматься литературой?
— Моя большая привязанность к литературе случилась ещё в школьные годы. Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» оказал на меня сильнейшее художественное воздействие. Всю жизнь я хотел иметь некоторую сопричастность к этому произведению. Так появился портал «Печорин.нет», который не только рассказывает о литературе, но и напоминает об этом гениальном романе, из которого происходит исток великой реки русского романа.
По первому образованию я юрист, руковожу собственной юридической практикой, и в какой-то момент захотелось иной творческой реализации. Так я пришёл в Литературный институт слушать лекции о прозе и поэзии. Особая атмосфера, практические занятия по написанию произведений словесности, а также восторженные отклики на первые литературные результаты побудили меня перейти к писательскому труду. Я получил вторую высшую специальность — литературное творчество — и стал предпринимать шаги на литературном поле.
— Что было первым написанным произведением?
— Всё начиналось с рассказов. И так сложилось, что первое моё произведение «В стране Богомолов» было очень тепло принято, сразу вышла публикация, а второе, наоборот, было яростно раскритиковано мастером. Случись на старте иной порядок написания и представления на суд произведений, возможно, это сильно бы отдалило меня от творчества, но, я уверен, только на некоторое время. Однако мне повезло, а опыт встречи с крутой критикой на старте очень закаляет и теперь.
— Кто из авторов повлиял на вас?
— Я вырос на русской классике, которую можно перечитывать бесконечно. Вообще, я считаю, писателю очень важно пропустить через себя в зрелом возрасте тексты наших классиков, каждую написанную ими строчку — не только программные сочинения, но и недописанное, письма, статьи, заметки, планы. Это такое некое завещание их нам — потомкам, в котором очень много энергии, писательского огня.
О Лермонтове мы говорили прежде. Люблю прозу Есенина — трагичную, клокочущую жаждой жизни. Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, Платонова, Ремизова. Мы счастливы на самом деле, какую книгу ни возьми с полки, везде богатство образов, пламя жизни.
Если брать мировую классику — Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, проза Хемингуэя, а ещё страшные рассказы Лавкрафта, По, детективы Дойля.
Писателя, кстати, с какого-то момента настигает профессиональная деформация, и он перестаёт отвлечённо по-читательски воспринимать сочинения: поглощая книги, мы стараемся раскрутить их на сюжеты, конфликты, характеры, что-то приметить на будущее для себя. Да и читать начинаем только то, что требуется для создания собственного нового произведения.
— Как долго вы писали «Чёрный хлеб доро́г»?
— В книгу вошли рассказы, написанные в период с 2019 по 2023 год. Среди них как публиковавшиеся ранее в литературных журналах и сборниках произведения, так и совсем новые тексты.
Я не могу сказать, что писал эту книгу на протяжении какого-то времени, скорее, в какой-то момент пришло осознание, что для дальнейшего писательского роста мне необходима такая книга. И началась работа по подготовке сборника из рассказов, которые к тому моменту уже были написаны, я стал искать издателя и проч.
— Рассказы в книге очень разные, чем вдохновлялись?
— Действительно, в книге читатель найдёт и антиутопии, и притчи-иносказания, и метафизические истории, и детективные рассказы, и даже один фантастический текст, и конечно, целый каскад русских хтонических рассказов, где потусторонний мир поднимается во весь рост и влияет на судьбы, планы и поступки людей. При этом все рассказы я стараюсь развёртывать через оптику страха. Ведь страх есть самое древнее из человеческих чувств, а неведомое, непознанное сильнее всего пробирает человека, особенно если история сделана талантливо.
Большая часть рассказов в книге так или иначе связаны с моим жизненным опытом или мотивами, которые для меня важны.
Есть, например, рассказ, появившийся после встречи с таксистом-самоубийцей. Представьте, вы приехали в незнакомый город, заказали такси. Летите на большой скорости по трассе в дождь смотреть какую-то достопримечательность. Вдруг водитель включает молитвенную музыку, сообщает, что сегодня день поминовения усопших, начинает делиться своей бедой, сообщает о дурном решении, а вы сидите сзади, не имеете возможности выйти и тщательно подбираете слова, чтобы обратить таксиста от неверного поступка, а ещё поминутно думаете, зачем он рассказывает вам всё это…
Есть и рассказ о восхождении на Эверест, а горы — тоже значительная часть моей жизни: я являюсь членом Федерации альпинизма России и поднимался на разные высоты (пока максимально до 6500 метров в горах Памира).
Есть в книге и истории, основанные на мемуарных воспоминаниях моего отца о службе следователем на Сахалине, а также иные личные истории рода.
— Какой рассказ самый любимый?
— Самым любимым писатели обычно называют вещи ещё ненаписанные, так как считается, что наше мастерство растёт и каждый новый текст искуснее предыдущих. Я с этой точкой зрения согласен. Последний мой недавно опубликованный в «Литературной газете» рассказ называется «Сани» — начните знакомиться с моим творчеством с него. Если откликнется, смело приобретайте «Чёрный хлеб доро́г». Восторг гарантирован.
Читателям больше всего нравится рассказ «Ждана». По мотивам этого текста созданы и иллюстрации, и пластическая постановка, и даже одноимённая опера, премьера которой прошла в мае в Музыкальном театре «Геликон-опера», что говорит об интересе к этому произведению и других деятелей искусства.
— Как пришла идея сайта «Печорин.нет»?
