Один день из жизни Елизаветы Глинки: «Доктор Лиза» (2020)

Приз зри­тель­ских сим­па­тий на 31‑м «Кино­тав­ре» в 2020 году полу­чи­ла лен­та Окса­ны Карас «Док­тор Лиза». Фильм набрал 8,5 бал­лов из 10. Голо­со­ва­ние сре­ди непро­фес­си­о­наль­но­го жюри уже тре­тий год про­хо­дит онлайн. Гости «Кино­тав­ра» оце­ни­ва­ли про­смот­рен­ные филь­мы от 1 до 10 в офи­ци­аль­ном при­ло­же­нии фести­ва­ля. Алек­сей Кире­ен­ко посмот­рел лен­ту и готов рас­ска­зать о ней читателям.


Во вто­рой фести­валь­ный день в уста­нов­лен­ных Роспо­треб­над­зо­ром усло­ви­ях состо­я­лась пре­мье­ра филь­ма «Док­тор Лиза» Окса­ны Карас. Четы­ре года назад её «Хоро­ший маль­чик» полу­чил в Сочи глав­ный приз. Спо­кой­ный, лишён­ный агрес­сии фильм выде­лял­ся тогда на фоне более жёст­ких и мрач­ных кар­тин («Уче­ни­ка» Сереб­рен­ни­ко­ва, «Кол­лек­то­ра» Кра­сов­ско­го, «Зоо­ло­гии» Твер­дов­ско­го). Так едва ли не впер­вые на пье­де­ста­ле глав­но­го наци­о­наль­но­го фести­ва­ля ока­за­лось сим­па­тич­ное зри­тель­ское кино.

2012 год, утро, сре­да. Имен­но по сре­дам Глин­ка езди­ла на Паве­лец­кий вок­зал с волон­тё­ра­ми «Спра­вед­ли­вой помо­щи» кор­мить без­дом­ных. Кино­квар­ти­ра Док­то­ра Лизы и её мужа — реаль­ная квар­ти­ра Ели­за­ве­ты и Гле­ба, в кото­рой они жили в Москве. Здесь и начи­на­ет­ся фильм.

В спальне Лиза с супру­гом поспеш­но оде­ва­ют­ся и дарят друг дру­гу подар­ки на годов­щи­ну сва­дьбы: он ей наруч­ные часы, она ему запон­ки. Лизу игра­ет Чул­пан Хама­то­ва, её мужа — поль­ский актёр Анджей Хыра. Насто­я­щий Глеб Гле­бо­вич сто­ял в двух мет­рах от них и наблю­дал за съём­ка­ми. Алек­сандр Пасю­гин из «Кино­По­ис­ка», нахо­див­ший­ся на пло­щад­ке, запи­сал за Гле­бом Глин­кой его слова:

«Конеч­но, мне немно­го не по себе, когда я вижу, как меня игра­ет дру­гой чело­век. Сра­зу вспо­ми­на­ет­ся „Двой­ник“ Досто­ев­ско­го и всё в таком духе. Нуж­но было при­вык­нуть. Но мы с Андже­ем, когда толь­ко встре­ти­лись, два часа про­си­де­ли и пого­во­ри­ли. Сра­зу поче­му-то воз­ник­ло ощу­ще­ние бли­зо­сти. Он мне зада­вал вопро­сы, я ста­рал­ся отве­чать пре­дель­но откро­вен­но. Окса­на ска­за­ла, что очень дол­го иска­ла актё­ра на мою роль. Он же ещё дол­жен был не усту­пать Хама­то­вой по мастер­ству. Я в испол­не­нии Анджея чуть менее нерв­ный, чем в жиз­ни. И ещё Анджей дал герою каче­ство, кото­ро­му я все­гда зави­до­вал в людях, — такое внут­рен­нее спо­кой­ствие, кото­рое обыч­но при­хо­дит толь­ко с возрастом».

