«Довод» разума. Как из боевика в постсоветском сеттинге сделать притчу о вере и воле

Чет­верть года тому назад Кри­сто­фер Нолан, маг и чудо­тво­рец мира кино, три­ум­фаль­но вер­нул­ся к нам в самый раз­гар эпи­де­мии и про­тя­нул руку помо­щи захи­рев­шим от изну­ря­ю­щих огра­ни­че­ний кино­те­ат­рам. Доволь­но быст­ро его новый фильм стал самым обсуж­да­е­мым кино­со­бы­ти­ем осе­ни 2020 года (к тому же, серьёз­ных кон­ку­рен­тов у него не было), и, как это часто быва­ет, вызвал тон­ны обо­жа­ния и гне­ва в свой адрес одновременно.

Автор этих строк был одним из счаст­лив­чи­ков, выбрав­ших­ся в кино на «Довод» после уто­ми­тель­ных пан­де­ми­че­ских буд­ней, и ни на секун­ду об этом не пожа­лел. Ска­жу чест­но, я оце­ни­ваю твор­че­ство Нола­на в поло­жи­тель­ном клю­че, и вот поче­му. Нолан — дерз­кий нова­тор. Он не боит­ся пре­не­бре­гать «жан­ро­вы­ми кано­на­ми» и, слов­но мяс­ник, отсе­ка­ет в повест­во­ва­нии то, что кажет­ся ему уто­ми­тель­ным и ненуж­ным (и, даже несмот­ря на это, мно­гим хро­но­мет­раж его филь­мов кажет­ся избы­точ­ным и затя­ну­тым). Такая мане­ра мог­ла бы при­ве­сти к излиш­не­му схе­ма­тиз­му, если бы Кри­сто­фер не был самим собой: если во вре­мя про­смот­ра вы суме­ли нащу­пать точ­ную схе­му сюже­та, счи­тай­те, вам круп­но и неза­слу­жен­но повезло.

Пер­вое, что пора­до­ва­ло лич­но меня: фильм ока­зал­ся снят в пост­со­вет­ских деко­ра­ци­ях и пря­мо обра­щал­ся к нераз­бе­ри­хе на зем­лях быв­ше­го СССР. Для меня такое — что коту лазер­ная указ­ка. Стран­но, но Нолан с его инте­ре­сом к изнан­ке «реаль­ной поли­ти­ки» обра­тил­ся к темам послед­ствий холод­ной вой­ны, «рус­ских интриг», «рус­ской мафии» или чего-то ещё в этом роде толь­ко сей­час. Анта­го­нист в «Дово­де» — рос­сий­ский оли­гарх в изгна­нии Андрей Сатор (Кен­нет Бра­на), возо­мнив­ший, буд­то ему «всё доз­во­ле­но». Про­бле­мы, кото­рые в свя­зи с этим воз­ни­ка­ют, каса­ют­ся про­фи­ля рабо­ты внеш­ней раз­вед­ки, и кто-то спра­вед­ли­во заме­тил, что све­же­вы­пу­щен­ное в про­кат нола­нов­ское дети­ще пере­плю­ну­ло и заткну­ло за пояс оче­ред­ную скуч­ней­шую бон­ди­а­ну (воз­мож­но, уже навсегда).

При этом «Довод» — вовсе не тра­ди­ци­он­ная, навяз­шая в зубах клюк­ва вро­де «Сол­та» или «Крас­но­го воро­бья». Да, зна­чи­тель­ная часть дей­ствия про­ис­хо­дит на пост­со­вет­ском про­стран­стве (в киев­ской опе­ре, в Тал­лине, в закры­том ядер­ном город­ке). Да, глав­ный зло­дей — осев­ший в Лон­доне опаль­ный, тес­но свя­зан­ный с кри­ми­на­лом, уста­но­вив­ший проч­ные свя­зи в сре­де бри­тан­ской эли­ты оли­гарх из Рос­сии. (Ниче­го не напо­ми­на­ет? Вот и мне нет).

