Вампиры, змеи, перестройка. Как снимали фильм «Дина»

На исхо­де пере­строй­ки арсе­нал совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа актив­но попол­нял­ся новы­ми жан­ра­ми. Это были пер­вые, но отнюдь не роб­кие попыт­ки снять зре­лищ­ное и само­быт­ное кино. Хор­рор по-рус­ски, со все­ми его упы­ря­ми и вур­да­ла­ка­ми, уже был про­пи­тан тре­вож­ным пред­чув­стви­ем боль­ших пере­мен. Пере­ме­ны про­изо­шли, насту­пил новый век. Мно­гие из этих филь­мов ста­ли про­ро­че­ски­ми, но остав­лен­ное ими чув­ство тре­во­ги, кажет­ся, пре­сле­ду­ет нас до сих пор.

Одним из таких филь­мов была «Дина», ока­зав­ша­я­ся неза­слу­жен­но забы­той. Веро­ят­но, глав­ной при­чи­ной тому ста­ло очень низ­кое каче­ство един­ствен­ной сохра­нив­шей­ся VHS-копии. Одна­ко, недав­но коман­де From Outer Space уда­лось най­ти и береж­но оциф­ро­вать отлич­ную 35-мм плён­ку. Впер­вые спу­стя 30 лет с момен­та пре­мье­ры, фильм досту­пен в дета­ли­зи­ро­ван­ном HD-фор­ма­те. Спе­ша поде­лить­ся этой ново­стью с непо­сред­ствен­ны­ми созда­те­ля­ми филь­ма, мы пооб­ща­лись с актри­сой, сыг­рав­шей роль Дины — Татья­ной Скороходовой.


— Здрав­ствуй­те, Татья­на! Что ска­же­те о «Дине» в пол­но­цен­ной оциф­ров­ке с плёнки?

— Я с боль­шим удо­воль­стви­ем посмот­ре­ла фильм. Даже не дума­ла, что когда-нибудь уви­жу его в таком качестве!

— В «Дине» вы сыг­ра­ли одну из сво­их пер­вых ролей. Рас­ска­жи­те, как вы попа­ли в фильм?

— Я учи­лась на вто­ром кур­се теат­раль­но­го. Тогда не было ни мобиль­ных, ни даже пей­дже­ров — сооб­ще­ния мы полу­ча­ли через бабу­шек, кото­рые сиде­ли на вах­те учи­ли­ща. Если кто-то хотел при­влечь одно­го из сту­ден­тов — они зво­ни­ли туда и нам остав­ля­ли запис­ки с кон­так­та­ми и при­гла­ше­ни­ем на про­бы. Так я и езди­ла меж­ду пара­ми на про­бы на Мос­фильм, на Сту­дию Горь­ко­го несколь­ко раз на неде­ле. Ино­гда пере­зва­ни­ва­ли и пред­ла­га­ли роль, ино­гда нет.

После одной из таких проб я и не наде­я­лась на ответ, ведь в то вре­мя была вос­тре­бо­ва­на в совсем дру­гом ими­дже. Пом­ню, что в диа­ло­гах была речь про духов­ность, внут­рен­ний взгляд, и что-то свя­зан­ное с мисти­кой. Было очень инте­рес­но, но ника­ких надежд на эти про­бы я не воз­ла­га­ла. Одна­ко, бук­валь­но через пару дней меня утвер­ди­ли, и спу­стя несколь­ко недель нача­лись съёмки.

— Где про­хо­ди­ли съём­ки фильма?

— На пер­вом эта­пе основ­ные съём­ки «Дины» про­хо­ди­ли в одном из домов-музеев в цен­тре Моск­вы, там сни­ма­лись сце­ны в доме уезд­но­го вра­ча. При этом парал­лель­но я про­шла про­бы в фильм «…По про­зви­щу Зверь», где была в совер­шен­но дру­гом обра­зе. С утра мне зати­ра­ли воло­сы чёр­ной копи­ро­валь­ной бума­гой, наде­ва­ли полу­па­рик с косой, и я пре­вра­ща­лась в девуш­ку Дину нача­ла XX века, а после обе­да я сни­ма­ла грим и ста­но­ви­лась совре­мен­ной яркой блон­дин­кой Лари­сой. На сле­ду­ю­щее утро всё повто­ря­лось снова.

Когда завер­ши­лась рабо­та над филь­мом «…По про­зви­щу Зверь», я поеха­ла в Саль­ские сте­пи под Ростов, где про­дол­жа­лись съём­ки «Дины». Это был необык­но­вен­ный опыт! Мы сни­ма­ли в вели­ко­леп­ном Воз­не­сен­ском собо­ре, он про­из­вёл силь­ное впе­чат­ле­ние. Как буд­то попа­да­ешь в дру­гую эпо­ху. Штаб-квар­ти­ра рас­по­ла­га­лась в Белой Калит­ве (там про­из­во­дят огром­ные БелА­Зы), жили мы в кот­те­дже, при­над­ле­жав­шем заво­ду, на бере­гу реки, за кото­рой про­сти­ра­лись зелё­ные сады. Пре­крас­ное место.

