«СКОБЫ» — независимый журнал прозы. Его создатели объединяют андеграундных и пока не слишком известных писателей и помогают им найти путь к читателю. В ноябре вышел первый выпуск журнала, на его страницах опубликованы произведения Олега Разумовского, Анны Репман, Алекса Керви, Георгия Панкратова и других прозаиков.
Создатели журнала — Юлия Лосицкая, Ольга Сажнева, Данил Волохов — ответили на вопросы VATNIKSTAN и рассказали, как возникла идея создания журнала, как авторам опубликоваться в «СКОБАХ» и планируется ли физическое издание.
— Как и когда возникла идея журнала?
Данил: В нашем случае «СКОБЫ» — это полностью коллективный опыт. На тот момент, у каждого из членов нашей команды имелся определённый литературный или окололитературный опыт. Основать журнал было логично. В то же время это и стало определённым экспериментом для нас.
Мы начали обсуждать возможности движения в таком направлении в конце 2019 года. Общались с заинтересовавшими нас авторами. Потребовалось некоторое время, прежде чем авторы смогли предоставить нам произведения, члены нашей команды смогли проработать первые варианты вёрстки, оформления. Это тот случай, когда нельзя теоретизировать. Размышлять о создании журнала легко. В реальности, на практике, теоретизация мало чем помогает. Требуется умение быстро реагировать на неожиданно возникающие проблемы, работать в команде.
Да, без проблем не обошлось. Но с самого начала мы были командой, ей и остались до конца — до выпуска первого номера журнала «СКОБЫ». Безусловно, не обошлось и без непредвиденных ситуаций. Они и позволили нам сплотиться, понять все аспекты подобного проекта. И мы с нетерпением ждём возможности начать работу над следующим номером «СКОБ».
— У журнала очень стильное оформление. Кто его автор? Как визуальный облик связан с концепцией издания?
Юлия: Команда для работы над «СКОБАМИ» набиралась из друзей и знакомых. Дизайн делал Матвей Коган. Конечно, хотели сделать визуально привлекательное оформление, но всё-таки в этой части держали курс на то, что это прежде всего оформление текстов, и они первичны. Поэтому пришлось отказаться даже от некоторых хороших самих по себе дизайнерских решений, если они уводили внимание от текстов на себя. Важно было избежать визуального перегруза и не превратить обложку, оформление в самостоятельный объект, ничего не дающий собранной прозе, цели журнала. Остальные решения также принимались скорее в сторону очень простого по функционалу дизайну сайта.
Данил: Саму обложку разрабатывала художник Елена Бобровская. И нужно отметить — Елена прекрасно прочувствовала тексты. Поскольку мы с самого начала не давали нашим коллегам никаких указаний, кроме как: «Пусть то, что получится в итоге, исходит из текстов». Формально — это определённая реакция. Так же, как для автора текст — это реакция на определённые вещи, их фиксация. И в этом смысле, данная установка сработала просто превосходно. Приятно слышать комментарии читателей, отмечающих, что оформление как нельзя лучше подходит текстам. На уровне восприятия.
— Какую цель ставит издание?
Ольга: Для нас главная цель — дать авторам возможность быть услышанными. Мы ценим творческое начало в каждом из писателей и не хотим загонять их в жёсткие рамки, поэтому предоставляем выразить свои мысли читателям в том виде, в котором они считают необходимым.
— Чьи произведения опубликованы в первом номере? Как вы выбирали авторов и договаривались с ними?
Данил: Поиск авторов происходил на разных уровнях. Как онлайн, так и офлайн. К примеру, для Тимофея Норвегова публикация в журнале «СКОБЫ» станет первой, что, безусловно, приятно. С Тимофеем наша коллега познакомилась на открытых литературных чтениях в Тамбове.
Мы стремились найти не совсем типичных авторов. К примеру, Анна Репман, чей «Диптих» мы опубликовали в первом выпуске, более известна как поэт, нежели как прозаик. На тот момент, когда мы связались с Анной, она не писала прозу уже довольно долгое время. Забегая вперёд, скажу, что наши ожидания оправдались. Но в то же время нам всегда интересен результат подобных экспериментов, отрыва от среды, в определённой степени.