Но вся пост­со­вет­ская тема­ти­ка в филь­ме, оче­вид­но, явля­ет­ся не более чем при­ман­кой, попыт­кой заиг­ры­ва­ния с акту­аль­ны­ми тема­ми: кон­флик­ты и поли­ти­че­ские бата­лии на про­стран­стве было­го Сою­за в послед­ние годы вновь при­влек­ли вни­ма­ние все­го мира. С одной сто­ро­ны, для запад­но­го зри­те­ля это выгля­дит экзо­тич­но, с дру­гой — понят­но и совре­мен­но. На деле же поли­ти­че­ская зло­бо­днев­ность — при­кры­тие, отвле­ка­ю­щий манёвр для того, что­бы неза­мет­но про­толк­нуть в доро­гой ост­ро­сю­жет­ный блок­ба­стер для широ­кой ауди­то­рии фило­соф­ское выска­зы­ва­ние в духе Досто­ев­ско­го и Кьеркегора.

Нолан не был бы Нола­ном, если бы не умел водить зри­те­ля за нос и пус­кать пыль в гла­за, подоб­но опыт­но­му иллю­зи­о­ни­сту из «Пре­сти­жа». Узна­ва­е­мые СНГ-шные деко­ра­ции — опер­ный театр в Кие­ве, желез­ная доро­га с ржа­ве­ю­щи­ми соста­ва­ми, под­зе­ме­лья закры­то­го горо­да, спря­тан­но­го в рос­сий­ской глу­ши — всё это пёст­рая, маня­щая слад­ко­еж­ку обёрт­ка. Раз­вер­нув упа­ков­ку, мы не оты­щем клас­си­че­ский нар­ра­тив про шпи­о­наж и миро­вую поли­ти­ку, даже если в пер­вые мину­ты ожи­да­ли уви­деть нечто подоб­ное. Но обо всём по порядку.


Фильм Нола­на, послу­жив­ший кино­те­ат­рам палоч­кой-выру­ча­лоч­кой, снят в фир­мен­ном режис­сёр­ском сти­ле и после выхо­да ожи­да­е­мо вызвал мно­же­ство наре­ка­ний, преж­де все­го за недо­ста­точ­ное рас­кры­тие пер­со­на­жей. Тако­го же рода упрёк Кри­сто­фер ранее полу­чал за «Дюн­керк». Одна­ко лич­но мне в подоб­ном под­хо­де видит­ся ско­рее пре­лесть инди­ви­ду­аль­но­го почер­ка авто­ра. Не баг, а фича, как ска­за­ли бы лет 15 назад.

Для рус­ско­го кино­кри­ти­ка и про­сто­го зри­те­ля до сих пор поче­му-то не оче­вид­но, что Нолан — тво­рец хоть и мас­со­во­го кино (по фор­маль­ным при­зна­кам), одна­ко струк­ту­ра его работ не обя­за­на быть пред­ска­зу­е­мой и при­выч­ной. На деле неснос­ный и несго­вор­чи­вый бри­та­нец сни­ма­ет не блок­ба­сте­ры и не бое­ви­ки — он тво­рит прит­чи, пусть и с хоро­ши­ми кас­со­вы­ми сбо­ра­ми. Прит­ча же «нико­му ниче­го не должна».

Кри­сто­фер Нолан

Она может рас­пи­сы­вать внут­рен­ний мир пер­со­на­жа, а может запро­сто игно­ри­ро­вать эту часть. Может быть понят­ной всем и каж­до­му сра­зу, а может ока­зать­ся эниг­ма­ти­че­ской голо­во­лом­кой для раз­но­маст­ных фило­со­фов и тол­ко­ва­те­лей на доб­рые сот­ни лет. Может обла­дать каким угод­но сюже­том и напле­вать на основ­ные «зако­ны» повест­во­ва­ния, посколь­ку цель её как выска­зы­ва­ния состо­ит вовсе не в этом. Здесь же кро­ет­ся, кажет­ся, и ключ к склон­но­сти режис­сё­ра про­го­ва­ри­вать свои интен­ции пря­мым тек­стом через уста пер­со­на­жей, а не «пока­зы­вать» их через действие.