— Портал был задуман в 2018 году как площадка-агрегатор полезных возможностей для авторов. Я сам пишу прозу и в ходе первых шагов столкнулся с неразберихой на литературном поле: коммерческие проекты, мошенники, раздутые начинания и так далее. Захотелось в деталях разобраться во всём, собрать действительно стоящие проекты, конкурсы, события, площадки для публикации и возможности для писателей в одном месте. Так стал наполняться сайт, который открылся в 2020 году и сегодня представляет собой уникальную площадку с самой большой командой литературных критиков в Сети. Специалисты портала могут не только подготовить рецензию на авторский текст, но и пригласить талантливых авторов в свои проекты — помочь с публикацией, номинировать на премию, направить на семинар и так далее.
С порталом сотрудничают известные писатели, заметные представители современной интеллектуальной прозы, сочинения которых уже вошли в корпус главных текстов русской литературы и, вполне возможно, будут через какое-то время изучаться в школах. Мы взаимодействуем и с редакциями легендарных литературных журналов, образованных ещё в советские времена, а также с редакторами основных сетевых изданий современной прозы.
— Как поменялась идея портала за это время?
— Изначально планы насчёт «Печорин.нет» были грандиозные. Задумывалась стратегия сделать портал главной площадкой по всем литературным вопросам в стране, но в какой-то момент не хватило средств, энтузиастов, времени, и масштабы деятельности были сфокусированы на мероприятиях, которые никто, кроме нас, теперь не делает.
Я рассказывал выше о литературной критике. У нас действительно уникальная команда, каждый член которой дорожит своей репутацией и профессионально подготавливает разбор рукописей авторов. Есть и успехи у тех, кто доверил порталу свои тексты, — более поздние произведения этих авторов намного сильнее тех, что они присылали в первые разы. Есть у них и публикации, и номинации и победы в конкурсах, и приглашения в творческие проекты. Всем этим мы можем гордиться.
Портал проводит ежемесячные обзоры русских литературных журналов, которые публикуют лучшие образцы современной словесности. Я считаю важным популяризировать творчество авторов таких периодических изданий, так как русский литературный журнал сегодня — это:
1) Уникальное явление русской культуры, зародившееся в XVIII веке, имеющее богатую историю и наследие. Все самые значительные произведения отечественной литературы печатались и печатаются в литературных журналах.
2) Сохранение памяти, разговор о современниках и будущем. Журналы не только публикуют современные произведения, отражая действительность и проектируя будущее, но и сохраняют память о событиях, которые нужно переживать, переосмысливать, помнить. За последние 50 лет пропали кино- и магнитофонные плёнки, виниловые пластинки, кассеты, диски и другие носители информации, многие сетевые альманахи, созданные в 2000‑х годах, прекратили существование, и только бумага, книга живут 500 и более лет, другого такого источника информации не существует.
3) Создание единого культурного пространства России. Каждый журнал считает своей задачей собрать лучшие произведения со всей страны, а также представить и региональную, глубинную литературу, руководствуясь критериями художественными, а не рыночными (тогда как многое из того, что рекламируют «обслуживающая критика» и коммерчески ориентированные издательства, является литературой скверной).
4) Защита культуры, языка и образа мыслей. Журналы защищают от агрессии, чуждых ценностей, антикультурных веяний: а) русский язык, чистый, ясный, который разоблачает всякую ложь; б) русскую литературу, которая умножает опыт русского бытия, мирного и свободолюбивого; в) родную культуру, тысячелетний нравственный опыт наших предков, востребованный сегодня, как никогда.
— Как бы вы охарактеризовали состояние современной литературы?
— Я бы сравнил условия, в которых творит сегодня литератор, с большим творческим котлом. В нём перемешаны жанры, платформы связи с читателем, форматы изданий. И автору легко сегодня уйти на дно, если он не будет осваивать все эти разнообразные сферы, а ещё активно заявлять о себе и в социальных сетях, и на страницах литературных изданий, и в конкурсных мероприятиях, и на литературных встречах.
Сегодня автор должен многое уметь и каждый день заниматься продвижением собственных книг. Первое, о чём спрашивают издатели, — это аудитория, ссылки на соцсети. Они обращают внимание и на контактность автора, насколько он готов и может участвовать в презентациях, выставках, встречах.
Кроме того, литературному творчеству приходится конкурировать сегодня с большим количеством других занимательных вещей, на которые человек может потратить время. А если автор ещё создаёт не развлекательную литературу, а произведения сложных, серьёзных смыслов, требующие работы ума и духа, то ему ещё тяжелее побеждать в этом противостоянии.
— Часть писателей и критиков говорят, что русская литература больна, что она постепенно чахнет. Как вы относитесь к такой точке зрения?
— Литература есть часть нашего естественного культурного кода, если хотите — наша национальная черта. Через произведения словесности мы видим и осмысляем жизнь, учимся различать высокое и низкое, истинное и ложное, призрачное и реальное. Как всё это может зачахнуть? Русский литературный дух бессмертен, яростен и велик.
— Если бы у вас были неограниченные возможности, что в современной литературе вы поменяли?
— Мне очень тяжело наблюдать за бесконечными перепалками коллег на литературном поле, которые подчас, придерживаясь одной точки зрения, не могут сговориться и заводят ссоры, ввиду художественного склада характера, манеры общения, различного жизненного опыта и прочих вещей. Хотелось бы, конечно, видеть творцов чаще за работой, делами созидательными, а не разрушительными.
Читайте также «„Вся история России сделана казаками“. Интервью с Сергеем Петровым, автором книги „Донская утопия“»