— Вокруг филь­мов ужа­сов неред­ко вита­ют раз­ные слу­хи, про­ис­хо­дят стран­ные собы­тия. На съём­ках «Дины» было что-то подобное?

— Рано утром я отпра­ви­лась на ту самую реч­ку вбли­зи кот­те­джа, что­бы попла­вать. Плы­ву, и вдруг вижу, как по воде мне пере­се­ка­ет путь змея. Змей я боя­лась пани­че­ски, но взя­ла себя в руки и реши­ла пре­кра­тить эту пани­ку раз и навсе­гда: «Это про­сто уж. Он не куса­ет­ся». На дру­гом бере­гу был огром­ный зали­тый солн­цем камень. Доплы­ваю туда и вижу, что эти ужи там киш­мя кишат. Разо­гна­ла их, поза­го­ра­ла и потом как ни в чём не быва­ло пере­плы­ла обратно.

Воз­вра­ща­юсь с мок­ры­ми воло­са­ми в кот­тедж, а кон­сьерж­ка уви­де­ла меня и обо­мле­ла: «Вы что! В нашей Гадюч­ке пла­ва­ли?!». Ока­за­лось, что всё это были не ужи, а гадю­ки. С тех пор я ста­ла боять­ся змей ещё больше.

— А ведь эта исто­рия повто­ря­ет сце­ну из филь­ма, где героя уби­ва­ет змея, когда он лежит на берегу.

— Да, стран­ное сов­па­де­ние. Я в тот момент ещё не зна­ла об этой сцене.

— Какая из сцен была самой слож­ной для вас?

— В дет­стве мне дол­гое вре­мя снил­ся один кош­мар, где я бегу, и кто-то гонит­ся за мной. Это такое страш­ное чув­ство пре­сле­до­ва­ния. В финаль­ной сцене за Диной бежит тол­па жен­щин с вила­ми. Для меня это был насто­я­щий кош­мар наяву, непе­ре­да­ва­е­мо. Хотя поз­же, когда мне это сни­лось вновь, уже не было так жут­ко. Види­мо, эта сце­на помог­ла спра­вить­ся со страхом.

— В сети есть несколь­ко ком­мен­та­ри­ев от людей, кото­рые участ­во­ва­ли в мас­сов­ке и сего­дня вспо­ми­на­ют съём­ки. Навер­ное, фильм был на слуху?

— Кста­ти, мас­сов­ка была потря­са­ю­щей. Вооб­ще, в этих ста­ни­цах всё выгля­де­ло очень аутен­тич­но, пря­мо как в той эпо­хе. Вдо­ба­вок ко все­му, я при­ез­жа­ла на пло­щад­ку, когда уже все были пере­оде­ты, то есть не виде­ла этих людей в обыч­ной совре­мен­ной одеж­де. Было пол­ное ощу­ще­ние попа­да­ния в прошлое.

— При оциф­ров­ке плён­ки мы обна­ру­жи­ли, что цве­та в филь­ме очень блёк­лые. Он изна­чаль­но был снят в такой сепии или это дефект?

— Я думаю, что это задум­ка режис­сё­ра. Воз­мож­но, на обо­ру­до­ва­ние и экс­пе­ди­ции по Ростов­ской обла­сти бюд­жет ещё был, но к кон­цу съё­мок уже ощу­ща­лось, что день­ги кон­ча­лись. В какой-то момент даже каза­лось, что фильм так и не закон­чат. Воз­мож­но, с плён­кой что-то про­изо­шло при обра­бот­ке, или на эта­пе пост­про­дак­ше­на. Но, думаю, что это вполне мог­ла быть осо­знан­ная идея Фёдо­ра Фёдо­ро­ви­ча, что­бы создать апо­ка­лип­ти­че­скую атмо­сфе­ру. Всё-таки там, где мы сни­ма­ли, была уж очень жиз­не­ра­дост­ная кар­тин­ка — соч­ная зелень, яркое синее небо.

— Для Фёдо­ра Пет­ру­хи­на это так же был режис­сёр­ский дебют. При­хо­ди­лось ли что-то менять в сце­на­рии по ходу съё­мок вви­ду каких-либо трудностей?

— Сни­мать­ся в этом филь­ме было очень ком­форт­но. Ведь у каж­до­го режис­сё­ра свой стиль рабо­ты. Кто-то зара­нее и точ­но зна­ет, как дол­жен выгля­деть ито­го­вый фильм и тре­бу­ет чёт­ко­го сле­до­ва­ния пла­ну сце­на­рия. Имен­но так сни­мал­ся «…По про­зви­щу Зверь» — Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Мура­тов давал нам чёт­кие задачи.