В общем, прит­чи не обя­за­ны быть постро­ен­ны­ми в при­выч­ной для вос­при­я­тия мане­ре, быть «про­сты­ми», «доступ­ны­ми для пони­ма­ния». При этом ни одна из них так­же не может быть при­зна­на «эли­тар­ной», пред­на­зна­чен­ной толь­ко узко­му кру­гу цени­те­лей — наобо­рот, при всей сво­ей зага­доч­но­сти, они обыч­но мак­си­маль­но нагляд­ны. В про­тив­ном слу­чае мы вынуж­де­ны были бы отне­сти к эли­тар­ной куль­ту­ре прит­чи из свя­щен­ных книг, дзен-буд­дист­ские коа­ны и про­чие при­тя­га­тель­ные для вооб­ра­же­ния исто­рии-голо­во­лом­ки. В них ведь тоже, на поверх­ност­ный взгляд, мало «понят­но­го», «при­выч­но­го» и «про­сто­го».

Мане­ра Нола­на в плане склон­но­сти к раз­ры­ву шаб­ло­нов кино­по­вест­во­ва­ния чем-то напо­ми­на­ет дерз­но­вен­ный стиль Лин­ча. Линч сни­ма­ет филь­мы-сны, зача­стую в них нет ни чёт­ко­го сюже­та, ни рас­кры­тых харак­те­ров. Глав­ное в них — тени, архе­ти­пы, под­со­зна­тель­ные ассо­ци­а­ции. Нолан тоже любит экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с «непер­со­наж­ным» кино. Его филь­мы — не про людей, а про их поступ­ки, про дости­же­ние целей теми, кто спо­со­бен их достигать.

Вспом­ним, о чём ста­ри­на Брюс Уэйн, надев мас­ку, напо­ми­нал зри­те­лю в пер­вой части нола­нов­ской бэт­ме­ни­а­ны: чело­ве­ка судят исклю­чи­тель­но по делам, а не по бога­то­му внут­рен­не­му миру. В этом, похо­же, и заклю­ча­ет­ся квинт­эс­сен­ция антро­по­ло­ги­че­ско­го зре­ния само­го Нола­на. Пред­мет его инте­ре­са — не лич­но­сти и даже не их рефлек­сия, а то, насколь­ко они спо­соб­ны выло­жить­ся в труд­ный момент.

Окру­жа­ю­щий мир тоже не все­гда важен: нола­нов­ский метод пред­по­ла­га­ет пре­дель­но воз­мож­ный реа­лизм в фан­та­сти­че­ском мире. В реаль­ной жиз­ни мы дей­ству­ем, не заду­мы­ва­ясь о зако­нах Все­лен­ной, кото­рая нас окру­жа­ет. Поэто­му и в «Интер­стел­ла­ре», и в «Дово­де», несмот­ря на то, что дей­ствие непо­сред­ствен­но свя­за­но с ката­стро­фой (либо гря­ду­щей, либо уже слу­чив­шей­ся), о ней если и упо­ми­на­ют, то как-то нехо­тя, вскользь. Не до отвле­чён­ных раз­го­во­ров сей­час, тут мир надо спасать.

Кри­сто­фер Нолан и Джон Дэвид Вашинг­тон на съём­ках «Дово­да»

Это и есть реа­лизм на мак­си­маль­ных игро­вых мощ­но­стях: в реаль­ной жиз­ни никто не чита­ет нам исчер­пы­ва­ю­щих ввод­ных лек­ций и семи­на­ров о при­ро­де тех обсто­я­тельств, в кото­рые мы слу­чай­но попа­ли. Раз­би­рать­ся и выби­рать­ся нуж­но быст­ро, пря­мо по ходу про­ис­хо­дя­ще­го. Поэто­му в «Дово­де» герои не раз­мыш­ля­ют подол­гу об окру­жа­ю­щих лоре и онто­ло­гии. Вме­сто это­го они дела­ют свою рабо­ту и дела­ют её хоро­шо. Лич­но меня этот под­ход под­ку­па­ет: вме­сто того, что­бы пода­вать опи­са­ние лора «Дово­да» на таре­лоч­ке, Нолан водит нас за нос и драз­нит, про­во­ци­руя допол­ни­тель­ный инте­рес. Оста­ёт­ся лишь жад­но выис­ки­вать при­зрач­ные намё­ки, раз­бро­сан­ные по полот­ну филь­ма, слов­но крестражи.

