Быть учителем. Личный опыт

В шко­ле у каж­до­го из нас были хоро­шие и пло­хие учи­те­ля: одни дела­ли уче­ни­ков луч­ше, вто­рые все­ля­ли в сво­их под­опеч­ных страх и неуве­рен­ность в себе. Име­на неко­то­рых мы запом­ни­ли на всю жизнь, дру­гих сра­зу забы­ли, пере­сту­пив школь­ный порог в день послед­не­го звон­ка. Но что вооб­ще мы зна­ем об учи­те­лях? Поче­му они выбра­ли эту про­фес­сию? Кому мож­но идти рабо­тать в шко­лу, а кому луч­ше не ста­но­вит­ся педа­го­гом? Клим Шав­ри­ков попы­тал­ся отве­тить на эти вопро­сы на осно­ве лич­но­го опы­та и наблюдений.


Как вообще становятся учителями?

Педа­гог — доста­точ­но слож­ная про­фес­сия. Любой учи­тель обя­зан знать мно­же­ство вещей, кото­рые даже не каса­ют­ся его пред­ме­та: воз­раст­ная пси­хо­ло­гия, физио­ло­гия, пер­вая помощь, эти­ка обще­ния, мето­ди­ка пре­по­да­ва­ния и так далее. Для овла­де­ния эти­ми дис­ци­пли­на­ми в Рос­сии суще­ству­ют педа­го­ги­че­ские вузы, где обу­ча­ют учи­те­лей-пред­мет­ни­ков. Если в реги­оне нет спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го вуза, то в дру­гих уни­вер­си­те­тах обя­за­тель­но есть педа­го­ги­че­ские отде­ле­ния на факуль­те­тах. Толь­ко чело­век, име­ю­щий про­филь­ное обра­зо­ва­ние, может стать школь­ным учителем.

Одна­ко это всё тео­рия. На прак­ти­ке ощу­ща­ет­ся силь­ная нехват­ка учи­те­лей, поэто­му исто­рик (не педа­гог) может рабо­тать учи­те­лем исто­рии, а дипло­ми­ро­ван­ный пере­вод­чик — пре­по­да­ва­те­лем англий­ско­го. При устрой­стве на рабо­ту началь­ство может обя­зать прой­ти кур­сы педа­го­ги­че­ской под­го­тов­ки, но не все­гда это делает.

Шко­ла, в кото­рой я рабо­тал в Петрозаводске

Почему люди становятся учителями?

У всех абсо­лют­но раз­ная моти­ва­ция: кто-то меч­та­ет об этом с дет­ства, кто-то про­дол­жа­ет дина­стию, неко­то­рые ока­зы­ва­ют­ся в шко­ле слу­чай­но и на вре­мя, а потом их затя­ги­ва­ет. Я стал учи­те­лем исклю­чи­тель­но по одной при­чине — мате­ри­аль­ной. Зву­чит пара­док­саль­но, но поз­же я всё объ­яс­ню. У меня не было и нет педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния: я клас­си­че­ский исто­рик, а не педа­гог, тем не менее это мне нико­гда не меша­ло. Во вре­мя учё­бы в уни­вер­си­те­те мно­гие сту­ден­ты под­ра­ба­ты­ва­ют репе­ти­тор­ством, в моём слу­чае это посте­пен­но ста­ло основ­ным зара­бот­ком. Рос­ли цены на заня­тия и коли­че­ство уче­ни­ков, но в 2019 году я ока­зал­ся в армии.

Я уво­лил­ся со служ­бы в самом кон­це осе­ни, когда нор­маль­ное коли­че­ство уче­ни­ков набрать уже слож­но. Зимой мне позво­ни­ли и пред­ло­жи­ли пора­бо­тать в шко­ле. Учи­тель нужен был сроч­но, я согласился.


В чём суть работы?