— «СКОБЫ» — журнал прозы. Почему выбрали формат без поэзии?
Юлия: Можно прикрыться каким-то концептуальным, позиционным ответом, но на деле вопрос «добавлять поэзию или нет» никогда не ставился, просто в силу того, что в современной поэзии мы все ориентируемся хуже или не ориентируемся вообще. Но другой вопрос, почему так вышло. Да, безусловно, есть какая личная расположенность/нерасположенность, но также здесь снова выходим на проблему распространения, репрезентации. Потому что сейчас поэзия либо лежит, складируется малокурируемым огромным пластом, либо существует как очень локальное, местечковое явление. При работе с прозой мы старались добиться баланса между определённым ограничением для установки и сохранения читательского фокуса, но при этом без редакторского вмешательства, где оно не требуется, и сужения аудитории (авторской и читательской), находимости текстов из-за строгого и слишком узкого формата издания.
— В предисловии к выпуску Владимир Козлов написал: «Это — однозначно неформатная проза, которую сложно представить в мейнстримовых издательствах или „толстых“ журналах, и очень хорошо, что она находит выход на читателя». Такое определение совпадает с вашим видением издания?
Данил: Да, поскольку нам было важно, чтобы и наши авторы понимали, что мы хотим сделать, что хотим получить по итогу. И здесь, безусловно, играл важную роль тот факт, что ни один из наших авторов не был связан с мейнстримом. Конечно, некоторые из них издавались. Но если посмотреть внимательно — это всё локальные издательства. Мы хотели привлечь определённый круг авторов, определённый круг читателей, с определённой позиции, в определённых тональностях. Это всё было крайне важно для нас. И благодаря пониманию этих целей нашими авторами, результат этой работы оказался возможен.
— Читатель «СКОБ» — кто это?
Ольга: Мы не ставим целью навешивать ярлыки как на наших авторов, так и на читателей. Поэтому здесь нельзя сказать, что целевая аудитория, к примеру, «мужчины 25–35 лет», или «девочки-подростки». Думаю, каждый в своей жизни находил книгу, которая была неожиданно интересна, хотя, может быть, и нетипична для нашего возраста или рода занятий. Поэтому можно ограничиться только возрастными рамками — так как в рассказах встречается ненормативная лексика.
— Как писателям попасть на ваши страницы?
Юлия: Набор текстов осуществляется в параметрах постоянного open-call для авторов. Вся коммуникация происходит через почту, указанную на сайте. Сейчас ещё занимаемся этапом сопровождения для первого выпуска, работать с текстами для следующего не начинали, но всё равно по отправленным текстам отвечаем, реагируем быстро.
Ольга: Самый простой способ получить возможность попасть на страницы нашего журнала — прислать нам на почту skobylit@gmail.com свои работы.
— Журнал существует только в сети или есть физическое издание?
Юлия: Физического издания нет. Решение одновременно вынужденное и стратегическое. Вынужденное, потому что запуск онлайн-журнала был более реальным, понятным и практически выполнимым для нас, от этапа производства, выпуска до распространения. И стратегическое в силу того, что основной целью всё-таки стоит именно посредническая функция, распространение текстов, которым в силу разных причин затруднён выход на их читателей. А этот выход шире и свободнее через онлайн.
— Что в планах на будущее?
Данил: Авторы продолжают присылать нам тексты, что, безусловно, приятно. К сожалению, мы ещё не начали работу над следующим выпуском «СКОБ». Но призываем всех авторов не бояться присылать как малую, так и крупную прозу. Мы охотно отвечаем всем желающим опубликоваться и всегда рады открыть для себя что-то новое — прежде всего произведения ранее не публиковавшихся авторов.
Прочитать первый выпуск журнала «СКОБЫ», а также ознакомиться с контактной информацией редакции можно на сайте издания.