—Поче­му они хотят убить нас?
—Пото­му что их оке­а­ны вски­пе­ли, а реки пере­сох­ли… Это наша вина.

Нола­нов­ские прит­чи — это не сны, а тре­вож­ные, предо­сте­ре­га­ю­щие виде­ния, рас­ска­зан­ные на алле­го­ри­че­ском язы­ке про­ти­во­сто­я­ния, кон­флик­та и отча­ян­но­го геро­из­ма. В мире далё­ко­го «буду­ще­го» про­изо­шла ката­стро­фа, его жите­ли хотят обра­тить её вспять. Пер­во­на­чаль­но они кажут­ся нам безум­ца­ми, гото­вы­ми уни­что­жить всех сво­их пред­ков и в ито­ге погиб­нуть самим ради неяс­ной цели, но по фак­ту у них про­сто не оста­лось дру­го­го выхо­да. Им толь­ко и оста­ёт­ся «верить в то, что это воз­мож­но». Одна­ко мож­но ли назвать их безум­ца­ми, кото­рые, подоб­но кли­ши­ро­ван­ным учё­ным из ста­рых комик­сов, поте­ря­ли разум от осо­зна­ния сво­ей пол­ной вла­сти над миром (не слу­чай­но по ходу сюже­та упо­ми­на­ет­ся Оппенгеймер)?

Нет. Похо­же, их реше­ние — послед­ний разум­ный вари­ант в тер­ми­наль­ной фазе гло­баль­но­го кри­зи­са. Весь их заго­вор про­тив жите­лей «насто­я­ще­го» пред­став­ля­ет собой не безум­ную выход­ку, а отча­ян­ную попыт­ку исполь­зо­вать един­ствен­ный шанс на соб­ствен­ное выжи­ва­ние. Имен­но для это­го необ­хо­ди­мо инвер­ти­ро­вать мир назад, пус­кай ценой гибе­ли всех, кто живёт в акту­аль­ном «сей­час». Их надеж­да (и вера?) заклю­ча­ет­ся в том, что Апо­ка­лип­сис не ста­нет кон­цом все­го: уста­ми Сато­ра они гово­рят нам, что после это­го, бук­валь­но по биб­лей­ским лекалам:

«Арма­гед­дон и запу­стит­ся, и предот­вра­тит­ся. Само вре­мя сме­нит направ­ле­ние. Точ­но такое же Солн­це, что све­тит нам, будет све­тить для наших потом­ков ещё мно­гие поколения».

Вся тра­ге­дия мира «Дово­да» в том, что в про­ти­во­сто­я­нии людей «насто­я­ще­го» со скры­ва­ю­щи­ми­ся в тумане гря­ду­щи­ми поко­ле­ни­я­ми любая так­ти­че­ская побе­да всё рав­но обер­нёт­ся стра­те­ги­че­ским про­иг­ры­шем. Это даже не игра с нуле­вой сум­мой, где хотя бы есть один побе­ди­тель. Если инвер­ти­ро­вать мир удаст­ся, с боль­шой долей веро­ят­но­сти не выжи­вут ни те, ни дру­гие — на такой само­убий­ствен­ный шаг мож­но было решить­ся лишь на поро­ге надви­га­ю­щей­ся ката­стро­фы. Но даже в том слу­чае, если этот план удаст­ся сорвать, в гло­баль­ном смыс­ле это всё рав­но не реша­ет про­бле­мы, ведь, в любом слу­чае, эко­ло­ги­че­ский Апо­ка­лип­сис через сот­ни или тыся­чи лет предот­вра­тить никак не удаст­ся (в про­тив­ном слу­чае силы гря­ду­щих поко­ле­ний с их мощ­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми были бы направ­ле­ны на раз­ре­ше­ние этой про­бле­мы, а не на чрез­вы­чай­но рис­ко­ван­ную попыт­ку обра­тить тече­ние вре­ме­ни вспять).