Вер­но под­ме­че­но про спо­кой­ствие. До милой супру­же­ской сце­ны нам пока­зы­ва­ли, как заспан­ный муж заста­ёт спя­ще­го в гости­ной чело­ве­ка гряз­но­го вида, оде­то­го в его, Гле­ба, пиджак. Солид­ный хозя­ин квар­ти­ры, адво­кат по про­фес­сии, неж­но будит бом­жа, кото­рый на одну ночь обрёл при­ют в доме Док­то­ра Лизы. Вино­ва­то ози­ра­ю­щий­ся муж­чи­на сни­ма­ет с себя пиджак и выхо­дит из квар­ти­ры. Слож­но пове­рить, что имен­но так день ото дня реа­ги­ро­вал на «гостей» Лизы её реаль­ный, не кине­ма­то­гра­фи­че­ский муж.

Далее неж­ная сце­на в лиф­те: муж ста­вит туда гирю с над­пи­сью «Пожа­луй­ста, не уби­рай­те. Лиза». Это пото­му, что Глин­ка веси­ла так мало, что меха­низм лиф­та не реа­ги­ро­вал на неё и отка­зы­вал­ся ехать.

На съё­моч­ной площадке

В сце­на­рии исполь­зо­ва­ны днев­ни­ко­вые запи­си Ели­за­ве­ты Глин­ки. Какие-то герои поза­им­ство­ва­ны из доку­мен­таль­ных филь­мов — напри­мер Таню­ха, кото­рую у Окса­ны Карас сыг­ра­ла загри­ми­ро­ван­ная до неузна­ва­е­мо­сти народ­ная артист­ка Рос­сии Татья­на Доги­ле­ва. В основ­ном здесь реаль­ные пер­со­на­жи, но есть и вымыш­лен­ные — как, напри­мер, сле­до­ва­тель в испол­не­нии Андрея Бур­ков­ско­го, кото­ро­му пору­че­но гром­ко и пока­за­тель­но разо­брать­ся с делом про­пав­ше­го мор­фи­на, кото­рый выкра­ла Лиза Глин­ка. Окса­на Карас с гор­до­стью гово­рит о под­ня­той теме:

«Мне нра­вит­ся, что мы пря­мо ста­вим вопрос в нашей исто­рии: поче­му систе­ма так несо­вер­шен­на, что невоз­мож­но обез­бо­лить онко­боль­но­го ребён­ка, не совер­шив преступления?».

Ред­ко в рос­сий­ском кино выхо­дит ком­мер­че­ский фильм, кото­рый кри­ти­ку­ет совре­мен­ный рос­сий­ский строй. Не автор­ский или фести­валь­ный фильм, а имен­но мас­со­вая кино­кар­ти­на. Пре­тен­зия на соци­аль­ную кри­ти­ку в филь­ме есть, но фами­лии не назва­ны, образ анта­го­ни­стов чрез­вы­чай­но раз­мыт. Кон­фликт сво­дит­ся к логич­но­му про­ти­во­сто­я­нию чело­ве­ка и систе­мы, но это­го и прав­да доста­точ­но для обви­не­ния. Это допу­сти­мая кри­ти­ка, кото­рая воз­мож­на в Рос­сий­ском кино тако­го бюд­же­та, да ещё и при под­держ­ке НТВ. Уди­ви­тель­но, но заказ госу­дар­ствен­но­го кана­ла не поме­шал авто­рам сде­лать одним из цен­траль­ных геро­ев гея.

Ели­за­ве­та Глин­ка за работой

Док­тор Лиза одна, а систе­ма, кото­рая сло­жи­лась вокруг неё, систе­ма, кото­рая не даёт лекарств, кото­рая сажа­ет напра­во и нале­во за звёз­доч­ки, кото­рая остав­ля­ет уми­рать без­дом­ных и кото­рая пита­ет­ся за счёт калек, вер­тит тыся­ча­ми слуг. Лиза Глин­ка гото­ва бороть­ся со все­ми в оди­ноч­ку. Чул­пан Хама­то­ва так ком­мен­ти­ро­ва­ла образ сво­ей зна­ко­мой, кото­рый она вопло­ща­ла на экране:

«У нас с Лизой было раз­ное виде­ние бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Для меня это боль­ше систем­ная рабо­та. Если я буду вклю­чать­ся в судь­бу каж­до­го ребён­ка, я про­сто не смо­гу при­ни­мать какие-то общие реше­ния. А для Лизы всё было ина­че. Она долж­на была быть с каж­дым боль­ным. Сама при­ез­жа­ла на вок­зал раз­да­вать еду и лекар­ства. В сце­на­рии филь­ма это есть, и это может пока­зать­ся стран­ным: поче­му Лиза бро­са­ет всё и едет на вок­зал? В одном интер­вью она гово­ри­ла, что это прин­ци­пи­аль­ный момент, что­бы все в фон­де пони­ма­ли, что они рав­ны. Нет дирек­то­ра, пре­зи­ден­та или волон­тё­ра, каж­дый — дирек­тор и волон­тёр в одном лице. Она назы­ва­ла свою рабо­ту соци­аль­ным хос­пи­сом. Или соци­аль­ным пал­ли­а­ти­вом. Она пони­ма­ла, что не выле­чит этих людей, не смо­жет вер­нуть их в обыч­ную жизнь с вок­за­ла. Но для неё каж­дым из них была она сама, попав­шая в такую ситу­а­цию. Она зна­ла, от это­го никто не застрахован».

Чул­пан Хама­то­ва в роли Ели­за­ве­ты Глинки

Фильм мани­пу­ли­ру­ет откры­то. Слё­зы наво­ра­чи­ва­ют­ся на гла­зах на момен­те, когда Док­тор Лиза при­хо­дит в дом уми­ра­ю­щей от рака девоч­ки. Обыч­ным было бы пока­зать стра­да­ния боль­ной через боль, через сто­ны, через дет­ские муки, как это сде­лал Эйзен­штейн в клас­си­че­ском «Алек­сан­дре Нев­ском» (1938) — кре­сто­нос­цы бро­са­ют детей в костёр, мани­пу­ля­ция уда­лась, зри­тель жаж­дет мести. Но тра­ге­дию уга­са­ния малень­кой жиз­ни авто­ры испол­ня­ют крайне дели­кат­но и мак­си­маль­но тро­га­тель­но: всю сце­ну мы видим толь­ко роди­те­лей, кото­рые игра­ют со сво­ей доче­рью, сме­шат её, пыта­ясь най­ти козоч­ку, кото­рую она уви­де­ла в горя­чеч­ном бре­ду. Навер­ное поэто­му, в кон­це напря­жён­но­го дня, наблю­дая за послед­ни­ми сов­мест­ны­ми семей­ны­ми мину­та­ми, Ели­за­ве­та Глин­ка сры­ва­ет­ся. Сколь­ких таких же она уже похоронила?

Пол­но­го погру­же­ния в тща­тель­но выстро­ен­ную дра­му филь­ма не полу­ча­ет­ся — мы видим Чул­пан Хама­то­ву, кото­рая и в жиз­ни очень актив­но зани­ма­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью, мы видим устав­ше­го Хабен­ско­го, кото­рый борет­ся с кон­флик­том внут­ри себя, как борол­ся он и в дру­гих фильмах.

На съё­моч­ной площадке

Но вот Таи­сия Вил­ко­ва, чьи губы отли­ча­ет при­род­ная сила и кра­со­та, стран­ным обра­зом смот­рит­ся в роли моло­дой бом­жи­хи — её появ­ле­ние силь­но рушит почти реа­ли­стич­ную атмо­сфе­ру филь­ма. Режис­сёр филь­ма так гово­ри­ла о кастин­ге и эпи­зо­ди­че­ском появ­ле­нии Таисии:

«Никто из арти­стов, сколь корот­ким бы ни пла­ни­ро­ва­лось его появ­ле­ние на экране, не отка­зал­ся. Даже наобо­рот. Напри­мер, мне позво­ни­ла Таи­сия Вил­ко­ва и спро­си­ла, оста­лись ли ещё роли. А весь каст уже был закрыт. Но я как раз сни­ма­ла эпи­зод на Паве­лец­ком вок­за­ле, где в кад­ре 300 арти­стов мас­со­вых сцен, и там была одна мик­росце­на с без­дом­ной, кото­рая при­шла про­сить тест на бере­мен­ность. Одна репли­ка. Тася кри­чит: „Хочу! Уми­раю как хочу!“. И при­шла, и сыграла».

Прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но с выхо­дом филь­ма «Док­тор Лиза» в рос­сий­ский про­кат, на кана­ле сту­дии «Red Pepper Films» вышел одно­имён­ный клип режис­сё­ра Ива­на Сос­ни­на с актё­ра­ми из филь­ма. В кад­ре так­же волон­тё­ры, после­до­ва­те­ли дела Глин­ки и паци­ен­ты бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов. В кли­пе исполь­зо­ва­ны доку­мен­таль­ные кад­ры с уча­сти­ем самой Ели­за­ве­ты. Пес­ню испол­ни­ли Юрий Шев­чук и груп­па ДДТ.

Сце­нар­но всё сде­ла­но как по учеб­ни­ку. Каж­дый пер­со­наж идёт по дуге — каж­дый герой в самом нача­ле в одном обли­чии, в сере­дине филь­ма нахо­дит­ся в куль­ми­на­ци­он­ном состо­я­нии (изгиб), а в фина­ле обре­та­ет новое состо­я­ние, кото­рым ранее не обладал.

Одно сто­ит отме­тить, все пер­со­на­жи, кото­рые окру­жа­ют Док­то­ра Лизу, стал­ки­ва­ют­ся с таки­ми кон­флик­та­ми впер­вые: сле­до­ва­те­лю из ФСКН впер­вые при­хо­дит­ся бес­плат­но покры­вать пре­ступ­ни­ка, депу­та­ту впер­вые при­хо­дит­ся награж­дать гра­мо­той сан­тех­ни­ка, мед­сест­ру впер­вые на выез­де куса­ет паци­ент, у моло­дой семьи впер­вые уми­ра­ет един­ствен­ный ребё­нок, у мужа Ели­за­ве­ты впер­вые два­дца­ти­ле­тие сва­дьбы. Но имен­но так про­жи­ва­ет каж­дый день Док­тор Лиза, посе­щая тыся­чу мест и решая тыся­чу дел. Свою актёр­скую игру ком­мен­ти­ру­ет Чул­пан Хаматова:

«Я созна­тель­но не ста­ла копи­ро­вать её мане­ру речи, про­сто немно­го сме­ни­ла тональ­ность. К сожа­ле­нию, у нас нет воз­мож­но­сти пока­зать Лизу рас­слаб­лен­ной и весё­лой. Лизе при­хо­дит­ся решать настоль­ко серьёз­ные про­бле­мы, что они гро­зят ей поте­рей сво­бо­ды и очень непри­ят­ны­ми послед­стви­я­ми для семьи. Мы пыта­ем­ся най­ти юмор там, где это воз­мож­но, но про­стран­ства для него мало. В обыч­ной жиз­ни Лиза, какой её пом­нят люди, — это фон­тан шуток и рез­ких слов. Эту сто­ро­ну мы не показываем».

Кадр из фильма

Чул­пан Хама­то­ва дале­ко не сра­зу согла­си­лась играть роль Глин­ки. Сце­на­рий боль­ше года дора­ба­ты­ва­ли раз­ные авто­ры, а актри­са всё рав­но не под­твер­жда­ла свое уча­стие. По сло­вам Окса­ны Карас, на эту роль боль­ше нико­го не рас­смат­ри­ва­ли, поэто­му зада­чей было испра­вить сце­на­рий так, что­бы Хама­то­ва его при­ня­ла. Чул­пан рассказывает:

«Мне нуж­но было влю­бить­ся в сце­на­рий. Я играю чело­ве­ка, кото­ро­го хоро­шо знала».

Глеб Глин­ка со сво­ей сто­ро­ны не стал оце­ни­вать рабо­ту поль­ско­го актё­ра Анджея Хыры, кото­рый его сыг­рал. Про покой­ную жену после пре­мье­ры ска­зал так:

«Она была по харак­те­ру азарт­ной, хули­ган­ка немнож­ко. Ей надо­еда­ло, когда её назы­ва­ли свя­той. Для неё не было чужо­го горя и чужой боли. Я бла­го­да­рен за то, что этот фильм есть».

