На исходе перестройки арсенал советского кинематографа активно пополнялся новыми жанрами. Это были первые, но отнюдь не робкие попытки снять зрелищное и самобытное кино. Хоррор по-русски, со всеми его упырями и вурдалаками, уже был пропитан тревожным предчувствием больших перемен. Перемены произошли, наступил новый век. Многие из этих фильмов стали пророческими, но оставленное ими чувство тревоги, кажется, преследует нас до сих пор.
Одним из таких фильмов была «Дина», оказавшаяся незаслуженно забытой. Вероятно, главной причиной тому стало очень низкое качество единственной сохранившейся VHS-копии. Однако, недавно команде From Outer Space удалось найти и бережно оцифровать отличную 35-мм плёнку. Впервые спустя 30 лет с момента премьеры, фильм доступен в детализированном HD-формате. Спеша поделиться этой новостью с непосредственными создателями фильма, мы пообщались с актрисой, сыгравшей роль Дины — Татьяной Скороходовой.
— Здравствуйте, Татьяна! Что скажете о «Дине» в полноценной оцифровке с плёнки?
— Я с большим удовольствием посмотрела фильм. Даже не думала, что когда-нибудь увижу его в таком качестве!
— В «Дине» вы сыграли одну из своих первых ролей. Расскажите, как вы попали в фильм?
— Я училась на втором курсе театрального. Тогда не было ни мобильных, ни даже пейджеров — сообщения мы получали через бабушек, которые сидели на вахте училища. Если кто-то хотел привлечь одного из студентов — они звонили туда и нам оставляли записки с контактами и приглашением на пробы. Так я и ездила между парами на пробы на Мосфильм, на Студию Горького несколько раз на неделе. Иногда перезванивали и предлагали роль, иногда нет.
После одной из таких проб я и не надеялась на ответ, ведь в то время была востребована в совсем другом имидже. Помню, что в диалогах была речь про духовность, внутренний взгляд, и что-то связанное с мистикой. Было очень интересно, но никаких надежд на эти пробы я не возлагала. Однако, буквально через пару дней меня утвердили, и спустя несколько недель начались съёмки.
— Где проходили съёмки фильма?
— На первом этапе основные съёмки «Дины» проходили в одном из домов-музеев в центре Москвы, там снимались сцены в доме уездного врача. При этом параллельно я прошла пробы в фильм «…По прозвищу Зверь», где была в совершенно другом образе. С утра мне затирали волосы чёрной копировальной бумагой, надевали полупарик с косой, и я превращалась в девушку Дину начала XX века, а после обеда я снимала грим и становилась современной яркой блондинкой Ларисой. На следующее утро всё повторялось снова.
Когда завершилась работа над фильмом «…По прозвищу Зверь», я поехала в Сальские степи под Ростов, где продолжались съёмки «Дины». Это был необыкновенный опыт! Мы снимали в великолепном Вознесенском соборе, он произвёл сильное впечатление. Как будто попадаешь в другую эпоху. Штаб-квартира располагалась в Белой Калитве (там производят огромные БелАЗы), жили мы в коттедже, принадлежавшем заводу, на берегу реки, за которой простирались зелёные сады. Прекрасное место.
— Вокруг фильмов ужасов нередко витают разные слухи, происходят странные события. На съёмках «Дины» было что-то подобное?
— Рано утром я отправилась на ту самую речку вблизи коттеджа, чтобы поплавать. Плыву, и вдруг вижу, как по воде мне пересекает путь змея. Змей я боялась панически, но взяла себя в руки и решила прекратить эту панику раз и навсегда: «Это просто уж. Он не кусается». На другом берегу был огромный залитый солнцем камень. Доплываю туда и вижу, что эти ужи там кишмя кишат. Разогнала их, позагорала и потом как ни в чём не бывало переплыла обратно.
Возвращаюсь с мокрыми волосами в коттедж, а консьержка увидела меня и обомлела: «Вы что! В нашей Гадючке плавали?!». Оказалось, что всё это были не ужи, а гадюки. С тех пор я стала бояться змей ещё больше.
— А ведь эта история повторяет сцену из фильма, где героя убивает змея, когда он лежит на берегу.
— Да, странное совпадение. Я в тот момент ещё не знала об этой сцене.
— Какая из сцен была самой сложной для вас?
— В детстве мне долгое время снился один кошмар, где я бегу, и кто-то гонится за мной. Это такое страшное чувство преследования. В финальной сцене за Диной бежит толпа женщин с вилами. Для меня это был настоящий кошмар наяву, непередаваемо. Хотя позже, когда мне это снилось вновь, уже не было так жутко. Видимо, эта сцена помогла справиться со страхом.
— В сети есть несколько комментариев от людей, которые участвовали в массовке и сегодня вспоминают съёмки. Наверное, фильм был на слуху?