Кен­нет Бра­на в роли Андрея Сато­ра, анта­го­ни­ста фильма

Без­услов­но, Андрей Сатор — самый инте­рес­ный пер­со­наж во всём филь­ме, в том чис­ле для само­го режис­сё­ра. Кажет­ся, из всех геро­ев «Дово­да» Кри­сто­фер боль­ше все­го стре­мил­ся рас­крыть имен­но его. Рус­ский оли­гарх в лон­дон­ской ссыл­ке вопло­ща­ет в себе нечто такое, что мучи­тель­но важ­но понять англи­ча­ни­ну или аме­ри­кан­цу (к сло­ву, Нолан явля­ет­ся обла­да­те­лем двой­но­го граж­дан­ства Вели­ко­бри­та­нии и США).

Сатор — не про­сто пер­со­наж, это некое инфер­наль­ное, неот­мир­ное зло, логи­ка кото­ро­го кажет­ся непод­власт­ной для раци­о­наль­но­го запад­но­го ана­ли­за. Его могу­ще­ство пуга­ет и заво­ра­жи­ва­ет, а кар­то­гра­фи­ро­вать струк­ту­ру его мыш­ле­ния жиз­нен­но необ­хо­ди­мо, что­бы обре­сти хоть какую-то опре­де­лён­ность и пер­спек­ти­ву. Импуль­сив­ность и живот­ная мощь нола­нов­ско­го анта­го­ни­ста, у кото­ро­го, кажет­ся, нет ни стра­хов, ни уяз­ви­мо­стей, посто­ян­но спу­ты­ва­ет геро­ям все карты.

У оли­гар­ха-эми­гран­та из Лон­до­на две моти­ва­ции — день­ги и жаж­да вла­сти, про­яв­ля­ю­ща­я­ся в наи­бо­лее извра­щён­ной фор­ме ком­плек­са Бога. При­чём Бога апо­ка­лип­ти­че­ско­го, спо­соб­но­го и жаж­ду­ще­го испе­пе­лить мир дотла. Глав­но­го зло­дея отли­ча­ют две прин­ци­пи­аль­но важ­ные, уни­каль­ные для него чер­ты — он не боит­ся делать то, что счи­та­ет нуж­ным, и совсем не боит­ся смер­ти. Един­ствен­ный раз, когда он чув­ству­ет сла­бость и, может быть, даже страх — это миг осо­зна­ния, что погиб­нет лишь он один, а вся сдел­ка с патро­на­ми из «буду­ще­го» будет про­ва­ле­на. Ему страш­но не уме­реть, а оста­вить нача­тое незавершённым.

Фото со съёмок

Види­мо, при­чи­на бес­стра­шия Сато­ра доволь­но про­ста: он зна­ет, что и как с ним будет про­ис­хо­дить, а так­же, что самое важ­ное — где и когда он умрёт. Мож­но пред­по­ло­жить, что его таин­ствен­ные «биз­нес-парт­нё­ры», нахо­дя­щи­е­ся в дру­гой точ­ке линии вре­ме­ни, зара­нее зна­ли, как пред­ло­жить ему наи­бо­лее выгод­ные усло­вия для сотруд­ни­че­ства. Неогра­ни­чен­ная власть и бес­ко­неч­ные финан­со­вые пото­ки мог­ли быть предо­став­ле­ны в обмен на согла­сие убить себя в тот момент, когда он и так ока­жет­ся на воло­сок от смер­ти, зажи­во пожи­ра­е­мый раком. Несо­мнен­но, заказ­чи­ки из «буду­ще­го» были исчер­пы­ва­ю­ще осве­дом­ле­ны обо всех обсто­я­тель­ствах его жиз­ни и смер­ти (фильм ведь про аген­тов раз­вед­ки, помните?).

