«Для нас главная цель – дать авторам возможность быть услышанными»

«СКОБЫ» — неза­ви­си­мый жур­нал про­зы. Его созда­те­ли объ­еди­ня­ют анде­гра­унд­ных и пока не слиш­ком извест­ных писа­те­лей и помо­га­ют им най­ти путь к чита­те­лю. В нояб­ре вышел пер­вый выпуск жур­на­ла, на его стра­ни­цах опуб­ли­ко­ва­ны про­из­ве­де­ния Оле­га Раз­умов­ско­го, Анны Реп­ман, Алек­са Кер­ви, Геор­гия Пан­кра­то­ва и дру­гих прозаиков.

Созда­те­ли жур­на­ла — Юлия Лосиц­кая, Оль­га Саж­не­ва, Данил Воло­хов — отве­ти­ли на вопро­сы VATNIKSTAN и рас­ска­за­ли, как воз­ник­ла идея созда­ния жур­на­ла, как авто­рам опуб­ли­ко­вать­ся в «СКОБАХ» и пла­ни­ру­ет­ся ли физи­че­ское издание.


— Как и когда воз­ник­ла идея журнала?

Данил: В нашем слу­чае «СКОБЫ» — это пол­но­стью кол­лек­тив­ный опыт. На тот момент, у каж­до­го из чле­нов нашей коман­ды имел­ся опре­де­лён­ный лите­ра­тур­ный или око­ло­ли­те­ра­тур­ный опыт. Осно­вать жур­нал было логич­но. В то же вре­мя это и ста­ло опре­де­лён­ным экс­пе­ри­мен­том для нас.

Мы нача­ли обсуж­дать воз­мож­но­сти дви­же­ния в таком направ­ле­нии в кон­це 2019 года. Обща­лись с заин­те­ре­со­вав­ши­ми нас авто­ра­ми. Потре­бо­ва­лось неко­то­рое вре­мя, преж­де чем авто­ры смог­ли предо­ста­вить нам про­из­ве­де­ния, чле­ны нашей коман­ды смог­ли про­ра­бо­тать пер­вые вари­ан­ты вёрст­ки, оформ­ле­ния. Это тот слу­чай, когда нель­зя тео­ре­ти­зи­ро­вать. Раз­мыш­лять о созда­нии жур­на­ла лег­ко. В реаль­но­сти, на прак­ти­ке, тео­ре­ти­за­ция мало чем помо­га­ет. Тре­бу­ет­ся уме­ние быст­ро реа­ги­ро­вать на неожи­дан­но воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы, рабо­тать в команде.

Да, без про­блем не обо­шлось. Но с само­го нача­ла мы были коман­дой, ей и оста­лись до кон­ца — до выпус­ка пер­во­го номе­ра жур­на­ла «СКОБЫ». Без­услов­но, не обо­шлось и без непред­ви­ден­ных ситу­а­ций. Они и поз­во­ли­ли нам спло­тить­ся, понять все аспек­ты подоб­но­го про­ек­та. И мы с нетер­пе­ни­ем ждём воз­мож­но­сти начать рабо­ту над сле­ду­ю­щим номе­ром «СКОБ».

— У жур­на­ла очень стиль­ное оформ­ле­ние. Кто его автор? Как визу­аль­ный облик свя­зан с кон­цеп­ци­ей издания?

Юлия: Коман­да для рабо­ты над «СКОБАМИ» наби­ра­лась из дру­зей и зна­ко­мых. Дизайн делал Мат­вей Коган. Конеч­но, хоте­ли сде­лать визу­аль­но при­вле­ка­тель­ное оформ­ле­ние, но всё-таки в этой части дер­жа­ли курс на то, что это преж­де все­го оформ­ле­ние тек­стов, и они пер­вич­ны. Поэто­му при­шлось отка­зать­ся даже от неко­то­рых хоро­ших самих по себе дизай­нер­ских реше­ний, если они уво­ди­ли вни­ма­ние от тек­стов на себя. Важ­но было избе­жать визу­аль­но­го пере­гру­за и не пре­вра­тить облож­ку, оформ­ле­ние в само­сто­я­тель­ный объ­ект, ниче­го не даю­щий собран­ной про­зе, цели жур­на­ла. Осталь­ные реше­ния так­же при­ни­ма­лись ско­рее в сто­ро­ну очень про­сто­го по функ­ци­о­на­лу дизай­ну сайта.