Оче­вид­но, что основ­ная суть рабо­ты учи­те­ля — давать детям зна­ния по сво­е­му пред­ме­ту. Здесь кро­ет­ся одно из глав­ных заблуж­де­ний. Если вы дума­е­те, что буде­те вести свои напол­нен­ные важ­ным смыс­лом лек­ции, а 30 пяти­кла­шек — слу­шать ваши заум­ные рас­суж­де­ния о роли Цеза­ря в ста­нов­ле­нии прин­ци­па­та, то очень силь­но оши­ба­е­тесь. Это, навер­ное, глав­ное отли­чие учи­те­ля в шко­ле от репе­ти­то­ра: репе­ти­тор даёт зна­ния, в кото­рых ребё­нок заин­те­ре­со­ван, учи­тель же дол­жен сна­ча­ла заинтересовать.

Льви­ная доля ваших уси­лий будет направ­ле­на на под­дер­жа­ние дис­ци­пли­ны. Шко­лы быва­ют раз­ные, но пяти­класс­ни­ки — это все­гда пяти­класс­ни­ки. Вто­рая часть ваших уси­лий будет направ­ле­на на то, что­бы рас­ска­зать тему инте­рес­но, инте­рес детей рав­но дис­ци­пли­на. Если детям нра­вит­ся, как вы ведё­те уро­ки, они сами пода­вят любые попыт­ки сорвать урок. Тре­тья часть — поста­рать­ся под­го­то­вить детей к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Кар­ти­на, кото­рую вы буде­те видеть каж­дый день

Положительные стороны работы в школе

Неожи­дан­но, но один из плю­сов рабо­ты школь­ным учи­те­лем — доволь­но малая заня­тость. Да, сей­час кто-то поду­ма­ет, что у меня было мало часов. Нет, послед­ние меся­цы рабо­ты в шко­ле я вёл 39 часов (хотя мак­си­маль­ная нагруз­ка может быть толь­ко 36), плюс у меня было класс­ное руко­вод­ство. Даже при этом у учи­те­ля оста­ёт­ся вре­мя на раз­ви­тие каких-то лич­ных про­ек­тов — в моём слу­чае это онлайн-репе­ти­тор­ство и веде­ние груп­по­вых заня­тий в двух учеб­ных цен­трах, — а так­же спорт, отдых или какие-то хобби.

Ноч­ная про­вер­ка тет­ра­дей — миф: тет­ра­ди отлич­но про­ве­ря­ют­ся, когда класс пишет кон­троль­ную или само­сто­я­тель­ную. Бумаж­ная рабо­та — тоже миф. Если вы про­фес­си­о­нал и у вас нет ника­ких кон­флик­тов, то вся ваша бумаж­ная рабо­та — отчё­ты в кон­це чет­вер­ти и запол­не­ние жур­на­ла в вос­кре­се­нье. Класс­ное руко­вод­ство, конеч­но, суще­ствен­но услож­ня­ет рабо­ту, но тоже зани­ма­ет не так мно­го времени.

Ещё один важ­ный плюс — рабо­та с моло­дё­жью. Рабо­тать с детьми весе­ло, с под­рост­ка­ми — инте­рес­но. Чем боль­ше обща­ешь­ся с моло­ды­ми, тем моло­же себя ощу­ща­ешь: узна­ёшь их мне­ние о собы­ти­ях в мире, усва­и­ва­ешь куль­тур­ные пред­по­чте­ния, делишь­ся сво­и­ми инте­ре­са­ми, под­ска­зы­ва­ешь, сове­ту­ешь. Если ты смог сде­лать кого-то луч­ше — это ведь хоро­шо, так?

Самое при­ят­ное в рабо­те — бла­го­дар­ность учеников

Учи­тель — очень сво­бод­ная про­фес­сия. На самом деле нет ника­ко­го серьёз­но­го кон­тро­ля за тем, как вы ведё­те уро­ки, — доста­точ­но про­сто не затра­ги­вать ост­рые темы и при­дер­жи­вать­ся эти­че­ских норм. Я вёл очень мно­го пред­ме­тов: исто­рию, обще­ст­во­зна­ние, эко­но­ми­ку, пра­во, исто­рию Каре­лии, осно­вы рели­ги­оз­ных куль­тур и свет­ской эти­ки. В каж­дый пред­мет мож­но доба­вить что-то своё — мы смот­ре­ли филь­мы, игра­ли в команд­ные игры, писа­ли эссе, рисо­ва­ли, то есть пре­вра­ща­ли наши уро­ки во что-то инте­рес­ное, и это­му никто не мешал.