Кон­фликт Сато­ра и Про­та­го­ни­ста — это кон­фликт двух архе­ти­пов, двух типов мыш­ле­ния. Социо­лог нача­ла ХХ века Вер­нер Зомбарт назы­вал подоб­ные струк­ту­ры типа­ми «тор­га­ша и героя» и свя­зы­вал их базо­вую моти­ва­цию с нали­чи­ем или отсут­стви­ем неко­ей внут­рен­ней силы, внут­рен­не­го ресурса:

«Тор­гаш под­хо­дит к жиз­ни с вопро­сом: что ты, жизнь, можешь мне дать? он хочет брать, хочет за счёт по воз­мож­но­сти наи­мень­ше­го дей­ствия со сво­ей сто­ро­ны выме­нять для себя по воз­мож­но­сти боль­ше, хочет заклю­чить с жиз­нью при­но­ся­щую выго­ду сдел­ку; это озна­ча­ет, что он беден. Герой всту­па­ет в жизнь с вопро­сом: жизнь, что я могу дать тебе? он хочет дарить, хочет себя рас­тра­тить, пожерт­во­вать собой — без како­го-либо ответ­но­го дара; это озна­ча­ет, что он богат».

Всё, что дела­ет Сатор, он вер­шит в рам­ках сдел­ки. Он хоро­ший делец, кото­ро­го мораль­ная сто­ро­на про­ис­хо­дя­ще­го не вол­ну­ет, и пер­во­класс­ный наём­ник, руко­вод­ству­ю­щий­ся раци­о­наль­ным, холод­ным рас­чё­том. Но всё же наём­ник он не про­стой, посколь­ку свою роль в миро­вой тра­ге­дии Сатор сумел обос­но­вать и отре­флек­си­ро­вать для себя. В отли­чие от Про­та­го­ни­ста, «сра­жа­ю­ще­го­ся за то, что едва понимает».

Их кон­фликт — это кон­фликт миро­воз­зре­ний и цен­но­стей. Если оли­гарх из Лон­до­на — «тор­гаш», кото­рый лишь заби­ра­ет, то пер­со­наж Джо­на Дэви­да Вашинг­то­на — несо­мнен­ный «герой», боль­ше склон­ный отда­вать своё, вплоть до соб­ствен­ной жиз­ни (что ста­но­вит­ся ясно в самом нача­ле, когда он совер­ша­ет акт само­по­жерт­во­ва­ния). Разу­ме­ет­ся, как и поло­же­но, «тор­гаш» в ито­ге тер­пит сокру­ши­тель­ное пора­же­ние, а «герой» побеждает.

В мире «Дово­да» анти­ге­рой-оли­гарх оли­це­тво­ря­ет Разум (что долж­но было ока­зать­ся весь­ма непри­выч­ным для оте­че­ствен­но­го зри­те­ля, при­вык­ше­го к набив­шим оско­ми­ну рас­суж­де­ни­ям о «зага­доч­ной рус­ской душе»). Этот разум — жесто­кий, рас­чёт­ли­вый, и в то же вре­мя дей­ству­ю­щий пол­но­стью сооб­раз­но обсто­я­тель­ствам. У Сато­ра доста­точ­но сме­ло­сти не тешить себя иллю­зи­я­ми и не пря­тать голо­ву в песок из-за стра­ха, какой бы жут­кой и непри­ят­ной ни ока­за­лась реаль­ность, с кото­рой нуж­но рабо­тать. Он дела­ет то, что счи­та­ет нуж­ным и чего бы это ни стоило.

Про­та­го­ни­ста тоже нель­зя упрек­нуть в тру­со­сти, но всё же внут­ри него есть гра­ни­цы, пере­шаг­нуть через кото­рые он не готов: в нача­ле филь­ма он вооб­ще хочет уво­лить­ся, пото­му что рабо­та ока­за­лась для него слиш­ком непри­ят­ной. Затем он спа­са­ет Кэт (Эли­за­бет Деби­ки), хотя это может поста­вить под угро­зу всю операцию.

