В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге вышла монография Николая Вахтина «Юкагирские тосы». В ней автор описывает и публикует все известные на данный момент тосы. Также он касается чтения тосов, и задаётся вопросами об их появлении и месте среди других пиктографических традиций.
Тосы (с юкагирского тос — береста) представляют собой фрагменты бересты с пиктографическими письменами, существовавшие в юкагирской среде ещё в конце XIX века. Там с ними и познакомился Самуил Шаргородский, сосланный в Восточную Сибирь, и нашедший контакт с местным населением. Благодаря его публикации о тосах в «Землеведении» и переводному изданию этой статьи на немецком языке в журнале Globus, информация о тосах и несколько примеров в качестве иллюстраций распространилось по миру и заинтересовала научное сообщество.
Тосы делятся на «мужской» и «женский» типы, которые различаются по смыслу изложенного. Об их различии высказался ещё один из первых исследователей тосов, Владимир Йохельсон, чей отчёт 1898 года приводит в книге Николай Вахтин:
«В заключении референт сообщил об остатках юкагирских письмен. Он рассматривает это искусство как одно из доказательств связи духовной культуры древних юкагиров с охотничьими племенами Северной> Америки. Он высказал мысль, что первобытные письмена получили свое развитие одновременно с развитием человеческой речи, а не после него. Юкагирские письмена распадаются на картинное письмо, планы кочевок, которые можно рассматривать как зачатки географических карт, и на любовную переписку при помощи условных изображений человеческих фигур обоего пола. Были показаны подлинные образчики письмен на бересте и изображения их на экране. Другие туманные картины, которых было более 30, изображали карту с маршрутами, сцены древнего и современного юкагирского быта и типы женщин и мужчин».
Посмотреть отрывок книги и её содержание можно на сайте Издательства Европейского университета.
Юкагиры достаточно долго фиксировали в тосах информацию. Уже в конце советской эпохи, в 1980‑е годы была создана юкагирская письменность с опорой на кириллическую традицию. О других нциональных письменностях, созданных в СССР читайте в материале Алексея Киреенко «Лингвистическое строительство в СССР: как бесписьменные народы получали алфавит».