В московском Гостином Дворе прошла 24‑я международная книжная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Знающих людей название не обманывало: на мероприятии можно было увидеть не только документальную, но и художественную прозу, поэзию, комиксы, детскую литературу, а также была возможность пообщаться с авторами и получить автографы.
О новинках литературы, ярких презентациях и искусственном интеллекте на non/fictio№ 24 — в репортаже Алексея Киреенко.
Первый взгляд
В этом году в ярмарке участвовали 307 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов. На стендах стояли лучшие новинки и переиздания отечественной и зарубежной литературы самой разной направленности: от художественной и публицистической до гастрономической и деловой.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/avtograf-sessiya-yuriya-norshtejna.jpg)
Для большинства издателей non/fiction — главное книжное событие года, к которому они приберегают ключевые новинки. Давней традицией ярмарки являются тематические топ-листы, которых в этом году четыре: «Взрослая литература», «Детская литература», «Комиксы» и «Особое детство».
Первое, что привлекает внимание на ярмарке, — расположенная в самом центре группа стендов Альянса независимых издателей и книгораспространителей. Это не крупные, а порой и совсем маленькие издательства, которые не имеют выхода в главные книжные магазины.
Глаза разбегаются от разнообразия. Пройдёмся по рядам и отметим интересные новинки.
Книги
«Чагин» Евгения Водолазкина, вышедший в «Редакции Елены Шубиной», продолжает излюбленную писателем тему: как работают память и время? Главный герой романа Исидор Чагин — человек с феноменальной памятью. Он способен запомнить и в любой момент воспроизвести всё: тексты, устную речь, изображения. Однако Исидор не умеет забывать — в этом его главная проблема. На бойкий вопрос из зала: «Скажите конкретно, о чём ваша книга?» Евгений Германович ёмко ответил:
«О времени, об истории и о мифе».
Двухтомник «Мобилизованное средневековье» от историков Санкт-Петербургского университета исследует медиевальные концепты на службе идеологий национальной идентичности и национализма. Из научной работы можно узнать, как именно Европа использовала средневековые символы и формы в политической, культурной и философской практиках.
Книга шведской журналистки Ульрики Кнутсон «Женщины на грани большого прорыва» рассказывает о становлении «Группы Фогельстад» — независимого объединения, положившего начало двум явлениям в социально-политической жизни Швеции 1920–1930‑х годов: Женской школе гражданских прав и еженедельнику Tidevarvet («Эпоха»). Всех активисток объединяли приверженность борьбе за избирательное право для женщин, интерес к вопросам либерализма и свободомыслия, феминизма, сексуального просвещения и защиты материнства, а также вера в социальные реформы и новаторскую педагогику. Каждой из этих женщин Кнутсон посвящает отдельную главу.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/zhenshhiny-na-grani-bolshogo-proryva.jpg)
Привлекает книга «Метод „длинного стола“ в качественных полевых социологических исследованиях» от ВЦИОМа. Длинный стол, как правило, бывает в мастерских и студиях, где совместными усилиями изготавливают конкретный продукт. Для встреч и совещаний, знакомства, непринуждённого общения, обсуждения различных вопросов и проблем подходят столы самых разных форм. Но именно для взаимодействия группы, которая создаёт общий проект, где отдельные части программы исследования, полученные результаты и выводы нужно сложить в одно целое, длинный стол, по мнению авторов, подходит как нельзя лучше. Книгу украшает большое количество иллюстраций и статистических исследований.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/metod-dlinnogo-stola-scaled.jpg)
В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга с длинным названием «Очень хороший и очень дурной человек, бойкий пером, весёлый и страшный… О потехах и литературных талантах Петра I». В фокусе внимания — забавы царя-реформатора. О своеобразном юморе Петра сообщается во многих мемуарах. Ярче всего царское остроумие проявилось в инструкциях, реестрах, обрядах «сумасброднейшего, всешутейшего и всепьянейшего собора» — шутовского ордена, который объединял ближайших соратников и собутыльников царя.
Очень хороший и очень дурной человек, бойкий пером, весёлый и страшный.
«Молодая гвардия» презентовала новинку Николая Долгополова, чьи биографии легендарных разведчиков давно находятся в списке бестселлеров. Книга «Легально о нелегальном» — результат его совместного труда с Никасом Сафроновым, который создал серию портретов отечественных разведчиков, а Николай Долгополов написал к ним очерки.