Сатор оли­це­тво­ря­ет оппо­зи­цию миру веры как тако­во­му: рус­ский оли­гарх зна­ет, что мир погиб­нет в огне, и пото­му про­сто дей­ству­ет, исхо­дя из это­го зна­ния. Его про­тив­ни­ки, в свою оче­редь — это «рыца­ри веры» (они напря­мую декла­ри­ру­ют это), ведо­мые эмо­ци­я­ми, мора­лью и бла­го­род­ством, одна­ко подоб­ная моти­ва­ция дела­ет их сле­пы­ми отно­си­тель­но гря­ду­ще­го дня. Воз­мож­ные губи­тель­ные стра­те­ги­че­ские послед­ствия сию­ми­нут­ных, про­дик­то­ван­ных эмпа­ти­ей и мора­лью реше­ний их мало вол­ну­ют (ещё раз вспом­ним, чего мог­ло им сто­ить спа­се­ние Кэт). Поэто­му Сатор в чём-то прав, назы­вая их сле­пы­ми фанатиками.

Кри­сто­фер Нолан и Джон Дэвид Вашинг­тон на съём­ках «Дово­да»

Нола­на часто руга­ют за то, что его герои обыч­но вслух про­го­ва­ри­ва­ют всю про­бле­ма­ти­ку филь­ма, но мно­гие дилем­мы «Дово­да» обо­зна­че­ны бук­валь­но полу­на­мё­ка­ми. В част­но­сти, дилем­ма мораль­ная, когда бла­го­род­ный посту­пок на деле может ока­зать­ся без­от­вет­ствен­ным и даже без­нрав­ствен­ным. Фильм ста­вит весь­ма нети­пич­ный для совре­мен­но­го кино вопрос: мож­но ли счи­тать разум­ным и пра­виль­ным доб­ро­де­тель­ное реше­ние «здесь и сей­час», если оно неиз­беж­но повле­чёт за собой мас­штаб­ные ката­клиз­мы и беды в даль­ней­шем? Не явля­ет­ся ли это дей­стви­ем по прин­ци­пу «после нас хоть потоп»?

Про­та­го­нист пря­мо заяв­ля­ет, что про­бле­мы сле­ду­ю­щих поко­ле­ний его не каса­ют­ся. Быть может, имен­но фаталь­ная бли­зо­ру­кость разу­ма у веч­но побеж­да­ю­щих, испол­нен­ных бла­го­род­ства рыца­рей веры и при­ве­ла в ито­ге к тому, что в далё­ком «буду­щем» вся пла­не­та ока­за­лась на гра­ни ката­стро­фы? Может, если мы не гото­вы в какой-то момент пожерт­во­вать сле­зин­кой ребён­ка, впо­след­ствии при­дёт­ся жерт­во­вать вооб­ще всем, что у нас есть?

Пара­докс, но если взгля­нуть под опре­де­лён­ным углом (и при этом мак­си­маль­но отвлечь­ся от ано­маль­ной жесто­ко­сти оли­гар­ха), ока­жет­ся, что в плане гло­баль­ных мораль­ных оппо­зи­ций рус­ский зло­дей может выгля­деть более нрав­ствен­ным, неже­ли его джентль­ме­ны-про­тив­ни­ки из орга­ни­за­ции «Довод». Прав­да, в духе запад­ной худо­же­ствен­ной тра­ди­ции Нолан соеди­ня­ет оли­це­тво­ря­е­мый Сато­ром праг­ма­тизм в алхи­ми­че­ском бра­ке с изощ­рён­ной, пря­мо пато­ло­ги­че­ской кро­во­жад­но­стью, и тем самым дис­кре­ди­ти­ру­ет его под­ход и моти­ва­цию на корню.

Одна­ко есть у его обра­за и едва уло­ви­мая, но пока­за­тель­ная мораль­ная состав­ля­ю­щая. Сатор хочет, что­бы в момент гибе­ли все­го мира его семья, а имен­но жена и сын, были рядом. Это момент осо­бой жесто­ко­сти и циниз­ма, кото­рые исчер­пы­ва­ю­ще харак­те­ри­зу­ют его пер­со­на­жа. И, в то же вре­мя, в этом жесте про­яв­ля­ет­ся некая жаж­да бли­зо­сти, пусть и в очень извра­щён­ной, болез­нен­ной, пси­хо­па­то­ло­ги­че­ской фор­ме. На поро­ге смер­ти он зада­ёт­ся вопросом:

— Мой вели­чай­ший грех — при­ве­сти сына в мир, кото­рый был обре­чён. Как дума­ешь, Бог про­стит меня?