Данил: Саму облож­ку раз­ра­ба­ты­ва­ла худож­ник Еле­на Боб­ров­ская. И нуж­но отме­тить — Еле­на пре­крас­но про­чув­ство­ва­ла тек­сты. Посколь­ку мы с само­го нача­ла не дава­ли нашим кол­ле­гам ника­ких ука­за­ний, кро­ме как: «Пусть то, что полу­чит­ся в ито­ге, исхо­дит из тек­стов». Фор­маль­но — это опре­де­лён­ная реак­ция. Так же, как для авто­ра текст — это реак­ция на опре­де­лён­ные вещи, их фик­са­ция. И в этом смыс­ле, дан­ная уста­нов­ка сра­бо­та­ла про­сто пре­вос­ход­но. При­ят­но слы­шать ком­мен­та­рии чита­те­лей, отме­ча­ю­щих, что оформ­ле­ние как нель­зя луч­ше под­хо­дит тек­стам. На уровне восприятия.

— Какую цель ста­вит издание?

Оль­га: Для нас глав­ная цель — дать авто­рам воз­мож­ность быть услы­шан­ны­ми. Мы ценим твор­че­ское нача­ло в каж­дом из писа­те­лей и не хотим заго­нять их в жёст­кие рам­ки, поэто­му предо­став­ля­ем выра­зить свои мыс­ли чита­те­лям в том виде, в кото­ром они счи­та­ют необходимым.

— Чьи про­из­ве­де­ния опуб­ли­ко­ва­ны в пер­вом номе­ре? Как вы выби­ра­ли авто­ров и дого­ва­ри­ва­лись с ними?

Данил: Поиск авто­ров про­ис­хо­дил на раз­ных уров­нях. Как онлайн, так и офлайн. К при­ме­ру, для Тимо­фея Нор­ве­го­ва пуб­ли­ка­ция в жур­на­ле «СКОБЫ» ста­нет пер­вой, что, без­услов­но, при­ят­но. С Тимо­фе­ем наша кол­ле­га позна­ко­ми­лась на откры­тых лите­ра­тур­ных чте­ни­ях в Тамбове.

Мы стре­ми­лись най­ти не совсем типич­ных авто­ров. К при­ме­ру, Анна Реп­ман, чей «Диптих» мы опуб­ли­ко­ва­ли в пер­вом выпус­ке, более извест­на как поэт, неже­ли как про­за­ик. На тот момент, когда мы свя­за­лись с Анной, она не писа­ла про­зу уже доволь­но дол­гое вре­мя. Забе­гая впе­рёд, ска­жу, что наши ожи­да­ния оправ­да­лись. Но в то же вре­мя нам все­гда инте­ре­сен резуль­тат подоб­ных экс­пе­ри­мен­тов, отры­ва от сре­ды, в опре­де­лён­ной степени.

— «СКОБЫ» — жур­нал про­зы. Поче­му выбра­ли фор­мат без поэзии?

Юлия: Мож­но при­крыть­ся каким-то кон­цеп­ту­аль­ным, пози­ци­он­ным отве­том, но на деле вопрос «добав­лять поэ­зию или нет» нико­гда не ста­вил­ся, про­сто в силу того, что в совре­мен­ной поэ­зии мы все ори­ен­ти­ру­ем­ся хуже или не ори­ен­ти­ру­ем­ся вооб­ще. Но дру­гой вопрос, поче­му так вышло. Да, без­услов­но, есть какая лич­ная расположенность/нерасположенность, но так­же здесь сно­ва выхо­дим на про­бле­му рас­про­стра­не­ния, репре­зен­та­ции. Пото­му что сей­час поэ­зия либо лежит, скла­ди­ру­ет­ся мало­ку­ри­ру­е­мым огром­ным пла­стом, либо суще­ству­ет как очень локаль­ное, местеч­ко­вое явле­ние. При рабо­те с про­зой мы ста­ра­лись добить­ся балан­са меж­ду опре­де­лён­ным огра­ни­че­ни­ем для уста­нов­ки и сохра­не­ния чита­тель­ско­го фоку­са, но при этом без редак­тор­ско­го вме­ша­тель­ства, где оно не тре­бу­ет­ся, и суже­ния ауди­то­рии (автор­ской и чита­тель­ской), нахо­ди­мо­сти тек­стов из-за стро­го­го и слиш­ком узко­го фор­ма­та издания.

— В пре­ди­сло­вии к выпус­ку Вла­ди­мир Коз­лов напи­сал: «Это — одно­знач­но нефор­мат­ная про­за, кото­рую слож­но пред­ста­вить в мейн­стри­мо­вых изда­тель­ствах или „тол­стых“ жур­на­лах, и очень хоро­шо, что она нахо­дит выход на чита­те­ля». Такое опре­де­ле­ние сов­па­да­ет с вашим виде­ни­ем издания?

