Литобъединение «Полутона» выпустило первую книгу в качестве издательства — роман «Близость» Данила Волохова. Книга доступна для чтения и скачивания на сайте «Полутонов».
Сегодня мы публикуем рецензию литературного критика Олега Чеснокова о двойственности и архитектонике романа, системе персонажей, а также явных и неявных референсах в нём.
Сравнивая разные отрезки пути автора, всегда невольно присматриваешься и пытаешься зацепиться за тот или иной прогиб. В редких случаях «выбоины» помогают конструктивно рассмотреть движение (или же застой) автора.
«Русская альтернативная литература» по-прежнему остаётся актуальным жанром среди молодых писателей.
Данил Волохов — отнюдь не исключение. Хоть он и не концентрируется на ликёроводочном повествовании. Нельзя сказать, что Волохов, в какой-либо степени следует трендам, но и не открещивается от них. Начиная с первых публикаций (на всё тех же «Полутонах»), автор следует предельно простой формуле «алкоголь + женщины = поиск себя». Формула как теория относительности — ведёт сюжет. Заодно выступает совестью главных героев.
«Она кружит и хохочет, обнимаясь со своим женихом и пританцовывая ритмам приглашённых музыкантов. Они хороши. Но не так как моя отвёртка. Её я смешиваю в маленьком чайничке, понемногу доливая себе в чашку. Я не хочу, чтобы кто-то видел, как я пью. В одиночестве. Я не хочу, чтобы кто-то думал обо мне. О том, что я чувствую. Я и сам этого не знаю. Мне и так хорошо. Только любовь моя ускользает непонятно куда».
Постепенно, в прозу добавляются новые плоскости. «Мои ненаглядные шлюхи» добавляет систему уровней, этажей отеля, в котором работает прототип автора — ночной администратор. Добавляются и персонажи. Не просто мелькают как блики, а становятся частью главного героя, органично вписываемые в повествование. Топос дома становится важен для автора. Именно вокруг него центрируется рассказ «Дом на песке». Отчасти, можно сказать, что «Близость» продолжает эту идею, но несколько в другом ключе.
Сюжетные линии, разделённые несколькими десятилетиями, переплетаются, формируя общий пазл. Начинаясь в Берлине в наши дни, автор постепенно перемещает читателя во времени. Из Берлина в семидесятые года. Студент Саша Новиков покупает на «толкучке» пластинку Sex Pistols. То, что один из персонажей описывает как «главное открытие» постепенно происходит с главным героем. Саша ищет себя. В итоге оказывается на сцене и становится «Алексом Новаком». Неугодный режиму и ненужный никому, кроме верных друзей. Довольно архетипично. И как заметила Наташа Романова, комментируя вручение «Нацбеста» — «почему значительное количество книг (современных авторов) обращено в прошлое, даже если пытаются говорить о настоящем?» — сейчас самый актуальный вопрос.
Сюжетная линия снова и снова возвращается в «Берлин наших дней». Трудно сказать, намеренно ли Волохов обескураживает читателей, совершая рывки во времени или нет. Пожалуй, самый неприятный момент. Автор не даёт вам как следует набрать воздуха в лёгкие, но уже выдёргивает во времени и переносит в Берлин. Всё тот же. В нём уже повзрослевшая дочь главного героя вспоминает переезд, эмиграцию и зависимость.
«Ева давно признавалась себе, что ей это было интересно, но задумалась об этом лишь когда фрау Нёеллер задала им то самое сочинение. „Что я знаю о Берлине?“ — эта мысль не давала ей покоя всю ночь, за несколько дней перед тем как она наконец взялась написать доклад на заданную тему. Девушка вспоминала о своих первых ночах в Берлине, о том, как прислонившись к холодному стеклу в их старой квартире, она ощущала быстрое дыхание этого города, его свет, и все присущие Берлину признаки жизни. Сейчас, поняв, что она совершенно ничего не знает о городе, давно ставшем для неё родным, Ева принималась изучать всю его жизнь, по крайней мере такой, какой она видела её».
Второй вопрос, питерской поэтессы Романовой — «сколько можно проживать советские и постсоветские травмы?» — вполне претендует на статус насущного. Пишите сколько угодно о далёком (и не таком далёком) прошлом, но оставьте травмы для настоящего. Дайте героям споткнуться и содрать колени, несколько раз подраться, пройти через череду трудностей, выжить или умереть. В комбинации со старым добрым «здесь и сейчас» — это лучшее топливо для сюжета и главный афродизиак для читателя.