Эта репли­ка ска­за­на не в бес­па­мят­стве или безу­мии. Она глу­бо­ко рефлек­сив­на и при­во­дит на память печаль и сте­на­ния сред­не­ве­ко­вых мисти­ков, сокру­шав­ших­ся о тра­ги­че­ской уча­сти чело­ве­че­ства в день гря­ду­ще­го Страш­но­го суда. Этот момент, без­услов­но, Сато­ра никак не оправ­ды­ва­ет — но дела­ет его пер­со­на­жа более слож­ным, чем кажет­ся на пер­вый взгляд.

Нестан­дарт­ные обра­зы анта­го­ни­стов — ещё одна узна­ва­е­мая чер­та режис­сёр­ско­го сти­ля Нола­на. Зача­стую его зло­деи вовсе не безум­ны — наобо­рот, они испол­не­ны разу­ма и трез­во­го взгля­да на вещи. Про­сто их разум­ность дове­де­на до логи­че­ско­го пре­де­ла, по дости­же­нии кото­ро­го они гото­вы бес­страст­но пере­ша­ги­вать через тру­пы и целые клад­би­ща, если постав­лен­ная перед собой цель кажет­ся им доста­точ­но значимой.

Отдель­но сто­ит ска­зать о бри­тан­ке Кэт, сла­бо­стью кото­рой Сатор бес­стыд­но поль­зу­ет­ся. Пере­жив страш­ные испы­та­ния и зака­лив­шись в гор­ни­ле пере­не­сён­ной боли, она смог­ла в кон­це кон­цов най­ти в себе сме­лость покон­чить с тира­ни­ей мужа. Побы­вав на поро­ге смер­ти, она тоже захо­те­ла доби­вать­ся сво­е­го, как преж­де все­гда делал её супруг. Её цель — уви­деть пора­же­ние нена­вист­но­го супру­га, уло­вить осо­зна­ние про­иг­ры­ша в его соб­ствен­ных гла­зах. Сам Андрей заме­ча­ет, что взгляд Кэт изме­нил­ся: отныне в нём скво­зит гнев, а не отча­я­ние, как было преж­де. Она ста­ла силь­нее и теперь гото­ва защи­тить себя перед лицом угро­зы. Так она реша­ет­ся на посту­пок — убий­ство сво­ей «Синей боро­ды», на кото­рый ранее не была способна.

Её сюжет­ная арка — это исто­рия о лише­нии тира­на его неза­слу­жен­ной и неспра­вед­ли­вой вла­сти. Тиран при­хо­дит в отча­я­ние, когда пони­ма­ет, что за его смер­тью не после­ду­ет гибель все­го и вся. Имен­но так он теря­ет своё могу­ще­ство. Коще­е­во сокро­ви­ще Сато­ра нахо­ди­лось вовсе не в жиз­ни, а во вла­сти. Поте­ряв воз­мож­ность похо­ро­нить чело­ве­че­ство вме­сте с собой, он утра­тил опо­ру, за кото­рую все­гда держался.

Неслу­чай­но Сатор поги­ба­ет, будучи полу­го­лым: поте­ря кон­тро­ля над женой и над жиз­ня­ми всех осталь­ных обна­жа­ет его лич­ную сла­бость. Пере­став быть Богом-раз­ру­ши­те­лем, он стал уяз­вим, ведь вся его сила заклю­ча­лась в нали­чии вла­сти над дру­ги­ми, а не пре­бы­ва­ла внут­ри него само­го. В духе ста­рой идеи Зомбар­та, его «тор­га­ше­ская» сила обер­ну­лась немо­щью, а ска­зоч­ное богат­ство оли­гар­ха, раз­бо­га­тев­ше­го на тор­гов­ле ору­жи­ем — нище­той голо­дран­ца перед лицом смер­ти и пора­же­ния. Мир веры вновь побе­дил прин­ци­пы сухо­го рас­чё­та. По край­ней мере, на киноэкране.


Читай­те так­же рецен­зию на пер­вый фильм Алек­сея Бала­ба­но­ва «Кино­зал. „Счаст­ли­вые дни“ (1991)».

Поделиться