Ещё один плюс этой рабо­ты в том, что ты сам учишь­ся. Пре­по­да­ва­ние — луч­шее обу­че­ние: посто­ян­но нахо­дишь инте­рес­ную инфор­ма­цию, вме­сте с уче­ни­ка­ми реша­ешь слож­ные зада­ния, все­гда нахо­дишь­ся в поис­ках ново­го мето­да пода­чи информации.

Сре­ди поло­жи­тель­ных момен­тов хочет­ся выде­лить и мате­ри­аль­ную состав­ля­ю­щую рабо­ты, но об этом я решил рас­ска­зать в отдель­ном абзаце.


Минусы работы в школе

Вас будут доста­вать. С вами будут здо­ро­вать­ся сот­ни раз в день — часто это дела­ют одни и те же люди. «При­вет» и «здравствуй(те)» ста­нут самы­ми часто упо­треб­ля­е­мы­ми сло­ва­ми в вашем лек­си­коне. Вам будут писать в соци­аль­ных сетях; уви­дев на ули­це, будут кри­чать «Здрав­ствуй­те, [имя отче­ство]», даже если вас и уче­ни­ков раз­де­ля­ет несколь­ко десят­ков мет­ров. Вы бук­валь­но буде­те все­гда на виду: на про­гул­ке, в спорт­за­ле, в магазине.

К сожа­ле­нию, даже в 2021 году мно­гие жур­на­лы запол­ня­лись от руки

Обще­ние с роди­те­ля­ми. Да, это минус. Роди­те­ли быва­ют раз­ные, но запом­ни­те одну вещь: у них один ребё­нок, осталь­ные их не вол­ну­ют, а у вас таких две сот­ни. Они будут тре­бо­вать осо­бо­го отно­ше­ния, думать, что вы помни­те всё и вся, писать, зво­нить, при­хо­дить. Здесь, конеч­но, важ­но сра­зу же выста­вить гра­ни­цы. Я, напри­мер, про­сто не брал труб­ку и не отве­чал в мес­сен­дже­рах после 14 часов. Я вышел из шко­лы — я боль­ше не учи­тель. Но экс­цес­сы всё рав­но будут случаться.

Вне­класс­ные меро­при­я­тия. Этот пункт каса­ет­ся толь­ко класс­ных руко­во­ди­те­лей: ино­гда им при­хо­дит­ся водить куда-то под­опеч­ных. Про­стой путь от шко­лы до музея с 30 пяти­класс­ни­ка­ми — это не очень-то и весе­ло, а если это выход­ной, то не весе­ло вдвойне.

Класс­ные руко­во­ди­те­ли обя­за­ны участ­во­вать во вне­класс­ной дея­тель­но­сти. Вот и я в сен­тяб­ре был вынуж­ден бежать кросс

На самом деле каж­дая шко­ла инди­ви­ду­аль­на. У меня все­гда была шикар­ная адми­ни­стра­ция, не было ника­ко­го кон­тро­ля. Я слы­шал исто­рии от зна­ко­мых об откры­тых уро­ках, кон­спек­тах, пла­нах, про­грам­мах и так далее. Навер­ное, где-то это есть, а мне про­сто очень повезло.


Материальная сторона вопроса

Пого­лов­но низ­кие зар­пла­ты в обра­зо­ва­нии — леген­да из про­шло­го. При этом сто­ит при­знать, что зар­пла­та учи­те­ля в раз­ных реги­о­нах очень силь­но раз­ли­ча­ет­ся. Уве­рен, что есть места, где учи­те­ля зара­ба­ты­ва­ют 20–25 тысяч руб­лей, но так совсем не вез­де. Я рабо­тал на Край­нем Севе­ре, это даёт серьёз­ную при­бав­ку, 30% моих клас­сов были кор­рек­ци­он­ны­ми (ещё плюс 20%), инди­ви­ду­аль­ные уче­ни­ки (при­хо­дят в шко­лу и зани­ма­ют­ся один на один), класс­ное руко­вод­ство, вне­класс­ная дея­тель­ность — всё это мате­ри­аль­ные бону­сы. С моей боль­шой для шко­лы нагруз­кой полу­ча­лось, что моя зар­пла­та была вдвое выше, чем сред­няя по региону.