— Кстати, массовка была потрясающей. Вообще, в этих станицах всё выглядело очень аутентично, прямо как в той эпохе. Вдобавок ко всему, я приезжала на площадку, когда уже все были переодеты, то есть не видела этих людей в обычной современной одежде. Было полное ощущение попадания в прошлое.
— При оцифровке плёнки мы обнаружили, что цвета в фильме очень блёклые. Он изначально был снят в такой сепии или это дефект?
— Я думаю, что это задумка режиссёра. Возможно, на оборудование и экспедиции по Ростовской области бюджет ещё был, но к концу съёмок уже ощущалось, что деньги кончались. В какой-то момент даже казалось, что фильм так и не закончат. Возможно, с плёнкой что-то произошло при обработке, или на этапе постпродакшена. Но, думаю, что это вполне могла быть осознанная идея Фёдора Фёдоровича, чтобы создать апокалиптическую атмосферу. Всё-таки там, где мы снимали, была уж очень жизнерадостная картинка — сочная зелень, яркое синее небо.
— Для Фёдора Петрухина это так же был режиссёрский дебют. Приходилось ли что-то менять в сценарии по ходу съёмок ввиду каких-либо трудностей?
— Сниматься в этом фильме было очень комфортно. Ведь у каждого режиссёра свой стиль работы. Кто-то заранее и точно знает, как должен выглядеть итоговый фильм и требует чёткого следования плану сценария. Именно так снимался «…По прозвищу Зверь» — Александр Александрович Муратов давал нам чёткие задачи.
С другой стороны, такие режиссёры как Валерий Тодоровский предпочитают этюдный метод. Во время съёмок фильма «Любовь» он в творческом порыве часто менял сценарий и с ним было очень интересно работать.
Фильм «Дина» — это особый случай. Фёдор Фёдорович сам написал сценарий, в котором будто бы сказал всё, что хотел, уже ничего не добавляя при съёмках. Он взял очень хорошего оператора-постановщика Вячеслава Семина. На площадке он в основном лишь наблюдал за процессом, потому что в сценарии действительно уже было всё, что нужно. В итоге, и у меня была самостоятельная актёрская работа. Никто мне не делал замечаний, никак не комментировал. Сперва я даже была напугана, думала, что всё плохо. Но съёмки двигались вперёд, я успокоилась и продолжала уверенно играть по этому подробному сценарию.
— Каково было работать с такими известными актёрами как Иннокентий Смоктуновский, Майя Булгакова?
— Не просто известными, это были абсолютные звёзды! Майю Булгакову я всегда обожала. А Иннокентий Смоктуновский для меня был словно человек с другой планеты. Просто не верилось, что я играю вместе с ним в одном фильме. Возможно, это благоговение иногда мешало общению, но Иннокентий Михайлович был очень тактичным и понимающим. Когда я спрашивала у него что-то, он всегда давал совет: «Я бы сделал вот так…», — лаконично отвечал он. Жаль, что у нас с ним было мало общих сцен.
— Эта роль вампира заметно выделяется в его фильмографии. В последние годы жизни он снимался в достаточно нестандартных фильмах.
— Нужно сказать, что он снимался с большим азартом. Конечно, времена были нелёгкие, от гонораров никто не отказывался. Но он был полностью увлечён ролью, думаю, ему было интересно попробовать себя в таком проекте.
— «Дина» — один из немногих фильмов ужасов времён перестройки. Как воспринимался факт съёмок такого редкого для СССР жанрового кино?
— Для девушки, которая тогда уже посмотрела «Омен» и другие подобные ужастики, не было ничего необычного в этом жанре. Несмотря на то что это советский фильм, он был для меня как бы продолжением мировой истории кино, который вполне органично вписывается в неё. Конечно, я в то время не задумывалась о средствах выразительности. Поэтому, когда смотрела готовый фильм, казалось, что маленький бюджет бросается в глаза. Работа гримёров, конечно, хороша, но могли бы быть и какие-нибудь комбинированные съёмки. Хотя сейчас я посмотрела фильм другими глазами. Несмотря ни на что, он достаточно самобытный и интересный.
— Как фильм был принят публикой?
— Премьера фильма прошла в Доме кино. Это была лишь моя вторая премьера, поэтому я волновалась и очень критично относилась к себе на экране. Я обычно не звала много друзей и знакомых, опасаясь, что фильм окажется провальным. Но потом пожалела, что не позвала на «Дину» своих родственников, потому что реакция зрителей была очень тёплой. Думаю, что эта живая история тронула многих, и фильм приняли очень хорошо.
Читайте также «Нашедшие советский хоррор про оборотня и забытую комедию с Караченцовым: „Кто, если не мы?“».