Музей истории ГУЛАГа на ярмарке представил продолжение серии изданий о ключевых фактах, датах и событиях в истории советских репрессий — «Атлас ГУЛАГа. Колыма». Этот регион навсегда останется в массовом сознании символом ГУЛАГа и рабского труда. Колымские лагерники разведывали и добывали природные богатства края, строили дороги, посёлки, обогатительные комбинаты и города. Суровый климат, невероятной красоты природа, золотоносная бескрайняя территория перемежаются в нашем представлении с несвободой, бесправием, принудительным трудом и невыносимыми условиями жизни сотен тысяч заключённых.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/stend-muzeya-istorii-gulaga.jpg)
В издательстве Corpus вышла книга американского историка Кэтрин Зубович «Москва монументальная» (перевод Татьяны Азаркович). В работе Кэтрин пересматривает историю сталинских высоток. Она пишет не только о первых лицах московской архитектурной сцены, но и о её незаметных создателях — инженерах, строителях. В чём-то книга продолжает «Дом правительства» Юрия Слёзкина: история страны раскрывается через судьбу отдельных зданий.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/moskva-monumentalnaya.jpg)
Среди ярких новинок из мира комиксов можно отметить презентацию графического романа «Александр Ярославич. Героический эпос». Графический роман повествует об одном из самых известных князей Древней Руси — Александре Невском. На страницах нашлось место как для ратных подвигов русского воинства, так и для личных переживаний Невского. Отмечалась уникальность проекта: в течение года над книгой работала команда из 25 человек, собранная из разных уголков России, автором — правильнее сказать, редактором, — выступил режиссёр Лев Маврин.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/aleksandr-yaroslavich-gericheskij-epos-scaled.jpg)
О событиях
Онлайн-сервис «Строки» от МТС совместно с онлайн-кинотеатром KION провели показ документального фильма «Пелевин», посвящённого юбилею одного из самых ярких современных российских писателей.
На стенде международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА» посетителям рассказали о новом конкурсе «Книжная премия выставки АРХ МОСКВА» и познакомили с лонг-листом участников. Победителей объявят летом 2023 года.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/bukinisticheskaya-literatura-ob-arhitekture-1.jpg)
В этом году Гостиный Двор встретил не только поклонников качественной литературы, но и любителей музыки, собирающих редкие артефакты эпохи. Виниловые пластинки, CD, винтажную аппаратуру и аксессуары гости могли найти на ярмарке Vinyl Club, которая располагалась ближе к литературному кафе.
«Территория познания» традиционно стала площадкой для презентации новых издательских проектов, а также обсуждения общих тем и актуальных вопросов детского книгоиздания в России. На ярмарке функционировали три зоны: сцена «Территория познания», площадка «Книжки на подушках» и зона мастер-классов.
Самые разные площадки ярмарки уделили отдельное время нейросетям. Агентство креативных индустрий в первый день организовало встречу с писателем, художником и теоретиком современного искусства Павлом Пепперштейном и руководителем управления систем машинного обучения SberDevices Сергеем Марковым. Участники обсуждали сборник рассказов Павла «Пытаясь проснуться», созданный им в соавторстве с нейросетью. На вопрос, какие тексты были использованы для обучения Нейропепперштейна, Сергей Марков ответа не дал:
«Основная составляющая корпуса — тексты Пепперштейна. Чтобы копировать стиль Павла, понадобилось много информации. Добавляли тексты авторов, которые, с точки зрения специалистов, были бы похожи по стилистике на работы Пепперштейна. Дело было достаточно давно, точные имена авторов я с ходу не назову. У нас есть статья на „Хабре“, там можно поискать ответ».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2022/12/pavel-peppershtejn-i-sergej-markov.jpg)
О том, как с помощью искусственного интеллекта можно создавать книжные обложки и иллюстрации, на примере работы издательского сервиса Riderо рассказала директор по маркетингу платформы Екатерина Шляхова. В презентации также участвовал автор, иллюстратор и руководитель школы для иллюстраторов Софья Мироедова. Она объяснила, чем отличается работа с нейросетью от работы с художником. При помощи нейросети Софья создала книгу комиксов и открыла несколько лайфхаков для самостоятельной работы с Midjourney.
Также в издательстве Ridero запустили нейросеть для проверки книг на наличие ЛГБТ-тематики — их снимут с продажи, чтобы не нарушать новый закон РФ.
Книжная ярмарка non/fictio№ 24, даже несмотря на минимальное присутствие иностранных гостей, оставила впечатление праздника по обе стороны стендов: одни умные люди делятся с другими интеллектуальной литературой! А в субботу днём у входа в Гостиный Двор можно было наблюдать забавную картину. Группа людей с табличкой «Нижний Новгород» думала, как им транспортировать мешки с книгами — количество баулов раза в три превышало число носильщиков. Вроде бы решили ехать до Восточного вокзала на грузовом такси.
Такой бурный интерес к книгам вызывает неподдельный восторг. Здоровья всем участникам ярмарки. Увидимся в следующем году.
Читайте также «Литература для народа. Нелегальные революционные книги 1870‑х годов».