Более того, учи­тель, кото­рый хоро­шо зна­ет свой пред­мет, все­гда биз­нес­мен. Репе­ти­тор­ство, рабо­та в цен­трах и дру­гих обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тах, напи­са­ние тек­стов, помощь сту­ден­там — всё это допол­ни­тель­ный доход. В моём слу­чае сто­рон­ние дохо­ды были даже чуть выше зара­бот­ной пла­ты в шко­ле. На самом деле о зар­пла­тах в обра­зо­ва­нии хочет­ся ска­зать: доро­гу оси­лит иду­щий. Если у вас есть стрем­ле­ние и уме­ния зара­ба­ты­вать, то вы буде­те зара­ба­ты­вать. Я шёл в шко­лу вре­мен­но, про­сто занять­ся чем-то на пери­од зимы—весны, но был при­ят­но удив­лён и остал­ся в том чис­ле из-за зар­пла­ты, но ещё и шикар­ных отпускных.


Новая реальность образования

Я при­шёл рабо­тать в шко­лу в самом нача­ле пан­де­мии коро­на­ви­ру­са. Это нало­жи­ло отпе­ча­ток на спе­ци­фи­ку рабо­ты. В совре­мен­ном обра­зо­ва­нии во всю исполь­зу­ют­ся интер­нет-тех­но­ло­гии. В каж­дой, даже самой заху­да­лой шко­ле (я рабо­тал в шко­ле 1960‑х годов построй­ки, нахо­див­шей­ся в рай­оне обще­жи­тий и дере­вян­ных бара­ков) во всех каби­не­тах есть ком­пью­те­ры и про­ек­то­ры. В раз­гар эпи­де­мии шко­лы были пере­ве­де­ны на дистан­ци­он­ное обучение.

Роди­те­ли дистант нена­ви­дят. Ребё­нок целый день дома, и его нуж­но раз­вле­кать. Учи­те­ля постар­ше тоже дистант не полю­би­ли: новые тех­но­ло­гии дают­ся им слож­но, мно­гие не научи­лись рабо­тать из дома и всё рав­но при­хо­ди­ли вести уро­ки дистан­ци­он­но, но из род­ной шко­лы. Дети невзлю­би­ли дистант из-за боль­шо­го объ­ё­ма домаш­не­го зада­ния. Я к тому момен­ту уже имел шести­лет­ний опыт веде­ния онлайн-заня­тий и чув­ство­вал себя уве­рен­но. На зара­бо­ток учи­те­лей дистан­ци­он­ное обра­зо­ва­ние никак не повли­я­ло, а рабо­тать из уют­но­го дома намно­го удобнее.

С сен­тяб­ря 2022 года в шко­ле ста­ло боль­ше вне­уроч­ных заня­тий: финан­со­вая гра­мот­ность, рас­ши­ре­ние уча­стия в «Юнар­мии», про­ек­ты «Рос­сий­ско­го дви­же­ния школь­ни­ков» и так далее. Класс­ных руко­во­ди­те­лей обя­за­ли выбрать модуль, напи­сать про­грам­му и вести раз в неде­лю вне­уроч­ные заня­тия. В шко­лах появи­лась новая долж­ность — совет­ник дирек­то­ра по вос­пи­та­нию. Чем он отли­ча­ет­ся от заме­сти­те­ля по вос­пи­та­тель­ной рабо­те, не совсем понятно.

Ещё одним ново­вве­де­ни­ем ста­ло под­ня­тие фла­га по поне­дель­ни­кам, напо­ми­на­ю­щее утрен­ний раз­вод в воин­ских частях, и про­ве­де­ние пер­вым уро­ком каж­дый поне­дель­ник «Раз­го­во­ров о важ­ном». Эти самые раз­го­во­ры пуга­ли моло­дых учи­те­лей — каза­лось, что это будет «совет­ская полит­ин­фор­ма­ция». Всё ока­за­лось намно­го луч­ше: темы раз­ные, быва­ют и доволь­но спор­ные, но отсут­ствие кон­тро­ля как все­гда раз­вя­зы­ва­ет учи­те­лям руки.