В «Близости» такого нет, но воспоминания спасают, помогают восполнить пробелы. Добавляют необходимой размытости сюжетным линиям. Здесь принцип ненадёжного рассказчика играет на «повышение». А читатель начинает сравнивать истории ища несостыковки. Действительно ли рассказ главного героя можно считать достоверным? Разобраться в перипетиях помогает журналист, пишущий биографию уже постаревшего Новака.
Контраст между персонажами очерчен довольно явно. Линия повествования выстраивается на постоянном противопоставлении. Эта оппозиционная структура системы персонажей компенсирует разорванность сюжета. Автор не углубляется в факты биографии героев слишком уж сильно. А резкие обрывы повествования, читаются как наводящие вопросы: «Что было дальше?», предлагая читателю додумать самим.
Неискушённый читатель спросит: «При чём здесь Берлин?» — и задаст самый резонный вопрос. Хотя автор и объясняет выбор места (по сюжету, герой вместе с женой и дочерью переезжают в Берлин по приглашению давнего друга), Берлин, как основное место действия романа усиливают идею разрозненности главных героев: пройдя через смерть, и потерю близких они перестают общаться, теряют связь и выстраивают перед собой стену.
«Он не мог оглядываться и видеть, как этот дом всё ещё стоит там, а какая-нибудь другая девушка вскоре займёт место его дочери».
Архитектоника романа не подвязана на наличии множества уровней (как в случае с рассказами «Дом на песке» и «Мои ненаглядные шлюхи»).
Центрируясь в основном на временных рамках, Волохов не оставляет свой излюбленный и потрёпанный топос дома. Это и бесконечные палаты в рехабе, в котором находит себя Ева — дочь Алекса, и этажи офисных зданий, индустриальные постройки Берлина, уровни парковок, супермаркеты, рынки, кафе.
Концепция доходит практически до абсурда в описании «Дома художников» — места сборищ неформальной молодёжи в «советской» части романа. Образ гиперболизируется и представляется читателям в виде «дома в доме», фактически ключевого для всего романа. Волохов вводит читателя в «Дом Художников», куда главные герои приходят отыграть первый концерт. Постепенно, герои знакомятся с его обитателями, этажами и закоулками, так же, как и в случае с Евой.
Автор описывает персонажа, её жизнь не линейно, а разрывая повествование второй сюжетной линии. События разных лет перемешиваются. Постепенно читатель знакомится с персонажем. Сначала с редактором крупного немецкого издательства, автором путеводителей по Берлину. Потом с дочерью «того самого» Алекса Новака. Потом с «девушкой из рехаба». «Линия Евы» описана автором в третьем лице. В то время как в «Линии Алекса» повествование ведётся от первого лица. Данный приём по задумке автора, вероятно, должен создавать дистанцию. Отдалять персонажей создавая между ними определённый разрыв. Автор проводит недвусмысленную параллель с Керуаком,
— Знаешь, когда я учился в университете, я много думал о путешествиях. Но тогда это казалось мне романтикой… Вроде того, как это описывал Керуак.
— «В дороге» — да, хорошая книга. Помню, как читала её в средней школе.
Ведь Дин Мориарти не просто так скакал из города в город, снова и снова впадал в воронку деструктивных отношений и срывался. Куда-то далеко, за гранью географических траекторий. Тяжёлое детство, угон машин, заключение логически отражают попытки героя культового романа снова и снова найти себя. Открытая связь с классиком бит-движения выдают в авторе фаната. Но к чему всё это? Неужели обязательно было делать всё так явно? Без извращённых отсылок и завуалированных фраз.
С другой стороны, вопрос, что двигает героями, не отпускает по ходу чтения «Близости». По ходу продвижения начинаешь задавать себе логичные вопросы — что подтолкнуло Еву к зависимости? Какую роль сыграло в её падении безразличие отца?
Волохов противопоставляет отца и дочь, подводя читателя к осознанию проблемы «отцов и детей». Хотя до конца суть проблемы остаётся непонятной. Сюжетные разрывы и фокусировка автора на детализации не дают до конца понять чувства героев и, как следствие, их поступки.
«Близость» — это роман не эмоциональный, а сюжетный. Все эмоции проступают потом. По прочтении. Читатель логичным образом задаёт себе вопрос: «Близость — действительно ли она может быть такой деструктивной?».
Читайте также «„Угрюм-река“. Сибирская эпопея о том, как капитализм душу губит».