На съё­моч­ной площадке

Ещё во вре­мя съё­мок «Кино­По­ис­ку» уда­лось обсу­дить с Гле­бом Глин­кой доку­мен­таль­ные филь­мы о его жене, сня­тые в 2010‑х годах: «Вок­зал по сре­дам» Оль­ги Мау­ри­ной, «Док­тор Лиза. Очень хочет­ся жить» Еле­ны Погребиж­ской, «Мой друг Док­тор Лиза» Тофи­ка Шах­вер­ди­е­ва. Все они пока­зы­ва­ют её раз­ной, и вез­де она отли­ча­ет­ся от той, кото­рую игра­ет Хама­то­ва. Сам Глеб Гле­бо­вич отве­тил так:

«Тофик Шах­вер­ди­ев пытал­ся выбрать момен­ты, когда Лиза была в нефор­маль­ной обста­нов­ке, ска­жем, под­вы­пив­шей, дико устав­шей, рас­слаб­лен­ной, куря­щей или раз­дра­жён­ной, — вспо­ми­на­ет Глин­ка. — И хотя всё пока­зан­ное там прав­да, сама Лиза этот фильм как раз не очень люби­ла за нели­це­при­ят­ность. Но при­зна­ва­ла, что он полу­чил­ся очень хоро­шим. Фильм Погребиж­ской, навер­ное, был самым глу­бо­ким, но он не столь­ко о Ели­за­ве­те, сколь­ко об авто­ре. „Мой Пуш­кин“ или „Мой Дан­те“, пони­ма­е­те? Очень субъ­ек­тив­ное, автор­ское кино. У Мау­ри­ной „Вок­зал по сре­дам“ — это самое доку­мен­таль­ное, насколь­ко я пони­маю тер­мин „доку­мен­таль­ное кино“, сви­де­тель­ство. Там автор — это камера».

В квар­ти­ре, где шла съём­ка немно­го­чис­лен­ных домаш­них сцен «Док­то­ра Лизы», в стел­ла­же огром­ное коли­че­ство пра­во­слав­ных книг — жития, фило­соф­ские тру­ды, кален­да­ри, иллю­стри­ро­ван­ные изда­ния. По боль­шей части всё это чита­ла Ели­за­ве­та Глин­ка, но в филь­ме почти никак не отра­же­но её веро­ис­по­ве­да­ние. Глеб Глин­ка ком­мен­ти­ру­ет это так:

«Про ико­ны мне ска­за­ли, что не сто­ит на этом акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние, ина­че это при­мут за рели­ги­оз­ную про­па­ган­ду. Но нам было важ­но не пре­под­но­сить Лизу как свя­тую. Её отпе­вал мит­ро­по­лит Юве­на­лий, мы нес­ли гроб, и люди на ули­це пада­ли на коле­ни и кре­сти­лись. Мне каза­лось, что это не наяву, слов­но я смот­рю хро­ни­ку цар­ской Рос­сии. А в филь­ме, кото­рый сни­ма­ет­ся, есть сце­на в церк­ви, где она кре­стит­ся, а Пет­ро­вич (посто­ян­ный помощ­ник Глин­ки Сер­гей Пет­ро­вич Кур­ков, врач-онко­лог. — Прим. „Кино­По­ис­ка“) — нет. Навер­ное, это­го достаточно».

Кадр из фильма

Вспо­ми­на­ет­ся фильм «Жил пев­чий дрозд» (1970) Ота­ра Иосе­ли­а­ни, кото­рый создан по той же струк­ту­ре — 24 часа из жиз­ни поли­функ­ци­о­наль­но­го «спе­ци­а­ли­ста». Навер­ное, в оте­че­ствен­ной кино­дра­ма­тур­гии это была одна из пер­вых попы­ток опи­сать один день чело­ве­ка, кото­рый обрёк себя на еже­днев­ную сот­ню дел. Попыт­ка, как извест­но по евро­пей­ским кино­фе­сти­ва­лям, удач­ная. Посмот­рим, какая судь­ба ждёт фильм «Док­тор Лиза» в буду­щем, а оте­че­ствен­ным зри­те­лям фильм по боль­шей части понра­вил­ся уже сейчас.


Читай­те так­же наш мате­ри­ал «„Довод“ разу­ма. Как из бое­ви­ка в пост­со­вет­ском сет­тин­ге сде­лать прит­чу о вере и воле».

Поделиться