Из бесед со зна­ко­мы­ми мож­но сде­лать вывод, что доб­ро­со­вест­но про­во­дят «раз­го­во­ры» стро­го по теме еди­ни­цы класс­ных руко­во­ди­те­лей. Боль­шин­ство зани­ма­ют­ся более полез­ны­ми дела­ми: гото­вят детей к ЕГЭ, про­во­дят класс­ные часы, про­ве­ря­ют днев­ни­ки и так далее.


Частная или муниципальная?

Я про­вёл два года в муни­ци­паль­ной шко­ле и рабо­тал в двух част­ных шко­лах в раз­ных субъ­ек­тах Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Кон­крет­но­го мне­ния, где луч­ше рабо­тать, у меня так и не сло­жи­лось. В част­ной шко­ле клас­сы мень­ше (пять-шесть чело­век), нет про­блем с дис­ци­пли­ной, зна­ния усва­и­ва­ют­ся луч­ше. В част­ных шко­лах обыч­но моло­же и спло­чён­нее кол­лек­тив, более лояль­ное отно­ше­ние администрации.

При этом ино­гда в част­ной шко­ле учат­ся дети, кото­рые посто­ян­но про­пус­ка­ют заня­тия (спорт, болез­ни и так далее), что суще­ствен­но вли­я­ет на постро­е­ние уро­ка. Напри­мер, если у тебя нет поло­ви­ны клас­са, как ты про­ве­дёшь полу­го­до­вую кон­троль­ную? Обыч­но в част­ных шко­лах мень­ше нагруз­ка, нет вне­уроч­ной дея­тель­но­сти, мень­ше бумаж­ной рабо­ты, при этом и мень­ше заработок.

Если бы меня спро­си­ли, куда идти рабо­тать учи­те­лю, я бы ска­зал: най­ди­те хоро­шую муни­ци­паль­ную шко­лу, пора­бо­тай­те там и толь­ко потом иди­те в част­ную — тогда у вас будет с чем срав­ни­вать. Когда вста­нет вопрос, куда устро­ить учить­ся сво­е­го ребён­ка, я ско­рее выбе­ру хоро­шую муни­ци­паль­ную шко­лу, бла­го таких доста­точ­но много.


Кому стоит идти работать в школу?

Если вы люби­те учить, если вы гото­вы отве­чать на одни и те же вопро­сы каж­дый день, вы гото­вы подроб­но объ­яс­нять даже самую про­стую инфор­ма­цию и не раз­дра­жа­е­тесь, когда вас не пони­ма­ют — иди­те в шко­лу. Вы люби­те детей и вам кажет­ся, что вы може­те дать им что-то хоро­шее? Иди­те в школу.


Кому точно нельзя быть учителем?

Вспыль­чи­вым людям, одно­знач­но. Если вы посто­ян­но сры­ва­е­тесь на крик, если вы не тер­пи­те шум, оби­жа­е­тесь на каж­дое рез­кое сло­во — эта рабо­та не для вас. Мно­го раз я видел моло­дых деву­шек в сле­зах после уро­ка у кор­рек­ци­он­но­го клас­са. Это очень слож­но. Дети быва­ют раз­ны­ми, у каж­до­го своя исто­рия и осо­бен­но­сти пове­де­ния. Если вы не люби­те при­сталь­ное вни­ма­ние или застен­чи­вы, это тоже не ваш выбор. Я искренне счи­таю, что глав­ный навык учи­те­ля — инте­рес­но рас­ска­зы­вать. Самый ужас­ный учи­тель — это зану­да или тихий, гово­ря­щий себе под нос чело­век. Пре­по­да­ва­тель исто­рии дол­жен быть гром­ким и весё­лым сгуст­ком энер­гии, кото­рый может заин­те­ре­со­вать детей и Вели­кой фран­цуз­ской рево­лю­ци­ей и рус­ской куль­ту­рой XVI века.


Смот­ри­те так­же под­бор­ку фото­гра­фий «Шко­лы в объ­ек­ти­ве оте­че­ствен­ных фото­гра­фов».

Поделиться