Данил: Да, посколь­ку нам было важ­но, что­бы и наши авто­ры пони­ма­ли, что мы хотим сде­лать, что хотим полу­чить по ито­гу. И здесь, без­услов­но, играл важ­ную роль тот факт, что ни один из наших авто­ров не был свя­зан с мейн­стри­мом. Конеч­но, неко­то­рые из них изда­ва­лись. Но если посмот­реть вни­ма­тель­но — это всё локаль­ные изда­тель­ства. Мы хоте­ли при­влечь опре­де­лён­ный круг авто­ров, опре­де­лён­ный круг чита­те­лей, с опре­де­лён­ной пози­ции, в опре­де­лён­ных тональ­но­стях. Это всё было крайне важ­но для нас. И бла­го­да­ря пони­ма­нию этих целей наши­ми авто­ра­ми, резуль­тат этой рабо­ты ока­зал­ся возможен.

— Чита­тель «СКОБ» — кто это?

Оль­га: Мы не ста­вим целью наве­ши­вать ярлы­ки как на наших авто­ров, так и на чита­те­лей. Поэто­му здесь нель­зя ска­зать, что целе­вая ауди­то­рия, к при­ме­ру, «муж­чи­ны 25–35 лет», или «девоч­ки-под­рост­ки». Думаю, каж­дый в сво­ей жиз­ни нахо­дил кни­гу, кото­рая была неожи­дан­но инте­рес­на, хотя, может быть, и нети­пич­на для наше­го воз­рас­та или рода заня­тий. Поэто­му мож­но огра­ни­чить­ся толь­ко воз­раст­ны­ми рам­ка­ми — так как в рас­ска­зах встре­ча­ет­ся ненор­ма­тив­ная лексика.

— Как писа­те­лям попасть на ваши страницы?

Юлия: Набор тек­стов осу­ществ­ля­ет­ся в пара­мет­рах посто­ян­но­го open-call для авто­ров. Вся ком­му­ни­ка­ция про­ис­хо­дит через почту, ука­зан­ную на сай­те. Сей­час ещё зани­ма­ем­ся эта­пом сопро­вож­де­ния для пер­во­го выпус­ка, рабо­тать с тек­ста­ми для сле­ду­ю­ще­го не начи­на­ли, но всё рав­но по отправ­лен­ным тек­стам отве­ча­ем, реа­ги­ру­ем быстро.

Оль­га: Самый про­стой спо­соб полу­чить воз­мож­ность попасть на стра­ни­цы наше­го жур­на­ла — при­слать нам на почту skobylit@gmail.com свои работы.

— Жур­нал суще­ству­ет толь­ко в сети или есть физи­че­ское издание?

Юлия: Физи­че­ско­го изда­ния нет. Реше­ние одно­вре­мен­но вынуж­ден­ное и стра­те­ги­че­ское. Вынуж­ден­ное, пото­му что запуск онлайн-жур­на­ла был более реаль­ным, понят­ным и прак­ти­че­ски выпол­ни­мым для нас, от эта­па про­из­вод­ства, выпус­ка до рас­про­стра­не­ния. И стра­те­ги­че­ское в силу того, что основ­ной целью всё-таки сто­ит имен­но посред­ни­че­ская функ­ция, рас­про­стра­не­ние тек­стов, кото­рым в силу раз­ных при­чин затруд­нён выход на их чита­те­лей. А этот выход шире и сво­бод­нее через онлайн.

— Что в пла­нах на будущее?

Данил: Авто­ры про­дол­жа­ют при­сы­лать нам тек­сты, что, без­услов­но, при­ят­но. К сожа­ле­нию, мы ещё не нача­ли рабо­ту над сле­ду­ю­щим выпус­ком «СКОБ». Но при­зы­ва­ем всех авто­ров не боять­ся при­сы­лать как малую, так и круп­ную про­зу. Мы охот­но отве­ча­ем всем жела­ю­щим опуб­ли­ко­вать­ся и все­гда рады открыть для себя что-то новое — преж­де все­го про­из­ве­де­ния ранее не пуб­ли­ко­вав­ших­ся авторов.


Про­чи­тать пер­вый выпуск жур­на­ла «СКОБЫ», а так­же озна­ко­мить­ся с кон­такт­ной инфор­ма­ци­ей редак­ции мож­но на сай­те изда­ния.

Поделиться