С дру­гой сто­ро­ны, такие режис­сё­ры как Вале­рий Тодо­ров­ский пред­по­чи­та­ют этюд­ный метод. Во вре­мя съё­мок филь­ма «Любовь» он в твор­че­ском поры­ве часто менял сце­на­рий и с ним было очень инте­рес­но работать.

Фильм «Дина» — это осо­бый слу­чай. Фёдор Фёдо­ро­вич сам напи­сал сце­на­рий, в кото­ром буд­то бы ска­зал всё, что хотел, уже ниче­го не добав­ляя при съём­ках. Он взял очень хоро­ше­го опе­ра­то­ра-поста­нов­щи­ка Вяче­сла­ва Семи­на. На пло­щад­ке он в основ­ном лишь наблю­дал за про­цес­сом, пото­му что в сце­на­рии дей­стви­тель­но уже было всё, что нуж­но. В ито­ге, и у меня была само­сто­я­тель­ная актёр­ская рабо­та. Никто мне не делал заме­ча­ний, никак не ком­мен­ти­ро­вал. Спер­ва я даже была напу­га­на, дума­ла, что всё пло­хо. Но съём­ки дви­га­лись впе­рёд, я успо­ко­и­лась и про­дол­жа­ла уве­рен­но играть по это­му подроб­но­му сценарию.

— Како­во было рабо­тать с таки­ми извест­ны­ми актё­ра­ми как Инно­кен­тий Смок­ту­нов­ский, Майя Булгакова?

— Не про­сто извест­ны­ми, это были абсо­лют­ные звёз­ды! Майю Бул­га­ко­ву я все­гда обо­жа­ла. А Инно­кен­тий Смок­ту­нов­ский для меня был слов­но чело­век с дру­гой пла­не­ты. Про­сто не вери­лось, что я играю вме­сте с ним в одном филь­ме. Воз­мож­но, это бла­го­го­ве­ние ино­гда меша­ло обще­нию, но Инно­кен­тий Михай­ло­вич был очень так­тич­ным и пони­ма­ю­щим. Когда я спра­ши­ва­ла у него что-то, он все­гда давал совет: «Я бы сде­лал вот так…», — лако­нич­но отве­чал он. Жаль, что у нас с ним было мало общих сцен.

— Эта роль вам­пи­ра замет­но выде­ля­ет­ся в его филь­мо­гра­фии. В послед­ние годы жиз­ни он сни­мал­ся в доста­точ­но нестан­дарт­ных фильмах.

— Нуж­но ска­зать, что он сни­мал­ся с боль­шим азар­том. Конеч­но, вре­ме­на были нелёг­кие, от гоно­ра­ров никто не отка­зы­вал­ся. Но он был пол­но­стью увле­чён ролью, думаю, ему было инте­рес­но попро­бо­вать себя в таком проекте.

— «Дина» — один из немно­гих филь­мов ужа­сов вре­мён пере­строй­ки. Как вос­при­ни­мал­ся факт съё­мок тако­го ред­ко­го для СССР жан­ро­во­го кино?

— Для девуш­ки, кото­рая тогда уже посмот­ре­ла «Омен» и дру­гие подоб­ные ужа­сти­ки, не было ниче­го необыч­но­го в этом жан­ре. Несмот­ря на то что это совет­ский фильм, он был для меня как бы про­дол­же­ни­ем миро­вой исто­рии кино, кото­рый вполне орга­нич­но впи­сы­ва­ет­ся в неё. Конеч­но, я в то вре­мя не заду­мы­ва­лась о сред­ствах выра­зи­тель­но­сти. Поэто­му, когда смот­ре­ла гото­вый фильм, каза­лось, что малень­кий бюд­жет бро­са­ет­ся в гла­за. Рабо­та гри­мё­ров, конеч­но, хоро­ша, но мог­ли бы быть и какие-нибудь ком­би­ни­ро­ван­ные съём­ки. Хотя сей­час я посмот­ре­ла фильм дру­ги­ми гла­за­ми. Несмот­ря ни на что, он доста­точ­но само­быт­ный и интересный.

— Как фильм был при­нят публикой?

— Пре­мье­ра филь­ма про­шла в Доме кино. Это была лишь моя вто­рая пре­мье­ра, поэто­му я вол­но­ва­лась и очень кри­тич­но отно­си­лась к себе на экране. Я обыч­но не зва­ла мно­го дру­зей и зна­ко­мых, опа­са­ясь, что фильм ока­жет­ся про­валь­ным. Но потом пожа­ле­ла, что не позва­ла на «Дину» сво­их род­ствен­ни­ков, пото­му что реак­ция зри­те­лей была очень тёп­лой. Думаю, что эта живая исто­рия тро­ну­ла мно­гих, и фильм при­ня­ли очень хорошо.


Читай­те так­же «Нашед­шие совет­ский хор­рор про обо­рот­ня и забы­тую коме­дию с Кара­чен­цо­вым: „Кто, если не мы?“».

Поделиться